Свобода и необходимость в человеческой деятельности егэ. Как проявляются свобода и необходимость в человеческой деятельности? в повседневной жизни

04.07.2020

Ш.Монтескьё (франц. философ Нового Времени) - это право делать все, что разрешено законом.

Ж.Ж. Руссо (франц. философ Нового Времени) - состояние человека с первого момента своего рождения, которое затем пытаются у него отнять.

И.Ф.Шиллер (немецкий поэт 1759 1805) - свободен лишь тот, кто владеет собой.

Л.Н.Толстой (1828 1910) - хочешь быть свободным - приучай себя воздерживаться в своих желаниях.

Древняя китайская мудрость - если бы люди стремились совершенствовать себя вместо того, чтобы спасать весь мир, если бы они пытались добиться внутренней свободы вместо того, чтобы освобождать все человечество, - как много они сделали бы для действительного освобождения человечества!

Г. Гегель (немецкий философ 1770 – 1831) - свобода – это осознанная необходимость.

Остановимся на высказывании Гегеля, оно больше остальных связано с темой нашего урока. Разберем, что означает данное высказывание. Если свобода , как возможность поступать так, как хочется, предполагает наличие выбора, а необходимость , как то, что должно быть сделано человеком обязательно, предполагает отсутствие выбора, то какова связь между этими понятиями?

Важное значение этой связи заключается в понимании того, что необходимость осознается человеком . Человек, как существо разумное, должен понимать, что жить в обществе и быть абсолютно свободным от него невозможно. Существуют ограничители человеческой свободы , это право и закон, моральные нормы, традиции и обычаи, да и уровень развития, и характер общества в котором человек живет. Я перечислила внешние обстоятельства необходимости, которые человек должен осознать, принять и действовать согласно. Почему должен? Легко ответить! Потому что знает: "Нарушение установленных норм и правил влечёт к ответственности !". Но эти внешние обстоятельства не единственные ограничители человеческой свободы. Есть и другие, не менее важные – совесть , моральный долг, чувство справедливости, то есть внутренние ограничители человека.

Нормальные человеческие отношения в обществе строятся на единстве свободы, необходимости и ответственности!


Свобода и ответственность


Важной стороной свободы человека в обществе служит возможность выбора . В жизни каждого человека наступает этап, когда перед ним со всей остротой встает вопрос: "Какой путь избрать в дальнейшем?". Сделанный выбор предполагает, прежде всего, собственную ответственность . Помните, что, принимая решения необходимо идти на затраты своих сил, энергии, эмоций. Без самоотдачи ни один из намеченных планов не будет осуществлён. Нельзя прожить жизнь за чужой счёт – ни за счёт родителей, ни за счёт учителей, ни за счёт друзей. Только осмыслив и приняв это, можно стать самостоятельным человеком и пользоваться уважением окружающих. Таким образом, свобода человека связана не только с необходимостью и ответственностью, но и с умением сделать правильный выбор.

Тема урока: «Свобода и необходимость в деятельности человека»

Цели урока

Обучающие : создать условия для формирования у учащихся представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Развивающи е: продолжать работу по развитию понятийного мышления, критического мышления, умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

Воспитательные : формирование мировоззрения, главной ценностью которого является глубоко личный смысл понятий свободы, ответственности, уважения прав и свобод других

Тип урока: урок освоения новых знаний

Форма урока: урок - исследование с элементами технологии критического мышления

Оборудование: персональный компьютер, презентация

Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» .

Баранов П.А., Воронцов А.В. «Проблемные задания на уроках обществознания».

Эпиграф


Ход урока

I .Организационный момент

II .Мотивация

Вы видите фотографии уличной скульптурной композиции, установленной в Филадельфии.

Как, по-вашему, она называется? (Скульптурная композиция «Freedom» американского скульптора постмодернизма Зеноса Фрудакиса) Свобода (если не смогут ответить, показываем эти изображения)

Свобода поэзии , Свобода, ведущая народ» , статуя Свободы

Что объединяет эти изображения? Свобода.

О своей работе «Freedom» Зенос говорит следующее: "Я хотел создать скульптуру взглянув на которую любой человек, независимо от происхождения понял бы, что речь идет о попытке вырваться на свободу. Эта скульптура символизирует борьбу за свободу посредством творческого процесса. Хотя для меня, это ощущение возникло из за конкретной личной ситуации, я почувствовал, что оно присуще почти каждому человеку, который ищет выход из конкретной ситуации, преодолевая жизненные обстоятельства, ведет внутреннюю борьбу, и находит выход.

III . Актуализация знаний

Свобода сложный феномен. Для каждого человека имеет свои оттенки.

Что есть свобода для пирата? Захват кораблей Заключенного? Выйти из тюрьмы Школьника? Каникулы

Прием Мозговой штурм

Что есть свобода для вас?

русский философ и социолог де Роберти как-то шутя заметил, что тот, кто сможет дать точное определение понятия свобода достоин Нобелевской премии.

О чем пойдет речь на уроке? Какие версии?

Работа с эпиграфом

Ты называешь себя свободным. Свободным от чего и свободным для чего?
Ф. Ницше, нем. философ втор. пол. XIX в.

Какие вопросы необходимо рассмотреть?

    Что такое свобода?

    Признаки свободы. Ограничения свободы

3. Необходимость в деятельности человека

Формулировка цели урока

Цель: изучить, что такое свобода, необходимость в человеческой деятельности, выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия

Задачи: сформировать представления о свободе личности в различных ее проявлениях, признаках и ограничениях свободы

Формировать умения работать с текстовой информацией, систематизировать ее, умения сравнивать, анализировать делать выводы

IV . Освоение новых знаний

Заполнение интеллект карты по ходу урока

1. Что такое свобода?

Работа с источниками

Существует множество различных определений свободы. Вам необходимо изучить определения свободы. Выделите общее в определениях.

1.Впервые понятие свобода как философскую категорию ввел Сократ, который понимал свободу как внутреннее состояние человека. « Истинно свободен человек, который знает, как управлять своими инстинктами. Тот человек раб, который не знает, как подчинить их и становится их жертвой»

2.В ХХ веке Н.Бердяев в книге «О рабстве и свободе» пишет « Человек есть царь и раб. Я вижу три состояния человека… которые можно обозначит как «господин», «раб» и «свободный».Господин и раб … не могут существовать друг без друга. Свободный же существует сам по себе… Мир рабства есть мир отчужденного от себя духа». Свобода не была сотворена Богом, свобода разумная, свобода в истине и добре... свобода в боге и от Бога полученная”. Дух побеждает природу, вновь обретая единство с Богом, восстанавливается духовная целостность личности.

В понимание свободы связано с наличием человека.

В :

Свобо́да - течение событий таким образом, чтобы воля каждого действующего лица в этих событиях не подверглась насилию со стороны воли других.

В свобода - это закреплённая в конституции или ином законодательном акте возможность определённого поведения человека (например, , и т. д

Свобода –это пространство объективных возможностей для самоутверждения и самореализации социального субъекта (индивида, социальной группы, социальной общности);

Свобода - это способность и возможность человека действовать по своей воле, в соответствии со своими интересами и целями, не нарушая такое же право других людей, безопасность общества и государства.

Что общего в определениях?

Осознанный выбор поведения, присуща только личности, самостоятельность, отсутствие принуждения, воля, осознанная необходимость, возможность правильного выбора, ответственность

Что такое свобода? Чтобы дать определение понятию «свобода» мы начнем с того, что выделим признаки свободы.

Признаки свободы

Назовем тот признак свободы, который отразил скульптор. Что, прежде всего, бросается в глаза?

(Выход из формата, отступление от привычного, тебя должно все отпустить и ты можешь просто быть собой, вырваться из оков, отсутствие определенных ограничений)

т.е. свобода – отсутствие ограничений . Согласны ли вы с таким определением? (Нет. Не всегда отсутствие ограничений ведет к хорошему – это может привести к анархии, произволу других таких же «свободных»)

- Что нас ограничивает в этом мире?

(Законы, нормы морали, обязанности, возможности тела…страх, власть, привычки, ложь, обвинения, шаблоны, привычки) внутренние и внешние ограничения

внутренние побуждения внешние обстоятельства

- Т.о., мы можем сделать вывод, что понимание свободы как отсутствие ограничений это не совсем верный принцип. Точнее говорить о самостоятельности, отсутствии принуждения, воле, возможности выбора

Но всегда ли мы можем сделать свой выбор? Работа в группах (каждой группе предложены по 2 листа формата А 4, при этом они или одного цвета, или разных цветов). Задание – в теч. 1 мин. докажите мне, что один из листов лучше по своим характеристикам, а, значит, вы выбираете именно его.
(Обычно с аргументами затрудняется та группа учащихся, у которой листы одинакового цвета и формата). Поменять листы, попросить в новых условиях показать достоинства того или иного листа.
Прокомментировать.

Работа с источниками

Буриданов осел . Так называют человека, нерешительного в выборе или колеблющегося между двумя равноценными выборами.

Текст «Буриданов осел»

Жил-был Буридан.. А был у того Буридана осел. Решил как-то раз Буридан своего осла покормить, и нет, чтобы положить корма в одно место, а наполнил он кормом две кормушки, да так получилось, что поровну корма-то вышло. И не было между кормушками никакой разницы, и нельзя было дать ни одной кормушке предпочтения. Посмотрит Буриданов осел на одну кормушку, посмотрит на другую – к какой подойти не знает. Долго выбирал осел, пока с голоду и не подох. Такая вот история про Буриданова осла.

В чем смысл прочитанного?

Можем ли мы говорить о том, что чем больше у нас вариантов выбора, тем лучше? (аргументируйте свою позицию).

В буридановом парадоксе говорится об обратном. Даже если существует два варианта выбора, то человеку трудно выбрать что-нибудь определенное.

Повышение количества вариантов выбора усиливает затруднение. Если есть один вариант – мы обязательно выберем его. Как только есть список – мы начинаем теряться. Потому что проблема выбора – это словно бы отказ от жизни. Пока вы выбираете – вы не живете. Пока вы выбираете – вы голодны и хотите пить. Пока вы выбираете – вакансии на предложенных работах будет занята другими, менее сомневающимися, кандидатами

ПРИТЧА

Однажды Бог создал мир и населил его существами, очень похожими друг на друга. Но чтобы им было интереснее жить в этом мире, он решил сделать их уникальными, исходя из их собственных желаний.

И вот одни захотели летать, Бог подарил им крылья и назвал Птицами. Вторые желали плавать, и Бог наделил их плавниками и назвал их Рыбами. Третьи хотели бегать, и Бог дал им ноги, назвав Зверьми. Другие пожелали стать маленькими, Бог сделал так, назвав их Насекомыми. И спросил Бог у последних:- Что же вы хотите?

Мы хотим быть теми, кем только пожелаем, - ответили те.

И тогда Бог дал им выбор и назвал Людьми.

Чего они попросили?

Какое отношение имеет притча к сегодняшнему уроку?

(выбор и осознанность Выбор связан с интеллектом, и волевым напряжением человека- бремя выбора. Кто стоит перед выбором испытывает мучения.
Вывод: Осуществляемая свобода предполагает наличие свободного выбора между разными возможностями. Основа выбора - ответственность

Условия существования свободы:

Человек делает выбор на свой страх и риск, т. е. свобода неотделима от ответственности за использование ею;

Свобода одного не должна вредить свободе и интересам другому, т. е. свобода не может быть абсолютной.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами.

Ответственность –объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.

Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление). Осознание условий, цели, необходимости выбора способа действия

Виды ответственности : 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой.

Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

2 .Свобода есть осознанная необходимость

Необходимость – то, что обязательно должно произойти в данных условиях;

Понятно определение? Тогда приведите пример необходимости.

(Ходить в школу для учащегося… Пища, необходимость отдыха – все физиологические потребности, то, что человек не может отменить)

Как вы понимаете словосочетание «Осознанная необходимость»?

(мы понимаем, для чего мы это делаем; иногда человеку кажется, что совершает свободный выбор, а на самом деле он отдает отчет, почему он совершает именно это действие)

Проблема соотношения свободы и необходимости в принятии решений человеком

рассматривает каждый человеческий поступок как неотвратимую реализацию изначального предопределения, исключающего свободный выбор.

Печорин- фаталист.

абсолютизирует свободу воли, доводя её до произвола ничем не ограниченной личности, игнорируя объективные условия и закономерности.

стремление реализовать желанные цели без учёта объективных обстоятельств и возможных последствий.

Хрущев

Каждое свободное действие человека есть сплав свободы и необходимости. Необходимость содержится в виде объективно данных индивиду условий существования.

Работа с таблицей. Какие точки зрения на свободу в деятельности человека?

Вопрос об их соотношении в деятельности человека имеет огромное значение для оценки всех поступков людей. Обойти эту проблему не могут ни мораль, ни право, т.к. без признания свободы личности не может идти речь о ее нравственной и юридической ответственности за свои поступки. Если поведение человека задано только необходимостью вопрос об ответственности за свое поведение теряет всякий смысл.

Согласно третьей точке зрения, деятельность человека обусловлена не только внешними обстоятельствами, но и внутренними побуждениями. Одинаковые причины влекут за собой со стороны человека не идентичные последствия, они преломляются во внутреннем мире людей.

Проиллюстрировать примерами из литературы, истории

Прежде чем дадим определение свободы, скажите, как вы поступаете, когда вам надо выполнить такое учебное действие?

(ищем в учебнике, пытаемся сформулировать сами опираясь на личный опыт, ищем синонимы, ассоциации и т.д.)

Фиксируем вывод – есть разные способы действий в данной ситуации. И вы можете сейчас сформулировать свое определение в тетради, а можете воспользоваться тем, что есть.(отсутствие ограничений – отсутствие внешнего принуждения, воля, наличие вариантов выбора и осознание необходимости)

Осознанность – обязательный элемент (этим мы отличаемся от животных)

Сформулируйте определение свободы

Свобода - это возможность сознательного выбора человеком видов деятельности в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, создание условий для самореализации

Обсудили, как проще дать определение? (словари – там все понятно, просто

Проще, когда мы следуем авторитету, особенно когда мы не уверены в чем-то. «Все согласны? Все согласны) Большинство из вас не стали формулировать свое определение, а переписали то, что было на слайде. На это обратили внимание философы еще в древности.

А Эрих Фромм описал механизм «бегства от свободы»

Мы заявляем, что свобода является ценностью, при этом в своей деятельности мы сокращаем себе осознанные варианты выбора. Нам так легче. Почему мы бежим от свободы?

(принятие решения обозначает принятие на себя ответственности за свой выбор) Свобода человека состоит в том, что он волен выбирать цели и средства

V .Первичное закрепление.

Составить кластер по вариантам

1.Признаки свободы

альтернатива, выбор, возможность, воля, активность, независимость, необходимость, ответственность, осознанность

Метод ранжирования по степени важности:

Альтернатива, возможность выбора, воля, осознанность, активность, выбор, ответственность, независимость

2.Составить кластер ЗАВИСИМОСТЬ

от мнения окружающих, привычек, пороков, родителей, оценки окружающих, правил поведения, денег

3.Составить кластер ОГРАНИЧЕНИЯ

мораль, власть, ложь, обвинения, шаблоны, привычки
А теперь подумаем, что лежит в основе этих зависимостей? Страх! Мы боимся показаться глупыми, смешными, неловкими, немодными и т.д. Страх трансформируется в штампы: меня не поймут, что обо мне подумают, вдруг кто-то увидит.

Работа с источником «Диалог о свободе»: чтение по ролям:
Автор: Стоя в кругу, ученик колдуна принес жертву и стал призывать демона страха. Но как мальчишка не старался, ничего не происходило. Он уже хотел было выйти из круга, как вдруг увидел перед собой огромного кота.

Мальчик: Ты кто???

Демон: Что значит «кто»? Ты ж демона звал, вот он я. Чего хотел-то? Говори, у меня настроение хорошее сегодня.

Мальчик: Ты – демон страха?

Демон: Ну, был им на протяжении нескольких столетий…

Мальчик: А как мне стать свободным от страхов? Я хочу обрести свободу!

Демон: А что для тебя свобода мальчик?

Мальчик: Умение самостоятельно принимать решения, не зависеть от страхов. Быть свободным, в общем.

Демон: Ты не объяснил мне, что для тебя «свобода», и кто у тебя, ее отнял. Почему я должен отвечать тебе на вопрос, смысл которого тебе самому не ясен?

Мальчик: Что значит «кто отнял»? Люди, конечно.

Демон: Да неужели? Как?

Мальчик: Ну, так… Они установили свои правила в этом мире, и все должны по ним жить.

Демон: Разве? А как они могут заставить что-то принять, если ты этого не хочешь?

Мальчик: У них много способов. Например, посадить в тюрьму.

Демон: Неужели потерять возможность передвигаться дальше, чем четыре стены страшнее, чем потерять самого себя в серой массе ныне живущих? Не понимаю я тебя, малыш, ой, не понимаю.

Мальчик: Да что ж тут непонятного? Сделал не так – садись в тюрьму или погибни.

Демон: Дитя, я не могу и не хочу вколачивать в твою пустую голову знания. Если тебе это действительно нужно, дойдешь сам. Я дал тебе подсказку. Я и так потратил на тебя слишком много времени.

Автор: Демон исчез. Мальчик еще некоторое время постоял в кругу и побрел домой. Чем больше паренек обдумывал слова демона, тем стройнее у него получалась цепочка мыслей.
И, наконец, его осенила мысль: «Быть свободным в обществе – это значит …
Задание: Предположите, как это выражение заканчивает автор.
Озвучить версию автора: «Быть свободным – это значит оставаться собой, не потерять себя, жить свою жизнь». Н.А. Бердяев писал: «Мы освободимся от внешнего гнета лишь тогда, когда освободимся от внутреннего рабства, т.е. возложим на себя ответственность и перестанем во всем винить внешние силы» - согласны ли вы с такой позицией Н.Бердяева?

Как общий вывод предыдущих рассуждений: Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя!

VI . РЕФЛЕКСИЯ

Проверка заполнения интеллект карты

Интеллект карта

Свобода и необходимость в деятельности человека

СВОБОДА

Выбор осознанность ответственность

Домашнее задание.

Написать эссе: Платон: «Дать свободу человеку, который не умеет ею пользоваться, значит погубить его».

В настоящее время в философии свобода личности рассматривается как исторический, социальный и нравственный императив, критерий развития индивидуальности и отражение уровня развития общества.

В повседневной жизни человек сталкивается с давлением внешних для него обстоятельств. Люди не вольны в выборе времени и места своего рождения, объективных условий жизнедеятельности и пр. Человек не волен изменить социальные рамки выбора; они ему даны, с одной стороны, в наследство всей предыдущей историей развития человечества, с другой – наличным бытием конкретной социальности, в которой существует субъект выбора. Но бытие человека – это всегда альтернативы, предполагающие выбор, который характеризуется как разными средствами достижения поставленных целей, так и разными результатами реализации поставленных целей.

Некоторые современные философы считают, что человек «обречен» на свободу, так как преобразование мира является способом человеческого существования, и этим создает объективное (независимое от воли и сознания человека) условие для свободы. Проблема возникает перед ним тогда, когда он узнает о существовании других жизненных путей и начинает их оценивать и выбирать.

Свобода – 1) это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира; 2) это умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность.

Ядро свободы – это выбор, который всегда связан с интеллектуальным и эмоционально-волевым напряжением человека. Свобода личности в обществе имеет не абсолютный, а относительный характер. Общество своими нормами и ограничениями определяет диапазон выбора. Этот диапазон обусловливается: условиями реализации свободы, сложившимися формами общественной деятельности, уровнем развития общества и местом человека в общественной системе, целями человеческой деятельности, которые формулируются в соответствии с внутренними побуждениями каждого человека, правами и свободами других людей.

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (предопределением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.). Свобода и необходимость – философские категории, выражающие взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.

Необходимость – это устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. Необходимость существует в природе и обществе в виде объективных, т. е. независимых от сознания человека, законов. Мера необходимости и свободы в ту или иную историческую эпоху различна, и она задает определенные типы личности.

Фатализм (лат. fatalis – роковой) – мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости и исключают всякую возможность выбора и случайности.

Волюнтаризм (лат. voluntas – воля) – мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего, пренебрегает необходимостью, объективными историческими процессами.

Свободу как познанную необходимость трактовали Б. Спиноза, Г. Гегель, Ф. Энгельс. Трактовка свободы как познанной необходимости имеет огромное практическое значение, так как предполагает постижение, учет и оценку человеком объективных пределов своей деятельности.

Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед собой, перед обществом и перед другими его членами. Ответственность – социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически-конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. Ответственность личности имеет две стороны:

внешняя: возможность применить к личности определенные общественные санкции (личность ответственна перед обществом, государством, другими людьми при соблюдении возложенных на нее обязанностей; несет моральную и правовую ответственность);

внутренняя: ответственность личности перед собой (развитие чувства долга, чести и совести человека, его способность осуществлять самоконтроль и самоуправление).

Виды ответственности: 1) историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.; 2) индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.; 3) социальная (выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей).

Зависимость между свободой и ответственностью личности прямо пропорциональна: чем больше свободы дает человеку общество, тем больше и его ответственность за пользование этой свободой. Ответственность – саморегулятор деятельности личности, показатель социальной и нравственной зрелости личности, может проявляться в разных характеристиках поведения и действия человека: дисциплина и самодисциплина, организованность, умение предвидеть последствия своих собственных действий, способность к прогнозу, самоконтроль, самооценка, критическое отношение к самому себе.

1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы

Общество – 1) в узком смысле: социальная организация страны, обеспечивающая совместную жизнедеятельность людей; круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (общество нумизматов, дворянское собрание); отдельное конкретное общество, страна, государство, регион; исторический этап в развитии человечества (феодальное общество, капиталистическое общество); человечество в целом;

2) в широком смысле: обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму связей и отношений людей в процессе их жизнедеятельности.

Страна – это географическое понятие, обозначающее часть света, территорию, которая имеет определенные границы.

Государство – политическая организация общества с определенным типом власти (монархия, республика, советы, др.), органами и структурой правления (авторитарное или демократическое).

Развитие воззрений на общество

1. Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов.

2. Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо (XVII–XVIII вв.) выдвинули идею общественного договора, т. е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями.

3. Гегель рассмотривал общество как сложную систему отношений, выделив в качестве предмета рассмотрения так называемое гражданское общество, т. е. общество, где существует зависимость всех от всех.

4. О. Конт полагал, что строение общества определяется формами мышления человека (теологической, метафизической и позитивной). Само общество он рассматривал как систему элементов, которыми выступают семья, классы и государство, а основу образует разделение труда между людьми и их взаимоотношение между собой.

5. М. Вебер считал общество продуктом взаимодействия людей, как результат их социальных действий в интересах всех и каждого.

6. Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, связующим началом которой являются нормы и ценности.

7. К. Маркс рассматривал общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместной деятельности.

Критерии общества: наличие единой территории, являющейся материальной основой возникающих в ее пределах социальных связей; универсальность (всеобъемлющий характер); автономность, способность существовать самостоятельно и независимо от других обществ; интеграгивность: общество способно поддерживать и воспроизводить в новых поколениях свои структуры, включать все новых индивидов в единый контекст социальной жизни.

Свойства общества: относительная автономность; самодостаточность; саморегулирование.

Функции общества: производство материальных благ и услуг; распределение продуктов труда (деятельности); регламентация и управление деятельностью и поведением; воспроизводство и социализация человека; духовное производство и регулирование активности людей.

Общественные отношения – многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них). Общество – совокупность общественных отношений.

Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него, это: производственные отношения, экологические отношения и др. Духовные (идеальные) отношения формируются и определяются духовными ценностями, это: моральные отношения, политические отношения, правовые отношения, художественные отношения, философские отношения, религиозные отношения.

Сфера жизни общества (подсистема) – определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами. Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности и включают в себя: а) определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные); б) социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь); в) сложившиеся отношения между людьми (т. е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Основные сферы общественной жизни

1. Социальная (элементы – народы, нации, классы, половозрастные группы и т. д., их взаимоотношения и взаимосвязь).

2. Экономическая (элементы – производительные силы, производственные отношения, единство производства, специализации и кооперации, потребления, обмена и распределения) – обеспечивает производство товаров, необходимых для удовлетворения материальных потребностей индивидов.

3. Политическая (элементы – государство, партии, общественно-политические движения и др.) – комплекс отношений между государствами, партиями, общественными организациями, отдельными индивидами по поводу осуществления власти.

4. Духовная (элементы – философские, религиозные, художественные, правовые, политические и другие воззрения людей, их настроения, эмоции, представления об окружающем мире, традиции, обычаи и т. п.) – охватывает различные формы и уровни общественного сознания.

Все указанные сферы общества и их элементы непрерывно взаимодействуют, изменяются, но в главном остаются неизменными (инвариантными), сохраняют возложенные на них функции. В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты – это группа людей, отношения между которыми построены по определенным правилам (семья, армия и т. д.), и совокупность правил для определенных социальных субъектов (например, институт президентства).

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, изменчивым характером.

Социальная система – это упорядоченное целое, представляющее собой совокупность отдельных социальных элементов – индивидов, групп, организаций, институтов.

Общество как сложноорганизованная, саморазвивающаяся система характеризуется следующими специфическими чертами: 1. Отличается большим разнообразием различных социальных структур и подсистем. 2. Общество – это система вне– и надиндивидуальных форм, связей и отношений, которые человек создает своей активной деятельностью вместе с другими людьми. 3. Присуща самодостаточность, т. е. способность своей активной совместной деятельностью создавать и воспроизводить необходимые условия собственного существования.

4. Общество отличает исключительная динамичность, незавершенность и альтернативность развития. Главным действующим лицом в выборе вариантов развития является человек. 5. Выделяет особый статус субъектов, определяющих его развитие. 6. Обществу присуща непредсказуемость, нелинейность развития.

Общество может само рассматриваться как система, состоящая из множества подсистем, а каждая подсистема представляет собой систему на своем уровне и имеет свои подсистемы.

А) С точки зрения функциональных взаимоотношений ее элементов, т. е. с точки зрения структуры, отношения между элементами системы поддерживаются сами собой, никем и ничем не направляясь извне. Система автономна и не зависит от воли включенных в нее индивидов.

Б) С точки зрения отношений между системой и внешним миром вокруг нее – окружающей средой. Отношения системы с окружающей средой служат критерием ее прочности и жизнеспособности. Окружающая среда потенциально враждебна системе, поскольку воздействует на нее как на целое, т. е. вносит в нее изменения, которые могут расстроить ее функционирование. Система гармонична, обладает способностью к самопроизвольному восстановлению и установлению состояния равновесия между собой и внешней средой.

В) Система умеет воспроизводить самое себя без сознательного участия включенных в нее индивидов.

Г) В число характеристик системы входит также способность интегрировать в себя новые социальные образования. Она подчиняет своей логике и заставляет работать по своим правилам на благо целого вновь возникающие элементы – новые классы и социальные слои, новые институты и идеологии и т. д.

Общество – динамическая система, т. е. находится в постоянном движении, развитии, меняет свои черты, признаки, состояния. Смена состояний вызывается как влияниями внешней среды, так и потребностями развития самой системы.

Динамические системы могут быть линейными и нелинейными . Изменения в линейных системах легко просчитываются и прогнозируются, поскольку происходят относительно одного и того же стационарного состояния.

Общество – нелинейная система. Это означает, что происходящие в нем в разное время под воздействием разных причин процессы определяются и описываются разными законами. Именно поэтому социальные изменения всегда содержат долю непредсказуемости. Нелинейная система способна порождать особые структуры, к которым направляются процессы социальных изменений (новые комплексы социальных ролей, которых ранее не было и которые организуются в новый социальный порядок; новые предпочтения массового сознания: выдвигаются новые политические лидеры, образуются новые политические партии, группы, неожиданные коалиции и союзы, происходит перераспределение сил в борьбе за власть).

Общество – открытая система , оно реагирует на малейшие влияния извне, на любую случайность.

Общество можно представить в виде многоуровневой системы: первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий; второй уровень - институты и общности, каждый из которых может быть представлен в виде сложной устойчивой и самовоспроизводящейся системной организации.

Социальная система может рассматриваться в четырех аспектах: как взаимодействие индивидов; как групповое взаимодействие; как иерархия социальных статусов (институциональных ролей); как совокупность социальных норм и ценностей, определяющих поведение индивидов.

Раздел ЕГЭ: 1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность

Свобода - возможность совершения человеком активной творческой деятельности, совпадающей с его мировоззрением и желаниями и основанной на внутренних убеждениях.

Поскольку у каждого человека своё представление о свободе, в обществе принято добровольно ограничивать себя во избежание нарушения свободы других людей.

СВОБОДА И НЕОБХОДИМОСТЬ В ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В цивилизованном обществе практически невозможно разделить между собой понятия свободы и необходимости.

Необходимость - неизбежная обязанность выполнять те или иные действия. Поскольку каждый член общества предстаёт перед обязанностью действовать в соответствии с принятыми общественными нормами поведения и законами, свобода каждого индивида ограничивается необходимостью их соблюдения. В таком случае можно говорить о некоторой предопределённости человеческого существования.

Детерминизм (фатализм) - принцип закономерности и причинной обусловленности всех событий и явлений.

При таком подходе к свободе позитивным является организованность общества согласно общественной необходимости, а отрицательным - ограничение человека в собственной воле и постановка его в рамки действующей общественной программы.

СВОБОДА и ВОЛЯ

Некоторые философы считают основой существования и развития человека его волю.

Воля - сознательное стремление к осуществлению чего-либо.

В случаях когда человек действует исходя только из своих собственных интересов и потребностей, мерилом свободы становится воля, а такой стиль поведения называется волюнтаризмом.

Волюнтаризм - философское направление, согласно которому отрицаются объективные закономерности и необходимости в природе и обществе, а основная роль в развитии человека приписывается воле. В узком смысле волюнтаризм - метод командного управления, при котором человек принимает произвольные решения наперекор объективным условиям и обстоятельствам.

При подобном подходе к свободе позитивным считается возможность поступать каждому человеку так, как нравится ему самому, ставить собственную волю превыше интересов остальных, а отрицательным - возможность игнорирования и произвола по отношению к другим людям и их свободе.

СВОБОДА и ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Если бы действия каждого человека совершались только на основе его свободы, мир погрузился бы в хаос. Многообразие людей подразумевает под собой многообразие интересов, желаний, ценностей и идеалов. Поэтому свобода неотделима от ответственности, которая позволяет регулировать взаимоотношения между людьми.

Ответственность - необходимость понимания и принятия обязательств перед обществом за свою деятельность.

  • Политическая - ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. Государство должно строить свою линию, основываясь на потребности всех граждан. Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа.
  • Юридическая - ответственность людей перед законом. Общество ставит перед индивидуумом некоторые требования. Индивид в свою очередь также предъявляет требования обществу. Таким образом, ответственность является обоюдной.

ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Понятие ответственности включает в себя различные варианты её применения.

  • Историческая - ответственность народа за свою судьбу. (Выбор определённой политической партии, президента. Участие в референдумах).
  • Политическая — ответственность политических сил перед обществом, её несут все члены правительства. (Президент страны выполняет действия исходя не из личных интересов, а из воли народа).
  • Юридическая — ответственность людей перед законом. (Человек, укравший вещь, несёт юридическую ответственность).
  • Индивидуальная - ответственность человека за свои поступки. (Ученик не выполнил домашнее задание и получил отрицательную отметку).
  • Групповая - ответственность двух и более людей за совершаемые действия одного, нескольких или всех членов группы. (Вратарь пропустил мяч, но проиграла вся команда).

Вы смотрели конспект «Свобода и необходимость» .

Свобода личности - одна из высших ценностей человека и это понятие рассматривается разными науками: философией, политологией, социологией. Но существуют различные взгляды и интерпретации этой категории. Рассмотрим эти трактовки и узнаем кратко о свободе и необходимости в деятельности человека.

Понятие свободы

Свобода - это возможность человека действовать по своему желанию, беспрепятственно реализовывать интересы и потребности.

Основные признаки свободы:

  • эта категория закреплена Всеобщей декларацией свободы;
  • она не безгранична, так как полная свобода действия одного человека может нарушить права другого;
  • ограниченность свободы для уважения прав других людей также призвана облегчить выбор человека.

Человек, обладая полной свободой действий, не сможет сделать выбор. Например, философ Ж. Буридан написал рассказ, иллюстрирующий это утверждение. В нем осел, стоявший между двумя одинаковыми стогами сена, не смог определиться и умер от голода.

Понятие необходимости

Этот термин можно определить как то, что непременно должно произойти в силу определенных закономерностей.

Существует много точек зрения по вопросу, что такое необходимость.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • религиозная теория

Некоторые люди считают, что свободы не существует, а жизнь человека полностью зависит от воли бога. Другие все же разделяют божественное предопределение и свободу, которая, по их мнению, состоит в том, что человек может выбирать между добром и злом.

  • философская теория

Сторонники данной теории утверждают, что в природе есть законы, которые действуют независимо от человека и неподвластны его воле.

Ответственность

Ограничение свободы связано с влиянием на человека внешней и внутренней ответственности. Разберемся в этих понятиях.

  • внешняя ответственность

В обществе действуют установленные и признанные нормы. Если человек их не соблюдает, то это вызывает осуждение. Например, нормы морали требуют от человека вежливого отношения к пожилым людям. Если кто-то проявляет грубость и пренебрежение по отношению к старшим, это вызывает негативную реакцию окружающих.

  • внутренняя ответственность

Под внутренней ответственностью понимают внутреннее осознание человеком важности соблюдения правил и норм, его готовность не только принять существующие законы, но и те санкции (наказания), которые к нему применят в случае нарушений. Например, человек понимает, что всегда нужно переходить дорогу по зебре, так как это правило установлено для его безопасности.

Что мы узнали?

Свобода - это возможность человека реализовывать интересы и потребности, не нарушая при этом прав других людей и учитывая свою ответственность перед обществом. В этом состоит необходимость, то есть те законы, которые действуют независимо от человека, но должны им соблюдаться. Свобода и необходимость в деятельности человека признаны современными государствами как значимые и закреплены в официальных документах.

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 145.