Величественный храм христа спасителя. Как строился, разрушался и восстанавливался храм христа спасителя

29.09.2019

Адрес: ул. Волхонка 15

История строительства храма Христа Спасителя в Москве

Храм Христа Спасителя в Москве был построен в честь победы над наполеоновской армией в Отечественной войне 1812 года как знак благодарности Богу за помощь и заступничество, а также в память о погибших в боях с захватчиками. Большинство памятников во славу побед русского оружия, которые устанавливались в 18 веке, носили светский характер. Это были триумфальные арки, обелиски или колонны. Строительство же храмов-памятников - это традиция, имеющая исторические корни. Иван Грозный в память о победе над Казанским ханством построил в Москве на Красной площади Храм Покрова на рву, а собор Казанской Божией Матери служит напоминанием о подвигах русских воинов в 17 веке, которые были совершены при освобождении Москвы от польско-литовского гнета.

В день окончательной победы над армией Наполеона, 25 декабря 1812 года, император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа и издал указ Священному Синоду об объявлении 25 декабря праздничным днем в память об освобождении "Церкви и Державы".

Первоначальная идея принадлежала заслуженному русскому генералу Михаилу Ардалионовичу Кикину, и дошла до императора через адмирала Александра Семеновича Шишкова. Такая инициатива была одобрена не только российским императором, но и встретила искреннюю поддержку среди широких масс российского общества, ее одобряла и аристократия, и простой народ.

В ходе осуществления проекта было проведено два конкурса, в которых принимали участие самые известные русские архитекторы. Первый проект, который был признан самым удачным, принадлежал А. Витбергу, именно его выбрал император из 20 предложенных. И вот, 12 октября 1817 года на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма. Но спустя некоторое время выяснилось, что выбранный участок имеет дефекты почвы - здесь проходили русла подземных ручьев, а это было неблагоприятным условием для строительства.

После смерти Александра I его преемник Николай I остановил все работы по строительству храма, это случилось в 1926 году. Но благородное начинание не кануло в безвестность. В апреле 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону. Существует версия, что отношения А. Витберга с новым самодержцем не сложились, поэтому был выбран новый проект и новый архитектор. Место для строительства храма император выбрал лично. На берегу Москвы-реки, вблизи Кремля располагался Алексеевский монастырь и церковь Всех святых - именно здесь было решено строить новый храм. Здания церкви и монастыря были разрушены, а монахинь перевели в Сокольники, в Красное Село. Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1839 года. Говорят, что, когда настоятельница Алексеевского монастыря узнала об этом решении государя, она сказала: "Быть сему месту пусту!" Неизвестно, правда это или нет, но дальнейшая судьба собора сложилась не самым удачным образом.

Храм Христа Спасителя должен был стать вторым центром Москвы, который существовал бы наравне с Кремлем и Красной площадью. Здание возводящегося собора должно было достигать в высоту более 100 метров, кроме того, оно строилось на Алексеевском холме, возвышавшемся над окрестностями - все это делало храм основной вертикальной доминантой Москвы того времени. Несмотря на существовавшие градостроительные правила (в Москве нельзя было строить здания, по высоте превосходящие колокольню Ивана Великого высотой 81 метр), для храма сделали исключение.

Непосредственное руководство строительством было возложено на генерал-губернатора Москвы князя Д.В. Голицина, который стоял во главе Комиссии, специально созданной для осуществления этого предприятия. В создании храма принимали участие самые авторитетные строители. Архитекторы и художники той эпохи. Живописными работами занимались Российской Академии Художеств: Суриков, Семирадский, Крамской, В.П. Верещагин, Плешанов, Маковский, Бруни и другие. Фасадные скульптуры выполняли барон П. Клодт, Н. Рамазанов, А. Логановский. Врата храма были изготовлены по моделям графа Ф. Толстого.

Из государевой казны на строительство храма было выделено более 15 миллионов рублей - по тем временам это была грандиозная сумма. Кроме того, средства на строительство собирались в церквях по всей России. Параметры строящегося здания были впечатляющи. Толщина стен храма достигала 3,2 м, высота от основания до креста равнялась 103,5 м, высота креста была 8,5 м. Для храма был выбран византийский стиль. Здание имело форму равноконечного креста. Стены возводились из кирпича и белого камня, а поверху их облицовывали итальянским мрамором различных сортов, шошкинским порфиром и киевским лабрадором. Подобно древним храмам, в двойных стенах имелись коридоры, проходящие вокруг всего здания. В коридорах размещались 177 мемориальных мраморных плит, на которых описывалась хронология событий войны 1812 года. Скульптуры для барельефов были выполнены из протопоповского мрамора (плотный белый известняк, добываемый под Коломной), отличающегося прочностью, легкостью полировки, а также красотой. Центральный купол огромного размера по проекту устанавливался на световой барабан с зеркальными стеклами, который, в свою очередь, опирался на восьмигранник. По краям креста высились четыре колокольни, увенчанные малыми главами. Для того, чтобы позолотить все купола, балюстрады и крыши понадобилось 422 килограмма золота и 176 тонн меди. Общее число колоколов на колокольнях равнялось 14, а самый большой колокол весил 27 тонн.

Внутренние помещения храма выполнялись с не меньшей тщательностью и размахом. Нижняя половина стен была декорирована мрамором и мозаикой. Чтобы предохранить фрески от разрушительного воздействия сырости, строители сделали основу для них откосным способом - весьма трудоемким и дорогостоящим (на расстоянии приблизительно 7 сантиметрах от кирпича на специальных штырях сплетались своеобразные панели из толстой проволоки и пеньки, которые затем выравнивались раствором). В убранстве храма преобладали бронза и позолота, которыми были покрыты перила хоров, кресты в алтарях, обрамления икон, подсвечники, люстра-паникадило. Центральный иконостас был изготовлен из белого мрамора в форме восьмигранной часовни, а венчал его позолоченный шатер.

Очевидцы сравнивали новый собор с огромным белым айсбергом или с гигантской сахарной головой. Белоснежный фасад храма Христа Спасителя уже издалека бросался в глаза и врезался в память. Рядом с храмом Христа Спасителя в Москве была разбита площадь и устроена набережная, тянувшаяся до Большого Каменного моста, к реке спускалась широкая лестница, у которой была установлена "иордань" - место для проведения церемоний водного освящения. В 1912 году вблизи собора был установлен памятник императору Александру III, который простоял там вплоть до 1918 года.

13 декабря 1880 года храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт. Спустя три года, 26 мая 1883 года, в День Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма.

В 1901 году при храме появился хор, который скоро стал лучшим в Москве. Именно в этом соборе отмечались все самые важные и торжественные праздники, коронации, юбилеи. В течение непродолжительного времени храм стал одним из главных центром просвещения в Москве. Здесь появилась богатая библиотека, содержавшая множество редких изданий, проводились экскурсии, а с 1902 года начали функционировать образовательные курсы для рабочих. Пожертвования, которые собирал храм, шли на оказание помощи нуждающимся.

В 1918 году власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти. Чтобы предотвратить упадок храма, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Тихона было создано благотворительное общество, которое стало заботиться дальнейшей судьбой святыни.

Первым шагом на пути уничтожения храма стал демонтаж памятника императору Александру III. Согласно постановлению властей, памятники "царям и их слугам" не представляют исторической и культурной ценности. Это случилось в 1918 году, а с начала 20-х годов в советских печатных изданиях появился ряд статей, подвергающих сомнению какую-либо ценность храма Христа Спасителя. Как правило, авторами этих высказываний были люди не имеющие никакого отношения к архитектуре: Герцен, Демьян Бедный и другие. Тот факт, что собор был построен в память о героях Отечественной войны 1812 года, и является не только культовым христианским сооружением, но и памятником истории и архитектуры, в это время совершенно выпустили из внимания.

В 1929 году в Советском государстве началось массовое идеологическое наступление на религию под девизом: "За безбожную Москву, за безбожную колхозную деревню". Кроме того, в это время стали применять новый способ при разрушении церквей - их начали взрывать. Ещё в 1921 году на Первом съезде советских депутатов Киров выдвинул предложение построить "новый дворец рабочих и трудящихся крестьян" вместо "дворцов банкиров, помещиков и царей", а в 1924 году, после смерти Ленина, возникла необходимость увековечить память вождя "мирового пролетариата". Со временем эти два проекта слились в один, и на волне антирелигиозной пропаганды было решено уничтожить храм Христа Спасителя, а на его месте воздвигнуть грандиозный Дворец Съездов. Таким образом, храму, на строительство которого ушло 50 лет, было суждено просуществовать немногим больше этого срока.

Причин по которым новый Дворец Съездов в Москве было решено строить именно на месте храма Христа Спасителя несколько. Во-первых, с архитектурной точки зрения это было идеальное место - оно располагалось вблизи Кремля и Красной площади, а также отлично просматривалось со всех сторон. Во-вторых, в 1932 году исполнялось 120 лет со дня победы в войне 1912 года и 100 лет со дня подписания императором Николаем I указа о строительстве собора. Кроме того, в этом же году отмечалось 15 лет со дня Октябрьской революции и 10-тилетие основания СССР - эти даты было бы очень символично отметить закладкой здания, символизирующего победу нового мира над старым. В определенной мере, присвоение сокровищ храма также было одной из причин его уничтожения. В числе немногих защитников храма Христа Спасителя в Москве был и художник А.М. Васнецов, но эти разумные голоса тонули в море одобрительных мнений.

В июле 1931 года было принято постановление о проведении конкурса проектов Дворца Советов. Конкурс был закрытым, и по его результатам победил проект архитектора Б. Иофана, который после некоторой доработки и был утвержден. Вместо храма должно было появиться поистине гигантское сооружение, в несколько раз превосходящее по размерам своего предшественника. Сооружение должно было достигать в высоту в общей сложности 415 метров - на то время это было бы самое высокое здание не только в Советском Союзе, но и во всем мире. Да и в наше время такая высота является весьма солидной. На верхушке здания, выполненной в виде огромного постамента, должна была выситься статуя Ленина, которая просматривалась бы целиком из всех точек города.

Предварительно начала действовать комиссия по оценке предметов, представляющих историческую и художественную ценность. Не в первый раз, но теперь окончательно храм Христа Спасителя подвергся законному разграблению. Музейными ценностями были признаны некоторые участки настенных фресок, часть церковной утвари, небольшое число горельефов. Мрамором, снятым со стен храма, облицевали станции метро Кропоткинская и Охотный ряд, скамейки были поставлены на станции Новокузнецкой, а горельефы перевезены в Донской монастырь.

Вначале было решено разобрать храм до основания. В большой спешке разобрали позолоченные купола и часть конструкций, но целиком эта затея не удалась - построен он был добротно и на века. 5 декабря 1931 года храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван, причем, с первого раза уничтожить здание не удалось, и подрывникам пришлось закладывать взрывчатку ещё раз.

По плану, открытие Дворца Съездов должно было состояться в 1933 году, но лишь на очистку площадки от обломков храма ушло около полутора лет. Строительство Дворца начали в 1937 году, в 1939 году было завершено возведение фундамента и отдельных частей здания, но в сентябре 1941 года, в связи с началом войны с фашистской Германией из металлических конструкций, предназначавшихся для строительства, были изготовлены противотанковые ежи. Спустя некоторое время пришлось разобрать и фундамент на оборонительные и другие нужды.

После того, как Великая Отечественная война 1941 года завершилась, управление строительства Дворца Советов ещё существовало некоторое время, и архитектор Иофан продолжал работать над проектом. Но уже не было ни идейных вдохновителей грандиозного строительства, и менталитет народа очень изменился после войны, да и средств на осуществление проекта-монстра не было, поэтому в 1960 году проект был официально закрыт. Существует мнение, что при более детальном изучении местности, оказалось, что почва не выдержит такое мощное здание, что также говорило в пользу отказа от строительства. На месте существующего котлована решили построить открытый бассейн "Москва", что с успехом и было сделано. Бассейн просуществовал с 1960 по 1994 годы.

Восстановление храма Христа Спасителя в Москве

В конце 80-х годов стало набирать силу движение сторонников возрождения храма Христа Спасителя в Москве, и в 1989 году было принято решение о его восстановлении. 5 декабря 1990 года с восточной стороны бассейна был установлен камень, на котором высечено: "Закладной камень во имя Державной Божией Матери - предтечи Храма Христа Спасителя, который будет возрожден на этом святом месте". Идейными вдохновителями и активными участниками предприятия были В.А. Солоухин, В.П. Мокроусов, В.Н. Крупин, Г.В. Свиридов, В.Г. Распутин.

Два года спустя, в 1992 году президент Российской Федерации Б. Ельцин подписал указ "О создании фонда возрождения Москвы". В этом документе были перечислены объекты, которые нужно было построить или реконструировать. На первом месте в этом списке стоял храм Христа Спасителя. В мае 1994 года правительство Москвы и Московская Патриархия совместно приняли решение о восстановлении храма. Сразу же начались работы по разборке бассейна, которые были восприняты жителями Москвы неоднозначно, но, тем не менее, 7 января 1995 года в фундамент здания был заложен первый камень.

На этот раз строительство продвигалось намного быстрее. Вновь возведенный храм несколько отличается от старого. Новое здание имеет стилобатную часть (цокольную), в которой находятся технические службы, музей, зал совещаний Священного Синода, церковь Преображения, зал Церковных Соборов, трапезные палаты. В новый храм были возвращены некоторые фрагменты, сохранившиеся от старого собора, а некоторые можно увидеть в музее при храме. Уже в 2000 году абсолютно все отделочные работы были завершены и 19 августа Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя.

Руководил строительством храма Общественный Совет, возглавляемый Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и мэром Москвы Ю.М. Лужковым. Архитектурный проект разрабатывался управлением Моспроекта-2 при участии Московской Патриархии. Главный архитектор и руководитель строительства - академик М.М. Посохин. Также в работе над проектом принимал и участие архитекторы: А.Н. Оболенский, Д.С. Солопов, А.М. Денисов. Отделочные и художественные работы проводились членами Российской Академии художеств во главе с ее президентом академиком З. Церетели. Это лишь малый перечень тех, кто вложил свой талант, труд и душу в воссоздание храма. На самом деле в осуществлении проекта принимало участие очень большое количество различных учреждений, организаций и частных лиц.

Комиссия по художественному убранству храма под председательством Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювенали (с 1995 по 1998гг.) и Епископа Орехово-Зуевского Алексия (с 1999г.) и Координационная группа специалистов под руководством священника Леонида Калинина следили за тем, чтобы новый храм точно соответствовал канонам церкви, а также историческим образцам и технологиям.

Экскурсия с посещением храма Христа Спасителя

Историческая справка:


25 декабря 1812 г. - император Александр I подписал манифест о сооружении в Москве храма во имя Спасителя Христа
12 октября 1817 г. - на Воробьевых горах, на участке между Смоленской и Калужской дорогами была произведена торжественная закладка храма 1926 г. - Николай I, остановил все работы по строительству храма
1832 г. - император Николай I утвердил новый проект храма, принадлежавший архитектору К. Тону
10 сентября 1839 г. - состоялась торжественная закладка нового храма
13 декабря 1880 г. - храм получил имя Кафедрального собора Христа Спасителя, для него был утвержден духовный штат и причт
26 мая 1883 г. - в день Вознесения Господня было проведено торжественное освящение храма
1901 г. при храме появился хор
1902 г. – при храме Христа Спасителя в Москве начали функционировать образовательные курсы для рабочих
1912 г. - вблизи собора был установлен памятник императору Александру
1918 г. - власть молодой Советской республики издала декрет "Об отделении церкви от государства и школы от церкви", и храм лишился поддержки и помощи органов власти
5 декабря 1931 г. - храм Христа Спасителя в Москве был варварски взорван
1937 г. – на месте храма начали строительство Дворца Съездов
1941 г. – в связи с началом войны строительство остановлено
1960 г. - было официально решено закрыть проект возведения Дворца Съездов
1960 - 1994 гг. – на месте храма функционирует бассейн Москва
1989 г. - было принято решение о его восстановлении храма Христа Спасителя
5 декабря 1990 г. - с восточной стороны бассейна был установлен камень, в честь будущего собора
7 января 1995 г. в фундамент здания был заложен первый камень
14 апреля 1996 г. - на Пасху Святейший Патриарх Алексий II совершил первое Богослужение под сводами строящегося Храма - Пасхальную Вечерню
19 августа 1996 г. - Святейшим Патриархом Алексием II был освящен главный престол Спасо-Преображенской церкви
7 сентября 1997 г. - в день празднования 850-летия Москвы Храм Христа Спасителя стал центром проведения юбилейных торжеств
2 апреля 1999 г. – начата роспись купола храма
декабрь 1999 г. – окончательно завершены росписи в храме Христа Спасителя 31 декабря 1999 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил малое освящение Храма Христа Спасителя
19 августа 2000 г. - Святейший Патриарх Алексий II совершил Великое освящение Храма Христа Спасителя

На Руси военные победы традиционно отмечали закладкой церквей. В декабре 1812 года был обнародован манифест Александра I о создании в первопрестольном граде Москве церкви во имя Христа Спасителя. В архитектурном конкурсе победил проект художника Витберга, но хозяйственника из него не получилось. Строительство храма на Воробьёвых горах пришлось свернуть, а самого Витберга, обвинённого в казнокрадстве и халатности, в 1827 году выслали в Вятку.

История Храма Христа Спасителя началась 25 декабря 1812 года, когда император Александр I подписал манифест о создании в честь победы над армией Наполеона церкви во имя Спасителя Христа. 12 октября 1817 года состоялась торжественная закладка храма на Воробьевых горах. Однако вскоре от постройки на этом месте пришлось отказаться – почва здесь была непрочной из-за подземных ручьев. 10 апреля 1832 года император Николай I утвердил новый проект храма, составленный Константином Тоном. Николай I лично выбрал место для храма.

Алексеевский женский монастырь был переведен в Красное село около Сокольников. Все постройки монастыря сломали. По легенде, игуменья монастыря прокляла разрушителей и предрекла, что на этом месте ни одна постройка долго стоять не будет.

Торжественная закладка нового храма состоялась 10 сентября 1837 года. Он строился почти 40 лет, как храм-памятник, посвященный Отечественной войне 1812. Освящение состоялось в 26 мая 1883 года в день коронации на престол императора Александра III. Работы по возведению храма Христа Спасителя осуществлялись по повелениям четырех российских императоров - Александра I, Николая I, Александра II, Александра III. В нем могли одновременно находиться 10 000 человек. Сооруженное в так называемом русско-византийском стиле, грандиозное по масштабам (высота 103,3 м), здание отличалось роскошью внешнего и внутреннего убранства.

Строительство храма. 1852 год:

Освящение храма. 1883 год:

Храм Христа Спасителя. 1918-1931 гг.:

После революции начались смутные времена. Изъятие церковных ценностей из храма. 1922-1931 гг.:

1931 год. Демонтаж куполов перед взрывом храма:

Решение о сносе храма было принято по плану реконструкции Москвы 2 июня 1931 года на заседании в кабинете Молотова. Храм Христа Спасителя был разрушен несколькими взрывами в субботу 5 декабря 1931 года за 45 минут. Подлинные горельефы были спасены и вывезены на Донское кладбище, где их можно увидеть и сейчас.

Вместо храма собрались строить величайшее здание в истории человечества. Но, строительству Дворца Советов, начатому в 1937 году, не суждено было завершиться - началась Великая Отечественная война, и из подготовленных для монтажа металлических конструкций были изготовлены противотанковые ежи для обороны Москвы, а вскоре едва поднявшееся от уровня фундамента здание пришлось разобрать совсем.

1935-1937 гг.:

1938-1940 гг.:

По одной из легенд, котлован для фундамента Дворца Советов затопила вода и поэтому вместо Дворца Советов пришлось сделать бассейн. Плавательный бассейн "Москва" (архитектор Дмитрий Чечулин) открылся для посетителей в июле 1960 года.

По словам сотрудника бассейна, за все 33 года существования бассейна «Москва» санэпидемстанция ни разу не предъявляла претензии к качеству воды. Воду не только пропускали через песчаные фильтры, но и хлорировали. В бассейне постоянно работала собственная лаборатория, забор воды на пробу осуществлялся каждые три часа (и еженедельно пробы выбирала санэпидемстания). В первые десять лет в цикл водоподготовки были включены бактерицидные установки, облучающие воду ультрафиолетом (ртутно-кварцевые лампы ПРК-7 на 1,0 кВт). Исследования показали, что цикл водоподготовки можно осуществлять и без них, качество воды при этом не страдает.

Бассейн входил в систему гражданской обороны города: при ядерной атаке здесь бы функционировал помывочный (обеззараживающий) пункт.

Из городских легенд можно вспомнить рассказы спасателей, откачивавших людей - посетителей бассейна, которых умышленно топил некий бородатый мужчина, злодея так и не смогли поймать.

Говорят, что изначально бассейн планировался как временная постройка. Строители видели пометку на чертежах, характеризующую объект как «временное сооружение со сроком эксплуатации 15 лет». Бассейн "Москва" был закрыт в 1994 году.

Бассейн снесли по экономическим причинам: после 1991 года стоимость энергоносителей взлетела в заоблачные высоты. Затраты на поддержку температурного режима в зимнее время были очень высоки. Цена на билеты была бы не реальной для подавляющего числа жителей Москвы. Кроме того, подошел срок капитального ремонта с заменой всего трубопроводного хозяйства.

По другой версии, пары воды бассейна негативно влияли на фундаменты близ находящихся зданий, и это было дополнительной причиной сноса бассейна.

Бассейн "Москва". 1969 год:

Снос бассейна. 1994 год:

Проект нового храма выполнен архитекторами М.М.Посохиным, А.М.Денисовым и другими. Строительство нового храма поддерживали многие общественные группы, но несмотря на это, оно было окружено спорами, протестами и обвинениями городских властей в коррупции. Автор проекта воссоздания Денисов отошёл от работы, уступив место Зурабу Церетели, который завершал строительство, отступив от первоначального проекта Денисова, утверждённого московскими властями. Под его руководством на белокаменных стенах появились не мраморные (оригиналы сохранились в Донском монастыре), а бронзовые композиции (горельефы), вызвавшие нарекания, ибо были явным отходом от оригинала. Роспись интерьеров храма была проведена рекомендованными Церетели художниками; культурная ценность этих росписей также спорна. Вместо первоначальной белокаменной облицовки здание получило мраморную, а золочёная кровля заменена на покрытие на основе нитрида титана. Стоит отметить, что эти изменения, внесенные в исторический проект, повлекли за собой смену цветовой гаммы фасада с теплой на более холодную. Крупные скульптурные медальоны на фасаде храма были выполнены из полимерного материала. Под храмом была размещена двухуровневая подземная парковка на 305 машиномест.

19 августа 2000 года состоялось великое освящение храма собором архиереев. В состав современного комплекса Храма Христа Спасителя входят: «Верхний храм» - собственно Храм Христа Спасителя. Имеет три престола - главный в честь Рождества Христова и два боковых на хорах - во имя Николая Чудотворца (южный) и святого князя Александра Невского (северный). «Нижний храм» - Преображенская церковь, сооруженная в память о находившемся на этом месте женском Алексеевском монастыре. Имеет три алтаря: главный - в честь Преображения Господня и два малых придела - в честь Алексия человека Божия и Тихвинской иконы Божией Матери. В стилобатной части размещаются музей Храма, зал Церковных Соборов, зал Высшего Церковного Совета, трапезные палаты, а также технические и служебные помещения.

Земля и здания комплекса Храма Христа Спасителя принадлежат городу Москве. 14 марта 2004 на заседании общественного наблюдательного Совета по восстановлению храма Христа Спасителя было объявлено о передаче храма в бессрочное безвозмездное пользование Русской Православной Церкви; был создан Совет попечителей храма Христа Спасителя. В церковно-административном отношении Храм имеет статус подворья Патриарха Московского и всея Руси.

Храм Христа Спасителя - один из главных храмов России. Храм с непростой трагической историей. Прочитать историю, интересные факты, узнать об архитектурных особенностях храма, а также увидеть фото Вы можете на сайте информационного порта «Православие и мир».

Храм Христа Спасителя – это самый большой собор Русской Православной Церкви. Он может вместить до 10 тысяч прихожан. В горизонтальном сечении храм похож на крест, ширина которого составляет более 85 метров. Общая высота храма – 103 метра.

Храм Христа Спасителя: трагическая история

История Храма Христа Спасителя связана с нелегким временем в истории России. Он был построен в знак мужества русского народа в борьбе с нашествием Наполеона. Его архитектором стал Константин Тон. Истории о доблестных героях через которых Господь явил милость русскому народу расположены на мраморных досках в нижней галерее храма.

В богоборческие времена храм был взорван и в 1931 году превратился в руины. От решения возродить собор до воплощения его в жизнь прошло более пяти лет. Собор был полностью На рубеже двух веков, в декабре 1999 года двери Храма Христа Спасителя вновь стали открыты для прихожан.

Сегодня в храме проводятся Таинства Крещения, Венчания, люди приходят на исповедь и для того, чтобы проводить почившего в последний путь. Храм стал символом духовного возрождения России и излюбленным местом для туристов и паломников.

Архитектурные особенности

Первоначальным архитектором собора стал Константин Андреевич Тон, придерживающийся “русско-византийского стиля” храмового зодчества. Николай I благоволил известному архитектору и, кроме Храма Христа Спасителя, одним из его знаменитых творений стал Большой Кремлевский дворец. Именно поэтому при воссоздании храма было принято решение в точности воспроизвести труд Константина Тона. В воссоздании живописи храма приняли участие более 400 величайших художников современности. Общая площадь росписей составила более 22 тысяч квадратных метров.

Трапезные Храма Христа Спасителя устроены таким образом, что могут использоваться, как по отдельности, так и вместе, соединяясь в одну большую трапезную в особые дни.

Зал Церковных соборов Храма Христа Спасителя изначально был предназначен для поместных и архиерейских Соборов, здесь проводятся и значимые светские мероприятия.

Интересные факты о Храме Христа Спасителя

  • В храме есть мраморные таблички с именами тех, кто вложил силы в возрождение Храма Христа Спасителя;
  • В храме расположен уникальный музей церковного искусства, где хранятся произведения, написанные, начиная с XV в. до наших дней. Именно там хранится известный триптих В. Васнецова;
  • Основание храма заложено на существовавшем в прошлом веке холме;
  • Росписи всех залов церковных палат выполнены в древнерусском стиле с использованием лепных и резных элементов.
  • Зрительный зал в зале Церковных Соборов рассчитан на 1300 мест.
  • В Храме Христа Спасителя хранится множество святынь Русской Православной Церкви: Частица Ризы Господа и Спаса нашего Иисуса Христа, гвоздь Креста Господня, Риза Пресвятой Богородицы, Мощи Блгв. вел. кн. Александра Невского, Св. мощи митрополита Московского Филарета (Дроздова) и многие другие.
  • В храме действуют воскресные школы для детей и взрослых, отдел социального служения и клуб православной молодежи.

Храм Христа Спасителя (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Храм Христа Спасителя сегодня - это Кафедральный собор и по сути главный храм России. Здесь совершает богослужения Патриарх Московский и всея Руси, заседают Архиерейские соборы и другие церковные форумы. Драматическая судьба храма сделала его не только памятником павшим в 1812 году (как задумывалось изначально), но и свидетельством сложных перипетий в истории России XX века. Храм Христа Спасителя находится на балансе мэрии Москвы, которая передала храм РПЦ в бессрочное пользование.

Храм Христа Спасителя - храм-памятник, его возвели в честь победы и в память о павших в войне 1812 года . По традиции такие обетные храмы строились в честь церковных праздников или в честь святого. Но этот храм воздвигли во имя самого Спасителя. По задумке Александра Витберга, первого архитектора собора, храм должен был быть величественным и колоссальным, и слава его должна была превзойти славу Собора Петра в Риме. Первоначально храм планировали возводить на Воробьевых горах, заложили фундамент, но архитектор был обвинен в завышении сметных расходов и сослан в Вятку. Специальная комиссия запретила строительство на Воробьевых горах из-за непрочной почвы, которая бы не выдержала такое тяжелое сооружение. Новое место было выбрано недалеко от Кремля .

Храм Христа Спасителя

Строительство по проекту Константина Тона началось в 1839 году и завершилось лишь в 1881-ом. В годы сталинского режима храм был взорван, и на его месте должен был появиться Дворец Советов - огромное здание, увенчанное скульптурой Ленина. Реализации грандиозной задумки помешала война, а после ее окончания средств на Дворец уже не нашлось, да и с политической точки зрения сооружение потеряло свою актуальность. В 1960 году на месте собора появился открытый плавательный бассейн «Москва», просуществовавший до 1994 года. В связи с этим бассейном, вода в котором не отличалась особой чистотой, вспоминают легенду о монахине, которая, воспротивившись строительству храма на месте Алексеевского монастыря, прокляла стройку и предрекла, что на месте храма будет находиться огромная грязная лужа.

В начале 90-х, уже в новой России, храм решили построить заново. Реставратором Алексеем Денисовым была проведена кропотливая работа по восстановлению исторического облика собора по сохранившимся рисункам, чертежам и обмерам, но из-за возникших разногласий по поводу внешнего вида собора его отстранили от работы. Завершением храма руководил Зураб Церетели, решивший выполнить наружную отделку стен в бронзе, хотя в истории русского церковного зодчества не найти ни одного примера, когда в этом случае использовался бы металл. Храм был достроен, но это уже не тот храм, что стоял здесь сто лет назад, несмотря на внешнее сходство. Убранство храма задумывалось Тоном как летопись Отечественной войны 1812 года в сюжетах Евангелия, но теперь эту своеобразную каменную книгу невозможно читать без обращения к архивным источникам.