Требования к транспортировке легковоспламеняющихся жидкостей. Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом по новым правилам. Окисляющие вещества и органические перекиси

03.03.2020

6.3. Легковоспламеняющиеся жидкости

6.3.1. Легковоспламеняющимися жидкостями считаются жидкости, давление паров которых при температуре +50 град. С составляет не более 300 кПа (3 бара), а температура вспышки - не более 100 град. С.
6.3.2. Легковоспламеняющиеся жидкости из числа перекисляющихся (эфиры и некоторые гетероциклические кислородные вещества) допускаются к перевозке в том случае, если содержание перекиси в них не превышает 0,3%.
6.3.3. Аптекарские, москальные, парфюмерные товары и другие смеси, содержащие горючие вещества, относятся к опасным грузам в случае, если температура вспышки этих смесей ниже 100 град. С.

6.4. Легковоспламеняющиеся вещества

6.4.1. Вещества, выделяющие при соприкосновении с водой легковоспламеняющиеся газы, должны перевозиться в герметичной таре на транспортном средстве с закрытым кузовом. В товарно - транспортной накладной на перевозку легковоспламеняющегося вещества обязательно делается пометка «Загорается от воды».
6.4.2. Легковоспламеняющиеся вещества в зависимости от вида упаковываются: натрий металлический и другие щелочные металлы упаковываются в герметично закупоренные железные банки, заполненные маловязким минеральным маслом или керосином, весом до 10 кг и в железные бочки весом до 100 кг; белый и желтый фосфор перевозится в воде в металлических запаянных банках, которые упаковываются в деревянные ящики; красный фосфор упаковывается герметически в металлические банки типа 1 или 3 - ГОСТ 5044-79 «Барабаны стальные тонкостенные для химических продуктов. Технические условия» (Стандарт СЭВ 3697 - 82). Вес банок не более 16 кг. Герметичность банок достигается применением прокладочных материалов. Снаружи банки покрывают антикоррозионным покрытием; банки для перевозки упаковываются в деревянные ящики или фанерные барабаны. Общий вес одного грузового места допускается не более 95 кг; кинолента, рентгеновская пленка и другие аналогичные грузы перевозятся в металлических коробках, уложенных в металлические ящики, общий вес упаковки до 50 кг; карбид кальция и другие аналогичные грузы упаковываются в железные барабаны. Вес упаковки должен быть не более 100 кг; аммониевый нитрат, никриновая кислота, мочевина азотнокислая, тринитробензол, тринитробензойная кислота или тринитротолуол, влажные с содержанием воды не менее 10% или пикромат циркория, влажный с содержанием не менее 20% воды, перевозятся в стеклянной таре. Вес груза в одной упаковке должен быть не более 1 кг. Для перевозки стеклянные емкости упаковываются в деревянные ящики.
6.4.3. Сера и нафталин в расплавленном состоянии могут перевозиться в автомобилях - цистернах.
6.4.4. Цистерны, применяемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, должны изготавливаться из листовой стали толщиной не менее 6 мм или алюминиевых сплавов, обладающих такой же механической прочностью, и иметь: термоизоляцию для поддержания температуры внутри цистерны у стенок не менее 70 град. C; клапан, открывающийся внутрь или наружу под давлением от 0,2 до 0,3 кг/кв. см. Клапаны на цистерне, используемые для перевозки расплавленной серы или нафталина, могут не быть, если цистерна рассчитана на рабочее давление в 2 кг/кв. см.

6.5. Окисляющие вещества и органические перекиси

6.5.1. Окисляющие вещества и органические перекиси могут перевозиться в стандартной заводской упаковке.
6.5.2. При погрузке - разгрузке и перевозке окисляющих веществ и органических перекисей во избежание самовозгорания, пожара или взрыва необходимо избегать их засорения или смешивания с древесными опилками, соломой, углем, торфом, мучной пылью и другими органическими веществами.
6.5.3. При погрузке, разгрузке и перевозке легко разлагающихся перекисей должен обеспечиваться следующий температурный режим: технические чистые перекиси диоктаноила и дикаприлила - не выше +10 град. C; перекись ацетил-циклогексансульфонила - -10 град. C; пероксидикарбонта диизопропила - +20 град. C; перпивалт третбутила - -10 град. C; с флегматизатором - +2 град. C; с растворителем - -5 град. C; перекись 3,5; 5-триметилгенсаноила в растворе с замедлителем (20%) - 0 град. C; технически чистая перекись бис-деканойна - +20 град. C; технически чистая перекись диперларгонила - 0 град. C; технически чистый пер-2-этилгенсаноат бутила - +20 град. C; пероксидикарбонат бис-этила-2-генсила с замедлителем или растворителем (55%) - 10 град. C; перизонитрат третичного бутила с растворителем (25%) - +10 град. C;
6.5.4. Автомобили - фургоны с изотермическим кузовом, используемые для перевозок органических перекисей, должны отвечать следующим требованиям: обеспечивать температурный режим в соответствии с пунктом 6.5.3, независимо от температуры окружающей среды; предохранять кабину водителя от проникновения в нее паров перевозимых перекисей; обеспечивать контроль за температурным состоянием перевозимых грузов из кабины водителя; иметь соответствующую вентиляцию, не вызывающую нарушение заданного температурного режима; применяемые охлаждающие вещества должны быть невоспламеняемыми. Не допускается использовать для охлаждения жидкий кислород или воздух. При использовании автомобилей (прицепов) - рефрижераторов для перевозки органических перекисей их холодильная установка должна работать независимо от работы двигателя автомобиля.
6.5.5. При перевозках легко разлагающихся перекисей на короткие расстояния разрешается применение специальных предохранительных упаковок с холодильными реагентами, обеспечивающими поддержание необходимого температурного режима в течение всего времени, затрачиваемого на перевозку и выполнение погрузочно - разгрузочных операций. 6.5.6. Перед загрузкой окисляющих веществ и органических перекисей кузова транспортных средств должны быть тщательно очищены от пыли и остатков ранее перевозимых в них грузов.

6.6. Ядовитые и инфекционные вещества

6.6.1. Ядовитые вещества принимаются к перевозке на автомобильном транспорте в заводской упаковке.
6.6.2. Перевозка особо опасных ядовитых и инфекционных веществ производится с вооруженной охраной. Допускается наличие невооруженной охраны только при внутригородских перевозках.
6.6.3. Перевозка синильной кислоты в летнее время (апрель - октябрь) производится с соблюдением мер защиты грузовых мест от воздействия солнечных лучей. При покрытии грузовых мест брезентом он должен располагаться на высоте не менее чем 20 см над перевозимым грузом.
6.6.4. Погрузочно - разгрузочные работы с ядовитыми веществами производятся с обеспечением надежной охраны, исключающей допуск в пункт погрузки (разгрузки) посторонних лиц. 6.6.5. Перевозка инфекционных веществ, перечисленных в Приложении 7,1, производится с соблюдением следующих требований: наличие вентиляции закрытых кузовов; предварительная обработка кузова транспортного средства дезинфицирующими растворами и дезодорантами, уничтожающими неприятные запахи. В зимнее время допускается перевозка инфекционных веществ в открытых кузовах.

6.7. Радиоактивные вещества

6.7.1. Перевозка радиоактивных веществ осуществляется в соответствии требованиям настоящих Правил и Правил ОПБЗ-83 (ОПБЗ - 94) и ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94), а в случае международных перевозок - Правил МАГАТЭ.
6.7.2. Номенклатура радиоактивных веществ устанавливается Правилами безопасности при транспортировании радиоактивных веществ (ПБТРВ-73 (ПБТРВ-94)).

6.8. Едкие и коррозионные вещества

6.8.1. При перевозках свинцового шлака, содержащего серную кислоту, кузов транспортного средства изнутри должен покрываться слоем картона, пропитанного парафином или дегтем, а при перевозке указанного груза под брезентом не допускается его непосредственное соприкосновение с грузом.
6.8.2. Транспортные средства, предназначенные для перевозки едких и коррозионных веществ, должны быть очищены от горючих остатков (солома, сено, бумага и т. п.).
6.8.3. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с кислотами для защиты обслуживающего персонала применяются следующие средства: противокислотный фартук; суконный костюм; резиновые перчатки; очки или маска. Работать с кислотами в одежде из хлопчатобумажной ткани без ее кислостойкой пропитки запрещается.
6.8.4. При производстве погрузочно - разгрузочных работ с щелочами используются те же защитные средства, что и при работе с кислотой, и костюм с кислостойкой пропиткой.

6.9. Вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании

6.9.1. К веществам с относительно низкой опасностью при транспортировании относятся: горючие вещества и материалы (эфиры, нефтепродукты, сера коллоидная, динитроортокрезолат аммония, жмых, рыбная мука, смолы, стружка древесная, хлопок); вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях (окислители, известь негашеная, сульфиды натрия и калия, соли аммония); слабоядовитые вещества (пестициды, изоцианиты, красители, масла технические, соединения меди, карбоната аммония, семена и плоды ядовитые, анодная масса); аэрозоли.
6.9.2. Вещества, перечисленные в пункте 6.9.1, перевозятся в соответствии общим требованиям настоящих Правил без применения системы информации об опасности.

7. Приложения

Приложение 7,1
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПАСНЫХ ГРУЗОВ ПО ХАРАКТЕРУ И СТЕПЕНИ ОПАСНОСТИ
Класс 1 - взрывчатые материалы, которые по своим свойствам могут взрываться, вызывать пожар с взрывчатым действием, а также устройства, содержащие взрывчатые вещества, и средства взрывания, предназначенные для производства пиротехнического эффекта; подкласс 1,1 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия с опасностью взрыва массой, когда взрыв мгновенно охватывает весь груз; подкласс 1,2 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, не взрывающиеся массой; подкласс 1,3 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, обладающие опасностью загорания с незначительным взрывчатым действием или без него; подкласс 1,4 - взрывчатые и пиротехнические вещества и изделия, представляющие незначительную опасность взрыва во время транспортировки только в случае воспламенения или инициирования, не дающие разрушения устройств и упаковок; подкласс 1,5 - взрывчатые вещества с опасностью взрыва массой, которые настолько нечувствительны, что при транспортировании инициирование или переход от горения к детонации маловероятны; подкласс 1,6 - изделия, содержащие исключительно нечувствительные к детонации вещества, не взрывающиеся массой и характеризующиеся низкой вероятностью случайного инициирования. Примечание. Взрывчатые смеси газов, паров и пыли не рассматриваются как взрывчатые вещества.
Класс 2 - газы сжатые, сжиженные охлаждением и растворенные под давлением, отвечающие хотя бы одному из следующих условий: абсолютное давление паров при температуре 50 град. C равно или выше 3 кгс/кв. см (300 кПа); критическая температура ниже 50 град. C. По физическому состоянию газы делятся на: сжатые, критическая температура которых ниже -10 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше -10 град. C, но ниже 70 град. C; сжиженные, критическая температура которых равна или выше 70 град. C; растворенные под давлением; сжиженные переохлаждением; аэрозоли и сжатые газы, попадающие под действие специальных предписаний; подкласс 2,1 - невоспламеняющиеся газы; подкласс 2,2 - невоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,3 - легковоспламеняющиеся газы; подкласс 2,4 - легковоспламеняющиеся ядовитые газы; подкласс 2,5 - химически неустойчивые; подкласс 2,6 - химически неустойчивые ядовитые.
Класс 3 - легковоспламеняющиеся жидкости, смеси жидкостей, а также жидкости, содержащие твердые вещества в растворе или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле 61 град. C и ниже; подкласс 3,1 - легковоспламеняющиеся жидкости с низкой температурой вспышки и жидкости, имеющие температуру вспышки в закрытом тигле ниже минус 18 град. С или имеющие температуру вспышки в сочетании с другими опасными свойствами, кроме легковоспламеняемости; подкласс 3,2 - легковоспламеняющиеся жидкости со средней температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки в закрытом тигле от минус 18 до плюс 23 град. C; подкласс 3,3 - легковоспламеняющиеся жидкости с высокой температурой вспышки - жидкости с температурой вспышки от 23 до 61 град. C включительно в закрытом тигле.
Класс 4 - легковоспламеняющиеся вещества и материалы (кроме классифицированных как взрывчатые), способные во время перевозки легко загораться от внешних источников воспламенения, в результате трения, поглощения влаги, самопроизвольных химических превращений, а также при нагревании; подкласс 4,1 - легковоспламеняющиеся твердые вещества, способные легко воспламеняться от кратковременного воздействия внешних источников воспламенения (искры, пламени или трения) и активно гореть; подкласс 4,2 - самовоспламеняющиеся вещества, которые в обычных условиях транспортирования могут самопроизвольно нагреваться и воспламеняться; подкласс 4,3 - вещества, выделяющие воспламеняющиеся газы при взаимодействии с водой.
Класс 5 - окисляющие вещества и органические пероксиды, которые способны легко выделять кислород, поддерживать горение, а также могут, в соответствующих условиях или в смеси с другими веществами, вызвать самовоспламенение и взрыв; подкласс 5,1 - окисляющие вещества, которые сами по себе не горючи, но способствуют легкой воспламеняемости других веществ и выделяют кислород при горении, тем самым увеличивая интенсивность огня; подкласс 5,2 - органические пероксиды, которые в большинстве случаев горючи, могут действовать как окисляющие вещества и опасно взаимодействовать с другими веществами. Многие из них легко загораются и чувствительны к удару и трению.
Класс 6 - ядовитые и инфекционные вещества, способные вызывать смерть, отравление или заболевание при попадании внутрь организма или при соприкосновении с кожей и слизистой оболочкой; подкласс 6,1 - ядовитые (токсичные) вещества, способные вызвать отравление при вдыхании (паров, пыли), попадании внутрь или контакте с кожей; подкласс 6,2 - вещества и материалы, содержащие болезнетворные микроорганизмы, опасные для людей и животных.
Класс 7 - радиоактивные вещества с удельной активностью более 70 кБк/кг (2 нКи/г).
Класс 8 - едкие и коррозионные вещества, которые вызывают повреждение кожи, поражение слизистых оболочек глаз и дыхательных путей, коррозию металлов и повреждения транспортных средств, сооружений или грузов, а также могут вызывать пожар при взаимодействии с органическими материалами или некоторыми химическими веществами; подкласс 8,1 - кислоты; подкласс 8,2 - щелочи; подкласс 8,3 - разные едкие и коррозионные вещества.
Класс 9 - вещества с относительно низкой опасностью при транспортировании, не отнесенные ни к одному из предыдущих классов, но требующие применения к ним определенных правил перевозки и хранения; подкласс 9,1 - твердые и жидкие горючие вещества и материалы, которые по своим свойствам не относятся к 3-му и 4-му классам, но при определенных условиях могут быть опасными в пожарном отношении (горючие жидкости с температурой вспышки от +61 град. C до +100 град. C в закрытом сосуде, волокна и другие аналогичные материалы); подкласс 9,2 - вещества, становящиеся едкими и коррозионными при определенных условиях.

Приложение 7,2
ПЕРЕЧЕНЬ ГРУПП «ОСОБО ОПАСНЫХ ГРУЗОВ" ПО ГОСТ 19433-88
1. Взрывчатые вещества класса 1, кроме подклассов 1,4; 1,5 и 1,6;
2. Радиоактивные вещества класса 7;
3. Невоспламеняющиеся неядовитые газы окисляющие;
4. Ядовитые газы окисляющие;
5. Ядовитые газы окисляющие, едкие и (или) коррозионные;
6. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C ядовитые;
7. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки менее минус 18 град. C едкие и (или) коррозионные;
8. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C едкие и (или) коррозионные;
9. Легковоспламеняющиеся жидкости с температурой вспышки от минус 18 град. C до плюс 23 град. C ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
10. Легковоспламеняющиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
11. Легковоспламеняющиеся твердые вещества саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C с опасностью разрыва упаковки;
12. Самовозгорающиеся твердые вещества ядовитые;
13. Самовозгорающиеся твердые вещества едкие и (или) коррозионные;
14. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся;
15. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, самовозгорающиеся и ядовитые;
16. Вещества, выделяющие горючие газы при взаимодействии с водой, легковоспламеняющиеся, едкие и (или) коррозионные;
17. Окисляющие вещества ядовитые, едкие и (или) коррозионные;
18. Органические пероксиды взрывоопасные, саморазлагающиеся при температуре не более 50 град. C;
19. Органические пероксиды саморазлагающиеся при температуре более 50 град. C;
20. Органические пероксиды взрывоопасные;
21. Органические пероксиды без дополнительного вида опасности;
22. Органические пероксиды едкие для глаз;
23. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся;
24. Органические пероксиды легковоспламеняющиеся, едкие для глаз;
25. Ядовитые вещества, летучие без дополнительного вида опасности;
26. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
27. Ядовитые вещества, летучие легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки больше 23 град. C, но не более 61 град. C;
28. Ядовитые вещества, летучие едкие и (или) коррозионные;
29. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые и окисляющие;
30. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, окисляющие;
31. Едкие и (или) коррозионные, обладающие кислотными свойствами, ядовитые;
32. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 23 град. C до 61 град. C;
33. Едкие и (или) коррозионные, обладающие основными свойствами, окисляющие;
34. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые и окисляющие;
35. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки не более 23 град. C;
36. Едкие и (или) коррозионные разные, легковоспламеняющиеся, с температурой вспышки от 24 град. C до 61 град. C;
37. Едкие и (или) коррозионные разные, ядовитые.

(ОГ) всегда востребована в силу множества фактов. Ежегодно на автодорогах происходит 450-500 инцидентов и происшествий, связанных с транзитом ОГ, с такой же периодичностью примерно 250-300 аварийных ситуаций той или иной степени серьезности возникает на судах мирового флота. Изменения, касающиеся эволюции транспортных средств ив состава перевозимого, а также процессы, совершающиеся в различных сферах законодательного сопровождения, требуют внесения правок и уточнений.

Объектами транспортировки, которые способны навредить населению планеты и ее экологии вследствие неправильной транспортировки, аварий и стихийных бедствий, считаются взрывоопасные, пожароопасные, токсичные вещества, подразделяющиеся на 9 классов (причем, вещества и изделия 1 класса делятся еще на 6 разновидностей), а загрязнители моря выделяются в особую группу.

  1. Взрывчатка (детонаторы, боеприпасы, взрывчатка промышленного назначения).
  2. Сжатые, сжиженные или растворенные газовые субстанции, транспортируемые в баллонах.
  3. Легко и быстровоспламеняющиеся жидкие субстанции, в чьем составе присутствуют ригидные частицы.
  4. Ригидные субстанции, способные к возгоранию в результате взаимодействия с влагой, от нагревания, от трения.
  5. Окисляющиеся ОГ, соединения, содержащие пероксидную группу.
  6. Яды и химикаты инфекционного воздействия.
  7. Высокорадиоактивные (удельная радиоактивность которых 0,002 МККИ/г) вещества и изделия с содержанием таких веществ.
  8. Едкие грузы, пары, пыль и газ которых вызывают отравление.
  9. Другие ОГ, не попавшие под вышеприведенные описания.

На сегодняшний день актами, сопровождающими перемещения различными видами транспорта, определяются:

  • особенностями тароупаковки;
  • нормами веса ОГ;
  • правилами складирования и отгрузки;
  • регламентирующими пометками, текстами и ярлыками;
  • возможностью сочетать разнородные ОГ;
  • ограничениями в приемах отправки;
  • особенностями заполнения транзитных документов.

Расскажем вкратце о наиболее распространенных видах перемещения ОГ и о том, какой именно должна быть перевозка опасных грузов с учетом основных правил (со ссылкой на документы основные).

Современная межконтинентальная торговля и требуемые грузоперевозки насчитывают 60 % транспортировок всего мирового грузооборота. Это значит, что десятки тысяч крупнотоннажных судов периодически находятся на просторах Мирового океана, включая один из крупнейших мировых танкеров, известный под именами “Seawise Giant”, «Happy Giant» и «Jahre Viking». За время своего существования (с 1976 года) он несколько раз менял названия, конструкцию и даже тоннаж (последний – 564763 тонны нефти). Сегодня он считается «плавающей единицей хранения», так как самостоятельно не может швартоваться даже в крупных портах мира и проходить через такие места, как Ла-Манш, Суэцкий канал и им подобные. От окружающей морской среды опасный груз отделен стальным бортом, толщина которого всего лишь 3,5 см. Нарастившие в 1981 году (первоначально он был выпущен значительно меньших габаритов) объемы танкера японские специалисты не дали этой плавающей единице стать объектом аварии. Этого нельзя сказать о либерийском танкере «Рена», потерпевшим крушение из-за столкновения с рифом поблизости от Новой Зеландии в октябре 2011 года. Из-за аварии примерно 300 тонн нефти попало в Тихий океан.

  • спецификационное (а не коммерческое) название груза.
  • информация о знаках опасности.
  • должны быть использованы стойкие маркировочные материалы, способные выдержать трехмесячное пребывание в морской воде;
  • промаркирована каждая отдельно взятая упаковка.

И последний момент, на котором стоит остановиться для более подробного рассмотрения – это требования к сопроводительным документам и их копиям (копии предоставляются в специальные инспекции порта). В первую очередь, это коносамент, морская накладная, доковая расписка и деливери ордер.

К ним прилагаются:

  • опись ОГ;
  • грузовой план, представляющий собой графическое изображение на чертеже судна всех разновидностей грузов для оптимального их размещения в условиях предстоящего рейса;
  • свидетельство, гарантирующее соблюдение правил упаковки и маркировки груза (ответственность возлагается на отдельного специалиста).

При отсутствии какого-то из документов погрузка может быть отложена или отменена. То же самое произойдет, если будут выявлены повреждения упаковки.

Перевозка опасных грузов по железной дороге

Тот факт, например, что вагоны с некоторыми разновидностями ОГ должны быть передвигаемы в гору и под уклоном бережными толчками, а не допущены к «стихийному» передвижению, требует гораздо лучшего качества дорог, чем наши автотрассы. Поэтому второе место в рейтинге перевозок заслуженно занимает железнодорожная магистраль.

Транзит ОГ по ЖД выполняется по «Правилам перевозок опасных грузов по железным дорогам» (протокол № 15 от 05.04.96 с изменениями на 19.05.2016 года). Последние на сегодняшний день изменения и дополнения, предполагающие более строгое отношение к перевозке ОГ, были введены 01.01.2017 года. Дополнения коснулись требований к перевозке жидких грузов в цистернах и вагонах-бункерах и к заполнению характеристик транспортируемых субстанций и изделий (аварийных карточек). Общие требования распространяются на всех участников процесса: грузоотправителей, работников ЖД, экспедиторов и так далее.

Действие Правил распространяется на территории стран-участников Соглашения о Международном грузовом железнодорожном сообщении (СМГС). Для стран, не являющимися участниками Соглашения, действуют Требования, изложенные в Приложении 2 СМГС.

Классификация ОГ определяет условия их грузоперемещения и складирования.

По отношению к грузоотправителям правила перевозки опасных грузов железнодорожным транспортом предусматривают:

  • наличие официальных актов, подтверждающих принадлежность ОГ к определенному номеру классификации + комплексный информационный и организационно-методический документ (аварийная карточка – АК), расшифровка кодов. Номера АК должны быть проставлены в прилагаемой описи;
  • для выполнения погрузки, транспортировки, разгрузки ОГ могут быть привлечены работники лицензированной компании, владеющие специальными знаниями и навыками;
  • к транспортировке может быть привлечен состав, находящийся в оперативном управлении ОАО «Российские железные дороги» и имеющий официальное разрешение от Минтранс РФ на осуществление данного вида деятельности;
  • у грузоотправителя должно быть разрешение МВД + разрешение администрации станции, а в накладной ставится специальная отметка (со всеми датами) о получении данного документа;
  • действующая фактура содержит вверху справа оттиск красного цвета;
  • для перевозки взрывчатых веществ оформляется накладная формата ГУ-27Е и привлекаются милитаризованные составы, сопровождаемые работниками ВОХР либо отправителя, либо получателя.

СМГС и Правилами предусматривается перевозка опасных грузов по железной дороге в требуемой таре и со специфическими запросами к оборудованию вагонов:

  • наличие свидетельства, подтверждающего исправность транспорта предоставляют владельцы вагонов (перед началом погрузки);
  • строго нормированное заполнение вагонов, контейнеров и цистерн;
  • после инспектирования работниками ЖД станции жидкие ОГ заливаются в цистерны с условием обязательного закрепления тормозными башмаками;
  • наличие запасной тары;
  • скорость сцепления вагонов, влияющая на силу соударения, должна быть не выше 3-5 км/час;
  • к локомотивам предъявляются эксплуатационные нормативы и нормативы ГОСТ.

Правила перевозки опасных грузов автомобильным транспортом

Нормативная база документации для осуществления транспортировки ОГ автомобильный техникой регламентируется Постановлением Правительства № 272 от 14.04.2011, разработанным в соответствии с требованиями Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), дата первой публикации – 29.01.1968 г. После активных изменений последних лет – 2011, 2013 и 2015 – сегодня действует ДОРОГ 2017 г.

Некоторые особенности перевозки ОГ определяются ФЗ №195 Кодекса РФ об административных нарушениях, и федеральные законы «О наркотических и психотропных веществах», « », « », « », некоторые Решения Таможенного союза ( и № ) и Приказы Минтранса РФ различных лет выпуска в редакциях последних лет. Последний из новых Приказов данной тематики – . Список ОГ регламентируется ГОСТами 19433-88 и 26319-84.

В числе общих условий и правил, автодорожная перевозка опасных грузов в РФ требует соблюдения примерно таких же мер, как и при транспортировке по железнодорожной магистрали: аварийные карточки, опись, маркировка, специальные информационные таблички и карты. Оснастка спецтранспорта должна соответствовать требованиям:

  • наличие противооткатных упоров (хотя бы одного;
  • два предупреждающих знака (на отдельных опорах) с подсветкой;
  • специальная форма одежды для экипажа.

ДОПОГ устанавливает правила перевозки в отношении оснащения техники

  1. Автомобиль должен быть оснащен износостойкой тормозной системой с аналогом на случай аварии.
  2. Если масса транспортного средства превышает 16 тонн, обязательна антиблокировочная тормозная система.
  3. Должна быть предусмотрена система ограничителей электроцепей, включая возможность отключения аккумулятора из водительской кабины.
  4. Наличие не более, чем одного, прицепа, при условии оборудования специальным бампером, расстояние до крепления которого от цистерны – 1 дециметр.

Изменения 2017 года затрагивает многие из аспектов «Приложений» А и В, а именно:

  • увеличение числа стран-участниц;
  • условия транспортировки горючего в бензобаках и баллонах автомобилей и закрепленных спецконтейнерах, причем, наконец-то четко обозначены нормативы вместительности;
  • номенклатура ОГ увеличилась до 3534 (номера ООН), объединение «полимеризующиеся вещества» вошла в классификацию по пункту 4.1;
  • теперь разрешается применение мягких контейнеров (со специальными оговорками);
  • изменения коснулись формата необходимых для транспортировки документов (например, использование директив ДОПОГ 2013 и 2015 не действительно с 01.07.2017;
  • введены новая символика «Опасность» и для маркировки тар с литиевыми элементами питания;
  • разрешено передвижение через тоннели всех категорий сложности;
  • введены изменения в процесс приема экзаменов;
  • исключены из пользования цистерны для пероксида водорода и его растворов с водой;;
  • полностью изменена глава IX, ч.2;
  • поменялись требования к транспортировке литиевых батарей;
  • водителям с автомобилями на двигателях внутреннего сгорания или их техника на литиевых батареях, стоит внимательно прочитать нововведения.

Не соблюдение правил транспортировки ОГ автотранспортными средствами грозит административными санкциями. Штраф для физического лица – от 2 до 5 тыс. рублей + лишение прав (4-6 месяцев). Штраф для должностных лиц – 15-20 тыс. рублей. Наибольшая сумма штрафа у юридических лиц, которые пострадают на 400-500 тыс. рублей.

Ответственные за нарушение правил при транспортировке по ЖД или морем наказываются в соответствии с требованиями их документальной базы.

Опасный груз согласно классификации ГОСТ 19433 – 88 включает взрывчатые материалы, газы в различном состоянии, твёрдые и самовоспламеняющиеся горючие вещества, окислители и пероксиды. При объёме тары перевозимых опасных веществ более 1000 л, обязательно наличие специального разрешения и свидетельства ГИБДД, бланка маршрута с разрешающей отметкой, указанием срока действия и количества партий. Груз сопровождает представитель, знающий его свойства, соответствующей подготовки.

Маршрут по перевозке опасных грузов не должен проходить возле крупных промпредприятий, культурных объектов и зон отдыха, образовательных и лечебных учреждений, крупные населённые пункты. ТС, постоянно транспортирующие опасные грузы, снабжают соответствующими знаками, надписями и специальной окраской.

Ёмкости со сжатыми газами закрепляют в автомобилях на специальных стеллажах, отделанных войлоком. На баллонах предусматривают предохранительные клапаны. В летний период требуется дополнительная защита от солнечных лучей. Бензин и прочие ГСМ перевозят исключительно в герметично закрытой металлической таре, либо в специальных прицепах.

На складах перевозку баллонов с газами, горючими и легковоспламеняющимися веществами в ТС или из них осуществляют двухколёсными тележками либо носилками. Поднятие на высоту ёмкостей разрешается в контейнерах. Размещая бочки с и ГЖ, соблюдают осторожность, избегая ударов и сотрясений, устанавливая их строго вертикально с крышками, размещёнными в верхней части. При транспортировке ГЖ в стеклянной и керамической таре используют специальные носилки, оснащённые бортами, или тележки.

При перевозке ЛВЖ и ГЖ технику оснащают искрогасителями и средствами пожаротушения. Баллоны со сжиженными газами перемещают, не касаясь вентиля руками и тканью, испачканной жирами, маслами. Разгрузку делают без падения баллонов и колпаков, исключения возможности ударов.

Погрузочно-разгрузочные работы выполняют, исключая толчки, удары, повышенное давление, без использования искрящего оборудования, на ТС, двигатель которого выключен, в отсутствии водителя и посторонних лиц. Механизмы для грузозахвата не должны повреждать тару, допускать падение груза. Тару с опасными грузами перемещают по настилам и трапам. Бутыли размещают в барабанах, обрешётках, ящиках, заполненных специальным ареактивным материалом, их перемещение осуществляют в тележках или корзинах с укреплёнными ручками.

Движение ТС должно обеспечивать безопасные условия перевозки, поэтому водители соблюдают соответствующую скорость, дистанцию , прекращая движение при опасных метеорологических условиях. В некоторых случаях с колонной ТС, перевозящих опасный груз, следуют автомобили ГАИ или сопровождения. Если колонна состоит из более, чем 5 ТС, обязательно присутствие пустого резервного автомобиля.

Бочки с взрывчатыми веществами перевозят в горизонтальном положении, ориентируя их продольно в ТС, согласно требований ГОСТ 19747 – 74. Жидкие нитроэфиры в зимний период перевозят на ТС с утеплёнными кузовами. Ящики с порохом и снарядами размещают с дистанцией 0,5 м между ними и плотно укрепляют. Нельзя везти Химические соединения или их смеси, способные под влиянием внешних воздействий производить взрыв.

">взрывчатые вещества на расстоянии менее 0,3 км от Неконтролируемое горение вне специального очага, приносящее материальный ущерб.

">пожара
или 80 м от нефтяных «факелов». При транспортировке на пароме ТС с опасными грузами не должно быть другой автотехники.

Транспортирование трубопроводами

Транспортировка через трубопроводы, изготовленные из стекла, пластмассы и керамики, разрешается при наличии теоретико-практического обоснования. Трубопроводы оборудуют газонепроницаемыми задвижками и диафрагмами, выполненными из несгораемых материалов (их расположение указывают на схеме разводки). Во время транспортировки замерзающих горючих жидкостей проводят дополнительный обогрев системы, проверяют теплоизоляцию. В местах возможного застоя жидкостей и газов устанавливают газоанализаторы для определения критического уровня их концентрации.

Для транспортировки методом передавливания, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости температурой свыше 20 С, применяют инертный газ либо сжатый воздух (если превышает 45 С). Растительные масла и животные жиры транспортируют подобным образом, если они нагреты до уровня 70 С и меньше. При перекачке насосами жидкостей данных классов обеспечивают постоянную работу систем приточно-вытяжной вентиляции. Контроль состава воздушной среды позволяет осуществлять оперативный мониторинг концентрации газов и ЛВЖ.

Ацетиленовые трубопроводы монтируют оптимального сечения согласно регламенту, скорость движения газа должна соответствовать нормам во избежание детонации. При необходимости использования большего количества ацетилена, производят монтаж дополнительных ветвей, без увеличения нагрузки на существующие. На ацетиленовых трубопроводах устанавливают огнепреградители и защитные разрывные мембраны, регулярно их чистят от отложений, контролируют состояние теплоизоляции и немедленно очищают от горючих жидкостей.

Горючие твёрдые вещества транспортируют пневматическими и самотечными трубами, транспортёрами, аспирационными линиями, оборудованными автоматическими заслонками, нориями и прочими пневмотранспортными устройствами. При возгорании в них немедленно отключают системы аспирации и вентиляции. Для предупреждения возгорания и аварий устанавливают систему автоблокировки электродвигателей при остановке подачи воздуха, во избежание накопления и возгорания пыли. Буксование ленты недопустимо, транспортёр немедленно останавливают.

Железнодорожная перевозка

Сливо-наливные системы и пути транспортировки горючих жидкостей в обязательном порядке подлежат заземлению, на них предусматривают возможность стока жидкостей. На всех площадках устраивают ровную твёрдую поверхность. Места расположения устройств слива-налива не должны находиться на пути движения тепло- и электровозов. Все сортировочные операции с цистернами осуществляются вне этих пунктов.

При подаче к месту слива – налива цистерн паровозами предусматривают прикрытие из одного четырёхосного или двух двухосных вагонов (платформ). Машинистам запрещается открывать топку и форсировать её, пользоваться различными видами открытого огня и сифонить. Если транспортировка осуществляется тепловозами, прикрытие не нужно.

Цистерны подаются плавно, торможение осуществляют деревянными подкладками или материалами, которые не искрят. Все металлические изделия для сдвига и подкатки не применяют. Во время слива – налива на эстакаде не проводят маневровые действия, не подают на её свободный путь другие цистерны. Перед сливом – наливом проверяют исправность всех устройств, заземляющих систем, вентилей, задвижек, герметичность шлангов и труб, цистерн. Запрещено использовать шланги и оборудование из металла при сливе – наливе жидкостей с температурой вспышки пара 45 С и меньше.

Налив осуществляется при опущенном до дна цистерны наконечнике. Если установлена неисправность нижнего сливного устройства, выкачка осуществляется через верхнее, путём откачки. При наливе применяют ограничители уровня жидкости. Во время грозы сливо-наливные работы не выполняют. На сливо-наливном оборудовании устанавливают первичные средства или стационарные системы пожаротушения .

Выполнение всех вышеуказанных условий является обязательным на всей территории РФ, за исключением технических допусков на промышленных объектах при соответствующем согласовании.

С 2013 года перевозка опасных грузов автомобильным транспортом осуществляется по новым правилам, которые адаптированы под стандарты стран Европы. За счет этого сейчас транспортировка таких грузов (обозначение – ОГ) по европейским и отечественным дорогам производится по единым требованиям.

Что понимают под опасными грузами?

  • сжиженные, сжатые и растворенные газы;
  • коррозионные и едкие соединения;
  • взрывчатые вещества;
  • радиоактивные элементы;
  • жидкости, склонные к легкому воспламенению;
  • инфекционные и ядовитые вещества;
  • пероксиды органической группы и окисляющие элементы;
  • самовозгорающиеся и твердые вещества, склонные к воспламенению.

Другими словами, к ОГ причисляют любые материалы, соединения, отходы промышленной деятельности и изделия, которые при транспортировке представляют собой угрозу для окружающей среды и людей. Существуют, кроме того, и особо опасные соединения. Они также перевозятся по новым правилам, но с учетом дополнительных требований, утверждаемых отдельно для разных видов таких материалов.

Действие стандартов транспортирования ОГ не распространяется на перевозки:

  • грузов, доставляемых автотранспортом органов внутренних дел и госбезопасности;
  • внутри территории предприятий, где производятся ОГ и перерабатываются в соответствии с имеющейся технологической схемой (если машины организации выезжают за пределы комбинатов на дороги общего пользования, они обязаны подчиняться правилам 2013 года).

Как должна организовываться перевозка опасных материалов?

Транспортировка ОГ разрешена только тем компаниям, которые располагают лицензией. Причем к перевозкам допускаются автомобили, прошедшие в ГИБДД специальный техосмотр, подтвердивший, что машины разрешено использовать для доставки опасных материалов. Автотранспорт для доставки легковоспламеняющихся и взрывчатых изделий оснащается выпускной трубой. Ее монтируют с определенным наклоном перед .

Кузова машин, которые постоянно перевозят грузы повышенной опасности, окрашивают в специальные цвета. На них также наносят надписи – «Огнеопасно», «Аммиачная вода», «Яд», «Едкое вещество» и специальные знаки. Высота букв на надписях обязана быть 15 и более сантиметров. На транспортировку грузов в сосудах, скомплектованных в батареи, контейнерах-цистернах и обычных цистернах требуется отдельное разрешение от соответствующего подразделения Министерства транспорта. Подобное разрешение необходимо, кроме того, получать и на некоторые ОГ, относимые к 6-у и 1-у классу опасности.

Для доставки опасных грузов в обязательном порядке требуется договор перевозки. Отправитель ОГ составляет аварийную карточку, в которой указываются параметры опасных материалов, а также четыре экземпляра транспортной накладной. Груз упаковывается в исправную и целостную тару. Она пломбируется и маркируется. На каждую машину, перевозящую потенциально небезопасные изделия, оформляется паспорт безопасности. Опасные грузы принимаются водителем (сопровождающим лицом) по паспорту безопасности. При этом требуется убедиться в наличии маркировки на таре. Аналогичным образом принимает доставку и грузополучатель.

Как правило, колонны машин с ОГ сопровождает ответственный специалист автотранспортного предприятия. Его основные задачи следующие:

  • инструктаж водителей и охраны;
  • контроль погрузки и фиксирования грузов;
  • организация безопасной перевозки материалов и личной безопасности людей, занятых в работе;
  • сдача грузов их получателю.

Маршрут перевозки – как выбирается и согласовывается?

Правила перевозки опасных грузов в ряде случаев требуют согласования маршрута транспортировки небезопасных материалов с ГИБДД. Получение разрешения от сотрудников автоинспекции необходимо в следующих ситуациях:

  • грузы доставляются колонной машин в количестве более трех;
  • при транспортировке особо опасных изделий и соединений;
  • при движении автотранспорта в туманную погоду, при снегопаде и гололеде, по сложным дорогам (например, гористым).

Доставка ОГ всегда производится по спецмаршруту. Его составляют с учетом таких требований:

  • маршрут не может пролегать через природные заказники, парки, места массового отдыха людей, объекты, имеющие архитектурную ценность;
  • машины не могут ехать около крупных заводов и промпредприятий;
  • на маршруте должны быть предусмотрены места остановок для дозаправки и стоянки машин, а также отдыха сопровождающих лиц.

С 2013 года ГИБДД в очень редких случаях согласовывает маршруты движения, которые проложены через большие города. Если иного выхода нет, движение транспорта следует планировать так, чтобы в крупных населенных пунктах он не проезжал мимо больниц, учреждений образования, культурных и зрелищных заведений.

  • справка о допуске машин к транспортировке ОГ;
  • предполагаемый маршрут;
  • разрешение (отдельное) на перевозку особо опасных веществ.

Все эти бумаги подаются на согласование за 10 дней до момента отправки груза. Если предложенный маршрут одобряется сотрудниками ГАИ, выдается соответствующее разрешение. Оно действительно на протяжении полугода. В некоторых случаях время действия разрешения оговаривается отдельно (новые правила это позволяют).

При необходимости внесения изменений в маршрут перевозки, который уже прошел согласование в ГИБДД, автотранспортное предприятие обязано повторно обратиться в тот же отдел Госавтоинспекции, где оформлялось первоначальное разрешение. Добавим, что согласованный маршрут визируется в трех экземплярах. Один постоянно находится у водителя либо лица, сопровождающего колонну с ОГ. Второй хранится в офисе компании-перевозчика, третий остается в ГИБДД.

Особенности движения машин по маршруту – ограничения

Водители машин, перевозящих грузы высокой опасности, ориентируются на все знаки, установленные по маршруту движения. При этом транспортировка осуществляется чаще всего с ограниченной скоростью. Ее конкретный показатель определяют сотрудники ГИБДД, согласовывая маршрут. Они принимают во внимание особенности дорожных условий на том или ином участке автодороги. При движении машин с ограниченной скоростью на автомобилях обязательно ставятся знаки, указывающие на разрешенную скорость их езды.

Запас хода автотранспорта с грузами повышенной опасности составляет 500 и более километров без дозаправки. В ситуациях, когда маршрут движения выше этой длины пути, на транспорт следует ставить запасной бак для топлива. Его монтаж требует согласования с ГИБДД (обращаться следует в подразделение, обслуживающее территорию, на которой располагается перевозчик). Дозаправка из топливной «запаски» выполняется на стоянках транспорта.

Сопровождающий колонну автомобиль с охраной и ответственным лицом всегда едет перед машинами с опасными грузами. Причем его габарит по ширине должен быть больше габарита авто в колонне. Расстояние между транспортными средствами (ТС) колонны на ровных трассах с хорошей видимостью должно быть 50–70 метров, при плохой видимости, на спусках и подъемах сложных дорог – более 300 метров. Если автоколонна состоит из большого числа грузовых авто (5 и больше), в нее включают резервную машину, на которую в случае необходимости можно перегрузить доставляемые материалы. Она движется с колонной порожней в самом ее конце.

Стоянки автомобилей с ОГ разрешены на специально отведенных для этих целей участках, расположенных вне населенных пунктов. При этом ближайшие здания должны быть отдалены от таких стояночных мест минимум на 200 метров. При стоянке либо длительной остановке ТС ставится на стояночный тормоз и противооткатный упор, если остановка выполняется на уклоне.

Грузы высокой опасности могут сопровождать машины ГАИ с маяками желтого и оранжевого цвета. Решение о необходимости выделения авто сопровождения принимается отдельно в каждом случае. С желтым маячком едет и транспорт сопровождения перевозчика. Обратите внимание – этот световой сигнал не наделяет колонну какими-либо особыми правами на дороге. Водители обязаны реагировать на все знаки и соблюдать ПДД.

Еще один важный момент. Машины, на которых установлены знаки опасности транспортируемых грузов, в любое время суток обязаны ехать с включенным ближним светом. Это всегда оговаривается в разрешении на перевозку ОГ любых видов и категорий.

Требования к водителям – допускаются только опытные и ответственные

Как правило, на транспортировку ОГ перевозчики ставят водителей с большим опытом, которые дополнительно проходят подготовку по специальным программам. Во время такого обучения сотрудники изучают:

  • характеристики материалов и веществ большой опасности;
  • спецобозначения тары для ОГ, маркировку и знаки, наносимые на ТС;
  • порядок действий при происшествиях в дороге (основы дезинфекции, тушения пожаров, дезактивации, дегазации);
  • правила оказания медпомощи пострадавшим от опасных грузов;
  • протокол передачи и самостоятельного составления докладов об инцидентах в пути.

Водители, перевозящие опасные материалы на постоянной основе, обязательно проходят медицинские осмотры каждые три года и экспресс-осмотры перед рейсом. Они также получают предрейсовый специнструктаж по особенностям конкретных видов опасных грузов, которые им предстоит транспортировать. Водители с опытом работы менее трех лет не допускаются к поездкам.

В процессе перевозки ОГ специалист, управляющий транспортным средством, не имеет права самовольно изменять маршрут поездки, превышать заданный в документах скоростной режим, не реагировать на предупреждающие и запрещающие знаки, совершать остановки в несогласованных местах. Водитель берет с собой в дорогу такие документы:

  • маршрутный лист, в левом верхнем углу которого поставлен красным цветом номер опасного материала по классификации ООН;
  • лицензию на ТС, допущенное к транспортировке ОГ;
  • аварийную карточку;
  • транспортную товарную накладную;
  • разрешение на допуск к перевозкам ядовитых веществ;
  • телефоны для связи с ответственными сотрудниками компании-перевозчика и адрес получателя груза.

Водителю запрещено перевозить посторонних лиц и любую продукцию, которая не внесена в накладную. Если в пути происходит поломка машины, ему нужно сообщить руководству о месте остановки и немедленно вызвать транспорт техобеспечения доставки опасных грузов. Место вынужденной остановки следует оградить и обозначить. Для этих целей применяется красный мигающий фонарь и знак аварийной стоянки.

Водитель, управляющий ТС с опасными материалами, не имеет права:

  • производить машин, едущих со скоростью выше 30 км/ч;
  • производить дозаправку на АЗС общего пользования;
  • резко трогаться с места;
  • курить в кабине машины и при осмотре состояния перевозимых грузов;
  • оставлять без надзора свой автомобиль;
  • двигаться с выключенным двигателем и сцеплением.

При возникновении в пути транспортных инцидентов водитель сразу же передает об этом сообщение своему начальству и в ГИБДД, вызывает бригаду аварийной помощи, скорую помощь, если произошло травмирование людей, принимает меры по ликвидации последствий случившегося происшествия. Также он обязан оградить место аварии и не допускать к машине посторонних лиц.

Знаки опасности и маркировка – «опасные» авто хорошо видны

Как было отмечено, правила перевозки опасных грузов обязывают автотранспортные предприятия «выделять» свои машины из потока других ТС. Для этого используются специальные знаки, окраска кузова автомобиля в четко оговоренные цвета, нанесение на транспортные средства надписей.

Доставка едких соединений в цистернах требует покраски последних в желтый цвет. При этом по обеим частям цистерны идет полоса черного цвета с желтой надписью «Едкий материал». При транспортировке аммиака кузов машины может иметь любую окраску, но обязательной является надпись «Огнеопасно. Аммиачная вода». Метанол перевозят в оранжевых цистернах с подписью «Яд – метанол», которая выполняется также оранжевыми буквами.

Желтый цвет имеют машины, которые доставляют продукты, поддерживающие горение. На таком автотранспорте всегда присутствует двойное предупреждение «Огнеопасно». Аналогичный знак опасности наносят на авто, перевозящие:

  • легковоспламеняющиеся изделия и соединения (цвет машин – оранжевый);
  • самовозгорающиеся продукты (верхняя часть ТС – белая, нижняя – красная);
  • соединения, которые при контакте с водой выделяют в атмосферу газы, предрасположенные к легкому воспламенению (цвет кузова авто – синий).

Эти надписи (их высота – не менее 15 см) предупреждают всех участников дорожного движения о потенциальной опасности, что снижает вероятность возникновения чрезвычайных ситуаций и дорожных происшествий. Кроме надписей, на спецтранспорт и опасные грузы наносится и дополнительный знак нового образца. Выполнен он в виде квадрата (равностороннего ромба), сторона которого обязана быть не меньше 10 см для транспортных пакетов и не меньше 25 см для контейнеров. В ситуациях, когда геометрические параметры тары для ОГ малы, разрешается использовать знак в форме квадрата со стороной 5 см.

Следующий важный момент. Условно знак опасности подразделяют на два треугольника. В одном из них (в верхнем) ставится символ, указывающий на подкласс либо класс, к которому относят груз. В нижнем треугольнике содержится другая информация, например, группа совместимости или номер ОГ по стандартам ООН. На знак опасности европейские (а теперь и новые российские стандарты) требуют нанесения следующих графических изображений:

  • взрывающаяся бомба черного цвета – перевозка веществ, способных взорваться;
  • газовый баллон белого либо черного цвета – невоспламеняющийся газ;
  • белое либо черное пламя – воспламеняющееся газообразное или жидкое соединение;
  • череп (черный) и две кости (скрещены между собой) – ядовитые соединения.
Знак с изображением черного круга с пламенем такого же цвета над ним наносится на транспорт, который перевозит различные окислители, органические пероксиды. Если в квадрате нарисован круг и три серповидных черных символа, значит, в машине везут инфекционные вещества, схематический черный трилистник – радиоактивные. Также существует знак с изображением пробирки, из которой вытекают капли (на руку и на пластинку из металла). Его наносят на цистерны для транспортировки коррозионных и едких веществ.

Знак опасности располагают сзади автомобиля и на его боковых сторонах (на обеих). Если перевозка ОГ осуществляется в контейнерах либо цистернах, описанные символы размещают на их торцах. А вот на цистерны с несколькими отсеками для транспортирования разных грузов одновременно нужно ставить не один знак, а сразу несколько. Их монтируют по бокам машины на тех участках, где располагается отсек с конкретным видом ОГ. Сзади авто при этом ставят по одному знаку с изображением всех перевозимых опасных грузов.

КЛАСС 3 - ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ ЖИДКОСТИ (ЛВЖ)

СВОЙСТВА

3001. К данному классу относятся жидкости, смеси жидкостей, растворы горючих газов в жидкостях, жидкости, содержащие твердые вещества в растворе, или суспензии, которые выделяют легковоспламеняющиеся пары, имеющие температуру вспышки плюс 61° С и ниже в закрытом сосуде (3. С.) или плюс 65° С в открытом сосуде (О. С.) и не отнесенные по своим опасным свойствам к другим классам.

3002. Вещества данного класса представляют собой легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ), основным опасным свойством которых является легкая воспламеняемость их паров от любого внешнего источника воспламенения (открытого огня, искры, электрического разряда и т. п). Пары многих ЛВЖ могут образовывать взрывоопасные смеси, способные взрываться с большой силой

3003. Многие вещества данного класса имеют высокое давление насыщенных паров, вследствие чего при повышении температуры в эксплуатационных пределах (до плюс 50-60° С) в таре, в которую они залиты, происходит увеличение давления.

Некоторые вещества данного класса имеют температуру кипения при атмосферном давлении ниже плюс 15-20° С, вследствие чего они при определенных эксплуатационных условиях будут принимать газообразное состояние.

При наборе ЛА высоты избыточное давление в таре будет увеличиваться пропорционально понижению атмосферного давления. При недостаточной герметичности тары это приводит к выходу паров, а при недостаточной прочности тары может произойти ее разрушение.

3004. Пары, выделяемые всеми веществами класса 3, имеют более или менее наркотическое действие, и продолжительное вдыхание этих паров может привести к потере сознания Глубокий и продолжительный наркоз может привести к смерти

Некоторые ЛВЖ имеют сильно ядовитые свойства.

3005. Некоторые ЛВЖ способны полимеризоваться с выделением тепла и газов, в результате чего тара может разорваться. К этим веществам относятся:

  • полимеризующиеся углеводороды (группы 3141, 3161);
  • полимеризующиеся эфиры (группы 3232, 3242);

Полимеризующиеся вещества (группа 3336).

Перевозка таких ЛВЖ в чистом виде воздушным транспортом запрещается. Они могут быть допущены к перевозке только в ингибированном состоянии.

3006. Вещества данного класса, имеющие температуру начала кипения ниже плюс 40° С, сильно ядовитые свойства (ПДК менее 50 мг/м3), а также вещества, способные полимеризоваться, относятся к особо опасным грузам (см. перечень № 2, гл. X).

3007. Лекарственные препараты, москательные и парфюмерные продукты и смеси другого назначения, содержащие ЛВЖ и отнесенные по своим свойствам к данному классу, относятся к опасным грузам.

Духи и одеколон во флаконах вместимостью каждый 200 см3 и менее, упакованные в ящики, к опасным грузам не относятся.

ТАРА И УПАКОВКА

3008. Применяемая для перевозки ЛВЖ воздушным транспортом тара должна полностью отвечать требованиям соответствующих ГОСТ или ТУ. Она должна быть герметичной, чистой и замаркированной (масса брутто, нетто, вид ЛВЖ) отправительской маркировкой.

Тара не должна иметь вмятин, царапин, трещин или других каких-либо повреждений. Даже при незначительных подтеканиях или отпотевании ЛВЖ тара к погрузке в ЛА не допускается. Пробки (крышки) должны быть плотно закрыты (завинчены) и застопорены (законтрены, обвязаны) для исключения самопроизвольной разгерметизации во время полета.

Бочки, бидоны, баллоны вместимостью до 276 л после их заполнения ЛВЖ необходимо проверить на герметичность, установив их для этого пробками вниз.

Заполнять тары ЛВЖ следует не менее чем за 2-3 ч до погрузки в ЛА.

3009. Тара для перевозки ЛВЖ должна быть изготовлена и укупорена так, чтобы в условиях перевозки воздушным транспортом она полностью защищала содержимое от внешних источников самовоспламенения.

3010. Стеклянная и другая мелкая потребительская тара для перевозки проб горючего и смазочных материалов, а также для перевозки ЛВЖ в небольших количествах (до 1-2 л) должна помещаться с поглощающим прокладочным материалом в герметически закрытую металлическую транспортную упаковку.

Металлическая упаковка должна укладываться с прокладочным материалом в деревянные ящики.

3011. Рекомендуемые в качестве тары склянки или бутыли могут заменяться фарфоровыми емкостями. Последние рекомендуются в тех случаях, когда только этот материал обеспечит необходимую прочность тары и ее устойчивость против взаимодействия с помещенным в нее веществом.

3012. Тара должна быть прочной и исключать возможность разгерметизации за счет разъедания прокладок под пробками (крышками), разрежений и вибраций, имеющих место при перевозке в ЛА, а также за счет давления паров ЛВЖ при эксплуатационных температурах (до плюс 50-60°С). Тара для перевозки ЛВЖ 31-33 подклассов, имеющих температуру вспышки не выше плюс 60° С и температуру кипения в пределах 50° С, должна выдерживать избыточное давление паров жидкости при температуре плюс 60° С не менее 1 кгс/см2.

3013. Тара для перевозки ЛВЖ данного класса, кипящих при атмосферном давлении при температуре ниже плюс 15-20° С, должна выдерживать избыточное давление паров этих жидкостей при температуре плюс 50-60° С не менее 2 кгс/см2.

3014. Материал тары должен быть инертным по отношению к перевозимым в них веществам, не проницаемым для ЛВЖ, не должен вступать в реакцию с содержимым, образовывать с ним опасные соединения. Он не должен размягчаться, ослабляться, становиться хрупким или подвергаться иным изменениям при контакте с ЛВЖ, а также при крайних значениях температуры или в результате старения.

Под резьбовые пробки должны применяться только новые прокладки.

3015. Горючие и смазочные материалы, а также некоторые другие вещества данного класса допускаются к перевозке воздушным транспортом в стальных бидонах (ГОСТ 5105-66), бочках вместимостью до 275 л (ГОСТ 17366-71 и ГОСТ 6247-72) и в резервуарах РА-2М.

3016. Легковоспламеняющиеся жидкости, обладающие другими опасными свойствами (ядовитые, агрессивные по отношению к конструкционным материалам), перевозятся в грузовых кабинах ЛА в двойной герметической таре, а также в бочках вместимостью 100-250 л (типа Л-100-4 и Л-250-4, ТУ МХП № 3979-53), 220 л (типа Л-220, ВТУ МХП № 3978-53), 275 л (ГОСТ 17366-71). В других стандартных бочках (ГОСТ 6247-72) вместимостью 275 лив перечисленной выше таре, а также в резервуарах, специальных емкостях и контейнерах ЛВЖ могут перевозиться на внешней подвеске ЛА, в том числе и на подвесной платформе вертолета В-10, а при наличии специальных герметичных контейнеров, предназначенных для размещения в них 275-л бочек (ГОСТ 6247-72), ЛВЖ могут перевозиться и в грузовых кабинах ЛА.

3017. Для исключения течи ЛВЖ через пробки (крышки), деформации или разрушения тары от расширения при повышении

температуры в процессе транспортировки их воздушным транспортом необходимо тару наполнять не более чем на 90% от ее полного

Для перевозки ЛВЖ с температурой кипения ниже плюс 50° С наполнение тары производится не более чем на 80% от ее полного

В случае нагрева ЛВЖ во время их перевозки воздушным транспортом недолив тары увеличивается на 1,5-2% при возрастании температуры на каждые 10-15°.

3018. Деревянные ящики, бочки и обрешетки, применяемые для упаковки, должны быть прочными.

Для исключения опасности повреждения тары деревянная обрешетка должна иметь близко расположенные планки.

3019. Для перевозки воздушным транспортом веществ данного класса в зависимости от их физико-химических свойств могут применяться следующие виды тары:

1) герметически закрытые склянки, банки вместимостью 0,5-2,5 л, упакованные с поглотительным прокладочным материалом в герметически закрытые металлические банки;

2) герметически закрытые полимерные фляги, банки вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики или деревянные барабаны с применением прокладочного материала;

3) герметически закрытые (запаянные) металлические канистры, фляги вместимостью до 20 л, упакованные в деревянные ящики, барабаны с применением прокладочного материала;

4) герметически закрытые (запаянные) бидоны, стальные штампованные, сварные вместимостью 10 и 20 л, ГОСТ 5105-66, упакованные в деревянные обрешетки;

5) бочки стальные, сварные, толстостенные вместимостью 110 и 275 л, ГОСТ 17366-71;

6) бочки алюминиевые вместимостью 100 л по ТУ 002-71;

7) бочки из нержавеющей стали вместимостью 150 л по МРТУ 27-07-423-68 (Тыл ВС СССР);

8) бочки стальные, сварные вместимостью 100, 200 и 275 л ГОСТ 6247-72;

9) резервуары алюминиевые РА-2М вместимостью 2000 л, ТУ 44-219-72 (Тыл ВС СССР);

10) баллоны; -

11) стальные сварные бочки вместимостью 100 и 250 л (Л-100-4 и Л-250-4 ТУ МХП № 3979-53), 220 л (Л-220 ВТУ МХП №3978-53).

УСЛОВИЯ ПЕРЕВОЗКИ ЛВЖ

3020. Укладка бочек, бидонов и мест с малой тарой производится в один ряд горловинами (пробками) вверх.

Тара с ЛВЖ должна быть уложена так, чтобы имелась возможность наблюдения за грузом в полете. Кроме того, она должна быть надежно зашвартована с целью исключения ее перемещения в процессе полета.

3021. После погрузки ЛВЖ в ЛА необходимо проветрить грузовую кабину и тщательно проверить целость тары, надежность ее швартовки и нет ли течи ЛВЖ. Повторный осмотр груза произвести в начале полета на высотах до 4000 м.

3022. Перевозка ЛВЖ, относящихся к особо опасным грузам (см. перечень № 2), на пассажирских ЛА запрещается.

СОВМЕСТНАЯ ПЕРЕВОЗКА ЛВЖ

3023. В приложении 1 приведены данные по совместной пере-возке ЛВЖ класса 3 с грузами других классов. Этой таблицей необходимо руководствоваться при загрузке ЛА грузами различных классов.

3024. ЛВЖ данного класса различных подклассов, категорий и групп могут совместно перевозиться в одном летательном аппарате.

3025. Пищевые продукты, особенно животные масла и жиры, перевозить совместно с ядовитыми и сильно пахнущими ЛВЖ не разрешается ввиду возможной порчи пищевых продуктов.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

3026. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться, как правило, в дневное время. В вечернее и ночное время погрузка ЛВЖ разрешается только на хорошо освещенных площадках, исключающих необходимость применения дополнительных переносных осветительных средств при осмотре груза и при погрузке.

Перед погрузкой и в процессе погрузки грузов осуществляется строгий контроль за видом груза с целью исключения погрузки в летательный аппарат несовместимых с ЛВЖ грузов (см. приложение 1).

3027. Погрузка ЛВЖ в летательные аппараты должна производиться на безопасном удалении от других летательных аппаратов и аэродромных сооружений, указанном в ст. 612 (ч. 1).

Категорически запрещается использование открытого огня или курение вблизи мест погрузки (разгрузки). На видных местах на площадке погрузки ЛВЖ должны быть вывешены белые таблички с ярко-красными надписями, имеющими буквы высотой не менее 75 мм: «Легковоспламеняющиеся жидкости»; «Не подходить с открытым огнем и с фонарями»; «Не курить»; «При пожаре звонить по телефону № . . .».

3028. В процессе загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями категорически запрещается производить заправку летательного аппарата топливом и кислородом, а также производить какие-либо работы по ремонту и проверке радио и

электрооборудования или другие работы с применением огня и инструмента, могущего явиться источником искрообразования.

3029. При погрузке ЛВЖ необходимо соблюдать осторожность. Сброс груза, использование крючков, могущих повредить тару, волочение груза, удары груза о груз категорически запрещаются.

3030. Перемещение бочек перекатыванием разрешается производить лишь при наличии специально устроенных подкладок (доски, бруски из дерева), трапов или настилов.

3031. После окончания загрузки летательного аппарата легковоспламеняющимися жидкостями тара должна быть надежно зашвартована, необходимо проверить наличие огнегасящих средств в летательном аппарате и средств для устранения возможных дефектов тары в полете (ведро, бидон, ветошь, нейтрализующая жидкость и др.).

3032. После проведения всех погрузочных работ грузовые кабины летательных аппаратов тщательно проветриваются.

При перевозке легковоспламеняющихся жидкостей, обладающих сильно ядовитыми свойствами, на борту летательного аппарата должно быть не менее двух комплектов средств индивидуальной защиты.

ВРЕМЕННОЕ ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ

3033. ЛВЖ первого и второго подклассов подаются непосредственно к борту ЛА и вывозятся немедленно по выгрузке из ЛА.

ЛВЖ третьего подкласса при наличии специально отведенной площадки в аэропорту (на аэродроме) могут завозиться (вывозиться) заблаговременно, но не ранее чем за 24 ч до погрузки.

При отсутствии специально отведенной площадки ЛВЖ третьего подкласса могут приниматься к перевозке только при условии завоза в аэропорт (на аэродром) непосредственно к моменту погрузки на ЛА и вывоза из аэропорта (с аэродрома) немедленно после выгрузки из ЛА.

3034. Оборудование, ограждение и охрана складов с ЛВЖ должны полностью гарантировать противопожарную безопасность и невозможность проникновения на территорию складов лиц, не связанных с производственным процессом.

КАРТОЧКИ ГРУЗОВ КЛАССА 3

ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИЕСЯ

жидкости

Подкласс 31

С низкой температурой вспышки (ниже -180С)

Нефтепродукты и углеводороды

Группа 3111

Нефтепродукты

Пределы взрывае-мости, %

БЕНЗИН АВТОМОБИЛЬНЫЙ (БЕНЗИН МОТОРНЫЙ)

ДИСТИЛЛАТ НЕФТИ (ЭФИР НЕФТЯНОЙ, ПЕТ-РОЛЕИНЫИ ЭФИР)

НЕФТЬ СЫРАЯ

НЕФТЯНЫЕ РАСТВОРИТЕЛИ

ТОПЛИВО АВИАЦИОННОЕ

для турбинных двигателей

БЕНЗИН АВИАЦИОННЫЙ

РАСТВОР ДЕГАЗИРУЮЩИЙ (РД на основе бензина)

ШТЕМПЕЛЬ «Огнеопасно»

Свойства Легковоспламеняющиеся жидкости от светлого до темного цвета. Бензины авиационные и автомобильные окрашиваются в разные цвета в зависимости от марки. Не смешиваются с водой. ПДК - 100 мг/м3. Ткип от 14 до 1350 С. Хранить в прохладном месте.

Условия перевозки

Перевозятся только на грузовых ЛА. Пробы перевозятся на всех ЛА.

Тара и упаковка См. стр. 3019 (ст. 1-11)".

Средства защиты и первой медицинской помощи

См. приложение 15, ст. 9-16, 42, 46, 67. Примечание. Этилированные бензины являются ядовитыми На документах и на грузовых местах должны быть наложены дополнительно штемпели и трафареты «Этилированный».