Исследовательская работа "Специфические особенности использования средств художественной выразительности в стихотворении А.А. Блока "Незнакомка". Анализ стихотворения «Незнакомка» Блока

10.10.2019

В центре первого тома лирики Блока — большой цикл «Стихи о Прекрасной Даме» (весна 1901-го — осень 1902-го). Женский образ, созданный в первом томе, видоизменяясь и варьируясь, прошел через всю лирику поэта. Своего рода композиционным центром второго тома становится стихотворение 1906 года «Незнакомка» (Блок), анализ которого мы проведем.

Лирический герой Блока, отворачиваясь от окружающего мира, пошлого и скучного, взыскует мира иного, возвышенного и прекрасного. Композиционное решение этого произведения подчеркивает противостояние двух миров, типологически сближая поэзию Блока с опытом романтического мировосприятия.

Первая часть «Незнакомки» (шесть строф) гротескно воспроизводит социально-бытовое окружение, чуждое и неприятное лирическому герою. Контекст стихотворения наполняется целой чередой символических деталей, снижающих образ реальности: он характеризуется «пьяными окриками», «пылью переулочной и скукой загородных дач»; лирический герой слышит «скрип уключин» и «женский визг», это мир «сонных лакеев» и «пьяниц с глазами кроликов», «испытанных остряков», гуляющих с дамами между канав. Негативный контекст, созданный подобными образами, соотносится и с деталями городского пейзажа, которые, казалось бы, носят вполне нейтральный характер: «крендель булочной», «шлагбаум». Социально-бытовой фон накладывается и на пейзаж, искажая и деформируя его: дух весны, новой жизни, расцвета, обновления становится «тлетворным»; луна, образ с огромной литературной традицией, превращается в бессмысленно кривящийся диск. Таким образом создается ощущение зловещей дисгармонии реального мира, трагического одиночества в нем лирического героя, чем и обусловливается появление образа иной реальности, образа, привнесенного Незнакомкой.

Мотив одиночества и опьянения мотивирует сюжетную возможность появления образа иного бытия:

И каждый вечер друг единственный

В моем стакане отражен

И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирен и оглушен.

Появление Незнакомки привносит совершенно иные образы, преображает действительность или же открывает перед лирическим героем иные миры. С этого момента окружающая реальность обретает иные очертания. «Крендель булочной», канавы, скрип уключин над озером вытесняется чем-то таинственным и непознаваемым.

Зыбкость, эфемерность, принадлежность образа скорее вымышленному миру, доступному лишь лирическому герою, а не реальному окружению, подчеркивает мотив одиночества, сопутствующего образу героини («Всегда без спутников, одна»), и мотив сомнения в истинности ее явления («Иль это только снится мне?»). Однако вопрос о вымышленности или реальности образа Незнакомки не имеет для лирического героя решающего значения: важнее ощущение «странной близости», приобщения к тайне женского образа, которое начинается с деталей портрета («упругие шелка», «шляпа с траурными перьями», «в кольцах узкая рука», «темная вуаль»), приближающих лирического героя к дыханию «духов и туманов», принесенных Незнакомкой и недоступных никому, кроме него. Эта приобщенность открывает иное, истинное бытие, образ которого создается с помощью широких символов. Взгляд лирического героя «за темную вуаль» открывает не просто лицо таинственной и прекрасной женщины, но «берег очарованный и очарованную даль», которые дают возможность по-другому осмыслить собственное назначение, жизненное поприще, осознать себя хранителем некой высшей тайны. Эти тайны непознаваемы, они могут быть воплощены широкими образами-символами:

И перья страуса склоненные

В моем качаются мозгу,

И очи синие бездонные

Цветут на дальнем берегу.

Попробуйте предложить свою трактовку этой строфы. Обратите при этом внимание, что здесь сочетается реальное (взгляд за темную вуаль открывает синие бездонные очи женского лица неземной красоты) и принадлежащее иному миру, «дальнему берегу», прозреть черты которого стремится лирический герой.

Появление Незнакомки, приоткрывшей перед лирическим героем «берег очарованный», придает ему ощущение собственной избранности, причастности к тайнам бытия:

В моей душе лежит сокровище,

И ключ поручен только мне!

Это ощущение в последних двух строках стихотворения «Незнакомка» (Блок), анализ которого нас интересует, снижается самоиронией: лирический герой соглашается с «пьяным чудовищем», ищущим вслед за древними римлянами истину в вине. Однако эта самоирония тоже не однозначна: вспомним, что именно мотив опьянения мотивирует появление Незнакомки и откровения, которому оказывается причастен лирический герой.



























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

образовательная: закреплять основные знания, умения, навыки анализа художественного произведения; обучать целостному восприятию художественного произведения через интеграцию с такими предметами, как история, музыка, лингвистика, изобразительное искусство; учить учащихся анализировать текст, делать выводы и обобщения.

развивающая: развивать устную речь и эмоционально-образное, аналитическое мышление;

воспитательная: воспитывать интерес и любовь к поэзии Блока, изучение его стихотворений должно стать для учащихся открытием, школой высоких чувств, постижением высшей духовности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

Урок сопровождается презентацией PowerPoint.

Ход урока

I. Организационный момент.

Объявление темы урока. (1 слайд).

Вступительное слово учителя. (2 слайд).

Блок – поэт – символист, а у символистов творчество сосредоточенно в основном на выражении интуитивно постигаемых идей и смутных чувств посредством символа. По словам крупнейшего среди символистов теоретика Вячеслава Иванова, поэзия есть “тайнопись неизреченного”. Вторая по значимости категория поэтов символистов – Музыкальность. Поэзии А. Блока - поэзия намеков, которые читатель должен понять, расшифровать самостоятельно и в согласии с ними дорисовать картину реальности, или фантазии, или, условно говоря, “душевного пейзажа” - переживания или мироощущения поэта. А чтобы понять тайны поэзии, вспомним увлечённость Блока философией Соловьёва об идеале Всеединства – Вечной женственности. Не забываем и время жизни и творчества поэта. Подлинная жизнь с её остротой социальных противоречий постепенно входит в творчество Блока. “Страшный мир”... Так называется центральный цикл (вторая книга) стихов Блока. Так назвал Блок мир, в который он пришел в начале XX века. Ощущение неблагополучия жизни, ее трагических противоречий, порожденного ими “глухого мрака” - предпосылка всего творчества Блока.

Сегодня мы обратимся к стихотворению, навеянному всевозможными образами – символами, “Незнакомка”. Анализируя стихотворение, вы должны увидеть за внешним рядом образов второй ряд, не поддающийся однозначному толкованию. Услышать музыку стиха, постигнуть его глубинную сущность, его незримую тайну. И по возможности постараемся создать модель произведения Блока “Незнакомка”.

II. Выразительное чтение стихотворения. (2–9 слайд).

III. Целеполагание. (10 слайд).

Перед нами стоит задача: опираясь на текст стихотворения, создать модель произведения. Для этого нужно определить:

  • время написания стих;
  • ключевые слова – образы – символы (ассоциации);
  • композицию;
  • тему, (микротемы);
  • как выразительные средства помогают раскрыть тему (микротемы) (обязательно обратить внимание на звукопись, цветовую символику стихотворения);
  • лирический герой;
  • связать данное стих. со всем творчеством поэта, раскрыть идею произведения для осмысления мировосприятия;
  • собрать материал воедино: тема, символ, ключевые слова, ассоциации, выразительные средства, Добавить воображение, создать модель, которая бы раскрывала основную тему стихотворения.

Индивидуальное задание у доски: Цветовая символика стихотворения. (Учащийся работает с интерактивной доской)

Индивидуальное задание с места: один учащийся целенаправленно следит за звукописью стихотворения и вставляет свои замечания во время комментированного чтения.

IV. Пошаговое комментированное чтение стихотворения. Работа коллективная, с наводящими, направляющими вопросами учителя, приводящими к определённым размышлениям учащихся.

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу. (Приложение 1)

1. Дайте характеристику времени написания стихотворения. (11 слайд. Слайд раскрывается после ответов учащихся, затем заполняется таблица).

Ответы учащихся: 1906 год. В этот период поэт порывает со своими друзьями-символистами. От него ушла его первая любовь - ЛД Менделеева, ушла к его близкому другу - поэту Андрею Белому. Время войн и революций. Это стих. принадлежит к периоду написания “Страшного мира”.

Обобщения учителя: Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, из впечатлений поездки в дачный поселок Озерки. Торжественно-возвышенное настроение после стихов о Прекрасной Даме сменяется разочарованности в реальной действительности, чувство тревоги за мир, который нуждается в спасении.

2. Ключевые слова – образы – символы 1 строфы. Ассоциации. (12, 13 слайды. Раскрывается по мере ответов учащихся. В слабом классе слайды можно открывать перед ответом, с целью направить на рассуждение).

Ответы учащихся: Горячий воздух, ресторан, вечер, тлетворный дух. Картины “страшного мира”. Оксюморон – весенний и тлетворный. Место действия у Блока не просто ресторан, но – ресторан, как будто вся грязь и пошлость большого города сконцентрирована на одном месте. Здесь говорится об атмосфере города, о выжигающей пустоте и безысходности: “дик и глух” - город. В поле зрения поэта попадает обыденный быт городской жизни, от которого становится тягостно на душе.

Обобщения и добавления учителя: Отсутствие музыки означало для Блока отсутствие жизни, омертвелость. Диссонанс, который во многих стихах Блока враждует с музыкой жизни, это отражение антимузыкальности “страшного мира”. Развернутая метафора:

это не только о воздухе, а о жизни, дикой и глухой толпе, о человеческой душе, глухой к красоте, истине, к самой жизни. Для ранней лирики Блока было бы безусловно невозможным сочетание вечеров с ресторанами, там это было бы уродливым смешением лексических рядов. В “Незнакомке” это, оказалось возможным, поскольку сама жизнь перемешивает прекрасное и безобразное.

3. Ключевые слова – образы – символы 2 строфы. Ассоциации. (14 слайд.)

Ответы учащихся: над пылью переулочной, Над скукой загородных дач, крендель булочной. Продолжается тема серой обыденности, в которую вторгается “чуть золотится крендель булочной”.

Ответ учащегося по цветовой символике (15 слайд Серый и чёрный цвет – олицетворение какого-то душевного кризиса, застоя, обыденности, навивают чувства безысходности, омертвления души. Крендель золотится – возможно, какой-то просвет вдали, надежда, жёлтый цвет меняется в золотистый. Хотя у Блока жёлтый цвет олицетворяет трагичность.

4. Ключевые слова – образы – символы 3 строфы. Ассоциации. (16 слайд)

Ответы учащихся: Среди канав, испытанные остряки, скрипят уключины, женский визг. Пошлая обыденность изображается иронически.Шлагбаум – символ препятствия. Преграждая путь людям, он не выпускают их из этого пошлого круга ресторанных увеселений.Повторения передают постоянство удручающего однообразия, удушающей скуки мещанского существования.

Ответ учащегося по звукописи (17 слайд): В парных строках третьей строфы дается только по два звука в сильной позиции: а-ы, и-ы. В этих же строках многослоговные слова утяжеляют чтение, и это хорошо отражает ту пошлую, тягостную обстановку, которая здесь описана. Аллитерации в описании грязной улицы, нагромождения грубых согласных звуков.

Обобщения и добавления учителя: Визг глубоко осознанно и болезненно воспринимался Блоком как антиэстетический звук - режущий, рвущий нервы, способный убить чуткую душу художника и человека.

5. Каким предстаёт перед нами образ лирического героя? (18, 19 слайды)

А в небе, ко всему приученный, Бессмысленно кривится диск… Луна как вечный символ любви, спутник тайны, романтический образ делается плоской, как шутки “испытанных остряков, кривится, пораженная их нестерпимой пошлостью. Автор луну называет диском.

Лакеи сонные торчат, пьяницы с глазами кроликов - продолжается та же тема пошлости, которую отвергает лирический герой.

Обобщения и добавления учителя: Мотив этих двух строф - отчаяние от одиночества лирического героя.Оно звучит в смиренном и горьком признании:

И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен,
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.

Лирический герой одинок в окружении пьяниц, он отвергает этот ужасающий его душу мир, похожий на балаган, в котором нет места ничему прекрасному и святому.

6. Композиция. На сколько частей можно разделить стихотворение? (20 слайд)

Ответы учащихся: 2 части. Первая половина стихотворения рисует картину самодовольной и разнузданной пошлости, во второй части возникает контрастный образ Незнакомки.

Обобщения и добавления учителя: В стихотворении две части, а основным литературным приемом является антитеза, противопоставление. В первой части - грязь и пошлость окружающего мира, а во второй - прекрасная незнакомка; эта композиция позволяет донести главную идею Блока: образ незнакомки преображает поэта, меняются его стихи и мысли.

(21 слайд). Блок объяснял и то, где он видел Незнакомку - оказывается, на картинах Врубеля: “Передо мной возникло, наконец, то, что я (лично) называю “Незнакомкой”: красавица кукла, синий призрак, земное чудо... Незнакомка - это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это - дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено...” . Синий цвет означает у Блока звездное, высокое, недостижимое; лиловый - тревожное.

7. Образы – символы второй части стихотворения. (22 слайд)

Ответы учащихся: каждый вечер (анафора), сон, девичий стан, в туманном окне. Образ тумана еще более усиливает таинственность появления Незнакомки. Лексика возвышенная. Переход к другой картине прямо противопоставлен окружающей пошлости.

Обобщения и добавления учителя: Здесь все хрупко, основано на таинственности, душа освобождается от пошлого давления повседневности, улетает в иные миры, открывая в своей глубине неведомые миру сокровища. Важно то, что душа человеческая на миг соприкоснулась с миром прекрасного. Мы ощущаем возвышенное поэтическое восприятие лирического героя обаяние и красоту таинственной героини. Это не реальная Незнакомка, а только видение поэта, образ, созданный его воображением.

8. Сравним звукопись второй части с первой. (23 слайд)

Ответы учащихся: Появление Незнакомки (Дамы из Космоса) сопровождается шуршащими звуками. Логически это можно объяснено тем, что она - или в черных шелках (“шелками черными шумна”), или со шлейфом, но можно сравнить с приходом чего-то таинственного, необъяснимого.

Ассонансы на А создаёт ощущение воздушности образа: “И кАждый вечер, в чАс нАзнАченный…”; “Девичий стАн, шелкАми схвАченный, // В тумАнно(А)м движется(А) о(А)кне…” и далее. Ассонансы на “У” придают утонченность образу Незнакомки: “И вею(У)т древними поверьями // Ее УпрУгие шелка, //И шляпа с траУрными перьями, //Ив кольцах Узкая рУка”.

9. Сравните лексику двух частей. (24 слайд)

Ответы учащихся: Лексика первой строфы (“И каждый вечер друг единственный...”) высокая, сходная с лексикой второй части стихотворения. Лексика второй строфы (“А рядом у соседних столиков...”) - низкая (“лакеи”, “торчат”, “пьяницы”, “кричат”), тяготеет к лексике первой части. Таким образом эти две строфы как бы скрепляют части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования. На место бытовой лексики первой части приходят одухотворенные, поражающие своей музыкальностью строки.

10. Найдите противоположные образы.

“Горячий воздух дик и глух” - “Дыша духами и туманами”; “женский визг” - “девичий стан”; “бессмысленный... диск” луны - “солнце”; “скука загородных дач” - “очарованная даль”; “канавы” - “излучины” души; “бессмысленный... диск” - “истина”.

Обобщения и добавления учителя: Образ Незнакомки исполнен поэтической прелести, отгорожен от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя.

Она садится у окна.
И веют древними поверьями
Ее упругие шелка,
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.

Грязь окружающей пошлой обстановки не прикасается к ней, она как бы парит над нею, отделенная молчаливым одиночеством, своими “траурными перьями”. Она как посланница иного мира, чуждая всем и всему, как воплощенная Поэзия, Женственность.

11. Что видит и чувствует лирический герой? (25 слайд)

Ответы учащихся: Очи синие бездонные, берег очарованный, И очарованную даль.

Это реальные женские глаза, полные тайны и очарованья, это и символ вечной красоты мира, весеннего и цветущего, который еще существует, несмотря на вселенскую власть душного города, существует пусть только в мечте. Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу: И странной близостью закованный..

За этим реальным или воображаемым обликом лирическому герою видится “берег очарованный и очарованная даль”. Берег - символ у Блока, значение которого - новая жизнь, новые открытия, новое понимание жизни и поэзии. Эта ассоциация приобретает значение реально существующей возможности приплыть к другому берегу жизни, уйти в “очарованную даль” от пошлости, которая минуту назад казалась непобедимой.

Глухие тайны мне поручены,
Мне чье-то солнце вручено…
Солнце - символ Женственности, символ счастья, любви.

Обобщения и добавления учителя: Последняя строфа довершает переворот в душе лирического героя, построена на осмыслении происшедшего в душе переворота и переосмыслении устоявшегося, привычного, говорит о его избранности, о нетленности прекрасного идеала:

В моей душа лежит сокровище,
И ключ поручен только мне!
Ты право, пьяное чудовище!
Я знаю: истина в вине.

Открытие поэзии, посвященность в тайны очарования другого мира, пусть и в воображении, утверждается как истина. Таким образом, красота, истина и поэзия оказываются связанными в неразделимом единстве.

12. Связь стихотворения с другими произведениями Блока.

V. Вывод по уроку.

По ходу беседы, анализа стихотворения заполнялась таблица, в которой отмечены все важные детали для полного понимания стихотворения.

Моделирование – это только один из приёмов анализа стихотворения. Порядок работы очень похож на порядок интерпретации стихотворения. Обращая внимание на детали, проникая в подтекст произведения, описывая свои чувства, мы создаём модель, опираясь на которую можно написать сочинение по стихотворении.

Выделим эти ключевые моменты:

Какова тема стихотворения?

Основной принцип построения? (Антитеза – противопоставление)

Каковы символы – образы в стих?

Как помогают выразительные средства раскрыть тему стих?

Каково место лирического героя в произведении?

Как связано данное стихотворение со всем творчеством поэта?

VI. Итог урока – модель стихотворения - видеоролик. (Видеоролик по стихотворению Блока “Незнакомка”).

VII. Домашнее задание.

1 Вариант. Сочинение-интерпретация стихотворения Блока “Незнакомка”.

2 Вариант. Модель стихотворения.

Литература.

1. Блок А.А. Избранные произведения. - Л., 1970.

2. В.В. Агеносов. Русская литература XX века. 11 класс. М.: Дрофа, 2000.

3. Уроки литературы в 11 классе. Книга для учителя. Лирика А.А. Блока. М.: Просвещение, 2005.

Поэзии символистов была философия интуитивного творчества, выражение неясных чувств и едва уловимых идей посредством несвязных бессистемных символов. Так называемая тайнопись невысказанного. Второй по важности символистской категорией была обязательная музыкальность стиха.

Читатель должен самостоятельно расшифровать поэзию намеков Александра Блока и принять участие в творчестве, дополнив картину фантазии или условной реальности поэтического пейзажа, мироощущения или неизреченного переживания создателя.

Одним из увлечений Блока была философия Владимира Соловьева, из идеала всеединства которой в его творчество пришел символ вечного женского начала, или женственности. Окружающий же мир начала века с его трагическими противоречиями и социальными катастрофами казался поэту страшным, так даже был назван центральный поэтический цикл этого периода.

Блок. «Незнакомка» (анализ)

В результате ухода от «страшного» существования, лирический герой стихотворения образует свой, красивый и поэтичный, мир. Если взять стихотворение, которое в этот период написал Блок - «Незнакомка» - анализ покажет, что условно его можно разделить на две части. Причем в первой, состоящей из шести четверостиший, почему-то окажется все, что он не любил: дикий и глухой горячий воздух; пыль и скука, детский плач; шумные парочки, гуляющие между канав; скрип, визг; лакеи и пьяницы с красными глазами.

А.Блок «Незнакомка» (анализ 1-й части)

Стихотворение было создано в 1906 году. Этот период жизни для Блока был трудным, - начиная с семейных неприятностей, заканчивая разрывом с поэтами-символистами. Время было неспокойным также в плане социальных потрясений. Поэта не покидало ощущение неблагополучия, противоречивой трагичности жизни, что порождало «глухой мрак».

Родилось оно в результате бесцельных скитаний по петербургским окрестностям и поездок в Озерки на дачу. Возвышенно-торжественные четверостишия, где героиня прекрасна в своей загадочности, перемежаются четверостишиями-высказываниями разочарованного жизнью героя, у которого на душе неосознанная тревога. Он считает, что мир гибнет, катится во мрак, в бездну, его нужно спасать. В нем царит беззаконие и неверие.

Лирический герой стихотворения в поисках выхода уходит в разгул и пьянство. Теперь он сам себе и друг, и собутыльник. Вино «смиряет» и «оглушает» его. Реальный мир, где канавы, пыль, остряки и их визжащие дамы, бессмысленно кривящийся диск луны, отходит на второй план, когда в «назначенный» час в помещение входит Она.

Блок. «Незнакомка» (анализ 2-й части)

Герой сомневается в реальности происходящего. В наличии символы неясности: сон и туман («снится», окно - туманное). Ее образ герой не в состоянии охватить весь, целиком, в сознании возникают детали (охваченный шелками стан девушки, шляпа с вуалью и перьями, рука в кольцах, Вторая часть тоже состоит из шести четверостиший. Последнее - итог, вывод.

Тайна этого стихотворения в том, что нельзя сказать точно, реальна или воображаемая Незнакомка. Блок анализ своего творения, разложение на составляющие своего чудесного волшебного мира, наверное, не одобрил бы. Да это ничего и не даст! Каждый читатель должен решить все для себя сам.

Сделать более подробный анализ? «Незнакомка», Блок, а также его другие стихи вряд ли в нем нуждаются. Лучше читать, чувствовать, следовать за воображением поэта и получать от красоты и музыкальности его фантазий несказанное удовольствие!

«Незнакомка» является одним из самых любимых стихотворений Блока. Его знают и помнят даже люди, далекие от литературы модернизма и замысловатой элитарной поэзии. В этом смысле оно стало подлинно народным произведением. А все потому, что эта утонченная лирика стала символом романтичности, веры в красоту и любовь, без которых немыслима жизнь человека.

Незнакомка у Блока — это преобразованный образ Прекрасной Дамы, который обрел реальные черты. Изящная женщина, легкая и хрупкая, одетая в темную вуаль. Она настолько сильно выбивается из общей картины окружающей ее среды, как будто снизошла из совершенно другой реальности, лишенной грубости, пошлости и беспробудного пьянства. Она появляется словно сон, окутанная таинственностью и манящей красотой. «Очи синие бездонные» полны очарования и загадочности. Незнакомка — это «спасательный круг» лирического героя, это то, что так ему необходимо, чтобы выбраться из бездонной пучины. Кроме того, этот образ помогает создать эффект двоемирия и показать раздвоенность сознания рассказчика. Несмотря на то, что благодаря незнакомке он мимолетно отвлекается от грубой и тяжелой действительности, окружающий его мир никуда не исчезает, хотя и уходит временно на второй план. В этой женщине отразились все романтические мечты поэта и его вера в добро. Она является воплощением романтики и непорочности, которая очищает и поэта, помогая ему, в конечном итоге, отказаться от пьянства и сделать выбор в пользу жизни.

Композиция

Композиция делится на две части. Такая система позволяет лучше раскрыть главную мысль автора и изобразить контраст противоположностей. Первая часть (шесть катренов) живописует реалии пошлого низменного мира. Вторая (последующие семь катренов) — рассказывает нам о мире возвышенном, средоточии мечты Блока, которое кажется настолько тонким и недосягаемым, но в то же время, это единственное, что помогает герою спастись и не провалиться в глухую и мрачную пропасть окружающей его действительности. Эти два пространства настолько несовместимы, настолько параллельны, что кажется, одно из них — иллюзия или галлюцинации. Но в этом противопоставлении поэт хотел выразить свое стремление к чистой и беззаветной любви, которую не в силах запятнать даже самая безнравственная и пошлая реальность.

Главная идея

Даже в самом черством, низком и убогом мире можно найти красоту, стоит только поверить в нее. В такой хрупкой женственной натуре герой увидел невероятно сильную личность, которая, невзирая на свои душевные терзания, справляется с переживаниями своими собственным силами, не ища «забвения в вине». Именно это поразило лирического героя до глубины души и заставило задуматься. Благодаря незнакомке, герой предается размышлениям о своей собственной жизни, начинает анализировать свое поведение и признает свои ошибки. Словно прозрев, он понимает, что на долю каждого человека могут выпасть нелегкие испытания, но нужно найти в себе силы справиться с ними. Нельзя опускать руки, нет смысла в бездействии и пьянстве, все зависит только от нас самих. Красота настолько воодушевила рассказчика, что он воспарил духом и забыл про окружающую пошлость. Значит, душе необходимо видеть и ценить прекрасное вокруг себя – вот главная идея «Незнакомки». Не стоит прогибаться под тягостью проблем, только тогда человек сможет обрести гармонию с самим собой, духовную наполненность, силу духа и справиться со всеми испытаниями и горестями, которые уготовила жизнь. И в этом ему поможет прелесть окружающего мира. Именно ее нужно впустить в сердце. Здесь продолжает жизнь важная мысль Достоевского: «Красота спасет мир».

Тематика

Одухотворенные люди чаще страдают. Их мировоззрение сложнее, чем у закоренелых обывателей с их бытовым сознанием. Перед ними стоят не столько внешние, сколько внутренние препятствия: они живут в большей степени мыслью, а не телом. Поэтому основная тема в стихотворении «Незнакомка» — столкновение реальности и мечты. Блок тоже переживал этот конфликт и не мог игнорировать его в творчестве. Напротив, он стремился излить свое ощущение на бумагу и исцелиться.

Для воплощения драматичности внутренней борьбы автор использует приемы противопоставления или антитезы. Светлый романтический идеал противопоставляется суровой действительности. Этот конфликт типичен для романтического направления, в русло которого, как к истокам, возвращался поэт-символист.

Мир в «Незнакомке» Блока

Главный герой исполнен полного отвращения ко всему происходящему вокруг него. Тяготы, переживания и муки одинокого существования он пытается заглушить вином. Рассказчик словно находится в лабиринте пьянства, безысходности и бессмысленного существования, откуда нет выхода.

Здесь все лишено красоты и гармонии. И вдруг, среди этой гремящей бездны, появляется Незнакомка, окутанная таинственной дымкой и ароматом духов. Она остановится воплощением прекрасного и женственного, олицетворением всего того, чего так недостает миру — любви, гармонии и возвышенности.

Незнакомка – это и есть мечта. Она окрасила смрад будней запахом экзотических цветов и неведомых стран. Ее пришествие пробуждает фантазию и музу автора, заставляя его возвыситься над суетой и сутолокой, предаться любви, пусть придуманной, загаданной, эфемерной, но все же чарующей и волнующей его оскорбленные реальностью чувства.

Кабак для русского поэта традиционно выступает символом противоестественной и жестокой действительности. Вспомнить хотя бы Есенина, который вовсе не посвящал пьянству половину своей лирики. Нет, дело в восприятии этого места: грязный, зловонный и порочный мир людей, дурманящих и отравляющих себя, лишь бы не видеть будничного убожества, — вот, что подразумевают поэты под этим образом. Каждый из нас живет в забытье, иначе просто невозможно свыкнуться с мыслью о тщетности и греховной сущности бытия.

Размер и жанр

Произведение написано четырехстопным ямбом (размер, при котором на каждый четный слог ставится ударение) с пиррихиями (пропуск ударения при чтении вслух, для достижения легкости и мелодичности), катренами (законченными по смыслу отдельными строфами), рифма перекрестная (первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой и так далее), с клаузулами (слогов, идущих за ударными). Жанр «Незнакомки» — рассказ в стихотворной форме.

История создания

Стихотворение написано в крайне сложный для поэта период. Жена изменила с его другом, Андреем Белым, кроме того, в этот же год Александр осуществляет разрыв с поэтами-символистами. Конечно, такие потрясения не могли не сказаться на его творчестве. Все эти скитания, душевные переживания и впечатления нашли отражение в «Незнакомке». Видимо, автор решил создать для себя иллюзорную реальность, как убежище от земных страданий. Мечта об идеале, воплощенная в стихотворении, дала ему стимул жить и творить. Ведь если есть красота, облаченная в рифму, значит, есть и предназначение творца, данное Блоку свыше.

Образ лирического героя

Главный герой — это одинокий скиталец. Человек, который отвергает окружающую его действительность. Он недоволен собственной жизнью, попросту утратил к ней интерес и потерял всякий стимул к существованию, он слаб и не видит смысла противостоять ударам судьбы, пуская себя по течению «алкогольных» рек. Вся окружающая его действительность напоминает шумный балаган, где нет ничего святого, духовного и прекрасного. Мир убивает его, сжимая в своих удушающих объятиях хмельного угара. У него нет друзей, которые могли бы его поддержать и направить в нужное русло. Все, кто его окружает, — это любители ругани и дешевой выпивки.

Незнакомка появляется неожиданно, наполняя светом потаенные уголки внутреннего мира героя. Она становится единственной отдушиной, помогая забыть об отравляющей его реальности и найти истинные идеалы, к которым следует стремиться.

Герой осознает, в его жизни не все потеряно, есть еще что-то, способное взволновать его каменное сердце. Но только он сам сможет помочь себе подняться со дна, только ему поручен ключ от сокровища его собственной души.

Средства художественной выразительности

В данном произведении Александр Блок сумел изобразить для нас картину, полную видимых образов, звучности и даже осязаемости. Ему помогло большое количество образных средств, таких как: эпитеты, («лакеи сонные», «очи бездонные», «горячий воздух», «траурные перья»), метафор («друг единственный в бокале отражен», «шелками схваченный»), сравнения (глаз пьяниц с «глазами кроликов»), олицетворений («кривится диск»).

Кроме ярких изобразительных картин, в стихотворении присутствуют и примечательные звуковые мотивы. Например, звук -р-, придает чувство тревоги, дрожи, вопля, страха («оклик», «тлетворный», «право», «ресторан», «поручен» и так далее). Далее мы замечаем обилие звуков -а-, -о-, оказывающих впечатление медленного, размеренного повествования. Для передачи резких звуков автор использует звук -и-, а для создания чувства плавности, таинственности — звуки -л, -м, -н.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Незнакомка (1906)

Стихотворение написано в тяжёлый для Александра Блока период в личной жизни, когда у его жены, Л. Д. Менделеевой, начался роман с его другом, поэтом Андреем Белым. Оно родилось из скитаний по петербургским пригородам, и конкретно - из впечатлений от прогулок в дачном посёлке Озерки. Многие реальные черты и приметы в стихотворении отсюда: ресторан, пыль переулков, шлагбаумы.

Жанр произведения - рассказ в стихах. Сюжет - встреча лирического героя с Незнакомкой в заго­родном ресторане. Основная тема - столкновение мечты и реальности.

В основу композиции положен принцип противо­поставления - антитезы. Мечта противопоставлена грубой действительности. Композиционно стихо­творение состоит из двух частей. Одна часть (первые шесть строф) показывает реальность пошлого мира, вторая часть (последние семь строф) изображает романтический идеал. Два этих мира для Блока не­совместимы. Мир его мечты хрупок и тонок, лишён реальных очертаний. Но этот мир - его единствен­ное спасение и возможность оставаться самим собой. Этот мир, одухотворённый образом Незнакомки, Александр Блок дарит своим читателям.

Стихотворение начинается описанием весеннего вечера. Однако свежего дыхания весны совсем не чувствуется - поэт называет весенний воздух тлет­ворным. Первая часть переполнена прозаическими деталями. Это и переулочная пыль, и скука заго­родных дач, и крендель булочной, и испытанные остряки, которые «среди канав гуляют с дамами». Автор пользуется грубой лексикой (лакеи сонные торчат), изображает неприятные звуки (детский плач; женский визг; скрип уключин). Пошлость за­ражает своим тлетворным духом всё вокруг. И даже традиционно поэтический образ луны предстаёт здесь в искажённом виде:

А в небе, ко всему приученный,

Бессмысленно кривится диск.

В этой части автор умышленно нагромождает труднопроизносимые согласные звуки. Например: «По вечерам над ресторанами, / Горячий воздух дик и глух»: пвчрм ндрстрнм грч вздх дк глх. А вместо типичных для блоковской поэзии ассонансов (повторения гласных звуков) на а-о-е, придающих мелодичность стиху, мы слышим глухие аллитера­ции (повторение согласных звуков) и ассонансы на и {горячий воздух дик и глух; женский визг; кривится диск), которые режут слух.

В этом мире вместо солнца «золотится крендель бу­лочной», а любовь подменена прогулками дам с «ис­пытанными остряками» (которые, вероятно, каждый день повторяют одни и те же шутки). «Испытанные остряки» гуляют с дамами не где-нибудь, а «среди канав». Образ ресторана тоже Символичен - это воплощение пошлости. Автор изображает не просто вечерний ресторан, а пространство, где «горячий воз­дух дик и глух», где всеобщим помрачением правит «весенний и тлетворный дух». Здесь скука, пьянство и однообразное веселье приняли характер повторяю­щегося и бессмысленного вращения. О кружении жизни в этом автоматическом колесе говорит фраза: «И каждый вечер». Фраза эта повторяется трижды, как и союз и - этим достигается ощущение замкну­того круга (И правит окриками пьяными весенний и тлетворный дух; И раздаётся детский плач; И раздаётся женский визг). Все глаголы автор упот­ребляет в настоящем времени. Этот мир отвратителен и страшен. Буквально во всём лирический герой ощущает отталкивающую дисгармонию звуков и за­пахов, красок и чувств. Утешение он находит в вине:

И каждый вечер друг единственный В моём стакане отражён И влагой терпкой и таинственной,

Как я, смирён и оглушён.

Мотив опьянения повторяется несколько раз: «пьяницы с глазами кроликов» кричат: «Invinoveritas!» - «Истина в вине!» {лат.). Незнакомка идёт «меж пьяными», о «влаге терпкой и таинствен­ной» говорит сам лирический герой. Но опьянение - это ещё и погружение в мир мечты.

Этому отвратительному миру противопоставлена Незнакомка, которая является «каждый вечер, в час назначенный» во второй части стихотворения. Аллитерации - повторение, грубое нагромождение согласных звуков в описании грязной улицы - сме­няются повторением гласных звуков - ассонансами {Дыша духами и туманами, / Она садится у окна. / И веют древними поверьями / Её упругие шелка). Шипящие передают шелест шёлка. Ассонансы и аллитерации создают ощущение воздушности жен­ского образа.

Незнакомка лишена реалистических черт, она вся окутана тайной. Этот образ отгорожен от грязи и пошлости реальной действительности возвышен­ным восприятием лирического героя. Незнакомка - идеал женственности и красоты, символ того, чего так не хватает лирическому герою, - любви, кра­соты, духовности.

Таинственная Незнакомка «всегда без спутников, одна». Одиночество героев не только выделяет их из общей толпы, но и притягивает друг к другу:

И странной близостью закованный,

Смотрю за тёмную вуаль,

И вижу берег очарованный И очарованную даль.

«Берег очарованный» - символ гармоничного, но недостижимого мира. Кажется, вот он, рядом, но стоит протянуть руку - и он исчезает.

И перья страуса склонённые В моём качаются мозгу,

И очи синие бездонные Цветут на дальнем берегу.

Поэт употребляет вышедшее из широкого упот­ребления слово очи, придающее образу Незнакомки возвышенность. Её синие бездонные очи (синий цвет означает у Блока звёздное, высокое, недостижимое) противопоставлены кроличьим глазам пьяниц.

Незнакомка - трансформированный образ Пре­красной Дамы. Это обычная посетительница загород­ного ресторана или «смутное видение» лирического героя. Образ этот символизирует раздвоенность со­знания лирического героя. Он очень хочет уйти от ненавистной ему действительности, однако она никуда не исчезает - и именно в этот мир приходит Незнакомка. Это вносит в образ лирического героя трагедийные ноты. Духи и туманы, бездонные синие очи Незнакомки и дальний берег - это всего лишь грёзы, минутное опьянение, но истинный смысл жизни открывается лирическому герою именно в эти мгновения.