Психологический тренинг в принятии решений. Упражнение «Принятие себя на всех уровнях

25.09.2019

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к . Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак:

Упражнение 1. «10 желаний»

Цель – научиться лучше «слышать себя», осознавать свои желания и получить опыт действия в соответствии со своими желаниями.

Выполняется ежедневно, длительность выполнения – по вашему выбору (терапевтично – от 21 дня, но почувствовать «вкус» к собственных желаний можно и за неделю).

Итак, каждое утро вы выбираете время и в специально заведенном блокноте записываете 10 или больше желаний – того, что вы хотите сделать в данный момент или в течение дня. Желания могут быть как «большими» (например, съездить в гости к такому-то), так и «маленькие», на минутку (сижу пишу желания – захотелось потянуться или пойти выпить стакан сока). Если ничего в голову не приходит – посидите подождите, пока изнутри придет еще одно желание. Не надо придумывать специально, лишь бы выполнить упражнение, например: «ага, можно захотеть еще позвонить маме, все равно ей обещала», – если действительно хотите с мамой пообщаться – пишите.

И затем в течение дня выполняете эти желания (или не выполняете, откладываете некоторые – это тоже интересный опыт), наблюдая, как вы себя чувствуете, когда делаете то, чего действительно хотите, а когда выполняете что-то другое.

Упражнение 2. «Стоп»

В течение дня, как только вспомните – тут же обращайтесь к себе с вопросом: «Чего я сейчас хочу?»

Вы можете обнаружить, что делаете то, что вам вовсе не нужно – и более того, что делать это вовсе не обязательно! Или вы отметите какие-то мелочи, изменение которых сделает вашу жизнь значительно комфортнее. Например, мне как-то пришлось «перелопатить» большое количество печатного текста – и меня очень раздражала необходимость это делать. В какой-то момент я отметила, что большая часть раздражения связана с тем, что мне недостаточно имеющегося освещения и приходится напрягаться, читая. Настольная лампа решила проблему!

Для облегчения задачи можете поставить себе будильник, который будет звонить раз или два в час, и в момент звонка обращаться внутрь себя.

3. Свое и чужое. Отождествление с окружающими.

Когда мы говорим «быть собой», то подразумевается, что в определенные моменты мы собой не являемся. Но если не собой – то «кем» же? Чьи цели, желания, привычки мы взяли себе на вооружение – и вкладываем в их реализацию?

Все начинается с родителей. С любви ребенка к родителям и огромного желания быть на них похожим – хорошим, ведь они же точно хорошие! Тогда мы начинаем неосознанно копировать мимику родителей, речь, способы поведения в различных ситуациях, эмоциональные реакции – и так далее, вплоть до известных «семейных сценариев», до подсознательного принятия на себя обязательства воплотить нереализованные мечты родителей – прожить за них ту жизнь, которую они хотели, но не смогли создать.

Это подражание – естественный, природно целесообразный процесс: так ребенок учится действовать в пока что не знакомом ему мире – сначала в мире предметов, потом – в социальном окружении. С другой стороны, став взрослыми, мы вправе провести ревизию взятого из детства багажа и определить, что для нас по-прежнему полезно, а от чего стоит отказаться. Об этом – Упражнение 3 в этом выпуске.

Многие вещи – решение первых серьезных конфликтов, выбор профессии, выбор жены или мужа, принятие решения сменить работу - происходят при участии (хотим мы того или нет) наших близких – родителей, супругов, друзей, коллег. Мы обсуждаем это или получаем непрошенные советы – но в любом случае подвергаемся влиянию других людей, с их представлениями о мире, их верованиями и страхами, их целями в отношении нас...

Для тех, кто чувствует, что поддается такому влиянию очень сильно, предложено Упражнение 4, а Упражнение 5 позволит взглянуть на сделанные выборы прошлого и увидеть, какие из них были сделаны , а какие могут быть пересмотрены для более полной реализации себя.

Упражнение 3. «Что я возьму с собой из детства?»

Для этого упражнения выделите себе достаточно времени. Можете коротко записывать свои результаты – это поможет затем проанализировать все, не упустив важного.

Итак, подумайте о своих родителях. Вспомните те моменты из детства, когда их поведение восхитило вас, когда вы решили, что папа или мама поступили очень правильно, или смело, или сделали что-то выдающееся. Вспомните, насколько сможете, свои чувства в тот момент – какие качества родителей, или действия, или способ поведения в сложно ситуации вызывали ваше восхищение? Было ли внутри желание – хочу так же?

Запишите результат. Эти качества вполне могли стать вашими идеалами. Посмотрите на них – что вы по-прежнему считаете важным, к чему стремитесь? Может быть вы, как ваш отец, любите радовать детей неожиданными подарками – и получаете от этого массу удовольствия? А может быть, в 8 лет вас поразило то, как отца чествовали после защиты докторской – и вы который год бьетесь над диссертацией, не испытывая к науке ни малейшей тяги? Действительно ли это ваша цель?

Возможно, вы вспомните ситуации, в которых, наоборот, вам что-то сильно не понравилось в поведении родителей – вам было страшно, или стыдно за них, или вы видели осуждение по отношению к ним со стороны других людей. Проанализируйте эти воспоминания с такой точки зрения: где вы приняли решение «что угодно, только не это»? «Если кто-нибудь узнает о моей ошибке, я буду опозорен, меня засмеют! Никогда не делать ошибок!» «Нельзя быть агрессивным, это ужасно!» Какие из этих убеждений вы хотели бы оставить себе?

То же самое можете проделать для других важных для вас в детстве людей, которые, по вашему мнению, оказали влияние на ваше как личности.

Упражнение 4. «Свое решение»

Итак, если вы замечаете, что часто меняете решения под влиянием других людей, если вам кажется, что вы не способны принять решение самостоятельно, если ваши решения не всегда являются действительно вашими – предлагаю следующий алгоритм.

Каково ваше отношение к этому событию / человеку / предложению? Что оно для вас значит? Какие перспективы дает? Какие трудности могут возникнуть?

В этот момент, исходя из имеющейся у вас информации, какое решение вы бы приняли? Какой информации вам не хватает для окончательного решения?

Затем спросите себя: чего вы хотите от человека, с которым намерены обсудить ваш вопрос, какова ваша цель?

Или может быть, вы не желаете брать на себя ответственность за решение и хотите, чтобы этот человек сказал вам, какое решение верное, или чтобы он принял решение за вас?..

Упражнение 5. «Выбор пути»

В течение своей жизни мы делаем много выборов, которые в результате формируют наш жизненный путь. Что делать, если вы вдруг обнаружили, что путь, по которому вы идете, не радует вас? Или что вы вообще не знаете, куда дальше идти, что выбрать? Или вдруг поняли, что нет каких-то больших, по-настоящему привлекательных целей?

Спросите себя: может быть, когда-то вы знали, как вы хотите жить и куда хотите идти, - но отказались от своего решения по тем или иным причинам? Испугались, сдались после первой неудачи, поддались чьим-то уговорам и убеждению? Скорее всего, ответ будет положительным – ну, может быть не четкое понимание, каким должен быть ваш путь, но, по крайней мере, ощущение, что он точно есть и что вы смутно его помните...

Предлагаем проделать такое упражнение.

Вспомните моменты, когда вы принимали важные решения, определяющие вашу дальнейшую жизнь. Например, выбирали будущую профессию, дело, которым будете заниматься, решали переехать в другой город, страну, родить ребенка или развестись... Все, что сочтете нужным. Можете записать эти события, чтобы в ходе упражнения обратиться к каждому из них.

Затем вы берете каждое такое решение по очереди и вспоминаете – как вы принимали его? С кем советовались, обсуждали? Какие были варианты?

Вспомните (может быть, это потребует чуть больше усилий) – а чего тогда хотели вы? Перенеситесь мысленно в то время, представьте себя и все, что окружало вас, максимально ярко – в образах, звуках, ощущениях. Что вы чувствовали, когда думали о предстоящем выборе? О чем мечтали, чего хотели на самом деле? Чего боялись? Кого не хотели огорчать и кому хотели понравиться?

Что вы выбрали? Чьи мечты, желания, цели?

Свои? Великолепно!

Чужие? Порадуйтесь тому, что вы открыли это! Возьмите свои мечты – те, что остались актуальными для вас с того времени, или те, которые придут к вам после этого упражнения, - и начните воплощать их!

4. Свое и чужое. Культура.

Есть еще один уровень влияния – на уровне культуры, на уровне общества.

Все мы рождаемся в определенной социальной среде, в которой существуют общепринятые правила – как жить, к чему стремиться, чем заполнять свою жизнь. Из этого предложенного набора мы выбираем то, что нам кажется лучшим – и иногда это действительно то, что нам нужно. Но как отличить те цели, которые действительно близки нам, и те, которые мы присваиваем неосознанно?

Есть хороший критерий: если ваша жизнь и то, что вы делаете, доставляет вам радость – значит, вы все делаете правильно для себя. Если же ваша жизнь вас не удовлетворяет и вызывает лишь усталость – стоит разобраться: возможно, вы тратите силы на достижение тех целей, которые вам не нужны.

Упражнения 6 и 7 также помогут вам отделить свои истинные желания от навязанных.

5. Автоматизмы

Вспомните свой обычный вечер. Вы приходите домой. Вы включаете телевизор / компьютер / радио, вы берете примитивную (по вашему собственному мнению!) книжку и просиживаете с ней весь вечер, вы съедаете за ужином полкило конфет (а утром меряете талию и вздыхаете)... и многое-многое другое. Зачем вы это делаете? Вы действительно этого хотите?

Ответ прост – это привычки, действия, доведенные до автоматизма. Огромный процент времени человек живет автоматически – ест, пьет, общается с людьми, ходит на работу, занимается важными (часто важными в кавычках) делами...

Как перестать тратить время впустую, делать бесполезные или вредные для себя вещи и, наконец, заняться тем, что для вас действительно важно?

Для начала – поставить перед собой такую цель. Быть осознанным, отмечать в каждый момент, чем вы заняты – на это тоже нужна привычка:) Тренируйте ее – и вы высвободите массу времени для себя и своего удовольствия!

Эффективное упражнение, позволяющее разорвать привычный круг автоматических действий и приблизиться к своим истинным желаниям, приведено ниже (Упражнение 7).

Упражнение 6. «Если бы мне осталось жить 1 год...»

Спросите себя: «Если бы мне осталось жить 1 год (совершенно точно, и никакой надежды на то, что вы проживете дольше!) – что бы я сделал? чем бы я занимался? чему бы я посвятил оставшееся мне время жизни?»

Дайте себе время – 10-15 минут, чтобы поразмышлять над этим. Затем запишите результат.

Что для вас действительно важно?..

Упражнение 7. «Праздник осознанности»

Выберите вечер (или целый день, если у вас есть желание и возможность), который вы проведете дома только с собой. Предупредите друзей, что сегодня вы не отвечаете на звонки, не назначаете встречи. Предупредите семью, что сегодня вы будете необычно молчаливы и погружены в себя.

Итак, в этот вечер вы:

Не смотрите телевизор

Не слушаете радио

Не читаете газеты и журналы

Не читаете книги с целью убить время

Не сидите в интернете

Не разговариваете по телефону

Не общаетесь без надобности с родственниками

Не делаете всего того «привычного», что делает каждый день

Что же тогда можно?

Осознать, насколько вы зависимы от внешних «развлечений» - от СМИ, культуры, людей, разговоров...

Осознать, насколько пусто становится внутри, когда вам нельзя занять себя этими привычными вещами.

Пойти в эту пустоту – и прикоснуться к собственной сути, к своим истинным желаниям.

И когда в какой-то момент вам захочется чем-то отвлечь себя, задайте себе вопрос: «А какими своими идеями я мог бы развлечь себя? Каким своим творчеством я могу развлекать себя? Как я хочу себя развлекать, пользуясь только своими ресурсами?»

Отпустите этот вопрос внутрь себя и подождите ответа. Он придет. Ваши истинные желания – всегда рядом с вами.

А после того, как вы осознаете, чем вам хочется себя развлекать, возьмите по очереди каждое из этих дел и представьте, что вы решили реализовать себя в этом деле и добились успеха. Не обязательно представлять, что вы занимаетесь этим делом всю жизнь, но обязательно – что доводите каждое из дел до максимума. Спросите себя: «Хочу ли я этого? Нравится ли мне это?»

Осознавайте!

Эмоционально травмирующие ситуации

И наконец, отдельная тема – это сложные или травмирующие ситуации, в которых мы переживаем неуспех (реальный или нам так кажется), в которых не находим для себя «хорошего» выхода, решения. Часто это ситуации из детства, но и в течение дальнейшей жизни подобные события могут возникать не раз.

Переживая неудачу, чувство беспомощности перед нежелательными событиями, мы можем выбрать (принять подсознательно) какие-то решения, которые в этой ситуации кажутся нам спасительными, но в дальнейшей жизни только мешают нам.

Например, в школьном опыте одной моей клиентки была ситуация, когда она с огромным интересом и усердием готовила доклад по литературе, но ее видение темы не нашло понимания у учительницы и та жестоко раскритиковала девочку перед всем классом, а ученики посмеялись.

Став взрослой, эта женщина испытывала сильный страх всякий раз, когда ей приходилось выдвигать свои идеи и предложения, достаточно талантливые, по оценке ее руководства (а работает она в сфере рекламы, занимает достаточно хорошую должность - но каких неимоверных усилий это от нее потребовало!), а самые интересные и «любимые» свои идеи (как тот доклад) часто так и не решалась выдвинуть на обсуждение. Решение, принятое ею в детстве в результате описанного случая: «Лучше не высовываться, тогда не будет позора» дополнялось идеей о собственной бездарности, сомнениями в качестве любых идей, которые она может выдвинуть.

Эта женщина, обладая сильным характером, нашла возможность реализовать себя в деле, которое ей нравится. Но сколько тех, кто после подобных событий поставил крест на своем творчестве, таланте, увлечениях – отказался от того, чтобы быть собой?..

Интернет и популярно-психологическая литература пестрят примерами того, как можно изменить себя, «проработав» такие ситуации. Качественные, грамотные подходы предлагают методики, позволяющие сделать главное – осознать, что внутри нас привело к возникновению трудностей и найти новые, комфортные решения для ситуации в прошлом и на будущее.

Иногда человек может справиться с этим сам, применяя действительно работающую методику. Но зачастую требуется помощь специалиста – ведь не так-то легко по-новому взглянуть на ситуацию, освободиться от тяжелых эмоций и найти «хороший» выход, особенно если ситуация эмоционально значима и решение для нее, естественно (иначе бы она не мучила и не оказывала влияния!) до сих пор не найдено.

Отвечая на вопрос: «как мы перестаем быть собой?» - мы одновременно находим ответы, позволяющие нам вернуться к себе. Знание «ловушек», в которых мы добровольно или неосознанно оставляем часть своей индивидуальности, позволяет научиться обходить их – иногда всего лишь одним сознательным решением быть более осознанным. Предложенные упражнения помогут вам на пути возвращения к себе.

Как позволить себе быть собой?

Часто спрашивают: а как быть собой, если тебя, такого как ты есть, могут осудить? Если ты не будешь похож на других, если твое мнение будет иным – от тебя могут отвернуться люди, даже друзья? Если твоим действиям будет оказано сопротивление?

Действительно, иногда платой за возможность быть собой является расставание с каким-то делом, человеком, определенным образом жизни, которые не совместимы с вашими истинными желаниями, целями, мечтами. Вам выбирать, что важнее...

Но обычно все не так печально. Только наши страхи и неумение принять себя с любовью делают наши особенности (о которых мы часто и говорим – «быть собой»), нашу индивидуальность «страшной», «неприемлемой» или такой непохожей на других. Чаще всего человек, следующий голосу своей сущности, расслаблен, позитивен и гармоничен, и создает вокруг себя комфортное для людей пространство. Начните проявлять себя – и вы увидите, как много людей готовы поддержать вас и рады вашим изменениям!

Что же касается опасений «не вписаться в социум», то мне очень нравятся слова Ошо. Он пишет: «Невроз представляет собой «расщепление». Если ваши части снова соединены мостом, то вы снова становитесь ребен­ком, снова становитесь невинными. А раз вы узнали эту невинность, то вы можете продолжать требуемым образом вести себя в обществе. Но теперь это поведение в обществе является просто спектаклем, просто игрой. Вы в нее не вовлечены. Общество требует этого, поэтому вы так себя и ведете. Но вы не входите в это действие, вы просто играете.

Вы будете использовать нереальные лица, поскольку вы живете в нереальном мире; в противном случае мир раздавит и убьет вас. ...Ведите себя так, как этого требует общество; не создавайте ненужных беспокойств для себя и для других. Но раз вы познали свою истинную суть и свою целостность, то фальши­вое общество не сможет сделать вас невротиком; оно не сможет сделать вас сумасшедшим».
Быть собой просто!

https://сайт/wp-content/uploads/2016/05/Bez-imeni4-150x150.png

Если вы не очень понимаете о чем речь, что именно значит "быть собой" и почему это так важно, то тогда вам прямая дорога к первой части статьи. Эта [вторая] часть расскажет вам, что же конкретно нужно делать, чтобы прийти к тому, чем вы являетесь сейчас. Делается это при помощи 7 несложных упражнений. Итак: Упражнение 1....

Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой Шмидт Тамара

Упражнение «Принятие себя на всех уровнях»

Упражнение

«Принятие себя на всех уровнях»

Подумайте о том, что вы не принимаете в себе. Что вам не нравится, что периодически вызывает ваше недовольство, из-за чего вы злитесь на себя или ощущаете неловкость, за что критикуете себя? Заметьте: любое проявление плохого настроения, как правило, свидетельствует о том, что вы не хотите чего-то принимать в себе или в мире. Замечая плохое настроение, не отмахивайтесь от него, а начинайте разбираться, задав себе вопрос: «Что именно я не принимаю?»

Вы можете заметить, что расстраиваетесь из-за своей внешности или поведения, из-за своих чувств, эмоций, мыслей, из-за своего самочувствия, настроения, своих ошибок, неудач, и т. д. Закройте глаза, расслабьтесь и посмотрите на себя и ситуацию глазами Бога – любящего и всепрощающего.

Скажите себе: «Я принимаю себя таким как есть на всех уровнях. Я принимаю таким как есть свое тело. Я принимаю такими как есть мои мысли и чувства. Я принимаю таким как есть свое поведение. Я принимаю такими как есть свои решения и поступки». Добавьте еще то, что сочтете нужным.

Поймите: принять – не значит не хотеть это изменить. Но чтобы изменить что-то, надо сначала принять это как есть. Если вы не примете как есть тот факт, что вы больны – вы не узнаете своего диагноза и не сможете пройти нужный курс лечения. Так же и здесь: пока вы не скажете себе: «Да, это так. Да, это есть», вы не сможете изменить это к лучшему.

Представляйте, как Божественный свет омывает все то, что вы хотите принять в себе: ваше тело, ваши чувства, мысли и т. д. Повторяйте это упражнение ежедневно, и вам будет все легче принимать себя. А значит, вы сможете вмещать в себя все больше Божественности, которой неприятие вами себя очень мешает.

Из книги Полный контроль над судьбой автора Финли Гай

Упражнение 5 Прекратите травмировать себя СПЕЦИАЛЬНАЯ УСТАНОВКАПрекратите травмировать себя в настоящем ради обещания более счастливых мгновений в будущем.ПУТЬ ПЕРЕД ВАМИВаша Истинная Природа является Настоящим. Нет никаких «потом». Это значит, что прежде чем мы

Из книги 115 способов разбогатеть, или Секреты денежного изобилия автора Коровина Елена Анатольевна

Глава 9 Окружение реальное: заставь всех работать на себя Правда, переделать что-то всегда сложней, чем создать заново. Это как переучить плавать. Возможно – но только вместе с опытным инструктором. Вот и наша жизнь, особенно в трудные времена, требует своей группы

Из книги Заговоры сибирской целительницы. Выпуск 02 автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, как о некоторых людях в народе говорят: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». И действительно, существует такой чудодейственный заговор, с помощью которого можно уберечь себя от всех бед,

Из книги 7000 заговоров сибирской целительницы автора Степанова Наталья Ивановна

Как заговорить себя от всех бед, от всех врагов Вы, наверное, слышали, о некоторых говорят в народе: «С ним никогда ничего не случается, он заговоренный». Мы научим вас этому заговору. Он вас оградит от всякого лиха и напрасной смерти.Нужно набрать воду под мостом и пойти с

Из книги Мастерская перехода. Восхождение в Любовь. Учебник Мастера Жизни автора Усманова Ирина Александровна

Принятие себя. Умение быть самим собой Предлагаю узнать прямо сейчас, насколько вы принимаете себя. Приглашаю желающих ответить на простой вопрос: «Что должно было бы быть в моей жизни, чтобы я посчитал её абсолютно

Из книги 5 минут йоги не вставая с кровати. Для каждой женщины в любом возрасте автора Брахмачари Свами

Из книги Крайон. Лунный календарь на 2015 год. Что и когда надо делать, чтобы жить счастливо автора Шмидт Тамара

Продолжайте работу по принятию себя на всех уровнях, вплоть до клеточного Многие тысячелетия вас приучали плохо относиться к себе и даже отрицать свое право быть такими, какие вы есть. Энергии неприятия себя накопились в ваших клетках и мешают вам двигаться дальше, к

Из книги Чудо здоровья автора Правдина Наталия Борисовна

Упражнение 7 «Принятие Луны из моря» Представьте, что вы находитесь ночью на берегу спокойного моря или большого озера, на небе – большая луна, которая отражается в воде. Вашей задачей будет достать луну из воды и поместить ее в центр вашего лба. Далее вы должны

Из книги Жива. Славянская система целительства автора Куровская Лада

Упражнение 8 «Принятие в тело ароматов различных миров» Во время выполнения этого упражнения следует представлять, как чудесные ароматы напитывают ваше тело. С каждым взмахом руками, с каждым движением мы поднимаемся все выше, и все более тонкие ароматы проникают в наше

Из книги Портал света для тех, кто Хочет… автора Авдеев Сергей Николаевич

Духовное упражнение «Принятие других» Эта практика используется, когда вы почувствовали, что наступает угроза выхода из состояния внутреннего равновесия и гармонии.1. Призовите Живу. Начните глубоко, ритмично дышать. Сосредотачивая все свое внимание на солнечном

Из книги Жизнь без страха автора Синельников Валерий

Упражнение «Ревизия себя настоящего» Возьми два листа бумаги, раздели каждый на две равных колонки. На первом листе в левой колонке опиши свое желаемое будущее, года через 2–3, а можно и больше.? Каким будешь человеком – черты характера, интеллектуальный, профессиональный

Из книги Стань волшебником! Исполни все свои желания. Тренинг по системе Дипака Чопры автора Голдсан Карл

Упражнение «Настройка на себя» Перед тем как что-либо делать, необходимо установить контроль за своим состоянием, скажем так – привлечь свое внимание к самому себе. Купил человек осла. А старый хозяин говорит ему: – Ты знаешь, осел очень хороший, только на него нужно

Из книги Крайон. Энергии Нового времени. 10 принципов управления судьбой автора Шмидт Тамара

Из книги автора

Упражнение 30. Прощаем себя и других Останьтесь наедине с собой. Если хотите, закройте глаза. Успокойте сознание, используя любое упражнение на расслабление.Представьте перед собой себя в той ситуации, за которую вы себя не можете простить. Присмотритесь: сейчас вы

Из книги автора

Упражнение 5. Принятие других в свой круг любви Останьтесь в одиночестве, устройтесь удобно, закройте глаза, дышите в привычном для вас ритме.Представьте себя в любом месте, где вам максимально комфортно: это может быть берег океана или ваш собственный домик в деревне, лес

Из книги автора

Безусловное принятие себя – обязательное условие для обретения опоры Нам дан центр – прочный, алмазный, неуязвимый для любых бурь и ветров. Вы чувствуете его в себе? Еще нет? Или чувствуете, но недостаточно явственно? Или не уверены в его прочности? Тогда для вас пришло

Часто, когда люди слышат название тренинга "Сексуальность: принятие себя", в глазах у них появляется лукавый огонёк. "Это о чём"? — кокетливо спрашивают они. "Не о том, о чём вы подумали" , — с улыбкой отвечаю я. Этот тренинг не направлен на овладение техниками соблазнения, не поможет в совершенстве освоить искусство флирта, не раскроет тайны одалисок и не научит двадцати пяти способам сделать кому-то приятное. Тренинг "Сексуальность: принятие себя" — это не мастер-класс по выгибанию спинок и принятию соблазнительных поз! Несомненно, подобные программы и тренинги нужны, полезны и могут внести в вашу жизнь немного перчинки, я категорически за них. К сожалению, в наше время многие на бытовом уровне под сексуальностью понимают только секс. Природа такого понимания легко объяснима: укоротили слово "сексуальность", вышло хорошо знакомое слово "секс", всё вроде бы стало простым и понятным. Вроде бы…

Что же на самом деле означает понятие "сексуальность"?

Сексуальность — энергия, которая присутствует в каждом человеке, она дана ему по праву рождения. Сексуальность проявляется во многих сферах нашей жизни. Она мотивирует достигать поставленных целей, помогает взять курс на создание крепких взаимоотношений, поддерживает здоровье, стимулирует творческую и рабочую активность, способствует духовному росту. Если внимательно присмотреться, то сексуальностью пропитан каждый миг нашей жизни. Думаю, я вас уже немного заинтриговала. Правда, уже не хочется сводить такую многогранную, вдохновляющую и мотивирующую сексуальность только к сексу? Давайте пойдём дальше — от теории к практике.

Быть сексуальным (-ой) — как это?

Быть сексуальным (-ой) — значит быть собой, ощущать свободу, чувствовать лёгкость и в душе, и в теле. Лично для меня это означает быть сияющей, яркой, расслабленной, живой, наполненной энергией. Женщины и мужчины, осознавшие свою сексуальность, спонтанны и игривы, они часто смеются и умеют радоваться жизни. Сексуальность, принятая и осознанная, делает женщину богиней, а мужчину триумфатором, причём естественно, без участия пластических хирургов или же приёма чудо-таблеток.

Что мешает сделать шаг навстречу собственной сексуальности?

Сексуальность тесно связана с эмоциональным миром человека. Все чувства, пагубно влияющие на психоэмоциональное состояние (стыд, страх, ощущение вины, неприятие своего тела), блокируют её, не дают развиваться. Негативные установки, ограничивающие убеждения и запреты тоже мешают осознавать свою сексуальность.

Один из главных врагов на пути к себе — это заниженная самооценка. У людей, наполненных сексуальной энергией, никогда не возникнет комплекса неполноценности. Развитая сексуальность, основанная на индивидуальном опыте, питает самооценку, дарит вдохновение, повышает творческий потенциал.

Думаю, многим с детства запомнились фразы, сказанные строгим родительским голосом: "Стыдно выставлять тело на показ, любоваться и познавать своё тело неприлично" . Эти установки, правильные с точки зрения взаимоотношения человека с социумом, могут оказаться вредными для принятия себя. Если стремление к познанию собственного тела станет табуированным действием, то сексуальная энергия будет заблокирована, а её свободное течение изменено. Подобное самоподавление сексуальности искажает личную реальность, мешает человеку реализовывать мечты, приводит к психологическим травмам. В итоге человек, оказавшийся под воздействием внешних и внутренних влияний от собственной сексуальности, становится несчастным.

Что даст вам участие в тренинге "Сексуальность: принятие себя"?

Причина многих разочарований в нашей жизни — это привычка жить в плену ложных представлений о себе, о своей природе.

Внутренние противоречия, такие как потеря контакта со своим телом, отрицание собственной сексуальности (вплоть до неприятия своего пола), не дают человеку жить в гармонии с собой.

Преодолению этих противоречий и посвящён наш тренинг. Мы поможем вам справиться с негативными чувствами, подскажем, как избавиться от разрушающих установок, и научим осознанно любить и принимать свою сексуальность. На нашем тренинге вы найдёте единомышленников, стремящихся обрести гармонию души, тела и разума.

Став участником тренинга, вы получите шанс излечиться от психологических травм, отрицательно влияющих на вашу самоидентификацию. Мы поможем вам вздохнуть полной грудью и избавиться от дискомфортных чувств:

  • стыда,
  • вины,
  • боязни одиночества,
  • ощущения неудовлетворенности.

От того, насколько свободно проявляется ваша сексуальная энергия, зависит насколько вы успешны и счастливы, насколько легко и играючи реализуете себя в жизни.

На тренинге вы получите ответы на вопросы, которые долгое время стеснялись задать:

  • Как осознать и принять собственную сексуальность?
  • Как начать ощущать себя живым (-ой) и наполненным (-ой) энергией?
  • Что требуется для осознания ограничений и входа в контакт с сексуальной энергией?
  • Как начать позиционировать себя таким (-ой), какой (-ая) я есть на самом деле?
  • Как осознать, что я достоин (-а) любви?
  • Как обрести целостность, близость и равновесие в сфере межличностных отношений?

В программе:

  1. Исследование своей сексуальности (сексуальная индивидуальность).
  2. Раскрытие и принятие себя.
  3. Освобождение от сексуальной обусловленности (стыд, чувство вины и т.д.).
  4. Принятие своего пола. Соединение с женственностью/мужественностью. Инициация.
  5. Слияние/разделение: как работать со страхом зависимости и ощущением брошенности, что такое неудовлетворённость и пустота.
  6. Практики чувственности и наслаждения.

Скопировано с сайта «Самопознание.ру»

Анализ проблем. Принятие решений

(Тренинг принятия управленческих решений)

«Нам никогда не хватает времени на то,
чтобы сделать работу так, как следует, но оно
всегда находится для того, чтобы ее переделать».

Длительность: 2 дня.

Что Вы получите на тренинге:

Тренинг принятия управленческих решений развивает навыки анализа и поиска путей решения сложных, проблемных ситуаций, где цена управленческого решения очень высока.
В результате тренинга участники смогут:

    • безошибочно разбираться в обилии информации, отсекая ненужную;
    • оперативно выявлять истинную причину проблемы;
    • принимать взвешенные решения;
    • максимально использовать прямые и косвенные эффекты решения.

Тренер о тренинге. Посмотрите видео.

В чем особенность тренинга:

  • Тренинг базируется на решении кейсов, составленных по реальным проблемным деловым ситуациям;
  • 70 % практики. Практическая отработка и оценка эффективности предлагаемых технологий непосредственно на тренинге;
  • Спиральная структура тренинга: каждый последующий навык использует и развивает предыдущие;
  • Никакого академизма – только рабочие инструменты и технологии.

Для кого эта программа:
тренинг рассчитан на руководителей руководителей, которые обладают реальными полномочиями принимать решения.

Какие навыки развивает? Результат
Оценка ситуации
  • Приоритеты в деятельности руководителя
  • Принятие самостоятельного решения. Необходимые и достаточные условия.
  • Три вопроса, которые помогут отличить проблему от рабочей задачи
Возможность фокусировать свои усилия на решении действительных проблем, адресуя решение рабочих задач подчиненным
Анализ проблемы
  • Спецификация проблемы как метод оперативной обработки больших массивов разрозненной информации
  • Основные источники проблем. Поиск возможных причин проблемы
  • Алгоритм определения наиболее вероятных причин проблемы из возможных
Появления навыка работы с большими массивами информацииВнутренняя готовность и способность грамотно действовать в проблемной ситуации.
Поиск и анализ решений
  • Поиск вариантов решения при помощи «Мозгового штурма»
  • Разработка критериев для оценки вариантов решений.
  • Оценка и «взвешивание» рисков.
  • Сбалансированное решение – сопоставление возможностей и рисков принимаемого решения.
Убедительная, «железная» аргументация для отстаивания Вашей точки зрения.Уверенность в себе и готовность брать на себя ответственность за принимаемые решения.
Анализ потенциальных возможностей
  • Риски и планирование превентивных мер.
  • Запасной план действий – страховка или перестраховка?
  • Выявление потенциальных дополнительных возможностей решения.
Максимальное использование прямых и косвенных эффектов принимаемого решения.

Что происходит на тренинге: а нализ проблем, принятия решений:
практическая отработка материала происходит в подгруппах по 4-5 чел. Используя предложенные технологии, участники решают сложные бизнес-задачи (кейсы), основанные на реальных ситуациях. Уровень сложности кейсов повышается по мере прохождения тренинга. Каждый кейс требует использования полученных инструментов. Таким образом, участники имеют возможность оценить их действенность тут же, на тренинге.

Тренинг «Анализ проблем. Принятие решений» (Тренинг принятия управленческих решений) — для тех, кто ценит свое время, кто тратит его на обдумывание своих действий, а не на работу над ошибками, для тех, кто привык принимать взвешенные, выверенные решения.

Подарок! Каждый участник получает набор карманных карточек с алгоритмом действий на каждом из этапов анализа проблемы и принятия решения.

Тренинг проводит:
Генеральный директор Тренинговой компании «БИЗНЕС ПАРТНЕР» (г.Москва), эксперт по современным HR технологиям в сфере управления рабочими кадрами, сертифицированный бизнес-тренер, автор книги: Строим систему обучения персонала.-СПб.:Речь, 2008.

Психологический тренинг в принятии решений

Вступление....................................................................................................... 2

Основная часть................................................................................................ 4

Выводы........................................................................................................... 11

Литература...................................................................................................... 12


Вступление.

Принятие решений требует тщательного анализа всех факторов и представляет собой многошаговый процесс, состоящий из последовательности взаимосвязанных этапов. Эти этапы описывают так называемый нормативный процесс принятия решений, который в литературе по теории управления обозначается также понятием процессуального инварианта, т.е. некоторой стандартной и неизменной последовательности шагов, которые должен сделать любой руководитель, если он хочет принять рациональное решение. Обычно процесс принятия управленческих решений охватывает три основных фазы: подготовка, принятие и реализация. Однако каждая из них представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных этапов. В настоящее время разработано много различных подходов к выделению этапов принятия управленческих решений.

Например, С. Оптнер в известной книге «Системный анализ для решения, деловых и промышленных проблем» предложил методику решения проблем, состоящую из следующих этапов: идентификация симптомов, определение актуальности проблемы, определение цели, вскрытие структуры системы и ее дефектных элементов, определение структуры возможностей, нахождение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, составление решения, признание решения коллективом исполнителей и руководителей, запуск процесса реализации решения, управление процессом реализации решения, оценка реализации и ее последствий.

С. Янг в работе «Системное управление организацией» предлагает десять этапов принятия решений: определение целей систем, выявление проблем организации, исследование проблем и постановка диагноза, поиск решения проблемы, оценка всех альтернатив и выбор наилучшей из них, согласование решений в организации, утверждение решения, подготовка к вводу, управление применением решения, проверка эффективности решения.

Более поздние авторы, например, М. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури, сокращают этот перечень, включая в него следующие «этапы рационального решения проблем организации»: диагностика проблемы, формулировка ограничений и критериев принятия решения, определение альтернатив, оценка альтернатив, выбор альтернативы, реализация и обратная связь.

В результате анализа этих и многих других работ напрашивается вывод, что предложенные в них этапы принятия решении различаются в деталях, но в целом дают верное описание логики развития этого процесса, начиная с формулировки проблемы и постановки целей и заканчивая контролем результатов решения.

Цель реферата: рассмотреть постановку проблемы и ее корректировку в зависимости от ситуации.

Основная часть.

Хорошо известно, что необходимость в принятии решения возникает только при наличии некоторой проблемы. Существуют два подхода к определению понятия «проблема».

Во-первых, проблема понимается как расхождение между действительным и желаемым при неизвестных способах преодоления этого расхождения. В жизни организаций такие проблемы возникают, если фактические результаты их деятельности не соответствуют требуемым или, другими словами, когда цели деятельности организации не достигнуты. Примером подобных проблем является уменьшение ниже допустимого уровня таких показателей, как прибыль, объем продаж, качество товаров или доля фирмы на рынке. Будем называть их проблемамифункционирования организации.

Во-вторых, проблема часто понимается как потенциальная возможность. В этом смысле проблема означает расхождение между действительным и потенциально возможным при неизвестных способах преодоления этого расхождения. В жизни организаций такие проблемы возникают, если фактические результаты их деятельности ниже, чем потенциально возможные, или, другими словами, когда не реализуется потенциал организации, даже если ее дела идут хорошо, и все цели деятельности успешно достигаются. Например, если некоторая фирма получила достаточно высокую, однако не максимально возможную прибыль, или если фирма занимает лидирующее положение на рынке, но имеет возможность улучшить его и еще сильнее укрепить свои позиции, то можно сказать, что в деятельности этой фирмы также имеются проблемы, Но это проблемы совсем иного рода. Назовем их проблемами развития организации.

Следует отметить, что потенциал организации, как правило, значительно превосходит желаемые результаты деятельности. Как известно, рациональность людей ограничена, и руководители организаций редко стремятся работать «на грани возможного», ограничиваясь постановкой достижимых целей. Одним словом, реальные цели деятельности обычно проще, чем потенциальные возможности организации. Тем не менее мудрый руководитель всегда видит перспективу. Чтобы выжить в условиях жесткой конкуренции, руководители обязаны не только своевременно распознавать и решать проблемы функционирования организации, а непременно думать об их развитии и стремится к реализации всех потенциальных возможностей.

Проблема - это некоторое противоречие. Чтобы решить проблему, ее сперва необходимо определить, т.е. «увидеть» возникшее противоречие и установить его причины. Определение проблемы - первый шаг на пути ее решения. Как известно, правильно определить проблему - значит наполовину ее решить. Это непростая задача для руководителя. Организация - это сложная система, поведение которой зависит от большого числа взаимосвязанных и неопределенных факторов. Каждый из них может стать причиной проблемы. Более того, проблемы могут возникать как результат совместного действия либо «взаимодействия» различных по своей природе факторов. Это явление известно под названием эффект отрицательной сннергии, когда несколько факторов как бы «накладываются» друг на друга и образуют настолько неблагоприятное сочетание, что эффективность деятельности организации резко падает. Поэтому определение проблемы - это сложная процедура, которая, в свою очередь, состоит из нескольких фаз и требует принятия промежуточных решений. Среди этих фаз выделяют две основные - выявление и диагноз проблемы.

Первая фаза -выявление проблемы, т.е. определение ее симптомов. Понятие «симптом» означает некоторый признак, который указывает на появление проблемы и понимается как отклонение реальных оценок показателей эффективности организации от желаемых или потенциально возможных значений. Например, к типичным симптомам проблем функционирования коммерческих организаций относятся низкие значения прибыли, объема продаж, качества товаров, производительности труда или, напротив, высокие издержки и текучесть кадров.

Определение симптомов позволяет установить наличие проблемы, но не отвечает на вопрос о причинах ее возникновения. Дело в том, что любой симптом может быть обусловлен многими факторами, влияющими на эффективность организации. Например, объем продаж фирмы может уменьшиться вследствие изменения потребительского спроса или снижения качества товаров, которое, в свою очередь, зависит от квалификации рабочих, организации их труда, качества и технологий обработки используемых материалов. Поэтому после определения симптомов следует избегать импульсивных решений и поспешных действий для немедленного устранения проблемы. Чтобы определить истинные причины «болезни» своей организации, руководитель должен глубоко проникнут в суть проблемы, изучив реальное состояние дел и влияние всех факторов на организационную эффективность.

Поэтому необходима вторая фаза - диагноз проблемы, т.е. установление причин ее возникновения. Поскольку в общем случае проблема понимается как снижение эффективности организации, то ее причину следует искать среди факторов, которые влияют на эффективность операций в этой организации. Как известно, существуют три группы таких факторов: качество ресурсов, способы и условия их применения. Сбор полезной и достоверной информации о значениях этих факторов и составляет сущность процесса диагноза проблемы. Эта информация требуется для того, чтобы установить конкретный перечень факторов, послуживших причиной появления проблемы, и выделить среди них управляемые факторы, из которых будет формироваться множество альтернатив для принятия решения. Например, причиной снижения объема производства на предприятии могут быть устаревшее оборудование (качество ресурсов), нерациональная организация процесса производства (способы применения ресурсов) или низкая надежность поставщиков (условия применения ресурсов).

Если проблема определена и поставлена, то необходимо уяснить, какие факторы могут содействовать или, наоборот, помешать ее достижению. Как отмечалось выше, все факторы, влияющие на процесс принятия управленческих решений, можно разделить на две группы - личностные и ситуационные. К личностным факторам относятся психические процессы, состояния и свойства личности лица, принимающего решение (ЛПР). Ситуационные факторы характеризуют ситуацию принятия решения и описываются в виде значений ситуационных переменных внешней и внутренней среды организации. Анализ перечисленных факторов необходим для получения информации об их значениях и о том влиянии, которое они оказывают на последствия принимаемых решений. Поэтому можно утверждать, что успех в принятии решений зависит от того, насколько хорошо ЛПР знает себя и насколько хорошо он знает ситуацию, в которой находится. В связи с этим на данном этапе решаются две взаимосвязанные задачи - анализ личностных факторов и анализ ситуации принятия решения.

1) Анализ личностных факторов. Решение этой задачи направлено на выявление психических состояний и индивидуальных свойств личности ЛПР. В настоящее время разработано большое количество разнообразных методик, которые позволяют проводить диагностику психических состояний, индивидуальных особенностей психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления, внимания и других), темперамента, характера, общих и специальных способностей, направленности личности. Современные методы психодиагностики обеспечивают своеобразную психологическую поддержку ЛПР и помогают ему лучше понимать свое поведение, особенности психики и с этой точки зрения более осознанно подходить к принятию управленческих решений. Например, своевременная диагностика отрицательных по своей природе состояний, таких как стресс, фрустрация, депрессия, информационная перегрузка, тревога, истощение, которые нередко возникают в деятельности руководителей организаций, позволяет отложить принятие важных решений и, как следствие, избежать серьезных ошибок, которые могли бы быть допущены. Кроме того, знание своих психологических особенностей помогает ЛПР сформировать индивидуальный стиль принятия решений, основанный на «сильных» качествах личности и поэтому компенсирующий такие качества, которые развиты недостаточно.

2) Анализ ситуации. Решение этой задачи проводится в несколько этапов. Во-первых, необходимо определить перечень всех внешних и внутренних факторов, которые могут повлиять на последствия принимаемых решений. В этот перечень не обязательно должны входить все факторы макроокружения, деловой и внутренней среды организации, а только те, которые в данной конкретной ситуации влияют на принятие решения наиболее сильно. Во-вторых, необходимо собрать информацию об этих факторах и определить их значения. При этом под значениями факторов понимаются не только количественные, но и качественные оценки переменных, описывающих эти факторы. Например, темпы инфляции, дефицит бюджета, нормы налогообложения, цены на материальные и природные ресурсы, ожидаемый уровень спроса на продукцию - это количественные оценки. Вместе с тем большинство факторов оценивается только качественно. К ним относятся изменения политической ситуации, правовые ограничения, появление новых технологий, стратегии поведения конкурентов и многие другие. В-третьих, если значения каких-либо факторов определить не удается, то их следует отнести к разряду неопределенных. Поэтому на данном шаге необходимо выявить все неопределенные факторы, которые приводят к тому, что каждая альтернатива имеет не один, а несколько возможных исходов. В-четвертых, необходимо выполнить анализ неопределенности, сопровождающей процесс принятия решения. Для этого требуется установить источники и природу неопределенных факторов. В результате такого анализа все факторы разделяются на классы в зависимости от источника (факторы поведенческой или природной неопределенности) и природы неопределенности (случайные или неслучайные факторы). И в-пятых, для каждого из неопределенных факторов необходимо установить диапазон его возможных значений. Как указывалось ранее, отличительной чертой любых неопределенных переменных является то, что ЛПР не может достоверно указать, какие значения они принимают. В таких ситуациях ЛПР выдвигает лишь предположение о некотором диапазоне, внутри которого может находиться действительное значение фактора. Например, если мы не знаем точно, какой уровень спроса на продукцию будет в следующем году, мы должны сделать предположение о том, каким он может быть, т.е. определить его диапазон или несколько возможных значений. Если мы не знаем точно, как поведут себя конкуренты, мы должны сделать предположение о том, как они могут себя повести, т.е. выдвинуть ряд гипотез об их возможных стратегиях.

После того как диапазон, или набор, возможных значений неопределенных факторов сформирован, их влияние на организацию может исследоваться с помощью различных методов анализа неопределенности. Так, если установлено, что факторы имеют случайную природу, то оцениваются вероятности их возможных значений. В частности, если возможно только одно значение фактора, то его вероятность равна 1, и такой фактор считается определенным. Если вероятности возможных значений факторов известны, то появляется возможность оценить каждую альтернативу путем вычисления математического ожидания всех ее случайных исходов. Тогда оптимальным решением считается альтернатива, которой соответствует максимальный ожидаемый результат. Такой подход характерен для теории ожидаемой полезности. Если вероятности возможных значений факторов неизвестны, то для принятия решений используются другие критерии.

Если неопределенные факторы имеют нестохастическую природу, то один из возможных способов их описания заключается в использовании математического аппарата теории нечетких множеств. В этом случае диапазон значений таких факторов описывается с помощью специальных функций, которые называются функциями принадлежности факторов. Функция принадлежности изменяется в пределах от 0 до 1 и определяет степень уверенности ЛПР в том, что некоторый фактор может принимать то или иное значение. В связи с этим все неслучайные факторы можно условно разделить на две группы: с известными функциями принадлежности (диапазонами изменения переменных) и неизвестными функциями принадлежности. Дело в том, что функция принадлежности определяет не только степень уверенности, но и задает некоторое подмножество (подобласть) общей допустимой области изменения фактора, определяемой, например, физической природой этого фактора. Очевидно, что эта подобласть, задаваемая функцией принадлежности, в некотором смысле отражает степень неопределенности фактора. Чем меньше эта подобласть, тем меньше неопределенность. В предельном случае функция принадлежности, равная единице для некоторого значения фактора и нулю для всех остальных, выделяет всего одно возможное значение этого фактора и, следовательно, переводит его в разряд определенных.

Если функция принадлежности известна, то она описывает либо четкое, либо нечеткое подмножество возможных значений неопределенного фактора. Наибольшей степенью неопределенности обладают факторы с неизвестными функциями принадлежности. Обычно к таким факторам применяют процедуры экспертного оценивания диапазонов изменения их значений.

Выводы.

1. Процесс принятия рациональных решений состоит из последовательности взаимосвязанных этапов, образующих так называемый процессуальный инвариант управленческих решений. К ним относятся следующие этапы: определение проблемы; постановка цели принятия решения: анализ факторов, влияющих на принятие решения; разработка альтернатив: оценивание альтернатив; выбор альтернативы; реализация решения; контроль результатов.

2. Необходимость в принятии решений возникает при наличии проблем. Существуют два подхода к определению понятия «проблема»: проблема как расхождение между желаемым и действительным и проблема как потенциальная возможность. В первом случае говорят о проблемах функционирования, а во втором - о проблемах развития организации. Процесс определения проблемы независимо от ее типа состоит из двух фаз - выявления и диагноза проблемы. На фазе выявления определяются симптомы проблемы, а на фазе диагноза - причины ее возникновения.

3. Для решения проблемы формулируется глобальная цель управления, которая в общем случае понимается как обеспечение максимальной или требуемой эффективности деятельности организации. В соответствии с установленными причинами проблемы эта цель разделяется на все более частные подцели путем построения дерева целей. Этот процесс продолжается до момента получения относительно простых и независимых целей принятия решения. Каждая из них формулируется с помощью критериев выбора, находящихся на нижнем уровне дерева целей и задающих конкретные требования к свойствам альтернатив.

Литература.

1. Абчук В. Уроки бизнеса: Учебное пособие, СПб., 1994.

2. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. М., 1991.

3. Джонсон С. «Да» или «Нет». Система принятия верных решений. СПб., 1997.

4. Карпов А.В. Психология принятия управленческих решений. М., 1998.

5. Кини Р.Л., Райфа X. Принятие решений при многих критериях: предпочтения и замещения / Пер. с англ. М., 1981.

6. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. М., 1979.

7. Кулюткин Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений. М., 1970.

8. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. М.: Наука, 1979.

9. Ларичев О.И. Теория и методы принятия решений. М., 2000.

10. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., 1995.

11. Оптнер С. Системный анализ для решения деловых и промышленных проблем. М., 1969.

13. Плаус С. Психология оценки и принятия решений. М., 1998.

14. Психологический словарь. М., 1997.

15. Райфа Г. Анализ решений. М., 1977.

16. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении // Теория фирмы. М., 2000. С. 54-72.

17. Современная психология: Справочное руководство. М., 1999.

18. Фишберн П. Теория полезности для принятия решений. М., 1978.

19. Янг С. Системное управление организацией. М., 1972.