Строповка и перемещение грузов. Схемы строповки разных видов грузов Строповка профлиста

24.06.2020

Строповка это совокупность методов обвязки и зацепки гру­зов для их подъема и перемещения грузоподъемными машинами (кранами).

К строповке конструкций предъявляют следующие требования:

· строповые устройства, их крепление к поднимаемой конст­рукции и грузоподъемному крану должны быть надежными;

· трудоемкость и продолжительность операции строповки и расстроповки должны быть минимальными;

· использование строповых приспособлений, устройств долж­но быть многократным (приспособления должны быть инвентар­ными);

· расстроповка должна производиться на расстоянии (без подъема стропальщика к месту строповки);

· строповка должна исключать нарушение формы и прочно­сти конструкции, а также ее падение и опрокидывание.

Для строповки различных строительных грузов для разового подъема вместо специальных грузозахватных устройств можно при­менять обычные канаты путем вязки их в узлы и петли. Наиболее простые и надежные способы обвязки грузов приведены в табл. 2.1.

Для предохранения канатов от перетирания при обвязке грузов с острыми кромками следует устанавливать предохранительные подкладки.

При свободной укладке груза на петлевые стропы его переме­щение (независимо от числа петель на стропе) допускается только при наличии элементов, предотвращающих смещение в продоль­ном направлении.

При перемещении канатными стропами грузов, имеющих ост­рые ребра, необходимо между ребрами и канатами размещать про­кладки, предохраняющие последние от повреждений. Прокладки изготавливаются из дерева, разрезанной трубы, резинотканевых шлангов, плоских ремней и т.д.

Для обеспечения безопасной работы по перемещению грузов кранами на стройке разрабатываются схемы строповки перемеща­емых грузов, которые обязательно приводятся в ППР.

Строповка балок и труб показана на рис. 5.2, 5.3.

При выгрузке труб из полувагонов и погрузке их на трубовозы автотранспортное средство устанавливается параллельно рельсо­вому пути.

Кран располагают между трубовозом и полувагоном. Безопас­ность погрузочно-разгрузочных работ во многом определяется пра­вильным выбором грузозахватных устройств.

Подъем труб может осуществляться с применением торцевых захватов, состоящих из двух и более канатов с крюками на концах.

Для подъема длинномерных труб применяются специальные траверсы, имеющие крюки, которые могут фиксироваться в раз­личных положениях по длине в зависимости от длины труб, а так­же клещевые захваты.

Строповка металлопроката показана на рис. 5.4.

Схемы строповки, графическое изображение способов строповки и зацепки грузов должны быть выданы на руки стропальщикам и крановщикам или вывешены в местах производства работ. Владель­цем крана или эксплуатирующей организацией также должны быть разработаны способы обвязки деталей машин и узлов машин, пе­ремещаемых кранами во время их монтажа, демонтажа и ремонта, с указанием применяемых при этом приспособлений, а также спо­собов безопасного кантования грузов, когда такая операция про­изводится с применением крана.

Рис. 5.2. Строповка балок:

а — металлической (в обхват); б — железобетонной (в обхват); в — металлической (траверсой с клещевыми захватами); 1 — проставка

Особенно необходимо разрабатывать схемы строповки грузов, если:

груз не имеет специальных устройств (петель, цапф, рымов и т.п.) для строповки;

груз снабжен специальным устройством для строповки, но не может быть поднят с его помощью;

груз представляет собой детали и узлы машин, перемещае­мые кранами во время монтажа, демонтажа или ремонта.

Рис. 5.3. Строповка труб:

а — торцевыми захватами; 6 — двухпетлевыми стропами со втулкой; в — балочной траверсой; г — клещевым захватом; д — полотенчатыми стропами; е — кольцевым стропом на удавку; ж — двухпетлевыми стропами (пакет труб); 1 — проставка

Если не имеется разработанных схем строповки, то подъем гру­за должен осуществляться в присутствии и под руководством лица, ответственного за безопасное производство работ кранами.

Рис. 5.4. Строповка металлопроката:

а — одиночный груз; б — пакет листовой стали; в — бухты проволоки; г — пакет двутавровых балок; д — пакет листовой стали (захваты располагают симметрично относительно центра тяжести пакета на расстоянии 1/3 длины от края); е — экс­центриковые зажимные устройства; 1 — струбцина; 2 — скоба монтажная; 3 — проставка.

Схемы строповки грузов должны вывешиваться в местах производства работ либо выдаваться на руки стропальщикам или крановщикам.

При разработке схем строповки грузов необходимо соблюдать следующие правила:

· крюки стропов должны свободно заходить в зев петли, цапфы, рымы или другого грузозахватного устройства на грузе (см. рис. 1.8);

· крюки необходимо заводить с внутренней стороны изделий в сторону их центра тяжести;

· изделия должны крепиться за все петли (цапфы, рымы);

· ветви стропов во время подъема должны иметь одинаковое натяжение;

· угол между ветвями стропов не должен превышать 90°;

· неиспользованные концы стропа необходимо укреплять так, чтобы они при перемещении груза не задевали встречающиеся на пути предметы;

· заведенный в монтажную петлю (цапфу, рым) крюк стропа не должен соприкасаться с поверхностью стропуемого груза.

Фермы стропят либо непосредственно за верхние узлы, либо, при наличии строповочных отверстий, с помощью пальцев, встав­ляемых в эти отверстия.

Фермы (рис. 5.5) до 18 м обычно стропят за две точки, при длине свыше 18 м — за четыре точки или применяют траверсы решеточного типа различных конструкций, снабженные балансирными блоками, которые обеспечивают одинаковое натяжение ка­натов стропов во время подъема.

Ветви стропа не должны сильно отклоняться от вертикали, чтобы не создавалось излишнее сжатие в верхнем поясе фермы.

Лестничные марши (рис. 5.6) с площадками складируют на ребро на подкладках 100 х 150 мм с упорами. Лестничные марши без площадок или ступени укладывают плашмя на подкладках 200 х 150 мм и прокладках 80 х 80 мм, не выше чем в 5 рядов.

Рис. 5.5. Строповка (а) и складирование ферм на металлических опорах (б)

Рис. 5.6. Строповка лестничных маршей при погрузке — выгрузке (а), мон­таже (б), с удлинителем и вилочными захватами (в) и складирование лестничных маршей с площадками (г) и лестничных маршей без площа­док или ступеней (д):

1 — строп; 2 — удлинитель; 3 — вилочный захват; 4 — петля; 5 — страховочный винт

Рис. 5.7. Полужесткие стропы для пиломатериалов

(а — длинномерных; б — короткомерных; в — круглых короткомерных; г — длинномерных в паке­тах) и траверсы для лесоматериалов (д — короткомерных; е — длинномер­ных; ж — штабелей)

Рис. 5.8. Строповка оборудования:

а — сосуда двумя двухпетлевыми стропами; б — за­движки двухпетлевым стропом; в — агрегата двумя двух­петлевыми стропами; г — цилиндрического резервуара двумя двухпетлевыми стропами; д — короба двумя двух­петлевыми стропами; е — детали станка двумя двухпет­левыми стропами; ж — оборудования в деревянной таре двумя двухпетлевыми стропами

Строповка лесоматериалов показана на рис. 5.7, 5.8.

При строповке лесоматериалов обычные стропы не могут в пол­ной мере отвечать требованиям при производстве работ. При расцепке и вытаскивании стропов из-под пачки происходит раскаты­вание лесоматериалов.

Более рационально применять полужесткие стропы с тра­версами.

Находят применение и грейферные захваты, навешиваемые на автопогрузчики.

Строповка грузов производится в соответствии со схемами строповки. Для строповки предназначенного к подъему груза применяются стропы, соответствующие массе и характеру поднимаемого груза, с учетом числа ветвей и угла их наклона; стропы общего назначения следует подбирать так, чтобы угол между ветвями не превышал 90° по диагонали.

15.7. Грузозахватные приспособления снабжаются клеймом или прочно прикрепленной металлической биркой с указанием номера, грузоподъемности и даты испытания. Грузоподъемность стропов общего назначения рассчитывается при угле между ветвями 90°, за исключением кольцевых и одноветьевых стропов, грузоподъемность которых дается при вертикальном положении. При использовании в строповке кольцевых и одноветьевых стропов в наклонном положении необходимо на их грузоподъемность вводить поправочный коэффициент в зависимости от угла наклона.

Коэффициент определяется косинусом угла альфа, образуемого между наклонной ветвью стропа и вертикалью. При альфа = 15°, 30°, 45° коэффициент соответственно равен 0,966; 0,866; 0,707.

Пример. Два кольцевых стропа, каждый грузоподъемностью по 5 т, наклонены к вертикали под углом 45°, следовательно, несущая способность каждого стропа будет равна 5 тс х 0,707 = 3,535 тс.

15.8. Грузозахватные приспособления, изготовляемые для сторонних организаций, кроме клейма, снабжаются паспортом.

15.9. На таре (ящики для раствора, бункера, контейнеры и т.д.), кроме специальных технологических данных, указываются ее назначение, номер, собственная масса и грузоподъемность. Безопасная эксплуатация тары производится в соответствии с ГОСТ 12.3.010-82. Емкость тары должна исключать возможность перегрузки машины (крана).

Для перемещения бетонной смеси следует применять бункеры (бадьи), выполненные по ГОСТ 21807-76*. Тара в зависимости от назначения должна отвечать соответствующим нормативным требованиям.

15.10. При строповке конструкций с острыми ребрами методом обвязки необходимо между ребрами элементов и канатом установить прокладки, предохраняющие канат от перетирания. Прокладки прикрепляются к грузу или в качестве инвентарных постоянно закрепляются на стропе.

15.11. При строповке крюки стропов должны быть направлены от центра груза.

15.12. Запрещается нахождение на строящемся объекте неисправной или нестандартной тары и неисправных грузозахватных приспособлений.

15.13. При разработке схем строповки грузов необходимо учитывать положение грузов при перевозке автотранспортом, хранение груза на приобъектном складе, монтаже и необходимом кантовании.

15.14. Для хранения грузозахватных приспособлений и тары на стройплощадке отводится специальное место, где стропы хранятся в специальных шкафах или ларях, куда не попадают атмосферные осадки, траверсы - на специальных устойчивых подставках, а тара - на подкладках.

15.15. Строповку грузов из штабелей (металлопроката, труб, леса и т.п.) производить в следующей последовательности:

На наиболее выступающий конец конструкции, находящейся в верхнем ряду, надевается петля кольцевого стропа, висящего на крюке двух- или четырехветьевого стропа;

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду приподнять конец груза на высоту 0,4 - 0,5 м;

Стропальщик подходит сбоку к приподнятому грузу и подводит под него деревянные подкладки сечением 100 х 100 мм на расстоянии 1/4 от его концов (при подъеме труб, бревен на подкладке должны быть упоры от раскатывания груза);

Стропальщик отходит на безопасное расстояние и дает команду опустить груз на подкладки и ослабить строп (под безопасным расстоянием понимается расстояние до мест, которые находятся за границей опасной зоны при соответствующей высоте подъема. Эти места не должны находиться в опасной зоне от строящегося здания);

Стропальщик подходит к грузу и с помощью металлического крюка (из проволоки диаметром 6 мм) подводит кольцевые стропы под груз на расстоянии 1/4 длины груза от его конца, затем снимает первый строп, а подведенные кольцевые стропы затягивает на "удавку" и надевает на крюки двух- или четырехветьевого стропа;

Стропальщик дает команду на подъем груза на высоту 20 - 30 см, убеждается в надежности строповки и подает команду на дальнейшее перемещение груза.

15.16. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ на комплектовочных базах строповку лесоматериалов, уложенных россыпью, следует производить с помощью гидравлического грейфера или клещевого захвата.

15.17. Расстроповку конструкций, установленных в проектное положение, следует производить только после их постоянного или надежного временного закрепления.

15.18. Во избежание самопроизвольного выпадения грузов тара загружается на 100 мм ниже ее бортов.

15.19. Для монтажа конструкций на высоте необходимо использовать грузозахватные приспособления с дистанционной расстроповкой.

15.20. Основные положения по строповке даются на схемах строповки грузов, входящих в состав проекта производства работ.

Работа стропальщика заключается в правильной обвязке грузов и подаче команд крановщику на их транспортировку. Схема строповки служит руководством к выполнению такелажных работ. Она представляет собой графическое изображение с указанием способов и мест для захвата груза.

Плакаты изготавливаются из ламинированной бумаги, ПВХ-пленки и др. материалов. Они предназначены для длительного применения и защищены от атмосферного действия.

Типовые правила

Стропальщик должен работать, когда у него находится схема строповки. Она не всегда может быть под рукой. Поэтому для погрузки или выгрузки необходимо знать и применять правила строповки по стандартным схемам.

  1. Строительные элементы (плиты, блоки и т.п.) перемещаются с захватом крюками за специальные петли. При этом количество строп и петель подбирается равным, иначе конструкция может разрушиться.
  2. Грузы длиной не более 2 м перемещаются с помощью захвата кольцевой стропой на удавку.
  3. Длинномерные изделия захватываются петлями двух строп при расстоянии от краев не более чем на 1/4 длины. Угол между ними не должен превышать 90 0 за счет правильного выбора их длины.
  4. Листовой металл перемещается с помощью захвата специальными эксцентриками или струбцинами. Чтобы не повредить его поверхность, применяются подкладки из дерева, резины и т. п.
  5. Строповка оборудования производится за специальный такелаж: петли, закладные, крюки, рым-болты и др.
  6. Неиспользуемые ветви стропа не должны мешать транспортировке. Их укрепляют, чтобы при перемещении концы не задевали встречные предметы.
  7. Не допускается провисание или изгиб стропа на ребрах груза. Тросы нагружаются равномерно.
  8. Крюк должен подходить по размерам к петле или рым-болту.
  9. Такелажные работы следует обязательно проводить в присутствии лица, ответственного за их безопасность, когда имеется нестандартная или разработанная схема строповки.

Крановщику подаются следующие команды:

  • майна - опускание;
  • вира - подъем;
  • харе - стоп.

Виды грузозахватных приспособлений

Способы строповки предусматривают применение такелажной оснастки следующих видов:

  • стропы: канатные, цепные, текстильные;
  • захваты;
  • траверсы.

Траверсы преимущественно применяются в виде балки с грузозахватными приспособлениями на концах. Бывают пространственные устройства, изготавливаемые под конкретную перемещаемую конструкцию.

Захваты выпускают автоматические и полуавтоматические.

Стропами называются отрезки цепей или канатов в виде колец или с концевыми звеньями для удобного и безопасного захвата. Для них должны быть составлены схемы строповки грузов. Если их нет, должен присутствовать ответственный за безопасность работ, который показывает способ захвата.

Виды строп

Стропы подбираются под форму, массу и расположение центра тяжести перемещаемого оборудования или строительной конструкции. При отсутствии информации необходимо уточнить параметры у ответственного за производство работ. Если схема нестандартная, необходимо определить места захвата и их расположение, чтобы груз не опрокинулся.

Для эксплуатации самыми уязвимыми являются текстильные стропы. Их нельзя применять мокрыми на холоде, поскольку лед приводит к их разрушению. Не допускается воздействие на них кислот, щелочей и огня. На острых краях применяются прокладки.

Сварные цепи обладают более высокой гибкостью, чем стальные канаты. Недостатками являются большой вес и быстрое разрушение при появлении трещин. Состояние цепей необходимо тщательно контролировать. Их применяют только в условиях высокой температуры, интенсивного абразивного износа и наличия у груза острых кромок.

Универсальный строп делают в виде петли, соединенной плетением на длину 40 диаметров троса или зажимами. Его также делают с двумя петлями на концах. Количество ветвей может быть от одной до четырех. В них могут вставляться стальные пластины - коуши, защищающие трос от перетирания.

Канаты применяются для обвязки изделий сложной конфигурации. Они являются разновидностью стропа из одной ветви большой длины.

Масса груза

Выполнять строповку запрещается, если масса груза неизвестна. Она указывается в товарно-транспортных документах и на упаковке. Данные можно узнать по телефону или на сайте изготовителя.

Грузоподъемность стропа снижается:

  • на 20 % при затяжке петлей;
  • на 10 %, если угол равен 45 0 ;
  • на 30 %, если угол составляет 90 0 .

Порывы ветра значительно снижают грузоподъемность стропов.

Схемы строповки грузов могут содержать таблицы грузоподъемности стропов, где учитывается их наклон.

Обвязка груза

Захват и перемещение груза можно производить без применения закладных элементов. Для этого применяются следующие способы.

  1. Обвязка на удавку - зажатие стропами под своим весом. Возможно повреждение груза. Стропы быстро изнашиваются. Для длительного срока службы стропы следует накладывать без перекруток и узлов. Место строповки выбирается в зависимости от размещения центра тяжести.
  2. Свободная укладка между стропами, если у них отсутствует возможность сдвига. В противном случае могут применяться распорки.

Для грузов с острыми кромками не допускается перетирание канатов. От повреждения применяются подкладки. Их прикрепляют к грузу или закрепляют на стропах как инвентарные элементы.

Заключение

Правильная строповка грузов необходима для обеспечения безопасности работ и предотвращения аварий. Схема строповки для каждого конкретного случая должна быть выдана стропальщику в виде графического изображения, в котором указывается способ обвязки и применяемые при этом приспособления.

Строповка грузов - это технологический процесс, который представляет собой обвязку и зацепку тяжелых грузов для дальнейшего их поднятия и перемещения. Используется он повсеместно, так как только таким способом можно поднимать и переносить неделимые грузы, такие как трубы или балки. Однако вам стоит обратить внимание на то, что строповка - это не случайное действие, вы не можете обвязывать грузы так, как вам захочется. Существуют как международные стандарты, так и отечественный ГОСТ, именно по ним нужно проводить строповку. В любой момент водителя грузовика могут остановить и проверить правильность обвязки - но более актуально это на местах погрузки, так как часто груз проходит процедуру только там, а в дороге уже размещается совсем иначе. В любом случае вам нужно знать все схемы строповки грузов, так как они вам сильно пригодятся при производстве погрузочных работ.

Трубы и валы

Если рассматривать схемы строповки грузов, то начинать нужно именно с труб, так как этот процесс наиболее важен именно для данного типа грузов. Всего существует около десяти различных типов строповки, в зависимости от того, сколько труб нужно погрузить и какие они. К примеру, если длина труб составляет менее полутора метров, то используется строп-удавка, когда делают один узел по центру тяжести, обычно не делается более одного оборота. Если же трубы имеют большую длину, то здесь все зависит от приспособлений, которые используются. При наличии одного универсального кольцевого стропа вам нужно использовать метод двухконцевой удавки, так как иначе центр тяжести будет слишком неустойчивым. Если же у вас есть два стропа, то труба крепится стандартным обкручиванием. Существует также менее распространенный вариант крепления двумя удавками. Обратите внимание также на ветвевые стропы с торцевыми захватами - они удобны в использовании. Схемы строповки и складирования грузов могут быть самыми разнообразными, но все они разработаны уже давно, а их эффективность проверена временем.

Особые методы строповки труб

Отдельно стоит поговорить про особые ситуации, когда вам понадобятся необычные схемы строповки грузов. Плакаты с такими схемами, естественно, должны всегда присутствовать на месте проведения операции, чтобы работники могли на них ориентироваться и действовать в точности в соответствии со всеми стандартами. Конечно, можно также использовать клещевой захват или траверса, снабженные текстильными стропами, если у вас имеются подобные приспособления. Ну а если вам нужно погрузить сразу целый пакет труб, то здесь вам обязательно понадобятся траверса со стропами, которые к тому же оснащены крюками. Вот так выглядят схемы строповки грузов, состоящих из одной или нескольких труб.

Металлопрокат

Схемы строповки грузов для металлопроката, естественно, сильно отличаются от тех, которые используются для труб. Например, для швеллера вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять в обхват, а для двутавровой балки - двухветвевой строп, который также закрепляется в обхват. Обратите внимание на то, что в обоих случаях вам нужно использовать проставки для более надежного закрепления груза. Отдельно стоит поговорить про связки швеллеров и уголков, которые иногда бывает очень сложно упаковать как следует. В первом случае вам нужно использовать сразу три стропа - два из них должны быть универсальными кольцевыми, а один - двухветвевым. И при этом не забывайте, что в данном случае нужно еще сделать несколько колец обвязки из проволоки, а также добавить прокладку под универсальные стропы, чтобы они не нанесли вреда швеллерам. Если же речь идет об уголках, то здесь можно обойтись без двухветвевого стропа, а в остальном все остается прежним - два универсальных стропа, проволочная обвязка и подкладка. Так вот выглядят типовые схемы строповки грузов, которых вам нужно обязательно придерживаться, если вы хотите добиться хорошего результата, не подвергая ни работников, ни груз опасности.

Строповка металлических листов

Если вы задумались о том, как же изображаются схемы строповки грузов, DWG-чертежи являются ответом - это специальный тип чертежей, на которых вы можете увидеть все детали процесса. Но стоит вернуться к металлическим грузам, которые вам, возможно, придется грузить. Большую часть металлопроката составляют листы, которые можно строповать как вертикально, так и горизонтально. Для начала стоит поговорить о более популярном горизонтальном строповании. Для этого вам понадобится ветвевой строп, оснащенный специальным захватом. Если же речь идет о целом пакете листов, которые упаковываются горизонтально, то тут уже захват не спасет - вам нужно использовать два универсальных петлевых стропа в обхват, причем не забывая про проставки. Если же у вас есть специальный четырехветвевой строп со струбцинами, то он подойдет как для погрузки одиночных листов, так и для целых пакетов. Что касается вертикальной строповки листов, то для одиночных листов существуют специальные эксцентриковые захваты. Для пакетов вам также придется использовать особые вертикальные захваты, которые будут установлены по бокам пакета, а к ним будут крепиться универсальные петлевые стропы. Как видите, схемы строповки и складирования грузов - это далеко не самый простой вопрос, который необходимо изучать крайне внимательно.

Детали и оборудование

Очень часто приходится грузить большие неделимые детали больших механизмов или же целые единицы оборудования, и для этого также есть свои нормы ГОСТ - схемы строповки грузов подобного рода также должны присутствовать на местах погрузки обязательно. Итак, начать стоит с самого простого - с корпусной детали. Для ее строповки вам понадобится всего лишь два универсальных петлевых стропа, которые нужно закреплять обхватом. Немного сложнее обстоит ситуация с сосудами, так как их нужно обрабатывать в вертикальном положении. Но это мало что меняет - вам нужно будет использовать те же два петлевых стропа, но крепить их обхватом за выступающие по периметру части. Даже если погрузка происходит в горизонтальном положении, тактика остается прежней. Иногда бывают ситуации, в которых оборудование поставляется в большой деревянной таре - в данном случае вам придется постараться немного больше. Здесь вам понадобится четырехветвевой строп, оснащенный крюками, за которые можно будет зацепить два универсальных петлевых стропа, продеваемых под тару. Шкивы и маховики без упаковки также стропуются очень просто - с использованием одного или двух универсальных стропов, в зависимости от того, хотите вы грузить их вертикально или горизонтально. Что касается разнообразных вентилей и кранов, их нужно строповать точно так же, как и шкивы, но при этом зацепление производить за фланец, при возможности пропуская стропы непосредственно через крутящую часть вентиля. Ну а если речь идет о больших агрегатах, то тут уже не обойтись без специальных монтажных петель, которые соединяются шплинтовым замком с такелажными скобами. А за них уже крепятся петлевые стропы. Теперь вы себе в полной мере представляете, какими разнообразными бывают схемы строповки грузов - способы обвязки, зацепки и так далее могут очень сильно отличаться для разных видов грузов.

Лесоматериалы

Если речь идет о лесоматериалах, то выделить сразу же стоит бревна и доски - для них существуют разные методы строповки. Для пакета бревен вам понадобится двухветвевой строп с крюками, а также два универсальных кольцевых стропа, которые крепятся петлей. Собственно говоря, для пакета пиломатериалов, таких как доски, практически ничего не меняется - принцип остается прежним.

Железобетонные плиты

Железобетонные плиты - это довольно обширная область в вопросах строповки, так как здесь могут присутствовать различные факторы. Например, многое зависит от того, имеются ли монтажные петли в плитах, чтобы за них можно было зацепить крюки стропа. Если же нет, то вам понадобится строп со специальными зажимными захватами. Все обстоит совсем иначе, когда речь заходит о наличии монтажных окон в плите, но они есть далеко не всегда, как и монтажные петли.

Железобетонные конструкции

Как и в случае с плитами, другие конструкции крепятся в основном за монтажные петли, так как в большинстве случаев они имеются - без них погрузка была бы очень затруднительной. Для особых случаев, таких как ферма, можно использовать специальные траверса, оснащенные балансирными блоками.

Соответствие стандартам

Очень важно, чтобы строповка проходила в полном соответствии со стандартами. Для этого на месте проведения операции обязательно должны быть все необходимые плакаты и схемы, а за самим процессом должно производиться постоянное наблюдение.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

СТРОПОВКА ГРУЗОВ РАЗЛИЧНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

1.1. Типовая технологическая карта (далее ТТК) - комплексный нормативный документ, устанавливающий по определённо заданной технологии организацию рабочих процессов по строительству сооружения с применением наиболее современных средств механизации, прогрессивных конструкций и способов выполнения работ. Они рассчитаны на некоторые средние условия производства работ. ТТК предназначена для использования при разработке Проектов производства работ (ППР), другой организационно-технологической документации, а также с целью ознакомления (обучения) рабочих и инженерно-технических работников с правилами производства работ по строповке грузов различного назначения.

1.2. В настоящей карте приведены указания по организации и технологии производства работ по строповке грузов различного назначения, рациональными средствами механизации, приведены данные по контролю качества и приемке работ, требования промышленной безопасности и охраны труда при производстве работ.

1.3. Нормативной базой для разработки технологических карт являются: СНиП, СН, СП, ГЭСН-2001 ЕНиР, производственные нормы расхода материалов, местные прогрессивные нормы и расценки, нормы затрат труда, нормы расхода материально-технических ресурсов.

1.4. Цель создания ТК - описание решений по организации и технологии производства работ по строповке грузов различного назначения с целью обеспечения их высокого качества, а также:

- снижение себестоимости работ;

- сокращение продолжительности строительства;

- обеспечение безопасности выполняемых работ;

- организация ритмичной работы;

- рациональное использование трудовых ресурсов и машин;

- унификация технологических решений.

1.5. На базе ТТК в составе ППР (как обязательные составляющие Проекта производства работ) разрабатываются Рабочие технологические карты (РТК) на выполнение отдельных видов по строповке грузов различного назначения. Рабочие технологические карты разрабатываются на основе типовых карт для конкретных условий данной строительной организации с учетом её проектных материалов, природных условий, имеющегося парка машин и строительных материалов, привязанных к местным условиям. Рабочие технологические карты регламентируют средства технологического обеспечения и правила выполнения технологических процессов при производстве работ. Конструктивные особенности по строповке грузов различного назначения решаются в каждом конкретном случае Рабочим проектом. Состав и степень детализации материалов, разрабатываемых в РТК, устанавливаются соответствующей подрядной строительной организацией, исходя из специфики и объема выполняемых работ.

Рабочие технологические карты рассматриваются и утверждаются в составе ППР руководителем Генеральной подрядной строительной организации, по согласованию с организацией Заказчика, Технического надзора Заказчика.

1.6. Технологическая карта предназначена для производителей работ, мастеров и бригадиров, выполняющих работы по строповке грузов различного назначения, а также работников технического надзора Заказчика и рассчитана на конкретные условия производства работ в III-й температурной зоне.

II. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Технологическая карта разработана на комплекс работ по строповке грузов различного назначения.

2.2. Работы по строповке грузов различного назначения выполняются в одну смену, продолжительность рабочего времени в течение смены составляет:

Где 0,06 - коэффициент снижения работоспособности за счет увеличения продолжительности рабочей смены с 8 часов до 10 часов.

2.3. В состав работ, последовательно выполняемых при строповке грузов различного назначения, входят:



- подбор грузозахватных приспособлений;



- строповка грузов и закрепление оттяжек.

2.4. Технологической картой предусмотрено выполнение работ комплексным механизированным звеном с автомобильным стреловым краном КС-45717 "Ивановец" (максимальная грузоподъемность 25,0 т, длина стрелы 21,7 м), в качестве ведущего механизма.

Рис.1. Автомобильный стреловой кран КС-45717

Рис.2. График грузоподъемности крана в зависимости от наличия и вылета стрелы


2.5. Работы по строповке грузов различного назначения следует выполнять, руководствуясь требованиями следующих нормативных документов:

- СП 48.13330.2011 . Организация строительства;

- СНиП 12-03-2001 . Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Общие требования;

- СНиП 12-04-2002 . Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство;

- РД 11-05-2007 . Порядок ведения общего и (или) специального журнала учета выполнения работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства;

- ПБ 10-14-92*. Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъёмных кранов;
________________
* ПБ 10-14-92 утратили силу с введением в действие "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов" (ПБ 10-382-00).


- РД 10-33-93 . Стропы грузовые общего назначения. Требования к устройству и безопасной эксплуатации;

- ГОСТ 25573-82 . Стропы грузовые канатные для строительства.

III. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТ

3.1. В соответствии с СП 48.13330.2001 "Организация строительства" до начала выполнения разгрузочно-погрузочных работ на объекте Подрядчик обязан в установленном порядке получить у Заказчика проектную документацию и разрешение на выполнение строительно-монтажных работ. Выполнение работ без разрешения запрещается.

3.2. До начала производства погрузо-разгрузочных работ необходимо провести комплекс организационно-технических мероприятий, в том числе:

- назначить лиц, ответственных за качественное и безопасное производство работ;

- провести инструктаж членов бригады по технике безопасности;

- установить временные инвентарные бытовые помещения для хранения строительных материалов, инструмента, инвентаря, обогрева рабочих, приёма пищи, сушки и хранения рабочей одежды, санузлов и т.п.;

- устроить временные проезды и подъезды к погрузочной площадке;

- подготовить основание площадки для установки крана;

- обеспечить рабочих инструментами и средствами индивидуальной защиты;

- подготовить места для складирования материалов, инвентаря и другого необходимого оборудования;

- оградить погрузочную площадку предупредительными знаками, освещенными в ночное время;

- обеспечить погрузочную площадку противопожарным инвентарем и средствами сигнализации;

- составить акт готовности объекта к производству работ;

- получить разрешения на производство работ у технадзора Заказчика.

3.3. До начала погрузочно-разгрузочных работ необходимо:

- провести техническое освидетельствование грузозахватных приспособлений;

- провести выбраковку грузозахватных приспособлений;

- проверить комплектность грузозахватных приспособлений.

3.3.1. При техническом освидетельствовании стропы должны подвергаться внешнему осмотру и испытанию нагрузкой, в 1,25 раза превышающей их номинальную грузоподъемность.

Стропы, прошедшие после изготовления приемосдаточные испытания на предприятии-изготовителе, не подлежат первичному техническому освидетельствованию.

Выявленные в процессе осмотра или технического освидетельствования поврежденные стропы изымаются из работы до проведения ремонта.

Результаты осмотра стропов заносятся в журнал учета и осмотра. (Форма журнала см. Приложение 5 , РД 10-33-93).

3.3.2. Браковка канатов и цепей стропов должна производиться в соответствии с требованиями ст.7.3.28 "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов".

Браковка колец, петель и крюков производится:

- при наличии трещин;

- при износе поверхности элементов или местных вмятинах, приводящих к уменьшению площади поперечного сечения на 10%;

- при наличии остаточных деформаций, приводящих к изменению первоначального размера элемента более чем на 5%.

Не допускаются к эксплуатации стропы:

- имеющие дефекты, изложенные выше;

- при отсутствии или повреждении маркировочной бирки;

- с деформированными коушами или при износе последних с уменьшением первоначальных размеров сечения более чем на 15%;

- с трещинами на опрессовочных втулках или при изменении размера последних более чем на 10% от первоначального;

- с признаками смещения каната в заплетке или втулках;

- с поврежденными или отсутствующими оплетками или другими защитными элементами при наличии выступающих концов проволоки у места заплетки;

- с крюками, не имеющими предохранительных замков.

Изготовитель должен гарантировать соответствие стропов требованиям РД 10-33-93 при соблюдении потребителем условий хранения и эксплуатации.

3.3.3. В комплект поставки стропа должны входить:

- строп с маркировочной биркой;

- паспорт.

На маркировочной бирке должны быть указаны:



- порядковый номер стропа по системе нумерации предприятия-изготовителя;

- грузоподъемность стропа;

- дату испытаний (месяц, год).

Способ крепления маркировочной бирки должен обеспечивать ее сохранность до конца эксплуатации стропа.

На каждом элементе и захвате стропа на установленном для маркировки месте, методом штамповки или ударным способом, должно быть нанесено следующее:

- наименование предприятия-изготовителя или его товарный знак;

- условное обозначение элемента или захвата по системе предприятия-изготовителя;

- порядковый номер по системе нумерации предприятия-изготовителя или номер партии.

3.3.4. Гарантийный срок для канатных стропов при односменной работе составляет 3 мес со дня ввода в эксплуатацию, для цепных стропов - 18 мес.

3.3.5. Завершение подготовительных работ фиксируют в Общем журнале работ (Рекомендуемая форма приведена в РД 11-05-2007).

3.4. Приспособления для погрузки-разгрузки стальных труб

3.4.1. Для погрузки-разгрузки стальных труб автомобильным стреловым краном применяется траверсы (см. рис.3) и торцевые захваты (см. рис.4) различных грузоподъемностей и для различных диаметров труб. Для исключения повреждения торцов труб грузоподъемные крюки траверс и захватов оборудуют капролоновыми накладками. Приспособления должны быть проверены на отсутствие задиров и искривлений на торцевых захватах, имеющих контакт с трубой.

Рис.3. Схема траверсы ТРВ-162 грузоподъемностью 16,0 т

1 - разъемная часть балки; 2 - балка траверсы; 3 - серьга; 4 - крюки для навески стропов при работе с различными длинами труб; 5 - строп с крюком

Рис.4. Схема торцевого захвата ЗТ-1422 грузоподъемностью 9,0 т

1 - серьга; 2 - строп; 3 - крюк; 4 - щёки; 5 - скоба; 6 - капролоновая накладка нижняя; 7 - капролоновая накладка верхняя; 8 - шплинт; 9 - пята


3.4.2. Для разгрузки из трубоплетевозов изолированных труб и двухтрубных секций и дальнейшего перемещения на их короткие расстояния, для раскладки вдоль траншеи или складирования в штабель используют краны-трубоукладчики, оснащенные монтажными полотенцами (см. рис.5) или клещевыми захватами (см. рис.6).

Рис.5. Схема полотенца мягкого ПМ-1428Р грузоподъемностью 63,0 т

1 - полотенце; 2 - оси коромысла; 3 - коромысло; 4 - ось для навешивания на крюк крана

Рис.6. Схема клещевого захвата ЗТА-102 грузоподъемностью 28,0 т

1 - серьга; 2 - звено; 3 - механизм фиксации; 4 - рычаг; 5 - корпус; 6 - ось; 7 - лапка; 8 - ось лапки


3.4.3. Используемые грузозахватные приспособления должны иметь клеймо и бирку с указанием грузоподъемности и даты испытания. При этом необходимо использовать только такие приспособления, которые предназначены для работы с трубами данного диаметра, и в процессе работ следить за их состоянием.

3.4.4. Лица, которые должны следить за работой машин и механизмов, должны периодически осматривать в процессе эксплуатации грузозахватные приспособления:

- через каждые 10 дней - стропы;

- через каждые 6 месяцев - траверсы.

3.4.5. Грузозахватные приспособления для подъема труб должны предотвращать самопроизвольное отцепление и обеспечивать устойчивость груза во время подъема.

Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии стропальщика в порядке, установленном Госгортехнадзором России.

3.4.6. Используемые грузозахватные приспособления должны быть предназначены только для работы с трубами данного диаметра. Строповку труб при разгрузке выполняют аттестованные стропальщики.

3.5. Для подъема строительных конструкций используют различные грузозахватные устройства в виде гибких стальных канатов, различных систем траверс, механических и вакуумных захватов. Грузозахватные устройства должны обеспечивать простую и удобную строповку и расстроповку элементов, надежность зацепления или захвата, исключающую возможность свободного отцепления и падения груза. Грузозахватные устройства должны быть испытаны пробной статической или динамической нагрузкой, превышающей их паспортную грузоподъемность.

3.5.1. Гибкие стропы выполняют из стальных канатов. Их используют при подъеме легких колонн, балок, плит, стеновых панелей, контейнеров и др. Стропы выполняют универсальными и облегченными в зависимости от технологического назначения - одно-, двух-, четырех- и шестиветвевыми (рис.4). Универсальные стропы выполняют в виде замкнутых петель длиной 6...15 м, изготовляют из тросов диаметром 18...30 мм, облегченные стропы - из тросов диаметром 12...20 мм. На концах устанавливают петли на коушах, крюки или карабины. Грузоподъемность стропа выбирать в зависимости от веса монтажного узла.

Рис.7. Гибкие стропы из стальных канатов

А - гибкие стропы; б - канатный двухветвевой; в - канатный четырехветвевой; 1 - универсальный строп; 2, 3 - облегченный с крюком и петлей; 4 - карабины


3.5.2. Траверсы выполняют в виде металлических балок или треугольных сварных ферм. На концах нижнего пояса устанавливают блоки, через которые проходят стропы. Такая система подвески стропов обеспечивает равномерную передачу усилий на все точки захвата. Траверсами поднимают длинномерные конструкции. Строповка может производиться за две или четыре точки. Для подъема крупногабаритных конструкций используют пространственные траверсы, а для подъема тяжелых элементов со смещенным центром тяжести - траверсы с системой балансировки. На траверсе могут устанавливаться облегченные стропы и захваты.

Рис.8. Конструкции траверс:

А - балочная; б - консольная; в - пространственная; 1 - подвеска; 2 - гибкие тяги; 3 - балка; 4 - скоба для подвески к грузовому крюку; 5 - блок


3.5.3. Захваты предназначены для беспетельного подъема монтируемых элементов. Конструктивно захваты выполняют механическими, электромагнитными и вакуумными.

С помощью механических захватов конструкция удерживается за счет фрикционного зацепления, зажима или подхвата за выступающие части.

Электромагнитные захваты основаны на удерживании токопроводящих конструкций с помощью магнитного поля. Такие захваты используют преимущественно на монтаже и погрузочно-разгрузочных работах листовых металлоконструкций.

Вакуумные захваты применяют для подъема тонкостенных плоских конструкций. Конструкция удерживается за счет усилий, вызванных разрежением воздуха.

Рис.9. Конструкции захватов для беспетлевого монтажа элементов:

а - фрикционный захват для строповки колонн; б - механический захват для подъема балок; в - устройство для строповки плит; г - вилочный захват для монтажа ребристых плит; д - устройство для строповки конструкций; е - цанговый захват; ж - клещевой захват; з - траверса с вакуум-захватами;
1 - монтируемый элемент конструкции; 2 - балка фрикционного захвата; 3 - траверса; 4 - механический захват; 5 - резьбовой кронштейн; 6 - фиксатор; 7 - элемент вилочного захвата; 8, 9 - система стержней для фиксации; 10 - клиновой вкладыш; 11 - фрикционная гильза; 12 - клещевой захват; 13 - манометр; 14 - вакуум-насос; 15 - вакуум-траверса; 16 - вакуум-камера


3.6. Производство работ по строповке грузов включает следующие операции:

- перемещение крана и установка его в рабочее положение на все имеющиеся выносные опоры;

- подготовка грузов к строповке;

- подбор съемных грузозахватных приспособлений;

- подвешивание грузозахватных приспособлений на крюк;

- осмотр и строповка груза, а при необходимости и закрепление оттяжек (для длинномерных грузов);

- подача сигналов машинисту крана;

- погрузка и выгрузка груза с подъемом или опусканием его и поворотом стрелы крана;

- укладка подкладок и прокладок под конструкции или детали;

- расстроповка груза, отцепка оттяжек.

3.6.1. В определенном ППР месте, на подготовленной площадке, лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами проверяет правильность установки крана на указанном месте и после этого делает запись в вахтенном журнале крановщика о разрешении производства работ, ставя свою подпись. Также проверяет правильность установки знаков безопасности на границе опасной зоны от работы крана и координатную систему защиты.

3.6.2. Подвешивание грузозахватных приспособлений на крюк крана и снятие их с крюка (см. рис.10) исполняет рабочий, выполняющий такелажные работы в следующей последовательности:

- проверяет исправность стропа 1 , осматривая его от грузозахватных органов до кольца-скобы;

- двумя руками берет за кольцо-скобу 4 , поднимает его, увлекая за ним ветви стропа, и надевает на крюк 2 крана;

- проверяет правильность выполнения приема, сравнив со схемой;

- двумя руками слегка поднимает строп за кольцо-скобу и снимает с крюка;

- укладывает строп на стол.

Рис.10. Схема подвешивания грузозахватных приспособлений на крюк крана

1 - канаты (скобы); 2 - крюк; 3 - защелка; 4 - кольцо-скоба


3.6.3. Подготовка грузов к строповке и подбор грузозахватных средств производятся в следующей последовательности:

- стропальщик подходит к сборной конструкции и проверяет, соответствует ли ее качество нормам таблицы допусков (чистота поверхности, число околов бетона и трещин, исправность монтажных петель и их готовность к строповке, наличие согнутых арматурных выпусков, наплывов бетона на закладных металлических деталях в штрабах и в гнездах для монтажных петель). Если число дефектов превышает норму, то элемент бракуют;

- при необходимости выполняет следующее: погнутые выпуски арматуры выправляет накладным арматурным ключом, наплывы бетона удаляет с помощью скарпеля и молотка, закладные детали дополнительно зачищает металлической щеткой, грязь и наледь счищает щеткой, соскабливает скребком, сметает веником;

- проверяет маркировку;

- по таблицам определяет массу конструкции;

- в зависимости от массы конструкции и схемы строповки выбирает грузозахватное средство;

- переходит к столу с грузозахватными средствами и, пользуясь таблицами, выбирает стропы;

- по бирке проверяет соответствие выбранного средства массе поднимаемого груза;

- по таблице допускаемых дефектов проверяет пригодность средства к работе.

3.6.4. Строповка и подъем сборных конструкций производится в следующей последовательности:

- стропальщик поднимается на помост, где лежат прогон, балка и т.п. груз;

- дает сигнал машинисту крана подвести стропы к месту строповки;

- поочередно заводит оба крюка стропа в зев монтажных петель с внешней стороны детали в сторону ее центра тяжести, с тем, чтобы исключить опускание страховочного запора внутрь крюка;

- отходит от конструкции, проверяет правильность строповки и дает машинисту крана сигнал натянуть стропы;

- проверяет качество строповки и спускается с помоста;

- дает сигнал машинисту крана поднять конструкцию на 20...30 см;

- поднимается на помост и еще раз проверяет строповку, натяжение стропов;

- дает команду машинисту крана поднять груз на высоту 1,0 м;

- выдержав небольшую паузу (20...30 сек), сигнализирует машинисту крана о необходимости опустить груз;

- на высоте 20...30 см от поверхности помоста по команде рабочего, выполняющего такелажные работы, машинист крана останавливает конструкцию;

- поднимается на помост, ориентирует и устанавливает конструкцию на место;

- дает сигнал машинисту крана ослабить стропы;

- выводит крюки стропа из монтажных петель;

- дает команду машинисту крана поднять стропы и отвести в сторону (поднять на высоту 1,0 м). Во время поднятия следит за тем, чтобы крюки не цеплялись за петли и выступающие части сборного элемента, и удерживает стропы от раскачивания;

- стропальщики принимают груз на высоте до 1,0 м от уровня площадки (земли), ориентируют его в соответствии со схемой складирования и старший из стропальщиков дает сигнал машинисту крана опустить груз с таким расчетом, чтобы нижняя часть груза находилась от уровня площадки складирования на высоте до 0,4-0,5 м;

- убедившись в правильной ориентации груза над местом складирования (штабелем), стропальщик подает сигнал машинисту крана опустить груз на площадку. Стропы при этом остаются натянутыми. Когда груз опущен и стропальщик убедится, что груз находится в устойчивом положении, стропальщик подает сигнал машинисту крана ослабить стропы;

- затем стропальщик осуществляет расстроповку груза.

СХЕМЫ СТРОПОВКИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУЗОВ

Рис.11. Строповка конструкций гибкими стропами:

г - строповка четырехветвевым стропом; д - то же, трехтраверсным; е - то же, трехблочным

Рис.12. Схемы строповки трубных узлов и изделий

Рис.13. Схемы строповки узлов шаровых кранов

Рис.14. Схемы строповки узлов кранов с пневмогидроприводом