Самый первый цирк в мире. Когда и где был открыт первый в мире цирк? Дальнейшее развитие циркового искусства

01.07.2020

Слово «цирк» происходит от латинского circus . В переводе оно означает круг, окружность. Цирковое искусство - самый любимый вид не только детей, но и взрослых. Данное искусство состоит в основном из трюков. Каждый трюк - это годы тренировок, он сложен для исполнения. Зато удачное исполнение его вызывает бурю эмоций у зрителя. Каждый трюк хорошо оформлен музыкально, а в сочетании с хореографией это уже номер. Множество номеров составляют программу, но иногда эти номера объединены одной канвой, что составляет целый спектакль.
История цирка
Римский цирк. У древних римлян словом «цирк» называлось открытое сооружение в виде вытянутого овала, соответствующее современному ипподрому. Крупнейшим из таких зданий был Большой цирк в столице. Римский цирк имел очень мало общего с современным цирковым представлением: он был местом проведения ряда народных «зрелищ», прежде всего конских скачек и гонок колесниц, а впоследствии и некоторых других, обычно, впрочем, устраивавшихся не в цирках, а в амфитеатрах: единоборства гладиаторов, травли зверей и т. п. Состязания в цирке происходили в известные праздничные дни и назывались ludi circenses. Цирк играл в Риме большую общественную роль, сохранявшуюся также в первые века Византии.
Средние века. После распада Римской империи цирк мало-помалу потерял своё значение главного места для развлечения народа. Внук Хлодвига I, Хильперик I, король франков, построил в Париже и Суассоне цирки, где давались народу различные представления, но последние особенного успеха не имели, и потому цирки вскоре были заброшены и сломаны. Получившие в Средние века значительное развитие мистерии и театральные представления окончательно подорвали значение цирка как общественного увеселения.
Новое время . Цирк современного типа появился впервые лишь в конце XVIII века во Франции. Создателями его явились два английских наездника, отец и сын Астлеи. В 1774 году они выстроили в Париже, в предместье Тампль, круглый зал, названный ими цирком, и стали давать здесь представления, состоявшие из различных упражнений на лошадях и акробатических этюдов. Преемники Астлеев, итальянцы Франкони, вскоре выстроили новый цирк уже на 2700 человек. Они ввели в программу представлений еще и пантомимы, а также борьбу диких зверей между собой и с собаками. Из Парижа цирковые представления вскоре распространились по всей Европе. Представления с дрессированными животными начали даваться в цирке с конца XIX века. К концу века постоянные цирки существовали почти во всех столицах и главных городах Западной Европы и России. Лучшими считались цирки Парижа. Кроме того, по Западной Европе и России постоянно кочевало весьма значительное число подвижных цирков. В Италии XIX века не было постоянных цирков, но зато большая часть наиболее значительных театров была устроена так, что партер мог быть превращён в цирковую арену. Наибольшее распространение цирки получили в Испании, где сохраняется с античности коррида.
В годы Великой Отечественной войны . Во время Великой Отечественной войны искусству советского цирка был нанесен значительный урон. Многие цирко-вые здания были уничтожены вражескими бомбежками, по-жарами вместе с реквизитом и оборудованием. Погибли дрессированные животные. Артисты уходили на фронт, рас-падались номера и аттракционы. Главное управление цирков вместе с Всесоюзным Комитетом по делам искусств было эвакуировано в Томск. В тяжелые годы Великой Отечественной войны Сталин позаботился о том, чтобы советский цирк был поддержан и животные в нем не голодали. С первых дней Великой Отечественной войны (1941—1945) артисты цирка выступали на мобилизационных пунктах, на вокзалах перед отправкой фронтовых эшелонов, в госпиталях. В 1941, в годовщину Октябрьской революции, Московский цирк направил большую группу артистов на фронт в районы Можайска и Волоколамска. Карандаш на глазах у публики напяливал на лицо получеловечью-полусобачью маску, на голову водружал чугунный котел, вооружался топором, ножом, дубиной. Высматривал что-то вдали, усаживался в «танк» с криком «Нах Москау!» и катил вперед. «Танк» представлял собой большую бочку, установленную на платформу, колеса которой были декорированы под гусеницы танка. Ящик с поленом изображал башню на танке. Спереди на днище бочки были нарисованы череп и кости. Взрыв! Гитлеровец в лохмотьях на одной ноге стоит в изумлении на манеже. Затем, обвязав голову платком, схватив «подвернувшийся» костыль, на одной ноге удирает за кулисы…
Коверный клоун Борис Петрович Вяткин одну за другой посылал в Москву телеграммы с просьбой направить его вместе с другими артистами на фронт для выступлений перед бойцами. В августе 1942 года их вызвали в Москву, чтобы направить во фронтовую цирковую бригаду. В том же месяце Борис и его любимица собака Крошка вместе с другими артистами отправились в первую фронтовую поездку. В июне 1942 в действующие части выехала бригада Карандаша, а в августе — бригада Вяткина, обслуживавшая фронты в течение 3 лет. За все время работы на фронте их бригада дала более полутора тысяч концертов. Выступали перед летчиками, танкистами, разведчиками, на передовой, в госпиталях, на грузовиках, оборудованных «под сцену», на полянках и в лесочках. Не раз попадали под обстрелы и бомбежки, в любую погоду давали по три-четыре концерта. В 1945, уже после окончания войны, продолжали выступления в воинских частях, в Москву вернулись только в августе сорок пятого. В этом же году при Московском, Саратовском и других цирках, были созданы фронтовые цирки.
Специальный цирковой коллектив был образован под руководством Е. Гершуни при Ленинградском доме Красной Армии. Он давал представления на Ленинградском фронте, а также в самом городе. Программа открывалась публицистическим прологом «Фашистский зверинец». Остросатирический конферанс осуществлял К. Гузынин и клоун Павел Алексеевич. Представление шло на фоне своеобразной конструкции, изображавшей цирковой амфитеатр. 29 ноября 1943 года Ижевский цирк открыл свои двери, несмотря на войну, и первыми зрителями нового цирка на 1800 мест стали раненые бойцы. В ноябре 1944 года открылся 64-й сезон Ленинградского цирка. Великая Отечественная война прервала творческую деятельность цирка на 4 года.
На арене Саратовского цирка сделали первые шаги Вальтер Запашный и Мстислав Запашный. Случилось так, что Вальтер и Мстислав остались в осаждённом Ленинграде. Дом их от бомбёжек сгорел и жили они с бабушкой в гримуборной цирка. Младших Запашных вывезли по «Дороге жизни». Они отправились к матери, Лидии Карловне, в Саратов. Здесь, ещё в годы войны они начали репетировать свой акробатически-трюковой номер, а затем выступать. Так на цирковых афишах появилась группа «Братья Запашные», которую прославили сыновья Михаила: Вальтер, Мстислав, Игорь. Братья пробовали себя в самых разных жанрах: клоунада, воздушная гимнастика, джигитовка, мотогонки, дрессировка лошадей и экзотических животных, укрощение хищников.
В День Победы — 9 мая 1945 года артисты советского цирка выступали перед воинами-освободителями на лестнице поверженного рейхстага.

Начало цирка Нового времени

Цирк, как и театр, родился на площади. Артисты давали свои представления пря-мо на земле, а зрители образовывали круг. Современная круглая арена — по-рождение производственной площадки ста-ринных комедиантов. Летописцы утверждают, что в Европе уже в XIV— XV веках их было немало. Они выходили из народа. Какой-нибудь сапожный под-мастерье или крестьянский сын сначала у себя в местечке поражал товарищей ма-стерством акробата или жонглера. Потом его известность распространялась на всю округу. Новое ремесло требовало отдачи всех сил. И молодой человек укладывал в мешок свой нехитрый скарб и отправлял-ся в путешествие, увеличивая число бро-дячих артистов.
Бродячие артисты везде преследовались государственной властью и церковью. Вы-ходцы из народной среды, эти артисты в своих выступлениях не щадили власть имущих и нередко жестоко издевались над ними. Но не только в этом было дело. В отличие от религии, народные искусники утверждали радость земного бытия. Они прославляли человека сильного, смелого, ловкого. Это вызывало гонения со стороны господствующих классов и церкви, прини-мались меры, чтобы запретить представле-ния и даже физически уничтожить артис-тов. Но так как искусство поддерживалось народом, осуществить это никогда не удавалось.
Были бродячие артисты и на Ру-си. Максим Горький писал о них: «У нас до начала XVII века тоже были свои «ли-цедеи», свои мейстерзингеры — «калики перехожие», они разносили по всей стра-не «лицедейства» и песни о событиях «ве-ликой смуты», об Ивашке Болотникове, о боях, победах и гибели Степана Разина». Памятники материальной культуры, ле-тописи, старинные книги свидетельствуют, что скоморохи были известны с очень отдаленных времен. В Киеве, в Софийском соборе, сооруженном в 1037 году, на лест-ничных фресках изображено целое представление, в котором участвуют и хищные звери, и эквилибристы, и музыканты, и танцоры, и борцы.
Расцвет скоморошества относится к XVI — XVII векам. Это был период актив-ного образования русской нации. В. И. Ленин писал; «Новый период рус-ской истории (примерно с XVII века) ха-рактеризуется действительно фактическим слиянием всех... областей, земель и кня-жеств в одно целое... Оно вызывалось уси-ливающимся обменом между областями, постепенно растущим товарным обраще-нием, концентрированием небольших ме-стных рынков в один всероссийский ры-нок. Так как руководителями и хозяева-ми этого процесса были купцы, то созда-ние этих национальных связей было не чем иным, как созданием связей буржуаз-ных».
Экономический и политический подъем России в XVI и XVII веках способствовал росту национальной культуры, и в том числе скоморошества. В репертуаре скомо-рохов все чаще встречаются выпады про-тив правящих классов и церкви, проявле-ния симпатий к героям народных восста-ний. И тогда усиливаются гонения против них. В 1551 году Собор высшего русского православного духовенства в изданной им книге «Стоглав»* утверждал, что боже-ственные писания и священные правила отрицают всякое играние — и зернь, и шахматы, и тавлеи, и гусли, и смычки, и всякое глумление и позорище, и плясание. «Рече бо господь: «Горе вам смеющимся ныне, яко восплачите и возрыдаете».
В 1648 году царь Алексей Михайлович, «жалея православных христиан», прика-зывал им глумление и скоморошество «со всякими бесовскими играми прекратить», а «которые люди от того всего богомерз-кого дела не отстанут и учнут впредь та-ковы богомерзкие дела держаться, по го-судареву указу тем людям чинить наказа-ние. Где такое бесчиние объявится или кто на кого такое бесчиние скажет, тех людей бить в батоги». Вопреки нападкам правящих классов и церкви, скоморошество продол-жало развиваться, ибо искусство скоморо-хов было тесно связано с народной тради-цией, оно выражало мысли и чаяния на-рода. Скоморохи оказали большое влияние и на развитие русского театра и русского цирка.
Начиная с XVI—XVII веков широкое распространение в Европе получают шко-лы верховой езды. В школах верховой езды нередко про-водились соревнования и показательные заезды. Среди берейторов появляются вы-дающиеся мастера своего дела. Иные из этих берейторов переносят свои выступле-ния и на народные гулянья; успех, кото-рый они там имеют, приводит к тому, что берейторы начинают переезжать из горо-да в город, давая представления. В 1588 году в Праге гастролировал не-кий кунстберейтор. Он стоял ногами на спине у скачущей лошади, спрыгивал с лошади и вскакивал на нее вновь. В 1647 году наездник Христиан Мюллер в городе Нюрнберге демонстрировал слож-ные эволюции на лошади. В 1724 году в России некий искусник показывал танцующую лошадь. Сведения о таком «чуде» дошли до Петра I, и он отдал распоряжение: смотрителям препят-ствий не чинить, а дрессировщику отво-дить квартиру и выдавать для лошади фураж.
В 1764 году наездник Якоб Бейтс вы-строил в Москве возле Красного пруда амфи-театр для конных представлений. Высту-пал он, по-видимому, один, и представление продолжалось от тридцати до сорока минут. Бейтс появлялся перед публикой в красной однобортной куртке с отложным воротником и вышитыми манжетами. Брюки у него были заправлены в мягкие сапожки, на голове — охотничья фураж-ка. В руках Бейтс держал длинный хлыст. Такой спортивный вид подходил к суще-ству его номера. Бейтс скакал, стоя на крупах двух лошадей, а в середине бежа-ла еще третья лошадь. Показывал он так-же упражнения вольтижировки: взявшись руками за ручки гурты, Бейтс повисал вдоль лошади, потом он продевал в петлю ногу и висел в таком положении. Наконец, Бейтс перепрыгивал через бегущую ло-шадь, упираясь в ее спину руками. Этот подчеркнуто спортивный номер был связан со школами верховой езды, упражнения-ми кавалеристов. Театрализация, получив-шая развитие в дальнейшей практике цир-ка, здесь присутствовала лишь в зачатке.
В 1776 году в Москве выступал наезд-ник и дрессировщик лошадей Вольтон. В 1884 году в Россию прибыл уроженец города Бреславля Николай Мори. У него лошадь копытом отсчитывала часы, отсту-кивала, сколько лет она была в обучении. Кроме того, перепрыгивала через неболь-шой обруч, опускалась, «прося милости», на колени, становилась на дыбы и шла на дрессировщика.
В 1772 году в Лондоне Филипп Астлей, в прошлом солдат-кавалерист, организо-вал школу верховой езды. Эта школа име-ла большой успех, главным образом благо-даря демонстрации в ней различных кон-ных эволюций. В 1782 году Астлей выстро-ил специальное здание для показа кон-ных представлений. Здание это имело все признаки современного цирка: арену, ме-ста для зрителей, расположенные по кру-гу и поднимающиеся амфитеатром, купо-лообразную крышу. Историки обычно счи-тают предприятие Астлея первым стационарным цирком в Европе. В том же 1782 году Астлей выстроил амфитеатр для представления в Париже, назвав его «Анг-лийский амфитеатр предместья Тампль».
Театрализация особенно усилилась в цирке Франкони. Антонио Франкони — дрессировщик птиц — 21 марта 1791 года начал представления в Амфитеатре Астлея. В его труппе места премьеров занимали сыновья Франкони — Лоренцо и Энрико — талантливые дрессировщики лоша-дей и наездники. В 1807 году Франкони строят в Париже новое здание для своих представлений. Здесь главное место зани-мают пантомимы, чаще всего на баталь-ные сюжеты, имеющие большое число мас-совых сцен и феерических эффектов. Это было во времена Наполеона I и победонос-ных войн, которые вела Франция. В цир-ке Франкони утверждался культ импера-тора, прославлялись его походы. Благода-ря этому цирк имел поддержку со стороны правящих кругов. В цирке Франкони выдвинулся замеча-тельный комик Жак Батист Ориоль (де-бют 5 марта 1835 года). Ориоль был заме-чательный акробат, жонглер, эквили-брист и он умел расцветить свои выступле-ния блестками юмора. Из его трюков на-зовем: переднее сальто-мортале через двенадцать солдат, скрестивших свои ружья. Заднее сальто-мортале он делал так, что попадал прямо в туфли, правда, без задников. Ориоль пародировал номера и, кроме того, нередко сопровождал свое выступление словесными шутками. Бес-спорно, Ориоль использовал и развил тра-дицию народных паяцев. Он утвердился на арене как первый так называемый ковер-ный клоун. Предприятие Франкони первым стало называться цир-ком . И вот почему. В 1806 году француз-ское правительство специальным указом запретило всякого рода зрелищам имено-ваться театрами, оставив это наименование только за театрами оперы, балета, тра-гедии и высокой комедии; под действие этого указа попал и Амфитеатр, или, как он еще назывался, Конный театр Франко-ни. Тогда Франкони дали своему предприятию название Олимпийского цирка. Под-ражая им, так же назвали свои амфите-атры провинциальные антрепренеры, а затем название распространилось и по всей Европе.
Как же развивался цирк в России?
В конце XVIII и начала XIX веков в России нередко гастролировали передвиж-ные труппы. В Петербурге они чаще всего выступали в манеже графа Завадовского на Мойке или же выстраивали временные балаганы. Первое специальное здание для цирковых представлений было выстроено Иосифом Габита в Петербурге на Крестов-ском острове. Открылся цирк 4 июня 1822 года. В 1827 году предприниматель Жак Турниер внес в казну 30 тыс. рублей и полу-чил разрешение на постройку цирка. Цирк обошелся в 100 699 рублей; недостающую сумму дала городская управа, и она же стала фактическим владельцем цирка. В 1845 году в столицу приехал Алек-сандр Гверра; он выстроил цирк на площади рядом с Большим театром. В 1846 го-ду еще один цирк выстроили Жюль Лежар и Поль Кюзан. Конкуренция между цирками была ожесточенная, но публика заинтересовалась цирками, и они имели очень большой успех. И. С. Тургенев пи-сал : «Упомянув о Лежаре и Гверра, нель-зя не войти в некоторые подробности: предмет слишком интересующий в настоя-щее время петербургскую публику. Мы, однако ж, нисколько не намерены смот-реть на него свысока и тяжеловесно острить, подтрунивать над публикою, назы-вая ее увлечение «лошадиного циркоманею» или каким-нибудь еще более неук-люжим словцом. Мы не видим ничего худого в том, что публике нравятся цирки ».
В 1847 году государство купило оба цир-ка, и в 1849 году открылся новый камен-ный императорский цирк. В Москве после выступлений ряда гаст-рольных трупп в 1853 году стационарный цирк выстроил гвардейский полковник В. Н. Новосильцев. Цирк находился на Петровке, на месте теперешнего Мосторга № 1. Центральное место в программах цир-ков занимали наездники и наездницы раз-ных специальностей. Тургенев писал : «В цирке Гверра привлекает в особенности г-жа Каролина Лайо. Соответственное ам-плуа в цирке Лежара занимает г-жа По-лина Кюзан. Общий голос присуждает первенство г-же Каролине Лайо. В самой деле, ловкость ее в управлении лошадью, постоянная уверенность и спокойствие и, наконец, грациозность, которою запечат-лено каждое ее движение, поразительны. Она сама занимается проездкой лоша-дей ».
Большой успех в цирках имели транс-формационные и балетно-акробатические сцены на лошадях. В паузах выступали комики, из них наибольший успех имел Луи Виоль, напоминающий Ориоля, и его ученик, замечательный акробат и экви-либрист Пачифико Авеньели.
Ставились в цирках также пантомимы, главным образам романтического содержа-ния, с большими конными сценами и по-становочными эффектами. После того как петербургский цирк стал государственным, для подготовки кадров русских цирковых артистов при театраль-ном училище было создано специальное Цирковое отделение. Из него вышли: та-лантливая наездница высшей школы Ека-терина Федорова, гротеск-наездница Анна Натарова, наездник Тимофей Стуколкин и Другие. Любопытно отметить, что выступа-ющий сейчас в цирках клоун Г. В. Стуколкин — дальний родственник этого не-когда известного наездника и танцовщика.
В казенном императорском цирке пошли откровенно монархические, антихудо-жественные пьесы, в которых прославлял-ся антинародный режим Николая I и сам царь: «Падение Акты» П. Мердера и «Мо-лодцы казаки» Воронова, но успеха они не имели. Современник записывал: «Сначала отличные сборы, а потом пустота и пустота». Наряду с цирками цирковые номера постоянно исполнялись также в балаганах и просто на улицах, главным образом I дни народных гуляний. Здесь выступали и акробаты, и жонглеры, и эквилибристы и фокусники, и веселые остроумные «деды». Последние нередко исполняли злые сатирические шутки, направленные против власть имущих. Иные из этих «дедов», например отставной егерь Бомбов, бы ли весьма популярны и любимы народом

Давно ли, вы были в Цирке?
Спросите ребенка, куда он предпочтет пойти, например, в кино, театр, оперу или цирк...
Ведь "устами младенца глаголит истина", не правда ли?
Красочное и яркое зрелище не может оставить никого равнодушным к этому виду искусства.
А искусство это возникло сравнительно недавно, несмотря на то, что герои этого представления существовали за долго до того как появился, так называемый цирк!

Цирк происходит от латинского слова circus, что обозначает круг, и это неслучайно! Цирковая арена предназначалась для конной акробатики, которая по сути является первым цирковым трюком. Основатель цирка Филип Астлей был английским цирковым артистом и блестящим наездником. В 1770 году, в Лондоне, он основал Школу верховой езды, где показывались так же конные представления.
Огородив натянутыми веревками территорию для выступлений, Астлей в красной куртке, коротких штанах из чертовой кожи и треуголке с плюмажем (в слегка измененном виде костюм этот станет в последствии униформой наездников), под звуки оркестра, состоящего из двух флейт и барабана, в который била миссис Астлей показывал лондонцам вольтаж на одной и двух лошадях.

В 1780 году Астлей построил манеж под открытым небом, окруженный крытыми трибунами, который получил название "Амфитеатр Астлея". В этом году на манеже дебютировал его десятилетний сын Джон.
Вдобавок к конно-акробатическим номерам, он ввел в свое представление канатных плясунов, прыгунов, акробатов, жонглеров, пантомиму и впервые появляются цирковые клоуны.
Эти представления и стали праобразом современного цирка.

Верховая езда оставалась центральным выступлением в цирке, в течение более чем ста лет. И участвовали в этом шоу не только мужчины но и женщины.

На этой картинке показано, как нелегко приходилось наездницам Эдвардианской эпохи. Женщина-всадник должна была не только выполнять все прыжки и трюки верхом, но и быть затянутой в тугой корсет сидя боком на лошади, что значительно ограничивало ее движения и при этом в огромной шляпе с перьями (не буду перечислять все элементы, которые лепились на эти шляпы), надежно крепившиеся на голове несколькими крупными и жесткими шпильками. Она всегда должна была оставаться элегантной и изящной.

Канатоходцы, как их часто называли, было обычным зрелищем на ярмарках по всей Европе от Средневековья до 18-го века. Эта знаменитая голландская девушка одетая в мужскую одежду конца 17 века. Камзол, чулки и поверх чулок стеганые штанишки на ватной подкладке, шарообразной формы с разрезами (О-де-шосс), которые были популярны в мужской одежде 16 века. А почему в мужской? Да очень просто, девушки того периода носили юбки, представляете, смотрите вы вверх и что вы видите?, а в то время, в принципе, и нижнего белья не было, наверно это шоу называлось бы по-другому! Ну и формы юбок в моде росли в разные стороны, вот и наряд этот позволял ей двигаться легко, и защищал ее скромность. Хотя знаменитая канатоходец 19-го века, Мадам Саки выполняла свои номера в юбке.

Мадам Саки выступала на арене с пятилетнего возраста. Приехала в Париж с родителями, бродячих актеров и ярмарочных плясунов Жана Батиста Лаланна и Элен Масгомьери. У её отца, под именем Navarin le Fameux, брал уроки танца брат короля Людовика XVI граф д’Артуа.
В 1816 открыла собственный театр на парижском бульваре дю Тампль. Театр Мадам Саки (официально он назывался Театром акробатов) давал представления до 1830.
Мадам Саки продолжала танцевать на проволоке до 75 лет.

ЛЕОТАР (Leotard), Жан Мари Жюли (1830-70). Он был французским цирковым артистом и первым воздушный гимнастом. Леотар создал номер "Полет с трапеции на трапецию", другое его великое наследие является частью одежды, названную его именем: (с англ. the leotard) трико, то есть сегодняшний купальник. Оригинальный купальник был трикотажным костюмом. Это позволяло свободу передвижения и не представляло опасности запутаться одежде в веревке.

Жан Мари Жюли в 1859 дебютировал в цирке Наполеона в Париже. И приобрел широкую известность в Европе.

(Еще парочку костюмчиков Леотара.)

Не могу не сказать о красивом мальчике со светлыми вьющимися волосами и не боящимся высоты, это Уильям Леонард Хант, или как его называли Эль-Ниньо Фарини. Он родился Wasgate где-то в штате Мэн, США, в 1850-х годах и был сиротой, который был принят, и обучен известным канатоходцем Гильермо Антонио Фарини.

Эль-Ниньо (в переводе с испанского"мальчик") в 1886 году, ему было всего 10, окончательно шокировал публику своим номером называющимся "Le Tambour Aerial" - воздушный барабанщик. Он держась шеей за канат и раскачиваясь, умудрялся солировать на барабане.

В 17 веке диких животных можно было увидеть на ярмарках, а в 1793 году человек по имени Пидкока создал обмен животных в Лондоне.

Если перевести английское слово clown, то это будет деревенщина, невоспитанный, неотёсанный человек, в основном клоунами, такие и были, бедняки и пьяницы, отсюда и взялся традиционный красный нос.

(эти клоуны скорее напугают, чем насмешат!)


Клоун Август, начало 19 го столетия


Клоунесса



Клоун Франк Бэйл со своим шоу « обезьяна и собака»

от лат. circus - круг) - вид искусства, специфика к-рого заключается в создании худож. образов при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Одна из основ последнего - эксцентрика. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространством, своим собственным телом и чувствами), цирковой артист творит по закону эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя. Цирковое представление включает в себя номера разных жанров (акробатику, эквилибристику, гимнастику, пантомиму, жонглирование, клоунаду, иллюзионизм, музыкальную эксцентрику, наездничество, дрессировку животных и др.), а действие, как правило, происходит на круглой площадке - арене диаметром ок. 13 м, вокруг к-рой располагается амфитеатр для зрителей. В Древн. Риме, откуда берет свое начало совр. Ц., арена имела форму эллипса, где демонстрировались бега колесниц, выступления жонглеров, эквилибристов, комиков, а трибуны вмещали до 250 тыс. зрителей. В наши дни существует разновидность циркового представления на сцене. Поэтому номера, эстрадные и др. представления с участием цирковых артистов также носят обобщенное название - Ц. Происхождение циркового иск-ва связано с обрядами, играми, развитием бытовых и профессиональных навыков (ходьба по канатам для проверки их крепкости, подготовка коней для кавалерии, боевых слонов и т. д.). Профессиональные труппы акробатов, эквилибристов, жонглеров были известны в Древн. Греции, Древн. Риме, Византии, Китае. В период средневековья бродячие труппы цирковых артистов давали представления на улицах городов, в селах. Цирковое представление, ставшее прообразом совр. Ц., сложилось сравнительно недавно, с открытием в конце XVIII - нач. XIX в. первых постоянно действующих стационарных Ц. Одно из гл. выразительных средств циркового иск-ва - трюк. Большинству цирковых трюков присущ не только эксцентрический характер, но даже элемент абсурдности (Абсурдизация), т. к. их исполнение нарушает привычную логику поведения. Демонстрация композиционно выстроенных, подчиненных определенному замыслу трюков, в сопровождении музыки, с элементами худож. оформления, составляющая отдельное законченное выступление артистов, наз. номером. Программы совр. Ц, состоят из номеров разных жанров - спортивно-акробатических, с дрессированными животными, иллюзионных, реприз и клоунад. Однако, какие бы эмоции ни вызывали у зрителей смелые трюки акробатов, гимнастов, укротителей зверей, гл. и непременным действующим лицом, умом и сердцем Ц. является клоун. Маска популярного клоуна выражает психологию современников, точно ощущает и передает, что сегодня является серьезным, а что смешным. Пользуясь приемами буффонады, гротеска, клоун работает в том же ключе, что и художники др. видов иск-ва. Можно сказать, что клоун - это комическое зеркало времени. И чем точнее и глубже клоунская маска охватывает, анализирует и выражает время, тем больше популярность клоуна у зрителей. Яркое, жизнерадостное в целом иск-во Ц. всегда современно. В лучших его образцах, казалось бы, неожиданные и даже абсурдные поступки и действия цирковых персонажей трансформируют на арене совр. информацию в ее нравственных и социальных аспектах, создавая своеобразную картину реальности. А внешне слишком броские костюмы и пестрые краски Ц. по-своему раскрывают характер совр. моды и представления о красоте.

Искусство цирка формировалось в течение многих столетий на основании представлений людей о зрелищах и развлечениях. Оно впитало в себя дух выступлений на площадях, спортивных соревнований, театра, культурных предпочтений и многие другие черты.

Возникновение цирка

Само слово цирк произошло от латинского «circus», что значит «круг». Ведь сценой для выступлений во все времена служила круглая арена.

Цирковое искусство всегда было тесно связано с жизнью общества, трудовыми буднями народа и праздниками, религиозными культами. В странах Древнего Востока ремесленники, которые хотели доказать что канат, изготовленный ими, самый крепкий, ходили по нему, прыгали и даже бегали. В Персии воины умели взбираться на шест, который находился на плече или за поясом у их товарища, чтобы осматривать окрестности. Сборщики фруктов удерживали равновесие на свободно стоящих лестницах, а также переходи на них от дерева к дереву. В странах Африки воинов отбирали за их акробатические умения. Они должны были переворачиваться в воздухе, кувыркаться.

Упоминания о выступлениях первых профессиональных цирковых артистов встречаются в хрониках Греции, Рима, Византии и других государств. Особая роль отводилась бродячим народным артистам - гистионам.

Дальнейшее развитие циркового искусства

В Средние века на развитие циркового искусства большое влияние оказывали рыцарские турниры и конные состязания. Школы верховой езды стали открываться по всей Европе, а в первую очередь - в Италии.

Одна из школ верховой езды, открытая в Лондоне в 1770 году , впервые стала давать представления в специально оборудованном амфитеатре. Позже она была признана первым в мире самостоятельным цирком. В нем стало выступать . В скором времени цирки стали возникать повсеместно.


Цирк стал проникать и в Россию. Так, начиная со второй половины XVIII века, в крупных городах постоянно выступают гастролирующие труппы. Наиболее известные из них, выступавшие в Петербурге, -

Цирк активно использовал опыт народных гуляний. Появились выдающиеся отечественные цирковые династии, выступающие в самых различных жанрах. - Сосины, канатоходцы - Молодцов и Блонден, - Леотар, клоуны - и , клоуны-музыканты - Бим-Бом и многие другие.

Стали создаваться крупные антрепризы, в основном дававшие выступления отечественных артистов. Наиболее известные - цирки , братьев .

Цирковые артисты

Актеры цирка всегда проходили непреодолимые препятствия, демонстрируя невиданную физическую силу, сноровку изобретательность, создавали яркие художественные образы, и все это для того, чтобы заинтересовать своего зрителя.

Для любого циркового артиста важнейшей частью его выступлений всегда являлись различные трюки. Так называются те действия, которые должны привлечь внимание публики и максимально раскрыть образ актера. Например, для клоуна - это шутки, для акробата - демонстрация физической силы и ловкости. Комбинация из различных трюков, связанных между собой - это и есть цирковой номер. А сочетание чередующихся номеров - цирковое представление.

Для создания завершенного циркового образа важны музыка, танец, пантомима и другие виды искусств. Поэтому актерам всегда помогали режиссеры, художники, композиторы, балетмейстеры и другие профессионалы.

Обычно цирк ассоциируется с характерным круглым шатром, в котором разыгрываются красочные развлекательные представления, включающие элементы циркового искусства — например, эквилибристику и акробатические номера, жонглирование, танцы, выступления клоунов или дрессированных животных. Однако цирк не всегда выглядел так, как сегодня, а его история уходит корнями в древность. В Древнем Китае цирковое искусство было представлено выступлениями акробатов, сохранявшими равновесие при исполнении сложных упражнений: в китайском цирке не было номеров с участием животных. В свою очередь, древнеримские цирки — монументальные сооружения для нескольких тысяч зрителей — были прежде всего местами соревнований конных повозок. Позднее, после изобретения складного циркового шатра, появились передвижные цирковые труппы. В наши дни в цирке, кроме классических номеров, можно увидеть также разнообразные спецэффекты — не только известные на протяжении веков пиротехнические фокусы, но и управляемые посредством компьютера.

Circus Maximus.
В Риме цирк был открытым сооружением с ареной, окружённой многоярусными трибунами. Зрителям показывали захватывающие акробатические трюки, танцы, сражения, верховую езду, в частности гонки на колесницах. Слово «цирк» (лат. circus — круглый) появилось потому, что здания строились в форме, близкой к окружности, чтобы в них можно было расположить беговую дорожку. Подобные зрелища в древности пользовались большой популярностью: в самом большом цирке — римском Circus Maximus — размещалось 250000 зрителей, в несколько раз больше, чем в Колизее.

Цирковые шатры.
Цирк в привычном нам виде появился только в XVIII в. Первый стационарный цирк, где регулярно проходили выступления артистов и дрессированных животных, был построен в 1772 году англичанином Ф. Астлеем в Великобритании. Вскоре — после того, как был сконструирован складной шатёр в форме конуса или эллипса, названный шапито — начала развиваться традиция странствующего цирка. А французское слово шапито стали употреблять для названия самого странствующего цирка, путешествовавшего с выступлениями из города в город.

Волшебство тела.
Цирковое искусство намного старше, чем собиравшие тысячи зрителей римские зрелища. Впервые (3500 лет до н.э.) оно появилось в Китае. Китайские циркачи демонстрировали в основном эквилибристику, акробатические и гимнастические номера, а также жонглирование. Именно этими номерами китайцы знамениты и по сей день. Китайский цирк — зрелище, в котором артисты демонстрируют немыслимую гибкость тела. Однако в китайском цирке не бывает дрессированных животных.

Цирковые парады.
Приезд цирка был важным и заранее ожидаемым событием. Чтобы сообщить о своём прибытии, циркачи часто организовывали парады, в которых принимали участие ярко украшенные животные, атлеты с мощными фигурами, тянущие за собой гружёные телеги, а также акробаты на ходулях и пожиратели огня. Парадное шествие замыкали характерные цирковые фургоны, в которых путешествовали странствующие артисты.

Бродячие артисты.
В Европе цирковое искусство расцвело в средние века, когда появились странствующие циркачи и артисты. Их выступления проходили на больших аренах, в шатрах или просто на городских улицах во время ярмарок и народных гуляний. Особенный восторг публики вызывали канатоходцы, исполняющие опасные номера, удерживая равновесие на канате, натянутом прямо над улицей между крышами домов. В странствующих труппах были также жонглёры, пожиратели огня, мимы и комедианты.

Клоуны.
Современный цирк — прежде всего развлечение, поэтому его обязательным элементом является выступление клоунов. Любимцы детей — ярко раскрашенные актёры в огромных башмаках с искусственными красными носами призваны смешить зрителей. Это нелегко, и зачастую требует разнообразных талантов — актёрских, музыкальных и гимнастических. Наиболее популярные представители этой группы циркачей — акробаты, мимы — «рыжие» и «белые», чьи образы произошли от традиционных комедийных персонажей — Арлекина и Пьеро.

Опасная работа.
Эквилибристка и акробатические номера требуют необычайного умения, которое приходит лишь в результате многолетних тренировок, как, например, в акробатических трюках на трапециях под куполом цирка, изобретенных во Франции в середине XIX в. Для этого необходимо точное чувство времени, ловкость, сила и гибкость тела. Не менее трудными номерами являются езда на одноколёсном велосипеде, требующая исключительного чувства равновесия, а также метание ножей в цель. Каждое неверно выполненное движение связано с огромным риском и может угрожать жизни артиста.

Дрессированные животные.
В большинстве цирков мира выступления дрессированных животных давно стали классическими номерами. В программу могут входить выступления катающихся на велосипедах собачек, жонглирующих мячами тюленей, а также верховая езда. Особенно популярны номера с участием опасных животных — например, медведей, львов, тигров и слонов. Зрелище дрессировщика, вкладывающего голову в пасть льва, заставляет замирать сердце, но настолько же захватывающим может быть вид огромных слонов, стоящих на двух ногах как маленькие собачки.

Знаете ли вы, что:

  • В былые времена зрителей очень привлекали выступления пожирателей огня.
  • Под огромным цирковым шатром находятся места для зрителей и оркестра, а также арена для артистов.
  • Помимо обычного цирка, существуют также «Цирк на воде» и «Цирк на льду», в котором циркачи исполняют трюки в воде и на коньках.
  • Автомобили, на которых циркачи переезжают из города в город, обычно покрыты цветными рекламами.
  • Одним из самых известных клоунов был Грок (1882-1959). Свою карьеру он начал, выступая в цирках и кабаре вместе с отцом. Грок выступал по всему миру и амплуа печального клоуна, борющегося со злобными неодушевлёнными предметами, снялся в нескольких фильмах и написал несколько автобиографических книг.
  • Многие считают, что показывать дрессированных животных — жестоко. Чтобы животные — например, львы — стали послушными, безопасными и выполняли приказы человека, их приходится годами обучать самыми безжалостными методами. Часто животных содержат в несоответствующих условиях, например, в слишком маленьких клетках, где они лишены возможности свободно двигаться и играть. Поэтому некоторые современные цирки возвращаются к китайским формам развлечений — без выступлений животных, только с фантастическими номерами великолепно обученных людей.