Конспект развлечения «В гости к первоцветам». Подготовительная к школе группа. Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами рисования в подготовительной группе – «Первоцветы

26.09.2019

Наталья Бутузова
Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы». Видео

Конспект интегрированного занятия по теме : «Первоцветы » .

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Воспитатели : Бутузова Наталья Викторовна, Мишина Татьяна Викторовна, воспитатели МБДОУ №210 г. Кемерова

Виды детской деятельности :

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей :

«Коммуникация» , «Познание» , «Музыка» , «Здоровье» , «Социализация» , «Безопасность» .

Программные задачи :

Образовательные : дать элементарные представления о первых весенних цветах , познакомить с подснежником «Сон-трава» , активизировать речь за счет прилагательных;

Развивающие : развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные : прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам , воспитывать выдержку, умение внимательно, не перебивая, товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты :

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах ; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование :

Шапочки цветов, весенняя картина, пуфики, телевизор, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений : «Подснежник» П. Чайковского, «Шествие весны» Вивальди.

Предварительная работа :

Беседы о весне и о подснежниках, Заучивание стихотворений, постановка сказки «Первые весенние цветы » , прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда «Обучалка» в родительском уголке по теме «Первоцветы Кузбасса » .

Ход занятия:

Воспитатель : Она приходит с ласкою

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет-

В лесу подснежник расцветет.

Воспитатель :

Что это за волшебница приходит к нам? (весна)

Как вы догадались, что это весна?

Хотите послушать, как мягкой поступью идет по земле весна?

(Под музыку Вивальди «Шествие весны» пританцовывая, входит Весна.)

Весна : Здравствуйте, дети! Вы меня ждали?

Воспитатель : С чем ты, Весна, к нам пришла?

Составление описательного рассказа по картине.

(На картине нарисованы голубое небо и трава. По ходу работы на картину добавляют : солнце, ручей, деревья и кустарники, подснежники.)

Весна вывешивает картину :

Я пришла и принесла вам картину. Посмотрите какое на картине небо? (голубое, чистое, безоблачное)

-(прикрепляет солнце) Светит солнце! Какое оно? (лучезарное, яркое, теплое, нежное, игривое)

А трава то какая? (мягкая, шелковистая, молодая, нежная, сочная, светло-зеленая…

На деревьях и кустарниках лопнули …почки и появились …листочки. Какие? (маленькие, липкие, беззащитные, светло-зеленые)

Бежит ручей! Какой? (быстрый, журчащий, звонкий, чистый, холодный)

И, конечно же, распустились первые весенние цветы ! Как их называют? (подснежники) А раз они первые цветы , то их еще называют первоцветами . Давайте правильно произнесем это слово. (хором ПЕРВОЦВЕТЫ )

А вы любите первоцветы ? За что?

Весна : Да, ребята, подснежник – цветок нежный, хрупкий, но в то же время гордый и смелый, растет рядом со снегом, его обдувают холодные ветра, а он не боится и прямо стоит на своей тонкой ножке. И если внимательно прислушаться, то можно услышать, о чем они говорят.

Инсценировка сказки «Первые весенние цветы » .

(Выходят дети в шапочках и садятся на пуфики.)

Мать-и-мачеха

Самое замечательное, самое первое растение – это я мать-и-мачеха.

Ранней солнечной порой

На проталинке весной

Украшают бугорки

Мать-и-мачехи цветки.

В ярких желтеньких платочках

И зелененьких носочках.

Медуница

Подумаешь! А я вот – медуница, зацвела чуть-чуть позже, но зато как зацвела!

Приподняв сухой листочек,

В первых числах мая

Появляется цветочек

Солнышку кивая.

То сиреневым, то синим

Подмигнет он огоньком –

Это пчелок приглашает

Медуница за медком.

Ветреница

Нашла чем хвастаться! Я вот – ветреница – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая, как ты, а белая, как снег. Меня даже подснежником называют, наверное, потому, что я нежная, стебелек у меня тонкий-тонкий.

Ха-ха-ха! Подснежником тебя называют, потому что ты из под снега растешь, а не потому, что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите. Я – кантик. Я крепкий, здоровый, блестящий, на листьях у меня веснушки, а стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Поэтому не спорьте, самое замечательное растение –

Не спорьте, друзья! Ты, мать-и-мачеха, самая смелая. Ты, медуница, разноцветная и медоносная. Ты, ветреница, самая нежная, а ты, кандык, самый умный и крепкий. Все вы – первоцветы – самые замечательные, самые красивые, самые желанные. поэты пишут о вас стихи, художники рисуют картины, фотографы делают изумительные снимки, композиторы сочиняют волшебную музыку.

Ребята, хотите вместе со мной отправиться на полянку и побыть первоцветами , понежиться на весенним солнышке и потанцевать под музыку П. И. Чайковского, которая так и называется «Подснежник»

Физминутка в виде импровизированного танца.

Встаньте, вокруг себя повернитесь и в подснежники превратитесь.

-(После танца.) Вокруг себя повернитесь и в детском саду очутитесь.

Воспитатель :

Присядь, Весна, отдохни, да фильм о цветах посмотри.

(Подача нового материала. Знакомство с новым подснежником «Сон-трава» . Под тихую музыку автоматически сменяются слайды. Воспитатель комментирует.)

Янв - 22 - 2014

Место работы, должность: — МБДОУ «Детский сад № 137″ г. Чебоксары

Регион: — Республика Чувашия

Характеристики урока (занятия) Уровень образования: — дошкольное образование
Уровень образования: — специальное (коррекционное) образование

Целевая аудитория: — Воспитатель

Предмет(ы): — Окружающий мир
Предмет(ы): — Педагогика

Цель урока: —

1. Развивать интерес к пробуждающейся весенней природе, познакомить с весенними изменениями, дать представления о первоцветах.

2. Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой изображения — пластилинографией, учить создавать выразительный образ посредством передачи объема и цвета.

3. Закрепить умения и навыки детей в работе с пластилином — раскатывание, сплющивание, размазывание используемого материала на основе, разглаживание готовых поверхностей.

4. Развивать мелкую моторику рук, развитие зрительно-моторной координации.

Краткое описание: — Ппластилинография. Воспитатель рассказывает сказку Г.Андерсона и дети выполняют лепную картинку с изображением первоцветов.

Ход

1. Организационная часть

Педагог.Ранней весной на открытых местах, на проталинках, где снег успел растаять, появляются первые цветы. Попробуйте угадать, как они называются.

Первый вылез из темницы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Дети.Это подснежник.

Педагог. Верно. А кто-нибудь из вас знает, почему он так называется?

Дети.Подснежник появляется из-под снега; он распускается, когда еще много снега; потому что он белый, как снег …

Педагог.А теперь послушайте сказку о подснежнике, и вы узнаете, почему его так называют.

Завывал зимний ветер, а в домике было тепло и уютно. В этом домике укрывался цветок. Он укрывался в своей луковице под землей и снегом. Потом выпал дождь. Капли пробили снежное покрывало и застучали по цветочной луковице. Они говорили о светлом наземном мире, и вслед за ними сквозь снег пробился нежный и настойчивый солнечный луч и пригрел луковицу.

Кто там? Войдите! — сказал цветок.

Не могу! — сказал солнечный луч. — Мне никак не отворить дверь.

Подожди до лета, тогда я наберу силу.

А когда будет лето? — спросил цветок и повторял этот вопрос всякий раз, как новый солнечный луч пробивался под землю. Но до летней поры было еще далеко, повсюду лежал снег, и каждую ночь вода подергивалась ледком.

Как мне это надоело! — сказал цветок. — Все тело ноет! Я должен потянуться, выпрямиться и выйти на волю, я должен поклониться лету и пожелать ему доброго утра. Ах, какое это будет счастье!

Цветок встал, потянулся и приналег на свою оболочку. Он рванулся вверх, неся на зеленом стебле бледно-зеленый бутон, бережно прикрытый узкими плотными листочками, и очутился в снегу. Снег был холодный, но пробиваться сквозь него было куда легче, а солнечные лучи были теперь совсем близко, так близко, как никогда прежде. Они звенели и пели:

Добро пожаловать! Добро пожаловать!

И цветок поднялся навстречу светлому солнечному миру.

Лучи гладили и целовали его так нежно, что он совсем раскрылся. Он стоял белый, как снег, украшенный зелеными полосочками, смущенно и радостно склонив голову.

Прекрасный цветок! — пели солнечные лучи. — Как ты нежен и свеж!

Ты первый! Ты единственный! Любимый наш! Ты несешь в города и селения весть о лете, о теплом лете …

Ему было так радостно … Он стоял в бело-зеленом наряде и славил лето. Но до лета еще было далеко, тучи закрыли солнце, и подул резкий холодный ветер.

Рановато ты явился! — сказали Непогода и Ветер. — Мы еще покажем нашу силушку! Ты нас еще узнаешь! Сидел бы лучше дома и не выскакивал на улицу щеголять нарядами. Не пришла еще твоя пора!

И снова наступили холода. Потянулись хмурые дни без единого солнечного луча. Погода стояла такая, что маленькому цветку впору было промерзнуть насквозь. Но он и сам не знал, какой он сильный: ему прибавляли сил жизнерадостность и вера в то, что лето все равно придет … и так он стоял, исполненный любви, веры и надежды, в белом наряде на белом снегу, и склонял голову, когда густо падали снежные хлопья и дули ледяные ветры.

Ты сломаешься, — говорили они. — Замерзнешь, засохнешь! Что ты здесь искал? Зачем доверился солнечному лучу? Он обманул тебя. И поделом тебе, безумец. Эх ты, вестник лета!

Безумец! — повторил цветок, когда настало морозное утро.

Вестник лета! — обрадовались дети, которые вбежали в сад. -

Полюбуйтесь, какой он славный, какой красивый, самый первый, единственный!

И от этих слов цветку сделалось так хорошо, как от теплых солнечных лучей

(Из сказки "Подснежник» г.-к Андерсена.)

Педагог. Теперь вы знаете, почему его называют подснежником — расти он начинает под снегом и появляется ранней весной, не боится ни холода, ни морозов, ни сильного ветра. Вот такой он закаленный! А еще его называют вестником весны. Кто увидит голубые или белые цветы подснежника, понимает, что весна пришла! А летом подснежник опять спрячется в своей луковке, что находится в земле, будет в ней отдыхать и набираться сил, чтобы перезимовать зиму и пораньше проснуться раннею весной.

Зрительная гимнастика « Весна»

От полуденных лучей

Упражнение

- «Жмурки»

Побежал с горы ручей,

И подснежник маленький

- «Горизонтали»

Вырос на проталинке.

Возвращаются скворцы

- «Вертикали»

Работяги и певцы.

Воробьи у лужицы

- «Расслабление»

Шумной стойкой кружатся.

- «Моргание»

Физкультминутка «Пришла Весна»:

Весна, весна! Пришла весна!

Тепло на крыльях принесла.

И вот на самом солнцепеке

С поднятой гордой головой

Расцвел подснежник голубой.

Он весь пушистый, серебристый,

На солнце маленький стоит.

Посланец он весны надежный,

Он не боится холодов.

За ним придут цветы другие,

Он первенец среди цветов.

Хлопки в ладоши.

Короткие взмахи руками-крыльями. Ходьба.

Приподнять повыше подбородок. Руки в стороны.

Приседания.

Прыжки.

Наклоны туловища.

Повороты влево-вправо.

Педагог.Нежные цветы подснежника, похожие на колокольчики, привлекают внимание всех, кто их видит. Люди собирают первоцветы в букетики, не думая о том, что в неволе они быстро завянут, потому что без своей луковички, подземной кладовой, которая их питает, цветы долго не проживут. Поэтому, чтобы не губить природу, можно сфотографировать цветы, нарисовать или выполнить лепную картинку с их изображением.

2. Практическая часть

1. Стебельки. В начале работы скатать три тонкие длинные колбаски из пластилина зеленого цвета и закрепить их на основе, наметив будущую композицию (стебельки могут быть расположены прямо, могут быть разной высоты, с наклоненной верхней частью).

2. Листики. Листики у подснежника двух видов: крупные, удлиненные, расположенные у основания стеблей, и мелкие — в верхней части стебля.

Крупные листья. Скатать длинную толстую колбаску зеленого цвета, стекой разделить ее на три части, каждую поочередно пальчиками сплющить, заострить с обеих сторон, затем расположить листики в нижней части стеблей, расплющить, закрепить на основе.

Мелкие листики. Выполняются по тому же принципу, что и крупные листья, только меньшего размера. Готовые листочки расположить в верхней части стебельков и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая их.

3. Цветы. Вначале скатать горошину из пластилина зеленого цвета и расплющить ее на конце верхней части стебля; получится часть растения, которая называется чашелистиком, который соединяет цветок и стебель.

Далее приступить к изготовлению лепестков подснежника: скатать колбаску белого (голубого) цвета, разделить стекой на три равные части, каждую заострить с концов, как у листиков. Выложить из готовых лепестков цветок следующим образом: два

лепестка соединить кончиками у чашелистика, а верхние кончики наклонить вправо и влево, третий лепесток расположить между первыми двумя по центру и слегка прижать к основе, сильно не расплющивая. Точно так же изобразить другие подснежники.

Разминка для пальчиков «Цветок»:

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки. Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Руки в вертикальном положении, ладони прижаты друг к другу, округлить пальцы.

Развести пальчики в стороны. Ритмичное движение пальцами вместе-врозь.

Положить ладони тыльной стороной на стол, пальцы развести.

3. Итог

Педагог.Теперь подснежники будут радовать нас круглый год. А вы можете не только рассказать о цветах, которые первыми появляются после долгой зимы, но и показать, как они выглядят, на своих картинках.

Файлы:
Размер файла: 7552 байт.

Мележик Валентина Борисовна, МДОУ детский сад №1 комбинированного вида поселка Уразово

Конспект интегрированного занятия по теме: «Первоцветы».

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи в старшей группе.

Виды детской деятельности:

Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, восприятие художественной литературы.

Интеграция образовательных областей:

«Коммуникация», «Познание», «Музыка», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

Программные задачи:

Образовательные: дать элементарные представления о весне, названии весенних месяцев и о первых весенних цветах, познакомить с подснежником мать-и- мачеха, одуванчик, хохлатка, ландыш, дать знания как о лечебных травах, активизировать речь за счет прилагательных, закрепить счет в пределах первого десятка, ориентировку на плоскости, закрепить назвиние цветов.

Развивающие: развивать связную речь, внимание, память, эстетическое восприятие, воображение детей, их образные представления, выделять главное, отображать музыкальные образы;

Воспитательные: прививать любовь к природе, бережное отношение к первоцветам, воспитывать выдержку, умение внимательно слушать, отвечать не перебивая товарищей, оценивать и дополнять ответы.

Планируемые результаты:

Проявлять любознательность, уметь поддерживать беседу, высказывать свою точку зрения, рассуждать и давать необходимые пояснения; активно учувствовать в музыкальной разминке; иметь элементарные представления о первоцветах; выражать положительные эмоции при прослушивании музыкальных произведений, активно и доброжелательно взаимодействовать с педагогами и сверстниками.

Материалы и оборудование: картинки с изображением первоцветов, весенняя картина, музыкальный центр. Слайд-шоу, живой цветок в вазе, аудиозапись произведений: Ю. Пастернак «Чудесная песенка», П.И. Чайковский «Вальс цветов».

Предварительная работа:

Беседы о весне и о первоцветов, заучивание стихотворений, постановка сказки, прослушивание музыкальных произведений, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций в книжном уголке, создание презентации, оформление стенда в родительском уголке по теме: «Первоцветы».

Ход занятия:

Звучит муз. Ю. Пастернак «Чудесная песенка»

Воспитатель:

Светает рано по утрам

Проталины и тут и там,

Ручей шумит как водопад

Скворцы к скворечнику летят,

Звенят над крышами капели

Медведь со снежной встал пастели

Всех солнышко теплом ласкает

Кто это время знает?

(ответы детей)

Воспитатель:

Как вы догадались что это весна?

О каких приметах говорится в стихотворении?

Какое время года сейчас?

Почему вы так думаете?

Наступила долгожданная весна, скажите какой сейчас месяц?

Вы знаете что весна бывает ранняя, бывает середина весны и поздняя весна. И каждое время весны имеет свои прелести. Весна любит украшать себя цветами.

Ребята, сегодня в этот солнечный денек мы поговорим о цветах, не просто о цветах, а о первоцветах. Как вы понимаете это слово?

(ответы детей)

Правильно, это цветы, которые весной распускаются первыми в лесу и на лугу, как мы радуемся им. Каждый цветок волнует нас своей скромностью, красотой, восхищает тонким ароматом.

Дети, какие первые весенние цветы вы знаете?

(ответы детей)

Пальчиковая гимнастика «Цветок» сопровождением музыки.

(Тихо звучит музыка П. И. Чайковский «Вальс цветов».)

Вырос – высокий цветок на поляне (показать руками цветок)

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы врозь)

Всем лепесткам красоту и питание, (ладошки вниз тыльной стороной прижать друг

Дружно дают под землей корешки к другу, пальцы развести)

Воспитатель:

Плакала Снегурочка, зиму провожая,

Шла она печальная всем в лесу чужая.

Там где шла и плакала, трогая березы

Выросли подснежники Снегурочкины слезы.

Подснежник- многолетние травянистое растение высотой до 30 см., с небольшими луковицами 1-2 см. в диаметре. Это растение цветет с февраля по март. Излюбленное место цветов - широколиственные леса, поля и опушки.

На глинистых холмах и склонов там где снег подтаял от солнечных лучей появляются желтые огонечки - цветы мать – и – мачеха. Это набитые мелкие цветки на коротких стебельках.

Ребята, а вы знаете, почему растение так назвали?

(ответы детей)

Дело в том, что когда цветы отцветут, у растения появляются листья сверху гладкие, холодные, с внутренней стороны мягкие нежно-зеленые, по ощущениям- теплые. Тепло в жизни идет от матери, но холодок от мачехи. Вот и назвали первый первоцвет мать - и –мачеха.

Дети, кто отгадает загадку?

Весной я солнечный цветок

Горит в траве мой огонек,

А потом шарик я пушистый

Лишь только дунет ветерок-

Пуская вдаль парашютистов,

Оставив голый стебелек?

(ответы детей: Одуванчик)

Одуванчик появляется ранней весной и заканчивает цвести позднее осенью. В России произрастает около 200-т видов одуванчика, в особенности популярен лекарственный одуванчик. Одуванчик растет рядом с жильем, около дорог, по опушкам, на берегах рек и т. д.

Потом когда снег растает наступают теплые деньки, зацветает хохлатка.

Хохлатка - это травянистое растение стеблей до 20-30 см. с немногочисленными листиками. Цветки собраны на верхушках стеблей соцветии-кисти. Они могут быть желтыми, синими, красными, белыми и. д. Цветение начинается в апреле и продолжается в течение трех недель.

А когда станет совсем-совсем тепло, даже жарко зацветает душистый ландыш.

Ландыш – невысокое многолетние растение, от боковых корней отходят 5-6 листиков. цветочный стебель в высоту 20 см. Цветка ландыша мелкие, белые, душистые.

Ландыш – ароматное растение цветет с конца весны до середины лето.

Ребята, а еще эти первоцветы обладают лекарственными свойствами о которых поведует «Матушка- природа».

Мать-и-мачеха принадлежит многолетним травам семейства сложноцветных. В медицине листья мать-и-мачехи используют в потогонных и грудных сборах, а также эта трава может использоваться как отличное отхаркивающие средство. Традиционная медицина советует настой из листьев мать-и-мачехи в качестве отхаркивающего, дезинфицирующего и, конечно, противовоспалительного средства почти при всех заболеваниях верхних путей дыхательной системы. Также настой листочков мать-и-мачехи применяют при заболеваниях желудочно-кишечного тракта как средство, обладающие вяжущими свойствами.

Мать-и-мачеху в народной медицине очень любят, готовят из неё отвары, настои, а также делают сок, все эти средства применяют для лечения туберкулёза , бронхиальной астмы, бронхита, плеврита, воспаления лёгких, гриппа, насморка.

Одуванчик появляется ранней весной и является одним из совсем небольшого количества растений, которые способны начинать цветение ранней весной и заканчивать поздней осенью. Одуванчик появляется сразу же, как только с почвы сходит снег, тут же свободные участки от снега начинают покрываться плотным, радующим глаз ковром из одуванчика жёлтого цвета. Ещё очень давно в народной медицине листья и корни одуванчика использовали как средство, возбуждающие аппетит, мочегонное и отхаркивающее, а также при катарах желудка. Для употребления одуванчика в пищу необходимо брать корни и листья только молодого растения. Одуванчик лекарственный может помочь в лечении заболеваний печени, камней в почках и желчном пузыре, а также является хорошим помощником при атеросклерозе, воспалительных заболеваниях почек.

Ландыш – ароматное растение, цветущее с конца весны до середины лета. Будьте осторожны, потому что ландыш является ядовитым растением, его плоды могут вызвать отравление. Он встречается в Крыму, Сибири, на Кавказе и Дальнем Востоке. Ландыш – растение, занесенное в Красную Книгу! В ландыше содержится множество гликозидов. Ландыш снижает артериальное давление, благодаря ему уменьшаются и даже исчезают сердечные отеки. Препараты из ландыша обладают успокоительным свойством. Растение применяется при пороках сердца, болях в области живота, лихорадке и коликах в животе.Лекарственным сырьем является надземная часть ландыша. Растение применяется в качестве отличного болеутоляющего средства. При помощи ландыша можно избавиться от бессонницы .

Подснежник – многолетнее травянистое растение, насчитывающее около 20 видов. В России и странах постсоветского пространства произрастает 12 видов, однако самыми известными являются подснежник белоснежный и подснежник Воронова. Если говорить о химическом составе подснежника, то ключевым его компонентом являются алкалоиды, включая галантамин. Галантамин – ядовитое вещество, способное при передозировках приводить к крайне тяжелым последствиям. Однако в небольших дозах этот яд – незаменимое средство лечения полиомиелита и церебрального паралича. Также алкалоиды, содержащиеся в подснежнике, помогают излечивать миастению, миопатию, радикулит и полиневрит. Тибетские целители широко используют порошок из листьев подснежника для лечения различных онкологических заболеваний, неврастении, бессонницы и заболеваний сердечно-сосудистой системы.

Хохлатка - травянистое растение, обладающее лекарственными и медоносными свойствами. Название «хохлатка» объясняется причудливой формой цветков. Внутренние лепестки окрашены иначе, чем внешние, и образуют яркий глазок, привлекающий насекомых. В растении содержатся алкалоиды -биологически активные вещества. Одним из таких алкалоидов является сангвинарин. Было установлено, что сангвинарин обладает широким спектром антимикробной активности. Сангвинарин оказался хорошим средством для лечения длительно незаживающих гнойных ран и трофических язв, поражений кожи и слизистых оболочек, экземы, гнойных воспалений среднего уха и хронических гайморитов.

Физкультминутка: «На лугу растут цветы»

На лугу растут цветы

Небывалой красоты (потягивание руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы

С ними потянись и ты (потягивание руки вверх)

Ветер дует иногда только это не беда (дети машут руками, изображая ветер)

Наклоняются цветочки

Опускаются лепесточки, (наклоны)

А потом встают и по- прежнему цветут.

А теперь ребята давайте поиграем в игру: «Собери цветок»

(игра из крышек от пластмассовых бутылок)

Какого цвета у тебя цветок?

Посчитай сколько крышек у тебя пошло на стебель?

Сколько лепестков у твоего цветка?

(ответы детей)

Итог:

Ребята, с какими цветами мы сегодня познакомились?

Что общего есть у этих цветов (стебель, листья, корень, цветы)?

Когда зацветают эти растения?

(ответы детей)

А теперь послушайте мой наказ:

Ты, дружок смотри. Не подкачай!

Правдивым будь и добрым, обещай!

Не обижай, ни птахи, ни сверчка,

Не покупай для бабочек сачка,

Люби цветы, леса,

Простор полей – все, что зовется Родиной твоей. (И. Мазин)


Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

Распространение предложений путем введения определений.

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие сосредоточенности.

Развитие творческой фантазии, образного мышления.

Обучение ясному и точному выражению мыслей.

Формировать у детей навыки служительской культуры.

Воспитывать культуру общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 65 комбинированного вида Красносельского района Санкт-Петербурга.

Конспект НОД в подготовительной группе

Тема: «Весна. Первоцветы».

Составитела:

Клементьева Инна Игоревна

Санкт-Петербург

2016 г.

Цели:

Обобщать и систематизировать знания детей о весне, о первоцветах на основе наблюдений; уточнить признаки весны.

Расширять знания об окружающем мире, об изменениях в природе весной; развивать способность наблюдать, устанавливать причинно-следственные связи.

Учить рассказывать о приметах весны, описывать явления природы.

Учить детей отвечать на поставленные вопросы полным предложением.

Активизация предикативного словаря, глагольного словаря, словаря прилагательных.

Распространение предложений путем введения определений.

Развитие связной речи.

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие сосредоточенности.

Развитие творческой фантазии, образного мышления.

Обучение ясному и точному выражению мыслей.

Формировать у детей навыки служительской культуры.

Воспитывать культуру общения.

Оборудование: картинки с изображением различных времен года, картины с заданиями в виде камней, изображения медведя, картинки первоцветы, разрезные картинки первоцветов, Су-Джок –терапия мячик. Для художественно-эстетической деятельности, картон заготовка, шприцы, цветная шпаклевка, передники.

Ход занятия.

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая беда случилась: с высокой горы упали камни. Они засыпали вход в медвежью берлогу. Когда медведь проснется не сможет выйти из своей берлоги. Давайте поможем ему. Эти камни не простые, а волшебные – на каждом написано задание, которое вы должны выполнить. Поможем медведю?

Воспитатель:

Первое задание: сядет тот, кто назовет примету весн (дети по очереди называют: ярче светит солнце, прилетают птицы, появляются первые весенние цветы и т.д.). Молодцы, садитесь ровно, красиво, вспомните правила поведения на занятии.

  1. Основная часть

Воспитатель: Как вы уже догадались, сегодня на занятии мы будем говорить о весне. Мы вспомним все, что изучали на прошлом занятии, узнаем новое.

А сейчас второе задание: Ребята, посмотрите. Перед вами картинки с изображением времён года (на доске 3 картинки времён года: весна, осень, зима). Определите, на какой по счёту картинке изображена весна. И докажите, почему вы так думаете? (Ответы детей. Например, на второй картинке изображена весна. Дети в зависимости от изображения на картинке называют признаки весны, воспитатель добивается полного ответа: Это весна, потому что тает снег,... с крыш капают сосульки,... прилетели птицы, ...дети надели весеннюю одежду и т.д.).

Воспитатель: Молодцы, вы правильно подобрали слова.

Третье задание: Назовите весенние месяцы? Вспомните, как в народе называют март, апрель и май?

Дети: март называют протальником, потому что появляются первые проталины.

Апрель - снегогон,т.к. солнце светит ярче, пригревает, снег тает, бегут ручьи.

Май- травень, т.к. на деревьях распускаются почки, появляются листочки, травка, все вокруг зелено.

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите сколько мы уже выполнили заданий, и почти освободили вход в берлогу.

Четвертое задание: Составление предложений.

Зима и весна похожи друг на друга? - ­(Нет). - Давайте про это расскажем. Я начну предложение, а вы повторите его и добавите нужные слова.

Зимой дни короткие, а весной... (длинные, светлые).

Зимой снег белый, искристый, а весной ­... (темный, рыхлый, грязный).

Зимой ветер холодный, порывистый, а весной... (теплый, ласковый).

Зимой солнце низкое, холодное, а весной... (теплое, ласковое, высокое).

Зимой погода морозная, а весной … (теп­лая, солнечная)

Физкультминутка «Вместе мы идём»

Вместе по лесу идём, (Ходьба) .

Не спешим, не отстаём.

Вот выходим мы на луг, (Ходьба) .

Тысяча цветов вокруг! (Потягивание, руки в стороны) .

Вот ромашка, кашка, клевер, (Наклон на каждый цветок) .

Расстилается ковёр (Руки развести в стороны) .

И направо, и налево. (Наклон, правой рукой коснуться левой ступни и наоборот) .

К небу ручки потянули

Позвоночник растянули (Потягивание, руки вверх) .

Отдохнуть мы все успели

И на место снова сели. (Дети присаживаются на свои места) .

Воспитатель: Пятое задание: Мы с вами видели, что весной оживает природа, и просыпаются звери, проснулся и Ёжик, он решил попутешествовать.

(воспитатель обращает внимание детей на су-джок)

Су-Джок -терапия «Сказка про Ёжика»

В сказочном лесу в маленьком уютном домике жил-был маленький Ежик.(Показать шарик в открытой ладони.)

Еж был маленький и поэтому всего боялся. Он то выглядывал из своего домика, то прятался.

(Несколько раз сжать и разжать ладонь с шариком Су-Джок)

Однажды ранним весенним утром захотел Ежик погулять. Он вышел из своего домика, огляделся и побежал по дорожке своими маленькими ножками. Дорожка была узенькая, извилистая.

Долго бежал Еж. И вдруг очутился около большой бурлящей реки. А через реку был переброшен тонкий мостик.

(Круговые движения шариком по ладони - сначала по часовой стрелке, потом против.)

Аккуратно ступил он своими маленькими ножками на узкий мостик - сделал шажок, потом второй, третий, четвертый, пятый - и перебрался на другой берег!

А там поляна - большая, круглая, красивая!

(Круговые движения шариком по ладони).

На поляне видимо-невидимо первоцветов: Красиво, как в сказке!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого,)

Ежику очень понравилась поляна он её обошел, ступил на мостик - один шаг, второй, третий, четвертый. Пятый... и он на другом берегу!

(Прокатить шарик по каждому пальцу, начиная с большого.)

Быстро побежал Еж - сначала по извилистой дорожке, потом по прямой. Добрался до своего домика!

(Катать шарик по ладони вперед- назад.)

А когда пришел вечер, закрыл Ежик свой домик, лег в кроватку и уснул сладким сном! (Зажать шарик в ладошке.)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на свои места, а я посмотрю следующее

6 задание: Какие цветы он увидел? Первоцветы, напомните мне их название? Давайте проверим правы ли вы (раздаются конверты с разрезными картинками (Тюльпан, прострел, мать – и мачеха, подснежник, медуница, фиалка, ветреница, лютик, ландыш, хохлатка) .) Молодцы!

7 задание.

Скажи наоборот

Погода пасмурная – погода какая? (солнечная)

Весна ранняя – весна …? (поздняя)

Весна нежданная – весна ….? (долгожданная)

Ручей мелкий – ручей… ? (глубокий)

Зимой снег чистый, а весной он…? (грязный)

Зимой дни холодные, а весной дни…? (теплые)

Зимой солнце тусклое, а весной солнце…? (яркое)

Сейчас мы еще раз вспомним все, что знаем о весне?

Воспитатель: Умнички, все хорошо запомнили! А у нас остался последний камень и восьмое задание. И мишка свободен. Давайте еще раз вспомним какие вы знаете первые весенние цветы.(подснежники, медуница, ландыши, прострел, мать-и мачеха, хохлатка, ветреница). Вспоминаем сторение цветов. (Стебель, цветок,корень)

Рисование цветов с помощью шпаклевки и шприцов на заготовленном фоне.

Воспитатель: Посмотрите ребята, какие чудесные цветы мы с вами сделали! Молодцы!

  1. Итог занятия

Воспитатель: Вот мы и выполнили все задания, освободили вход в медвежью берлогу, теперь медведь проснется и сможет выйти из свой берлоги.

Давайте подведем итоги, что мы делали сегодня на занятии?

Что вам запомнилось?

Что понравилось?

Вы сегодня все молодцы, старались, очень хорошо выполняли все задания!


ттЗемля, Вода, Лес – наше богатство, наше благосостояние, наше здоровье.

Вспомним слова М. Пришвина: «Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Но люди наносят природе большие и маленькие раны: загрязняют воздух и воду, исчезают навсегда животные и растения. Поэтому надо помнить, что в руках человека красота и богатство родной Земли.

Цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Задачи:

Формирование системы элементарных экологических знания, доступных пониманию ребенка дошкольника.

Развитие познавательного интереса к миру природы.

Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

Воспитание гуманного эмоционально – положительного бережного заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, Развитие чувства эмпатии к объектам природы.

Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами, явлениями.

Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы).

Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).

Мотивы:

Готовность к охране природы выпускника детского сада экологической направленности.

Желание помочь природе сберечь ее богатство.

Система экологического образования в детском саду включает в себя:

Профессиональная подготовка педагогов

Построение экологически развивающей среды в дошкольном учреждении

Специально организованное обучение, совместная деятельность воспитателя с детьми.

Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения.

Активное участие родителей в экологическом образовании дошкольников.

Поддержание тесных связей с социумом: школа, станции юнатов, музеи, экологические организации и др. субъекты.

Я хочу предложить Вашему вниманию сценарий познавательно – информационного занятия «Берегите первоцветы».

Время проведения – начало мая месяца.

Форма проведения – занятие проводится на природе.

Цель: Развивать экологическую культуру и экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие народного творчества.

Ход мероприятия.

Подготовительный этап:

Рассматривание иллюстраций о цветах: полевых лесных луговых, садовых

Чтение познавательной литературы

Наблюдения на прогулках за растениями и цветами.

Организация выставки поделок родителей вместе с детьми «Берегите первоцветы».

Заучивание стихов, загадывание загадок, народных пословиц, примет.

Труд на клумбе, в уголке природы.

Опыты «Что нужно растению для роста и развития»

Дидактические игры «Узнай цветок», «Где растет», «Загадай мы отгадаем».

Сочинение сказки о любимом цветке и оформление книги – самоделки.

Коллективная работа аппликация «Цветы на клумбе».

Организационный этап:

Выбор дня с соответствующей погодой

Подготовка площадки с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюмов.

Конспект

Познавательно – информационного занятия по экологии в подготовительной группе

Тема: «Берегите первоцветы».

Воспитатель: Бойцова Ольга Владимировна

МДОУ Д/С №5

Г. Можайск, Московская область

Цель: Развивать экологическую культуру, экологическое сознание детей, опираясь на эмоциональное воздействие поэзии, народных пословиц, примет.

Программные задачи:

Продолжать знакомить детей с весенней растительностью

Расширять знания о весенних цветах, первоцветах, видеть красоту и неповторимость каждого цветка.

Воспитывать эмоционально – положительное отношение к красоте природы, любоваться красотой цветов.

Воспитывать желание охранять и оберегать цветы.

Подготовка к занятию:

Занятие проводится на природе

Выбор дня, с соответствующей погодой

Подготовка площадки, с цветущими одуванчиками и клумбой с первоцветами.

Подготовка костюма, Флоры. Костюмы для детей: мальчики в костюмах бутонов, девочки – в костюмах цветов

Ход занятия

В гости к детям приходит Флора (воспитатель).

Флора: Я Флора – хозяйка всех растений на земле приглашаю вас в свою цветочную страну «Цветляндию»

Я от природы к вам пришла

Букетики весны в подарок принесла.

Дети отгадайте загадку:

Зеленеет даль полей, запевает соловей.

В белый цвет оделся сад

Пчелы первые летят.

Гром грохочет. Угадай,

Что за месяц это? (май)

Правильно дети идет месяц май. В загадке вы слышали приметы мая. Древнерусское название мая – травень, цветень. Зеленеет цветет и веселится все в природе. В народе говорят: «май леса одевает, лето в гости ожидает».

Флора: А какие цветы появляются первыми весной? (Ответы детей: подснежники, ветреницы, медуницы, мать и мачеха, одуванчик)

Красивые цветы радуют нас, мы ими любуемся, восхищаемся их красотой, а кто еще радуется появлению цветов? (ответы: насекомые: пчелы осы, шмели, бабочки.)

Почему они радуются цветам? (ответы)

Правильно насекомые питаются нектаром и сладкой пыльцой цветов.

Скажите, а какую пользу приносят насекомые цветам? (ответы)

Флора: Перелетая с цветка на цветок, частички золотой пыльцы остаются на брюшке, спинке и ножках насекомых и перелетая на другие цветки, они их опыляют.

Не даром в народе говорят: «Где цветок, там медок»

Объясните мне дети как вы понимаете эту пословицу. (ответы детей)

Флора: первыми зацветают подснежники в лесу. Скажите, почему они называются подснежники? (ответы детей)

На лесной полянке море из цветов

Расцвели подснежники после зимних снов.

На лесной полянке море из цветов!

Украшают землю после зимних снов.

Эти цветы занесены в красную книгу, потому что люди срывая цветы не думают о том, что можно совсем уничтожить и тогда нечем нам будет любоваться ранней весной.

Флора: Дети давайте сделаем пальчиковую гимнастику «Подснежник» (дети выполняют движение руками в соответствии с текстом)

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и сияние

Дружно дают под землей корешки.

Флора: Затем появляются на проталинках цветы мать – и – мачехи. Дети, почему этот цветок так называют? (ответы)

Правильно. Нижняя часть листа покрыта густыми белыми волосками. Если погладишь ее рукой, то ощутишь мягкость и тепло, словно приласкала тебя ласковая матушка. А верхняя часть листа гладкая, холодная словно прикосновение суровой мачехи.

Цветы мать – и – мачехи открываются утром, а закрываются перед ненастьем и на ночь, берегут капельку сладкого драгоценного нектара. Цветки и листья мать и мачехи имеют целебные свойства.

Флора: А затем зацветает другой цветок похожий на солнышко. Сейчас Валя расскажет про этот цветок стихотворение:

Одуванчик золотой был красивый, молодой,

Не боялся никого, даже ветра самого.

Одуванчик золотой постарел и стал седой.

А как только поседел, вместе с ветром улетел.

З. Александрова

Цветки и листья одуванчика имеют целебные свойства.

Дети, полюбуйтесь красотой цветущих одуванчиков (дети любуются одуванчиками, рассматривают цветки, убеждаются, что они на самом деле похожи на солнышко, наблюдают как пчелки перелетают с цветка на цветок).

Флора: Предлагаю детям выполнить дыхательную гимнастику «Вдыхаем ароматы цветов» (дети закрывают глаза и глубоко дышат, чувствуя аромат цветов).

Флора: К концу мая зацветут очень нежные и душистые бусинки – ожерелья цветов: «белые горошинки на зеленой ножке». Дети что это за цветы? (ответы)

Правильно, это ландыши. У нас на участке тоже растут ландыши – садовые.

(предложу детям рассмотреть ландыши, набравшие бутоны).

Много легенд связано с ландышами. Его цветы сравнивают со слезами, а плоды с каплями крови. Цветок ландыша настолько красив, что кажется чудом. По древней легенде, царевна Волхова полюбила юношу Садко.

Но Садко отдал свое сердце девушке полей и лесов Любаве.

Опечаленная Волхова вышла на берег и стала плакать. И там, где падали слезы, выросли ландыши – символ чистоты, любви и боли нежного девичьего сердца.

По другой легенде: ландыш проросшие бусинки с рассыпавшегося ожерелья Белоснежки.

Флора: Предложу Насте рассказать стихотворение «Ландыш» Е. Серовой

Родился ландыш в майский день и лес его хранит.

Мне кажется: его задеть – он тихо зазвенит.

И этот звон услышит луг

И птицы, и цветы…

Давай послушаем, а вдруг

Услышим я и ты!

Флора: Дети давайте поиграем в игру «Цветы и пчелы». (одни дети изображают пчел, другие цветы, затем меняются)

После подвижной игры, предлагая игру «Четвертый лишний»

Задание. Выделить лишнее слово в строке, объяснив свой выбор.

Март, Апрель, Февраль , Май.

Мать – и – мачеха, подснежник, ромашка , ландыш.

Медвежонок, лисенок, теленок , бельчонок.

Бабочка, трясогузка , шмель, пчела

Одуванчик, колокольчик, астра , василек

Флора: Дети, предлагаю вам викторину «Знатоки цветов» (дети делятся на две команды)

Вопросы к викторине:

Какие цветы расцветают весной? (подснежник, мать – и – мачеха, одуванчик, медуница, ветреница)

Был тугим он кулачком, а разжался - стал цветком? (Бутон)

Какие насекомые опыляют цветы? (пчелы, осы, шмели, бабочки)

Какой цветок расцветает самый первый? (подснежник)

Что необходимо растению, чтобы оно росло и цвело? (земля, вода, солнце, воздух)

Какие цветы раскрывают цветки утром, а закрывают их перед ненастьем и на ночь? (мать – и – мачеха, одуванчик)

Какая часть цветка находится в земле? (корень)

Какие цветы мы называем маленьким солнышком? (одуванчик, мать – и – мачеха)

Что появляется после того как отцветет цветок? (семена)

Что случится если исчезнут цветы? (погибнут насекомые, птицам будет нечем питаться, и они погибнут, не будет птиц будут гибнуть деревья)

Флора: Молодцы, дети, хорошо вы знаете цветы. А как их беречь вы знаете?

(ответы)

Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка – это маленькая рана, нанесенная природе. И если одну такую рану нанесешь ты, другую твой товарищ, третью, четвертую, пятую кто –то еще – что же станет с природой? А ведь природе сейчас очень трудно залечить даже самые маленькие раны. Почему? (ответы и рассуждения детей)

Флора: Дети, давайте сформулируем природоохранительные и запрещающие знаки о поведении в лесу, на лугу, в поле.

Нельзя вытаптывать траву, рвать и бросать цветы, собирать букеты цветов.

Нельзя ловить бабочек, стрекоз, давить муравьев, пчел…

На природе надо убирать за собой мусор.

Нельзя разводить костры

Можно нюхать и любоваться цветами

Наблюдать за бабочками и другими насекомыми.

Можно сфотографировать красоту лесной природы, полянки с цветами, красивых бабочек…

Задание на дом:

Нарисовать природоохранительные и запрещающие знаки.

Флора: Предложу Роме прочитать стихотворение «Май» В. Берестова

Фиалки, ландыши припас

Веселый май в тиши для нас.

Но мы их обрывать не будем

Пускай цветут на радость людям.

Ритуал окончания занятия «Пирамида добрых дел».

Флора: Давайте построим «пирамиду добрых дел»

Как правильно вести себя на природе, с добром относиться к каждому растению, цветку, давайте пожелаем друг другу, всем нам.

Кто придумает – выйдет в круг, произнесет свое доброе пожелание, вытянет руку вперед и положит ее сверху на мою ладонь. (Воспитатель вытягивает вперед руку ладонью вверх и говорит:

Прошу вас, дети,

Цветы поберегите

В лесу и в поле ногами не топчите,

Огромные букеты в город не несите!

(пожелания детей)

После того, как все дети выскажут свои пожелания – возведут пирамиду добрых дел, ведущий тихонько раскачивает ее со словами: «Пусть наши пожелания услышат и запомнят все и пусть они всегда сбываются» - подталкивает лежащие на его ладонях ладони детей вверх, рассыпая пирамиду.

Флора: Дети давайте вспомним гимн цветам (дети вместе с воспитателем читаю гимн)

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: И я, и ты,

Если мы сорвем цветы

Опустеют все поляны

И не будет красоты!

Флора: Вот и закончилось наше путешествие в цветочную страну «Цветляндию».

Литература:

«Система экологического воспитания в ДОУ» О.Ф. Горбатенко

«Мир растений» А. И. Иванова

«Воспитание любви к природе у дошкольников» Ю.А. Вакуленко

«Формирование экологической культуры дошкольников» Л.Г. Киреева, С.В. Бережнова

«От осени до лета» Л. А. Владимирская

«Познание мира растений» М. Н. Сигимова

«Фольклорно – экологические занятия» Г.А. Лапшина