Схемы самодельных охранных сигнализаций на микросхемах. Как сделать сигнализацию в домашних условиях? Принципиальная схема сигнализации

02.09.2019

Вот схема довольно неплохого охранного устройства для авто, которая содержит всего одну копеечную микросхему и пару транзисторов. В ней нет радиопульта, но тем не менее, она способна защитить автомобиль от злоумышленников, так как работает по схожему с профессиональными сигнализациями алгоритму. Это более совершенный вариант самодельной сигнализации, похожий на тот что был ранее. Когда кнопка запуска охраны включена - у вас около 15 секунд, чтобы выйти из машины и закрыть за собой дверь. Когда вы вернетесь и откроете дверь, сигналка будет звучать спустя некоторое время. У вас есть 10 секунд, чтобы перевести переключатель sw1 в положение off. Если вы этого не сделаете - сработает сирена. Она периодически включается и выключается. Скорость, с которой будут следовать сигналы "пик-пик" устанавливается номиналами С6 и R10. Если вы хотите иметь постоянный сигнал на сирену - соедините выводы 8 и 9 микросхемы 4011 вместе.

Принципиальная схема сигнализации

Один из входов датчиков охранного устройства подключен к дверному переключателю авто. Это обеспечивает необходимую задержку срабатывания. Обычно достаточно подключить один провод к одному из переключателей двери. Они чаще всего все подключены параллельно - с замыканием на шасси.

Вторая группа кнопок - мгновенный сигнал тревоги без задержек, устанавливается на капот - багажник - задние двери. Точная продолжительность любого периода времени зависит от характеристик радиоэлементов - соответствующих конденсаторов и резисторов. После около 2-х минут работы сигнализации - поступит сигнал сброса.

Автоматический иммобилайзер

Внимание! Перед установкой данного или любого другого иммобилайзера для автомобиля - продумайте последствия для безопасности возможного отказа электроники, что может привести к аварии. Помните, что реле должно быть достаточно мощным, чтобы справиться с током, необходимым для нормальной работы системы зажигания.

При выключении зажигания, реле будет обесточено и второй набор контактов (RLA2) разорвет цепь зажигания - автоматическая иммобилизация транспортного средства.

Когда зажигание снова включается, реле не будет срабатывать и цепь зажигания автомобиля останется отключенной. Вы должны нажать кнопку sw2 для запитывания реле. Тогда оно самозаблокируется используя первый набор контактов (RLA1) - в то время как второй набор контактов (RLA2) завершает подключение к цепи зажигания.

Такая схема имеет ряд преимуществ. Она работает автоматически при выключении зажигания - так что нет никакой необходимости, чтобы помнить о том что нужно активировать его. Реле использует ток при выключенном зажигании - так что нет никакой утечки и разряда батареи авто. Чтобы деактивировать его вы должны иметь ключ зажигания и знать местонахождение кнопочных переключателя.

Кнопка sw2 требует протягивания только одного провода, потому что её второй контакт идёт через шасси. Она не будет под нагрузкой, кроме небольшого тока в несколько миллиампер, необходимого для срабатывания катушки реле. Так что практически любой малогабаритный микрик можно тут ставить.


Это должен знать каждый владелец авто:

Конечно, можно приобрести охранный блок в магазине. На рынке представлены различные девайсы. Но что делать, если вы не хотите переплачивать за разные опции. К тому же руки у вас растут откуда нужно. Нет проблем!

Можно собрать вполне приемлемый вариант самому. У этой автосигнализации нет ничего лишнего: управления центральным замком, радиобрелка. Зато самоделка обезопасит ваш автомобиль от проникновения при помощи концевых выключателей дверей и багажника. А также при помощи датчика удара-вибрации предупредит владельца об откручивании, например, колёс. Кстати, знаете ли вы, что отключить злоумышленнику такого рода сигнализацию гораздо сложнее. Он ведь не знает, что вы там могли внедрить. К тому же при отсутствии брелка степень защиты во много раз повышается,так как автожулики не смогут считать код (ведь известно, что большинство взломов происходит этим методом).

Схема устройства

Принцип работы заключается в следующем. Сигнал с A1 датчика вибрации поступает на усилитель, который выполнен на VT1, VT2 и управляет тиристором VS1. На базу транзистора VT2 также поступает сигнал от концевых выключателей дверей, капота, багажника. На транзисторах VT3,VT4 собран таймер, который управляет анодом тиристора VS1. В цепи базы VT3 используется конденсатор большой ёмкости C3. Благодаря чему при постановке на охрану надёжно спрятанном тумблером C3 начинает заряжаться через сирену автомобиля и цепь из резисторов R6,R7. В процессе заряда конденсатора VT3,VT4 будут закрыты, следовательно, тиристор VS1 заперт. Благодаря чему схема встаёт под охрану с некоторой задержкой, давая водителю время покинуть авто и закрыть дверь.

По прошествии 20 секунд конденсатор C3 набирает ёмкость, VT3 открывается и включает охрану в работу. Предположим, произошло воздействие на автомобиль или вскрытие какой-либо двери. Тиристор VS1 отпирается, начинает заряжаться C4 через VS1, VT4, R10. Тиристор устроен таким образом, что он остаётся открытым при прохождении постоянного тока. При закрывании двери (прекращении сигналов) тревожная сирена будет извещать владельца о проникновении. Если срабатывание датчиков произошло с появлением владельца, то за время заряда C4 (20 секунд) он отключит замаскированный тумблер. Если этого не сделать, то откроются VT5,VT6, включится реле KV1 , которое в свою очередь подключит сирену. Чтобы не беспокоить соседей и самому не бежать к автомобилю во время ложных срабатываний, как например проезжающий мимо грузовик, в данной автосигнализации реализована функция ограничения времени тревоги. Действует она следующим образом. Когда контакты KV1 замкнуты и ток протекает через R6,R7 , заряжается конденсатор C3. Через небольшое время закроются VT2, VT3, VS1, VT5, VT6 и реле KV1 отключится и снова возьмёт под охрану.

Какие детали можно использовать для реализации схемы. Требования к ним не критичные. Конденсаторы и резисторы любого типа, желательно малогабаритного. Реле KV1 с рабочим напряжением 12 вольт и током катушки в пределах 100 мА.Силовые контакты реле должны выдерживать ток в 5 А. Но можно снизить до 0,5 А, если применить промежуточное реле.

Датчик вибрации A1 не сложно изготовить самому. Он выполнен в виде катушки со стальным сердечником, от которого на небольшом расстоянии закреплен постоянный магнит на плоской пружине. При малейшем ударе по кузову автомобиля колебания через пружину передадутся на магнит. Тот в свою очередь создаст переменное магнитное поле, которое наведёт ЭДС в катушке. Последняя размером Ø10Χ15 мм мотается на сердечнике Ø3 мм из стали. Для обмотки используют медный провод 0,06...0,07 мм. Магнит с размерами 25Χ10Χ5 мм при помощи клея и ниток нужно закрепить на пружине. В качестве которой можно использовать пружину от будильника. Длина последней выбирается в пределах 60 — 80 мм. В процессе сборки датчика удара следует обратить внимание на то, чтобы магнит мог располагаться как можно ближе к боковой стороне катушки. Готовый датчик вибрации следует располагать в пространстве так, чтобы магнит имел возможность совершать колебания перпендикулярно поверхности земли.

Самодельный датчик вибрации

Теперь остаётся самое главное — спрятать тумблер, через который подаётся питание на схему. К этому вопросу стоит подойти с не меньшей ответственности. Поскольку вам придётся пользоваться им постоянно, ну а злоумышленник не должен его обнаружить.

В этой статье приведены схемы простейших электронных сигнализаций, сделать которые может каждый, кто хоть в минимальной степени знаком с электроникой или просто умеет держать в руке паяльник. Пригодятся такие сигнализации во многих случаях. Их можно поставить на окнах, если в доме есть маленький ребенок, который может их открыть. На дверях квартиры или гаража охраняемой стоянки. И при срабатывании сторож вызовет милицию. Можно поставить такую сигнализацию и в квартире, если вы дружите с соседями. Даже если вы идете в поход, но не грех раскинуть на ночь охранный шлейф и вокруг лагеря на случай появления диких животных или посторонних.

Первая схема электронной сигнализации проста до крайности, проще уже некуда. Это всего один транзистор, резистор и исполнительно реле. Если предполагается звуковая сигнализация, то вместо реле включают звуковую сирену или ревун.

Принцип работы: Охранный шлейф представляет собой тонкий провод, или замкнутый контакт. Когда провод цел (или контакт замкнут), база транзистора заземлена и транзистор закрыт. Ток между коллектором и эмиттером не протекает.

Если же порвать охранный провод, или разомкнуть контакт, база окажется подключенной к источнику питания через резистор R1, транзистор откроется и сработает реле (или сирена). Выключить ее можно только либо отключив питание, либо восстановив охранный шлейф.
Такую сигнализацию можно использовать для охраны своих вещей, например. В качестве охранного контакта применяют геркон, сигнализацию прячут в боковой карман сумки или рюкзака, а рядом располагают магнит. Если магнит удалить от самой сигнализации (переместить вещь), сирена заверещит на все голоса.

Вторая схема с более продвинутыми пользовательскими функциями


Как и в первом случае, в качестве датчика служит охранный шлейф, нормально замкнутый (в режиме охраны) контакт или геркон, замкнутый магнитным полем. При нарушении шлейфа происходит срабатывание сигнализации и работа ее продолжается до отключения питания. Восстановления шлейфа не приводит к выключению сигнализации, она все равно будет продолжать работать некоторое время. Сигнализация имеет кнопку временной блокировки, необходимой для покидания охраняемой зоны сами владельцем. Сигнализация так же имеет и задержку срабатывания, необходимую для ее выключения владельцем при его входе в охраняемую зону.

Разберем работу схемы. Прежде чем поставить сигнализацию на охрану, Необходимо выключить (разомкнуть) выключатель S1. Его надо установить в потайном месте недалеко от входа. Можно использовать, например, скрытый геркон, который замыкается – размыкается перестановкой какого либо предмета с встроенным в нем магнитом и т.п. Этот выключатель блокирует работу системы и она перестает реагировать на обрыв шлейфа. При уходе, выключатель S1 размыкается и конденсатор С2 начинает заряжаться через резистор R2. Пока конденсатор не зарядится до определенной величины, система «слепая». И у вас есть время покинуть объект, восстановив охранный шлейф или замкнув контакты. Подбирая значения резистора R2 и конденсатора С2 добейтесь приемлемой для себя задержки при выходе.

Если охранный шлейф будет нарушен, то через резистор R1 начнет заряжаться конденсатор С1. Эта пара создает небольшую задержку срабатывания сигнализации, и у хозяина есть время ее нейтрализовать, включив выключатель S1. Необходимо подобрать номиналы резистора и конденсатора для комфортного времени задержки срабатывания.
Если же шлейф нарушен злоумышленником, который не знает как выключить сигнализацию, то через некоторое время после разрыва шлейфа, сигнализация сработает (на обеих входах элемента D1.1 будут по логической «1», соответственно, на выходе «0». Пройдя через инвертор D1.2 он снова станет «1» и откроет транзистор VT1. Транзистор разрядит конденсатор С3 и через инвертор откроет транзистор VT2, который и заставит сработать исполнительное реле или включит сирену.

Даже если злоумышленник быстро восстановит шлейф, то сирена будет продолжать работать, так как конденсатор С3 будет достаточное время заряжаться через резистор R3. Именно номиналы этой пары и определяют время работы сигнализации после восстановлении шлейфа. Если же шлейф не восстановлен, сигнализация будет работать постоянно.
Микросхема — К561ЛА7, транзисторы — любые n-p-n (КТ315, КТ815 и т.д.) Источник питания — любой с напряжением +5 — +15 Вольт. Исполнительное реле или сирена может быть подключена к более мощному источнику питания, нежели сама схема. В режиме ожидания схема тока практически не потребляет (на уровне саморазряда батарей).

Охрана автомобиля – вопрос актуальный и иногда дорогостоящий. Но если у вас недорогой автомобиль, можно сделать простую автосигнализацию своими руками. Для этого понадобиться минимальное знание физики, несложная микросхема и необходимые радиокомплектующие. Они легко выпаиваются из старой аппаратуры.

Для создания сигнализации подойдут микросхемы серии SC1006, которые предназначены для сигнализаций с повышенным уровнем питания. И ещё хочу сразу отметить один момент, если у вас грузовой автомобиль типа автопогрузчика, то я хочу вам подсказать отличный ресурс, где можно подобрать и купить запасные части, заходите и выбирайте.

Микросхемы могут работать в большом промежутке питающих напряжений. Но лучше всего питать микросхемы напряжением в 5 вольт.

Они имеют встроенный стабилитрон, что позволяет питать их от аккумулятора. Микросхема SC1006 относится именно к таким. Глядя на схему, можно понять, что номинальное напряжение дает возможность использовать ее для сигнализаций. На основе данных микросхем разработаны многие сигнализации и сигнальные устройства в автомобиле.

Излучаемые микросхемой импульсы, частота которых постоянно меняется, создают вой сирены. С каждой секундой он увеличивается и подается на головку. Она подключена к двум транзисторам, второй из которых является усилителем мощности. Вместо двух обычных транзисторов можно установить один – КТ829. Он гораздо мощнее.

В качестве звуковой головки подойдет пьезоизлучатель. Его можно заменить любой высокочастотной динамической головкой с мощностью более 10 ватт. Для того чтобы головка усилила эффект сигнализации, ее необходимо установить в акустику.

На входе питания установлен одноамперный полупроводниковый диод. Он необходим для того, чтобы не происходила переплюсовка питания.

В системе используется резистор 30 кОм. От него зависит звук сигнализации. Если он не устраивает, можно установить переменный резистор, на котором можно отрегулировать продолжительность импульсов и настроить необходимый звук.

Если к сигнализации присоединить датчик вибрации или присутствия, то ваш автомобиль будет под надежной охраной.
Всего вам доброго….

Иногда бывает необходимость в автономной недорогой охранной сигнализации, например для защиты на даче. Использование промышленных образцов в подобных случаях может быть экономически нецелесообразным.

Что же нам нужно от сигнализации?
- Реакция на вторжение, например пассивным ИК датчиком движения
- Оповещение о вторжении сиреной. Оповещение должно работать в течении небольшого времени (например 5 мин) после чего отключаться.
- После срабатывания система должна снова переходить в дежурный режим. При необходимости она должна срабатывать многократно.
- низкий ток потребления для длительной (6 мес.) работы в дежурном режиме.

Для изготовления такой сигнализации нам понадобятся:

Пассивный инфракрасный датчик движения. Например в купленный в OBI датчик – выключатель освещения. Цена около 300р.
Сирена на 12 В. В частности была использована модель на 105dB, можно использовать любую другую. Цена не более 200р.
Прочая мелочь: Держатель для батареек, реле на 6 В, изоляционные трубочки, провода.

Итак. Нам нужно переделать датчик движения, переведя его с питания 220В на 12В. Поверхностный анализ схемы показал, что схема может работать при напряжениях питания от 7–8 В до 30 В. При питании 12В необходимо установить реле на напряжение 6В. (12 вольтовое не срабатывает). Вскроем датчик. Шарообразная часть извлекается, если отогнуть одну из опор. Половинки держатся на защелках.


Извлекаем плату. Как видно датчик представляет собой пассивный ИК приемник, который реагирует на изменение величины ИК излучения на него попадающего и простой оптической системы. Угол обзора датчика 180 градусов.


К точкам слева нужно подать питание. На «+» положительный полюс и на «-» отрицательный от источника питания. К точкам справа мы подключим обмотку реле. Штатное реле (черная коробочка) демонтировать.


Из-за недостатка места внутри шарообразной части датчика через провода было решено вывести реле в основание корпуса.

Через выключатель на датчик подается питание. Когда датчик срабатывает он подает напряжение на обмотку реле. Реле срабатывает и своими замыкающими контактами включат сирену. Благодаря реле можно подключить большое количество сирен.


Вид снизу. Сирена и батареи подключаются через клеммы. Слева внизу реле. Сверху справа выключатель.



Система в сборе. ВНИМАНИЕ! Не включайте сирену не защитив уши, несмотря на свой малый размер она очень громкая и может вызвать повреждение слуха.

В итоге получилось. В соответствии с регулятором на датчике можно выставить время работы сирены после срабатывания. От 10 сек до 8 мин. Датчик установить внутри помещения а сирену вывести на улицу. К сожалению после подачи питания датчик срабатывает, поэтому разумно вывести выключатель сирены в потайное место и включать его спустя 5 мин после включения датчика. Выключатель может коммутироваться ключом, как замок зажигания машины.

Датчик получился довольно экономным. Судя по амперметру:
Ток в режиме ожидания 700 мкА
Ток в режиме срабатывания 1,1 мА
Ток сирены 200мА
Несложный подсчет говорит о том, что для работы в течении 6 месяцев нужно 3,1 А*ч. Емкость щелочной батарейки около 2,5 А*ч. Следовательно на зиму нужно 16 щелочных батареек соединенных смешанно.

Проверка в морозильнике показала, что система работает даже при -32

Добавлено позднее: учитывая наши неспокойные времена и автономность системы ее можно использовать для возведения охранного периметра на природе вокруг палатки например.

Испытания на даче показали:
1. Блики от воды вызывают ложное срабатывание
2. Отрезками изолетны можно заклеивать датчик так, что бы у него образовывались слепые зоны.