Рассказать о салона древние афины. Афины в древней греции

24.09.2019

РАННИЕ АФИНЫ

В афинский полис, один из самых крупных в Греции, входила вся Аттика – область в восточной части Средней Греции. Расположенная на полуострове, напоминающем по форме рог и глубоко вдающемся в море, на севере Аттика граничила с Беотией, на западе – с областями на перешейке Истм. С востока и юга ее земли омывались водами Эгейского моря. На территории Аттики, кроме ее «столицы» – известного еще с микенской эпохи города Афины, находилось еще несколько небольших городков (Элевсин, Марафон, Браврон и др.), а также множество демов – сельских поселений. Впрочем, афинский полис не всегда был таким большим. Он сложился постепенно, путем синойкизма. Сами афиняне приписывали образование полиса легендарному царю и герою Тесею, жившему, согласно мифам, еще до Троянской войны. Однако в действительности этот процесс занял несколько веков, начавшись в гомеровский период, а завершившись уже в начале архаической эпохи. Когда в начале VII в. до н. э. в состав полиса вошел находившийся на границе с Мегарами Элевсин, важный религиозный центр с прославленным святилищем богини Деметры, объединение областей Аттики вокруг Афин завершилось.

Афинский синойкизм, в отличие от аналогичных процессов в других греческих полисах, не сопровождался переселением всех жителей полиса в главный город. В архаическую эпоху еще более половины граждан Афин жило в сельской местности.

Рельеф Аттики был достаточно разнообразен: невысокие горные хребты (Гиметт, Парнет, Пентеликон) чередовались с каменистыми равнинами. Естественные ресурсы Аттики нельзя назвать ни слишком обильными, ни слишком скудными. Почвы были мало пригодны для выращивания зерновых культур, поэтому афиняне всегда ощущали недостаток в хлебе и были вынуждены импортировать зерно. В то же время для культивирования оливковых деревьев условия были весьма благоприятные. Оливы (маслины) были одним из главных богатств Афин. Не случайно оливковое дерево почиталось как священный символ покровительницы афинского государства – богини Афины. По греческим меркам, Аттика была богата полезными ископаемыми. На юге области, в Лаврии, имелись крупные месторождения серебра. Эти рудники, когда они стали интенсивно разрабатываться, в классическую эпоху превратились в один из главных факторов экономического процветания Афин. В Аттике добывались также мрамор и высококачественная глина, пригодная для производства керамики.

Жители Аттики принадлежали к ионийской субэтнической группе греческого этноса. На ранних этапах истории государства, когда полис находился еще в стадии формирования, гражданское население разделялось по родо-племенному принципу. Важнейшими и наиболее крупными единицами являлись четыре филы (т. е. племени); каждый афинский гражданин входил в какою-либо из фил. Фила делилась на фратрии – объединения культового характера. Фратрию, в свою очередь, составляли роды. Однако членами родов являлись не все жители Аттики, а только аристократы; принадлежность к какому-нибудь роду являлась, таким образом, подтверждением знатного происхождения лица.

Афинский Акрополь. Фотография

В то же время постепенно начинается территориальное деление полиса: каждая фила подразделялась на три триттии, а каждая триттия – на четыре навкрарии. Всего было 48 навкрарий, и эти небольшие округа являлись наименьшими территориальными единицами. Каждая навкрария обязана была на свои средства содержать военный корабль, являвшийся частью афинского флота.

Столица полиса – Афины – располагалась в центральной части Аттики, в нескольких километрах от побережья Саронического залива, в долине небольшой, летом пересыхавшей речки Кефис. Главный афинский холм – Акрополь – был религиозным центром полиса и его цитаделью. На нем размещались храмы, дома правителей, а также городские оборонительные укрепления, так как в эпоху архаики Афины не были окружены стеной. На некоторых из соседних с Акрополем холмах (Ареопаг, Пникс и др.) также находились общественные сооружения и святилища. Неподалеку от подножия Акрополя находилась Агора – главная городская площадь, один из центров политической жизни.

Афины существовали уже во ІІ тысячелетии до н. э., в микенскую эпоху. Возрастанию роли Афин способствовало то обстоятельство, что дорийцы, сокрушившие микенскую цивилизацию, практически обошли Аттику стороной. А потому состав населения области, по сути, не изменился, появились только ахейские беженцы, которые спасались в Аттике от дорийцев. Здесь не было пришлых завоевателей,как в Спарте, и не было людей зависимых, подобных илотам. Относительная бесконфликтность (континуитет) афинской истории между II и I тысячелетиями до н. э., несомненно, сыграла свою роль в дальнейшем, ный для Греции эпохи «темных в меньшей степени. Период X– VIII вв. до н. э. был для Афин даже временем относительного процветания, особенно в экономическом отношении. В частности, аттическая расписная керамика геометрического стиля была, пожалуй, лучшей в Греции. Однако к VII в. до н. э. развитие этого полиса замедляется, и Афины становятся одним из рядовых, хотя и крупных государств греческого мира.

Афина Промахос. Статуэтка с афинского Акрополя (V в. до н. э.)

Исключительно важную роль во всех сторонах жизни Афин играла аристократия – евпатриды (т. е. сыновья благородных отцов). По удельному весу знати в составе населения афинский полис едва ли не превосходил все остальные греческие государства. Одной из причин этого был приток в Аттику на рубеже ІІ-І тысячелетий до н. э. бежавших от дорийцев аристократов из Пелопоннеса. Этих беженцев радушно принимали в Афинах; один из знатных родов, пришедших в Аттику из Пилоса, основал даже последнюю афинскую царскую династию Медонтидов.

На протяжении всей архаической эпохи аристократы прочно держали в своих руках все рычаги власти в Афинах. Они постепенно добились сокращения полномочий басилеев, а потом и ликвидации их правления. Срок пребывания царя у власти был ограничен десятью годами, а позднее снижен до годичного. Должность царя из наследственной превратилась в выборную и стала доступной представителям не только династии Медонтидов, но и других знатных родов. Чтобы ограничить власть правителя, для управления полисом были введены различные государственные должности.

В начале VII в. до н. э. сформировалась политическая система афинского полиса как аристократической республики. Во главе государства стояла коллегия из девяти магистратов – высших должностных лиц, занимавших свой пост в течение года. Они назывались архонтами, и между ними существовало определенное разграничение функций. Первый архонт – эпоним – считался высшим гражданским должностным лицом полиса; он давал свое имя году, на который приходилось его правление. Второй архонт – басилей – был наследником древней царской власти, но в эпоху архаики сохранял лишь полномочия верховного жреца полиса, руководителя религиозной жизни общины. Третий архонт – полемарх – являлся верховным главнокомандующим вооруженными силами. Остальные шесть архонтов – фесмофеты – контролировали соблюдение устного права (письменных законов в Афинах еще не было).

Чрезвычайно важную роль в управлении играл Совет ареопага – главный оплот власти аристократии. В него входили архонты, у которых истек срок их пребывания у власти; они оставались членами ареопага пожизненно. Именно ареопаг, пользовавшийся большим авторитетом, имел право назначить гражданина на должность архонта. Ареопаг осуществлял высший контроль над всей жизнью государства, а также являлся верховной судебной инстанцией, разбиравшей наиболее важные дела.

Народное собрание в Афинах вплоть до VI в. до н. э. не играло сколько-нибудь значительной роли. В целом положение рядового демоса было довольно приниженным. Он полностью подчинялся аристократии и, кроме того, находился от нее в экономической зависимости, которая постоянно увеличивалась. Во второй половине VII в. до н. э. широкое распространение получила долговая кабала; на крестьянских земельных участках появились горосы (закладные камни), знаменовавшие фактический переход таких полей в распоряжение кредиторов и превращение прежних владельцев в бесправных арендаторов. Порой неоплатные должники попадали в настоящее рабство.

Таким образом, в социально-экономической и политической эволюции афинского полиса на протяжении первых двух столетий эпохи архаики проявлялись тенденции, характерные для греческого мира в целом. При этом темпы развития Афин можно определить как средние – более быстрые, чем, скажем, в полисах Беотии и Фессалии, но более медленные, чем в таких развитых государствах, как Коринф, Мегары, Халкида. В частности, афиняне принимали не очень активное участие в Великой греческой колонизации, ибо такой большой, по греческим меркам, полис не испытывал «земельного голода». Лишь в конце VII в. до н. э. Афины отправили первую экспедицию в зону черноморских проливов и основали на малоазийском побережье колонию Сигей.

В 636 г. до н. э. в Афинах впервые была предпринята попытка установить тиранию. Власть попытался захватить молодой аристократ Килон, незадолго до того одержавший победу в Олимпийских играх. Возглавив отряд сверстников, он занял Акрополь. Однако демос не поддержал Килона, и его мятеж был относительно легко подавлен властями полиса; при этом, правда, не обошлось без массового кровопролития и убийств. В расправе над мятежниками важную роль сыграли представители знатного рода Алкмеонидов, которому впоследствии было суждено властвовать в афинском государстве. Неудача заговорщиков показала, что Афины еще не готовы принять тиранический режим. Однако мятеж Килона обострил борьбу между аристократическими группировками. Убийство следовало за убийством, поскольку вступил в действие старинный обычай кровной мести.

Пресечь междоусобные распри был призван первый греческий свод письменных законов, созданный в 621 г. до н. э. законодателем Драконтом. Важнейшее место в этом своде занимали законы об убийствах. Их соблюдение должно было если не ликвидировать окончательно кровную месть, то, во всяком случае, поставить наказание под контроль государства. Отныне родственники убитого обязаны были передавать дело о наказании на рассмотрение суда ареопага, а не расправляться с убийцей самовольно.

Итак, к рубежу VI-VI вв. до н. э. в жизни афинского полиса наметились два важнейших процесса: постоянная борьба аристократических родов и растущее закабаление демоса. Оба этих процесса серьезно подрывали стабильность государства. Чтобы поправить ситуацию, были проведены реформы, которые, правда, не помогли полностью изменить положение. Но они резко ускорили развитие Афин, превратив этот полис в один из самых значительных в Элладе, что со временем позволило ему стать политическим, экономическим и культурным центром греческого мира.

Из книги 100 великих городов мира автора Ионина Надежда

Древние Афины АкропольОлива – священное для греков дерево, дерево жизни. Без него невозможно представить греческие долины, зажатые между горами и морем, да и сами каменистые склоны гор, где оливковые рощи чередуются с виноградниками. Оливы взбираются почти к самым

Из книги Начало Ордынской Руси. После Христа.Троянская война. Основание Рима. автора Носовский Глеб Владимирович

13.6. Раздробленная статуя Афины Никита Хониат, рассказывая о пленении Царь-Града в 1204 году, сообщает следующую интересную подробность. Ещё до взятия города, когда он был окружён врагами, «пьянейшие из городских пьяниц БРОСИЛИСЬ НА СТАТУЮ АФИНЫ, стоявшую на колонне среди

Из книги Оружие времен Античности [Эволюция вооружения Древнего мира] автора Коггинс Джек

АФИНЫ Именно в эту эпоху вторжений, завоеваний и восстаний началось восхождение Афин к пику своего могущества. Когда же оно стало доминирующим государством своего региона, таким, каким оно знакомо нам по многим страницам мировой истории, его литература и изящные

Из книги История Древней Греции автора Андреев Юрий Викторович

1. Афины в VIII–VII вв. до н. э Институты государственности в Аттике стали складываться несколько позже, чем в разных областях Пелопоннеса, но постепенно Афины превратились не только в одно из крупнейших и могущественных государственных образований, но и стали своего рода

Из книги Тайны городов-призраков автора Бацалев Владимир Викторович

Степные Афины Античный историк Геродот родился около 484 года до н. э. в Галикарнасе, одном из древнейших ионийских городов на побережье Малой Азии (ныне это турецкий город Бодрум, расположенный на одноименном полуострове). К этому времени город уже более семидесяти лет

Из книги Неведомая Африка автора Непомнящий Николай Николаевич

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, железо в качестве полезного металла было открыто около 1500 года до н. э. в Азии в регионе между Кавказом и тем, что сейчас называют Малой Азией. К 1300 году до н. э. добыча и обработка руды стали важным занятием у хеттов, живших на

автора Картледж Пол

Из книги История Древней Греции в 11 городах автора Картледж Пол

Из книги Философы Древней Греции автора Брамбо Роберт

Афины 1 В дополнение к более крупным по объему книгам общефилософской, общекультурной и общеисторической тематики, которые перечислены ниже в «Рекомендациях для дальнейшего чтения», особый интерес представляют Life Magazine; The Athenian Agora; Athens and Environs.2 Напомню вам, что первый

Из книги Новое открытие древней Африки автора Дэвидсон Бэзил

Афины в Африке? Согласно общепринятому мнению, люди научились выплавлять железо около 1500 года до н. э. в районе, расположенном к западу от Кавказского хребта.К 1300 году до н. э. выплавка железа уже стала важной отраслью ремесла у хеттов, обитавших в теперешней Анатолии. Тогда

автора Ллевеллин Смит Майкл

«Старые Афины» Афиняне любят вспоминать о «старых Афинах». Существует целая категория ностальгических песен: «Встреча в Афинах», «Афины и снова Афины», исполняемых замечательной Софией Вембо, «Афины в ночи», «Афинское танго», «Прекрасные Афины» и знаменитые «Афины» -

Из книги Афины: история города автора Ллевеллин Смит Майкл

Афины военные Во время хаоса первых двух десятилетий XX века Афины оставались все тем же городом с населением, выросшим с 217 820 человек в 1910 году до 292 991 человека в 1921-м. Премьер-министр Венизелос провел радикальную финансовую реформу, преобразовал силовые структуры,

Из книги Социология невежества автора Штайнзальц Адин

Из книги Сократ: учитель, философ, воин автора Стадничук Борис

Почему Афины? Борьбу греков против персов возглавили два самых сильных греческих государства – Спарта и Афины. Причем спартанцы и от войны пострадали меньше, и считались главными победителями: именно их пехота сокрушила персов в решающей битве при Платеях (479 г.

Из книги Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс автора Селунская Надежда Андреевна

§ 26. Древние Афины Природные условия АттикиАттикой называют область, расположенную на востоке Средней Греции. Это небольшой полуостров, омываемый водами Эгейского моря. Берега его изрезаны множеством бухт. Большую часть Аттики занимают невысокие горы. Почвы в этой

Из книги Книги в огне. История бесконечного уничтожения библиотек автора Поластрон Люсьен

Афины По утверждению Страбона, Аристотель был величайшим собирателем книг на все времена и «научил египетских царей, как организовать библиотеку». Мы видим, что он это сделал очень опосредованно, поскольку первую Александрину организовал ученик его последователя

Древние Афины

Археологическое изучение Афин началось в 30-х годах 19 века, однако раскопки приобрели систематический характер только с образованием в Афинах в 70-80-е годы французской, немецкой и английской археологических школ. Сохранившиеся до наших дней литературные источники и археологический материал помогают воссоздать историю афинского полиса . Основным литературным источником по истории Афин периода формирования государства - «Афинская полития» Аристотеля (4 век до н. э).

Становление Афинского государства

Борьба Тесея с Минотавром

По афинской традиции, полис возник в результате так называемого синойкизма - объединения обособленных родовых общин Аттики вокруг Афинского акрополя (где еще ​​в микенскую эпоху существовало укрепленное поселение и «дворец» в 16 - 13 веках до н. э). Проведение синойкизма древнегреческое предание приписывает полумифическому царю Тесею, сыну Эгея (по традиции, около 13 века до н. э; в действительности же процесс синойкизма протекал на протяжении нескольких столетий с начала 1-го тысячелетия до н. э). Тесею приписывается введение древнейшего строя афинской общины, разделение ее населения на эвпатридов , геоморов и демиургов . Постепенно в руках родовой аристократии (то есть эвпатридов) сосредоточивались крупные земельные наделы, в зависимость от нее попадала большая часть свободного населения (мелких земельных собственников); росла долговая кабала. Несостоятельные должники отвечали перед кредиторами не только своим имуществом, но и личной свободой и свободой членов своей семьи. Долговая кабала служила одним из источников рабства, которое приобретало уже значительное развитие. Наряду с рабами и свободными в Афинах существовал промежуточный слой - так называемые метеки - лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав. Сохранялось и старое разделение демоса на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины девятью архонтами , которые ежегодно избирались из числа аристократов, и ареопагом - советом старейшин, который пополнялся архонтами, уже отбывшими срок полномочий.

Первые реформы. Эпоха Солона

С ростом имущественного неравенства углублялись социально-экономические противоречия и обострялась борьба между родовой аристократией и демосом, добивавшегося уравнение в правах, передела земли, аннулирования долгов и отмены долговой кабалы. В середине 7 века до н. э аристократ Килон предпринял неудачную попытку овладеть властью. Около 621 до н. е. при архонте Драконте были впервые записаны законодательные обычаи, которые несколько ограничили произвол судей-аристократов. В 594-593 до н. е. под давлением демоса Солоном были проведены реформы: они существенно изменили весь строй социально-политической жизни Афин, в результате чего уничтожена долговая кабала, впредь запрещена продажа граждан за долги в рабство, аннулированы поземельные долги (которые тяготели над мелкими земледельцами), установлена ​​свобода завещания, что способствовало развитию частной собственности; учрежден новый государственный орган - Совет четырехсот , осуществлен ряд мероприятий, которые поощряли ремесло и торговлю. Солону приписывается также разделение всех граждан имущественным цензом на 4 разряда, принадлежность к которым стала теперь определять их права и обязанности перед государством. Также Солон реформировал аттический календарь, введя систему октаэтерид. Однако социально-политическая борьба не прекратилась. Реформами были недовольны как крестьяне, не достигшие передела земли, так и родовая знать, утратившая прежнее привилегированное положение.

Афинская демократия

Эпоха Писистрата и Клисфена

Около 560 до н. э. в Афинах состоялся политический переворот: установилась тирания Писистрата , проводившего политику в интересах крестьянства и торгово-ремесленных слоев демоса против родовой знати. При нем Афины добились больших внешнеполитических успехов: распространили свое влияние на ряд островов Эгейского моря , укрепились на обоих берегах Геллеспонта. Афины разрослись, украсились новыми зданиями и статуями. В городе сооружен водопровод. В правление Писистрата и его сыновей приглашались ко двору лучшие поэты. После смерти Писистрата 527 до н. э. власть перешла к его сыновьям Гиппию и Гиппарху, но как и во всей Греции, тирания в Афинах оказалась кратковременной: Гиппарх убит заговорщиками, а Гиппий свергнут в 510 до н. э. Попытка родовой знати захватить власть вызвала в 508 до н. э. восстание демоса, возглавленное Клисфеном . Одержанная победа была закреплена реформами: прежние 4 родовые филы заменены 10 новыми, построенными по территориальному признаку. Созданы новые органы управления: Совет пятисот и коллегия 10 стратегов. В результате реформ Клисфена уничтожены последние пережитки родового строя, завершился процесс становления государства как аппарата господства класса рабовладельцев.

Греко-персидские войны

В греко-персидских войнах (500-449 до н. э) Афинам принадлежала ведущая роль. Они одни из немногих греческих полисов поддержали восстание ионийских городов, одержали блестящую победу над персами под Марафоном (490 до н. э) (см. Марафонская битва), одни из первых вступили в оборонительный союз греческих государств. Битва при Саламине (480 до н. э.), которая стала переломным моментом в ходе войны, состоялась именно по инициативе афинян и, прежде всего, благодаря им и стратегу Фемистоклу завершилась полным разгромом флота персов. Не менее значительной была роль Афин в 479 до н. э. в битве при Платеях и при мысе Микале. В последующие годы Афины, возглавившие Делосский союз (вскоре фактически превратился в Афинскую морскую державу - Афинскую архе), целиком взяли руководство военными действиями в свои руки.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъема. Пирей (гавань Афин) стал местом скрещения торговых путей многих стран древнего мира. На базе развитого ремесла, торговли и мореплавания, в обстановке острой борьбы между олигархическим (возглавляемыми Аристидом, затем Кимоном) и демократическим (возглавляемыми Фемистоклом, позже Эфиальтом и Периклом) группировками в Афинах утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии - Афинской демократии , что достигла наивысшего расцвета в эпоху правления Перикла (стратег в 444/443 - 429 годы до н. э). Верховная власть перешла к Народному собранию, все остальные органы им подчинялись, судопроизводство осуществлялось в суде присяжных - гелиэя - избиравшихся из граждан по жребию. За выполнение государственных обязанностей после избрания устанавливалось вознаграждение из казны, что открывало реальную возможность политической деятельности и перед малообеспеченными гражданами. Был установлен также теорикон - выдача денег гражданам на посещение театра. Увеличенные расходы на все это покрывались за счет налога - фороса , который должны были регулярно выплачивать союзные города, входившие в архе.

Афинская гегемония

На вторую половину 5 века до н. э приходится период величайшего культурного расцвета Афин - так называемый золотой век Перикла . В Афинах жили и творили выдающиеся ученые, художники и поэты, в частности историк Геродот , философ Анаксагор , скульптор Фидий , поэты Эсхил , Софокл , Еврипид , сатирик Аристофан . Политическому и судебному красноречию афинян подражали ораторы всех греческих городов. Язык афинских писателей - аттический диалект - получил повсеместное распространение, стал литературным языком всех эллинов . В Афинах велось огромное строительство: по системе Гипподама Пирей перестроен и соединен так называемыми длинными стенами с городскими укреплениями в единое оборонительное укрепление, было завершено строительство основных сооружений, составивших ансамбль Афинского акрополя - шедевра мировой архитектуры. Храм Парфенон (построен в 447-438 до н. э архитекторами Иктином и Калликратом), статуи работы Фидия и другие произведения афинского изобразительного искусства 5 века служили образцами для многих поколений художников последующих веков.

Пелопоннесская война. Под властью Македонии

План Афин в период наивысшего расцвета - около 430 до н. е., накануне Пелопоннесской войны

Однако «золотой век» продолжался сравнительно недолго. Благополучие афинских граждан базировалось не только на эксплуатации рабов, но и на эксплуатации населения союзных городов, которые порождали постоянные конфликты внутри Афинской архе. Конфликты эти усугублялись безудержным стремлением Афин к расширению сферы своего политического и экономического господства, что привело к столкновениям с другими группировками греческих полисов, в которых преимущество имели олигархические порядки - Пелопоннесским союзом , возглавляемым Спартой. В конечном счете противоречия между этими группировками привели к губительной для всей Греции Пелопоннесской войне (431-404 до н. э) - крупнейшей войне в истории Древней Греции . Потерпев в ней поражение, Афины уже навсегда утратили свое ведущее положение в Греции. В первой половине 4 века до н. э. Афинам время от времени удавалось улучшать свое положение и даже достигать успехов. Так, в ходе Коринфской войны 395-387 до н. э Афинам, в значительной мере на персидские субсидии, удалось возродить свой ​​флот и восстановить укрепления вокруг города (изрыты по условиям капитуляции 404 до н. э). В 378-377 годах до н. э возродился, правда в суженном виде, Афинский морской союз, который просуществовал недолго. После поражения в битве при Херонее в 338 до н. э. в составе антимакедонской коалиции, возглавляемой афинским политическим деятелем Демосфеном , Афины, как и остальные греческие полисы, должны были подчиниться гегемонии Македонии .

Эллинистическая эпоха

В период эллинизма, когда Греция стала ареной борьбы между крупными эллинистическими государствами, положение Афин неоднократно менялось. Были кратковременные периоды, когда им удавалось добиться относительной независимости, в других случаях в Афины вводились македонские гарнизоны. В 146 до н. э., разделив участь всей Греции, Афины подпали под власть Рима ; находясь на положении города-союзника (civitas foederata), они пользовались лишь фиктивной свободой. В 88 до н. э. Афины примкнули к антиримскому движению, поднятому понтийским царем Митридатом VI Евпатором . В 86 до н. э. войско Корнелия Суллы взяло город штурмом и разграбило его. Из уважения к могучему прошлому Афин Сулла сохранил им фиктивную свободу. В 27 до н. э. после образования римской провинции Ахайя , Афины вошли в ее состав. С 3 веке н. э, когда Балканская Греция начала подвергаться вторжениям варваров, Афины пришли в полный упадок.

Планирование и архитектура

Холмы

Холм Ареопаг, современные Афины

  • Ареопаг , то есть холм Ареса - западнее Акрополя, дал свое имя высшему судебному и правительственному совету Древних Афин, который проводил свои заседания на склоне холма.
  • Нимфейон, то есть холм нимф - юго-западнее Ареопага.
  • Пникс - полукруглый холм юго-западнее Ареопага. Здесь первоначально проходили собрания экклесии , которые позже перенесли в театр Диониса.
  • Мусейон, то есть Холм Мусея или Муз, ныне известный как Холм Филопаппу - южнее Пникса и Ареопага.
  • Холм Акрополис.

Акрополь

Первоначально город занимал только верхнюю площадь крутого, доступного только с запада холма Акрополиса, служившего одновременно крепостью, политическим и религиозным центром, ядром всего города. По преданию, пеласги сравняли вершину холма, окружили ее стенами и построили на западной стороне внешнее укрепление с 9 воротами, расположенными друг за другом. Внутри замка жили древние цари Аттики со своими женами. Здесь возвышался древний храм, посвященный Афине Палладе , вместе с которой также почитались Посейдон и Эрехтей (следовательно посвященный ему храм назывался Эрехтейон).

Золотой век Перикла был золотой эпохой и для Афинского акрополя. Прежде всего, Перикл поручил архитектору Иктину на месте старого разрушенного персами Гекатомпедонта (Храм Афины целомудренной) построить новый, более пышный Храм Афины Девы - Парфенон . Великолепие его усиливалось благодаря многочисленным статуям, которыми под руководством Фидия был украшен храм, как снаружи, так и внутри. Немедленно по окончании строительства Парфенона, который служил сокровищницей богов и для празднования Панафиней , в 438 до н. э. Перикл поручил архитектору Мнесиклу сооружение новых великолепных ворот при входе на акрополь - Пропилей (437-432 до н. э). Лестница из мраморных плит, извиваясь, вела по западному склону холма к портике, который состоял из 6 дорических колонн, промежутки между которыми симметрично уменьшались с обеих сторон.

Агора

Часть населения, подвластного владельцам крепости (акрополя), со временем поселилась у подошвы холма, главным образом на южной и юго-восточной его стороне. Именно здесь находились древнейшие святилища города, в частности посвященные Олимпийскому Зевсу , Аполлону , Дионису . Затем появились поселения по склонам, которые тянутся к западу от Акрополя. Нижний город расширился еще больше, когда вследствие объединения различных частей, на которые в древнейшие времена разделялась Аттика, в одно политическое целое (предание приписывает это Тесею), Афины стали столицей объединенного государства. Постепенно в течение последующих столетий город заселялся также и с северной стороны Акрополя. Здесь преимущественно селились ремесленники, а именно члены уважаемого и многочисленного в Афинах класса гончаров, следовательно, значительный квартал города к востоку от Акрополя получил название Керамик (то есть квартал гончаров).

Наконец в эпоху Писистрата и его сыновей был сооружен алтарь 12 богам в южной части новой Агоры (рынка), что располагалась у северо-западной подошвы Акрополя. Причем от Агоры измерялись расстояния всех местностей, соединенных дорогами с городом. Писистрат также начал строительство в нижнем городе колоссального Храма Зевса Олимпийского к востоку от Акрополя, а на самой высокой точке холма Акрополис - Храма Афины целомудренной (Гекатомпедонт).

Ворота

Среди основных въездных афинских ворот были:

  • на западе: Дипилонские ворота, ведущие из центра района Керамик к Академии. Ворота считались священными, поскольку от них начинался священный Элефсинский путь. Ворота рыцаря находились между Холмом нимф и Пниксом. Пирейские ворота - между Пниксом и Мусейоном, вели к проезжей дороге между длинными стенами , которые в свою очередь вели к Пирею. Милетские ворота названы так потому, что вели к дему Милет в пределах Афин (не путать с полисом Милет).
  • на юге: ворота мертвецов находились вблизи холма Мусейон. С Итонийских ворот на берегу реки Илиссос начиналась дорога на Фалирон.
  • на востоке: ворота Диохара вела к Ликею. Диомейские ворота получила такое название, поскольку вели к дему Диомею, а также холму Киносаргу.
  • на севере: Акарнийские ворота вели к дему Акарнею.

Районы

Храм Зевса Олимпийского, наши дни

  • Внутренний Керамик , или «Квартал гончаров».
  • Дем Милет в западной части города, южнее Внутреннего Керамика.
  • Дем Гиппий Колонос - считался наиболее аристократическим среди всех демов полиса Древних Афин.
  • Дем Скамбониде в северной части города и восточнее Внутреннего Керамика.
  • Коллитос - южный район города, лежал южнее Акрополя.
  • Коеле - район на юго-западе города.
  • Лимна - район к востоку от дема Милет и района Коллитос, занимал территорию между Акрополем и рекой Илиссос.
  • Диомея - район в восточной части города, рядом с Диомейскими воротами и Киносаргом.
  • Агре - район южнее Диомеи.

Пригород

  • Внешний Керамик располагался на северо-запад от города, считался лучшим пригородом Афин. Здесь хоронили афинян, павших в войне, а в дальнем конце района существовала Академия на расстоянии 6 стадий от города.
  • Киносарг располагался восточнее города, напротив реки Илиссос, граничил с Диомейскими воротами и гимназией, посвященной Гераклу, в которой учил киник Антисфен.
  • Ликей - располагался восточнее города. В этом районе существовала гимназия, посвященная Аполлону Ликейскому, известная тем, что там учил своих учеников Аристотель.

Улицы

Среди наиболее важных улиц Афин были:

  • Улица Пирея, которая вела от пирейских ворот к Афинской агоре.
  • Панафинейский путь вел от Дипилонских ворот через агору к Афинскому акрополю. Панафинейским путем происходило торжественное шествие во время Панафинейских праздников.
  • Улица Тренога располагалась восточнее Акрополя.

Общественные здания

  • Храмы. Из них наиболее важное значение имел Олимпейон, или Храм Зевса Олимпийского, расположенный юго-восточнее Акрополя, вблизи реки Илиссос и фонтана Каллирое. Среди других храмов Афин: Храм Гефеста - расположен к западу от агоры; Храм Ареса - на севере агоры; Метроон, или храм Матери богов - на западной стороне агоры. Кроме этих основных существовало множество меньших храмов во всех районах города.
  • Булефтерион был возведен в западной части агоры.
  • Толос - округлое здание вблизи Булефтериона, построенное в 470 до н. э Кимоном, который был избран в Совет пятисот . В Толосе члены совета питались, а также осуществляли приношение жертв.

Стадион Панатинаикос, современный вид

  • Стоа - открытые колоннады, использовались афинянами в качестве места отдыха в разгар дня, их было несколько в Афинах.
  • Театры . Самым первым театром в Афинах был театр Диониса на юго-восточном склоне Акрополя, долгое время он оставался крупнейшим театром афинского государства. Кроме того, существовал Одеон для участия в конкурсах по вокалу и исполнения инструментальной музыки.
  • Стадион Панатинаикос располагался на берегу реки Илиссос в районе Агре, здесь проводились спортивные события Панафинейских праздников . На стадионе Панатинаикос состоялись Первые Олимпийские игры современности в 1896 году.

Источники

  • Бузескул В. П. , Афинская политией Аристотеля как источник для истории государственного строя Афин до конца V в., Хар., 1995;
  • Жебелева С. А. , Из истории Афин (229-31 года до н. э.), СПБ. 1898;
  • Колобова К. М. , Древний город Афины и его памятники, Л., 1961;
  • Зельин К. К. , Борьба политических группировок в Аттике в VI в. до н. э., М., 1964;
  • Доватур А. , Политика и политии Аристотеля, М.-Л., 1965;
  • Ferguson W. S. , Hellenistic Athens, L., 1911;
  • Day J. , An economic history of Athens under Roman domination, N. Y., 1942.

Афины – город, названный в честь Афины Паллады, богини мудрости и справедливой войны. Географическое расположение: Центральная Греция, полуостров Аттика. Современные Афины – это культурно-экономический административный центр Греции, в котором проживают более 750000 жителей (2003).

Еще в древности Афины были крупнейшим городом-государством в Аттике, наследие которого имеет огромное значения в современном мире. Древние Афины – родина демократии, различных направлений философии и искусства театра. По сообщениям историков, первые записи датируются 1600-1200 гг. до. н.э. (микенская эпоха). Археологические исследования Афин начались в 30-х годах 19 века и имели непостоянный характер, и лишь в 70-80 гг. раскопки приняли систематический подход. В ходе исследований было обнаружено множество исторических ценностей.

Достопримечательности Афин

Акрополь и Парфенон

Главные достопримечательности Афин – Акрополь и Парфенон, которые находятся на 156-метровом скалистом холме. В античные времена эти места использовались под строительство храмов, посвященных великим греческим богам, а также подтверждали статус Афин как красивейшего города, центра культуры и искусства. Сегодня Акрополь и Парфенон – это место обязательного посещения миллионов туристов, которые прибывают в Афины.

Театр Диониса

На орхестре Театра Диониса были даны премьеры произведений Аристофана, Софокла, Эсхила и Еврипида. Найти это античное здание совсем не сложно: театр располагается на юго-восточном склоне холма Акрополя.

Храм Зевса

Храм Зевса Олимпийского (Олимпион) находится в самом центре Афин. В Древней Греции это был самый большой храм. Благодаря своему расположению, Олимпион прекрасно видно с Акрополя.
Время работы: Вт – Вскр: 8:30 – 15:00. Пн: выходной

Национальный Археологический музей

Национальный Археологический музей, собраший в своих стенах огромную коллекцию экспонатов, находится в центре Афин. Экспозиция настолько обширна, что на осмотр придется потратить несколько часов. Для удобства посетителей залы в музее расположены в хронологическом порядке: от Микенского периода и Кикладской культуры, охватывающих древний период, и до наших дней.
Время работы:
Лето: Пн: 12.30 – 19.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00
Зима: Пн: 10.30- 17.00; Вт – Пт: 8.00 – 19.00; Сб, Вскр: 8.30 – 15.00

Одним из самых увлекательных мест при посещении Афин является Храм Посейдона на мысе Сунион, который в древние времена был ориентиром для мореплавателей. Мыс Сунион известен красивыми закатами, окрашивающими небо в удивительные ярко-красные цвета. Добраться до этого места можно, арендовав автомобиль, или на междугороднем автобусе Афины-Сунион. И не забудьте загадать желание на закате у подножия храма, говорят, что оно обязательно исполнится.

Отдыхая в Греции, многочисленные туристы стремятся в Афины, чтобы насладиться широким спектром экскурсионных программ. Экскурсию можно заказать непосредственно у туроператора или найти частного гида. Одни из самых привлекательных экскурсий – это посещение Акрополя и старого города, обзорная экскурсия по Афинам, экскурсия в Арголиду из Афин, ночные Афины. Огромное количество экскурсий не оставят равнодушными даже самого привередливого туриста – каждый найдет для себя самое интересное и познавательное.

Отели Афин

Как любой другой мегаполис Афины имеет огромное количество отелей самых разных ценовых категорий. Можно найти как совсем бюджетный вариант для проживания, так и подобрать для отдыха в Афинах шикарный пятизвездочный отель, расположенный прямо на берегу моря. Причем, согласно исследованиям портала Hotels.com, признаны самыми доступными в Европе. Средняя стоимость проживания составляет не более 2500 рублей за сутки с человека.

  • Ок. 508 г. до н. э. — в Афинах побеждает демократия.
  • 461-429 гг. до н. э. — эпоха Перикла в Афинах.
  • 447-438 гг. до н. э. — строительство Парфенона.
  • 431-404 гг. до н. э. — Пелопоннесская война.

Древние Афины первыми из многочисленных городов-государств призвали к объединению сил для совместной защиты от новых вторжений Персии после греко-персидских войн. Для этого здесь был построен мощный флот.

В Афинах все мужчины-граждане могли высказаться о том, как следует управлять городом. Каждые десять дней они встречались, чтобы обсудить новые законы и голосованием принять решения. Этот тип правления называется демократией , что означает «власть народа». Женщины, иностранцы и рабы к голосованию не допускались.

Афинские храмы

Греки возводили величественные храмы из ослепительно белого мрамора. У большинства храмов крыши были треугольной формы и покоились на рядах колонн. Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский.

Афинская агора

Афинская агора — центральная площадь и рынок в центре Афин. Она находится у подножья холма, который носит название Акрополь. Дорога, ведущая на Акрополь, называется «священный путь». На вершине холма находился храм Афины, богини мудрости и войны, который назывался Парфенон. Через главные ворота храма проходили религиозные шествия.

Мужчины ходили на агору, чтобы встречаться с друзьями. Мужчины же обычно и делали покупки на рынке. Люди со всей Греции приезжали в Афины, чтобы приобрести в агоре керамическую посуду. Жители из других городов могли поменять свои деньги у трапезита. Жонглеры на рынке развлекали толпу.

На рынке в афинской агоре продавался широкий спектр товаров. На прилавках продавали шерсть и льняную ткань, глиняные светильники, цветы, оливковое масло для светильников и даже рабы. В здании, носящем название «стоя», находились лавки. В них продавали золото, пряности и шелк. Продавалась в агоре и пища: горячая еда , мясо, фрукты и овощи, мёд для приготовления сладких блюд, яйца , сыр. Мясо во время продажи выкладывали на мраморную плиту, поддерживающую его охлажденным. Материал с сайта

Греческие мыслители задавались вопросом о смысле человеческого бытия. Два наиболее знаменитых философа, Сократ и Платон, жили в Афинах. Ученые пытались объяснить устройство мира. Они изучали растения , животных , человеческое тело, Солнце и звезды . Такие ученые, как Пифагор, открыли законы, которые по сей день применяют в математике. Грек по имени Геродот написал первую достоверную книгу по истории . Она была посвящена греко-персидским войнам.

Картинки (фото, рисунки)

  • Перикл
  • Греческие воины. Роспись на вазе
  • Рынок (агора) в центре Афин
  • Парфенон в Афинах - типичный греческий храм
  • Политик, произносящий речь перед афинскими гражданами
  • Греки применяли при строительстве колонны трех разных ордеров: дорический, ионический, коринфский
  • Платон
  • Сократ
  • Рукопись, содержащая известную теорему Пифагора
  • Геродот расспрашивает ветеранов греко­-персидских войн

Афины (Греция) - самая подробная информация о городе с фото. Главные достопримечательности Афин с описанием, путеводители и карты.

Город Афины (Греция)


Общественный транспорт Афин представлен метро, пригородными поездами, трамваями, троллейбусами и автобусами. На всех видах транспорта действует единый билет. Метро имеет три линии: М1 (зелёная) - соединяет порт и северные пригорода через центр города, М2 (красная) - соединяет западные и южные Афины, М3 (синяя) - соединяет юго-западные пригороды с северными пригородами и аэропортом.

Достопримечательности

Самой известной достопримечательностью Афин является священный холм - Акрополь. Здесь расположены поразительные античные руины древних храмов, которые символизируют расцвет греческой цивилизации.


Акрополь имеет высоту 156 метров и заметен почти отовсюду. В древности здесь располагался царский дворец, величественные храмы богам, предметы культа и многочисленные скульптуры. Большинство главных сооружений Акрополя были построены в эпоху правления Перикла (5 век до н.э.) в период расцвета Афин.


Самой известной достопримечательностью Акрополя является великолепный Парфенон, который, несмотря на время, является одним из самых хорошо сохранившихся древнегреческих сооружений Афин. Парфенон считается крупнейшим храмом классического периода Древней Греции и посвящён Афродите. Он был завершён в 438 году до н.э. Храм известен монументальными дорическими колоннами и был украшен многочисленными скульптурами.


Среди древних руин Акрополя выделяется храм Ники Аптерос, построенный в 427-424 годах до н.э. и посвящённый Афине-Победительнице, пропилеи (главный вход, образованный колоннами и портиками), Эрехтейон, храм построенный между 421-406 годами до н.э. и посвящённый Афине, Посейдону и царю Эрехтею.


Все сооружения и руины Акрополя:

  1. Гекатомпедон.
  2. Статуя Афины Промахос.
  3. Пропилеи.
  4. Элевсинион.
  5. Бравронейон.
  6. Халькотека.
  7. Пандросейон.
  8. Аррефорион.
  9. Афинский алтарь.
  10. Святилище Зевса Полиея.
  11. Святилище Пандиона.
  12. Одеон Герода Аттического.
  13. Стоя Эвмена.
  14. Асклепион.
  15. Одеон Перикла.
  16. Теменос Диониса.
  17. Святилище Аглавры.

В 300 метрах расположен музей Акрополя, который является одним из самых важных современных зданий Афин и построен из стали, стекла и бетона. Здесь хранятся бесценные находки и древности, которые нашли здесь при раскопках.


От Акрополя в город ведёт археологический путь, на котором можно увидеть другие древности Афин, которые относятся к разным периодам и культурам. Так, у подножия холма, расположены руины Олимпиона, храма посвящённого Зевсу. Это было самое большое сооружение Древней Греции. Его начали строить в 6 веке до н.э. и закончили только во 2 веке н.э. при римском императоре Адриане. Более сотни огромных мраморных колонн когда-то поддерживали грандиозное святилище. До нашего времени сохранилось всего 15 из них.


Театр Диониса расположен на южной стороне Акрополя и считается древнейшим сооружением такого типа в Греции. На этой сцене были представлены многие из самых известных древнегреческих комедий и трагедий. Театр, первоначально построенный как храм, датируется 6 веком до н.э. Он был посвящен Дионису, богу веселья и вина, и мог вмещать 17 000 человек.


Древняя Агора была рынком и центром повседневной жизни в древних Афинах. Большинство сохранившихся руин относятся к римскому периоду и датируются 1 веком н.э. Агора была окружена колоннадами и колоннами. Здесь также проводились спортивные мероприятия и театральные представления. Восточнее расположена 12-метровая башня Ветра.

Отличный вид на Агору открывается с северной стены Акрополя.


Арка Адриана

Арка Адриана была построена в 131 году н.э. и символизирует вход в древний город. Недалеко от западного склона Акрополя расположен холм Пникс. Здесь граждане Афин могли реализовать свои демократические права. К юго-западу от афинского Акрополя расположен холм Филопаппа, который был известен как холм Муз и сохранил несколько древних руин. Также здесь расположена крошечная византийская часовня 12-го века с фресками 18 века.


Ядром исторического центра Афин является район Плака, расположенный на восточной стороне Акрополя. Этот район был заселён с древнейших времён. Сейчас он представляет собой лабиринт узких цветущих живописных улочек с традиционными домами 19 века. Плака славится своей провинциальной атмосферой (иногда даже не верится, что это центр шумного мегаполиса), симпатичными ресторанчиками и историческими церквями.


От Плаки афинские улочки приведут на площадь Монастираки, которая является одной из центральных площадей старых Афин с узкими улочками и небольшими зданиями. На площади проводится традиционный базар (Yousouroum). Монастираки является популярным торговым районом, где расположено более 2000 самых разнообразных магазинов.

Анафиотика - еще один атмосферный деревенский квартал Афин, расположенный к северу от Акрополя. Здесь туристы могут насладиться традиционной греческой едой и прогулкой по извилистым улочкам в кикладском стиле. Анафиотика была построена в 60-х годах 19 века.


Одеон Герода - древнеримский театр, построенный во 2 столетии н.э. на крутых склонах Акрополя Геродом Аттиком в память о своей жене. Театр вмещал 6000 зрителей и был восстановлен в 1950-х годах.


Олимпийский стадион был построен в 19 веке для первой современной Олимпиады. Он вмещает 50 000 зрителей и является крупнейшим спортивным сооружением, выполненном полностью из мрамора. Первый стадион на этом месте был построен в 3 веке до н.э. и перестроен в 144 году. В древние времена на стадионе проводился религиозный фестиваль, посвященный богине Афине каждые четыре года.


Церковь Богородицы Капникареи - великолепный пример византийской архитектуры 11-го века. Церковь расположена на одной из центральных улиц Афин - Эрму.


Церковь Святых Апостолов - религиозное сооружение 10-го века на месте древней Агоры, построенное в типичном византийском стиле. Внутри купол украшен оригинальными фресками. Также сохранилась значительная часть древнего иконостаса 11-го века.


Площадь Синтагматос - центральная площадь современных Афин. Перед зданием греческого парламента стоит президентская гвардия в национальных костюмах. Смена гвардии происходит перед монументом Неизвестному солдату в 11 утра ежедневно.

  • Национальный археологический музей - один из самых больших музеев Греции, который имеет одну из крупнейших экспозиций Античности в мире. Здание площадью 8 000 квадратных метров включает 11 000 экспонатов.
  • Византийский музей - более 25 000 экспонатов, представляющих собой сокровищницу религиозных артефактов византийского периода, а также произведения раннехристианского, средневекового и поствизантийского искусства.
  • Музей кикладского искусства - древние экспонаты, найденные на Кикладских островах и Кипре.