Социальная медицина. Социально – медицинская работа как вид профессиональной деятельности

23.09.2019

Социальная медицина: основные понятия и категории. Взаимосвязь и взаимовлияние социальной и клинической медицины. Междисциплинарный характер социальной медицины.

Организация социально-медицинской помощи населению: системы здравоохранения в России. Всемирная организация здравоохранения и другие международные организации. Культура и здоровье; основные направления, формы и средства гигиенического воспитания.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения: влияние факторов окружающей среды на здоровье человека, на здоровье работающих. Показатели здоровья, индивидуальное и общественное здоровье.

Образ жизни и здоровье, здоровый образ жизни, факторы риска заболеваний.

Классификация болезней, структура заболеваний. Технология социальной экспертизы и моделирования. Социально-медицинская просветительская деятельность. Общие принципы и социальные факторы реабилитации, профилактики, диагностики и лечения болезней. Социально-медицинские проблемы организации социальной работы. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Роль Всемирной организации здравоохранения в охране здоровья населения.

Ответ:



Отправным пунктом для медико-социальной интерпретации здоровья является определение ВОЗ.

Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Целью МСР является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физическими или психическими отклонениями, а также социально-неблагополучных лиц.

Объектом МСР являются различные контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы (инвалиды, лица пожилого возраста, дети-сироты, юные матери, больные СПИДом и т.д.).

Здоровье: его социальная и индивидуальная ценность.

Существует множество определений здоровья. В целом под здоровьем понимают такую форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему наиболее совершенную деятельность и адекватное состояние.

Здоровье – это существование человека допускающее наиболее полное его участие в различных видах общественной и трудовой деятельности.

По определению ВОЗ здоровье – состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Основа здоровья многообразна, критерии здоровья индивидуальны, уровень зд-я обусловлен как субъективными, так и объективными моментами. Различают зд-е индивидуума и здоровье населения.

Зд-е инд-ма связано с большим количеством показателей жизнедеятельности с приспособительными возможностями человека; постоянство внутренней среды организма, обусловленное генетическими и приобретенными в течении жизни самосознанием человека, уровнем его развития, поведенческим настроением, образом жизни и его факторами.

Социально-обусловленные стрессовые реакции связанные с ростом безработицы, неустроенностью в жизни, приводят к росту пограничных состояний и заболеваний. Большую роль в сохранении высокого уровня индивидуального общественного здоровья играют: уровень развития общества, личности, образа жизни. Здоровье народа зависит от соц. среды и условий жизни, величины реальной зарплаты, продолжительности рабочего дня, условий труда, структуры питания, жилищных условий, развития здравоохранения, санитарных условий и др.

Исходя из сущности определения индивидуального здоровья, здоровье можно представить следующим образом: здоровье – динамическое состояние человека, которое определяется резервами механизмов самоорганизации его системы; устойчивостью к воздействию болезнетворных факторов и способностью компенсировать патологический процесс, характеризующийся энергетическим, пластическим и информационным обеспечением процессов самоорганизации, а также является основой проявления биологических и социальных функций.

Можно выделить несколько принципиальных подходов, используемых различными авторами для определения сущности здоровья:

1) здоровье как отсутствие болезней. В данном случае болезни рассматриваются как взаимоисключающие понятия, на практике такой подход используют медики;

2) здоровье как норма, когда к понятию сущности здоровья обращаются исходя из характеристики нормы. Здоровье как отсутствие естественных отклонений от нормы, основных жизненно важных показателей, однако само понятие «норма» остается предметом дискуссий;

3) здоровье как успешное приспособление. В основе определения лежат представления об адаптации. Переход от здоровья к болезни рассматривается в данном случае как процесс снижения адаптации организма к окружающим условиям, результат недостаточности адаптации организмов их истощения и срывов;

4) двухмерная модель здоровья – уровняла в правах соматическое (телесное) и психическое здоровье. Здоровье как удовлетворенность к достижению определенного возраста индивида качеством жизни, своим здоровьем, положением.

5) трехмерная модель здоровья оценивает зд-е на ряду с количественными проявлениями зд-я (продолжительность жизни, энергетический потенциал, адаптивные возможности) и качественные проявления зд-я (психологическая стрессоустойчивость, тревожность, удовлетворенность жизнью); присутствует поведенческая адаптация – как цель степени свободы поведения или свободы жизни.

Академик Лисицин Ю.П. дает следующее определение ОЖ – это определенный исторически обусловленный тип, вид жизнедеятельности или определенный способ деятельности в материальной, или нематериальной (духовной) сферах жизни людей, но не вообще деятельности, а совокупности ее черт.

Выделяют основные формы деятельности: трудовую, общественно-политическую, познавательную, воспитательную и др.

ОЖ как сложную динамически функциональную систему следует рассматривать с позиции системного подхода, т.е. изучать взаимодействие, взаимосвязи между различными явлениями без чего не возможно понять любой аспект ОЖ.

Нередко происходит смешение понятий ОЖ и условий жизни, к их числу относятся материальная, социально-политическая, духовно-нравственная культура и др. условия определяющие ОЖ.

Условия жизни – это материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни. ОЖ – деятельность, активность людей, которая определенным образом реагирует на условия жизни, исполняет их.

ОЖ обобщает и включает в себя 4 категории:

1) экономическую (уровень жизни);

2) социологическую (качество жизни);

3) социально-психологическую (стиль жизни);

4) социально- экономическую (уклад жизни).

Уровень жизни характеризует размер и структуру материальных и духовных потребностей, т.е. количественную, поддающуюся измерениям сторону деятельности жизни (доходы, жилье, показатели здоровья).

Под укладом жизни понимается порядок общественной жизни, быта, культуры в рамках которого происходит повседневная жизнедеятельность людей. Стиль жизни относят к индивидуальным особенностям.

ЗОЖ – это концентрированное выражение, взаимосвязь объединяющая все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья и развития условиях.

ЗОЖ – выражает определенную ориентировочную деятельность личности в направлении укрепления и развития индивидуального и общественного здоровья. Здоровье по сути должно быть потребностью человека, но удовлетворение этой потребности носит противоречивый характер. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о важнейшей роли воспитания у каждого члена общества отношения к здоровью как к одной из главных ценностей общества, а также необходимости разработки и установок ЗОЖ, а также привитие его людям.

Болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности органов, обусловленное функциональными или морфологическими изменениями. Возникновение болезни связано с воздействием на организм вредных факторов внешней среды, с генетическими дефектами и т.д.

Болезнь – особая форма жизни, которая представляет структурные, функциональные или морфологические отклонения от нормы в организме, несоответствие его индивидуальным нормам и потребностям общества.

В международной классификации болезней, заболевания классифицируются по группам, соответствующих систем органов; по половому и возрастному признаку; по этиологии (травмы, отравления, опухоль); по путям передачи отдельных групп; особо опаснее инфекции.

Если заболевание – это болезнь отдельного человека, то заболеваемость является одним из важнейших показателей оценки здоровья населения.

Заболеваемость – показатели распространенности выявленных и зарегистрированных болезней в течении определенного календарного срока. Заболеваемость может характеризовать все население, отдельные возрастные группы, профессиональную и иную соц. группу. По мере изменения соц-х условий, суммируются и болезни человека. По словам Давыдова, условия и ОЖ человека явились фундаментальными предпосылками для развития болезней.

Уровень общей заболеваемости определяется влиянием различных факторов: возрастно-половой состав, место жительства (город, село), семейно-бытовые и экологические факторы, образ жизни, качество и доступность мед. помощи.

Атеросклероз, гипертония, инфаркт, ишемическая болезнь сердца, болезни связанные с поражением сердечно-сосудистой системы человека. Они представляют серьезную опасность для современного человека. В современном обществе так называемая проблема 3х «А» (алкоголизм, аборт, атеросклероз), приобретенная самим человеком в условиях цивилизации. Причины: нездоровый образ жизни, нарушенный режим питания, игнорирование физических нагрузок, злоупотребление алкоголем и курением, беспорядочные половые связи.

В настоящее время более 53% всех смертельных случаев приходится на поражение сердца и сосудов.

Система здравоохранения РФ. Эффективность здравоохранения.

Система организации здравоохранения:

· Гос. документы, определяющие основы организации здравоохранения:

Конституция РФ:

1. плановое развитие сети учреждений здравоохранения;

2. проведение широких оздоровительных и профилактических мероприятий;

3. создание на производстве и в быту надлежащих санитарно-гигиенических условий.

Основы законодательства РФ о здравоохранении.

Эффективность здравоохранения рассматривается в 3х аспектах: медицинском, социальном и экономическом.

Под медицинской эффективностью понимается достижение поставленных задач в области профилактики, диагностики и лечения заболеваний. Мед. эффективность может измеряться сопоставлением результата с приложенными усилиями и затратами. Мед. эффективность на примере оказания мед. помощи госпитализированным больным определяется качеством лечения, выражающаяся в улучшении состояния здоровья больного за период его пребывания на лечении.

Социальная эффективность измеряется такими показателями как увеличение продолжительности жизни, улучшение состояния здоровья, снижение заболеваемости и преждевременной смертности, сохранение трудоспособности.

Под экономической эффективностью понимается положительный вклад, который вносит здравоохранение путем улучшения здоровья населения в рост производительности труда, расширения производства, увеличения национального дохода. Определить экономическую эффективность здоровья значит найти качественные показатели между эффективным развитием страны и здоровьем людей.

В документах ВОЗ неоднократно указывается, что здоровье людей – качество социальное. Для оценки общественного здоровья ВОЗ рекомендует показатели: отчисление ВНП на здоровье, доступность первичной мед. помощи, охват населения мед. помощью; уровень иммунизации населения; степень обследования беременных квалифицированным персоналом; состояние питания детей, уровень детской смертности, гигиеническая грамотность населения.

По определению ВОЗ здоровье является состоянием полного физического, духовного и соц. благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов (двухмерная модель здоровья подходит).

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности: основные понятия, объекты и предмет. Цель социально-медицинской работы, базовая модель. Концепция социально-медицинской работы в Российской Федерации. Базовая модель социально-медицинской работы. Нормативно-правовая база социально-медицинской работы.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в центрах социального обслуживания, организациях и учреждениях образования, здравоохранения, армии, правоохранительных органов, с различными группами населения (с ВИЧ-инфицированными и больными СПИДом, пожилыми, инвалидами, женщинами, детьми и др.) Сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.

Ответ:

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке СР-ка в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной как в структуре мед. знания, так и системе соц. практики.

СМ – наука о закономерностях развития общественного здоровья и здравоохранения.

Предметом СМ является общественное здоровье. Это сложное внутренне детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя личные аспекты состояния общества и факторы определяющие его форму и содержание (нарушение социальной структуры: девиантное поведение, суицид, демографические сдвиги в сторону старения, увеличение смертности и т.д.). К предмету СМ относится также понятие здоровья общества.

Общественное здоровье и здоровье общества – не тождественные понятия.

Здоровье общества – это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом.

Медико-социальная работа – новый вид профессиональной деятельности медицинского, психологического и социально-правового характера, созданный на основе многих дисциплин, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Такая деятельность принципиально меняет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, предусматривает осуществление систем социально-медицинских воздействий на разных этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации, ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу.

МСР имеет не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.

МСР как профессиональный вид деятельности формируется на стыке здравоохранения и СЗН, имеет много общего с деятельностью мед. работников. При этом МСР не претендует на выполнение лечебно-диагностических функций, но предусматривает тесное взаимодействие с мед. персоналом, также имеет четкое разграничение сфер ответственности.

СР-ки в различной степени участвуют в оказании медико-социальной помощи. МСП является частью МСР.

МСП населению включает – профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными, включая выплату пособий по временной нетрудоспособности.

Существенной составной частью МСП является медико-социальный патронаж – это деятельность медицинских, социальных и общественных организаций, осуществляемая с целью удовлетворения потребности населения в МСП. Цель медико-социального патронажа – СЗН при решении проблем медико-социального характера, доступность МСП для населения, осуществление непрерывного наблюдения за здоровьем соответствующего контингента лиц, помощь в осуществлении медико-социальной адаптации.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ЗДРАВООХРАНЕНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон РФ от 28 июня 1991 г. N 1499-I "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации"

Система социальной работы в государственном здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Эта система действует на разных этапах, начиная от составления программ здравоохранения до работы в больницах общего типа или специализированных.

Существует два типа медико-социальной работы – патогенетический и профилактический.

Патогенетическая медико-социальная работа включает в себя мероприятия по организации медико-социальной помощи, проведение медико-социальной экспертизы, социальную работу в отдельных областях медицины и здравоохранения.

Профилактическая МСР подразумевает проведение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Медико-социальная работа, которую проводит социальный работник, - это реальное воплощение медико-социальной защиты населения. Она направлена на оказание конкретной помощи людям, в ней нуждающимся.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и, персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

в настоящее время разработана система государственных мер, призванных обеспечивать охрану их здоровья и социального положения.

Государственная поддержка беременных осуществляется с помощью федерального и местного семейного законодательства, государственных целевых программ, системы государственных институтов. Служба охраны материнства и детства, представлена развитой сетью детских и родовспомогательных стационарных и амбулаторно - поликлинических учреждений, санаториев, домов ребенка, научно - исследовательских центров и медицинских вузов с педиатрическими факультетами, которые сосредоточены на ключевых направлениях, обеспечивающих решение задач по рождению здоровых детей, предупреждение детской инвалидности, снижение младенческой, детской и материнской смертности, заболеваемости среди женского и детского населения, на основе стратегических направлений развития службы охраны материнства и детства.

В соответствии с "Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" разработаны документы по реализации гарантий государства по охране здоровья женщин и детей.

Осуществление медико-социальной реабилитации посредством Сети социальной поддержки людей с инвалидностью является инновационным подходом к решению комплексных проблем людей с инвалидностью, их полноценной социальной инклюзии.

Медико-социальная поддержка, оказываемая специалистами, ориентируется, прежде всего, на «социальные» показатели качества жизни клиентов, т.е. поддержка клиентов в достижении социально-значимых результатов для них, в соответствии с их потребностями.

В медико-социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы. Это и социальное обслуживание на дому, и срочная социальная помощь, и адресная социальная защита и т.д. В этой системе функционируют различные учреждения, в частности центры медико-социального обслуживания, отделения дневного пребывания, стационарные учреждения и специальные жилые дома для пожилых людей.

Особенно важное значение для пожилых приобретает их медико-социальная реабилитация.

В большинстве стран Европы после второй мировой войны были созданы специальные структуры для осуществления социальной политики и программ социального обеспечения, поддержки различных социальных групп, в которых в настоящее время наряду с правоведами, психологами, медиками важное место занимают и социальные работники. Так, в Великобритании, к учреждениям, оказывающим медико-социальную помощь пожилым людям, относятся не только больницы, но и дома для престарелых, дома сестринского ухода государственного и частного секторов, дома для инвалидов, приюты общежития гостиничного типа для лиц с нарушением психики или инвалидов.

Социальные работники широко представлены в медицинских учреждениях США, по существу, во всех областях здравоохранения, включая медико-хирургическую, педиатрическую, акушерско-гинекологическую помощь, службу интенсивного лечения, реабилитации и неотложной помощи.

В странах Европы и Америки существуют дома квалифицированного сестринского ухода. Дома сестринского ухода становятся центрами универсальных услуг, включая не только удовлетворение социальных и бытовых нужд пожилых людей, но и достаточно квалифицированное медицинское обслуживание. Скандинавские страны достигли высокого уровня обеспечения нуждающихся в медико-социальном обслуживании с длительным уходом на общественные деньги. Вопросы медицинского и социального обслуживания в Швеции относятся к компетенции муниципальных и областных властей.

Традиционной для Германии областью социальных мер являются службы здоровья. В настоящее время такие службы имеют в своем распоряжении обширную систему социальной помощи и охраны здоровья, отвечающую сравнительно высокому стандарту.

Социальная медицина – отрасль научного знания, изучающая общественное здоровье, а также практическая деятельность, направленная на сохранение и укрепление общественного здоровья, предупреждение и лечение социальных болезней (болезнь – нарушение нормальной жизнедеятельности человека, обусловленное функциональными и (или) морфологическими изменениями).

Социальная медицина - наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук - медицины, социологии, гигиены, естествознания и др. Гигиена (от греч. здоровый) - наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена ». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена - это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

Предметом социальной медицины является общественное здоровье (здоровье – процесс гармоничного взаимодействия социального и биологического в человеке, обеспечивающий ему устойчивость во взаимоотношениях с внешней средой). Общественное здоровье имеет своих субъектов, то есть “носителей” - конкретных живых людей со всеми социальными атрибутами: положением в обществе, профессиональной занятостью, семейным положением, жизненной ценностно-смысловой ориентацией. Поэтому социальный медик, занимаясь здоровьем человека, активно “вмешивается” в его дела, становится партнером своего пациента.

Социальные заболевания – болезни человека, возникновение и распространение которых связано, главным образом, с неблагоприятными социально-экономическими и психосоциальными причинами. Это тоже часть предмета социальной медицины.

Здоро́вье - состояние любого живого организма, при котором он в целом и все его органы способны полностью выполнять свои функции; отсутствие недуга, болезни (подробное рассмотрение определений здоровья приведено ниже).По уставу ВОЗ (Всемирная организация здравоохраниения), «здоровье - это не отсутствие болезни как таковой или физических недостатков, а состояние полного физического, душевного и социального благополучия»

Классификация болезней:

по характеру течения: острые и хронические болезни

по уровню, на котором в организме выявляются специфические патологические изменения при болезни: молекулярные, хромосомные, клеточные, тканевые, органные, заболевания всего, организма

по этиологическому фактору: вызванные механическими, физическими, химическими

биологическими, психогенными факторами

по способу их лечения: терапевтические, хирургические и др.

нозологическая единица - определенная болезнь, которую выделяют как самостоятельную, как правило, на основе установленных причин, механизмов развития и характерных клинико-морфологических проявлений.

Эпиде́мия) - широкое распространение какого-либо заболевания, первоначально инфекционного заболевания (чума, оспа, тиф, холера, дифтерия, скарлатина, корь, грипп).

Эпидемический процесс заключается в непрерывной передаче заболевания в коллективе. Иначе говоря, для возникновения эпидемического процесса необходимы три фактора (или условия):

источник возбудителя инфекционного процесса или причины неинфекционного заболевания (фекально-оральный (реализуется через водный, пищевой или контактно-бытовой путь) (например, при дизентерии и брюшном тифе);

воздушно-капельный (например, при гриппе);

трансмиссивный (при малярии и сыпном тифе);

контактный (при СПИДе, бешенстве).)

механизмы передачи

восприимчивые к заболеванию люди .

В системе социальной работы в настоящее время все большее значение приобретает социальная медицина, которая тесно связана с медицинским направлением социальной работы.

Наука о закономерностях развития здоровья общества и здравоохранения. Социальная медицина (общественная гигиена) находится на стыке различных наук — медицины, гигиены, и др. Гигиена (от греч. здоровый) — наука, изучающая влияние разнообразных факторов окружающей среды (в том числе и производственной) на здоровье человека, его работоспособность, продолжительность жизни.

Социальная гигиена (медицина) изучает воздействие социальных условий на здоровье населения, а также влияние на здоровье людей социологических и экономических факторов. Социальная медицина, в отличие от медицины как науки, изучает здоровье не отдельных людей, а здоровье определенных социальных групп населения, здоровье общества в целом в связи с условиями жизни. Н. А. Семашко говорил: «Социальная гигиена — это наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины... основная задача социальной гигиены состоит в том, чтобы глубоко изучить влияние социальной среды на здоровье человека и разрабатывать эффективные меры по устранению вредных влияний среды».

До недавнего времени синонимом понятия «социальная медицина» являлось понятие «социальная гигиена». Существовало еще несколько названий: «социальная гигиена и организация здравоохранения», «медицинская социология», «профилактическая медицина», «общественное здравоохранение» и т. д.

Социальная медицина непосредственно связана с социальными процессами в обществе, медициной и здравоохранением; она занимает промежуточное положение между социологией и медициной. Поэтому социальная медицина изучает социальные проблемы в медицине и медицинские проблемы в других науках.

Главным направлением в социальной медицине является изучение социальных отношений в обществе, которые связаны с жизнедеятельностью человека, его образом жизни; социальных факторов, влияющих на здоровье. Это определяет разработку мер по охране здоровья населения и повышению уровня общественного здоровья.

Социальная медицина изучает проблемы здоровья населения, организацию, формы и методы медико-социальной помощи населению, социальную и экономическую роль здравоохранения в обществе, теорию и историю общественного здравоохранения, организационно-управленческие основы и принципы экономики планирования и финансирования медико-социальной помощи населению.

Объектом медицинского направления социальной работы являются люди, социально дезадаптированные, как правило, страдающие каким-либо хроническим заболеванием, имеющие физические недостатки или социально-значимые болезни.

Клиентами специалиста по социальной работе чаще всего являются инвалиды и престарелые, которые кроме социальных услуг нуждаются и в медицинских, но эти услуги особые и отличаются от той помощи, которую оказывают медицинские работники практического здравоохранения. Как правило, именно клиентам специалистов по социальной работе необходима социально-медицинская помощь.

Изучая влияние социальных факторов и условий на здоровье населения и его отдельных групп, социальная медицина обосновывает рекомендации по устранению и предупреждению вредного влияния социальных условий и факторов на здоровье людей, т. е. на научных достижениях социальной медицины базируются социальные меры здравоохранения.

Методы , которые применяются в социальной медицине, очень разнообразны: социологический (основанный на анкетировании и интервьюировании), экспертный (для исследования качества и результативности медицинской помощи), метод математической статистики (в том числе и метод моделирования), метод организационного эксперимента (создание учреждений с новыми формами медицинской помощи на определенных территориях) и т. д.

Краткий исторический очерк социальной медицины

Основы социальной медицины (общественной гигиены) возникли так же давно, как и личная гигиена.

Зачатки гигиенических навыков появились еще у первобытного человека: обустройство жилища, приготовление пищи, оказание примитивной взаимопомощи, захоронение умерших и т. д. По мере развития первобытного общества накапливались знания о явлениях природы, о болезнях, о мерах по оказанию помощи. Постепенно выделялся круг лиц, обладающих медицинскими и гигиеническими знаниями: шаманы, колдуны, знахари и пр., которые занимались лечением путем заклинаний, колдовства, использования средств народной медицины. В период матриархата забота о здоровье семьи перешла к женщинам, которые использовали в медицинских целях средства природы животного и растительного происхождения, различные лечебные манипуляции, родовспоможение и т. д.

С образованием племенных союзов их правители также уделяли внимание здоровью соплеменников: принимали санитарные меры, предохраняющие от эпидемий (чисто эмпирическим путем), содействовали обучению лекарей и т. п.

Археологические находки свидетельствуют о том, что в государствах Древнего мира (Египте, Месопотамии, Вавилоне, Индии, Китае) школы для лекарей использовались не только для оказания чисто медицинской помощи, но и для оказания помощи бедным, для санитарного надзора за состоянием рынков, колодцев, водопровода и т. д. Предпринимались попытки государства регламентировать деятельность медиков: гигиенические предписания содержались в законодательных актах, религиозных книгах (особенно их много в Талмуде и Коране). Одним из древнейших законодательных актов прошлого считается базальтовый столб с нанесенными на нем текстами законов царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.). Среди прочих на этом столбе есть законы о поощрении и наказании врачей за результаты лечения. Следует отметить, что при оценке медицинской помощи учитывалось материальное положение пациентов: за одну и ту же медицинскую помощь богатый пациент платил в несколько раз больше, чем бедный. И наоборот, в случае неудачного лечения богатого пациента наказание врача было более строгим — при неудачном лечении раба е врача взимали денежный штраф, а в случае неудачного лечения богатого отсекали руку.

В древнегреческих городах-государствах деятельность врачей также регламентировалась. В законах Ликурга (Спарта) говорится о регламентации работы врачей: например, специальные чиновники-эфоры должны были отбирать здоровых младенцев, а больных убивать. Эти чиновники также строго следили за соблюдением гигиенических правил, установленных в Спарте, в процессе подготовки воинов. Древние греки внесли свой вклад и в понимание здорового образа жизни и его значение для здоровья. Так, Гиппократ написал трактат «О воздухах, водах и местностях», в котором описывает влияние природных условий, обычаев и традиций на здоровье и болезни.

Законами Древнего Рима (Законами 12 таблиц) предусматривались меры санитарного характера: запрещение пользования водой из загрязненного источника, контроль за пищевыми продуктами на рынках, соблюдение правил захоронения, выполнение требований по устройству общественных бань и т. д. (за всем этим следили специальные чиновники-эдилы). Города обязывали нанимать и содержать так называемых «народных врачей», в обязанности которых входила охрана здоровья населения. Четко организованная медицинская служба была и в римской армии, причем врачи когорт, легионов, военных госпиталей не только занимались лечением раненых и больных, но и следили за санитарным состоянием армии, г. е. выполняли обязанности по охране здоровья воинов. Римские водопроводы и бани до сих пор свидетельствуют о высокой гигиенической культуре античности. Античные храмы также служили местом лечения. В Древней Греции лечебницы при храмах назывались асклейпеонами в честь бога врачевания Асклепия. Имена детей Асклепия — Гигея, Панацея — стали нарицательными (гигиена означает здоровый, панацея — несуществующее лекарство от всех болезней). Положение врача в Древнем мире было почетно. «Стоит многих воителей смелых один врачеватель искусный», — говорит великий Гомер в «Илиаде». Юлий Цезарь предоставлял римское гражданство всем, кто изучат медицину. Сложную проблему для древних государств представляли собой эпидемии и войны. Борьба с инфекционными заболеваниями способствовала развитию представлений о связи между условиями жизни и здоровьем. В Византии в городах также нанимали и содержали «народных врачей» до VIII-IX вв., а затем там стали открывать больницы для бедных.

В Средние века в связи с широким распространением заразных болезней были разработаны и законодательно оформлены противоэпидемические мероприятия: изоляция больных, карантин, сжигание вещей и жилищ заболевших, запрещение хоронить умерших в черте городов, надзор за водоисточниками, устройство лепрозориев и т. д. Но законодательные акты того времени носили местный характер, т. е. медицинское дело до XVI в. управлялось и регламентировалось не центральной государственной властью, а лишь местными светскими и религиозными властями. Во многом это было связано с историческими условиями того времени, в частности с феодальной раздробленностью враждующих между собой княжеств. Это приводило к тому, что в период эпидемий применяемые меры были малоэффективными из-за их разобщенности. Заметную роль в развитии общественной медицины сыграли взгляды ранних социалистов-утопистов (Томаса Мора, Томмазо Кампанеллы и др.), которые в своих трудах, излагая представления об идеальном обществе, большое внимание уделили режиму груда, гигиене, здоровому образу жизни, питанию и т. д.

Дальнейшее развитие социально-гигиенических взглядов связано с возникновением профессиональных заболеваний в период появления мануфактур. Именно тогда врачи обратили внимание на связь между характером труда и особенностями профессиональных заболеваний (в первую очередь у горняков и металлургов).

Основоположником учения о профессиональных болезнях был итальянский профессор клинической медицины Бернардино Рамаццини, создавший в 1700 г. труд «О болезнях ремесленников», в котором он описывал условия работы и соответствующие заболевания рабочих различных профессий.

Впервые вопрос об общественном здоровье был освещен в законе — Декларация прав человека и гражданина, принятом Учредительным собранием Франции во время Великой французской революции. Здоровье населения рассматривалось как . Этот подход к здравоохранению продиктовал и те реформы, которые были подготовлены комиссией под руководством знаменитого деятеля Французской революции, врача по образованию. Кабаниса (Марат и Робеспьер тоже были врачами). Эта комиссия подготовила также реформы медицинского образования, сделав его доступным для простых людей. Согласно этой реформе медицинские школы в Париже, Монпелье и других городах были преобразованы в школы здоровья, в которых были открыты кафедры гигиены (одна из них даже называлась кафедрой социальной гигиены).

Постепенно создавались условия для организации национальных систем и служб здравоохранения. Первая реформа, касающаяся медицинских учреждений всего государства, была проведена во Франции в 1822 г., когда при Министерстве внутренних дел был учрежден Высший медицинский совет, а в провинциях — соответствующие комитеты и комиссии. Эта структура медицинского управления стала прообразом аналогичных служб в других странах Европы: в Англии под влиянием общественного движения для сохранения рабочей силы в 1848 г. было учреждено Главное ведомство общественного здоровья и принят «Закон об общественном здоровье», организованы санитарные советы и т. д. Толчком к возникновению общественного движения послужила деятельность санитарных инспекторов: Эшли, Чедвика, Саймона (на их труды ссылались в своих работах К. Маркс и Ф. Энгельс), которые показали тяжелые условия труда рабочих.

В 1784 г. в Германии впервые В. Т. Pay ввел термин «медицинская полиция», включив в это понятие наблюдение за здоровьем населения, надзор за госпиталями и аптеками, предупреждение эпидемий, просвещение населения и т. д. Идея «медицинской полиции» в дальнейшем была развита прогрессивным венгерским врачом 3. П. Хусти. Наряду с «медицинской полицией» важную роль в развитии социальной гигиены сыграли меди- ко-топографические описания, получившие широкое распространение в конце XVIII — начале XIX в., которые были широко распространены во многих странах.

Особенное влияние на развитие социальной медицины в XIX в. оказали взгляды Ж. Гирсна, одного из социалистов-утопистов, который сформулировал понятие социальной медицины как объединение медицины и общественной деятельности.

В 60-х гг. XIX в. были созданы международные договоренности о мерах борьбы с инфекционными заболеваниями. В 1861 г. в Александрии был учрежден первый Международный карантинный совет, что явилось одним из первых мероприятий по охране общественного здоровья, носящего международный характер.

В Германии в 80-90-х гг. XIX в. были приняты законы по социальному страхованию, в которых предусматривалось финансирование из трех источников: прибыль предприятий, взносы трудящихся, средства госбюджета.

В Америке развитие социально-гигиенических идей шло с запозданием, что связано с притоком эмигрантов. Развитию социально-гигиенических идей в Америке способствовало учреждение в 1839 г. Американской статистической ассоциации. В 1851 г. врач из Нового Орлеана Дж. К. Саймоне на основании статистических данных впервые сделал попытку выяснить стоимость болезни и смерти в своем городе и снизить эту стоимость путем оздоровления условий жизни бедняков.

К концу XIX в. общественная гигиена (социальная медицина) сформировалась как наука, изучающая влияние социально-экономических факторов на здоровье различных групп населения. Во многих странах, в том числе и в России, стали создаваться научные общества по проблемам общественного здравоохранения, так как появились специалисты в области социальной медицины, занимающиеся и практикой, и научными исследованиями. Так, в 1905 г. в Германии было учреждено Общество социальной гигиены и медицинской статистики, которое занималось вопросами охраны здоровья детей, борьбы с туберкулезом и алкоголизмом и т. п.

В начале XX в. социальная гигиена окончательно оформилась как предмет преподавания в высших медицинских учебных заведениях. Первые курсы по социальной гигиене были организованы в Венском (1909) и Мюнхенском (1912) университетах. В течение первой четверти XX в. в нескольких городах Германии были открыты академии социальной гигиены. Одним из основоположников социальной гигиены был Альфред Гротьян, «врач-социалист», как он себя называл. Именно он в 1902 г. начал читать курс лекций но теме «Социальная медицина» в Берлинском университете. В своей книге «Социальная патология» он писал: «...задачей социальной гигиены является изучение всех сторон общественной жизни и социальной среды с точки зрения их влияния на человеческий организм и на основе этого изучения — поиск мероприятий, которые... не должны иметь всегда только чисто медицинский характер, но могут захватывать часто и область социальной политики или даже общей политики». Работы А. Гротьяна и его сподвижников получили широкое распространение в других странах. С 1919 г. во Франции в высших школах открылись курсы социальной гигиены, организовался первый во Франции Институт гигиены и социальной медицины. В Бельгии в 1930-е гг. социальная медицина входила в курс обучения менеджеров здравоохранения, а социальная гигиена — студентов высших медицинских школ. В Италии по социальной медицине были изданы руководства. Идеи социальной медицины получили широкое распространение и в Великобритании, когда в годы Второй мировой войны были организованы первые кафедры социальной медицины (в Оксфорде, Эдинбурге, Манчестере и других городах), а также Институт социальной медицины. В США первые научные работы о связи болезней с социально-экономическими условиями жизни людей появились в 1911 г. Выдающийся американский гигиенист Г. Сигерист в своих научных трудах утверждал, что медицина должна изменяться в сторону слияния лечебной и профилактической помощи, что врач нового поколения должен стать врачом социальным.

В последнее время в западных странах наблюдается тенденция к разделению социальной медицины как науки и предмета преподавания на две дисциплины: социальная медицина (готовит специалистов в области общественного здравоохранения, разрабатывающих меры по охране и восстановлению здоровья населения) и менеджмент в здравоохранении (готовит специалистов в области управления органами и учреждениями здравоохранения).

История отечественной медицины повторяет основные этапы развития социальной медицины в мире.

На протяжении многих веков главная роль в социальной помощи отводилась церкви. Так, киевский князь Владимир в 999 г. приказал духовенству заниматься общественным призрением. Монастыри содержали больницы, богадельни, детские приюты. Оказываемая монастырями помощь была бесплатной. Так продолжалось почти пять столетий (писцовые книги свидетельствуют о существовании богаделен почти во всех монастырях и при многих церквях).

Мысль о развитии государственной помощи обездоленным была впервые высказана Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть не только больницы, но и богадельни и приюты.

В 1620 г. учреждается Аптекарский приказ — высший административный орган, в ведении которого находилось медицинское и аптечное дело. Фактически произошло отделение медицины от религии, хотя еще долго медицина несла на себе печать религиозности: первые русские врачи, выпускники Московского университета, имели медицинское и духовное образование.

Большой вклад по формированию мер общественного призрения в определенную систему сделал Петр I. Указы Петра I охватывали почти все проблемы общественного призрения. Виды оказываемой помощи различались в зависимости от нужд. В 1712 г. Петр 1 требует повсеместного устройства госпиталей для «увечных и самых престарелых, не имеющих возможностей снискать пропитания трудами», вменяет в обязанность городским магистратам заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана целая сеть социальных заведений: смирительных домов, прядильных домов и т. д.

Начинания Петра I были продолжены Екатериной Второй. Так, в 1775 г. была основана государственная система общественного призрения. Законодательным актом, получившим название «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи», на каждой самоуправляемой территории создавались особые административные органы — приказы общественного призрения, которым вверялись народное образование, здравоохранение, общественная благотворительность. Приказам надлежало «попечение и надзирание об учреждениях и прочном основании народных школ... сиротских домов... гоcпиталей или больниц... богаделен для мужского и женского пола убогих, увечных...».

Большой вклад в развитие социально-гигиенических взглядов внес М. В.Ломоносов в известном письме «О сохранении и размножении российского народа» (1761), в котором сделана попытка подхода к проблемам общественного здоровья и народонаселения с социально-гигиенических позиций. В этом же письме Ломоносов предложил меры по снижению заболеваемости и смертности населения, повышению рождаемости, улучшению медицинской помощи и санитарному просвещению.

Большой вклад в становление и развитие социальной медицины внес и первый профессор медицинского факультета Московского университета С. Г. Зыбелин. Он впервые в России поднял вопрос о влиянии социальных факторов на заболеваемость, рождаемость и смертность населения.

В диссертации воспитанника Московской госпитальной школы И.Л.Данилевского «О наилучшем медицинском управлении» высказывалась мысль, актуальная и сейчас: необходимость использования школ в качестве важнейшего этапа санитарного просвещения. В своей работе автор предложил преподавать в школе основы сохранения здоровья. В этой же работе И.Л.Данилевский доказывал, что искоренение причин болезней зависит не от врачей, а от государственной власти.

Идеи И.Л.Данилевского об ответственности государства за охрану здоровья населения соответствовали идее «медицинской полиции», предложенной И. П. Франком в работе «Система полной медицинской помощи».

Профессор медицинского факультета Московского университета Е. О. Мухин предлагал, чтобы «медицинская полиция» разрабатывала административные меры против вредных для здоровья влияний.

И. Ю. Велцин в книге «Начертание врачебного благоустройства, или О средствах, зависящих от правительства к сохранению народного здоровья» (1795) говорил о том, что через «медицинскую полицию» государство должно заботиться о здоровье населения с целью укрепления могущества государства. Этому были посвящены диссертация Н. Н. Рождественского «Рассуждения о мерах правительства к сохранению жизни и здравия народа» (1830), труд К. Гелинга «Опыт гражданской медицинской помощи, примененной к законам Российской империи» (1842) и др.

Выдающиеся русские врачи М. Я. Мудров, Е. Т. Белопольский внесли большой вклад в формирование военной гигиены как раздела медицинской помощи.

С конца XVIII в. в России началось преподавание основ медицинской помощи совместно с судебной медициной. В 1775 г. профессор медицины Ф. Ф. Керестурн выступил с актовой речью «О медицинской полиции и ее использовании в России». В начале XIX в. курс «медицинской полиции» был введен в Петербургской медико-хирургической академии. В 1845 г. было предложено выделить в особую кафедру общую государственную медицину, которая состояла бы из двух курсов: всенародная гигиена и всенародная медицина (1-й курс), врачебное законоположение и судебная медицина (2-й курс).

В России наряду с «медицинской полицией» в развитии социально-гигиенических взглядов сыграли роль медико-тоиографические описания, которые в XIX-XX вв. составлялись по результатам многочисленных экспедиций Академии наук. Сената, Вольного экономического общества. Как правило, эти описания проводились по специально разработанным анкетам, в которых были представлены сведения о санитарном состоянии населения, заболеваемости, о причинах болезней и их лечении и т. д.

С 1797 г. составление этих описаний вошло в обязанность уездных лекарей и инспекторов врачебных управ. Следовательно, с начала XIX в. в России проводилось исследование санитарного состояния населения.

В 1820 г. была издана монография Г. Л. Аттенгофера «Медико-топографическое описание Санкт-Петербурга, главного и столичного города Российской империи». В этой монографии приведены таблицы смертности с показателями на 1000 чел. В 1832 г. был издан труд экономиста-статистика В. П. Андросова «Статистическая записка о Москве», в которой представлен социально-гигиенический анализ показателей здоровья населения.

Следовательно, можно сделать вывод, что во второй четверти XIX в. санитарная статистика, перейдя от описаний к анализу, явилась основой социально-гигиенических исследований, т. е. к этому времени в России были заложены основы социальной медицины: во многих трудах ученых подчеркивалась зависимость общественного здоровья от социально-экономических факторов.

Дальнейшему формированию социальной медицины (гигиены) способствовала земская реформа 1864 г. Согласно основным положениям этой реформы на земство было возложено попечение о «народном здравии». Появилась первая в мире система медицинского обслуживания населения, действующая по участковому принципу. Центрами оказания бесплатной медицинской помощи на селе стали сельский врачебный участок, земская больница, амбулатория, фельдшерские и акушерские пункты, санитарные врачи, уездный и губернский санитарный совет и т. д. Деятельность земских врачей носила явно социально-гигиеническое направление. Об этом говорится в работе выдающегося деятеля земской медицины И. И. Моллесона «Земская медицина»: «...причиной всех недугов являются неурожаи, жилища, воздух и т. д.».

Деятельность земских врачей активно поддерживалась научными медицинскими обществами — Казанским, Московским и др. Один из деятелей Казанского общества врачей А. В. Петров был автором термина «общественная медицина». В 70-е гг. XX в. А. В. Петров определил задачи общественной медицины: «...врачи призываются на службу целому обществу, требуется излечить общественные болезни, поднять уровень общественного здоровья, повысить общественное благосостояние». На 4-м Съезде естествоиспытателей и врачей в 1873 г. открылось новое отделение секции научной медицины — статистико-гигиеническое. В это время углубленно изучается заболеваемость населения, здоровье рабочих промышленных предприятий (исследования Эрисмана, Доброславина и др.). Результаты этих исследований заложили основу общественной гигиены (социальной медицины) как науки. Отечественные гигиенисты практиковали социальный подход к здоровью населения, связывая задачи гигиены с общественным здоровьем и здравоохранением, т. е. в отличие от сани- тарно-технической направленности Запада они придавали гигиене общественную направленность. Так, Ф. Ф. Эрисман утверждал: «Лишите гигиену общественной направленности и вы... превратите ее в труп».

Профессор Московского университета Ф. Ф. Эрисман в 1884 г. возглавил созданную им на медицинском факультете кафедру гигиены. Именно Эрисман обосновал социально-гигисни- ческую направленность работ санитарного врача: санитарный врач должен способствовать устранению неблагоприятных жизненных условий. Ф. Ф. Эрисман доказал необходимость создания в интересах охраны здоровья рабочих промышленно-сани- тарного законодательства.

К концу XIX в. наряду со здоровьем промышленных и сельскохозяйственных рабочих внимание отечественных медиков привлекла смертность, в особенности детская. Эта проблема исследовалась многими земскими и санитарными врачами. Была разработана «подворная карта» для посемейных социально-гигиенических исследований. Эти исследования позволили установить зависимость здоровья от экономических условий.

Активное развитие социальной гигиены в России во второй половине XIX в. стало возможным благодаря разработкам методик сбора материала и анализу этого материала («Схемы построения земской санитарной статистики» П. И. Куркина или «Подворные карты» А. И. Шингарева).

Формирующаяся в России социальная гигиена как наука стала предметом преподавания. В Киевском университете еще в 1865 г. читался курс социальной гигиены. В 1906 г. в Киеве был введен самостоятельный курс «Основы социальной гигиены и общественной медицины». С 1908 г. курс «Социальная гигиена и общественная медицина» читался в Петербурге.

Таким образом, в начале XX в. в России сформировались основы социальной гигиены как науки и были заложены ее основы как предмета преподавания.

С 1920 г. центром социальной гигиены в России стал Институт социальной гигиены. Первый нарком здравоохранения Н.А.Семашко был социал-гигиенистом, его заместитель 3. П. Соловьев — известным деятелем общественной медицины.

В 1922 г. при участии Н. А. Семашко была организована кафедра социальной гигиены с клиникой профессиональных болезней в Первом Московском университете. Через год подобные кафедры были организованы и в других университетах. С 1922 г. стали издаваться первые учебники и учебные пособия по социальной гигиене (медицине), переводиться на русский язык научные труды зарубежных социал-гигиенистов. С 1922 по 1930 г. издавался журнал «Социальная гигиена».

Репрессии и ссылки 1930-х гг. нанесли развитию социальной гигиены серьезный урон, так как социальная гигиена была лишена в то время самого необходимого — информации, поскольку статистические исследования были закрыты. Несмотря на это усилиями отечественных ученых-гигиенистов социальная гигиена как наука продвигалась вперед, о чем свидетельствуют социально-гигиенические, медико-демографические и эпидемиологические исследования. Накануне Великой Отечественной войны кафедры социальной гигиены были переименованы в кафедры организации здравоохранения, что ограничило круг проблем предмета. В 1946 г. был создан Институт социальной гигиены и организации здравоохранения имени Н. А. Семашко, а в 1966 г. он был преобразован во Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения (сейчас НИИ социальной гигиены, экономики и управления здравоохранения имени Н. А. Семашко РАМН). В этом институте проводятся комплексные исследования по изучению обшей заболеваемости (по данным обращаемости), заболеваемости с временной утратой трудоспособности, госпитализации и посещаемости поликлиник населением. Эти исследования позволяют разработать нормативы лечебно-профилактической помощи населению в целом или отдельным группам.

В годы перестройки, политических и социально-экономических реформ направление социальной гигиены несколько изменилось. На первый план выходят вопросы управления в новых условиях хозяйствования, экономические и финансовые проблемы, медицинское страхование, правовое регулирование деятельности медицинских работников, защита прав пациентов и т. д. (Приложение 1).

Встал вопрос о соответствии названия кафедр новым социально-экономическим условиям. Решением Всесоюзного совещания заведующих кафедрами (Рязань, март 1991 г.) рекомендовалось переименовать кафедры социальной гигиены в кафедры социальной медицины и организации здравоохранения, т. е. отразилось более широкое понимание предмета, включающее в себя широкий круг проблем по охране здоровья населения и управлению децентрализованной системой здравоохранения в условиях перехода к рыночной экономике.

В настоящее время одной из главных задач является подготовка социал-гигиенистов и организаторов здравоохранения (менеджеров здравоохранения). Создана не только система подготовки менеджеров здравоохранения, но и менеджеров сестринского дела (сестер с высшим медицинским образованием).

Следовательно, социальная медицина и организация здравоохранения на рубеже XX-XXI вв. вновь находится в состоянии развития, когда совершенствуется содержание предмета, что, возможно, повлечет уточнение или изменение его названия.

ВВЕДЕНИЕ

Социальная медицина занимает одно из главных мест в подготовке социального работника в современном обществе. Она является самостоятельной дисциплиной, как в структуре медицинского знания, так и в системе социальной практики.

Предмет социальной медицины - общественное здоровье. Это сложное, внутреннее детерминированное и структурированное понятие. Оно включает в себя различные аспекты состояния общества и факторы, определяющие его форму и содержание. К предметам социальной медицины относится так же понятие здоровье общества.

Общественное здоровье имеет конкретный социально-медицинский смысл, обусловленный разными видами нарушения социальной структуры, например, психическими эпидемиями, криминальными толпами, суицидом, демографическими сдвигами в обществе, криминализации общественных отношений и т.д.

Здоровье общества - это прежде всего моральные и деонтологические оценки, с точки зрения социального врача, состояния общества в целом. Сюда же относится откровенное публичное жульничество вокруг здоровья общества в целом и отдельных его граждан.

В «Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан» записано, что право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи.

Итак, предметом социальной медицины являются общественное здоровье и здоровье общества, нетождественные понятия, отражающие общественные состояния и процессы в обществе с медицинской точки зрения.

Сложившаяся в России государственная система здравоохранения сформировалась в первые десятилетия XX столетия. Поэтому для того, чтобы понять происходящие в ней перемены, необходимо обратиться к истории создания и функционирования системы охраны здоровья в Советской России и СССР.

1. ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ МЕДИЦИНЫ

Возникновение социологии медицины разные авторы относят к разным датам. Немецкий ученый М. Suss считает, что впервые социологический анализ места здравоохранения в обществе был проведен в работе известного автора трудов по политической экономии W. Petty "Политическая арифметика" (1690). Профессор К. Winter относит начало медицинской социологии к середине нашего века, а советские авторы И.В. Венгрова и Ю.А. Шилинис связывают начало социологии медицины с именем Мак-Интайра (1895).

Существует пять этапов становления социальной медицины это:

1. Ранний период (зарождение дисциплины) XVII - XIX вв.

2. Период формирования (начало XX века -до 1 мировой войны)

3. Период становления (20-е - 40-е гг. XX века, период между I и II мировыми войнами)

4. Период развития как самостоятельной дисциплины (50-80-е гг. XX века)

5. Современный период состояния науки (с 90-х гг. до настоящего времени).

Остановимся на двух последних.

  1. Период развития как самостоятельной дисциплины

Социология медицины рассматривалась многими учеными как часть социологии, как часть медицины, как наука "на стыке" социологии и медицины.

После долгих дискуссий специальность получила свое современное название "социология медицины".

На IV Всемирном социологическом конгрессе "Общество и социология" в Милане (Италия) в 1959 году была впервые организована секция социологии медицины, председателем которой стал член-корреспондент АН СССР И.И. Гращенков, представивший доклад "Здоровье и социальное благополучие".

По обобщенным материалам Всемирных конгрессов социологов (50-60-е гг. XX века) в области социологии медицины рассматривались следующие группы вопросов: роль факторов внешней среды в механизме возникновения, развития и исхода болезней (урбанизация, санитарно-технические условия на производстве, состояние профилактики); анализ причин заболеваний в различных социальных группах; оценка различных предупредительных мер; анализ деятельности лечебно-профилактических учреждений; роль общества в заболеваемости населения.

В отечественной науке в 50-60-е гг. на страницах периодических изданий, на заседаниях научных обществ, кафедрах проводились научные дискуссии по актуальным темам, имеющим отношение к социологии медицины: о социальных проблемах медицины; о роли и взаимодействии социального и биологического в медицине; о роли и месте социальной гигиены; критика буржуазной медицинской социологии и социальной гигиены; философские проблемы медицины; диалектический материализм и медицина; народное здоровье и социология, социологические проблемы современной медицины.

1.2 Современный период состояния науки

Толчком для быстрого развития социологии медицины послужила научно-техническая революция и связанное с ней изменение социальной и природной экологии существования человека. Стремительное проникновение научно-технического прогресса во все сферы общественной жизни, вовлечение в ее орбиту многомиллионных масс людей привело к коренному изменению образа жизни людей, их психологии, сложившихся стереотипов поведения, представлений о болезни и здоровье.

Принципиально важным этапом в развитии социологии медицины в России стало введение начиная с 2000 года в Номенклатуру специальностей научных работников соответствующего шифра и наименования дисциплины: 14.00.52.; "Социология медицины"; отрасли науки, по которой присуждается ученая степень - медицинские, социологические.

Это стало естественным итогом "десятилетия социологии" в здравоохранении. Так можно определить значительно возросшее в 90-е годы число социологических исследований по самым разнообразным проблемам медицины в целом и здравоохранения в частности.

Проводится работа по систематизации, совершенствованию методологического аппарата, подготовки кадров и планирования социологических исследований. Начата подготовка кадров на кафедре экономики и социологии здравоохранения в ММА им. И.М.Сеченова.

В настоящее время в компьютерной базе данных кафедры имеется библиографический список около 4000 наименований, отражающий все направления исследования в социологии медицины, как современной научной дисциплины.

Современная социология медицины - это наука о медицине как социальном институте, функционировании и развитии этого института через его составные элементы, изучающая социальные процессы, протекающие в данном институте.

Исходя из социологической концепции здоровья устава ВОЗ, которая определяет, что здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и инвалидности, и при этом существенным условием здоровья является способность к гармонической жизни в постоянно изменяющемся окружении. Можно выделить факторы интеграции медицины и социологии, способствующие формированию социологии медицины в России как самостоятельной научной дисциплины: состояние социальной аномии в обществе в условиях возвращения к принципам рыночной экономики; потребность социологического осмысления роли и места системы охраны здоровья в жизни общества, использование социологических методов исследования в здравоохранении; изменение демографических процессов и структуры заболеваемости (постарение населения, естественная убыль, хронизация заболеваний и др.); потребность в использовании социологических подходов для изучения и лечения заболеваний.

2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНЫ

Публичная медицина.

Имеет дело в основном с клиентами - юридическими лицами. Занимается проблемами здоровья трудовых коллективов, прогнозированием и социометрикой изменений психосоматических статусов и соответственно функционирования членов трудовых коллективов. Решает задачи защиты и сохранения общественного здоровья при различных рабочих ситуациях, а так же при изменениях статуса трудового коллектива. Публичная медицина прямо занимается предотвращением и погашением современных психических эпидемий, в какой бы сфере они не развивались - будь то политика, идеология, религия, псевдокультура.

Общественная медицина.

Основные причины, по которым обращаются люди к общественному врачу - проблемы и ситуации, которые возникли после перенесения человеком заболевания, личной трагедии, насилия, террора; для профилактики таковых путем изучения и постижения проблемы и ситуации, с которыми может столкнуться клиент. Общественный врач также помогает клиенту решать его любые проблемы и задачи, которые могут вызвать заболевания у него или его родственников.

Социологическая медицина.

Это направление возникло как самостоятельная ветвь социальной медицины в связи с научно-практическими достижениями прежде всего в области медицины, медицинской генетики, медицинской электронной технологии. С другой стороны социологическая медицина изучает и анализирует непонятные врачам и биологам явления, такие, например, как глобальное постарение населения и резкий рост численности страдающих болезнью Альцгеймера.

Военная социальная медицина.

Военная социальная медицина должна изучать:

а) моральное и психофизическое состояние всех и каждого, участвующих в походах, в боевых действиях, после боевых действий.

б) различные параметры оценок людей и местности, где происходили боевые действия.

Военная социальная медицина находиться в настоящее время в стадии становления и выработки методов исследования и помощи лицам, являющимся с точки зрения клинической медицины здоровыми, но с выраженным снижением качества жизни и адаптационным синдромом, проявляющимся физическими и психическими стигмами, а также стигмой мутации.

2.1 Препятствия в развитии

Со времен великих походов на иноверцев и завоеваний чужих земель всегда возникали такие страшные явления, как разруха, голод, человеческие жертвы, потеря крова, трудоспособности или трудовой востребованности и многое другое. Разруха касалась идеологии и нравственности. В таких условиях любая конкретная медицинская проблема оказывалась социально отягощенной. Самое страшное, что приносят войны и революции с собой - это разрушение социально-психологической защиты и населения в целом, и конкретных людей в частности.

Есть и отдаленные последствия, время проявления которых трудно или даже невозможно предсказать. Это социальные факторы, закрепляемые биологически, т.е. формирующие генофонд. Речь идет о вырождении или о мутации всего живого и растительного, как следствии социальных катаклизмов. Это лишь основные аспекты медико-социальных проблем, возникающих в результате революций и войн.

За период распада СССР многое, что произошло, не могло не отразиться на состоянии здоровья народа. Резко изменились в негативную сторону демографические показатели. Появились новые социальные контингенты сограждан - бомжи, мигранты, вынужденные переселенцы, беспризорные дети.

Отсюда вытекает, что построение нового здравоохранения в современной России должно начаться с организации институтов социальной медицины. Только таким путем можно исправить современное положение вещей, касающихся общественного здоровья в России.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современное состояние в структуре социальных служб служит предпосылкой для создания новых форм и методов работы. Для успешного решения задач необходимо значительно расширить и улучшить систему реабилитации. Старые методы и формы организации лечебного процесса не удовлетворяют ни больных, ни их родственников, больные предпочитают лечиться в поликлиниках, стационарах либо в домашних условиях.

Недостаточность предоставляемых медико-социальных услуг накладывает отпечаток на эффективность всех реабилитационных мероприятий. Выявление основных противоречий между реально сложившийся практикой медико-социальной реабилитации и потребностями клиентов, является актуальной задачей на сегодняшний день, особенно для учреждений социальной защиты. Современные подходы к оказанию подобного вида социальной помощи различны и многообразны, и для предоставления эффективной медико-социальной реабилитации необходимо определить уровень удовлетворенности потребителей медико-социальных услуг.

Список литературы:

  1. Козлова Т.З. Социальное время пенсионеров/ТЗ Козлова//СОЦИС. - 2002. - № 6. -С.

2. Матвейчев О. Гражданское общество и государство. Модели взаимодействия // Логос. 2005. №3. С. 124.

3. Социальная медицина: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 254 с.

4. Решетников А. В. Методология исследований в социологии медицины. - М., 2000.- 238с.