Титаник шокирующие факты. Мистические легенды вокруг крушения «Титаника. Сигнал из прошлого

10.12.2023

Одна из крупнейших катастроф последних столетий все еще будоражит умы. Популярный фильм сделал историю гибели «Титаника» романтичной, но и шокирующей она остается по-прежнему. Вот интересные факты, которые помогут вам больше узнать о легендарном корабле.

Название «Титаник» существовало более двух с половиной тысяч лет

Катастрофа «Титаника» случилась не так давно, но его история началась много столетий назад. Когда создатели думали над названием, они хотели найти слово, которое помогло бы выразить невероятные размеры корабля. Кроме того, оно должно было бы выражать значимость такого события в кораблестроении. Представители компании "Харленд энд Вулф", создавшей корабль, нашли нужное название в греческой мифологии. Слово «титаник» связано с титанами, древнегреческими богами. По легенде, несмотря на свой невероятный размер, они были повержены молодыми богами-олимпийцами, Зевсом и Афиной. Неудивительно, что созданный параллельно с «Титаником» корабль был назван «Олимпик». Оба судна были сконструированы одновременно и были весьма схожи по дизайну.

Семь человек умерли на корабле еще до отплытия

Люди начали гибнуть на «Титанике» еще во время его создания. Работы на корабле шли более сотни лет назад, с 1908 по 1911 гг., и тогда вопросы безопасности и охраны здоровья работников никого особенно не волновали. Рабочие даже не носили касок при строительстве! Шесть человек погибли на самом корабле во время его создания, зарегистрированы были и двести сорок шесть травм. Это можно посчитать дурным предзнаменованием - корабль будто бы сразу же был обречен. Ходят также слухи, что один рабочий погиб прямо перед отправлением корабля.
Неужели «Титаник» был проклят? Прежде чем так подумать, вспомните количество жертв на других строительных площадках того времени - увы, отсутствие техники безопасности может быть куда вреднее проклятий.

Стальные крепления весили более тысячи двухсот тонн

Невероятный размер сделал «Титаник» частью культуры еще до запуска корабля. Компания, которая его проектировала, хотела с гордостью сообщать пассажирам, что создала крупнейший корабль в мире. Практически любой факт о размерах «Титаника» можно дополнить восклицательным знаком. К примеру, крепления, фиксирующие обшивку корабля, весили больше тысячи тонн! Чтобы поворачивать руль, требовались отдельные двигатели! Два самых главных двигателя весили более семисот тонн! Все детали корабля были столь массивными, что кажутся невероятными даже по современным стандартам.

Загрязнение от «Титаника» составляло шестьсот тонн угля в день

Корабль был не только самым масштабным, но и крайне вредным для окружающей среды. Единственным способом передвижения такой махины в те времена был паровой двигатель, для которого «Титанику» требовалось по шестьсот тонн угля в день. Сто семьдесят рабочих трудились круглосуточно семь дней в неделю, чтобы поддерживать пламя в печах двигателей корабля. В море попадали по сто тысяч тонн пепла ежедневно.

Почтовая комната «Титаника» занималась шестьюдесятью тысячами писем ежедневно

Интересный факт - «Титаник» был не просто кораблем для путешествий, но и судном для перевозки почты. Количество перевозимых сообщений было просто колоссальным. Корабль больше напоминал плывущий город. Пассажиры тоже пользовались почтой - на корабле было пять клерков, которые по семь дней в неделю занимались сортировкой писем. В день им приходилось сортировать до шестидесяти тысяч конвертов!

Спасательные шлюпки были рассчитаны лишь на тысячу сто семьдесят восемь человек

Этот факт наиболее сильно связан с трагедией корабля. По бортам можно было разместить шестьдесят четыре шлюпки, в каждой из которых разместилось бы по шестьдесят пять человек. Это позволило бы спасти три тысячи пятьсот пассажиров. Но в первом плаванье у корабля было всего двадцать шлюпок. Этого было совершенно недостаточно для двух тысяч двухсот двадцати трех человек на корабле. Именно поэтому крушение корабля стало такой масштабной трагедией - люди просто не имели шанса спастись.

Можно было спасти на тысячу людей больше

Это один из самых противоречивых фактов. Рядом с «Титаником» в ту ночь пересекал Атлантику и другой корабль, «Калифорниец». С него команду гиганта предупредили о ледовой корке. На «Калифорнийце» решили переждать ночь, чтобы не столкнуться с айсбергами, «Титанику» предлагалось сделать то же самое. Но команда «Титаника» решила, что предосторожности не нужны, корабль продолжил ход. Когда корабль потерпел крушение, команда пыталась привлечь внимание других моряков. С «Калифорнийца» видели огни, но ничего не предприняли. Капитан решил послать ответный сигнал Морзе с помощью лампы, но, скорее всего, свет на «Титанике» просто не заметили. Когда утром команда «Калифорнийца» узнала о катастрофе, спасать людей было уже слишком поздно.

Остатки корабля искали более семидесяти лет

Обломки «Титаника» разыскивали до 1985 года. Только после этого история крушения стала проясняться. Долгое время предполагалось, что корабль утонул целиком. Пассажир проплывавшей мимо «Карпатии» описывал, что «Титаник» развалился на две части перед тем, как уйти под воду, но это оставалось лишь теорией. В сентябре 1985 команда французских и американских исследователей нашли корабль - он действительно распался на две части.

Самой ценной вещью на корабле была картина стоимостью в сто тысяч долларов

История о том, что на борту было золото, - миф. Самым дорогим предметом на корабле была картина, стоимость которой составляла сто тысяч долларов. Впрочем, после катастрофы ценность обрели и другие вещи - все, что было обнаружено на морском дне, стало важным из-за известности корабля.

Фильм о «Титанике» побил все кассовые рекорды

Трагическая история корабля привлекла множество людей в кинотеатры. Фильм Джеймса Кэмерона, в котором сыграл Леонардо ди Каприо, стал одним из самых известных за всю историю кинематографа. Это драма, в которой нет документальных деталей, но сюжет вполне достоверный - Кэмерон занимался перед съемками серьезными исследованиями. Все помещения были сделаны точно такими, какими были на корабле, и события во время катастрофы соответствовали историям очевидцев.

С того дня, как затонул «Титаник», прошло уже 105 лет, однако воспоминания об этой страшной трагедии, по всей видимости, никогда не исчезнут из коллективной памяти общества. За прошедшее столетие появилось немало легенд и рассказов о самом «Титанике» и тех, кто был на борту лайнера в день его гибели. Одни из них являются правдивыми, другие сильно искажены. В данной статье представлены десять самых распространённых заблуждений о «Титанике» и том страшном дне, когда он затонул.

1. Первый сигнал SOS

Одним из самых живучих мифов о «Титанике», которые по-прежнему волнуею умы людей, интересующихся данной темой, является утверждение о том, что этот круизный лайнер был первым кораблём, использовавшим сигнал бедствия SOS. Как и в большинстве других легенд, в этой также есть зерно истины, которое, однако, было искажено с целью придания истории более драматичного звучания.

Данный миф возник вокруг записи разговора, который произошёл между операторами беспроводной связи «Титаника», Гарольдом Брайдом и Джеком Филлипсом, после столкновения лайнера с айсбергом. Брайд пошутил, что у Филлипса появилась возможность испытать новый сигнал бедствия SOS. До того как затонул «Титаник», для кораблей, которые оказались в бедственном положении, не существовало стандартного сигнала бедствия, признанного на международном уровне. В то время британские суда, как правило, использовали сигнал CQD – SEEK YOU - DANGER/DISTRESS («НУЖНА ПОМОЩЬ - ОПАСНОСТЬ/БЕДСТВИЕ»). В 1906 году конференция по беспроводной связи попыталась положить конец путанице и назначить стандартный сигнал бедствия, который можно было бы легко узнать. Они выбрали SOS, который, вопреки общераспространённому заблуждению, на самом деле никак не расшифровывается. Эти буквы выбрали по той простой причине, что их было легко передать и узнать. Даже начинающему оператору было под силу справиться с ними в случае необходимости.

Тем не менее, многие предпочли придерживаться старых традиций, и британские корабли продолжили использовать CQD в качестве сигнала бедствия. «Титаник» не был исключением. После того как лайнер столкнулся с айсбергом, Филлипс изначально передал сигнал CQD. Затем он выполнил указание Брайда и набрал SOS.

И хотя сигнал SOS считался относительно новым, к 1912 году он уже в течение нескольких лет находился в использовании (даже если он и не был предпочтительным выбором оператора). Тот факт, что он был применён операторами «Титаника», лишь поспособствовал его более широкому распространению.

2. Вперёдсмотрящие не увидели айсберг, потому что у них не было биноклей

О том, что у вперёдсмотрящих на «Титанике» не было биноклей, известно всем. Многие утверждают, что если бы не отсутствие биноклей, то вперёдсмотрящие смогли бы вовремя заметить айсберг, и катастрофы удалось бы избежать. Во время допроса вперёдсмотрящий Фредерик Флит, который находился на дежурстве, когда лайнер столкнулся с айсбергом, заявил то же самое. Дело было только в этом? Если да, то почему им не предоставили бинокли?

Начнём с того, что вперёдсмотрящим «Титаника» на самом деле предоставили бинокли, или, по крайней мере, таков был план. Они хранились на корабле в специальном месте. Пока корабль находился в порту, бинокли вперёдсмотрящих, как правило, лежали запертыми в ящике – для надёжности. Вперёдсмотрящим их выдавали лишь после того, как начиналось морское путешествие. Когда «Титаник» покинул Белфаст, стало ясно, что бинокли вперёдсмотрящих пропали, поэтому второй помощник капитана предложил им свою пару. По прибытии в Саутгемптон он попросил вернуть ему бинокли и запер их в своей каюте. За несколько минут до отплытия «Титаника» из Саутгемптона произошла незапланированная смена второго помощника капитана. Когда вперёдсмотрящие попросили у нового члена экипажа бинокли, он сказал, что их у него нет. Вперёдсмотрящие снова обратились к нему с просьбой выдать им бинокли, когда корабль покинул Куинстаун, однако получили отказ.

После допросов капитанов, их помощников и вперёдсмотрящих начала вырисовываться более ли менее чёткая картина. Мнения на счёт целесообразности использования биноклей вперёдсмотрящими разделились. И если уж на то пошло, то практика предоставления биноклей вперёдсмотрящим, используемая британской судоходной компанией «Уайт Стар Лайн» была больше исключением, нежели правилом. Если им и предоставляли бинокли, то это, как правило, было в тех случаях, когда корабль во время плавания настигала плохая погода (в ту ночь, когда «Титаник» столкнулся с айсбергом, погода была хорошая).

Одни утверждали, что в использовании биноклей вперёдсмотрящими не было необходимости. Другие даже видели в этом опасность, указывая на то, что сосредоточение на какой-то одной небольшой части горизонта без периферического обзора было губительным. Некоторые вперёдсмотрящие недвусмысленно сказали, что они использовали бинокли лишь в тех случаях, когда замечали что-либо на горизонте своим естественным зрением и хотели получить дополнительную информацию об объекте. В действительности, было отмечено, что в обязанности вперёдсмотрящих не входило определение объекта; они должны были, заметив препятствие, проинформировать об этом помощников капитана, находившихся на мостике.

Понятно, почему Фредерик Флит, который боялся стать козлом отпущения, сказал, что бинокли помогли бы избежать трагедии. Однако в реальности кажется маловероятным, что они смогли бы что-либо изменить. Если бы Флит заметил айсберг, после чего попросил бы предоставить ему бинокль для определения объекта, это заняло бы очень много времени. В общем, столкновение было неизбежно.

3. Мумия Амен-Ра

Согласно одной популярной городской легенде, в грузовом отсеке «Титаника» находилась проклятая мумия Амен-Ра, которая посеяла хаос и волшебным образом заставила судно двигаться прямиком на айсберг. Конечно же, на борту «Титаника» не было никакой мумии.

Во время круиза известный спиритуалист Уильям Т. Стед за обедом рассказал своим спутникам захватывающую историю о проклятой мумии Амен-Ра. В то время мумия находилась на выставке в Британском музее. После того как «Титаник» столкнулся с айсбергом, историю Стеда начали распространять со скоростью света. В скором времени все начали утверждать, что мумия Амен-Ра на самом деле находилась не в Британском музее, а на борту «Титаника».

4. Если бы на борту «Титаника» было достаточно шлюпок, то спастись удалось бы каждому

Большинство людей знают, что на борту «Титаника» не было достаточного количества спасательных шлюпок. Согласно стандартам того времени, такому огромному лайнеру требовалось всего шестнадцать шлюпок (плюс четыре складные лодки). Стоит отметить, что идея, согласно которой «непотопляемый» корабль не нуждался в спасательном оборудовании, является откровенной ложью. Но если бы на «Титанике» оказалось достаточно шлюпок, чтобы вместить всех находящихся на борту, повлияло бы это на число спасённых жизней?

Ответ: нет; и тому есть ряд причин. Во-первых, мы знаем, что последние спасательные шлюпки были спущены на воду примерно в 2:15 ночи, всего за пять минут до того, как судно полностью затонуло. Иными словами, помощникам едва хватило времени, чтобы спустить на воду имеющиеся шлюпки. Кроме того, очевидцы рассказали, что многие пассажиры категорически отказывались садиться в спасательные шлюпки, считая, что на борту тонущего корабля им будет безопаснее. Переубедить удавалось лишь единицы. Мы также знаем, что те, кто был в третьем классе, испытывали трудности с тем, чтобы попасть в шлюпки. Большинству из них так и не удалось этого сделать. Способ хранения спасательных шлюпок также стал одной из проблем. Так, например, складную лодку С нельзя было разобрать до тех пор, пока не была спущена на воду спасательная шлюпка № 1. Складные лодки А и В хранились на крыше кают помощников капитана; для того чтобы достать их оттуда и спустить на шлюпочную палубу, требовалось время, которого и так было в обрез. Вполне вероятно, что дополнительные лодки хранились бы точно таким же образом; помощники капитана и члены экипажа попросту не успели бы их разобрать и спустить на воду.

Да, несколько дополнительных спасательных шлюпок при условии своей доступности действительно могли бы помочь спасти больше людей, учитывая то, что море тогда была достаточно спокойным, однако даже при таком раскладе число жертв всё равно было бы невероятно высоким.

5. Последние минуты жизни Томаса Эндрюса

Судостроителя Томаса Эндрюса по праву считают одним из героев истории, связанной с гибелью «Титаника». Интересно, что легенда об Эндрюсе романтизировала последние минуты его жизни: он стоял один в курилке для первого класса, угрюмо уставившись на картину гавани Плимут; его спасательный круг был наброшен на стул, символизируя потерю надежды на то, чтобы выжить. Трогательное описание, которое было сделано со слов очевидцев. Но так ли на самом деле Томас Эндрюс встретил свой конец?

Одного из вышеупомянутых очевидцев звали Джоном Стюартом. Причин сомневаться в его словах нет, не считая времени, на которое выпали, как мы думаем, последние моменты жизни Томаса Эндрюса. Стюарт оказался в спасательной шлюпке № 15, которая отплыла от корабля примерно в 1:40 ночи. Получается, что он видел Эндрюса в курилке, по меньшей мере, за 40 минут до того, как корабль затонул. Однако есть более поздние свидетельства, которые дают нам лучшее представление о последних минутах жизни Эндрюса. Один из выживших (его имя нам не известно) заявил, что видел Эндрюса на шлюпочной палубе, когда оставалось всего несколько минут до окончательной гибели «Титаника». Он бросал шезлонги за борт, чтобы помочь тем, кто цеплялся за жизнь, оказавшись в ледяной воде. Буфетчик Сесил Уильям Н. Фицпатрик видел Эндрюса вместе с капитаном Смитом на мостике, когда «Титаник» совершал своё окончательное погружение. Как сообщается, капитан сказал ему: «Мы не можем больше здесь оставаться – он уходит под воду!». После этого оба вместе нырнули в воду.

По всей видимости, последние минуты своей жизни Томас Эндрюс провёл не в отчаянии, а в попытках спасти жизни других людей. В 1912 году биограф Эндрюса, Шан Ф. Баллок, написал: «Что бы он ни наблюдал в свои последние минуты, это не лишило его самообладания и мужественности. Работа есть работа; он должен был выполнять свои обязанности до победного конца».

6. Пассажирам третьего класса не дали шанса спастись

Идея о том, что пассажирам третьего класса пришлось одновременно вести борьбу за свою жизнь и против классовой системы, является основой большинства фильмов, посвящённых гибели «Титаника». Однако это неправда. Да, мы знаем, что из 700 пассажиров третьего класса спастись удалось лишь одной четвёртой части. Также имеются сведения о том, что нескольким небольшим группам, находившимся глубоко внутри корабля, не удалось добраться до шлюпочной палубы. Это само по себе звучит шокирующе. Однако важно помнить о контексте ситуации.

В 1912 году власти постановили, что корабли должны быть строго разделены по классам, чтобы предотвратить распространение болезней. На открытых палубах имелись низкие ворота; также по всему кораблю были развешаны соответствующие знаки. В более глубоких частях корабля были установлены высокие ворота. Ворота представляли собой простой способ разделения классовых отсеков. Однако то, как часто эти ворота запирались в действительности – это уже другой вопрос. Стюарды должны были следить за тем, чтобы не допустить перемещение пассажиров из одного класса в другой. В ту ночь, когда затонул «Титаник», многие пассажиры, члены экипажа и помощники капитана не осознавали всю серьёзность ситуации. Даже те, кто знал, что корабль идёт ко дну, надеялись на суда, которые шли на помощь «Титанику». Многие думали, что в течение часа их спасут. Иными словами, люди считали, что даже в такой критической ситуации следует придерживаться обычных правил. Вдобавок ко всему, большинство пассажиров предпочли остаться в своей части корабля, а не искать спасения, думая, что ситуация была под контролем. Предположение о намеренной попытке не дать пассажирам третьего класса добраться до шлюпочной палубы имело бы смысл, если бы высокие ворота в более глубоких частях корабля перекрывали им единственный путь к спасению, но это просто не тот случай. Пассажиры третьего класса имели беспрепятственный доступ к открытым палубам. Многие очевидцы сообщали, что видели, как пассажиры третьего класса направлялись к этим открытым палубам. К сожалению, на корабле имелось очень мало знаков, указывающих путь на верхние палубы. Проблема также усугублялась тем, что многие пассажиры третьего класса не знали английский язык. Очевидцы утверждали, что стюарды помогали пассажирам третьего класса перемещаться по кораблю, однако представьте себе, как было тяжело тем, кому это приходилось делать в одиночку. Тем не менее, многим это удалось. Настоящая проблема возникла, когда они попытались получить доступ к частям кораблям, предназначавшимся для второго и первого классов и располагавшимся на верхних палубах. Именно тогда они столкнулись с реальными трудностями, оказавшись лишёнными возможности добраться до шлюпочной палубы. Имеющиеся доказательства говорят о том, что большинству пассажиров третьего класса удалось попасть на шлюпочную палубу, однако было уже поздно. Предположение о том, что пассажиров третьего класса намеренно оставили на произвол судьбы, откровенно говоря, является нелепым. Правда заключается в том, что основными причинами гибели такого большого количества пассажиров третьего класса были недооценка серьёзности ситуации, трудности с передвижением по запутанным «лабиринтам» лайнера, языковой барьер и плохая организация.

7. Бортовой номер «Титаника» расшифровывался как "No Pope" («Никакого папы римского»)

В Белфасте, родном городе «Титаника», после крушения лайнера начали распространять слухи о том, что если его бортовой номер, 360604, прочитать с помощью зеркала, то получатся слова "No Pope" («Никакого папы римского»). Эта история стала крайне популярной в религиозном Белфасте, и в скором времени многие люди начали утверждать, что причиной гибели «Титаника» был его демонический бортовой номер.

Однако данный миф довольно легко развенчать, поскольку на самом деле «Титанику» был дан бортовой номер 401.

8. Джозеф Брюс Исмей был усатым злодеем

Вокруг гибели «Титаника» существует множество невероятных историй о героях и злодеях. Одна из них связана с именем председателя и директора-распорядителя пароходной компании «Уайт Стар Лайн», Джозефа Брюса Исмея. Сегодня его считают усатым супер-злодеем, который пожертвовал безопасностью пассажиров и членов экипажа ради скорости. Однако насколько верен этот образ?

Первое обвинение, брошенное в сторону Исмея, связано со срезанием углов при строительстве «Титаника» и экономией денег на безопасности пассажиров. Да, это правда, что Исмей был бизнесменом. И не исключено, что снижение затрат было для него в абсолютном приоритете. Однако факты говорят о том, что Исмей беспрекословно выполнял требования Министерства торговли и был готов выделить средства на дополнительные спасательные шлюпки (и недавно разработанные шлюпбалки, которые позволили бы взять на борт ещё больше спасательных шлюпок, если бы того потребовали нормы). Было бы несправедливо отметить, что он делал это исключительно по доброте своего сердца, а также считал такие траты разумными инвестициями в будущее. Всё выше написанное определённо указывает на то, что он не был скрягой Скруджем, который сидел в своём мрачном кабинете и отчаянно пытался найти способы сэкономить на безопасности лайнера, чтобы набить свои карманы деньгами. На самом деле это было бы глупо с его стороны, ведь чем безопаснее и крепче корабль, тем больше прибыли он принесёт в будущем. Более того, попытка обмануть Министерство торговли могла бы привести к плохой репутации и негативно сказаться на развитии бизнеса.

Следующее обвинение в адрес Исмея связано с тем, что бизнесмен, ослеплённый жаждой славы и известности, якобы при помощи угроз и запугивания заставил капитана и его помощников увеличить скорость хода «Титаника» за пределы безопасности. Но Исмей сам был пассажиром. Ставить собственную жизнь под угрозу было бы глупо с его стороны. Пассажирка «Титаника», Элизабет Лайнс, призналась, что подслушала разговор о корабле, который состоялся между капитаном Смитом и Исмеем. В нём Исмей озвучил яркие, оптимистичные идеи по поводу будущего лайнера. Также он говорил о том, что хотел бы, чтобы «Титаник» побил рекорд скорости, установленный «Олимпиком» – вполне себе нормальное желание как для директора-распорядителя пароходной компании. Все – и члены экипажа, и пассажиры – знали о том, что «Титаник», возможно, придёт в Нью-Йорк на день раньше установленного срока. В любом случае, главным на корабле был капитан Смит, и у него не было причин бояться Исмея. Компания «Уайт Стар Лайн» платила ему огромные деньги; его даже прозвали «Капитаном Миллионеров» за то, что он пользовался популярностью в высшем обществе. В действительности, тот факт, что его назначили капитаном «Титаника», способствовал продаже билетов. Идея о том, что Исмей оказывал давление на Смита и заставил его выйти за рамки своих полномочий, кажется маловероятной. Те, кому посчастливилось выжить в страшной трагедии, впоследствии заявили, что Исмей предупреждал их об увеличении скорости хода лайнера во время путешествия. В этом не было ничего необычного. В ясную погоду корабли, особенно во время своего первого плавания, плыли на полной скорости, когда это было возможно. Однако в ночь на 14 апреля, когда произошло столкновение с айсбергом, «Титаник» плыл не на полной скорости. Капитан собирался увеличить её 15 или 16 апреля, в зависимости от погодных условий. Лайнер действительно плыл быстрее, чем обычно, но не на полной скорости. Вдобавок ко всему, вопреки общераспространённому мнению, помощники капитана не отвергли, а всерьёз восприняли предупреждения об айсберге. Они проинформировали об этом вперёдсмотрящих, и капитан приказал сбавить скорость при малейшем ухудшении погоды.

Итак, что же произошло с Исмеем после столкновения? Хорошо известно, что он спасся, за что ему пришлось расплачиваться всю свою оставшуюся жизнь. Однако мало кто знает, что спасательная шлюпка, в которой он оказался, была спущена на воду одной из самых последних. Также менее известен тот факт, что в этой спасательной шлюпке находился ещё один пассажир первого класса и четыре безбилетника. Как Исмею удалось попасть в эту спасательную шлюпку, никто точно не знает. Будучи представителем компании «Уайт Стар Лайн», он должен был остаться на борту корабля. Но стоит отметить, что до того момента, как попасть в спасательную шлюпку, Исмей находился на шлюпочной палубе и активно помогал женщинам и детям. Он также убеждал и подбадривал тех, кто отказывался покидать тонущий корабль.

Сегодня Исмея часто изображают трусом, который не должен был остаться в живых, однако правда заключается в том, что образ усатого злодея, каким его представляют, является не совсем точным. Исмея определённо нельзя винить в трагедии, которая унесла жизни почти 1500 человек.

9. «Титаник» затонул, потому что пожар в угольном бункере повредил его корпус

Это старая теория, которая возродилась благодаря недавно вышедшему документальному фильму. Были обнаружены новые фотографии, на которых виднеется «смазанное пятно» на правом борту «Титаника» (именно этой стороной лайнер столкнулся с айсбергом). Согласно данной теории, пожар, который произошёл в одном из угольных бункеров, повредил конструкцию корабля. Если бы не пожар, то лайнер не получил бы серьёзных повреждений в результате столкновения с айсбергом и не затонул бы.

Пожар в угольном бункере действительно имел место быть. Такое на кораблях того времени не считалось обычным явлением, однако периодически всё же случалось. Членам экипажа «Титаника» удалось справиться с пожаром; для этого на борту имелись все необходимые средства. Самый большой недочёт данной теории заключается в том, что «смазанное пятно», которое якобы свидетельствует о повреждении корпуса «Титаника», находится примерно в 15 метрах от того места, где произошёл пожар. Более того, предположение о том, что сокращение расходов привело к созданию более слабого корпуса, необычайно чувствительного к повреждению огнём, не имеет под собой никаких оснований. Нет убедительных доказательств того, что структурные элементы корпуса «Титаника» были недостаточно прочными.

Самое интересное заключается в том, что существует теория, согласно которой пожар на самом деле оказался полезным. Если какой-то из бункеров, расположенных на правой стороне, был полностью опустошён во время ликвидации пожара, это может объяснить, почему «Титаник» не опрокинулся на правый борт сразу же после столкновения с айсбергом. Как бы там ни было, любой корабль в такой ситуации получил бы довольно много серьёзных повреждений.

10. Капитан Смит собирался идти в отставку после рейса «Титаника»

Нет никаких сомнений, что трагедия, связанная с гибелью «Титаника», лишь усиливается при мысли о том, что капитан лайнера планировал после рейса уйти на заслуженный отдых. Что может быть лучше возможности сказать «Прощай!» морю, находясь на борту величественного лайнера? И что может быть хуже того, когда жизнь обрывается таким внезапным, трагическим образом?

Тем не менее, истина является менее драматичной. Да, это правда, что капитан Эдвард Джон Смит находился на закате своей карьеры. Однако нет никаких доказательств того, что первый рейс «Титаника» должен был стать завершением карьеры Смита.

В отличие от большинства заблуждений в этом списке, эти слухи появились ещё до того, как «Титаник» отправился в плавание. В 1911 году корабль «Олимпик» совершил свой первый рейс под командованием капитана Смита. Тогда газета "The New York Times" писала, что капитан Смит уйдёт в отставку к концу года ввиду своего возраста. В статье также было сказано, что «Титаником», скорее всего, будет командовать капитан Бертрам Хейс. Однако это было не точно, поскольку Джозеф Брюс Исмей ещё не решил, кого выбрать. К концу 1911 года стало известно, что капитаном «Титаника» станет Смит, который должен был уйти в отставку летом 1912 года.

11 апреля 1912 года, когда «Титаник» начал свой путь через Атлантический океан, газета "The New York Times" сообщила о подтверждении слухов о том, что это действительно будет последний рейс Смита. В свою очередь, компания «Уайт Стар Лайн» опровергла это, заявив, что Смит будет командовать «Титаником» до тех пор, пока у него не появится возможность стать капитаном более крупного и лучшего судна» (скорее всего, здесь имелся в виду «Британник», который в тот момент находился на стадии строительства).

По всей вероятности, Смит действительно планировал уйти в отставку, однако популярность вынудила его задержаться на своём посту. Учитывая это, будет разумно предположить, что слухи о его грядущей отставке способствовали развитию бизнеса, давая дополнительный стимул для путешествия на «Титанике». К сожалению, мы никогда не узнаем, какое решение принял бы Смит впоследствии, если бы круизному лайнеру всё же удалось благополучно пересечь Атлантический океан. Что бы он ни сделал, справедливо будет отметить, что он наверняка хотел продолжить свою карьеру, и у него была возможность это сделать. И нет никаких оснований предполагать, что первый рейс «Титаника» стал бы для него последним.

Специально для читателей моего блога сайт - по статье с сайта listverse.com - перевела Rosemarina

P.S. Меня зовут Александр. Это мой личный, независимый проект. Я очень рад, если Вам понравилась статья. Хотите помочь сайту? Просто посмотрите ниже рекламу, того что вы недавно искали.

Copyright сайт © - Данная новость принадлежит сайт, и являются интеллектуальной собственностью блога, охраняется законом об авторском праве и не может быть использована где-либо без активной ссылки на источник. Подробнее читать - "об Авторстве"

Вы это искали? Быть может это то, что Вы так давно не могли найти?


10 апреля 1912 года из Саутгемптона в Нью-Йорк - в свой первый и последний рейс - вышел «Титаник», британский трансатлантический пароход, на тот момент - самое большое судно в мире. На борту было 1317 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля в 23.40 пароход столкнулся с айсбергом. 15 апреля в 2.20, разломившись на две части, «Титаник» затонул, унеся жизни 1496 человек. 712 спасшихся подобрал пароход «Карпатия»…

С той поры прошло более 100 лет, но одна из крупнейших катастроф века до сих пор волнует человечество, успев обрасти множеством слухов, легенд, мифов и теорий.
15 апреля 1972 г.

Радист американского линкора Ллойд Детмер принял сигнал SOS с призывом прийти на помощь тонущему… «Титанику»! Радист решил, что свихнулся. На всякий случай запросил берег. Ответ с берега был на удивление спокойным и странным: на сигнал SOS не реагировать, следовать прежним курсом. Уже в порту команде линкора разъяснили, что давно утонувший «Титаник», естественно, не мог посылать призывы о помощи. И вообще никакого сигнала SOS не было. Либо радисту почудилось, либо кто-то хамски пошутил.

Однако Детмеру показалось подозрительным, что разъяснения давали представители спецслужб, а не военное начальство. И он начал расследование - сначала просто из любопытства, а потом увлекся и… попал в психушку. Но перед этим успел все же накопать много интересного. Детмер разыскал в военных архивах донесения коллег-радистов о том, что и они получали странные радиограммы - якобы с «Титаника». Переписал даты: 1924, 1930, 1936, 1942 года. И элементарно подсчитал, что призраки в радиоэфире появлялись примерно раз в шесть лет. В 1978 году Детмер уже специально ждал сигнала. И уверял, что получил его. О том, что было в 1984 и 1990 годах, ничего не известно. Радист-исследователь находился на излечении в клинике неврозов города Балтимор. Но в апреле 1996 года в канадской газете «Сан» появилась заметка об очередном сигнале SOS с «Титаника», полученном канадским судном «Квебек»…

24 сентября 1990 г.
Экипаж норвежского рыболовного траулера «Фоссхаген» (капитан Карл Йорген Хас) обнаружил в Северной Атлантике, в 275 милях юго-западнее Исландии, айсберг, на котором находилась молодая женщина, одетая в платье по моде начала века. Ее доставили на судно, и она заявила изумленной команде, что ее зовут Винни Коутс, что она… пассажирка «Титаника» и чудом спаслась в ночь кораблекрушения. «Она была очень взволнована и время от времени впадала в истерику, - рапортовал капитан Хас. - Она считает, что после катастрофы прошли всего сутки, что сейчас 15 апреля 1912 года».

Винни Коутс выглядела очень похудевшей, изможденной, но не постаревшей. Она утверждала, что вступила на борт «Титаника» в Англии, в Саутгемптоне, откуда лайнер отправился в роковое плавание.

«В сумочке, которую она крепко держала в руках, мы обнаружили билет на «Титаник».
Проверка документов в морских архивах Англии подтвердила: действительно, в списках пассажиров «Титаника» значилось имя 29-летней Винни Коутс. А после катастрофы она была в списке тех, чье тело не было найдено.

В порту Осло таинственную пассажирку встретили врачи и поместили ее в клинику для обследования.
Почти 10 лет психиатр Джи Холланд и еще 27 специалистов вели наблюдения над этой пациенткой. Ее много раз выслушивали психиатры, ученые, психологи; ее повествование многократно записывали на пленку, и никаких отступлений от первоначального варианта, который она сообщила капитану Хасу, не было. «То, что она говорит, лежит за пределами человеческого понимания. Несмотря на мой многолетний профессиональный опыт, я не могу классифицировать ее состояние как психическое заболевание и не могу дать логическое объяснение ее поведению. Все это вне логики и вне медицины. Я бы никогда не поверил тому, что говорю сейчас сам: у нас всех создается впечатление, что эта женщина действительно пребывала в анабиозе или находилась в каком-то вневременном состоянии в течение 78 лет, пока ее не сняли с айсберга», - приводила слова Холланда израильская газета «Панорама».

9 августа 1991 г.
Норвежское научно-исследовательское судно «Ларсон Нэйпер» в Северной Атлантике, в 365 километрах юго-западнее Исландии подобрало спасательную шлюпку, в которой находился крепкий пожилой мужчина с седой бородой, одетый в форму компании «Уайт Стар Лайнз» - компании, которой принадлежал утонувший «Титаник». Он утверждал, что он… капитан «Титаника» Эдвард Джон Смит.
Решили, что он просто псих, а шлюпку с надписью «Титаник» и форму мог приобрести у антикваров или на «блошином» рынке. Спасенного отправили в Сэтерскую психиатрическую клинику в Осло. Однако поговаривали, что личность капитана Смита была… идентифицирована при помощи отпечатков пальцев, содержащихся в его морских документах!
Там он постарел буквально в течение нескольких недель и умер. По некоторым данным, точно так же завершила жизнь и Винни Коутс. Впрочем, по другим - она исчезла в «застенках» ЦРУ. По третьим - спокойно дожила до преклонного - в физическом, а не «паспортном» смысле - возраста…

14 декабря 1992 г.
Норвежские рыбаки ловили сельдь в северной Атлантике. Неожиданно на сейнере стал барахлить судовой двигатель, и судно легло в дрейф, чтобы устранить неполадку. И вдруг перед глазами моряков из океанской пучины, как им показалось, всплыл огромный корабль. По его палубам в панике металось множество пассажиров. Люди кричали, плакали и умоляли о помощи. Некоторые бросались за борт в ледяные волны. Норвежские рыбаки застыли в ужасе, многие крестились: это был известный всем морякам «Титаник»! Прошло всего несколько минут, и он вновь ушел под воду.

Из-за сломавшегося двигателя норвежцы не могли подойти к месту катастрофы, чтобы спасти людей в ледяной воде. Они лишь дали радиограмму об этом невероятном событии. Ее приняли в штабе американских ВМС в Северной Атлантике. В указанный район срочно направился военный корабль, к счастью, оказавшийся недалеко от места второй гибели знаменитого лайнера. Ему удалось поднять из воды 13 человек, на которых были спасательные жилеты с надписью «Титаник». И вот что поразительно: все они были живы!

В дальнейшем вся информация, связанная с этим случаем, была засекречена. Но со временем утечка все же произошла. Эксперт по морским катастрофам Филлин Старнес рассказал журналистам: «Возможно, в данном случае имело место перемещение лайнера и людей во времени и переход их в другое пространственно-временное измерение. Разбором и анализом происшедшего занимается специальная группа исследователей. Могу только подтвердить, что 14 декабря 1992 года «Титаник» возник на поверхности, а на его борту были живые люди».

Ф. Старнесу, по его словам, удалось побеседовать с одним из американских офицеров, принимавших участие в спасательной операции. Тот рассказал, что спасенным было от 21 до 62 лет, у всех у них наблюдалась потеря памяти. Их личные документы имели даты не позднее 1912 года. Спасенные на вид соответствовали возрасту, указанному в их документах, как будто с тех пор и не прошло восьмидесяти лет.

1994 г.
В водах северной Атлантики команда норвежского рыболовного судна выловила 10-месячную девочку, замерзшую, но живую. Малышка плавала привязанной к спасательному кругу с надписью «Титаник». Причем обнаружена она была именно в том месте, где в 1912 году погиб знаменитый корабль. Позднее ученые, занявшиеся этим делом, действительно обнаружили в списке пассажиров «Титаника» упоминание о 10-месячном ребенке женского пола. Грудной ребенок, естественно, был не в состоянии рассказать о себе. А когда девочка подросла, то, естественно, не помнила себя в таком юном возрасте.

Темные пятна
- В 1991 году был составлен каталог предметов, поднятых с «Титаника» французской экспедицией. Среди прочего был кейс с 10000 долларов, которые эксперты признали подлинными. Вот только дата их выпуска была… 1996 год!

Также среди находок было ружье, из которого капитан Смит стрелял в воздух, чтобы успокоить паникеров. Экспертиза показала, что оно было выпущено… в 1928 году.
- Корабли «Олимпик» и «Карпатия» получили сигнал бедствия с «Титаника» в 23.17. «Карпатия» прибыла на место катастрофы в 4.38, то есть шла около 6-ти часов. Но «Титаник» столкнулся с айсбергом в 23.40 и… не мог просить о помощи 23 минутами раньше! Он начал отправлять сигналы бедствия в 00.15, когда и был услышан на корабле «Цинциннати», находившемся в 900 километрах от места катастрофы.

Белые пятна
- Оставшиеся в живых по-разному описывали последние минуты «Титаника». Некоторые утверждали, что судно разломилось на две части, другие отрицали это. Полковник Грейси в книге, изданной в 1912 году, категорически отвергал точку зрения другого очевидца трагедии, 17-летнего Джека Тайера, утверждавшего, что корпус судна сломался пополам. Грейси предполагал, что Тайер принял падение трубы за разлом судна. Но после того, как в 1985 году «Титаник» обнаружили, то убедились: он был разломлен на две части - Джек Тайер был прав.

Точное местонахождение остатков «Титаника» выяснилось лишь в сентябре 1985-го - стараниями международной исследовательской группы под руководством Жана-Луи Мишеля (Институт морских ресурсов, Франция) и Роберта Бэлларда (Океанографический институт Вудс-Хоул, США). То, что осталось от лайнера, лежит примерно в 800 км к юго-востоку от острова Ньюфаундленд на глубине в 3750 метров.

Миллиарды людей во всем мире следили за тем, как тонет Леонардо Ди Каприо в фильме «Титаник». Эта лента основана на подлинных событиях, произошедших около полуночи 14 апреля 1912 года на борту роскошного лайнера «Титаник». Мифы, факты, фото, посвященные этому событию, вы найдете в нашем топ-10 малоизвестных фактов и удивительно интересных историй о «Титанике» .

10. Билет ценой в небольшое состояние

Для пассажиров, путешествующих первым классом, цена билета составляла 4350 долларов, что в наше время эквивалентно 106 310 долларов. Такая стоимость проезда объяснялась высочайшими стандартами обслуживания и повышенным комфортом кают.

9. Спасшиеся собаки

Несмотря на то, что на «Титанике» не нашлось достаточно шлюпок, чтобы спасти всех людей, в числе 712 выживших пассажиров были указаны три собаки. Один пекинес и два померанских шпица. А одна из пассажирок «Титаника» отказалась покинуть борт без своей собаки и погибла вместе с ней.

8. Испорченный медовый месяц

Если вы смотрели фильм про «непотопляемый» лайнер, то помните эмоциональные сцены с Джеком и Роуз в последние минуты, когда тонул «Титаник». Исторические факты таковы: 13 пар праздновали свой медовый месяц на этом гигантском корабле. К сожалению, они, вероятно, вошли в число 1 513 утонувших пассажиров.

7. Фатальная ошибка капитана

Капитан «Титаника», 62-летний Эдвард Джон Смит, имел огромный послужной стаж. Вот только у него был богатый опыт управления парусными судами и небольшой — пароходами. Из-за недостатка знаний Смит продолжал командовать экипажу идти на полной скорости (22 узла), даже когда «Титаник» вошел в опасную ледовую зону. Итог известен.

6. Прибыль от катастрофы

Существует несколько фильмов и телевизионных шоу, которые более или менее достоверно «эксплуатируют» факты о «Титанике». В их числе: «Титаник» (1943 год), «Непотопляемая Молли Браун» (1964 год), «Секреты Титаника» (1986 год), «Призраки бездны: Титаник» (2003 год), «Титаник: Кровь и сталь» (2012 год). А фильм о Титанике Джеймса Кэмерона, снятый в 1997 году, принес создателям прибыль в миллиард долларов, а также завоевал 11 Оскаров, включая лучший фильм и лучшую награду за режиссуру.

5. Настоящий герой

Чарльз Герберт Лайтоллер был вторым помощником капитана на «Титанике» и сделал все возможное для эвакуации женщин и детей. Сам офицер чудом спасся, спрыгнув с корабля и доплыв до плавающей вверх дном складной шлюпки, на которой оказалось 30 человек. К утру их подобрали моряки с корабля «Карпатия». Лайтоллер дожил до преклонного возраста — 78 лет.

4. Всякая всячина

«Титаник» напоролся на айсберг в первый же свой выход. И это единственный океанский лайнер, который ушел на дно из-за айсберга. Кроме того, бывший лидер и основатель Северной Кореи Ким Ир Сен родился 15 апреля 1912 года (когда затонул «Титаник»).

3. Выпил и выжил

В интересные факты о «Титанике» вошла история пьяного корабельного шеф-пекаря Чарльза Джуфина. Температура в Атлантическом океане во время трагических событий на «Титанике» была около 0.56 градусов по Цельсию. Из-за этого люди не могли выжить в ней дольше 15 минут. А изрядно хлебнувший горячительного Джуфин до момента своего спасения замерзал в воде в течение двух часов. Он доказал, что пьяным не одно лишь море по колено, но и океан по плечо.

2. Долгие поиски «Титаника»

Потребовалось 73 года, чтобы обнаружить обломки «Титаника». Это произошло в 1985 году. Корпус лайнера был разделен на две части и увлечен на глубину 3784 м.

1. Проклятая мумия

Точно известно, как произошла гибель «Титаника». Научные факты неоспоримы: красавец-лайнер затонул из-за айсберга. А вот о грузе, который вез «Титаник», ходило множество слухов. Один из них: в катастрофе повинна мумия прорицательницы Аменофис IV, которую взяли на борт по распоряжению британского историка лорда Кентервиля. В качестве особо ценного предмета, ящик с мумией находился возле капитанского мостика.

Спустя некоторое время после катастрофы газеты начали публиковать рассказы пассажиров «Титаника». Некоторые из них утверждали, что незадолго до катастрофы капитан был рядом с ящиком Аменофис IV. После чего его поведение стало чрезвычайно странным, а на сообщение о ледовой угрозе не последовало своевременной реакции.

"Титаник": миф и реальность

Пассажиры ужинали, танцевали, многие уже готовились ко сну. И никто даже не мог предположить, что через несколько мгновений случится катастрофа. Огромный айсберг разрушил миф о непотопляемости "Титаника".

Человечество еще не видело такого громадного корабля. Самый большой, самый мощный, самый надежный, абсолютно, как утверждали конструкторы, непотопляемый, он и название получил соответствующее - "Титаник". Спущенный на воду с Королевских верфей, "Титаник" ушел в свое первое плавание - и не вернулся. Невиданная катастрофа потрясла мир.

Строители и владельцы этого гиганта пассажирского флота самонадеянно заявляли: "Сам Господь Бог не сможет потопить этот корабль". Тщеславие и гордыня были жестоко наказаны: колоссальный айсберг в считанные мгновения вспорол корпус "Титаника", сделанный из двух слоев стали, и ледяная вода Атлантического океана хлынула в отсеки.

"Титаник" затонул в считанные часы. Оркестр еще играл популярный шлягер, а корабль уже начал погружаться в черные воды океана.

Роскошный пароход-гигант считался символом "золотого века", который оборвала первая мировая война. Американский писатель Том Шейлз сказал: "Это был не просто корабль, это была капсула времени, унесшая с собой в могилу весь блеск и тщеславие "золотого века".

Можно ли было избежать чудовищных человеческих жертв при трагедии "Титаника"? Да, утверждают исследователи. Если бы владельцы судоходной линии "Белая звезда" оснастили пароход достаточным количеством шлюпок и плотов, спастись удалось бы не сотням, а, возможно, тысячам пассажиров. Но хозяева даже мысли не допускали, что корабль может затонуть.

Короткая и драматичная жизнь "Титаника" началась в конструкторских бюро судостроительных верфей Харланда и Уолфа в Белфасте, Северная Ирландия. Его создатели, увы, больше заботились о роскоши и скорости, чем о безопасности плавания.

Проектировщики представили "революционный" проект, согласно которому корабль должен был оставаться на плаву при любом происшествии на море. Проект предусматривал создание шестнадцати водонепроницаемых отсеков вдоль корпуса корабля. Переборки между отсеками отличались особой прочностью - такой тип переборок еще не использовался ни в гражданском, ни в военном флоте. Создатели "Титаника" уверяли, что корабль не получит сколько-нибудь серьезного крена, даже если окажутся полностью затопленными два отсека.

Опытнейшие кораблестроители и дизайнеры, инженеры, клепальщики, столяры-краснодеревщики и другие специалисты самоотверженно трудились, создавая самый роскошный корабль в мире. Все на нем поражало и вызывало удивление. Длина "Титаника" составляла 275 метров; четыре огромные дымовые трубы диаметром 6,7 метра каждая словно четыре башни возвышались над этой громадиной, высота которой от киля до тоновых огней равнялась высоте одиннадцатиэтажного дома. Вес корабля составлял 46 тысяч тонн. Специально спроектированные двигатели мощностью в 50 тысяч лошадиных сил позволяли этому гиганту двигаться со скоростью 23 узла в час.

Пассажиры первого класса могли, что называется, купаться в роскоши. На корабле для них был сооружен плавательный бассейн - в ту пору новинка в судостроении. Пассажиры могли во время плавания нежиться в турецких банях, заниматься гимнастикой в роскошном спортивном зале, играть в теннис на специальном корте, отдыхать в "версальской гостиной", в "парижском кафе", в пальмовом саду, в многочисленных музыкальных салонах, ресторанах и барах.

Для пассажиров первого класса были оборудованы шикарные апартаменты и каюты-люкс, для остальных - удобные каюты второго и третьего класса.

Строительство "Титаника" обошлось тогда в 4 миллиона фунтов стерлингов. В сегодняшних ценах - это 100 миллионов - совершенно фантастическая сумма. В свое первое плавание из Саутгемптона в Нью-Йорк корабль отправился под британским и американским флагами 10 апреля 1912 года. На его палубах разместились 20 спасательных шлюпок - на четыре больше, чем требовал Британский кодекс торгового мореплавания, но страшно мало для того, чтобы поместить на них всех пассажиров корабля-монстра.

Роковое путешествие.

Первые пять дней, проведенные в открытом море, не принесли команде "Титаника" никаких неожиданностей. Ночью 14 апреля море сохраняло спокойствие, но кое-где в районе плавания виднелись айсберги. Они не смущали капитана Смита...

В 11 часов 40 минут вечера с наблюдательного поста на мачте неожиданно послышался крик: "Прямо по курсу айсберг!" Одновременно прозвучали три удара судового колокола - предупреждение о надвигающейся опасности. Тридцать секунд спустя произошло столкновение лайнера и ледяной горы. Оно потрясло огромный корабль, обрушив массу ледяных осколков на шикарные палубы из тикового дерева. Из своих кают высыпали пассажиры. Они любовались сказочной картиной: в ночи, под электрическими прожекторами льдины сияли, как алмазы.
Еще никто не осознавал, что произошло, никто не ощутил зловещего дыхания смерти. Люди смеялись, подбирали острые осколки.

Надводная часть айсберга по высоте составляла примерно около 30 метров. Можно только попытаться вообразить, как огромно было то, что скрывалось под водой. Айсберг пробил большую брешь в правом борту корабля и легко, как бумагу, разорвал водонепроницаемые отсеки, на которые возлагались такие большие надежды. В гигантский корабль с невероятной скоростью хлынула ледяная вода.

Сначала были полностью заполнены первые пять отсеков, затем вода начала поступать в шестой и седьмой, и постепенно все отсеки были заполнены водой.

Слишком медленно до капитана Смита начала доходить невероятность происходящего. Слушая доклады офицеров о катастрофе, он просто не мог поверить своим ушам. А драгоценные минуты уходили впустую. Лишь в полночь капитан приказал пассажирам садиться в шлюпки, а терпящий бедствие корабль подал сигнал "SOS".

Эвакуация сопровождалась многочисленными человеческими трагедиями. Так, Ида Штраус отказалась оставить мужа и занять место в шлюпке. Когда лайнер скрылся под волнами, она приняла смерть вместе с любимым. А вот председатель пароходной линии "Белая звезда", который нес моральную ответственность за тысячи пассажиров "Титаника", не проявил такого мужества. Он прыгнул в шлюпку и... провел остаток жизни, презираемый и осуждаемый всеми, кто его знал.

Узнав о катастрофе, угольный король Гугенхейм и его камердинер Виктор Джиглио надели вечерние костюмы и приготовились к встрече со смертью как истинные джентльмены. Утонули десять миллионеров. Вместе с ними на дно ушли бриллианты и другие богатства, оцененные потом в 4 миллиона фунтов стерлингов.

Из-за нечетких действий команды на палубах "Титаника" возникла паника. На борту помимо шлюпок имелись разборные плоты, на которых могли спастись многочисленные пассажиры, но вовремя их не собрали и хранились они в неподходящих местах.

Когда начался губительный крен корабля, в ночное небо над океаном были пущены сигнальные ракеты - последняя призрачная надежда капитана на помощь проходящих судов. Трудно было рассчитывать на удачу, и все-таки счастливый случай мог помочь обреченным. Вахтенный пассажирского парохода "Калифорния", находившегося в девятнадцати милях от терпящего бедствие "Титаника", заметил сигнальные ракеты.

Но, как это часто случается, судьба не дала жертвам катастрофы последнего шанса. Вахтенный принял сигналы бедствия, призыв о помощи за обычные осветительные огни другого парохода, и "Калифорния" в блаженном неведении дрейфовала в ледяном поле всю ночь. Только в пять часов утра ее капитан решил направиться в подозрительную зону. К тому времени "Титаник" уже давно покоился в своей мрачной ледяной могиле.

Самая трагическая судьба постигла пассажиров-иммигрантов, занимавших каюты третьего класса. Находясь в нижних ярусах корабля, они попали в настоящую ловушку, поскольку американская иммиграционная служба приказала закрыть на ключ все двери, ведущие на верхние палубы. К тому времени, когда толпы людей вырвались наверх, большая часть спасательных шлюпок была уже спущена на воду.

Через два часа тридцать пять минут после катастрофы крен "Титаника" составлял почти 90 градусов, то есть корабль практически лежал на борту. А затем суперлайнер исчез под водой, образовав на поверхности моря гигантский водоворот, который втягивал людей и обломки такелажа. Послышалось агонизирующее шипение, море вздули массивные воздушные пузыри, образовавшиеся в результате взрыва паровых котлов - и все закончилось. "Титаник" стал медленно опускаться на четырехкилометровую глубину.

Пароход "Карпатия", принявший SOS, на всех парах летел к месту катастрофы. Прибыл он с опозданием в один час, но успел подобрать людей, которые спаслись на шлюпках. Таких счастливцев, как уже указывалось, оказалось 705 человек.

Подводная могила.

Семьдесят три года пролежал корабль в своей глубокой подводной могилекак одно из бесчисленных свидетельств человеческой беспечности. Слово "Титаник" стало синонимом обреченных на неудачу авантюр, героизма, трусости, потрясений и приключений. Были созданы общества и ассоциации спасшихся пассажиров. Предприниматели, занимающиеся подъемом затонувших судов, мечтали поднять суперлайнер со всеми его бесчисленными богатствами.

В 1968 году команда водолазов, возглавляемая американским океанографом доктором Робертом Баллардом, нашла его, и миру стало известно, что под огромным давлением водной толщи гигантский корабль развалился на три части.

Обломки "Титаника" были разбросаны на площади радиусом в 1600 метров. Баллард нашел носовую часть корабля, глубоко проникшую в грунт под тяжестью собственного веса. В восьмистах метрах от нее лежала корма. Неподалеку находились развалины средней части корпуса.

Среди обломков корабля по всему дну валялись разнообразные предметы материальной культуры того далекого времени: набор кухонных принадлежностей из меди, винные бутылки с пробками, кофейные чашки с эмблемой судоходной линии "Белая звезда", туалетные принадлежности, дверные ручки, канделябры, кухонные плиты и керамические головки кукол, с которыми играли маленькие дети...

Одним из самых потрясающих подводных образов, который запечатлела кинокамера доктора Балларда, стала сломанная шлюп-балка, безвольно свисающая с борта корабля - молчаливый свидетель трагической ночи, которая навсегда останется в списке мировых катастроф.


И будет Вам счастье!