Соборный храм вознесения господня. Вознесенский собор (Елец)

29.09.2019

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 121-125, 128

Вознесенский 1-го класса необщежительный женский монастырь в Кремле на Вознесенской площади у Спасских ворот

Спасская ул.

"Основан в 1387 г. вел. княгиней Евдокией, женой Димитрия Донского. Монастырь тянулся по Спасской улице на 80 с лишним метров. В центре его стоял каменный собор, служивший усыпальницей великих княгинь, а потом цариц до XVIII столетия".

"Монастырь основан в 1407 г. инокиней Евфросиньей (в миру кн. Евдокия Дмитриевна, супруга вел. кн. Дмитрия Донского). Монастырь частию сгорел в 1415 г.; возобновлен в 1467 г. вел. кн. Марией Ярославной, супругою сына Евфросинии Василия Темного; через 16 лет монастырь снова пострадал от пожара; в 1518-1519 гг. он был опять возобновлен вел. кн. Василием Иоанновичем. С этого времени соборный монастырский храм неоднократно подвергался бедствиям от пожаров: в 1547, 1571 и 1626 гг. По повелению императора Петра I он был возобновлен в 1721 г.

По уходе французов Вознесенский храм был освящен в 1814 г"..

"В 1812 г. перед нашествием неприятеля игуменья Вознесенского монастыря Трифена выехала с ризницей в Вологду. Оставшиеся приготовились к смерти: молились Богу, исповедались, причастились. 3-го сентября неприятель разломал в церквах двери, с алчностью все грабил. 6-го сент. выгнали монахинь из монастыря. Ограбленные, они разошлись по разным местам".

"В 1870 г. Вознесенский храм был внутри поправлен и украшен. В 1889 г. 7 июля в день кончины местночтимой княгини инокини Евфросинии монастырь отпраздновал 500-летний юбилей своего существования, разрешенный на основании того соображения, что в летописях сохранилось лишь известие, глухо говорящее об основании монастыря "по отшествии к Богу" кн. Димитрия Донского (ум. 19 мая 1389 г.), а в 1407 г. 20 мая начал строиться каменный соборный храм.

Мощи св. княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, почивают под спудом, за правым столбом, при южной стене соборного храма Вознесения. В день отдания Пасхи после поздней литургии совершается обнесение плащаницы кругом соборного храма. В первое воскресенье после недели Всех святых на память о пожаре в монастыре 1737 г. совершается празднество в честь иконы Божией Матери "Неопалимая купина". Пред позднею литургиею в это воскресенье крестный ход внутри монастыря.

В ризнице, находящейся над придельным Успенским храмом Вознесенского собора, сохраняется много утвари и драгоценных вкладов царей и цариц и других замечательных в том или другом отношении личностей. Все эти вклады относятся к XVII в. и первой четверти XVIII в. и состоят большей частью из вещей, употребляемых при богослужении. Из них замечательны: два Евангелия (1681 и 1698 гг.) на александрийской бумаге, украшенные серебром, жемчугом и драгоценными камнями; два напрестольных восьмиконечных креста, золотые, с частицами св. мощей, богато украшенные жемчугом и драгоценными камнями, - оба креста пожертвованы царем Михаилом Феодоровичем; потир и дискос, звездица, лжица золотые, пожертвованные царем Алексеем Михайловичем в 1659 г.; Смоленская икона Божией Матери, шитая по шелковой материи золотом и серебром (по краям иконы вышиты золотом два тропаря Богородице); плащаница, шитая серебром и шелками (по краям ее серебром вышит тропарь "Во гробе плотски"); 13 покровов на надгробия цариц, княгинь, царевен и княжен, погребенных в Вознесенском соборном храме; грамоты на владение имуществами, пожалованные царями в разное время.

Монастырь (в 1907 г. - П. П.) владеет 195 десятинами земли; в нем находятся игумения, монахинь 62, послушниц 45".

"Монастырь находится внутри Кремля, у Спасских ворот, по правую их сторону. До 1817 г. назывался Стародевичьим" - для отличия от Новодевичьего монастыря в Москве, в Лужниках.

"В то время, как княгиня Евдокия задумала основать сию обитель, в Москве было только два женских монастыря: Алексеевский, первая игумения которого Иулиания (ум. в 1393 г.) была основательницей в Москве общежития в женских монастырях, и Рождественский, устроенный по образцу первого Мариею, матерью Владимира Андреевича Храброго (ум. в 1390 г.). До того, по древнему обычаю, черницы жили в мужских монастырях - напр., в Спасопреображенском на Бору. После основания Вознесенского монастыря собор сделался усыпальницею для великих княгинь, которые до того времени погребались в Спасопреображенском на Бору монастыре.

Избрание для монастыря места у Фроловских ворот Евдокиею определилось, по-видимому, тем, что отселе она провожала мужа своего Димитрия Ивановича Донского на доблестный подвиг и здесь же она встречала его после победоносной Куликовской битвы. На этом месте был дворец Димитрия Иоанновича и терем Евдокии, откуда, по сохранившимся известиям, она смотрела вслед своему супругу. После, перед смертию, в своем монастыре она и постриглась. При пострижении, как о том повествует Пролог в Сказании о блаженной Евдокии под 7 июля, св. Евдокия, шествуя в обитель, исцелила слепого, коснувшись глаз его длинным рукавом своей рубашки; в то же время Евдокия исцелила до тридцати человек недужных, страдавших различными болезнями.

При поступлении в иночество Евдокия приняла имя Евфросиния, а через три дня после пострижения заложила новую каменную церковь Вознесения.

После многократных пожаров церковь Вознесения была возобновлена вместе с монастырем еще несколько раз, а именно - в царствование Василия Иоанновича, Иоанна Грозного, Михаила Феодоровича, Петра I (1721 г.). При Петре I и церковь и монастырь подверглись весьма капитальной перестройке под наблюдением гвардии капитана Баскакова. После пожара 1737 г. по повелению императрицы Анны Иоанновны начато последнее возобновление монастыря и окончено в царствование императрицы Елизаветы Петровны. После 1812 г., уцелев от пожара, монастырь был очищен и приведен в настоящий его вид.

В этом же монастыре скончалась мать царя Михаила Феодоровича инокиня Марфа, в нем же Мария Феодоровна (супруга Иоанна Грозного и мать Димитрия царевича) встречала Марину Мнишек как обрученную невесту первого Лжедимитрия, которая провела в монастыре несколько дней до брака. Мать св. Димитрия царевича признала Лжедимитрия за истинного своего сына перед народом.

Монахини монастыря издревле занимаются разными рукоделиями: они вышивают шелком и золотом, обнизывают образа дорогими каменьями и т. п. В старину обитель была местом пребывания государевых невест до брака. Ворота монастырские во всю первую неделю Великого поста, по древнему обычаю, запираются.

В начале XVIII в. на Красной площади на Вербной неделе началась продажа "изукрашенной вербы", и до 1830-х гг. уборкой вербы, деланием из нее цветов и дутых восковых плодов и фигур занимались преимущественно монахини и белицы Вознесенского монастыря. Внутри этой обители было второе гулянье: по двору монастыря и по террасам его, около келий, прохаживался народ, смотрел на выставку искусственных цветов, опушенных зеленью, красиво собранных букетами и гирляндами, и покупал их у монахинь. До 1810 г. почти у самых ворот монастыря, под особенным шатром, устроенным императрицей Екатериною II, стояли 4 большие пушки. Они сданы потом в Арсенал".

"В 1824 г. при монастыре устроена больница игуменьею Афанасией Черкасовой".

"В храме Вознесения погребены русские княгини, царицы и царевны:

1. Царица Евдокия Лукиановна, вторая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 18 авг. 1645 г. 2. Царица Мария Ильинична, первая супруга царя Алексея Михайловича, ум. 3 марта 1669 г. 3. Царица Наталия Кирилловна, вторая супруга Алексея Михайловича, ум. 25 января 1694 г. 4. Царица Мария Петровна, в инокинях Елена, супруга царя Василия Иоанновича Шуйского, ум. в июле 1626 г. 5. Царица Агафия Симеоновна, первая супруга царя Феодора Алексеевича, ум. 14 июля 1681 г. 6. Царевна Феодора Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича, младенец 3 лет, ум. 28 ноября 1667 г. 7. Царица Мария Феодоровна, седьмая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, в инокинях Марфа, ум. в 1608 г. 8. Царица Марфа Васильевна, третья супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, ум. 13 нояб. 1571 г. 9. Царица Мария Темрюковна, вторая супруга царя Иоанна Васильевича Грозного, родом черкешенка, ум. 1 сент. 1569 г. 10. Царица Анастасия Романовна, первая супруга Иоанна Грозного, ум. 7 авг. 1560 г. 11. Вел. кн. София Фоминична Палеолог, супруга великого князя Иоанна III Васильевича, ум. 17 апр. 1503 г. (дочь деспота Морейского, племянница последнего греческого императора Константина XII Палеолога). 12. Великая княгиня Елена Васильевна Глинская, вторая супруга великого князя Василия III Иоанновича, ум. 3 апр. 1538 г. 13. Великая княгиня Мария Борисовна, первая супруга вел. кн. Иоанна III Васильевича, ум. 22 апр. 1467 г. 14. Великая княгиня Мария Ярославна, супруга вел. кн. Василия Васильевича Темного, в инокинях Марфа, ум. 14 июля 1484 г. 15. Вел. княгиня София Витовтовна, супруга вел. кн. Василия I Дмитриевича, сына Донского, дочь князя Литовского, ум. 15 июня 1453 г. 16. Ирина Феодоровна Годунова, супруга царя Феодора Иоанновича, первая самодержавная царица - отказалась от престола и приняла пострижение в Новодевичьем монастыре под именем Александры. 6 лет прожила она в монастыре и мирно скончалась в 1604 г. 17. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Грозного от первой супруги царицы Анастасии Романовны (младенец), ум. в 1551 г. 18. Царевна Феодосия Феодоровна, дочь царя Феодора Иоанновича (младенец), ум. в 1593 г. 19. Царевна Анна Васильевна, дочь царя Василия Шуйского (младенец). 20. Царевна Пелагия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 25 янв. 1628 г. 21. Царевна Мария Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 21 сент. 1632 г. 22. Царевна София Михайловна, дочь царя Михаила Федоровича (младенец), ум. 23 июня 1636 г. 23. Царевна Евдокия Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича (младенец), ум. 10 февр. 1637 г. 24. Царевна Мария Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 14 февр. 1692 г. 25. Царевна Феодосия Иоанновна, дочь царя Иоанна Алексеевича (младенец), ум. 12 мая 1691 г. 26. Царица Мария Владимировна (Долгорукова), первая супруга царя Михаила Феодоровича, ум. 6 янв. 1625 г. 27. Царевна Анна Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича и первой супруги его царицы Марии Ильиничны (младенец), ум. 3 марта 1659 г. 28. Царевна Евдокия Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича (19-ти лет от роду), ум. 18 февр. 1669 г. 29. Великая старица Иулиания Феодоровна, мать царицы Анастасии Романовны. 30. Вторая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, Параскева Михайловна (Соловых). 31. Царевна Наталия Алексеевна, дочь царевича Алексея Петровича, ум. 22 нояб. 1728 г. 32. Царевна Татиана Михайловна, дочь царя Михаила Феодоровича, ум. 71-го году от роду 24 авг. 1707 г. 33. Царевна Анна Михайловна, третья дочь царя Михаила Феодоровича, перед смертью приняла схиму с именем Анфусы, ум. 27 окт. 1693 г.

В монастыре погребены также (точное место погребения неизвестно):

1. Супруга кн. Юрия Дмитриевича, сына Донского, княгиня Анастасия Георгиевна, ум. в 1422 г. 2. Супруга князя Петра Дмитриевича, сына Донского, княгиня Евфросиния Полиевктовна, приняла схиму и ум. в 1466 г. 3. Супруга сына вел. кн. Иоанна III, кн. Иоанна, названного Младым, княгиня Елена Степановна, дочь молдавского господаря, ум. в 1505 г. 4. Дочь царя Иоанна Васильевича Грозного и супруги его царицы Анастасии Романовны царевна Евдокия Иоанновна, ум. в 1558 г. 5. Первая супруга царевича Иоанна Иоанновича, сына царя Иоанна Грозного, вел. княгиня Евдокия Богдановна, пострижена по воле царевича в монашество под именем Александры и ум. в 1620 г.

Против Царских врат придельного храма во имя Божией Матери всех Скорбящих Радости погребена дочь царя Иоанна V Алексеевича царевна Параскева Иоанновна, ум. 8 окт. 1731 г.".

"Древнейшая и богатейшая гробница - самой основательницы монастыря преп. Евфросинии. Она помещается у правой стены церкви, недалеко от боковой южной двери. На верхней доске раки написан образ преподобной, который при устроении раки обложен серебряной ризой. На раке вырезана следующая надпись: "Сия рака великой княгини Евдокии, во инокинях Евфросинии, супруги Димитрия Иоанновича Донского, бывшей основательницы сея обители, преставившейся в 1407 г. июля седьмого дня; 1821 г. мая тридесятого благословением высокопреосвященнейшего московского митрополита Серафима начата делатися усердием доброхотных дателей, тщанием игумении Афанасии, и окончена 1822 г. февраля 10 дня при высокопреосвященном московском архиепископе Филарете".

Царица Ирина Феодоровна - единственная из рода Годуновых, покоящаяся внутри стен Кремля".

В 1917 г. монастырь пострадал при артобстреле.

"В комиссариате митрополиту Платону было обещано сохранить в целости Кремль и объявлено, что стрельба в этот же день будет прекращена и что переговоры об этом уже ведутся. Несмотря на обещание, именно в ночь с 2 на 3 ноября Священный Кремль подвергся жестокому обстрелу и разгрому со стороны большевиков. Узнав об этом 3-го же ноября, я (еп. Нестор Камчатский, впоследствии митрополит. - П. П.) со священником Чернявским отправился в Кремль.

Нас пропустили в Спасские ворота. Прежде всего мы по пути зашли в женский Вознесенский монастырь. Здесь уже было полное разрушение. В храме св. великомученицы Екатерины насквозь пробита артиллерийским снарядом стена верхнего карниза и верхний свод храма. Отверстия по одному квадратному аршину. Другим снарядом разрушена часть крыши на главном куполе. От ружейных пуль и снарядных осколков разбиты купола храмов монастыря и крыши всех построек обители. Стекол выбито до 300 мест. В храме св. Екатерины на носилках среди церкви на полу лежал убитый ружейной пулей в висок юнкер Иоанн Сизов. У тела убиенного я отслужил литию. Когда солдаты уносили из Кремля тело этого юнкера, в ответ на соболезнование из толпы о мученической смерти, они выбросили тело с носилок на мостовую и грубо надругались над ним"(; см. также ).

"Известно, что Вознесенская церковь и церковь св. Екатерины Вознесенского монастыря разобраны в 1929 г.".

"Здания монастыря разобраны. При этом останки погребенных княгинь и цариц – Евдокии (Евфросинии), Софьи Витовтовны, Софьи Палеолог, Натальи Кирилловны Нарышкиной и др. - перенесены в подвал палатки, пристроенной в 1801 г. к Архангельскому собору.

В 1928-1932 гг. на месте, где стояли ранее Чудов и Вознесенский монастыри, архитектор И. И. Рерберг построил большое здание с колоннами, где теперь работает Президиум Верховного Совета СССР".

Здание это до Президиума ВС занимали также Военная школа им. ВЦИК, а после нее - Кремлевский театр.

Монастырь примыкал вплотную к Спасской башне и стене к северу от нее; на его месте стоит ныне восточная часть нового здания Президиума.

"В Гос. Третьяковской галерее в настоящее время сохранились четыре иконы, происходящие из Вознесенского монастыря в Кремле:

1. "Богоматерь Одигитрия" 1482 г. Дионисия, еще до революции переданная в Синодальную библиотеку.

2. "Богоматерь со свечой" (из акафиста) пер. пол. XVII в., моск. школа, до революции перешедшая в Церк.-археологический музей, с надписью на обороте "Из женского Вознесенского монастыря в Москве".

3. "Никита Новгородский", перв. пол. XVII в., моск. школа, поступившая из Гос. Исторического музея в 1930 г., с надписью на обороте сажей "Из Возн. монастыря № 253".

4. "Феодосия преподобная", 1690 г., мастер Кирилл Уланов, с надписью на обороте о происхождении из Вознесенского монастыря, находившаяся до революции в Церковно-археологическом музее и поступившая в ГТГ в 1930 г. из Гос. Исторического музея".

Иконостас Вознесенского собора установлен ныне в церкви Двенадцати апостолов в Кремле; ряд монастырских икон находится в фондах Государственных музеев Московского Кремля.

К 1917 г. в Вознесенском монастыре было 3 храма с 8 престолами. В настоящее время не осталось ничего.

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380) и стала одним из первых женских монастырей.

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 года перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 году.

В 1730-х годах в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 году по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 году.

На протяжении всего времени своего существования монастырь щедро одаривали, он был в числе самых богатых и уважаемых монастырей Москвы.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, а также Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины.

Перед важными военными походами, дальними путешествиями, перед тем, как отправиться на богомолье, великие князья поклонялись праху своих отцов в Архангельском соборе, и матерей в Вознесенском. На большие церковные праздники было также принято посещать эти соборы.

Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения.

По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Инокини Вознесенского монастыря шили одежду для членов царской фамилии, вышивали салфетки и полотенца для царского обихода, плели кружева и иногда готовили любимые блюда цариц.

При монастыре существовало училище для девиц из знатных семей, в котором их обучали грамоте, этикету, церковному пению.

Во время наполеоновского нашествия 1812 года настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 года в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили их в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 году Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 годах была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х годах здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 году его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Вознесенский женский монастырь в Кремле был основан в XIV веке великой княгиней Евдокией — женой князя Дмитрия Донского. Обитель является одной из древних в Москве. Она была построена в память о Куликовской битве (1380 г.) и стала одним из первых женских монастырей.

В 1389 г. после смерти мужа княгиня Евдокия приняла решение уйти в монастырь. Единственное, что останавливало Евдокию от исполнения ее решения — завет мужа вырастить детей до совершеннолетия. В 1395 г., когда на Москву шел хан Золотой орды Тамерлан, Евдокия велела перенести в город Владимирскую икону Божией Матери, и сама встречала ее с народом на Кучковом поле, где потом был основан Сретенский монастырь. В народе о правительнице шла добрая слава: она помогала нуждающимся, отстраивала жилые дома после пожара, за ее счет иногда хоронили нищих.

Точная дата основания Вознесенского женского монастыря в Москве не установлена. По преданию, монастырь появился на том месте, где княгиня провожала мужа на Куликовскую битву, и встречала его с победой, под устройство монастыря Евдокия отдала часть своих палат. К тому времени, когда княгиня Евдокия была готова принять постриг, обитель уже была обустроена: кельи располагались в бывших княжеских покоях, был построен собор Вознесения Господня. Последние годы перед постригом княгиня тяжело болела.

Княгиня Евдокия приняла постриг под именем Евфросинии, а в первые дни своего иночества повелела начать строительство каменного Вознесенского собора взамен деревянного. Спустя несколько недель после пострига, в июле 1407 г. святая Евдокия скончалась. По преданию, у ее гроба сама собой возгорелась свеча, и все присутствовавшие явились свидетелями этого чуда. Святую Евфросинию стали почитать как покровительницу Москвы, а церковь отмечает ее день 30 (17 ст. ст.) мая и 20 (7 ст. ст.) июля. Поскольку Евдокии не удалось закончить строительство Вознесенского собора, его продолжила ее невестка — Великая княгиня Софья Витовтовна, которая вышла замуж за Василия I.

Вознесенский монастырь часто страдал от пожаров, поэтому к середине XV века собор так и не был достроен. В 1467 г. княгиня Мария Ярославна, вдова князя Василия II приказала разобрать недостроенный собор до основания, а на его месте начать возводить новый. Поручено это дело было известному мастеру Василию Ермолину, который сохранил древнее здание, лишь переложив обгоревшие своды и покрыв стены новым кирпичом.

В 1518 г. великий князь Василий III приказал своему архитектору Алевизу Фрязину заменить старый собор новым. При Федоре Иоанновиче Вознесенский собор вновь строили заново, как точную копию Архангельского собора — усыпальницы царей. В последующие века собор сильно страдал во время пожаров и не раз обновлялся — при императоре Петре I, императрицах Анне Иоанновне и Елизавете Петровне. Однако во время самого большого пожара 1737 г. в Московском Кремле Вознесенский собор пострадал незначительно. В 1730-х гг. в Вознесенском соборе устроили Успенский придел и придел во имя иконы "Всех скорбящих Радость".

Внутреннее убранство Вознесенского собора не сохранилось до наших дней, уцелел лишь иконостас, который после революции 1917 г. перенесли в кремлевский собор Двенадцати апостолов. Иконостас выполнен в стиле барокко в конце XVII века, украшен флемской резьбой, символизирующей райский сад. Среди святынь Вознесенского собора был древний образ Богоматери Одигитрии (Путеводительницы). Считается, что сама княгиня Евдокия спасла его из огня при пожаре во время нашествия Тохтамыша в 1382 г.

К началу XX века в Вознесенском монастыре было три храма: Вознесенский собор, церковь Святого Михаила Малеина и храм Великомученицы Екатерины, который был построен в XVII веке на месте древней церкви Святых Афанасия и Кирилла (в честь бракосочетания Дмитрия Донского и Евдокии). К XIX веку он сильно обветшал, его хотели снести. В 1808 г. по приказу императора Александра I новую Екатерининскую церковь создал итальянский архитектор Карл Росси в совершенно нехарактерном для Москвы готическом стиле. Храм был освящен в 1817 г.

Вознесенский монастырь служил усыпальницей для женщин царской фамилии. Здесь также находили последний приют родственные великим князьям удельные правители. Самой почетной была южная сторона храма. У этой стены в серебряной раке покоились мощи святой Евдокии, здесь была похоронена Мария Шуйская (жена сверженного царя Василия Шуйского), которая, по мнению историков, начинала свой род от отца Евдокии, Анастасия Романова — первая и самая любимая жена Ивана Грозного и другие прославленные женщины. Находясь под покровительством правительниц, Вознесенский монастырь считался царским, на его настоятельниц распространялась привилегия входить к великим княгиням и царицам без доклада. Часть инокинь и сами принадлежали к царскому роду. Здесь провела остаток своих дней Мария Нагая (инокиня Марфа) — последняя жена Ивана Грозного и мать царевича Димитрия. Инокиней Вознесенского монастыря была мать первого царя из рода Романовых — Марфа, здесь Лжедмитрием была заточена дочь Бориса Годунова царевна Ксения. По традиции, установившейся в древние времена, в Вознесенском монастыре до венчания находились государевы невесты после обручения. Здесь жила какое-то время и Марина Мнишек — жена Лжедмитрия I.

Во время наполеоновского нашествия 1812 г. настоятельница Вознесенского монастыря успела увезти в Вологду ризницу, поэтому самые важные ценности избежали осквернения и разграбления. Несмотря на то, что обитель была оккупирована французскими солдатами, она сохранилась лучше других московских монастырей и почти не была повреждена. Монастырский священник Иван Яковлев даже сумел здесь спрятать мощи святого царевича Димитрия, которые нашел в оскверненном Архангельском соборе.

В ноябре 1917 г. в ходе боев за Кремль были разрушены многие стены и купола его храмов. В марте в Кремль переселилось новое большевистское правительство и монахиням было приказано покинуть обитель. Покидая монастырь, они сумели тайно вынести под одеждами Казанскую икону Божией Матери, а также некоторые драгоценности, спрятав их на лаврском подворье. Властями был учинен обыск, сокровища нашли и отправили в Оружейную палату Кремля. В церкви Святой Екатерины был оборудован гимнастический зал.

В 1929 г. Вознесенский монастырь был уничтожен. На этой территории в 1932-1934 гг. была построена Военная школа имени ВЦИК. В 1950-х гг. здание было передано Верховному Совету СССР, в 1958 г. его часть перестроена под Кремлевский театр на 1,2 тысячи мест.

В последнее время в корпусе размещались административные службы администрации президента и комендатуры Кремля. Президент России Владимир Путин предложил план преобразований территории внутри Московского Кремля, в частности, восстановить два монастыря и церковь, находившиеся на месте 14-го корпуса Кремля до 1930 года.

http://ria.ru/spravka/20140731/1018344553.html

Город Елец является одним из самых загадочных российских городов России. Этот районный центр входит в состав Липецкой области. Некогда на его месте была крепость, раскинувшаяся на берегу небольшой реки Быстрая Сосна, впадающей в Дон. Город Елец считается одним из немногих населенных пунктов, в которых сохранились практически все памятники зодчества прошлых веков. Именно поэтому он внесен в Золотое кольцо России. Еще с трассы при подъезде к городу виднеются синие купола. Это - Вознесенский собор.

Елец

История города еще до конца не изучена. Специалистам не удается пока определить точную дату его возникновения. В летописях город упоминается еще с 1146 года в качестве бастиона на юго-восточной границе. Он охранял Русь от набегов татаро-монголов, половцев и печенегов. В старинных документах говорится о том, что именно в это время через Елец по направлению к Рязани проезжал князь Святослав. Именно эту дату и принято считать примерным годом его основания. Но есть мнение, что Елец построен намного раньше: согласно неподтвержденным данным - в конце десятого века.

До той поры, как город вошел в московскую вотчину, он в документах значился военной крепостью. Елец на себе пережил не одно крупное нападение. Он страдал сот татаро-монгольского ига, от войск хана Ахмата Темира, хана Узбека, хана Тогая, даже кровопролитная Куликовская битва этот город не обошла.

В 1395-м году Елец разорили войска Тамерлана. Но до сих пор летописцы и историки не знают, почему полководец, так успешно захвативший крепость, так и не пошел дальше на Россию. Так и осталось загадкой, когда завоеватель, повернув свою орду обратно, обосновал свое решение вещим сном, связанным с этим городом. Якобы Тамерлану привиделись святые, которые с великим войском победили его.

Достопримечательности города

Елец издревле считается одним из святейших городов России. Здесь построено множество монастырей, храмов и церквей. Видимо, благодаря этому город считается освященным. Разве не является чудом то событие, которое много столетий назад здесь произошло с Тамерланом? Сам по себе Елец, расположенный в восьмидесяти километрах от Липецка, большим назвать трудно.

Изначально он был устроен на левом берегу небольшой реки Быстрая Сосна, однако впоследствии, за счет окружающих близлежащих сел и поселений, со временем влившихся в черту города, Елец разросся и теперь занимает оба берега.

В целом в этом небольшом населенном пункте насчитывается семнадцать церквей. Большинство из них находится в состоянии руин. Однако для туристов именно в этом и заключается вся загадочность данного города. Реставрировав их, конечно, можно сделать внешний вид города более привлекательным, но так считают далеко не все. Наоборот, по мнению большинства горожан, именно руины и таят в себе дух древних веков. Одной из интересных достопримечательностей, которые туристам показывают, является Владимирская церковь. Конечно, в первую очередь путешественникам показывают Вознесенский собор. Елец, как известно, был крепостью. А кирпичные красные своды Владимирской церкви являются хранителями тайн и воспоминаний о древнем Ельце.

Вознесенский собор: история возникновения

Хотя в городе много старинных архитектурных памятников, тем не менее об этой знают все жители. Назвать адрес Вознесенского собора сможет даже маленький ребенок. Ведь стоит он на Красной площади и считается одним из главных зданий Ельца. Этот выдающийся памятник прошлого был построен в конце девятнадцатого столетия (1845-1889 гг.) по проекту зодчего Константина Тона. Идея строительства большого нового собора зародилась у горожан уже достаточно давно. С 1815-го был начат сбор пожертвований. Учет велся, как тогда было принято, в специальной прошнурованной - "снуровой" - книге. Подлинно народной стройкой называли Вознесенский собор. Елец семьдесят пять лет собирал пожертвования, которые шли не только от местных жителей, но и из Петербурга, Москвы и т. д. Даже на знаменитой Нижегородской ярмарке собирались деньги на то, чтобы был возведен собор.

Проект

Первые чертежи храма в классическом стиле были разработаны в 1824 году харьковским зодчим Даниловым. Но проект был отклонен, а горожане обратились к самому Тону, который является создателем храма Христа Спасителя.

Проект, сделанный в свойственном этому зодчему византийском стиле, ельчанам пришелся по душе. Размеры здания намного превосходили те, которые предложил Данилов. Тон предусмотрел общую длину сооружения в сто тридцать два аршина. Высота храма с крестом составляет семьдесят четыре метра.

Торжественное богослужение в честь закладки первого камня собора состоялось двадцать второго августа, в день, когда был коронован Николай Первый. Над проектом внутреннего убранства храма работал не менее известный архитектор А. Каминский. Так начинал строиться Вознесенский собор.

Елец в последней четверти девятнадцатого столетия сильно изменился. На его облике сильно отразилась активная творческая деятельность А. Каминского. Будучи учеником К. Тона, он оставил свой след на многих постройках города того времени: на табачной фабрике Заусайлова, Царской часовне и т. д.

Описание

Вознесенский собор (Елец) имеет огромную художественную ценность. Только в храмовой части можно насчитать более двухсот двадцати стенных росписей и живописных полотен. А иконописные работы, большинство из которых - работы кисти выдающихся русских передвижников К. Лебедева и А. Корзухина, ежегодно привлекают в храм сотни туристов. Верхний купол, паруса, а также настенные росписи и верхний ряд икон в иконостасе, "Распятие Христа", являющееся центральным образом, - все это представляет собой настоящую экспозицию. Кисти Корзухина принадлежит и знаменитая роспись в соборе - Елецкая Божия Матерь. Заступница Богородица, изображенная на ней с поднятыми руками, своим небесным воинством преградила путь полчищам кровавого Тамерлана, пытавшимся захватить Русь.

Всего текстов: 2

Паламарчук П. Г. Сорок сороков. Т. 1: Кремль и монастыри. М., 1992, с. 125-126, 128

Собор Вознесения Господня посреди монастырского двора

"Построен в 1519 г. зодчим Алевизом на месте старой церкви, строившейся с 1407 по 1467 г.".

"Последнее здание Вознесенского собора Вознесенского девичьего монастыря было выстроено в 1587-1588 гг. ктиторшей царицей Ириной Годуновой как реплика Архангельскому собору - поскольку в последнем, по обычаю, погребались цари, а в первом царицы".

"Придел Успения Богородицы построен в 1731 г." "с севера".

"Придел Богоматери "Всех Скорбящих радость" устроен в 1732 г." "с юга". "Построен императрицей Анной Иоанновною в память сестры своей Параскевы".

"Придел Успения устроен братом царицы Параскевы Феодоровны - Василием Федоровичем Салтыковым".

"В соборной Вознесенской церкви иконостас украшен живописью старинного греческого письма. Царские врата обложены серебром и вызолочены. Возле царских врат, по левую сторону, Смоленская икона Божией Матери, в серебряной вызолоченной ризе".

Эта икона работы Дионисия ныне находится в Гос. Третьяковской галерее (1990 г.).

"За престолом крест с мощами, устроенный игуменьей Трефиной в 1816 г. По правую сторону царских врат храмовый образ Вознесения. По левую - Благовещения, Николая чуд. и др. Из других святынь замечательны: два золотые напрестольные креста - дар царя Михаила Феодоровича, водосвятная серебряная чаша - дар царя Алексея Михайловича, семь серебряных блюд, золотые - потир, дискос, звезда, лжица, к потиру ковшичек - дар императрицы Анны Иоанновны, два Евангелия на александрийской бумаге, обложенные серебром и украшенные жемчугом и каменьями".

План собора с указанием расположения в нем царских гробниц см. в книге.

"Собор разрушен в 1929 г.".

Сытин. С. 57-58.

Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 493-498; библиогр.

Розанов Н. История московского епархиального управления. М., 1871. Ч. 3. Кн. 2 (краткое донесение императору от настоятельницы монастыря о происшествиях при французах).

Кондратьев И. К. Московский Кремль, святыни и достопамятности. М., 1910. С. 77-82.

Проценко. Монастыри в России и соборы в Москве. М., 1863.

Нива. 1917. № 2; 3 (фото разрушений).

Нестор, еп. Камчатский. Расстрел Московского Кремля. М., 1917. С. 15-16.

Александровский, № 20, 54, 325.

Пшеничников Ал., свящ. Краткое историческое описание первоклассного Вознесенского девичьего монастыря в Москве. М., 1894. 140 с.: ил. (планы всего монастыря, а также Вознесенского собора с захоронениями).

Список Бахима, № 340.

Рукопись Александровского, № 36, 301 и 205-а (см. также под № 37 разобранную церковь Афанасия и Кирилла, стоявшую на месте церкви Екатерины; под № 451 Казанский придел церкви Екатерины).

Материалы. С. 285.

Комм. Д. Селиверстова к письмам А. Н. Руднева к В. И. Леоновой // Надежда. Франкфурт-на-Майне, 1981. Вып. 6. С. 358.

Синодальный справочник.

Страхов Б. Вознесенский монастырь: ист. очерк монастыря от основания до нашего времени, описание храмов, достопримечательностей монастырской ризницы, колокольни, наиболее памятные события в истории монастыря // Мирской вестник. 1870. № 10. С. 2-26.

Церковь преп. Михаила Малеина с приделом во имя свщмч. Феодора иже в Пергии в Московском Вознесенском монастыре. М., 1889.

Забелин И. Е. История города Москвы. 2-е изд. М., 1905. Ч. 1. С. 248-269.

Кондратьев И. К. Седая старина Москвы. М., 1893. С. 55.

Баталов А. Л. Собор Вознесенского монастыря в Московском Кремле // Памятники культуры: Новые открытия. 1983. Л., 1985. С. 468-482.

Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 1. С. 329; Т. 2. С. 268, 274, 402.

Вагнер Г. К. От символа к реальности. Развитие пластического образа в русском искусстве XIV-XV веков. М., 1980 С. 203-219.

Козлов В. У истоков // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 7. С. 16.

Каталог архивов. Вып. 3. С. 578; Вып. 5. С. 309.

Московский Кремль. Указатель литературы. М., 1989. Ч. 1. С. 115-116.

Александровский = Указатель Московских церквей / Сост. М. Александровский. М., 1915.

Альбом Найденова = Москва. Соборы, монастыри и церкви. Изд. Н. А. Найденова. Часть I. Кремль и Китай-город. М., 1883. Часть II. Белый город. М., 1881. Часть III. Отд. 1. Земляной город. М., 1882. Часть III. Отд. 2. Замоскворечье. М., 1882. Часть IV. Местность за Земляным городом. М., 1883.

Богоявленский = Богоявленский М. Л. Московские церкви. М., 1968-1970. Ч. 1-8. Машинопись (с позднейшими дополнениями).

Каталог архивов = История памятников архитектуры и градостроительства Москвы, Ленинграда и их пригородов: Каталог архивных документов. М., 1988. Вып. 3; М., 1990. Вып. 5.

Материалы = Материалы для истории, археологии и статистики г. Москвы, собранные из книг и дел преждебывших Патриарших приказов свящ. В. И. и Г. И. Холмогоровыми / Под ред. И. Е. Забелина. М., 1884. Т. 1-2.

Путеводитель Машкова = Путеводитель по Москве, изданный Московским Архитектурным обществом для членов V Съезда зодчих в Москве / Под ред. И. П. Машкова. М., 1913.

Рукопись Александровского = Александровский М. И. Исторический указатель московских церквей. М., 1917 (с дополнениями до 1942 г.). Гос. исторический музей, отдел ИЗО, Фонд архитектурной графики.

Синодальный справочник = Москва: Святыни и памятники. М.: Изд. Синодальной типографии, 1903.

Список Бахима = Описание московских монастырей, соборов, храмов, а также молитвенных домов и часовен с указанием местонахождения и года постройки / Сост. сотрудником Комиссии по охране памятников искусства старины Бахимом в 1917 г. (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Сытин = Сытин П. В. Из истории московских улиц. 3-е изд. М., 1958.

Якушева = Якушева Н. И. Сорок сороков. М., 1962-1980 (с позднейшими дополнениями). Машинопись.

Указатель кремлевских церквей. М., 1916, с. 23

Церковь Вознесения Господня. Находится в глубине двора Вознесенского женского монастыря. Была заложена при основании монастыря в 1407 году. Нынешняя построена на старом фундаменте в 1519 году; зодчим был Алевиз. Значительное обновление было в 1721 году и после 1812 года. В церкви погребены Великие Княгини и Царицы, Великие Княжны и Царевны. У южной стены почивают мощи основательницы монастыря Преподобной Евфросинии, в миру В. К. Евдокии Димитриевны. С севера в 1731 году пристроен придел Успения Пресвятой Богородицы генералом В. Ф. Салтыковым, братом Царицы Прасковьи Феодоровны; в этом приделе погребены родственники Царицы из рода Салтыковых. В южном предалтарии главного храма Императрица Анна Иоанновна устроила в 1732 году придел Всех скорбящим Радости, где погребена сестра Императрицы Царевна Прасковья Ивановна.