Промышленная революция начала 20 века. Причины второй промышленной революции

23.09.2019

Перечислим главные инновации, создавшие технологическую революцию.

Вторая промышленная революция произошла во второй половине 19 века. В отличии от Первой промышленной революции, основанной на переходе от ручного труда к машинному, ее главным «двигателем» стало развитие науки и внедрение ее результатов в производство. Только в США с 1860 по 1890 году было зарегистрировано около 500 тысяч изобретений (оформленных патентами). Причем, что очень важно, инновации, появившиеся в ходе технологической революции 19 века, были не случайными открытиями изобретателей-одиночек, а следствием системного применения научных знаний. Все это привело к бурному экономическому росту (за 1880-е годы ВВП США удвоился), который вылился в «ревущие двадцатые». Именно США (как самая рыночная страна) были главными «революционерами», что позволил им стать самой мощной экономической державой мира.

Перечислим главные инновации Второй промышленной революции:

1.Появление массовой электрификации (первая центральная электростанция была создана Томасом Эдисоном в Нью-Йорке в 1882 году) и электромотора (В 1886 г. электромотор был использован для движения трамвая).

2.Зарождение и развитие нефтяной промышленности. Проявилась в массовом применении керосина (торговая марка «керосин» зарегистрирована в 1854 году), а с начала 20-го века — бензина.

3.Изобретение Генри Бессемером дешевого способа создания стали из чугун (патент на технологию «бессемеровского процесса» получен в 1856 году).

4.Электрический телеграф и телефон. В 1866 году США и Европа была соединена первым долговечный трансатлантическим телеграфным кабелем, а в 1876 году был выдан патент на телефон Александру Беллу. В конце 1898 года открылась телефонная линия Москва — Петербург.

5.С появлением бумагоделательной машины, бумагу стали делать из древесины, что резко удешевило процесс передачи информации (газеты, книги и пр.).

6.Изобретение автомобиля. Первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания был создан Карлом Бенцем в 1886 году, а уже в 1916 году компания Генри Форда снизила цены на модель «Т» до 360 долларов, что сделало его народным средством передвижения.

7.Появление «научного менеджмента». Новый подход организации производства, основанный на стандартизации и оптимизации операций, связан, в первую очередь с Фредериком Тейлором, внедрившим конвейерный метод на заводах Форда.

8.Резкий скачок в строительстве железных дорог (научились делать рельсы из стали), что снизило себестоимость перевозки грузов и пассажиров и дало мощный толчок торговле. Общая длина американских железных дорог между 1860 и 1880 гг. выросла в три раза, а к 1920 г. - ещё втрое.

P.S. Для того, чтобы осознать какой рывок сделала наука в конце 19-го и начале 20-го века посмотрите на это фото (V Сольвеевский конгресс по физике в Брюсселе, осень 1927 года). Все эти ученые родились во второй половине 19-го века.

Главной тенденцией развития экономики в конце XIX в. стал переход от капитализма, основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных предприятий, к базирующемуся на монополии или олигополии. В основе этого перехода лежали из­менения в производительных силах, вызванные бурным развити­ем науки и техники в конце XIX - начале XX в., получившие название второй технологической революции. Первой технологичес­кой революцией был промышленный переворот. Вторая техноло­гическая революция развернулась в последней трети XIX в. и про­должалась до Первой мировой войны (1914-1918).

Важнейшее значение имело изменение энергетической базы производства: паровая энергия была заменена электрической, на­чалась электрификация производства, сложилась технология по­лучения, передачи и приема электроэнергии. В 80-е гг. XIX в. была изобретена паровая турбина, а в результате ее соединения в еди­ный агрегат с динамомашиной был создан турбогенератор. Воз­никли новые отрасли промышленности - электрохимия, электро­металлургия, электрический транспорт. Появились двигатели внутреннего сгорания, работавшие от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н. Отто) и нефти (Р. Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц). Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на транспорте, в военной технике, ускорил механизацию сельского хозяйства.

Значительно продвинулась вперед химическая промышленность: началось производство искусственных (анилиновых) красителей, пластмасс, искусственного каучука; были разработаны новые эффек­тивные технологии получения серной кислоты, соды и т.п. В сель­ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения.

В металлургии в результате использования конвертеров Бессе­мера и Томаса в отдельную, весьма значимую подотрасль выде­лилось сталелитейное производство; получили развитие электри­ческая сварка, ковка и плавка металлов. На заводах Г. Форда в 1912-1913 гг. впервые был применен конвейер.

Рост промышленного производства и торговли обусловил раз­витие транспорта. Возросла мощность, сила тяги и быстроход­ность паровозов. Совершенствовались конструкции пароходов. Началась электрификация железнодорожного транспорта, появи­лись новые транспортные средства - танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли. Первые шаги делала авиация.

В 1895 г. русским ученым А.С. Поповым было изобретено ра­дио, началось использование телефонной связи; увеличилась про­тяженность телеграфных линий.

В военной области появилось автоматическое стрелковое ору­жие, возросла мощность взрывчатых веществ, начали изготавли­ваться отравляющие вещества.

Отраслями-лидерами на рубеже веков стали: нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника, новые виды транспорта.

Технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план вышли отрасли тяжелой индуст­рии, значительно опередив по темпам роста легкую промышлен­ность. Структурные сдвиги вызвали резкое возрастание минимальных размеров капитала, необходимого для создания и работы отдельно­го предприятия. Привлечение дополнительных капиталов достига­лось посредством выпуска акций и создания акционерных обществ

В США акционерные общества возникли в первую очередь на железнодорожном транспорте. Из 150 тыс. миль железных дорог шесть компаний контролировали 100 тыс. миль. В 1913 г. на пред­приятиях, принадлежавших акционерным обществам (28% всех предприятий), было занято 80% рабочих.

В Германии образование акционерных обществ охватило прежде всего горную и металлургическую промышленность, строитель­ство и железные дороги.

В Англии рост акционерных обществ приходился на 1885- 1905 гг., когда для привлечения сбережений населения было разрешено вы­пускать мелкие акции номиналом до 1 фунта стерлингов.

Во Франции акционерные компании возникли в 70-е гг. XIX в. сначала в металлургической и военной, а затем и в других отраслях промышленности, однако интенсивность этого процесса здесь была ниже, чем в США и Германии.

Помимо акционерной существовали и другие формы собствен­ности: государственная, кооперативная, муниципальная.

Государственная собственность образовывалась двумя основны­ми способами: за счет средств госбюджета и национализации част­ных предприятий. В конце XIX - начале XX в. первый путь был более распространенным в большинстве стран Старого Света, вто­рой использовался в странах переселенческого капитализма. Ко­оперативная собственность возникла на основе добровольного объе­динения капиталов и средств производства мелких товаропроиз­водителей, служила формой защиты их от эксплуатации посредников и крупных предпринимателей. С середины XIX в. и до 1914 г. возникли основные виды кооперации: потребительская, кредитная, сельскохозяйственная, жилищная. К началу Первой мировой войны Россия занимала первое место в мире по числу участников кооперативного движения (24 млн человек), объеди­ненных в 63 тыс. кооперативов. В Западной Европе 120 тыс. ко­оперативов объединяли 20 млн человек, в США в 600 кооперати­вах трудилось 70 тыс. человек.

Муниципальная собственность и хозяйство возникли в связи с развитием социально-экономической инфраструктуры (транспорт, электроснабжение, газоснабжение, школы, больницы) в городах и сельской местности в последней трети XIX в.

Укрупнение производства, усложнение структуры экономики обусловили переход к новой форме организации производства - монополии. Простейшими формами монополий являлись пул, кон­венция, корнер, ринг; более зрелыми - картель, синдикат, трест, концерн.

Причинами монополизации рынка, помимо возрастания ми­нимальных размеров капитала, требуемого для функционирова­ния отдельного предприятия, являлись стремление предпринима­телей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения кон­курентов и установления барьеров для вступления в отрасль, возникновение естественных монополий (предоставление прави­тельством какой-либо одной фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива, электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального хозяйства, формирова­ние патентного права, различного рода махинации и злоупотреб­ления вплоть до шантажа и прямого разбоя.

Структурные сдвиги в промышленности обусловили не толь­ко концентрацию производства, но и централизацию капитала. Потребности предпринимателей в заемных средствах для расши­рения производства и обновления основного капитала способство­вали централизации банковского дела. Постепенно менялась роль банков в экономике - из пассивного посредника в платежах банки превращались в активных участников рынка. Мелкие банки от­теснялись и поглощались крупными и включались в единый «кон­церн» посредством скупки или обмена акций между банками, си­стемы долговых отношений и т.д. С ростом концентрации банков сокращался круг учреждений, к которому вообще можно обра­щаться за кредитом, следствием этого стало увеличение зависи­мости крупной промышленности от немногих банковских групп. В свою очередь, сами банки часть капиталов вкладывали в про­мышленность, выступая уже в качестве организаторов производ­ства.

Таким образом, банковский капитал срастался с промышлен­ным в финансовый капитал. Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки, финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль, подчиняли их путем скупки акций, делегировали своих представителей в правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергети­ке и электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефон­ной связи (АТТ), автомобилестроении («Дженерал моторе») и др. Морган создал первую в мире компанию с миллиардным оборо­том - «Юнайтед стейтс стил», под контролем которой оказалось 3 / 5 производства американской стали. Нередко и промышленни­ки превращались в банкиров. Например, Дж. Рокфеллер, нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для со­здания Национального городского банка Нью-Йорка, ставшего основой современного «Чейз Манхэттен Бэнк».

Усиление позиций финансового капитала приводило к образо­ванию финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных бан­киров и предпринимателей.

За 1850-1900-е гг. добыча угля в мире увеличилась более чем в 10 раз, добыча нефти - 25 раз, выплавка стали за 1870-1900-е гг. возросла более чем в 50 раз. Рост масштабов производства, нара­щивание объемов производимой продукции неизбежно требова­ли расширения рынка. Возросло значение внешней торговли.

С 1891 по 1910 г. экспорт увеличился на 77% в США, 52% в Анг­лии, 107% в Германии, 54% во Франции, а вся международная торговля в 1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей положило начало формированию мирового хозяйства как единого механизма, связывающего все регионы зем­ли. Важнейшим звеном системы стали биржи крупнейших горо­дов мира, ежедневно регистрирующие изменение мировых цен под влиянием мирового спроса и предложения. Международный об­мен превращался в необходимое условие дальнейшего развития рынка. Активизировалось не только мировое движение товаров (внешняя торговля), но и рабочей силы (эмиграция и миграция) и капитала.

Экспорт капитала осуществлялся в различных формах: государ­ственные и коммунальные займы, прямые инвестиции, кредиты. Первая форма наибольшее развитие получила во Франции, неда­ром эту страну называли «мировым ростовщиком». Помимо про­центов с займа страна-экспортер получала, как правило, допол­нительные выгоды. Например, предоставив Турции заем на 2,2 млрд франков, Франция получила концессию на строительство железных дорог, установила контроль над важнейшими турецки­ми морскими портами, оказывала влияние на работу главного банка страны - Оттоманского. Турция фактически превратилась в полуколонию Франции.

Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Велико­британия. К 1900 г. ее капиталовложения за рубежом составили 20 млрд долл., Франция вывезла 10 млрд долл., Германия - 5 млрд долл., США - лишь 0,5 млрд долл. Соединенные Штаты еще оставались должником Европы.

В начале XX в., когда развитие монополий фактически унич­тожило конкуренцию в рамках государства, она сохранялась на мировом уровне как конкуренция за сферы влияния. Примером может служить конкуренция двух крупнейших электрических компаний мира - американской «Дженерал электрик» и гер­манской АЭГ. Последняя распоряжалась капиталом на сумму 1,5 млрд марок, являясь гигантским комбинированным предпри­ятием с производством различной продукции - от кабелей и изоляторов до автомобилей и летательных аппаратов. В 1907 г. эти компании заключили договор о разделе рынков. «Дженерал элек­трик» получила для своей продукции рынки США и Канады, АЭГ - Европы и части Азии.

На мировом уровне использовались любые методы конкурент­ной борьбы - от снижения цен за счет их повышения на внутрен­нем рынке до промышленного шпионажа. В конкурентную борь­бу активно включались государства, изменявшие таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.

Развитие капитализма в сельском хозяйстве определило два варианта хозяйствования: фермерский путь, который особенно ярко проявился в США и Канаде, и прусский путь капиталистической эволюции помещичьих хозяйств. Однако для Европы характерно сочетание обоих путей развития капитализма в аграрном секторе. Результатом стала растущая товарность сельскохозяйственного производства на основе более высокой производительности труда и эффективной агротехники.

Формирование мирового хозяйства сопровождалось террито­риальной экспансией - созданием колониальных империй и под­чинением независимых государств. В последней четверти XIX в. развернулась борьба индустриальных государств за территории в Азии, Африке, на Тихом океане. Великобритания, Франция, США, Япония, более мелкие государства - Бельгия, Голландия, Португалия, Испания приняли участие в колониальных захватах и создании колониальных империй. Больше других в этом преус­пела Англия, которая за 1884-1900 гг. приобрела 3,7 млн кв. миль с населением в 57 млн человек. Немного отстала Франция, захва­тившая территорию в 3,6 млн кв. миль с населением свыше 36 млн человек. Германии досталось меньше - 1 млн кв. миль с 16 млн человек населения. К началу XX в. в основном был завер­шен территориальный раздел мира горсткой государств. Главным объектом колониальной экспансии в это время являлась Африка. Крупнейшие африканские страны стали английскими колониями: Нигерия, Кения, Танганьика. Англия оккупировала Египет и Су­дан, на юге континента создала колонию Родезия. Франция за­владела Тунисом, западной частью Центральной Африки, Мада­гаскаром. Германии достались земли так называемой германской Восточной и Юго-Западной Африки (Того, Камерун).

В сферу экспансии капитала попали многие формально неза­висимые государства в Азии и Латинской Америке.

Таким образом, в конце XIX в. завершился процесс становле­ния индустриального капиталистического общества в Западной и Центральной Европе и Северной Америке. Это была зона уско­ренного, «передового» развития капитализма, его «первый эше­лон». Восточная Европа, включая Россию, а в Азии - Япония, вставшие на путь реформ, представляли зону «догоняющего раз­вития». Эпоху структурных и институциональных изменений в конце XIX - начале XX в. определяли понятием «империализм». Позже большее распространение получил термин монополистичес­кий капитализм.

Франкфуртский мирный договор 1871 г., завершивший Фран­ко-прусскую войну, не привел к стабилизации международных отношений в Европе. Наоборот, мощный экономический рывок Германии позволил Бисмарку в 70-80-е гг. XIX в. бороться за ге­гемонию Германии в Европе. Этим обусловлены курс на милита­ризацию страны, создание постоянной военной угрозы, особенно Франции, а также попытки создания прогерманских военно-поли­тических блоков. В 1898 г. Германия приступила к строительству большого военного флота, бросив прямой вызов Великобритании и другим странам.

В Европе в последней трети XIX в. обозначились основные контуры противостоящих коалиций. Они окончательно оформи­лись в начале XX в. и привели европейские народы к Первой ми­ровой войне.

На рубеже веков в промышленности паровая энергия была заменена электри-ческой, что положило начало электрифи-кации производства. Появился двигатель внутреннего сгорания, лидирующими от-раслями промышленности стали нефте-добыча, нефтепереработка, электроэнер-гетика, электротехника, были созданы новые виды транспорта: автомобиль (К. Даймлер, К. Бенц), аэроплан (братьев У. и О. Райт). Развитие промышленности вызвало появление новых средств связи (беспроволочный телеграф А. С. Попова и Г, Маркони). В химической промыш-ленности началось производство искусст-венных красителей, пластмасс. В сель-ском хозяйстве стали широко применяться минеральные удобрения. Достижения науки и техники проникли непосредст-венно в домашнюю жизнь: начали ис-пользоваться пылесос (1908), аспирин (1899), оказавшийся самым универсаль-ным лекарством.

В промышленности шли процессы концентрации производства и его ра-ционализации — они способствовали увеличению прибыли, сократившейся в результате роста конкуренции и паде-ния цен. Немецкий предприниматель Карл Дуйсбург, основатель химического концерна «Фарбен», указывал, что «целью всякого слияния производственных и фи-нансовых объектов должно всегда быть возможно большее снижение стоимости продукции, административных и коммер-ческих расходов для получения наивысшей возможной прибыли путём исключения разрушительной конкуренции». Наряду с этим происходила концентрация банковского капитала и участие его в инвестициях в промышленное производство.

Концентрация производства сочеталась с процессом монополи-зации, то есть с захватом рынка одним производителем. В Герма-нии угольный синдикат «Рейн-Вестфалия» контролировал в 1893 г. до 90 % добычи угля в регионе. Американская «Стандарт Ойл» конт-ролировала в 1880-е гг. 95% производства горючего в США. Тенден-ция к монополизации и сверхмонополизации особенно сильно проявлялась в тяжёлой промышленности и в отраслях, зависящих от правительственных заказов. Однако контроль над рынком и ли-квидация конкуренции не были ни всеобщими, ни необратимыми, они были лишь составляющими тех процессов, которые происхо-дили в экономике конца XIX — начала XX в.

Синдикаты, тресты, корпорации устанавливали монополию в целых отраслях, в то время как мелкие и средние предприятия не выдерживали борьбу с такими конкурентами. На практике ока-залось, что неограниченная конкуренция и свободные рыночные отношения служат интересам финансистов и промышленных магнатов, составлявших незначительный процент населения.

Антимонопольная борьба

Госу-дарство, побуждаемое общественным мнением, стало бороться против монополий, усиливая своё влияния на экономическую сфе-ру. В 1880 г. в США был принят антитрестовский «закон Шерма-на», считающийся одним из первых антимонопольных законов. На его основании признавалось незаконным любое объединение, направленное на ограничение производства и торговли. Это были первые шаги на пути превращения капитализма в систему свобод-ного предпринимательства, при которой рыночная конкуренция дополняется механизмами государственного регулирования эко-номики.

В последней трети XIX — начале XX в. преобразились структуры управления крупными предприятиями — возникли офисы и бухгал-терии вместо прежних цеховых конторок. Теперь процесс управ-ления стал осуществлять не сам хозяин предприятия, а аппарат служащих, состоящий из инженеров, бухгалтеров, административ-ного персонала. Вместо личности на сцену вышла корпорация, или концерн. Типичным представителем деловых кругов стал не один из членов семьи владельца фирмы, а получающий заработ-ную плату работник аппарата, которого контролировал не сам хо-зяин, а представитель банка или совета акционеров.

В начале XX в. европейские страны начали специализироваться на производстве отдельных видов продукции. Так, Швейцария опередила другие государства в фармацевтической промышлен-ности и стала лучшим производителем часов, Голландия специали-зировалась на электропромышленности («Филипс»), Италия — на судостроении и автомобилестроении.

Новые отрасли потребо-вали больших капиталовложений и обширных научных изысканий. Поэтому если британские банки в основном традиционно поддерживали торговлю и ведали оборотом валюты, то немецкие вкладывали значительные средства в развитие промышленности, и сами банкиры входили в правления многих акционерных обществ . Банки и акционерные общества объединялись в крупные картели, таким образом они избегали излишней конкуренции.

В Германии тенденция к образованию крупных монополий стала преобладающей, хотя это и противо-речило правилам рыночной экономики. Особенно широкое распространение монополии получили в угольной, сталелитейной промышленности (концерн Круппа), в электротехнической промышленности («Сименс»). При этом круп-ные экономические объединения рассматривались не как угроза рынку, а как способ противостоять напору иностранных конкурентов. Немецкий капитализм создавался на основе тесного взаимодействия промышленников и государства, которое давало крупные заказы, преимущественно военные.

Основные тенденции в развитии капиталистических стран в конце Х1Х – начале ХХ вв.

    Вторая технологическая революция, её воздействие на эффективность национальных экономик.

    Основные институциональные изменения.

3. Соотношение сил в мировой экономике.

Вопрос 1.

В последней трети Х1Х в. и в предвоенные годы ХХ в. в мире произошла вторая технологическая революция.

Она радикально изменила отраслевую структуру производства и его энергетическую базу.

Технический переворот произошёл в базовых отраслях тяжелой промышленности – металлургии и машиностроении. Были механизированы трудоёмкие процессы загрузки доменных печей и разливка чугуна. Передел чугуна в сталь потребовал новой эффективной технологии и был осуществлен в 1870 – 1880 гг. С.Томасом (Англия) и П.Мартеном (Франция). Это позволило увеличить выплавку стали в мире за 30 лет (1870 – 1900) в 212 раз и довести до 65,4 млн т. В это время разработана электроплавка стали, получен алюминий из электролита, изобретен дюралюминий.

Это определило значительный рост машиностроения. Первенствующие позиции в нем заняли станкостроение и приборостроение, определяющие уровень механизации производства. Укрупнение предприятий, разделение технологического процесса на большое количество простых операций привело к выпуску стандартизированных изделий. Стандартизированное, массовое, поточное производство с применением конвейера впервые получило законченный вид в автомобилестроительной промышленности США (заводы Г.Форда 1912 – 1913 гг.).

К принципиальным изменениям в энергетической базе производства привело изобретение паровых турбин: реактивной (1884 – 1885) Ч. Парсонсом (Англия) и активной (1889) К.Лавалем (Швеция). В итоге пар был заменён электричеством, началась электрификация производства, сложилась современная технология получения, передачи и приёма электроэнергии. В скором времени паровая турбина была объединена в единый агрегат с динамомашиной и был создан турбогенератор. Возникают новые отрасли техники и промышленности – электрохимия и электрометаллургия.

Новое направление технического прогресса – электрификация производства – существенно повысило уровень производительности труда в промышленности. Электричество стало использоваться для освещения улиц, общественных зданий, частных квартир, для приведения в движение городского (трамвай) и пригородного транспорта.

В этот период были изобретены двигатели внутреннего сгорания, которые работали от энергии, получаемой при сгорании газов бензина (Н.Отто) и нефти (Р.Дизель). В 1885 г. был построен первый автомобиль (Г.Даймлер, К.Бенц). Автомобилестроение не только расширило возможности сухопутного сообщения, но и дало толчок развитию нефтяной, алюминиевой и других отраслей промышленности, обогатило структуру тяжелой индустрии.

Традиционные виды транспорта также получили развитие: возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов. С 1860 по 1900 г. мировая железнодорожная сеть увеличилась в 4 раза, особенно интенсивно она росла в США, Германии, России. Железные дороги становятся главными путями сообщений и оказали воздействие на размещение производительных сил, внутреннюю и внешнюю торговлю. На морском транспорте парусные суда заменялись паровыми, усовершенствовались конструкции пароходов.

Многократно увеличилась экономическая значимость нефти: её добыча стала возрастать быстрыми темпами: с 1870 по 1890 гг. она увеличилась более чем в 20 раз и достигла уровня в 20 млн т.

Получила развитие и химическая технология: на основе разработок Л.Бакеланда (Бельгия) были созданы искусственные материалы, промышленность перешла к производству пластмасс, искусственных красителей, минеральных удобрений, в 1915 г. Германия начала производить метилкаучук.

Успехи химического производства и механизация сельского хозяйства позволили повысить в аграрной сфере производительность труда. С конца Х1Х в. стали широко применяться минеральные удобрения, силосование кормов. Получили всё большее распространение земледельческие машины (сеялки, жнейки, сеноуборочные машины), механические двигатели с электроприводом, был сконструирован и вышел на поля трактор (в 1890, США), появились новые приёмы агрикультуры (опытные поля).

Появились новые средства связи – телефон, телеграф. Протяжённость телеграфных линий во всех странах мира за последние 20 лет Х1Х в. увеличилась почти втрое, в 1895 г. А.Попов изобрёл радио. Они обеспечили возможность получения быстрой и точной информации о состоянии рынков, соотношении спроса и предложения товаров, о ценах на все виды товарной продукции. Как и транспортные средства, средства связи способствовали образованию мирового рынка, усилили конкуренцию и борьбу на рынке.

В итоге всех этих перемен определился главный показатель развития любой национальной экономики. От производительности труда стало зависеть качество жизни всей нации, и она становилась в долгосрочной перспективе наиболее объективным показателем экономической эффективности народнохозяйственного комплекса.

В этот период прогресс техники приобрёл значение научно-технического прогресса.

Значение ведущих отраслей первой промышленной революции не уменьшилось. Но вместе с тем резко выросло значение новых отраслей-лидеров.

Таким образом, вторая технологическая революция изменила отраслевую структуру промышленности: ведущее место заняли отрасли тяжелой промышленности, значительно опередив по темпам роста легкую промышленность.

Тема 2: Мировая индустриальная экономика 2 – ой пол. 19 – 1 пол. 20 вв.

Вторая технологическая революция и формирование монополистического капитализма.

Вторая технологическая революция
Главной тенденцией развития мировой индустриальной экономики во
второй половине XIX – начале ХХ вв. стал переход от капитализма,
основанного на свободной конкуренции отдельных самостоятельных
предприятий, к монополистическому капитализму.
В основе этого перехода лежали изменения в производительных силах,
вызванные бурным развитием науки и техники в конце XIX – начале XX вв.,
получившие название второй технологической революции . Первой
технологической революцией была промышленная революция. Вторая
технологическая революция развернулась в последней трети XIX в. и
продолжалась до Первой мировой войны (1914–1918 гг.). В отличие от
промышленной революции вторая технологическая революция основывалась
на научных достижениях, а не просто на удачных технических изобретениях.
Следует выделить основные достижения второй технологической
революции :
1) Качественные изменения в металлургии :В результате
использования открытий английских изобретателей Генри Бессемера (1856) и
Синди Томаса (1878) возникает производство стали путем продувки жидкого
чугуна кислородом в специальных агрегатах – конвертерах. В 1864 г.
французский металлург Пьер Мартен разработал процесс получения стали в
мартеновской печи. Конвертерная и мартеновская технологии стали основой
для массового сталелитейного производства , ставшего одной из
важнейших отраслей промышленности.
2) Электрификация производства : На базе открытия явления
электромагнитной индукции возникает технология получения, передачи и
приема электроэнергии. На этой основе венгерский физик Аньош Йедлик
сконструировал первый электрический генератор (динамо-машину),
немецкий физик Мориц Герман фон Якоби в 1834 г. – первый электрический
двигатель . К концу XIXв. происходит широкое внедрение в промышленное
производство электрической энергии. Возникли новые отрасли
промышленности электрохимия, электрометаллургия, электрический
транспорт. С 1880-х гг. начинается строительство крупных электростанций.
В 1895 г. в качестве привода электрического генератора на электростанции в
Кембридже была впервые использована паровая турбина, изобретенная в
1884 г. английским инженером Чарлзом Парсонсом. В 1886 г. электрический
двигатель был использован для созданиятрамвая. В 1890-е гг. электричество
стали использовать для уличного освещения и на фабриках. Для освещения
жилых зданий в крупных городах электричество начали применять в 1920-
х гг.
3) Изобретение и внедрение двигателей внутреннего сгорания : Двумя
вариантами данных двигателей стали двигатель, работающий от энергии,
получаемой при сгорании паров бензина (изобретен немецким инженером
Николаусом Отто в 1877 г.), и двигатель, работающий от энергии,
получаемой от сгорания топлива, полученного а результате нефтеперегонки,
либо сырой нефти (изобретен немецким инженером Рудольфом Дизелем в
1897 г.).Двигатель внутреннего сгорания стал широко использоваться на
транспорте, в военной технике, на небольших промышленных предприятиях,
ускорил механизацию сельского хозяйства. В 1885 г. был построен первый
автомобиль (Г. Даймлер, К. Бенц).
4) Качественные преобразования в химической промышленности :
Началось производство искусственных красителей, пластмасс,
искусственного каучука; были разработаны новые технологии получения
серной кислоты, соды и т.п. В сельском хозяйстве стали широко применяться
минеральные удобрения.
5) Развитие транспорта: Началась электрификация железнодорожного
транспорта; возросла мощность, сила тяги и быстроходность паровозов;
совершенствовались конструкции железных дорог. В конструкциях
пароходов стали активно использоваться паровые турбины; появились новые
транспортные средства – танкеры (нефтеналивные суда) и дирижабли,
возникла авиация (первый полет управляемого самолета с двигателем,
сконструированного американскими изобретателями братьями Райт
состоялся в 1903 г.).
6) Изобретение радио и телефона : В 1895 г. русским ученым
Александром Поповым было изобретено радио. В 1876 г. американский
изобретатель Александр Белл сконструировал первый телефон – началось
использование телефонной связи; увеличилась протяженность телеграфных
линий.
7) Стандартизация производства : Возникает конвейерное
производство, которое впервые было внедрено в США в 1913 г. на
автомобильных заводах Форда и привело к значительному повышению
производительности труда. Быстрый рост масштабов промышленных
предприятий, на которые привлекали все больше рабочих, привел к
разработке системы научной организации труда или «тейлоризма », в честь
ее основоположника, американского инженера Фредерика Тейлора, который
применил концепцию стандартизации не только к механизмам, но и к
операциям, производимым людьми.
Вторая технологическая революция привела к ускорению темпов
промышленного роста. За 1850–1900 гг. добыча угля в мире увеличилась
более чем в 10 раз, добыча нефти – в 25 раз, выплавка стали за 1870–1900 гг.
возросла более чем в 50 раз. Вместе с тем вторая технологическая революция
изменила отраслевую структуру промышленности. На первый план
вышли отрасли тяжелой индустрии (металлургия, машиностроение),
нефтедобыча и нефтепереработка, электроэнергетика и электротехника,
значительно опередив по темпам роста легкую промышленность. Быстро
развиваются химическая и автомобильная промышленность.
Формирование монополистистического капитализма
Технический прогресс стал предпосылкой для перехода
капиталистической экономики в новую фазу развития –
монополистистический капитализм .
Для данного типа экономической системы характерны следующие
признаки:
1) концентрация капитала и формирование монополий;
2) сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии;
3) преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров;
4) завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами .
Концентрация капитала и формирование монополий. Создание
новых предприятий, оборудованных с учетом новейших достижений
техники, требовало крупных капиталовложений, для которых были
недостаточны средства отдельных предпринимателей. Вследствие этого
происходило объединение ряда самостоятельных предприятий некоторой
отрасли промышленности и создание акционерных обществ – финансово-
промышленных групп, объединявших капиталы нескольких собственников и
привлекавших дополнительные капиталы населения путем выпуска акций.
Итогом данных процессов стало возникновение новой формы
организации производства – монополии. Капиталистическая монополия
это объединение владельцев капитала, возникающее на основе высокого
уровня концентрации производства и капитала, для сосредоточения
производства и сбыта значительной части продукции данной отрасли,
установления монопольных цен и обеспечения стабильных сверхприбылей.
Причинами монополизации рынка являлись стремление
предпринимателей к извлечению максимума прибыли за счет вытеснения
конкурентов и установления барьеров для вступления в отрасль, появление
естественных монополий (предоставление правительством какой-либо одной
фирме исключительной привилегии на поставку газового топлива,
электричества, телефонных услуг и т.д.) в связи с развитием коммунального
хозяйства, развитие патентного права, различного рода махинации и
злоупотребления вплоть до шантажа и прямого разбоя.
Монополии ограничивали конкуренцию, но в то же время не устраняли
ее полностью. Конкурентная борьба велась как между самими участниками
монополистических объединений за долю в прибылях, так и против других
монополий и любых иных конкурентов. Монополисты различными методами
содействовали разорению мелких предпринимателей (например, путем
установления монопольно высоких или монопольно низких цен), особенно в
периоды циклических кризисов перепроизводства, крупнейшим из которых
был кризис 1900-1903 гг.
К началу ХХ в. монополии стали играть ведущую роль в
капиталистической экономике. Классическими странами
монополистического капитализма стали США и Германия. В этих странах
монополии обеспечивали большую часть выпускаемой промышленной
продукции и практически полностью контролировали ведущие отрасли
производства (каменноугольная, металлургическая, нефтяная
промышленность, транспорт). В несколько иных формах и более медленно
монополии создавались в других промышленных державах.
Сращивание промышленного и банковского капитала и
формирование финансовой олигархии. Структурные сдвиги в
промышленности обусловили концентрацию банковского капитала.
Потребности предпринимателей в заемных средствах для расширения
производства и обновления основного капитала способствовали изменению
роли банков в экономике – из пассивного посредника в платежах банк
превращался в активного участника рынка. Крупные банки поглощали или
подчиняли себе мелкие банки посредством скупки или обмена акций,
системы долговых отношений и т.д. и становились таким образом
банковскими монополиями . С ростом концентрации банков сокращался круг
учреждений, к которым можно обращаться за кредитом, результатом чего
стало увеличение зависимости крупной промышленности от банковских
монополий. Но при этом сами банки часть капиталов вкладывали в
промышленность, выступая уже в качестве организаторов производства.
Образование банковских монополий ускорило монополизацию
производства. Угрожая лишением кредита и другими мерами
экономического давления, банковский капитал заставлял контролируемые им
промышленные, торговые и транспортные предприятия быстрее идти по пути
объединения в монополии. Банку было достаточно захватить в свои руки
контрольный пакет акций какого-нибудь акционерного общества, чтобы
подчинить его себе. Такое общество само нередко могло контролировать ряд
дочерних обществ, которые также оказывались вовлеченными в сферу
влияния банка. Таким образом, несколько крупнейших финансистов,
господствовавших в банке или группе банков, получали возможность
распоряжаться гигантскими капиталами, крупнейшими предприятиями и
даже целыми отраслями промышленности.
Широкое распространение получила система включения директоров и
других представителей банков в наблюдательные советы промышленных,
торговых и транспортных предприятий, страховых компаний и, с другой
стороны, вступления промышленных монополистов в правления и советы
банков. Таким образом, банковский капитал срастался с промышленным в
финансовый капитал .
Особенно интенсивно этот процесс проходил в США, где банки,
финансируя различные компании, устанавливали над ними контроль,
подчиняли их путем скупки акций, направляли своих представителей в
правления трестов, а иногда образовывали новые тресты. Например, под
контроль банка Дж. Моргана попали крупнейшие корпорации в энергетике и
электротехнике («Дженерал электрик»), телеграфно-телефонной связи (АТТ),
автомобилестроении («Дженерал моторз») и др. Морган создал первую в
мире компанию с миллиардным оборотом – «Юнайтед стейтсстил», под
контролем которой оказалось 3/5 производства американской стали. Нередко
и промышленники превращались в банкиров. Например, П. Рокфеллер,
нажив огромные прибыли в нефтяном бизнесе, использовал их для создания
«Национального городского банка Нью-Йорка», ставшего основой
современного «Чейз Манхэттен бэнк».
Усиление позиций финансового капитала приводило к образованию
финансовой олигархии из числа наиболее влиятельных банкиров и
предпринимателей.
Одним из путей получения гигантских прибылей финансовой олигархии
была спекуляция ценными бумагами, которые выпускались акционерными
обществами. Принимая участие в создании акционерных обществ и банков
или реорганизуя их, крупные финансисты обычно завладевали значительной
частью акций и удерживали их, ожидая благоприятного момента, чтобы
пустить акции в продажу и получить огромную прибыль, иногда вдвое
превышавшую первоначально вложенный капитал.
Преобладание вывоза капиталов над вывозом товаров. Рост
масштабов производства, наращивание объемов производимой продукции
неизбежно требовали расширения рынка. Выросло значение внешней
торговли. Так, с 1891 по 1910 г. международная торговля увеличилась в
1,5 раза. Укрепление и расширение международных экономических связей
положило начало формированию мирового рынка как единого механизма,
связывающего все регионы земли. Важнейшим звеном системы стали биржи
крупнейших городов мира, ежедневно регистрирующие изменения мировых
цен под влиянием мирового спроса и предложения.
В то же время формирование мирового рынка сопровождалось крайним
усилением неравномерности экономического развития отдельных стран. С
одной стороны, выдвинулась небольшая группа наиболее богатых государств
(государства Западной Европы, Северной Америки, а также
присоединившаяся к ним в конце XIX в. в результате ускоренного
экономического развития Япония). Эти государства составили основу
центра мировой экономической системы . С другой стороны, существовали
многочисленные экономически отсталые страны, которые составили
периферию мировой экономической системы .
В данных условиях из стран центра усиливается экономическая
экспансия в периферийные страны путем экспорта капитала . Экспорт
капитала осуществлялся в двух основных формах:
- денежные кредиты;
- инвестиции в промышленные предприятия, строительство железных
дорог и т.д.
Первая форма наибольшее развитие получила во Франции. Помимо
процентов с займа страна-экспортер получала, как правило, дополнительные
выгоды. Например, предоставив Турции крупный кредит, Франция получила
концессию на строительство железных дорог, установила контроль над
важнейшими турецкими морскими портами, оказывала влияние на работу
главного банка страны. Тем самым Турция фактически попала в
экономическую зависимость от Франции.
Ведущей страной по вывозу прямых инвестиций была Великобритания.
Ее капиталовложения за рубежом к началу ХХ в. составили более половины
всех мировых иностранных инвестиций. Следует отметить, что Англия и
Франция, уже ранее захватившие значительные колониальные владения,
были в более выгодном положении в сравнении с молодыми
капиталистическими державами, как например, США или Германия, что
обостряло противоречия между ними.
Завершение колониального раздела мира и борьба за передел мира
между крупнейшими мировыми державами. В начале XX в., когда
развитие монополий существенно ослабило конкуренцию в рамках
отдельных государств, усилилась конкуренция за сферы влияния на
мировом уровне между крупными монополиями. В качестве примеров можно
рассматривать конкуренцию двух крупнейших электротехнических
компаний мира: американской «Дженерал электрик» и германской АЭГ, а
также конкуренцию между нефтяными монополиями: англо-голландским
«Ройял Датч Шелл» и американским «Стандард Ойл». На мировом уровне
использовались любые методы конкурентной борьбы – от снижения цен за
счет их повышения на внутреннем рынке до промышленного шпионажа. В
конкурентную борьбу активно включалось государство, менявшее
таможенные пошлины и железнодорожные тарифы в интересах монополий.
Таким образом, международная конкуренция между крупными
национальными монополиями содействовала росту противоречий между
крупнейшими мировыми державами.
Формирование мирового рынка сопровождалось территориальной
экспансией – созданием крупных колониальных империй. К началу ХХ в. большая часть территорий Азии и Африки превратилась в колонии.
Крупнейшими колониальными державами были Англия, Россия и Франция.
Колонии имели и более мелкие государства: Бельгия, Голландия,
Португалия, Испания, Италия. В конце XIXв. колониальные владения
приобрели новые промышленные державы: Германия, США и Япония В сферу экспансии капитала попали многие формально независимые
государства в Азии (Китай, Иран, Турция и др.), Африке и Латинской
Америке, которые превращались в своего рода полуколонии крупных
держав. К началу ХХ в. практически весь мир был разделен на сферы
влияния между несколькими крупными индустриальными государствами.
Данная система определялась понятием «империализм ». С наступлением эпохи империализма борьба развитых держав за
территориальный раздел мира сменилась еще более острой борьбой за его
передел в соответствии с изменившимся соотношением сил. Старые
колониальные державы – Великобритания, Франция, Россия – стремились
удержать и еще больше расширить свои империи. Германия, США, Япония,
недавно включившиеся в колониальную политику, требовали расширения
доли колониальных владений, рынков капитала и сбыта товаров.
Империалистическое соперничество крупных держав иногда приводило к
войнам за передел колоний и территориальных сфер влияния. Примерами
могут служить испано-американская война 1898 г., англо-бурская война 1899-1902 гг., русско-японская война 1904-1905 гг. Итогом межимпериалистических противоречий данной эпохи стала
Первая мировая война 1914-1918 гг., в которой противостояли друг другу два
крупных блока мировых держав: Антанта во главе с Англией, Францией и
Россией и Четвертной союз во главе с Германией и Австро-Венгрией. Экономическое развитие в эпоху монополистического капитализма
ускорило процессы урбанизации . За 1870-1914 гг. более 20 млн. человек
переселились в города. По темпам урбанизации в этот период впереди была
Англия, где еще в начале1870-х гг. численность городского населения
превышала число сельского. Появились города с более чем миллионным
населением. Развитие промышленности и урбанизация содействовала дальнейшему
формированию капиталистических отношений. В то же время в структуре
рабочего класса увеличивается доля квалифицированных рабочих;
происходит некоторое увеличение оплаты труда и повышение уровня жизни
рабочих. В развитых странах в этот период вводится всеобщее избирательное
право, легализуются профсоюзы и забастовки, вводится государственное
регулирование в сфере труда: ограничивается рабочий день, запрещается
детский труд, проводятся меры по соблюдению охраны труда и т.д. Вместе с
тем значительная часть пролетариата, особенно в малоразвитых странах по- прежнему находится в тяжелом положении.