Формирование навыков самостоятельной работы на уроках математики. Развитие навыков самостоятельной работы у учащихся, в том числе и у малоспособных

11.10.2019

Одной из проблем учителей в современных школах считается не умение организовать самостоятельную работу на уроке при проведении лабораторных работ, практических занятий, семинарах консультаций.

Нужно признать и тот факт, что большинство учеников не способны самостоятельно работать, они стремятся увильнуть, избежать самостоятельной работы. Чаще ученики желают получить всё в готовом виде без труда и собственных усилий.

Не каждый учитель способен преодолеть это сопротивление. Есть, конечно, и трудности в подготовке уроков с самостоятельной работой: пока ещё мало технических средств, дидактического материала, компьютеров, даже необходимой литературы для учеников и самих рекомендаций для учителей.

Но всё выше сказанное не мешает многим учителям образцово организовывать самостоятельную работу учащихся и добиваться поистине высоких результатов.

Очень важно научить ученика учиться!

Хочется больше узнать о методах формирования навыков самостоятельной работы на уроках биологии.

Иногда, как будто всё есть: и вопросы задаются, и опыты проводятся, и задачи решаются и учебники на уроках используются – дети работают, самостоятельно что-то делают, а по существу, если вникнуть основательно – всё это чисто внешне, все эти действия носят поверхностный характер: дети выполняют строго всё по образцу, по трафарету, за результаты своей работы не отвечают, могут работать пассивно, в полсилы не очень стараясь.

Основная задача – научиться навыкам, приёмам организации самостоятельной работы учащихся и приучить детей самостоятельно работать, вырабатывать навыки, привычки и любовь к учебному труду.

Самостоятельная работа – неоднозначное понятие, она может принимать разные формы, способы и приёмы.

Каждый учитель во время объяснения нового материала должен привлекать учащихся к самостоятельной работе.

Приёмы могут быть самые разнообразные, вот некоторые из них:

1. Читая лекцию, что-то объясняя, в нужный момент задаётся вопрос к классу: объяснении какого-либо вопроса, учитель обращается к классу: «откройте учебник, на странице 43, почитайте про себя абзац 3 и объясните прочитанное.

Учащиеся применяют знания на практике, дают собственные толкования, думают над решением генетической задачи.

2. При объяснении нового материала можно задать вопросы и поставить видеофрагмент, включит диафильм, кадаскоп. Дети смотрят на экран, ищут ответы на поставленные вопросы, т. е. они включены в познавательную деятельность.

3. После объяснения темы «Биосинтез белка », учитель демонстрирует модель аппликацию по данной теме и просит разъяснить, воспроизвести последовательность процесса синтеза белка. Школьники не только закрепляют, но и рассуждают, практически участвуют в познавательном процессе. Приобретают новые знания, навыки.

4. Можно перед объяснением дать карточку - задания, к которой приложить рисунки, ксерокопии из дополнительных источников, гербарии, влажные препараты, а затем подготовит ответы на определённые вопросы по данной теме урока.

Данные приёмы ведут к лучшему усвоению нового материала, т. к. каждый учащийся вовлечён в работу.

Самостоятельная работа учащихся может проходить как составная часть урока. Можно объяснить, показать, рассказать, а затем где-то 10-15, а порой 20 минут уделить самостоятельной работе с последующим комментарием и подведением итога.

Такой вид самостоятельной работы самый эффективный. Развивается память, способность воспроизводить, даже мыслить, но по определённым стандартам.

Более сложные работы связаны с поиском, решением усложнённых задач.

Можно использовать игровые моменты.

Например: мысленно перенестись в условия крайнего севера, почувствовать холод, а затем сравнить себя с животными и объяснить их приспособления к данным условиям жизни.

Более фундаментальным видом самостоятельных занятий является специальные уроки, или часть уроков, полностью посвященных самостоятельному труду учеников.

Уроки могут быть разными:

Такие уроки, полностью посвящены самостоятельной работе, проводятся, как правило, редко и требуют тщательной подготовке.

НО если их проводить чаще, то учащиеся лучше усваивают новый материал, умеют работать с разными источниками. Могут без помощи учителя в нужный момент сориентироваться и найти ответ на поставленный вопрос, а главное, когда они продолжают обучение в ВУЗах, то все эти навыки самостоятельной работы помогают получать знания, легко ориентируются в мире разной литературы.

Примерный алгоритм подготовки урока с самостоятельной работой.

1. Выбрать и сформулировать тему.
2. Установить цели самостоятельной работы (что-то узнать, чему-то научиться, найти решение и т.д.).
3. Продумать последовательность действий, операций.
4. Подготовить дидактический материал (гербарии, тубусы, модели, рисунки, таблицы).
5. Учеников предварительно учат, как работать самостоятельно.

Как лучше запомнить изучаемый материал.

    Текст читай очень внимательно.

    Особое внимание уделяется структуре излагаемого материала.

    Мысленно повторяются заглавия уже выделенных частей текста.

    Особые фрагменты текста мысленно пересказываются.

    Формулировки читаются особо пристально, а деталям уделяется меньше внимания.

    Если в формулировки есть сноска, откуда произошла она, то запомните, иногда это помогает вспомнить определение.

    Очень большое значение имеет то, какой текст вы читаете, если он трудный, то читают мало и основательно.

    При встрече с незнакомыми терминами, словами их нужно выписать, а затем найти значение. Никогда не оставляйте непонятно необъяснимым.

    Выписывайте всё в тетрадь, что нужно запомнить (термины, годы событий, названия статей, имена учёных…).

    Учтите, что чтение бывает:

    • первоначальным, когда идёт знакомство с текстом, где важно понять общий смысл текста, попытаться определить основные мысли, отметить неясные места;

      повторным - это и есть собственно чтение-усвоение.

Как проводить анализ.

Анализ-процедура мыслительного и реального расчленения предмета (явления, процесса), а также выявление отдельных частей, признаков, свойств.

    Мысленно расчлени объект, явление, предмет на отдельные составные части, имеющие определённое функциональное значение.

    Постарайся обнаружить в выделенных блоках характерные особенности, детали изучаемого предмета.

    Подумай о причинах такого разделения на блоки.

Как проводить обобщение.

Обобщение – мыслительный процесс, который приводит к нахождению общего в заданных предметах или явлениях.

    Найди наиболее важные моменты в рассматриваемых предметах, явлениях.

    Определи их сходство.

    Установи связь между ними.

    Сформулируй общий вывод.

Как делать выписки.

Выписать - найдя в источнике нужную мысль, списать её, записать.

    Вчитайся в название статьи, осмысли его.

    Внимательно читай текст и по ходу чтения коротко выписывай мысли.

    Стремись к краткости записи.

    Отделяй одну мысль от другой.

    Закончив работу, выпиши все данные источника.

Как работать над понятием.

Понятие - логически оформленная мысль.

    Назови рассматриваемое понятие. Дай его определение.

    Вычлени ведущие свойства понятия, по которым оно отличается от других понятий этого рода.

    Приведи пример, конкретизирующий данное понятие, найди область его применения.

    Употребляя данное понятие, составь рассказ.

Как работать над сравнением.

Сравнить – поставить рядом, сопоставить для установления сходства и различия.

    Найди ответ на вопрос: кто такой, что такое?

    Сопоставь определения двух предметов или явлений. Найди основное сходство.

    Выдели существенные признаки каждого предмета.

    Выясни все признаки сходства и различия объектов.

    Найди и объясни причины сходства и различия.

Как разъяснять теорию.

Теория – учение, система научных принципов, идей, обобщающих научный опыт и отражающих закономерностей природы, общества, мышления.

    Выяви, какие факты, наблюдения послужили основанием для формулирования теории.

    Назови основные положения, понятия теории.

    Определи круг явлений, объяснимых данной теории.

    Приведи опытные и экспериментальные данные, которые могут служить доказательством правильности теории.

    Назови области применения данной теории.

6. Продумать способы оформления результатов работы, итоговый и промежуточный контроль, роль учителя в ходе самостоятельной работы, своевременная помощь тем, кто нуждается в этом.
7. Если необходимо провести инструктаж по т/б.
8. Перед началом урока дети получают необходимое объяснение хода урока (т.е. поставить перед ними цели и задачи, которые они должны разрешить - они должны точно знать, что от них требуют, что с них спросят при контроле знаний).

К сожалению, такой урок требует хорошей материальной базы (многое можно изготовить и самим учащимся и ученикам), больших временных затрат, т.к. мало разработано пособий в данном направлении.

Должна вестись постоянная тренировка с учениками, они должны быть приучены такой работе на уроке. Порой самые неожиданные препятствия срывают занятия. Например: при лабораторной работе не смогли приготовить препарат, а значит, не увидели, не могут сделать вывод и т.д.

Вот пример урока, посвящённого самостоятельной работе.

ТЕМА: Органоиды клетки и их функции.

Задачи:

Образовательная – сформировать понятия об органоидах клетки, об их функциях.
Развивающая – умение пользоваться учебником, делать схематические рисунки, составлять таблицы, развивать речь, память, логическое мышление.

ЭТАПЫ УРОКА

Организационный момент.

Опрос.

1. Назовите царства живой природы?
2. У всех ли представителей 4 царств одинаковое строение клеток?
3. Давайте вспомним различие клеток растений, животных, грибов, бактерий?

Новый материал.

КАРТОЧКА – ЗАДАНИЕ (для ученика)

1. В параграфе найдите определения следующим понятиям:

Органоид

Включение

Цитоплазма

2. Запишите данные понятия в рабочую тетрадь.

3. На какие 2 группы подразделяются органоиды? Сделай схему.

4. Какие органоиды присутствуют:

А - в растительных клетках

Б – в животных клетках

В – в грибных клетках

Г – в бактериальных клетках

Заполните таблицу № 1:

5. Изучите особенности строения органоидов и их функции.

Заполните таблицу № 2. Структурные компоненты клети и их функции.

Название органоида

Особенности строения органоида (схем. Рис.)

Функции органоида

6. Выучите пройденный материал и подготовьте устный ответ по рисункам клеток.

МБОУ СОШ№71

Рожманова В.П.

Формирование у младших школьников навыков самостоятельной деятельности в личностно-развивающем обучении.

Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся - одна из актуальных задач современного образования, а привитие школьникам навыков самостоятельной работы над учебным материалом является одним из обязательных условий успешного обучения.

Современное общество нуждается в людях, способных к самостоятельным суждениям и оценкам, поступкам и действиям. Психологи считают, что потребность в самостоятельности присуща детям с раннего возраста. По их мнению, фраза «я сам» означает начало становления личности. Если вовремя развивать самостоятельность в ребенке, то это послужит залогом его успеха в творческом отношении к жизни. А делать это можно на уроках по обычным предметам.

Самостоятельность можно определить, как качественную сторону волевой, мыслительной и практической деятельности. Она не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. Младший школьный возраст - особый период, в котором развиваются важнейшие качества личности.

Способность детей этого возраста к подражанию им, с одной стороны, усвоить пример, образец поведения, с другой - сдерживает их самостоятельность, сковывает ребенка. Нередко младший школьник хочет стать самостоятельным, но недостаточно развитая воля, импульсивность, склонность действовать под влиянием различных эмоций не позволяют выполнить задуманное и желаемое. Не меньше значение имеют индивидуальные особенности ребенка, которые, в свою очередь, активизируют или тормозят, затрудняют проявление его самостоятельности. Например, неуверенность в своих силах сдерживает самостоятельность, смелость, решительность помогают безбоязненно высказывать свое мнение, браться за новое дело.

Развитие самостоятельности учащихся начинаю уже с первых дней обучения в школе, поскольку именно в младшем школьном возрасте приходит становление таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность к самоконтролю.

Самостоятельная деятельность формируется различными средствами, из которых наиболее распространенным является самостоятельная работа. Многие ученые, педагоги, психологи и методисты определяют самостоятельную работу как специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью учащихся.

Значение самостоятельной работы в учебном процессе трудно переоценить. Она способствует формированию самостоятельности как качества личности, реализации принципа индивидуального подхода, позволяет дифференцировать учебные задания и тем самым содействовать достижению действительно сознательного и прочного овладения знаниями.

Показатели качественного усвоения изучаемого материала - активная работа всех учеников класса; умение каждого учащегося выполнить задание под руководством учителя и обосновать свои действия; самостоятельно выполнить аналогичные задания. Последнее не означает отсутствие руководящей роли учителя. Скорее наоборот, при организации самостоятельной работы роль учителя повышается.

Можно сказать, что только в ходе самостоятельной работы учащие развивают те познавательные способности, приобретают и совершенствуют те умения и навыки, без которых невозможно овладение знаниями как в школе, так и в жизни вообще.

Структура самостоятельной работы.

Как показали исследования, самостоятельная работа имеет определенную структуру. Она включает три этапа:

    Подготовительный /ориентировочный/;

    исполнительный;

    проверочный.

    /п одготовительный / этап

Это знакомство с заданием, ориентировка в нем.

Ребенок, выслушав задание, рассматривает предмет или чертеж, читает или перечитывает условие задачи, содержание текста и т.д. В ходе этого он осуществляет анализ задания и связанный с ним синтез, то есть осмысливает его, выделяя, что дано в задании, что нужно узнать или сделать, какие потребуются для этого знания и действия, составляет план выполнения задания.

    /исполнительный/ этап

Заключается в том, что ученик, разобравшись в задании и составив план действий, выполняет и проверяет его.

    / проверочный/ этап

Заключается в том, что ученик, выполнив задание, сам, по собственной инициативе, проверяет работу и оценивает ее, то есть осуществляет самоконтроль и самооценку.

Таким образом, в структуру самостоятельной работы входят:

    анализ работы /задания/,

    поиск способов ее осуществления,

    планирование работы,

    выполнение,

    проверка и оценка сделанной работы.

Отдельные виды самостоятельной работы могут включать либо все, либо некоторые из этих элементов. Чем больше указанных выше элементов входит в самостоятельную работу учащихся, тем выше ее уровень, а значит, и уровень самостоятельности школьников.

Основные виды самостоятельной работы учащихся. Самостоятельные работы можно классифицировать по нескольким дидактическим признакам, характеризующим разные стороны одной и той же работы. Самостоятельные работы различаются:

    По дидактической цели они могут быть направлены:

    на актуализацию знаний учащихся;

    на изучение новых знаний;

    на закрепление, расширение и совершенствование усвоенных учебных действий;

    на проверку и контроль планируемых результатов.

    По характеру деятельности, которая требуется от учащихся в процессе выполнения работ:

    по заданному образцу/ письмо букв, цифр, склеивание коробочки и т.д.;

    по правилу или целой системе правил;

    по конструктивным особенностям / творческий подход/.

Самостоятельная работа, как работа по заданию, может успешно осуществляться только тогда, когда дети ясно осознают ее цель и у них есть стремление к достижению этой цели.

Целенаправленность делает самостоятельную работу сознательной, осмысленной, вызывает интерес к ней. Наличие уже сформированных учебных действий составляет ту техническую основу, те механизмы, при помощи которых ученики идут к достижению поставленной цели.

Учащимся доступно самостоятельная работа, направленная на изучение нового материала. При такой работе продумывается план (записывается на доске, карточках), разъясняется цель работы и пути её достижения. План делится на 2 раздела: что должен сделать ученик, чтобы получить новые знания; что надо знать (узнать) и уметь рассказать.

В такой работе все ее структурные элементы заданы учителем в готовом виде, поэтому уровень самостоятельности учеников здесь недостаточно высок.

К самостоятельной работе, требующей выполнения новой учебной задачи, учащихся необходимо готовить: учить самостоятельно читать задание в учебнике, на доске или карточке; разбираться в последовательности предстоящей работы; выполнять ее и делать нужный вывод. По мере того как ученики овладевают этими учебными действиями, им следует представлять больше самостоятельности в нахождении способов выполнения задания, планировании работы.

Для своевременного и успешного выполнения самостоятельной работы учащимся учитель должен знать специфику методов управления познавательной деятельностью учащихся, уметь своевременно и правильно сформировать и трансформировать цели, мотивы, ориентиры и ценностные установки на учебную деятельность.

Иначе говоря, организуя самостоятельную деятельность учащихся знать:

    когда целесообразно вводить самостоятельную работу при изучении любого учебного материала;

    какой конкретный тип самостоятельной работы из всех возможных следует выбрать и использовать на каждом этапе усвоения знаний?

Организация и проведение самостоятельной деятельности на уроках требует особого подхода, поэтому тщательно продумываю планы уроков, определяю содержание и место самостоятельной работы, формы и методы ее организации.

Только в этом случае самостоятельная деятельность учащихся будет осознанной очень важно предусмотреть трудности и возможные ошибки, которые могут возникнуть у детей в ходе её выполнения, продумать проведение контроля и оказание помощи учащимся.

Несоответствие объема работы выделяемому времени особенно организации самостоятельной работы на уроках математики - один из недостатков ее организации. При планировании объема самостоятельной работы необходимо учитывать темп работы учащихся. Чтобы сэкономить время на уроке и лучше организовать работу, В.К. Буряк предлагает учителю самому выполнить задание, и время, затраченное на выполнение одного задания, умножить на 3 - именно столько минут потребуется учащимся для выполнения задания. Завышение объема работы вызывает у школьника состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения.

Говоря об уровне сложности самостоятельной работы, обратим внимание на то, что она не должна быть слишком простой, ниже уровня развития умственных способностей учащихся. Постепенное нарастание трудности самостоятельной работы совершается в основном по трем направлениям:

    путем увеличения объема заданий и длительности самостоятельной работы учащихся;

    путем усложнения содержания задания;

    путем изменения способов инструктирования и постепенного уменьшения объема помощи со стороны учителя.

Рассмотрим постепенное нарастание самостоятельности учащихся в выполнении самостоятельной работы по теме «Предложение».

    Составление предложений по опорным словам - самые легкие творческие работы.

    Работа над текстом, деформированным текстом. Наблюдая за речью младших школьников, мы видим, что многие из них затрудняются в выражении своих мыслей, не могут их логично развернуть, плохо строят связанное высказывание, так как не знают правил его построения; не знают, как сочетаются отдельные части высказывания, как связываются в тексте самостоятельные предложения. Поэтому необходимо проводить ряд упражнений, способствующих формированию умений создавать текст, использовать средство связи между предложениями, отличать текст от набора предложений на одну тему.

На первом уровне знакомства с понятием «текст» необходимо показать детям, что текст - тематическое единство, подвести к понятию «тема» и формировать умение определять тему высказывания в готовом тексте. Например, ученики получают задание списать с карточек текст, поставить точки в конце предложения и определить, на какую тему текст. В карточках для слабых учеников расставлены точки.

Звери готовятся к зиме. Белка сушит грибы. Ёжик строит жилье из сухих листьев.

Для закрепления материала можно предложить следующие виды работ:

Две широкие темы («Зимние каникулы», «Новый год»). Ученики самостоятельно запишут по две - три узкие темы к каждой из них;

    предложения, написанные на доске, нужно поменять местами, чтобы получился текст;

    списать текст, подчеркнуть слова, служащие для связи одного предложения с другими;

    составить и записать три предложения; доказать, почему для связи употребили те или иные слова.

Младшие школьники с удовольствием работают с дидактическим материалом «Разрозненный текст». Предложения записаны на отдельных карточках (можно написать текст на бумаге разного цвета). Молча передовая карточки, дети конструируют текст. Эта работа как сильным, так и слабым учащимся. Ошибки при проверке легко исправить до списывания текста путем перестановки карточек.

Самостоятельная работа по составлению связных текстов увлекает детей и вселяет в них уверенность в свои силы. Подводя итог по данной теме, необходимо, чтобы дети усвоили следующее:

      1. В тексте предложения связаны по смыслу;

        В тексте существует определенный порядок предложений, который нельзя нарушать;

        Каждое предложение в тексте по смыслу закончено и имеет свои границы.

Выделяю некоторые виды самостоятельных письменных упражнений, как средство выражения личности школьника.

Наибольшими возможностями для раскрытия школьником себя как личности в процессе образования является работа по развитию самостоятельной письменной речи. Это творческая работа, которая предполагает высокую степень активности школьников и их познавательную самостоятельность.

С этой целью организую самостоятельную работу, направленную на выполнение различных текстовых упражнений. Направляя деятельность учащихся, предлагаю исходный материал, на основе которого школьники создают творческую работу.

1. Создание двух текстов из одного псевдотекста по смыслу.

Птицы строят гнезда. Сделаны гнезда из корешков, мха травы.

Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учащиеся отмечают, что в записи соединены два текста: первый- о птицах, второй- о лягушках,- и формируют задание: «Определить границы двух текстов и их восстановить». Читая отрывки, учащиеся доказывают, что это разные тексты, так как у них разные темы, определяют, что у первого текста дано начало, у второго - начало или середина. Далее предлагаю распространить данные текста предложениями. Учащиеся творчески, самостоятельно решили учебную задачу, дополни тексты интересной, познавательного характера, информацией, употребили разные по эмоциональной окраске предложения (составлены тексты «Жизнь птиц», «Заботливые родители», «Как рождается лягушка»...)

    Создание текста учащимися по кругу (групповая работа)

У каждого ученика лист бумаги. Первое предложение «Осенний лес удивляет своей красотой» под диктовку записывает один ученик из группы, затем он передает лист с записанным предложением справа сидящему по кругу однокласснику, второй ученик пишет 1 -2 предложения за 2-3 минуты (время контролирует учитель). Далее второй ученик передаёт лист по кругу третьему ученику...

Работа продолжается до тех пор, пока лист не дойдет до первого ученика, и он напишет обобщающее предложение к тексту.

Вот какое получилось сочинение.

Осенний лес удивляет своей красотой. Лес, точно расписной терем.

Листья осин разрумянились, словно спелые яблоки. Золотой пчелкой вьётся березовый лист. Яркими кострами горят клены. Под желтым березовым листиком спрятался подберезовик. А ты видел это очарование?

    При изучении темы «Имя прилагательное» учащимся предложила такую самостоятельную работу «Составьте текст, в котором бы встретилась изученная часть речи».

    Создание текста - загадки по кругу при изучении нового словарного слова. Большое место в начальной школе занимают самостоятельные работы, направленные на формирование и развитие учебных действий в целом. Эта работа с учебником, текстом, иллюстрациями, картами.

В начальных классах широко применяется самостоятельная работа с дидактическим материалом, который очень разнообразен. Это набор карточек с рисунками, буквами, слогами, словами, текстом, цифрами, задачами; карточки по развитию речи, дифференциальные задания на карточках, перфокартах /словарь, определенные сложные темы/; разрезная азбука; счетный материал; средства наглядности (таблицы, образцы, раздаточный картинный материал).

Итак, рационально организованная самостоятельная деятельность младших школьников способствует освоению учебного материала и развитию познавательных способностей.

Используемая литература

    Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. М., 1984

    Высотская Л.С. Мышление и речь. М., 1999

    Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных класс. М., 2002

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Коноплинская средняя школа

Ухоловского муниципального района

Рязанской области

Доклад по теме:

«Формирование навыков самостоятельной работы на уроках»

Подготовила: учитель ОДНКНР

Полунадеждина Татьяна Фёдоровна

Коноплино 2017 год

Самостоятельная работа важнейшее условие саморегуляции личности, её творческих возможностей. Самостоятельная работа ученика - главный путь воспитания самостоятельности. Но самостоятельная работа, привлекая современных школьников, вызывает в тоже время у многих серьезные затруднения. Она требует эмоционального и умственного напряжения, порождает массу неожиданных вопросов и ошибок, сомнений и переживаний. Я заметила, что особенно много затруднений возникает у ребят на начальном этапе выработки тех или иных умений и навыков, поэтому начинать эту работу надо ещё в начальных классах. В своей работе я хочу осветить вопросы о правильности организации самостоятельной работы, так как я считаю, что самостоятельная работа служит эффективным средством формирования личности, побуждает умственную самостоятельность у детей. Она дисциплинирует мысль, рождает у школьников веру в себя, в свои силы и возможности. В процессе обучения математике (физике) задача учителя состоит не только в том, чтобы обеспечивать прочные знания, предусмотренные программой, но и в том, чтобы развивать самостоятельность и активность мышления учащихся.
Самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственные и практические операции и действия зависят и определяются самим учеником.
Присутствие самостоятельной работы необходимо на уроках, в том числе и на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР, так как они тренируют волю, воспитывают работоспособность, внимание, дисциплинируют учащихся.
Самостоятельная работа - это метод, который очень помогает мне для выяснения способностей учащихся. Работая самостоятельно, ученик должен постепенно овладеть такими общими приёмами самостоятельной работы как ясное представление цели работы её выполнение, проверка, исправление ошибок. При правильной методике организации проведения самостоятельных работ активируется умственная деятельность детей. Если детям прививать навыки выполнения самостоятельной работы и использовать на уроках различные её виды, то у детей вырабатывается самостоятельность и развивается мышление, они стремятся выполнять более трудные задания.
С/р. - активный метод обучения. Основные признаки с/р. на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР - это наличие задания учителя, самостоятельность учащихся, руководство учителя, выполнение задания без непосредственного участия педагога, активность и усилие учащихся, специальное время для выполнения задания.
Педагог действительно не принимает участия в выполнении задания, но он организует деятельность. С/р. всегда завершается какими-либо результатами, так как к ним ученик приходит самостоятельно. Ценность и значимость их осознаются острее по сравнению с теми, которые добиваются в совместной деятельности. В результате работ всегда обнаруживается не только уровень знаний, но и самостоятельность школьника, индивидуальный стиль его деятельности, творчество и нестандартный подход.
Педагогическая ценность с/р. зависит и от того, каким образом организована деятельность учащихся. Форма организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия учителя и учащихся, самих школьников между собой.
Учащиеся при выполнении с/р. не всегда могут получить своевременную помощь от учителя, поэтому необходимо тщательно продумывать планы уроков, определять содержание и место с/р., формы и методы её организации. Только в этом случае с/р. будет выполняться учащимся сознательно. При этом необходимо продумывать уровень сложности и объём работы, трудности, возможные ошибки, которые могут возникать у детей в ходе её выполнения.
В с/р. детей большое место занимает репродуктивная деятельность. Обязательным условием является индивидуализация самостоятельных заданий, то есть их посильность, учёт меры сложности для каждого ребёнка или группы детей, имеющих почти одинаковый уровень развития. Успешность выполнения задания зависит от развития воли ребенка, навыков саморегуляции действий детей. Важно уметь вовремя прийти на помощь, поддержать желание выполнить работу до конца, снять напряжение и усталость. Минутный отдых, переключение внимания вызывают эмоциональный подъём, активизируют мышление, позволяя вновь сосредоточиться на выполнении задания.
Сформировать у детей необходимые навыки учебной деятельности позволяет умелое сочетание индивидуальной, групповой, фронтальной работы. Выбор формы работы зависит от цели, сложности заданий, уровня сформированности учебной деятельности и возможностей каждого ребенка. Если задание простое и посильно для всех, оно дается всей группе, и каждый выполняет его самостоятельно.
Для индивидуальной с/р, должны быть подготовлены специальные дидактические пособия. Они должны содержат задания разной трудности.
Я выделяю следующие виды с/р:
1. работы, организуемые с целью изучения нового материала;
2. работы, нацеленные на повторение, закрепление знаний;
3. работы, организуемые с целью применения знаний и формирования умений;
4. обобщающие с/р.;
5. проверочные с/р.

Фронтальная форма организации самостоятельной деятельности наиболее целесообразна, когда учащиеся приступают к изучению темы, тогда важно создать определённый настрой, вызывать интерес к новой теме. Также важна и полезна она на начальном этапе формирования умений, когда учащиеся овладевают способами выполнения задания по образцу.
Фронтальная работа по сравнению с индивидуальной и групповой позволяет мне легче решать некоторые организационные вопросы, так как фронтальную работу можно провести в классе не имея карточек и других раздаточных материалов. Два, три задания могут быть указаны на доске, в задачнике или учебнике.
Традиционно с/р. рассматривается как индивидуальная познавательная деятельность ученика. Работая самостоятельно, ученик продвигается своим темпом, не связан с классом. Он должен проявить при этом максимум усилий ответственности, рассчитывая на собственные силы. Индивидуальная работа требует настойчивости, усидчивости, упорства в преодолении трудностей. Под индивидуальной с/р. следует понимать такую, которая предусматривает выполнение индивидуализированных заданий и исключает сотрудничество учащихся. Задания могут быть сформулированы и предложены учителем как обязательные. Наряду с ними важны альтернативные задания, которые ученик может выбрать добровольно. Этот подход - примечательная черта личностно-ориентированного обучения.
При анализе общей структуры темы, я заранее определяю для себя: какие вопросы учащиеся могут усвоить самостоятельно, какие задания будут предложены с целью формирования обще-учебных умений, задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных особенностей учащихся, формы организации коллективной самостоятельной деятельности (работа в парах, четвёрках). В тематическом плане важно отметить логическую последовательность работ, их разнообразие и усложнение. Второй этап планирования с/р. связан с подготовкой к конкретным урокам. Важно продумать организацию, методический инструмент в зависимости от педагогической ситуации и особенности класса.
В начале урока оправданы непродолжительные работы, рассчитанные на 5-10 мин. чтобы включить весь класс в активную деятельность, мобилизовать внимание, память, мышление учащихся, создать рабочий настрой. Предлагая задания, аналогичные тем, которые учащиеся выполняли дома, я могу убедиться, кто из ребят справляется с заданием самостоятельно, кто допускает ошибки, затрудняется. Наряду с этим выясняется готовность класса к усвоению нового материала, к выполнению более сложных заданий. Такого рода самостоятельные работы носят и проверочный характер, так как направлены на выявление и актуализацию опорных знаний и умений, что служит подготовкой к усвоению нового материала.
Определить место с/р. на уроке означает также рассчитать время, необходимое для её выполнения. Несоответствие объёма работы, выделяемому времени один из недостатков её организации. Завышение объёма работы вызывает у ребят состояние тревожности, поспешность в действиях, неудовлетворенность качеством выполнения заданий. С другой стороны наблюдается и недооценка возможностей отдельных учащихся, в результате чего постоянно создаются ситуации, при которых часть класса справляется с заданиями раньше других.
Наиболее эффективно эта проблема решена при дифференцировании заданий, определяющих нагрузку, которые соответствуют индивидуально-психологическим особенностям учащихся.
Дифференцированный подход при планировании содержания и объема с/р. на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР- один из возможных путей устранения перегрузки.
Основная цель обучения - научить каждого ученика самостоятельно добывать знания, формировать навыки. Известно, что каждый ученик усваивает знания в зависимости от своих умственных способностей, памяти, темперамента, навыков учебного труда. Так как уровень знаний, познавательных способностей не у всех детей одинаковый, то на уроках при коллективной форме работы необходим дифференцированный подход в подборе заданий. Упражнения должны отличаться простотой, краткостью.Начинать работу следует с более простых упражнений, постепенно продвигаясь к более сложным.
Учет индивидуальных особенностей учащихся в обучении, являясь основной чертой личносто-ориетированного обучения, распространяется на работу по подготовке учащихся к самообразованию. Личносто-ориетированный подход предлагает мысленную разбивку учащихся на группы с учётом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам, с учётом их образовательной подготовленности (сильные, средние, слабые). Но это не исключает группировку учащихся и по другим признакам. Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различного уровня трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. Следует сказать о том, что дифференцированный подход сочетается с личносто-ориетированным. Дифференцированные задания должны быть подготовлены к уроку заранее: записаны на доске, таблицах, карточках.
Их следует разделить на два вида:
1. Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило для обработки вычислительного навыка; их должно быть ограниченное количество и они должны быть посильны каждому ученику.
2. Дополнительные задания. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательным
заданием и у них есть время для дополнительных заданий. Это могут быть задания повышенной
трудности.
При составлении карточек необходимо учитывать подготовленность и индивидуальные особенности каждого ученика. В некоторых случаях необходимо увеличить объём работы, в других предложить задание творческого характера.
Самостоятельная работа может проводиться на любом этапе урока. Все зависит от цели, с которой она проводиться. Если с целью проверить, как дети справляются с домашним заданием, то она даётся в начале урока, при этом берутся задания аналогичные тем, которые были даны на дом. По времени она занимает 5-10 минут. Если самостоятельная работа проводится с целью посмотреть, как дети усвоили новый материал, то она дается на этапе закрепления. По времени она занимает 5-10 минут. Такие самостоятельные работы даются детям в том случае, если новый материал был не очень сложным. Самостоятельные работы на этапе работы над пройденным материалом занимают 15-20 минут.
Для индивидуальной самостоятельной работы я изготовляю специальные дидактические пособия. Они содержат задания разной сложности. Результативность самостоятельной работы на уроках зависит от умелой постановки цели. В них проектируются близкие и отдаленные результаты учения, которые достигаются в процессе выдвижения и решения конкретных познавательных задач.
Даже самая небольшая и несложная самостоятельная работа, планируемая на урок, должна подчиняться общим целям и преодолевать конкретную задачу.
Таким образом, я считаю, что правильно организованная самостоятельная работа способствует умственной и творческой активности учащихся. Ребёнок, умеющий самостоятельно справляться с поставленной целью, сможет реализовать себя во взрослой жизни.

Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе.

Введение.

Бурный рост научной информации, становление науки подлинно материальной силой производства потребовали некоторой переориентации обучения учащихся. Все большее значение приобретает ориентация на развитие учащихся путем создания условий для глубокого анализа явлений, на привитие навыков самостоятельной работы, на умение учиться самому. У любого учителя, приступающего к решению этой задачи, естественно, возникает вопрос: «Как воспитать у учащихся навыки самостоятельной работы и с чего начать их формировать». Успех любой самостоятельной работы, как известно, во многом зависит от того, как выполняющий ее умеет организовывать свою деятельность. Поэтому учителю надо раскрыть учащимся содержание основных видов самостоятельной деятельности при изучении математики и показать возможные способы по их организации. Самостоятельные работы на уроках математики применяются довольно часто, поэтому я создаю памятки, в которых даются рекомендации по работе с математическим текстом и решению задач как основных видов учебной деятельности при изучении математики. Памятки вывешиваются в кабинетах.(Памятка работы с книгой. Памятка работы по решению задач).

Постоянно руководствуясь такими памятками, учащиеся смогут более осознано строить свою учебную деятельность и скорее овладеют всеми необходимыми навыками самостоятельной работы. На уроке учитель может обрабатывать рекомендации по отдельности, сообразуясь с целями конкретного урока. Конечно, работа по формированию у учащихся навыков самостоятельной работы не ограничивается только созданием различных памяток. На пример, можно проводить конкурсы на умение работать самостоятельно. Наряду с внеклассными формами работы по формированию у учащихся навыков самостоятельного учебного труда большие возможности для формирования требуемых умений имеются на самом уроке математики. Самостоятельная работа в обучении математике не сама цель. Она необходима для перевода знаний извне во внутреннее достояние учащегося, необходима для овладевания этими знаниями, а также для осуществления контроля со стороны учителя за их освоением.

Самостоятельные работы являются также необходимым условием развития мышления учащихся, воспитание самостоятельности и познавательной активности учащихся, привития навыков учебного труда.

Все чаще последнее время встает вопрос о том, что мы должны обучать не только способных, но и общую массу обучающихся. Как это сделать? Для этого и надо применять деятельный подход к обучению, т. е. организовывать обучение таким образом, чтобы ученики получали не готовые знания, а в результате правильно организованной деятельности учителем, могли сами участвовать в процессе «открытия» казалось бы давно забытых истин. Для того, чтобы школьники могли сами «открывать» неизвестное познавательными средствами и методами их надо обучать.

Обучение учащихся методам познания, в том числе привития им умений самостоятельно получать и применять знания, самостоятельно трудиться является одной из главных задач обучения, от ее решения во многом зависит эффективность учебно – воспитательного процесса, определяющими и конечными целями которого является формирование всесторонне развитой личности, готовой к активной трудовой деятельности.

Проблема методики формирования умений самостоятельной работы является актуальной для учителей математики. Для успешного овладения современным содержанием школьного математического образования необходимо повысить эффективность процесса обучения в направлении активизации самостоятельной деятельности учащихся.

В своей работе я стараюсь изжить устаревший взгляд на самостоятельную работу как на работу, связанную исключительно с закреплением, повторением изученного и с контролем за усвоением. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельной работы для активации учебной деятельности школьников, воспитания у них активности, самостоятельности мышления, умения применять знания в процессе обучения. Остановлюсь на тех приемах, которые я применяю чаще других и некоторые дают положительный эффект в обучении.

По своему дидактическому назначению их можно разбить на два основных вида: обучающие и контролирующие. Смысл обучающих самостоятельных работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий в ходе изучения темы, в выявлении сделанных учащимися ошибок и повторном объяснении учителем учебного материала с учетом этих ошибок (пример «Применение производной» 11 класс).

Смысл же контролирующих работ заключается в самостоятельном выполнении учащимися данных учителем заданий после, как правило, логически завершенных порций учебного материала и констатирования на базе этой широты и глубины полученных учащимися знаний и умений. Очевидно, что навыки самостоятельного учебного труда можно и целесообразно формировать прежде всего на обучающих самостоятельных работах.

Самостоятельная работа как прием обучения может входить почти во все методы обучения, применяется на разных этапах процесса обучения для достижения тех же целей, что преследуются на работах, выполняемых под руководством учителя. Как показывает личный опыт, на этапе осмысления(осознания) изучаемого материала самостоятельные работы на руках математики могут занимать около 5-6 мин., на этапе формирования умений по применению изучаемого материала – до 10-15 мин., а на этапе формирования навыков – до 30 мин. Целесообразность таких работ по времени вытекает из того, что за указанные промежутки времени чаще всего успевают «создать тот запас ошибок, разбор которых позволяет еще раз переосмыслить изучаемый вопрос». На разных этапах обучения самостоятельные работы используются для достижения различных целей; на этапе осознания учебного материала самостоятельные работы направлены преимущественно на понимание смысла и структуры изучаемых понятий, теорем; на этапе формирования умений по применению полученных сведений самостоятельные работы направлены прежде всего на обработку правильности выполняемых действий, а на этапе формирования навыков они направлены на отработку быстроты выполнения действий естественно, что и формирование у учащихся навыков самостоятельного изучения математики на каждом из этих этапов обладает своей спецификой. На этапе знакомства с содержанием изучаемого материала плодотворны самостоятельные работы с текстом. Здесь же можно формировать умение выдвигать гипотезы и умение составлять планы по их проверке, заставляя учащихся сверять свои предложения с тем, что содержится в тексте. На этапе формирования умений уже больше практикуется самостоятельная работа по решению задач. Здесь ученики приобретают конкретные умения по проверке математических гипотез, по решению задач определенного типа, При обработке навыков учащихся уже можно тренировать в различных других учебных умениях.

Организация самостоятельной работы на уроке требует от учителя большой подготовки. Если при этом ставится задача формирования у учащихся навыков самостоятельной работы, то можно продумать и определить:

1) Цель, время и характер самостоятельной работы, а также те формируемые навыки самостоятельного учебного труда, самостоятельного изучения математики, на которые можно обратить внимание учащихся при выполнении именно этой работы.

2) Способ повторения того минимума фактических знаний и умений, без которых невозможно усиленное выполнение данной самостоятельной работы.

3) Вид работы с книгой: или для повторения, или просто для поиска информации справочного характера, или для знакомства с новым материалом. Например, при выполнении работ справочного характера уместно обратить внимание учащихся на пользования предметно-именным указателем, аннотацией, списком используемой литературы и т. д.

4) Вид работы с упражнениями: выполнение заданий или репродуктивного, или продуктивного характера, или заданий на повторение, а также сопутствующие им умения самостоятельной работы.

5) Методику устранения у учащихся возможных затруднений в ходе выполнения заданий, а также способ быстрой проверки полученных результатов и методику разбора допущенных ошибок.

В решении задач по образцу упражняются обычно на этапе осмысления материала и, как правило, сразу после объяснения учителя. При выполнении этих заданий учащимся разрешается широко использовать справочную литературу : учебник, таблицы, записи в тетради. Упражнения представляют собой в основном легко варьируемые задания опорного задания-образца. Варьирование заданий осуществляется за счет изменения обозначений, коэффициентов, знаков, некоторых элементов и других показателей, за счет выполнения заданий по видоизмененному чертежу, где даны либо другие обозначения, либо иное расположение данных элементов и т. д. (пример). На данном этапе следует приучать учащихся к обязательному воспроизведению хотя бы наиболее существенного в изучаемом тексте. На этапе отработки правильности применения полученных знаний такая особенность математики, как дидуктивность и алгоретмичность, позволяет активно формировать такие навыки самостоятельной работы, как прогнозирование учащимися своей деятельности и оценка ее результатов. Необходима специальная работа по выработке у учащихся привычки и умений самопроверки выполняемой работы. Нужно на уроке такие ситуации, которые провоцируют учащихся на неправильный ответ и заставляют их критически мыслить. Наиболее естественна такая ситуация, когда одни ученики ищут ошибки в ответах, письменных работах своих товарищей.

Большое значение при этом имеет форма работы с учащимися: учитель может разрешить ученикам задавать вопросы по обоснованию хода решения задачи, может учитывать результаты взаимопроверки при выставлении полученных оценок.

Такое стимулирование повышает ответственность учащихся за результаты проводимой ими проверки, заставляет их более тщательно продумывать еще раз не только результаты сами по себе, но и сам ход решения, что особенно важно для отработки навыков самопроверки. Для воспитания самокритичности нужно воспитывать не только правильное критическое отношение к результатам познавательной деятельности , но и формировать у учащихся некоторые конкретные критерии правильности выполнения задания, критерии, позволяющие учащимся самостоятельно находить ошибки в проводимых ими решениях. Критерии:

1) Соотношения результата с действительностью.

2) Соотнесение полученного результата с данными условиями задачи и сравнения его с первоначально ожидаемым результатом, это проверка просто из соображений здравого смысла.

3) Поведение выкладок в обратном порядке.

4) Исследование ответа в предельных ситуациях, так как часто предельные значения могут отчетливо показать неправильность полученных формул

5) Решение задачи другим способом и сравнения полученных результатов.

6) Проверка хода решения задачи с обращением внимания на следующие моменты:

Все ли условия задачи использованы;

Не использованы ли для решения предпосылки, не вытекающие непосредственно из условия задачи;

Верны ли логические переходы.

Продуктивность самостоятельной работы зависит от общих умений познавательной деятельности, поэтому учащихся нужно ориентировать на развитие умений обобщать, классифицировать, систематизировать и строить разменные схемы изучаемого материала.

Эффективность самостоятельных работ, формирование навыков самостоятельной деятельности во многом зависит от своевременного анализа результатов работы, когда у учеников еще не окончен процесс корректировки собственных знаний. Анализ самостоятельных работ должен носить обучающий характер, т. е. не просто констатировать количество ошибок, а производить их разбор, с тем, что бы учащиеся смогли до конца понять вопрос в котором сделали ошибки