Перевозка суг в автомобильных цистернах. Газовоз: устройство и правила эксплуатации Порядок слива суг из автоцистерны

25.07.2019

–Тюменьнефтепродукт»

Приложение

к приказу № ______

от «____»__________2006г.

РЕГЛАМЕНТ

ПРИЕМА СЖИЖЕННОГО УГЛЕВОДОРОДНОГО ГАЗА НА МАЗС (МАЗК)

ТЮМЕНЬ 2006 г.

1. Область применения. 3

2. Термины и сокращения. 3

3. Нормативные документы.. 3

4. Ограничения процесса. 4

5. Структура процесса. 6

6. Таблица соответствия бизнес-ролей и должностей. 8

Оператор МАЗС по приему СУГ

Информационная система:

Мобильная карта. Программно-аппаратный комплекс.

Поступление СУГ (электронный носитель)

Возобновление реализации товаров на МАЗС

Краткое описание функции:

Если на смене один Оператор МАЗС по приему СУГ: открытие двери операторной и проход на рабочее место, возобновление реализации товаров.

Если на смене два Оператора МАЗС по приему СУГ: возобновление реализации н/п и СУГ.

Действия наполнителя баллонов:

1. Перенос первичных средств пожаротушения на место.

2. На дорогах въезда и выезда с дорог, открытых для общего пользования, убрать дорожный знак "Въезд запрещен".

Оператор МАЗС по приему СУГ,

Наполнитель баллонов

Последовательность работ № 7.3.3. заканчивается только одним условием:

«Реализация товаров на МАЗС возобновлена» - далее выполняется процесс «Реализация товаров на МАЗС».

8. ПРИЛОЖЕНИЕ. ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ

Наименование документа

Понятие

Приложение

Акт слива СУГ

Приложение

Акт приемки СУГ по количеству

документ, который составляется на МАЗС при приеме СУГ

Приложение

Журнал учета работы оборудования насосно-компрессорного и испарительного отделений

документ, в котором отмечают параметры насоса, использованного при сливе СУГ

Приложение

Журнал учета поступившего СУГ по МАЗС

документ, в котором отмечают принятый СУГ на МАЗС

Приложение

Журнал учета сливно-наливных операций на МАЗС СУГ

документ, в котором отмечают сливно-наливные операции на МАЗС

Приложение

Накладная (ТТН)

документ в соответствии с которым происходит завоз СУГ на МАЗС

Приложение

Объяснительная

первая часть документа содержит факты, послужившие появлению нарушения, вторая - причины, объясняющие появление нарушения

Паспорт качества

копия документа, подтверждающая качество СУГ, и означает, что СУГ не утратил своих свойств к моменту продажи

Приложение

Путевой лист

первичный документ по учету работы автотранспорта

Приложение

Распоряжение о завозе СУГ на МАЗС

документ, издаваемый Заместителем генерального директора по розничным продажам нефтепродуктов и оказанию сопутствующих услуг

Сертификат соответствия

копия документа, заверенная синей печатью держателя сертификата, которая гарантирует, что СУГ соответствует своему названию и назначению

Приложение

Технологическая схема автоцистерны

графическое изображение технологического оборудования и реализуемого в нем технологического процесса

Приложение

8. Эксплуатация резервуаров базы хранения СУГ

8.1. Общие указания

8.1.1. На базе хранения на видном месте вывешиваются производственная инструкция по эксплуатации базы хранения СУГ, планы локализации и ликвидации аварий и эвакуации людей с территории ГНС при аварии, технологическая схема обвязки резервуаров. Инструкции выдаются обслуживающему персоналу на руки.

Резервуары базы хранения СУГ могут эксплуатироваться только после регистрации их в органах Госгортехнадзора России и выдачи разрешения на их эксплуатацию. Разрешение на пуск резервуара в работу должно быть записано в паспорт резервуара.

Вывод резервуаров СУГ из рабочего режима в резерв производится согласно производственной (технологической) инструкции.

Каждый резервуар должен иметь технический паспорт, составленный заводом-изготовителем. В процессе эксплуатации в паспорте резервуара производятся записи о всех работах по его ремонту, осмотру и техническому освидетельствованию.

Мастер участка слива-налива и персонал базы хранения СУГ следят за правильностью наполнения резервуаров и переключения их коммуникаций при различных операциях перекачек СУГ. При подаче СУГ в наполнительное отделение и к колонкам по наполнению автоцистерн и газобаллонных автомобилей персонал по указанию мастера производит необходимые переключения.

8.1.2. Включать в работу резервуары после технического освидетельствования необходимо только с письменного разрешения руководства объекта СУГ.

8.1.3. На каждом резервуаре наносится краской табличка размером не менее 200´150 мм со следующими данными:

Регистрационный номер резервуара;

Разрешенное давление в МПа (кгс/см 2);

Число, месяц и год следующих наружного и внутреннего осмотров и гидравлического испытания.

8.1.4. В процессе эксплуатации базы хранения выполняются следующие операции:

Слив СУГ из железнодорожных цистерн в резервуары базы хранения и подача СУГ из резервуаров в цистерны;

Подача СУГ из базы хранения на наполнение баллонов и к колонкам для наполнения автоцистерн и газобаллонных автомобилей;

Заполнение СУГ резервуаров после ремонта и технического освидетельствования и их освобождение перед производством этих работ;

Техническое обслуживание, текущий ремонт и освидетельствование резервуаров;

Отключение газопроводов от резервуаров с установкой заглушек и подключение их с удалением заглушек;

Ремонт и замена газопроводов СУГ, запорной арматуры и КИП базы хранения.

8.2. Техническое обслуживание резервуаров базы хранения СУГ

8.2.1. Каждый резервуар должен быть оборудован и иметь в исправном состоянии:

Не менее двух предохранительных пружинных клапанов с рычагом для контрольной проверки;

Манометр;

Измеритель уровня;

Трехходовой кран для манометра;

Дренажный незамерзающий клапан (для надземных резервуаров).

8.2.2. В технологической схеме базы хранения указываются: расположение резервуаров, их номера, газопроводы и арматура.

8.2.3. Резервуары перед наполнением СУГ проверяются на наличие избыточного давления.

Избыточное давление в летнее время должно быть не менее 0,05 МПа.

Для холодного времени года, когда избыточное давление в резервуарах может быть меньше 0,05 МПа, остаточное давление и способы его измерения устанавливаются производственной (технологической) инструкцией. Кроме того, резервуары СУГ проверяются на герметичность.

При заполнении резервуаров, не имеющих остатка СУГ (новых, после технического освидетельствования или ремонта), СУГ в них должен подаваться медленно во избежание образования статического электричества в свободно падающей струе.

8.2.4. Перед первым заполнением СУГ резервуары и газопроводы очищаются от грязи, мусора, ржавчины, сварочного шлака во избежание засорения арматуры, кроме того, проводится их опрессовка воздухом или инертным газом при давлении 0,1 МПа в течение 30 мин.

8.2.5. При продувке перед заполнением СУГ резервуаров и газопроводов проверяется исправность действия предохранительных клапанов.

8.2.6. Перед первым заполнением СУГ, а также заполнением после освидетельствования или ремонта резервуары и обвязывающие их газопроводы продуваются паровой фазой СУГ или инертным газом. Продувочный газ должен сбрасываться в атмосферу через свечи; при этом должны приниматься меры, предупреждающие попадание СУГ в места, где возможно его воспламенение. Продувка считается законченной при содержании кислорода в продувочном газе не более 1% по объему.

8.2.7. Прием СУГ в резервуары базы хранения производится персоналом базы хранения. При этом следует выполнять следующие операции:

Открыть задвижки на коллекторах паровой и жидкой фаз соответствующей группы резервуаров;

Открыть задвижку на приемном газопроводе жидкой фазы заполняемого резервуара;

Открыть задвижку на газопроводе паровой фазы заполняемого резервуара;

Следить за показаниями манометров. При увеличении давления в резервуаре выше рабочего, необходимо немедленно перепустить (перекачать) из него СУГ в другой резервуар или сбросить часть паровой фазы через свечу до восстановления нормального давления;

Непрерывно следить за уровнем СУГ в резервуаре.

8.2.8. Резервуары для хранения СУГ заполняются СУГ не более чем на 85% своего геометрического объема.

8.2.9. При сливе СУГ из железнодорожных цистерн и автоцистерн в резервуары базы хранения следует вести наблюдение как за опорожняемыми, так и за наполняемыми сосудами.

8.2.10. При переполнении резервуара избыток газа должен быть слит в другие резервуары. Запрещается выпуск избытка газа в атмосферу.

8.2.11. После окончания заполнения резервуара необходимо закрыть задвижки на приемном газопроводе жидкой фазы и на газопроводе паровой фазы СУГ резервуара.

8.2.12. По окончании слива СУГ из цистерн необходимо закрыть соответствующую задвижку на приемном коллекторе жидкой фазы на вводном узле задвижек базы хранения.

8.2.13. При подаче СУГ на установку наполнения баллонов и к колонкам оператор по указанию мастера участка слива - налива производит необходимые переключения.

8.2.14. Во время эксплуатации надземных резервуаров следует периодически сливать накопившуюся в резервуарах воду через незамерзающие дренажные клапаны. Сливать воду следует не ранее чем через два часа после наполнения резервуара. При сливе воды не допускать утечки СУГ.

При сливе воды из резервуара необходимо выполнить следующие операции:

Проверить, закрыт ли вентиль на конце сливного патрубка;

Открыть полностью незамерзающий дренажный клапан;

Медленно открывая вентиль на конце сливного патрубка, слить воду из резервуара. В случае образования «гидратной пробки» операцию по сливу воды прекратить и возвратить к исходному положению запорную арматуру.

При полностью закрытом незамерзающем дренажном клапане продуть вентиль, установленный на конце сливного патрубка.

Операцию по дренированию воды из резервуара повторяют 2-3 раза до полного удаления воды из него.

8.2.15. Аварийный останов резервуаров производится в случаях, указанных в ПБ 10-115, а также:

При обнаружении в основных элементах резервуара трещин, выпучивания, утечки СУГ или потение в сварных швах, течь во фланцевых соединениях, разрывы прокладок;

При неисправности предохранительных клапанов, манометров, трехходовых кранов (трещины, утечки, засорения и др.);

При неисправности уровнемерных устройств;

При неисправности или неполном количестве крепежных деталей на лазах и люках;

При недопустимых осадке или выпучивании фундаментов резервуаров и опор газопроводов;

При отключении электроэнергии;

При аварии;

При отклонении рабочих параметров от предельно допустимых и при срабатывании в этом случае блокировок систем автоматизации.

8.2.16. При аварийном останове персонал должен:

Немедленно сообщить руководству объекта о необходимости и причинах аварийной остановки резервуара;

Перепустить (или перекачать) СУГ в свободный или не полностью заполненный резервуар. Открывать задвижки на резервуаре, в который будет перепускаться СУГ, следует только после открытия задвижек в резервуаре, из которого сливается СУГ;

Перекрыть запорную арматуру на подводящих трубопроводах путем установки заглушек с выступающими хвостовиками;

Откачать из аварийного резервуара паровую фазу с помощью компрессора до давления 0,05 МПа;

Провести тщательный осмотр состояния аварийного резервуара и устранить неисправности после выполнения соответствующих работ, обеспечивающих безопасность при проведении аварийных работ.

8.2.17. В процессе технического обслуживания базы хранения СУГ персонал выполняет следующие работы:

Не реже одного раза в смену проверяет правильность показаний манометров, при этом стрелка манометра должна остановиться на нуле. Результаты проверки манометров записывает в эксплуатационный журнал;

Периодически контролирует уровень жидкой фазы и давление в резервуарах. В работающих резервуарах уровень жидкой фазы и давление проверяется каждый час, в неработающих резервуарах - при приеме и сдаче смены. Результаты замера по каждому резервуару фиксируются в журнале. На линиях выброса от предохранительных клапанов не допускается установка запорной, регулирующей арматуры или других устройств, создающих дополнительное сопротивление выбросу СУГ;

Следит за чистотой и исправностью указателей уровня;

Постоянно наблюдает за состоянием резервуаров, газопроводов, арматуры, не допуская утечек СУГ;

Систематически осматривает с целью выявления утечек СУГ все резьбовые, фланцевые и сальниковые соединения резервуаров СУГ, газопроводов, арматуры и КИП. Значительная утечка СУГ может быть обнаружена на слух или по обмерзанию дефектного места. Небольшие утечки выявляются при рабочем давлении СУГ с помощью мыльной эмульсии или другим способом. Проверку соединений следует проводить не реже одного раза в месяц с занесением результатов проверки в эксплуатационный журнал. Запрещается обнаруживать утечки СУГ открытым огнем. После выявления утечек СУГ принимаются меры к их устранению;

Содержит в исправности лестницы и обслуживающие площадки резервуаров. Пользоваться переносными лестницами для обслуживания резервуаров не разрешается. Маршевые лестницы следует устанавливать под углом не более 45°;

Следит за соответствием фактических отметок резервуаров и газопроводов проектным;

Следит за состоянием окраски резервуаров и газопроводов;

Следит за состоянием обваловки и переходных лестниц через нее.

8.2.18. Надземные резервуары окрашиваются в светлый цвет для защиты от солнечных лучей.

8.2.19. Техническое освидетельствование резервуаров производится с учетом требований ПБ 10-115. Внутренний осмотр - один раз в четыре года. Гидравлическое испытание с предварительным внутренним осмотром - один раз в восемь лет. Для новых резервуаров и после ремонта - перед включением в работу.

Порядок технического освидетельствования и меры безопасности при проведении технического освидетельствования определяются ПБ 10-115 и данным разделом настоящего ОСТа.

8.2.20. По графику, утвержденному руководством объекта СУГ в установленном порядке, эксплуатационно-ремонтным персоналом выполняются следующие работы по техническому обслуживанию:

Проверка предохранительных клапанов на срабатывание при давлении настройки (не реже 1 раза в месяц). После проверки и регулировки предохранительные клапаны должны пломбироваться. Установка заглушки на место снимаемого для проверки или регулировки предохранительного клапана запрещается. На место снимаемого клапана следует устанавливать исправный. При исправном предохранительном клапане выход СУГ после освобождения рычага должен прекратиться. Клапан должен срабатывать при повышении давления в резервуаре не более 15% выше установленного рабочего давления;

Осмотр, смазка и разгон червяка задвижек и вентилей;

Слив воды из резервуаров через дренажные устройства (по мере необходимости).

Полный осмотр резервуаров с арматурой и КИП в рабочем состоянии производятся не реже одного раза в 3 месяца. О проведении осмотра следует сделать соответствующую запись в журнале.

8.2.21. Останов резервуаров для освидетельствования производится на основании наряда на газоопасную работу, в котором указываются номер резервуара, причины и сроки остановки, состав бригады и руководитель работ.

8.2.22. При внутренних осмотрах резервуаров особое внимание обращается на выявление следующих дефектов:

На внутренней и наружной поверхностях резервуаров - трещин, надрывов, коррозии стенок, выпучин, изменения толщины сферических днищ или цилиндрической части сосудов;

В сварных швах - трещин и надрывов.

8.2.23. Гидравлическое испытание резервуаров осуществляется без запорно-предохранительной арматуры. На месте арматуры необходимо устанавливать заглушки, которые должны быть выполнены из стали той же марки, что и резервуары, и иметь толщину не менее толщины сферических днищ сосудов.

8.2.24. Время выдержки резервуаров под пробным давлением должно быть не менее 10 мин. После снижения пробного давления до рабочего производится осмотр всех сварных соединений и прилегающих к ним участков.

8.2.25. Для гидравлического испытания следует применять воду, при этом температура ее должна быть выше температуры окружающей среды не менее чем на 5° С.

Давление измеряется по двум поверенным манометрам, один из которых является контрольным.

8.2.26. Резервуар считается выдержавшим гидравлическое испытание, если не обнаружено:

Признаков разрыва;

Течи, слезок и потения в сварных соединениях и на основном металле;

Видимых остаточных деформаций.

8.2.27. Включение в работу резервуаров после проведения внутреннего осмотра, гидравлического испытания должно производиться с письменного разрешения руководства объекта.

8.3. Текущий и капитальный ремонты резервуаров базы хранения СУГ

8.3.1. Текущий и капитальный ремонты выполняются в соответствии с ПБ 10-115. При текущем ремонте следует также выполнять работы, предусмотренные техническим обслуживанием. Внеочередной текущий ремонт допускается проводить при обнаружении неисправностей, которые могут привести к нарушению технологических процессов, следует принять меры, предусмотренные инструкциями. При невозможности устранения неисправностей резервуар должен быть отключен от газопровода и оборудования путем установки заглушек.

8.3.2. Ремонт резервуаров производится при необходимости, по результатам проведенного внутреннего осмотра или гидравлического испытания.

Работы по ремонту, очистке, внутреннему осмотру резервуаров СУГ в условиях действующего объекта относятся к газоопасным работам.

8.3.3. При подготовке резервуара к ремонту он должен быть отключен от заземления, ЭХЗ, освобожден от СУГ, отключен от действующих газопроводов с помощью заглушек, промыт или пропарен.

8.3.4. Дегазация и подготовка резервуара к ремонту, консервации и демонтажу проводится персоналом участка слива-налива в соответствии с настоящим ОСТом.

8.3.5. Перед проведением работ внутри резервуара после отключения резервуара от газопроводов необходимо:

Слить из резервуара жидкую фазу СУГ в другой резервуар;

Снизить давление СУГ в резервуаре до атмосферного, откачав паровую фазу компрессором. Освобождение резервуаров стравливанием СУГ в атмосферу через свечу не допускается;

Слить из резервуара воду и неиспарившиеся остатки;

Отсоединить резервуар от трубопроводов жидкой и паровой фаз путем установки заглушек;

Продуть резервуар водяным паром или промыть водой. При сварочных работах внутри резервуара пропарка обязательна, если же сварочные работы не проводятся - ограничиваются трехчасовой промывкой водой;

После пропарки или трехчасовой промывки резервуар необходимо оставить с открытым люком-лазом для естественной вентиляции до полного охлаждения и проветривания. Затем из нижнего горизонта резервуара следует отобрать пробу для анализа на содержание паров СУГ. При обнаружении в резервуаре паров СУГ пропарку или промывку повторяют;

После слива из резервуара воды и проветривания из него должны быть взяты пробы для определения паров СУГ и достаточности кислорода для дыхания. Содержание кислорода в воздухе должно быть не менее 20,5% по объему, о чем делается запись в журнале лаборатории. При отсутствии в отобранной пробе СУГ и пригодности атмосферы для дыхания (на что должен быть составлен акт) разрешается приступить к работе внутри резервуара (очистка, внутренний осмотр).

8.3.6. Подача водяного пара в резервуар для пропарки производится через дренажный штуцер, а отвод - через вентиляционный люк.

8.3.7. Все работы по останову резервуара, удалению из него СУГ, пирофорных соединений, снижению давления, отключению от технологических коммуникаций, открытию люков, пропарке, промывке, внутреннему осмотру, очистке и ремонту являются газоопасными работами.

8.3.8. Разрешение на вход в резервуар ремонтного персонала дает руководитель газоопасных работ.

8.3.9. Перед началом ремонтных работ на базе хранения проверяется исправность действия водяной системы орошения надземных резервуаров.

8.3.10. При ремонте резервуаров вся установленная на нем арматура и КИП должны быть сняты, при необходимости отремонтированы и испытаны в ремонтном отделении объекта или специализированном предприятии.

8.3.11. После окончания ремонта резервуар подвергается вместе с установленной на нем арматурой и приборами гидравлическому испытанию.

8.3.12. Резервуар, подлежащий монтажу на действующем объекте, транспортируется к месту установки на полозьях волоком, при этом работа всего объекта на время подтягивания резервуара должна быть прекращена. Подъем резервуара на фундамент может производиться только с помощью мачт. На действующем объекте (на территории базы хранения) запрещается применять автокраны для подъема резервуаров на фундаменты.

8.3.13. При подъеме резервуаров на фундаменты следует:

Все трущиеся металлические детали и узлы смазать солидолом;

Если монтируемый резервуар является дополнением к существующей группе резервуаров и располагается с краю, то необходимо слить СУГ из двух соседних с ним резервуаров, отсоединить от остальной газовой системы, пропарить их и промыть; если же монтируемый резервуар размещается среди резервуаров группы, то все соседние с ним резервуары опорожняются от СУГ, отсоединяются от системы газопотоков заглушками, пропариваются и промываются;

Строповка резервуара выполняется тросовыми петлями, охватывающими корпус. Строповка за штуцера и люки запрещается.

8.3.14. Монтаж резервуаров производится по рабочим чертежам проектной организации. Отступления и изменения допускаются только по согласованию с проектной организацией.

8.3.15. Присоединение газопроводов обвязки резервуара после ремонта и монтажа к действующим газопроводам производится в соответствии с требованиями настоящего ОСТа. При этом необходимо конечные участки газопроводов освободить от жидкой фазы, сбросить давление до атмосферного и произвести подключение к резервуарам (без проведения огневых работ).

В практике газоснабжения для перевозки СУГа на расстояния до 300 км используют автоцистерны. Автомобильные цистерны состоят из горизонтального цилиндрического сосуда, в задние днище которого вварен люк с приборами. В зависимости от предназначения и конструкции автоцистерны делятся на транспортные и раздаточные. Транспортные автоцистерны предназначены для перевозки больших количеств СУГа с заводов-производителей до кустовых баз (КБ), газонаполнительных станций (ГНС) или до крупных потребителей и групповых установок со сливом газа в резервуары

Заправочными автоцистернами СУГ доставляется потребителям с разливом в баллоны, поэтому они снабжены комплектом специального оборудования (насос, счетчик-расходомер)

Основные технические характеристики автоцистерн приведены в таблице 3.2.

Таблица 3.2. Техническая характеристика автоцистерн для транспортировки сжиженного газа

В соответствии с правилами Госгортехнадзора РФ ёмкости автоцистерн рассчитывают на рабочее давление при упругости паров при температуре +50°С. минимальная расчётная температура для средней полосы страны минус 40°С, а для северных районов минус 70°С.

Перевозка сжиженных углеводородных газов морским

Транспортом

В связи с увеличением потребления газа в областях, достаточно удаленных от мест добычи развитие морского транспорта газа стало весьма актуальной задачей. Первые перевозки сжиженного газа по морю датируются 1929 – 1931 годом. Первое судно для перевозки СУГ было построено в Англии.

Существуют три типа судов для транспорта сжиженных углеводородных газов.

1. Танкеры с резервуарами под давлением. Резервуары этих танкеров рассчитывают на максимальную упругость паров продукта при +45 ֯С, что составляет около 16 кг/см 2 .

2. Танкеры с теплоизоляционными резервуарами под пониженным давлением (полуизотермические). СУГ транспортируется при промежуточным охлаждением (от -5 до +5 ֯С) и пониженном давлении (3-6 кг/см 2).

3. Танкеры с теплоизоляционными резервуарами под давлением, близким к атмосферному (изотермические). В изотермических танкерах СУГ транспортируют при давлении близкому к атмосферному и низкой отрицательной температуре (-40 ֯С для пропана, аммиака; -103 ֯С для этилена и -161 ֯С – для сжиженного природного газа).

По форме устанавливаемых на танкере резервуаров газовозы могут быть разделены на танкеры, оборудованные сферическими, цилиндрическими и прямоугольными резервуарами.

Танкеры с резервуарами под давлением. Масса грузовых резервуаров значительно превышает массу аналогичных устройств при других способах перевозки СУГ, что соответственно увеличивает резервы и стоимость судна. Грузоподъемность резервуаров – до 2000 м 3 . Производительность налива-слива - 30-200 т/ч. Применяются танкеры при сравнительно небольших грузопотоках и отсутствии специального оборудования на береговых базах и танкерах.

Полуизотермические танкеры характеризуются универсальностью приема с береговых без сжиженного газа при разнообразных температурных параметрах. В связи с уменьшением массы грузовых резервуаров и возможностью придания им прямоугольной формы уменьшаются размеры танкера и улучшается использование объема резервуаров. Вместимость резервуаров - 2000-1300 м 3 Производительность налива-слива - 100-420 т/ч. Применяются эти танкеры при значительных грузооборотах и при наличии соответствующего оборудования на береговых базах и танкерах.

Изометрические танкеры являются наиболее совершенными, они позволяют увеличить производительность налива-слива и соответственно пропускную способность береговых баз и оборачиваемость флота. Вместимость резервуаров свыше 10000 м 3 . Производительность налива-слива - 500-1000 т/ч и более. Характеризуются большими размерами и применяются при значительных грузооборотах.

Выбор способа транспортировки газа зависит от целого ряда технических и экономических факторов, связанных не только с размерами и конструкцией судна, но и условиями хранения сжиженного газа на берегу. Опыт эксплуатации газовозов выявил несоответствие между типами газовозов и способами хранения газа на берегу. При хранении СУГ на берегу при положительной температуре и высоком давлении суда, перевозящие газ в теплоизолированных резервуарах при пониженном давлении, оказываются в невыгодном положении. Чтобы погрузить газ на эти суда необходимо береговое холодильное оборудование. Это приводит к увеличению энергозатрат по сравнению с судами, перевозящими газ под высоки давлением.

Полуизотермические танкеры имеют ряд преимуществ перед танкерами, перевозящими газ под давлением. Так как плотность СУГ увеличивается с понижением его температуры, объем резервуаров у полуизотермических танкеров при заданной грузоподъемности будет меньше, также будет меньше и масса резервуаров. На полуизотермических танкерах лучше используется объем трюма, так как таким резервуарам можно придать форму соответствующую форме трюма.

Для изотермических танкеров указанные показатели выше. Однако перевозка газа требует специального оборудования приема и отпуска газа. Такие затраты эффективны только при больших грузоперевозках.

Конструкция танкера зависит от способа транспортировки сжиженного газа, который, в свою очередь, диктует выбор типа резервуаров, устанавливаемых на газовозе.

При перевозке газа под давлением и в полуизометрическом состоянии применяют цилиндрические вертикальные, горизонтальные и сферические резервуары, а в случае транспортировки газа в изометрическом состоянии обычно используют прямоугольные резервуары, так как они позволяют лучше использовать подпалубный объем судна. При одной и той же вместимости (2000 м 3) на судне размещается значительно меньше количество горизонтальных цилиндрических или сферических резервуаров, чем вертикальных.

Уменьшение изолируемой поверхности приводит к уменьшению расхода дорогостоящей теплоизоляции и к снижению стоимости всего танкера в целом. Вертикальные цилиндрические резервуары характеризуются удобством размещения и установки их на судне, простотой монтажа трубопроводов и арматуры. Крепление вертикальных резервуаров не вызывает затруднений, для установки же горизонтальных резервуаров не требуется большее число опор, поэтому на танкерах, перевозящих сжиженный газ под повышенным давлением, используют в основном вертикальные цилиндрические резервуары (рис.10.5), а при полуизометрическом способе перевозки - горизонтальные цилиндрические и сферические резервуары (рис. 10.6).

Рис. 10.5. Танкер для перевозки СУГ под повышенным давлением ив цилиндрических вертикальных резервуарах

Рис.10.6. Полуизотермические танкеры для перевозки СУГ: а – со сферическими резервуарами, установленными на грузовой палубе; б - со сферическими резервуарами, установленными на грузовых трюмах; в – с цилиндрическими резервуарами, установленными на грузовых трюмах и верхней палубе;

Расчет резервуаров на прочность производят по выбранному расчетному давлению с учетом давления, возникающего в результате ударов СУГ в стенки резервуара прирезкой остановке танкера. Для уменьшения давления от резкого торможения длинные горизонтальные цилиндрические резервуары оборудуют несколькими поперечными перегородками, а иногда и продольной перегородкой.

Фундаменты резервуаров необходимо проектировать с учетом дополнительных динамических нагрузок, направленных вертикально вниз и принимаемых равными в оконечностях танкера полуторной массе резервуара с грузом, а в средней части танкера – одинарной массе резервуара с грузом.

На полуизотермических танкерах применяют различные системы охлаждения для:

Конденсация газовой фазы в конденсаторах рассолом (рис.10.8, а);

Охлаждение с помощью помещенных в жидкую фазу змеевиков, по которым пропускают рассол;

Использование рабочих компрессоров для охлаждения, где хладогентом является сам СУГ (рис.10.8,б).

Холодильные установки танкера во всех случаях обеспечивают следующие операции:

Доведения температуры СУГ, отбираемого из резервуаров берегового хранилища, до температуры, определенной для одного резервуара танкера;

Поддержание в процессе транспортировки постоянной температуры продукта в резервуарах танкера или понижение температуры, если продукт должен быть слит в порту назначения в резервуары с более низкой температурой хранения.

Рис.10.8. Принципиальная схема системы охлаждения СУГ на морском танкере: 1- резервуар, 2 - СУГ, 3 –рассол, 4 – теплообменник, 5 – дроссельный вентиль, 6 – конденсатор, 7 – компрессор.

На полуизотермических танкерах применяют установки подогрева СУГ. для того, чтобы избежать понижения температуры СУГ ниже -1֯С в зимнее время.

Изотермические танкеры, как уже отмечалось, характеризуются большой грузоподъемностью и производительностью.

Технология производства грузовых работ на каждом из перечисленных типов танкеров различна и зависит не только от типа газовоза, но и условий хранения СУГ на берегу.

Грузовая система танкеров, перевозящих СУГ в резервуарах высокого давления (РВД), состоит из жидкостных и паровых трубопроводов, насосов, компрессоров и промежуточного резервуара. При хранении СУГ на берегу в РВД погрузка газовозов осуществляется следующим образом. Из промежуточного резервуара пары газа отсасывают компрессором и сжимают до давления, равного или немного превышающего давление в береговых резервуарах. Возникающий перепад давления заставляет сжиженный газ вытекать из берегового хранилища, и затем насосами он подается в грузовые резервуары танкера. Полуизотермические резервуары наливают, так же как и РВД за счет перепада давления. В грузовую установку включаются дополнительно установки повторного сжижения газа, так как газ, в следствии, перекачки газа он нагревается. При перегрузке и перевозке СУГ выполняются «Требования техники безопасности и производственной санитарии при перевозке сжиженных газов».

Поскольку сжиженный углеводородный газ относится к опасным грузам, для его перевозки применяются специализированные транспортные единицы. Автомобильный газовоз состоит из шасси автомобиля (КамАЗ, МАЗ) и газовой системы (цистерны, запорно-регулирующей арматуры, насоса, измерительных приборов, предохранительных устройств и пр.).

Автоцистерны для перевозки СУГ: технические требования

Автомобильная цистерна, предназначенная для транспортировки сжиженных газов, представляет собой стальной резервуар цилиндрической формы. Для защиты емкости от воздействия солнечных лучей может комплектоваться теневым кожухом, изготовленным из нержавеющей стали. Рабочее давление, при котором осуществляется перевозка груза, составляет 16 атмосфер. Рабочая температура должна находиться в диапазоне от -40°C до +50°C.

Газовоз на базе автомобиля Камаз

Резервуары для газовозов изготавливаются согласно ГОСТ 21561-76, в котором предусмотрены следующие требования:

  • Соответствие Правилам устройства и эксплуатации сосудов, работающих под давлением.
  • Способность выдерживать внутреннюю нагрузку, создаваемую пропаном при температуре стенки +50°C.
  • Прочность несущих конструкций с учетом динамического коэффициента равного 2,5.
  • Устойчивость цилиндрической формы к действию весовых нагрузок и вакууму.
  • Поперечная и продольная устойчивость против опрокидывания.

Современные требования к шасси, на которые устанавливаются цистерны, предполагают обязательное наличие АБС. Кроме того, каждый автомобиль должен обладать такими техническими возможностями, как система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

Запорно-регулирующие механизмы

Для заполнения резервуара автогазовоза и слива СУГ в газгольдер предусмотрен сливной узел, состоящий из нескольких шаровых кранов фланцевого соединения (смотреть рисунок). Кран КШ4 предназначен для работы с паровой фазой, а краны КШ1, КШ3, КШ7 – для наполнения/слива жидкой фазы. Стоит отметить, что слив газа с помощью данных механизмов выполняется только для заправки промышленных резервуаров. Для заправки газгольдеров, расположенных в частных хозяйствах, применяется барабан с заправочным рукавом, длина которого достигает 50 м.

Сливной узел необходим для заполнения резервуара и слива СУГ

Насосное оборудование

Насос для перекачки сжиженного газа должен соответствовать стандартам безопасности при работе во взрывоопасной среде. В частности, насосный агрегат Corken Z2000, который часто устанавливается на отечественных автогазовозах, изготовлен со строгим соблюдением Российских и Европейских правил и нормативных документов. Комплектный агрегат устанавливается на общей раме и состоит из шиберного насоса с приводом карданного вала коробки отбора мощности двигателя.

Технические характеристики Z2000:

  • макс. частота вращения: 750 об/мин;
  • макс. температура: 107°C;
  • макс. рабочее давление: 28,6 атм.;
  • производительность: 270 л/мин;

Насосный агрегат Corken Z2000

Приборы для измерения и контроля

Ни один газовоз не может работать без контрольно-измерительных приборов. Подобные устройства должны проходить регулярную метрологическую проверку, поскольку отвечают не только за правильность наполнения емкости, но и за безопасность работы с пропан-бутановой смесью. Кстати, об особенностях эксплуатации СУГ можно прочитать в статье: пропан бутан для газгольдера – свойства и особенности применения .

На автоцистернах для перевозки сжиженных газов устанавливаются следующие приборы:

  • манометр для измерения давления после насоса;
  • манометр для измерения давления в цистерне;
  • электронный уровнемер, показывающий процентное наполнение емкости;
  • сливной счетчик с клапаном отсечения паровой фазы.

Для безопасной работы газовоз оснащается контрольно-измерительными приборами

Наблюдая за показателями приборов, оператор контролирует процесс заполнения/слива, предотвращая опасные ситуации. Критическим показателем манометров считается значение в 16 атмосфер, о чем свидетельствует красная отметка. Также важно следить за уровнем заполнения цистерны, который не должен превышать 85%.

Счетчик позволяет проконтролировать количество слитого газа как водителю-оператору газовоза, так и покупателю. Важно, чтобы после счетчика не было дополнительных отводов. Его выход должен быть связан только со сливным шлангом.

Счетчик для контроля слитого газа

Средства защиты оборудования

Для защиты оборудования от аварийных ситуаций предусмотрены предохранительные элементы. Одним из таких механизмов является дифференциальный байпасный клапан. Он предназначен для сброса излишков газа обратно в емкость при превышении давления на линии подачи насоса и служит для предохранения и сохранения длительного срока службы насоса.

Байпасный клапан устанавливается для сброса избыточного давления

Важным моментом является фильтрация СУГ, поскольку он может содержать различные взвешенные частицы, например окалину. Чтобы не допустить поломки насосного оборудования и предоставить конечному потребителю чистый продукт, на входе насоса устанавливается фильтр.

Такой фильтр устанавливается в газовозе для очистки СУГ

В случае поломки электронного уровнемера для определения уровня наполнения автоцистерны используется специальный кран. Трубка от запорного механизма располагается точно на уровне 85% заполнения резервуара. Если при открытии крана будет выделяться паровая фаза, значит емкость еще недостаточно наполнена, если жидкая фаза – уровень наполнения достиг предела или превысил его.

Такой электронный уровнемер применяется в газовозах

Как эксплуатировать газовоз: основные правила безопасности

Перед выездом водитель автогазовоза должен проверить техническое состояние и убедиться в исправности всего оборудования. Следует удостовериться в наличии средств огнетушения и устройства отвода статического электричества (как правило, это бронзовый штырь, расположенный рядом со сливным трубопроводом).

Слева на фото изображен бронзовый штырь, который служит устройством отвода статического электричества

Заполненную газом автоцистерну запрещается располагать недалеко от мест с открытым огнем и в местах большого скопления людей. Все манипуляции с газовыми вентилями необходимо производить осторожно, не допуская действий, которые могут привести к образованию искры. Запрещается использовать инструмент, способствующий искрообразованию.

Периодическая проверка герметичности

Важным аспектом безопасной эксплуатации газовоза является герметичность всех соединений. Чтобы избежать аварийных ситуаций, необходимо осуществлять периодическую проверку на утечку газа. Для этого каждое соединение обматывается пленочным материалом, после чего в систему закачивается азот. В пленке делается небольшое отверстие, которое смазывается мыльным раствором. Таким способом можно выявить утечку и оперативно ее устранить.

С помощью пленки, смазанной мыльным раствором, проверяется утечка газа

Доставку газа лучше доверять проверенному поставщику. Компания «Промтехгаз» имеет в своем распоряжении новые автоцистерны объемом 12 м³ на базе автомобилей КамАЗ, которые оснащены системой мониторинга ГЛОНАСС/GPS. Благодаря новому автопарку покупатель получает газовую продукцию в минимально возможные сроки.

Кстати, более подробную информацию об автономной газификации Вы найдете .


13. Слив сжиженных углеводородных газов (СУГ) в резервуары

13.1. Сжиженные углеводородные газы (СУГ) поставляются на АГЗС в специальных автомобильных цистернах.

13.2. Слив СУГ из автомобильных цистерн относится к газоопасным работам и должен выполняться с соблюдением правил безопасности, настоящих Правил и производственной инструкции.

13.3. Слив СУГ из автомобильных цистерн производится, как правило, только в светлое время суток.

13.4. Автомобильные цистерны должны быть оборудованы:

выхлопной трубой с глушителем, выведенными к его передней части;

выхлопная труба должна иметь искрогасительную сетку;

автогазовоз должен иметь два углекислотных огнетушителя.

13.5. Автомобильные цистерны на АГЗС принимаются и осматриваются.

13.6. При приемке автомобильных цистерн проверяется: соответствие цистерны и количества залитого СУГ отгрузочным документам;

наличие пломб на сливных штуцерах;

отсутствие повреждений корпуса цистерны и исправность запорной и контрольной арматуры и резинотканевых рукавов;

наличие и уровень СУГ в цистерне по контрольным вентилям и уровнемеру.

13.7. В отгрузочных документах указываются наименование поставщика, дата отгрузки, номер цистерны, масса (вес) залитого в цистерну газа.

13.8. Исправность запорной арматуры на цистерне проверяется внешним осмотром.

Открывать арматуру следует плавно, не вызывая гидравлических ударов.

13.9. Подготовка к сливу и слив СУГ из автомобильных цистерн в резервуары АГЗС выполняются наполнителями баллонов и слесарями-ремонтниками под руководством сменного мастера. При операции слива должно присутствовать не менее двух человек обслуживающего персонала АГЗС.

13.10. До начала слива СУГ из автомобильной цистерны обслуживающий персонал АГЗС:

закрепляет автомобильную цистерну специальными деревянными башмаками или башмаками из неискрящегося металла;

проверяет исправность и надежность гибких шлангов для слива СУГ из автомобильной цистерны;

заземляет автомобильную цистерну.

13.11. Разрешение на слив СУГ из автомобильной цистерны выдает сменный мастер и руководит лицами, занятыми на сливе СУГ.

13.12. Слив СУГ из автомобильной цистерны в резервуары допускается после проверки правильности открытия и закрытия задвижек, связанных с технологической операцией слива СУГ.

13.13. Операции по сливу персонал должен выполнять в спецодежде установленного образца, головных уборах и защитных очках.

13.14. Слив СУГ из автомобильных цистерн на АГЗС осуществляется одним из следующих методов:

созданием необходимого перепада давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем нагнетания компрессором паров СУГ из резервуара другой группы в автомобильную цистерну;

созданием перепада давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем подогрева паров СУГ в испарителе;

перекачиванием СУГ насосами;

самотеком, когда наполняемые резервуары расположены ниже автомобильной цистерны.

13.15. Не допускается создавать перепад давления между автомобильной цистерной и резервуаром путем выпуска в атмосферу паровой фазы газа из наполняемого резервуара.

13.16. Давление паровой фазы, нагнетаемой компрессором или создаваемой испарителем в автомобильной цистерне, не должно превышать рабочего давления, указанного на автомобильной цистерне.

При повышении давления в автомобильной цистерне выше рабочего компрессор или испаритель должны быть отключены.

13.17. Перепад давления между автомобильной цистерной и резервуаром, как правило, допускается 0,15-0,2 МПа.

13.18. При сливе СУГ из автомобильных цистерн не допускается работа двигателя автомобиля.

13.19. После окончания подготовительных операций к сливу СУГ и проверки автомобильной цистерны обслуживающим персоналом до снятия пломб со сливных штуцеров водитель обязан вручить ключи зажигания сменному мастеру АГЗС.

13.20. Нахождение водителя во время слива СУГ в кабине не допускается.

13.21. Снимать заглушки со сливных штуцеров автомобильной цистерны разрешается только после остановки двигателя автомобиля, а включать двигатель разрешается только после отсоединения шлангов от технологических газопроводов АГЗС и установки заглушек на сливные штуцера.

13.22. После слива СУГ следует удалить пары из автомобильной цистерны до давления 0,05 МПа.

Сброс газа в атмосферу не допускается.

13.23. Во время слива СУГ не должен находиться вблизи обслуживающий персонал, не занятый на операции слива.

13.24. Не допускается оставлять автомобильные цистерны присоединенными к технологическим газопроводам АГЗС в период, когда слив СУГ не производится.

13.25. Персонал, занятый сливом, обязан следить за герметичностью всех соединений технологических газопроводов, резервуаров и автомобильных цистерн. В случае обнаружения утечки газа слив прекращается и принимаются меры по ее ликвидации.

13.26. Во время слива СУГ не допускается производить какие-либо работы по уплотнению соединений, находящихся под давлением; отсоединять гибкие шланги автомобильной цистерны разрешается только после ее отключения и сброса давления в сливных шлангах.

13.27. Не допускается в период слива СУГ оставлять без наблюдения автомобильную цистерну, сливные газопроводы, резервуары, работающие компрессоры, насосы и испарители.

13.28. В период слива должно быть обеспечено непрерывное наблюдение за давлением и уровнем газа в автомобильной цистерне и приемном резервуаре.

Резервуары заполняются СУГ не более чем на 85 % своего геометрического объема. В случае переполнения резервуара избыток газа должен быть слит в другие резервуары. Выпуск избыточного газа в атмосферу не допускается.

13.29. Сливные операции СУГ на АГЗС во время грозы, а также при проведении огневых работ в производственной зоне не допускаются.

13.30. В период слива СУГ должна быть обеспечена визуальная связь между персоналом, обслуживающим технологические газопроводы и оборудование (сливные колонки, компрессоры, насосы и испарители).

13.31. По окончании слива вентили на автомобильной цистерне должны быть заглушены заглушками и проверены на герметичность мыльной эмульсией.

13.32. Резинотканевые рукава (шланги) автомобильных цистерн должны крепиться к сливному наконечнику стальными хомутами (не менее двух хомутов на каждый конец шланга). Применение проволочных хомутов не допускается.

Не допускается слив СУГ, если рукава (шланги) имеют трещины, переломы, выбоины и другие повреждения и состоят из отдельных частей.

Рукава с наружными металлическими спиралями признаются непригодными при оборванных или частично отсутствующих спиралях.

13.33. Для оттаивания обмерзшей арматуры и сливных газопроводов должны применяться нагретый песок, горячая вода, водяной пар. Применять огонь не допускается.

13.34. В случае поступления на АГЗС автомобильной цистерны с СУГ, имеющей течь, она должна быть немедленно разгружена по специальной инструкции, предусматривающей дополнительные меры безопасности. При этом составляется дефектный акт. Производить ремонт автомобильной цистерны на территории АГЗС не допускается.

13.35. Не допускается наполнение газом резервуаров в случаях, предусмотренных правилами устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, а также в следующих случаях:

если в основных элементах резервуара будут обнаружены трещины, выпучины, пропуски или потения в сварных швах, течь во фланцевых соединениях, разрывы прокладок;

при неисправности предохранительных клапанов;

при неисправности уровнемерных устройств;

при неисправности или неполном количестве крепежных деталей на лазах и люках;

при осадке фундаментов резервуаров и опор подводящих газопроводов.

13.36. В помещении насосно-компрессорного отделения, технологическом блоке или в блоке управления вывешиваются:

схема обвязки технологического оборудования со сливными, раздаточными колонками и резервуарами;

схема слива СУГ из автомобильных цистерн;

производственная инструкция, содержащая технологию и меры безопасности при сливе СУГ.

13.37. В зоне слива СУГ должны быть вывешены предупредительные плакаты с требованиями безопасности при сливе СУГ из автомобильных цистерн.

14. Требования безопасности при заправке газобаллонных автомобилей

14.1. При наполнении баллонов на АГЗС должны выполняться требования правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением.

14.2. Заправка газобаллонных автомобилей осуществляется согласно производственной инструкции.

За технической исправностью баллонов газобаллонных автомобилей и сроками их освидетельствования должен следить владелец автомобиля.

Баллоны подлежат освидетельствованию один раз в 2 года.

14.3. Перед наполнением автомобильных баллонов проверяются путевой (маршрутный) лист с отметкой о проверке баллонов или удостоверение с талоном на право вождения газобаллонного автомобиля.

14.4. В талоне указываются:

наименование автомобиля;

номер автомобиля;

заводской номер баллона;

емкость баллона (л);

дата последующего технического освидетельствования баллона; отметка о регистрации.

14.5. На баллоне, установленном на автомобиле, должны быть выбиты и видны:

товарный знак завода-изготовителя;

номер баллона (заводской);

фактическая масса порожнего баллона (кг) в соответствии с государственным стандартом или ТУ на их изготовление;

дата (месяц, год) изготовления и год следующего освидетельствования;

рабочее давление (Р), МПа;

пробное гидравлическое давление (П), МПа;

вместимость баллона (л) в соответствии с государственным стандартом или ТУ на их изготовление; номер стандарта на их изготовление.

14.6. Баллоны, установленные в качестве расходных емкостей для СУГ на автомобилях, должны быть прочно укреплены и герметично присоединены к газопроводам.

14.7. Не допускается заправлять СУГ установленные на автомобилях баллоны, у которых:

истек срок периодического освидетельствования;

нет установленных надписей; не исправлены вентили и клапаны;

поврежден корпус баллона (раковины, забоины, коррозия, вмятины);

ослаблено крепление баллона; имеются утечки из соединений.

14.8. Наполнение баллонов автомобиля СУГ производится при выключенном двигателе автомобиля.

Включать двигатель допускается после отсоединения рукава и установки заглушки на заправочное устройство.

Перед въездом автомобиля на территорию АГЗС на заправку пассажиры высаживаются.

14.9. Степень наполнения баллона определяется вентилем контроля максимального наполнения или клапана-отсекателя. Переполнение баллона не допускается.

При обнаружении неплотностей в газовом оборудовании автомобиля или переполнении баллона газ из него сливается в резервуар.

14.10. При заправке газобаллонных автомобилей СУГ следует: если двигатель заправленного газом автомобиля при пуске дает перебои, его необходимо заглушить и откатить автомобиль от заправочной колонки на расстояние не менее 15 м;

не переводить двигатель автомобиля с одного вида топлива на другой на территории АГЗС;

не производить регулировку и ремонт газовой аппаратуры газобаллонных автомобилей на территории АГЗС;

не создавать на заправочной колонке давление, превышающее рабочее давление баллона;

не подтягивать соединения на баллонах и коммуникациях;

не оставлять заправочные колонки и автомобили без надзора;

не производить выброс СУГ из баллонов в атмосферу при переполнении.

15. Требования безопасности при освидетельствовании резервуаров

15.1. Резервуары перед внутренним осмотром, гидравлическим испытанием, ремонтом или демонтажем должны быть освобождены от газа, неиспарившихся остатков и тщательно обработаны.

15.2. Освобождение резервуаров сбросом газа через «свечу» в атмосферу не допускается.

Выжигание остатков паровой фазы должно производиться на «свече», изготовленной из стальной трубы диаметром 20 мм, высотой 3 м, устойчиво установленной в пожаробезопасном месте на расстоянии 10-12 м от границы резервуарной установки с наклоном 50-60° к горизонту.

Заполнение резервуара водой должно начинаться в момент, когда пламя на «свече» уменьшится до 20-30 см, при этом сжигание вытесняемой водой паровой фазы должно продолжаться до погасания пламени.

Подача воды прекращается при полном наполнении резервуара.

15.3. Обработка резервуаров должна производиться после отсоединения их от газопроводов паровой и жидкой фазы с помощью заглушек путем их пропаривания и продувки инертным газом или заполнения теплой водой.

15.4. Качество дегазации должно проверяться анализом проб воздуха, отобранного из нижней части сосуда. Концентрация СУГ пробы после дегазации не должна превышать 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени.

15.5. Разгерметизация резервуаров без предварительного снижения в них давления до атмосферного, а также применение для дегазации воздуха не разрешаются.

15.6. При работах внутри резервуаров должны соблюдаться меры безопасности, предусмотренные производственной инструкцией и настоящими Правилами.

15.7. Работы внутри резервуаров должны проводиться по наряду-допуску бригадой в составе не менее трех человек под руководством специалиста.

Члены бригады должны быть проинструктированы по безопасности ведения работ.

Спуск в резервуар более одного человека не допускается.

Работающий в резервуаре должен иметь шланговый противогаз и надетый спасательный пояс с закрепленной к нему спасательной веревкой.

Снаружи резервуара должны находиться не менее двух человек, которые должны держать в руках концы веревок, наблюдать за работающим в резервуаре, быть готовыми оказать ему необходимую помощь и не допускать к месту проведения работ посторонних лиц.

Время пребывания в резервуаре не должно превышать 15 мин.

Каждые 30 мин следует проверять резервуар на загазованность. При обнаружении концентрации газа выше 20 % нижнего концентрационного предела распространения пламени работы в резервуаре прекращаются.

Проводится повторная дегазация резервуара с последующей проверкой на загазованность.

15.8. Во время работ в резервуаре нахождение вблизи резервуара лиц, не участвующих в работе, не допускается.

15.9. Отложения, извлеченные из резервуаров, должны поддерживаться во влажном состоянии и вывозиться с территории АГЗС для захоронения в специально отведенном месте.

Участки газопроводов с пирофорными отложениями должны в день их вскрытия демонтироваться и складываться в безопасной зоне.

15.10. Вода после промывки и испытаний резервуаров должна отводиться в канализацию через отстойники, исключающие попадание СУГ в систему канализации, или вывозиться в места, определенные санэпиднадзором.

15.11. Резервуары должны включаться в работу после освидетельствования или ремонта на основании письменного разрешения руководителя АГЗС.

16. Газоопасные работы

16.1. Газоопасные работы на АГЗС выполняются в соответствии с требованиями правил безопасности и настоящими Правилами.

16.2. К выполнению газоопасных работ допускаются руководители, специалисты и рабочие, обученные технологии проведения газоопасных работ, правилам пользования средствами индивидуальной защиты (противогазами и спасательными поясами), способам оказания первой (доврачебной) помощи, аттестованные и прошедшие проверку знаний в области промышленной безопасности в объеме настоящих Правил.

Практические навыки отрабатываются на учебных полигонах или на рабочих местах с соблюдением мер безопасности, по программам, согласованным с территориальными органами Госгортехнадзора России.

Перед допуском к выполнению газоопасных работ (после проверки знаний) каждый проходит стажировку под наблюдением опытного работника в течение первых десяти рабочих смен.

Стажировка и допуск к самостоятельному выполнению газоопасных работ оформляются решением по организации.

16.3. На проведение газоопасных работ оформляется наряд-допуск (приложение 19).

К таким работам относятся:

пуск газа в газопроводы и другое технологическое оборудование АГЗС при вводе в эксплуатацию после окончания строительства, реконструкции, расширения и капитального ремонта, при расконсервации;

проведение пусконаладочных работ;

первичное заполнение резервуаров сжиженным газом при вводе их в эксплуатацию, а также после ремонта, очистки, проведения технического освидетельствования;

удаление закупорок, установка и снятие заглушек на действующих газопроводах, а также отсоединение от газопроводов агрегатов, оборудования и отдельных узлов с учетом в журнале (приложение 17);

отключение от действующей сети и продувка газопроводов, консервация и расконсервация газопроводов и технологического оборудования АГЗС;

подготовка к техническому освидетельствованию резервуаров СУГ;

ремонт действующих внутренних и наружных газопроводов, оборудования насосно-компрессорных отделений, заправочных колонок, резервуаров СУГ;

демонтаж газопроводов, резервуаров, технологического оборудования АГЗС;

текущий ремонт, связанный с разборкой арматуры, насосов и компрессоров на месте проведения работ;

раскопка грунта в местах утечки газа до ее устранения;

все виды ремонта, связанные с выполнением сварочных и огневых работ на территории АГЗС;

проведение электрических испытаний во взрывоопасных зонах.

16.4. Периодически повторяющиеся газоопасные работы, выполняемые в аналогичных условиях, как правило, постоянным составом исполнителей и являющиеся неотъемлемой частью технологического процесса, могут проводиться без оформления наряда-допуска по утвержденным для каждого вида работ производственным инструкциям.

Такими работами являются:

техническое обслуживание запорной арматуры, предохранительных клапанов и проверка параметров их настройки;

техническое обслуживание технологического оборудования АГЗС;

ремонт, осмотр и проветривание колодцев;

ремонтные работы без применения сварки и резки в колодцах, траншеях, заглублениях;

слив СУГ из автоцистерн в резервуары, откачка неиспарившихся остатков сжиженных газов из резервуаров, заправка газобаллонных автомобилей, слив газа из переполненных баллонов;

замена КИП на технологическом оборудовании.

Указанные работы должны регистрироваться в журнале учета работ. Журнал прошнуровывается, скрепляется печатью, страницы в нем нумеруются.

16.5. Работы по пуску газа в газопроводы и технологическое оборудование АГЗС, ремонт с применением сварки и газовой резки, расконсервация АГЗС, проведение пусконаладочных работ, первичное заполнение резервуаров СУГ проводятся по наряду-допуску и специальному плану, утвержденному руководителем АГЗС.

16.6. В плане работ указываются строгая последовательность их проведения, расстановка людей, потребность в механизмах, приспособлениях и материалах, предусматриваются мероприятия, обеспечивающие безопасность проведения каждой газоопасной работы, с указанием ответственных лиц за проведение и подготовку работ. Ответственность за координацию указанных работ и осуществление общего руководства возлагаются на руководителя АГЗС или лицо, его заменяющее.

16.7. Работы по устранению утечек газа и ликвидации аварий производятся без нарядов-допусков до устранения прямой угрозы обслуживающему персоналу, материальным ценностям, зданиям и сооружениям и выполняются по планам локализации и ликвидации аварий.

16.8. Наряд-допуск выдается ответственному лицу на производство газоопасных работ руководителем АГЗС.

Если работа не закончена, а условия ее проведения и характер не изменились, наряд-допуск может быть продлен лицом, его выдавшим.

16.9. Для подготовки к газоопасным работам выполняется комплекс подготовительных мероприятий, предусмотренных в наряде-допуске и соответствующих инструкциях.

16.10. Перед началом газоопасной работы лицо, ответственное за ее проведение, обязано проверить наличие и исправность средств индивидуальной защиты, а также провести инструктаж исполнителей о необходимых мерах безопасности при выполнении работы, после что каждый получивший инструктаж расписывается в наряде-допуске.

16.11. Наряды-допуски регистрируются в журнале (приложение 20).

Журнал прошнуровывается, скрепляется печатью, страницы нумеруются.

Наряды-допуски хранятся не менее одного года. Наряды-допуски, выдаваемые на первичный слив газа, производство ремонтных работ с применением сварки на элементах технологических газопроводов и резервуаров в земле, хранятся постоянно в исполнительно-технической документации АГЗС.

Журнал регистрации нарядов-допусков хранится 5 лет.

16.12. Газоопасные работы на АГЗС должны выполняться не менее чем двумя рабочими. Работы в резервуарах, помещениях станции, а также ремонт с применением газовой резки и сварки проводятся бригадой, состоящей не менее чем из трех рабочих, под руководством специалистов.

Осмотр, ремонт, проветривание колодцев, слив неиспарившихся остатков СУГ из резервуаров и баллонов, проведение технического обслуживания газопроводов и технологического оборудования, наполнение резервуаров СУГ во время эксплуатации разрешается проводить двумя рабочими. Руководство указанными работами допускается поручать наиболее квалифицированному рабочему.

Заправка газобаллонных автомобилей может проводиться одним оператором.

16.13. При проведении газоопасных работ ответственное лицо обязано обеспечить возможность быстрого вывода рабочих из опасной зоны.

16.14. Газоопасные работы на АГЗС, выполняемые по нарядам допускам, проводятся, как правило, в светлое время суток.

В исключительных случаях проведение неотложных газоопасных работ допускается в темное время суток при условии выполнения дополнительных мероприятий по обеспечению безопасного проведения работ.

16.15. На территории и в помещениях АГЗС не допускаются проведение сварки и резки на действующих газопроводах без их отключения и продувки инертным газом или паром, а также разборка фланцевых резьбовых соединений, арматуры и оборудования на неотключенных и непродутых участках газопровода.

При отключении газопроводов и оборудования у закрытых отключаемых устройств должны ставиться заглушки.

16.16. Насосы и компрессоры на время производства газоопасных работ в помещении насосно-компрессорного отделения должны быть остановлены.

16.17. Все газопроводы и газооборудование перед их присоединением к действующим газопроводам, а также после ремонта должны подвергаться внешнему осмотру и контрольной опрессовке воздухом или инертными газами.

Контрольная опрессовка внутренних газопроводов и оборудования АГЗС производится давлением 0,01 МПа. Падение не должно превышать 0,0006 МПа за один час.

Резервуары СУГ, газопроводы обвязки испытываются давлением 0,3 МПа в течение одного часа. Видимого падения по манометру и утечек, определяемых с помощью мыльной эмульсии или приборами, не допускается.

Результаты контрольной опрессовки записываются в нарядах допусках на выполнение газоопасных работ.

16.18. Газопроводы и оборудование перед пуском газа должны продуваться инертным газом или парами сжиженного газа до вытеснения всего воздуха.

Штуцера, предназначенные для продувки сосудов, должны располагаться таким образом, чтобы обеспечить продувку с минимальными затратами продувочного реагента.

При организации продувки парами сжиженного газа должны быть разработаны мероприятия по безопасному ее проведению, исключающие воспламенение газовоздушной смеси от источника огня.

Окончание продувки определяется путем анализа. Объемная доля кислорода в пробе газа не должна превышать 1 %.

16.19. В процессе выполнения газоопасных работ все распоряжения о порядке их проведения должны отдаваться лицом, ответственным за работу.

16.20. Аварийные работы на АГЗС выполняются персоналом АГЗС. Участие аварийных служб газораспределительных организаций в аварийных работах на АГЗС устанавливается согласованным планом локализации и ликвидации аварий.

Действия персонала АГЗС по локализации и ликвидации аварий должны определяться планом локализации и ликвидации аварий и планом взаимодействия служб различных ведомств.

16.21. В плане локализации и ликвидации аварий учитываются особенности технологического процесса, требований инструкций по безопасным методам работ, предусматриваются:

способы и средства для тушения пожара; список лиц (с указанием номеров телефонов и других средств сообщения и вызова), которые должны быть немедленно извещены об аварии; план эвакуации автотранспорта из опасной зоны; сценарии возможных аварий;

распределение обязанностей и порядок конкретных действий персонала АГЗС по предотвращению и ликвидации аварий, порядок взаимодействия между отдельными лицами, участвующими в ликвидации аварии;

способы устранения аварии и перечень необходимых материально-технических средств;

условия взаимодействия со службами пожарной охраны, милиции, скорой помощи, организациями электроснабжения, водоснабжения и др.

Ответственность за составление плана, своевременность внесения в него изменений и дополнений, пересмотр (не реже одного раза в год) несет руководитель АГЗС.

16.22. План взаимодействия служб различных ведомств по локализации и ликвидации аварий на АГЗС согласовывается с заинтересованными организациями и утверждается в установленном порядке.

16.23. Учебно-тренировочные занятия по локализации и ликвидации аварий проводятся на АГЗС не реже одного раза в квартал и отражаются в журнале.

17. Огневые работы

17.1. Ремонтные работы, связанные с применением открытого огня, а также выжег остатков паровой фазы СУГ из резервуаров допускаются в исключительных случаях при условии выполнения работающими правил безопасности, настоящих Правил и других нормативно-технических документов, устанавливающих требования по безопасности проведения сварочных и других огневых работ на опасных производственных объектах, утвержденных в установленном порядке.

17.2. Огневые работы должны выполняться в светлое время суток по специальному плану, утвержденному руководителем АГЗС, согласованному с местной пожарной охраной и нарядом допуском.

17.3. Наряд-допуск на проведение огневых работ должен оформляться заблаговременно для проведения необходимой подготовки к работе.

17.4. Огневые работы разрешается проводить только после выполнения подготовительных работ и мероприятий, предусмотренных планом и нарядом-допуском.

Подготовительные газоопасные работы (продувка, отключение оборудования, установка заглушек, дегазация и др.) проводятся в соответствии с требованиями настоящих Правил.

17.5. Стравливать газ из подлежащего ремонту участка газопровода следует только через продувочные свечи.

При стравливании газа все механизмы должны находиться за пределами охранной зоны с наветренной стороны.

17.6. Место проведения огневых работ следует обеспечить средствами пожаротушения. К месту проведения работ должен быть проложен пожарный рукав со стволом от внутреннего противопожарного водопровода.

17.7. Для защиты оборудования, сгораемых конструкций от искр электрической дуги рабочие места сварщиков должны быть ограждены переносными металлическими щитами, оборудование и сгораемые конструкции металлическими листами или асбестовыми одеялами.

17.8. При проведении на АГЗС огневых работ не допускается проводить операции по приему СУГ и заправке автомобилей, при этом должны быть установлены дорожные знаки, запрещающие въезд автотранспорта на территорию АГЗС.

17.9. Лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано проинструктировать исполнителей о мерах пожарной безопасности при их проведении.

17.10. При выполнении работ внутри помещений снаружи выставляются посты в целях исключения доступа к месту работ посторонних лиц.

17.11. В течение всего времени работ в помещениях должна действовать приточно-вытяжная вентиляция.

17.12. Перед началом и во время огневых работ в помещениях, а также в 20-метровой зоне от рабочего места на территории должен проводиться анализ воздушной среды на содержание СУГ не реже чем через каждые 10 мин.

При наличии в воздухе паров СУГ, независимо от их концентрации, огневые работы должны быть приостановлены.

17.13. После окончания работ место проведения работы осматривается, сгораемые конструкции поливаются водой, принимаются меры, исключающие возможность возникновения пожара.

17.14. По окончании огневых работ баллоны с горючими газами и кислородом удаляются с места работ в места постоянного хранения.

Приложение 1

Образец

Технический паспорт АГЗС

Перечень показателей,


Значение величин

По состоянию на 2003 г.

характеризующих АГЗС

(тип, производи-

тельность, число оборотов и т.п.)


коли-

чество


год выпуска строите-

льства или монтажа


1

2

3

4

1. Общие сведения об АГЗС

1.1. Год ввода в эксплуатацию

1.2. Проектная организация, выполнившая проект АГЗС

1.3. Характеристика проекта: привязка типового проекта (указать номер типового проекта) или индивидуальный проект

1.4. Сведения о проекте реконструкции

1.4.1. Год выполнения проекта реконструкции

1.4.2. В чем заключается реконструкция (перечислить)

1.4.3. Проектная организация, выполнившая проект реконструкции

1.5. Принципиальная схема слива-налива газа на АГЗС: насосно-компрессорная насосно-испарительная испарительная и др.

1.6. Годовая производительность АГЗС по первоначальному проекту, т

1.7. Годовая производительность АГЗС по проекту реконструкции, т

1.8. Годовая фактическая производительность, т

1.9. Первоначальная сметная стоимость строительства АГЗС, тыс. руб.

1.10. Балансовая стоимость, тыс. руб.

1.11. Количество руководителей, специалистов и служащих, чел.

1.12. Количество рабочих всего, чел.

1.13. Сменность работы АГЗС (одна или две смены)

2. Поступление и реализация газа

2.1. Заводы поставщики газа

2.2. Способ доставки газа на АГЗС

2.3. Количество газа, отпускаемого с АГЗС в т/сут, т /год

3. Сведения о генплане и инженерных коммуникациях

3.1. Площадь земельного участка, м

3.1.1. В том числе производственной зоны, м

3.2. Водопроводные сети, м

3.3. Канализационные сети, м

3.4. Тепловые сети, м: отопление горячее водоснабжение

3.5. Электрические сети, м

3.6. Кабельные линии, импульсные трубы КИП и автоматики, м

3.7. Слаботочные сети, м

3.8. Газопроводы, м

3.9. Автодороги и асфальтовые покрытия, м

3.10. Ограждение АГЗС, м

4. Сливно-наливные устройства

4.1. Количество колонок для слива из автоцистерн, шт.

4.2. Количество колонок для заправки баллонов газобаллонных автомобилей, шт.

5. Характеристика резервуаров для хранения сжиженных газов (тип, вместимость), шт.

5.1. Общий объем резервуаров базы хранения, м

5.2. Запас газа на АГЗС, сут

5.3. Способ установки резервуаров (надземный или подземный)

5.4. Тип уровнемерных устройств, установленных на резервуарах

6. Насосно-компрессорное отделение

6.1. Объем помещения (внутренний), м

6.2. Площадь помещения, м

6.3. Компрессор (тип, марка), шт.

6.4. Насос (тип, марка), шт.

6.5. Испаритель (тип, производительность), шт.

7. Устройства автоматики и блокировки

7.1. Наличие блокировки вентиляционных устройств с технологическим оборудованием

7.2. Наличие блокировки сигнализаторов загазованности с аварийными вентиляционными установками

7.3. Наличие сигнализаторов загазованности (тип, марка) в помещениях с производствами категории «А» (перечислить помещения), шт.

8. Электрооборудование

8.1. Установленная мощность электродвигателей, кВт

8.2. Электродвигатели технологического оборудования и их установленная мощность, шт.

8.3. Электродвигатели вентиляционного оборудования и их установленная мощность, шт.

8.4. Прочие электродвигатели, шт.

8.5. Запорная арматура с электроприводом, шт.

8.6. Тип трансформаторной подстанции, ее мощность, кВт, напряжение, В

8.7. Наличие установок электрохимической защиты от коррозии (указать тип установки и объект защиты), шт.

9. Теплоснабжение и вентиляция

9.1. Источник теплоснабжения

9.2. Вид и параметры теплоносителя

9.3. Наличие химводоочистки (тип)

9.4. Приточные вентиляционные системы (номер системы и обслуживаемые помещения)

9.5. Вытяжные вентиляционные системы (номер системы, обслуживаемые установки и помещения)

9.6. Общее количество вентиляторов, шт.

10. Водоснабжение и канализация

10.1. Источник водоснабжения (давление воды)

10.2. Объем и тип резервуара для противопожарного запаса воды, м

10.3. Пожарные насосы (марка и тип), шт.

10.4. Наличие канализационной насосной станции (тип, производительность)

10.5. Место сброса канализационных стоков

11. Противопожарное оборудование

11.1. Перечень первичных средств пожаротушения в насосно-компрессорном отделении

11.2. Перечень первичных средств пожаротушения в наполнительном отделении

11.3. Перечень первичных средств пожаротушения на базе хранения

11.4. Перечень первичных средств пожаротушения для колонок слива из автоцистерн и заправки баллонов газобаллонных автомобилей

11.5. Перечень первичных средств пожаротушения для территории АГЗС

11.6. Наличие пожарной сигнализации (перечень помещений и тип сигнализации)

11.7. Наличие автоматической системы пожаротушения (перечень помещений, тип, марка системы)

11.8. Наличие стационарной автоматической системы водяного охлаждения резервуаров базы хранения

12. Внеплощадочные коммуникации и сооружения

12.1. Подъездная автодорога, км

12.2. Линия электропередачи, км

12.3. Водопровод: диаметр, мм, протяженность, км

12.4. Канализация: диаметр, мм, протяженность, км


13.4. Пар давлением, МПа (кгс/см), т/ч

13.5. Вода на хозяйственно-питьевые и производственные нужды (включая полив территории), м/сут

13.6. Вода на пожаротушение (внутреннее и наружное), л/с

13.7. Вода на пополнение противопожарного запаса, м/сут

13.8. Хозяйственно-бытовая канализация, м/сут

13.9. Производственная канализация, м/сут

13.10. Сжатый воздух (указать давление), м/мин

Приложение. Схема расположения АГЗС и основных ее сооружений (генплан) в масштабе 1:1000 или 1:500 с экспликацией.

Примечание. На схеме АГЗС должны быть обозначены сооружения, построенные по первоначальному проекту.

Приложение 2

Образец

Журнал

приема-сдачи смен


Дата

Смена, ч

(от - до)


Дежурный

электрик


Фамилия,

имя,


Состояние оборудования

Подпись

дежурного


Заме-

чания


(Д. Э.);

Дежурный слесарь (Д. С.)

сменный мастер


отчество сменного мастера

обнару-

Женные меры неиспра-

вности по объектам


Принятые по устранению обнару-

Женных неиспра-

вностей по объектам


о сдаче или приеме смены

старшего мастера

Приложение 3