Склонность к риску и готовность к изменениям подростков с различным уровнем лидерского потенциала. Склонность к риску и стрессоустойчивость как факторы успешного выполнения боевой задачи спасателями-пожарными

30.09.2019
  • Тема 2. Систематизация и классификация хозяйственных рисков
  • 2.1. Расширенная систематизация хозяйственных рисков
  • 2.2. Классификация хозяйственных рисков
  • Тема 3. Рискообразующие факторы
  • 3.1. Понятие фактора риска. Факторы внешней и внутренней среды
  • 3.2. Среда прямого и косвенного воздействия на предпринимательскую структуру
  • 3.3.Факторы внешней среды
  • 3.4. Рейтинг странового риска
  • Тема 4. Методы выявления и оценки рискообразующих факторов
  • 4.1. Характеристика методов выявления хозяйственных рисков
  • 4.2.Факторы внутренней среды предприятия
  • 4.3. Оценка профиля внешней среды. Профиль фирмы
  • 4.4. Комбинация возможностей, угроз, сильных и слабых сторон. Swot-анализ
  • 5. Влияние на риск этапов жизненного цикла предприятия5.1. Этапы модели жизненного цикла предприятий
  • 5.2. Характеристика эксплерентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразуюицих факторов на этом этапе
  • 5.3. Характеристика патиентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.4. Характеристика виолентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.5.Характеристика комутантного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • 5.6. Характеристика леталентного этапа жизненного цикла предприятия и анализ рискообразующих факторов на этом этапе
  • Оценка хозяйственных рисков
  • 6. Зоны риска
  • 6. 1. Риск как опасность потерь. Разновидности возможных потерь
  • 6.2. Схема зон риска
  • 6.3. Кривая риска и ее характерные точки
  • 7. Количественная оценка риска
  • 7.1.Абсолютная и относительная оценки риска. Кривая распределения вероятностей достижения определенного уровня прибыли или убытка
  • 7.2.Возможность количественной оценки риска
  • 7.3.Методы исчисления коэффициента риска.
  • 7.4.Показатели математической статистики, используемые для оценки риска (математическое ожидание, дисперсия, коэффициент вариации)
  • 7.5. Кривая Лоренца и коэффициент Джинни
  • 7.6.Шкала риска
  • 8. Риск-менеджмент
  • 8.1. Особенности процесса управления хозяйственными рисками
  • 8.2. Функции подсистемы управления хозяйственными рисками
  • 8.3. Процедуры принятия решений и алгоритм управления уровнем хозяйственного риска в производственной деятельности предприятия
  • 8.4. Организация управления хозяйственным риском на производственном предприятии
  • 8.5. Склонность к риску
  • 8.6. Эвристические правила для принятия решений в условиях риска
  • 9. Методы минимизации хозяйственных рисков
  • 9.1. Классификация методов снижения хозяйственных рисков
  • 9.2. Методы уклонения
  • 9.3. Методы локализации
  • 9.4. Методы диссипации
  • 9.5. Методы компенсации
  • 10. Оценка эффективности методов управления риском
  • 10.1. Общие подходы к оценке эффективности методов управления риском
  • 10.2. Экономические критерии оценки эффективности управления риском
  • 10.3. Анализ экономической эффективности страхования и самострахования
  • 11.1. Методы анализа рисков: исторический, статистико-экономический, монографический, экспериментальный, расчетно-конструктивный, абстрактно-логический
  • 11.2. Классификация ошибок персонала в ситуациях риска
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску
  • 11.4. Формы создаваемых бизнес-структур
  • Комплекс мер по недопущению или устранению конфликтных ситуаций при силовых отношениях
  • Тема 12. Становление и развитие адаптивного к риску механизма хозяйствования
  • 12. 1. Стратегии управления рисками, связанными с чрезвычайными ситуациями природного, техногенного и экологического характера
  • 12.2. Стратегии риск-менеджмента по осуществлению эффективной деятельности предприятия
  • 12.3.План преодоления кризисных ситуаций
  • Тема 13. Страхование – важнейший прием риск - менеджмента
  • 13.1. Содержание и виды страхования рисков. Необходимость и основные задачи актуарных расчетов
  • 13. 2. Сдерживающие факторы при страховании хозяйственных рисков
  • 13.3. Передача риска без страхования
  • 13.4. Способы резервирования средств для покрытия возможных убытков
  • Тема 14. Страхование и управление рисками в разных странах
  • 14.1. Образцы руководства по управлению рисками в зарубежных организационно-правовых структурах
  • 14.2. Национальные страховые рынки
  • 14.3. Программа управления рисками в мировом масштабе
  • 14.4. Международные стратегии по страхованию и управлению рисками
  • 4.2. Глоссарий терминов (основных понятий) по темам дисциплины
  • 11.3. Типы людей по склонности человека к риску

    Изучение общих критериев и методов достижения успешной деятельности менеджеров и предпринимателей свидетельствует, что качественный уровень личности, способной к рациональной хозяйственной деятельности, складывается из трех необходимых компонентов: общих способностей, специфических профессиональных навыков и индивидуальных различий, позволяющих определить типы предприимчивых людей. При этом важно учитывать индивидуальные особенности менеджера:

      практичность ума – способность применять знания на практике, умение обобщать и использовать прошлый опыт в конкретной ситуации;

      глубина ума – способность доходить до сущности явлений, процессов, раскрывать их причины и следствия, определять главное;

      общительность – открытость для других, готовность общаться, потребность иметь контакты с людьми;

      активность – умение действовать энергично, напористо при решении практических задач;

      инициативность – особое творческое проявление активности, выдвижение идей, предложений, энергичность, предприимчивость;

      настойчивость – проявление силы воли, упорства, умение доводить дело до конца;

      самообладание – способность контролировать свои чувства, поведение в сложных ситуациях;

      работоспособность – выносливость, способность выдерживать напряженный темп работы длительное время;

      наблюдательность – умение видеть главное, сохранить в памяти важнейшие моменты из происходящего;

      организованность – сила воли подчинить себя необходимому режиму, постоянно планировать свою деятельность, проявлять последовательность, собранность;

      самостоятельность – умение самому находить пути достижения поставленных целей, брать на себя ответственность при выполнении ключевых задач.

    Специальными исследованиями установлено, что более высокий уровень образования менеджеров увеличивает склонность к риску. Однако их повседневная деятельность направлена на оправданный риск. Высокая профессиональная подготовленность, знание конъюнктуры рынка позволяют данной категории работников добиваться в большинстве случаев высоких конечных результатов.

    По склонности человека к риску выделяют четыре типа людей.

    Первый тип – это люди так называемого практического склада. Прежде чем рисковать, они просчитывают возможные варианты действий и следующие за ними события и готовы нести ответственность за принятое решение.

    Второй тип несколько похож на первый своей активностью и инициативностью. Однако люди этого типа не столь эмоционально устойчивы, хотя рискуя, они также подвергают анализу возможные альтернативы и последствия при их осуществлении. Их отличает наличие потребности в риске. Если эта потребность не реализуется в профессиональной деятельности, то это выливается в хобби, связанное с неопределенностью и риском.

    Третий тип - люди, испытывающие потребность в рискованных действиях. В случае удачи могут преуспевать, но даже в случае неудач идут по жизни, не принимая их близко к сердцу.

    Люди четвертого типа рискуют для достижения собственных целей. Иногда в основе их рискованных поступков лежит стремление получить желаемое любым путем: агрессия, эгоизм.

    Таким образом, роль личностного фактора в обеспечении высокоэффективного и безопасного труда существенна.

    Согласно существующим психологическим концепциям хозяйственной деятельности, мотив и цель образуют своеобразный вектор поведения индивида, определяющий направление его деятельности. Вектор "мотив – цель" выступает высшим регулятором любого вида хозяйствования.

    Сильными мотивирующими факторами выступают страх и жадность. В бизнесе страх может заставить предпринимателя тщательно изучить все возможные риски, прежде чем он возьмется за решение какого-либо дела. Ведущим побудительным мотивом для предпринимателя служит получение прибыли для расширения своего дела, развития фирмы и стимулирования занятых работников. Однако, как свидетельствует зарубежный опыт, это не определяющий мотив. Он заранее обусловлен, ибо без получения прибыли предприниматель не сможет осуществлять свое дело. Наиболее существенными мотивами при организации собственного дела являются стремление человека улучшить свое экономическое, материальное и социальное положение в обществе. Среди других мотивов предпринимательской деятельности следует отметить возможность самовыражения личности, возможность заниматься приносящим выгоду обществу видом деятельности.

    Менеджер, формируя команду исполнителей, создает оперативную систему управления персоналом. При этом важно исследовать основные направления мотивации работников с целью реализации стратегической миссии (предпочтения) фирмы.

    Общеизвестно, что открывая фирму, каждый мечтает получить наибольшую выгоду. Однако на пути достижения наивысшей прибыли по закону, который действует в коммерческом мире, возникает риск понести и значительные потери, оказаться банкротом. Поэтому как у предпринимателя, так и у группы работников в зависимости от предрасположенности к рискованной деятельности могут возникать противоположные мотивации от максимизирующих устремлений до предпочтения покоя, наличия свободного времени. Способность персонала эффективно вести порученное дело, активно выполнять свои функциональные обязанности, рисковать в допустимых пределах разумного – все это важно учитывать при подборе кадров.

    При наличии достаточного количества информации, позволяющей определить, какие по величине коэффициенты риска сопутствуют реальной экономической деятельности, можно построить шкалу возможного поведения лиц в рискованных ситуациях (рис.).

    Рис. Шкала возможного рискованного поведения на условных данных

    Например, поведение предпринимателя, ориентированного на неоправданный риск, обычно определяется желанием получить сверхприбыль сомнительными методами (обманом покупателей, невыполнением обязательств с посредниками по коммерческой сделке). Это тип авантюриста, который руководствуется принципом "авось, пронесет". Предприниматели этого типа, как правило, имеют слабую профессиональную подготовку и слишком большую самоуверенность. Отличительной чертой порядочных и опытных работников является наличие у них стереотипов поведения, позволяющих совершать сравнительно небольшое число ошибок.

    Учитывая, что большая часть всех аварий и катастроф эргатических систем связана с действиями операторов (до 90%), вполне оправданным является особое внимание к рассмотрению вопроса о склонности к риску как личного фактора безопасности, а точнее говоря, как фактора угрозы для безопасности эргатических систем. Для правильного понимания этого вопроса следует различать три понятия: риск как характеристика ситуации, склонность к риску как устойчивая (надситуационная) черта личности и готовность к риску как умение принимать верные решения в ситуациях риска.

    Для операторской деятельности в эргатических системах типичны и даже неизбежны ситуации риска, в которых выполнение профессиональных задач зависит не только от правильности действий операторов, но и от случая. Это прежде всего ситуации неопределенности, которые не поддаются однозначной оценке и вынуждают операторов осуществлять выбор из ряда альтернативных действий, из которых хотя бы одно может привести к неблагоприятному исходу.

    Склонность к риску как черта личности выражает стремление человека подвергаться опасности, получая при этом острые переживания и ощущения. Выраженность склонности к риску связана с сочетанием таких личностных особенностей, как импульсивность, экстраверсия, эмоциональная стабильность, отношение к комфорту, тревожность, экстернальность и др. Мерой склонности к риску может служить рискованность, понимаемая как свойство познавательных стратегий, способов выхода из ситуаций неопределенности .

    Готовность к риску основывается на приобретенных умениях осуществлять верные оценки, принимать и реализовывать правильные решения в ситуациях неопределенности.

    Рассматривая склонность к риску как личный фактор угрозы для безопасности эргатических систем, следует избегать упрощенных выводов. Склонность к риску может основываться не только на желаниях насладиться переживаниями опасности и удовлетворить самолюбие, но и на осознанном стремлении к расширению границ своих профессиональных возможностей и переживаниям победы над опасностью. В этой связи встает вопрос об оправданности проявления склонности к риску в операторской деятельности, о той невидимой границе между оправданным и неоправданным поведением в ситуации риска. Ответ на этот вопрос можно найти в размышлениях известного летчика-испытателя Ю. А. Гарнаева: "Мне часто задают вопрос: насколько рискованна работа летчика-испытателя? Что можно сказать по этому поводу? Авиация, особенно новая, – дело строгое. В той или иной степени каждый полет несет в себе элемент риска, хотя из ста полетов девяносто девять, как правило, проходят без приключений.

    Главное не в этом. Летчики-испытатели вовсе не искатели приключений, и летают они не ради риска, а борясь с ним, чтобы не пришлось потом при массовой эксплуатации самолета рисковать другими летчиками. Риск только тогда имеет право на существование, когда он необходим обществу, для которого мы живем и работаем. Всякий другой риск бессмыслен и аморален" .

    Здесь четко обозначен критерий, который определяет границу между оправданным и неоправданным риском профессионального поведения в ситуациях неопределенности: оправдан лишь тот риск, который сообразуется с общественно значимыми целями профессии, а не тот, который порождается индивидуалистическими стремлениями.

    Таким образом, склонность к риску может иметь разнонаправленное влияние на безопасность эргатических систем в зависимости от приоритетности профессиональных целей, а также от уровня готовности операторов к риску.

    Методика «Готовность к риску» (RSK) Шуберта

    Методика направлена на выявление оценки своей смелости, готовности к риску.

    2 – полностью согласен, безусловное «да»;

    1 – скорее «да», чем «нет»;

    О – ни «да», ни «нет»;

    – 1 – скорее «нет», чем «да»,

    – 2 – совершенно не согласен, безусловное «нет».

    Вопросы теста (некоторые вопросы оригинального текста заменены на сходные по смыслу, но более отвечающие специфике жизни в России):

    1. Превысили бы вы скорость, установленную ГИБДД, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?

    2. Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?

    3. Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?

    4. Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона при скорости более 100 км/ч?

    5. Прыгнули бы вы в воду с 5-метровой вышки?

    6. Стали бы вы первым переходить очень холодную реку?

    7. Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он вернет вам деньги?

    8. Вошли бы вы вместе с укротителем в клетку со львами при заверениях, что это безопасно?

    9. Могли бы вы залезть на высокую фабричную трубу?

    10. Могли бы вы, не умея управлять парусной лодкой, отправиться на ней на прогулку?

    11. Рискнули бы вы схватить за узду мчащуюся лошадь?

    12. Могли бы вы скатиться на лыжах с очень крутой горы?

    13. Могли бы вы совершить ради интереса прыжок с парашютом?

    14. Могли бы вы часто ездить на транспорте «зайцем»?

    15. Поехали бы вы на машине, если бы ее вел человек, недавно попавший по своей вине в аварию?

    16. Могли бы вы спрыгнуть на пожарный тент с третьего этажа?

    17. Могли бы вы пойти на опасную операцию, чтобы избавиться от тяжелой болезни?

    18. Могли бы вы спрыгнуть с подножки поезда, идущего со скоростью 50 км/ч?

    19. Могли бы вы зайти в переполненный лифт, зная, что из-за перегрузки лифт может надолго застрять между этажами?

    20. Могли бы вы перебежать улицу на красный свет, если невдалеке стоит милиционер, а вам нужно сесть на подходящий к остановке автобус?

    21. Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за нее хорошо заплатили?

    22. Могли бы вы войти во двор дома, несмотря на надпись: «Осторожно, злая собака»?

    23. Согласны ли вы с утверждением, что «риск – благородное дело»?

    24. Хватает ли у вас духу возражать начальству?

    25. Посадили бы вы к себе в машину незнакомых мужчин, «голосующих» на дороге?

    Обработка результатов. Подсчитывается сумма баллов с учетом знака («+» или «-»).

    Выводы. Если опрашиваемый набирает менее 20 баллов, он отличается слишком большой осторожностью, если от -10 до +10 баллов – средней осторожностью, а свыше +20 баллов – большой склонностью к риску, смелостью.

    Тест «Способны ли вы идти на оправданный риск?»

    Тест взят из американского журнала «Forchun» и касается в первую очередь риска в инвестировании средств в различные проекты и ценные бумаги (цит. по: Щебетенко А. И., 1995).

    Инструкция. Выберите тот ответ на каждый вопрос, который соответствует вашим наклонностям.

    Текст опросника:

    1. Вы являетесь победителем телевизионной игры-шоу. Какой приз вы себе выберете:

    а) $2 тыс. наличными;

    б) пятидесятипроцентный шанс в дальнейшем выиграть $4 тыс.;

    в) двадцатипроцентный шанс выиграть $10 тыс.;

    г) двухпроцентный шанс выиграть $100 тыс.

    2. Вы проиграли в покер $500. Сколько бы вы поставили на игру, чтобы отыграть свои $500:

    а) более $500;

    д) ничего, вы решили смириться с проигрышем сразу же?

    3. Месяц спустя после вашей покупки акций их курс неожиданно поднялся на 15%. Что вы будете делать, не имея дополнительной информации:

    а) буду держать эти акции без дополнительных приобретений или продаж;

    б) продам их и получу разницу;

    в) куплю еще больше этих же акций, возможно, их курс еще больше возрастет.

    4. Курс ваших акций стал неожиданно падать через месяц после их приобретения. Но основные показатели корпорации, акции которой вы купили, выглядят убедительно. Что вы будете делать:

    а) куплю еще; если эти акции выглядели привлекательно при прежней цене, то при более низкой они стали еще более выгодными;

    б) буду держать только эти акции и подожду, пока цена вернется к прежнему уровню;

    в) продам их, чтобы избежать еще больших потерь.

    5. Вы являетесь ведущим специалистом в только что образовавшейся компании. Вы можете выбрать способ получения ежегодных премиальных; какой из предложенных способов вы выберете:

    а) $1500 наличными;

    б) вместо наличных возьму опшион (документ, дающий право на приобретение новых акций) на приобретение в качестве премии акций компании, которые могут принести мне дивиденды в $15 тыс. в следующем году, если компания будет преуспевать (но эти акции ничего не принесут, если компания потерпит неудачу).

    Обработка результатов. По ключу определите количество баллов за отмеченные вами варианты ответов и суммируйте их. Полученную сумму разделите на 30 и умножьте на 100%.

    Диагноз. Чем больше сумма набранных вами баллов, перечисленных в проценты, тем выше ваша склонность к риску. Если вы набрали от 81 до 100%, то у вас очень высокая склонность к риску, от 61 до 80 – высокая, от 41 до 60 – средняя, от 21 до 40 – низкая, от 20% и ниже – очень низкая.

    Методика определения склонности к риску Когана Валлаха

    (Цит. по: Т. В. Корнилова. Психология риска и принятия решений. М., 2003)

    Инструкция. Цель данной анкеты – определить, как человек принимает решения в рискованных ситуациях. Предлагается двенадцать упрощенных жизненных ситуаций, каждая из которых может быть решена двумя способами: первый не приносит большой пользы, но гарантирует нечто прочное; второй приносит финансовый выигрыш, лучшее общественное положение на работе, повышение престижа, карточный выигрыш и т. п., но содержит в себе определенный риск, значительные потери, если постигнет неудача. Вероятность успеха различна. Для простоты предположим, что во всех ситуациях сравнительно легко оценить шансы на успех.

    Ваша задача следующая: прочтите внимательно каждую ситуацию и представьте себе, что вы работаете в психологическом консультационном центре. К вам придут люди с ситуациями, описанными в анкете, и просьбами дать совет, как следует поступить в каждой ситуации. Вы должны ответственно и по чистой совести предложить одно из возможных решений. Старайтесь советовать так, как в данной ситуации вы поступили бы сами. Не думайте при этом об абстрактных или теоретических решениях, которые вы могли бы дедуцировать из больших этических или других теорий.

    Выбрав одно из возможных решений, проставьте его номер на листе бумаги с указанием, если требуется, той вероятности успеха, которую вы считаете необходимой, чтобы рекомендовать рискованное решение.

    Принимайте решение в каждой ситуации, не возвращаясь назад и стараясь не поддаваться прежним решениям. Не сравнивайте отдельные ситуации, но решайте каждую независимо.

    Ситуация 1 . Гражданин А. – инженер-химик, может сменить место работы. Сейчас он получает невысокую, но достаточную для него зарплату. На новом месте зарплата будет выше, но нельзя исключить, что работа будет ему не по силам и через некоторое время ему придется с нее уйти. Оба места подходят ему по интересам и профессиональной подготовке. Как ему поступить:

    а) гражданин А. ни в коем случае не должен менять место работы;

    б) ему хорошо бы сменить место работы, даже если вероятность успеха будет равна 0,1;

    в) он должен сменить место работы, если вероятность успеха 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 2. У гражданина Б. в 40 лет было обнаружено тяжелое сердечное заболевание. Он должен решить: либо радикально изменить свои жизненные привычки (уйти в отставку, меньше работать, соблюдать строгую диету и т. п.), либо подвергнуться рискованной операции, в случае успеха которой полностью возвращается здоровье, но которая может кончиться и трагично. Что ему делать:

    а) гражданин Б. ни в коем случае не должен идти на операцию;

    б) идти на операцию при вероятности успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 3. Гражданин В. – единственный кормилец семьи из четырех человек, и у него сравнительно небольшая зарплата. Предстоит серьезный ремонт и переоборудование квартиры, что будет весьма ощутимо для семейного бюджета. В спортлото он выиграл крупную сумму. Может быть, ему следует провести в квартире только самые неотложные работы и использовать деньги для покупки антикварных вещей, продажная цена которых со временем значительно повысится, и рассчитывать на то, что через год он продаст их со значительной выгодой. После этого он мог бы позволить себе все желаемые затраты на ремонт. Возможность использования денег частично туда, а частично сюда исключается. Как поступить гражданину В.:

    а) антиквариат не покупать;

    б) купить, если вероятность значительного превышения цены в течение года равна 0,1;

    в) купить при вероятности повышения цены 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 4. Гражданин Г. работает тренером хоккейной команды, которая перед последним туром в своей группе занимает второе место. В последней встрече остается одна минута при равном счете. Можно заменить вратаря полевым игроком и вести силовую игру, имея численное большинство. Если этот тактический ход удастся и команда забьет гол, то выйдет на первое место и получит крупную сумму. Если противнику удастся забить шайбу в пустые ворота, то команда тренера Г. опустится на четвертое место. В случае если счет сохранится, команда остается на втором месте. Дайте совет тренеру:

    а) ни в коем случае не заменять вратаря полевым игроком;

    б) заменить, если вероятность успеха 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 5. Гражданин Д. на своей работе получает очень хорошую зарплату, но отношения с сотрудниками плохие и портят ему нервы. Перспектив на улучшение отношений нет. Хорошие отношения ему очень важны, и напряженные отношения он очень болезненно переносит. Он может перейти на другое место, где зарплата меньше на 5-10%, но он сомневается, что человеческие отношения будут лучше. Он просит совета:

    а) не менять место работы;

    б) менять место, если вероятность лучших отношений 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 6. Гражданин Е. имеет сына, который заканчивает школу в целом с хорошими результатами, но видно, что он не относится к лучшим ученикам. Е. может послать сына в колледж, но есть шансы поступить в технический вуз. Однако существует опасность, что его сын не сумеет окончить институт. Что вы посоветуете отцу:

    а) послать сына в колледж;

    б) послать в институт, если вероятность его окончания 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 7. Гражданин Ж. очень любит шахматы. Он участвует в шахматном турнире, где встречает противника, примерно равного ему по силам. После начала игры появилась возможность для Ж. осуществить маневр, ведущий в случае успеха к быстрому выигрышу, но в случае неуспеха – к быстрому проигрышу. Что ему делать:

    а) не предпринимать этот маневр;

    б) предпринять, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 8. Гражданин 3. заканчивает в этом году школу. У него, по школьным результатам, хорошие математические способности, и все, включая его, знают, что он может поступить в технический вуз, окончить его и получить хорошее место работы. Но он также чрезвычайно хорошо играет на скрипке и хотел бы учиться в консерватории и стать солистом. Однако солистами становятся только немногие, самые лучшие скрипачи. Что вы порекомендуете:

    а) поступить в технический вуз;

    б) поступить в консерваторию, если вероятность стать солистом 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 9. Гражданин И. во время войны попал в плен и был интернирован в лагере. Он может бежать из лагеря, где жизненные условия в целом сносные, но если побег не удастся, то комендант будет потом его третировать. Как ему поступить:

    а) остаться в лагере;

    б) попытаться бежать, если вероятность успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 10. Гражданин К. – человек с сильно выраженной потребностью в гражданской деятельности. Он может быть выбран на важное место в гражданском самоуправлении и осуществить свои планы на улучшение жилищных условий в своей части города. Но он не уверен, что, будучи избран, он сможет выполнить свои планы, а в случае неуспеха он будет тяжело переживать. Как ему быть:

    а) отказаться от этого места и соответствующих функций;

    б) принять эту должность при вероятности проведения в жизнь своих планов, равной 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Ситуация 11. Гражданин Л. – физик. Он поступил в трехгодичную аспирантуру в НИИ. Он может работать над одной важной темой, трудной и объемной, но с риском, что его длительные усилия не увенчаются успехом. Или он может за эти три года заниматься рядом более мелких проблем, которые он решит, но значение которых для основного развития науки не так важно. Какой путь выбрать:

    а) решать легкие проблемы;

    б) взяться за трудную, но важную работу при вероятности успеха 0,1, 0,2, 0,3, 0,4, 0,5, 0,6, 0,7, 0,8, 0,9.

    Ситуация 12. Гражданин М. Решает, жениться ли ему на девушке К. Он любит ее, но знает, что их взгляды на многое значительно расходятся. В консультации по вопросам семьи ему разъяснили, что счастливый брак при таких обстоятельствах возможен, но гарантии нет. Как ему быть:

    а) не жениться на К.;

    б) жениться на ней при вероятности счастливого брака 0,9, 0,8, 0,7, 0,6, 0,5, 0,4, 0,3, 0,2, 0,1.

    Методика «Исследование склонности к риску» А. Г. Шмелева

    Инструкция. Перед вами набор утверждений. Внимательно прочитайте каждое утверждение и решите, верно или неверно оно по отношению к вам. Если верно, то напишите «да», если неверно – «нет».

    Текст опросника:

    1. Я часто говорю до того, как обдумать сказанное.

    2. Мне нравится быстрая езда.

    3. Я часто меняю свои интересы и увлечения.

    4. Лучший способ приобрести настоящих друзей – говорить людям то, что о них думаешь.

    5. Во множестве случаев вопрос на экзамене может быть поставлен так, что он оказывается совершенно не связанным с программой и вся подготовка оказывается бесполезной.

    6. Жизнь без опасностей мне не кажется слишком скучной.

    7. Если хочешь занять высокое положение по службе, следуй пословице «тише едешь – дальше будешь».

    8. Азартные игры мешают развитию у человека чувства ответственности за то, чтобы принимать продуманные решения.

    9. Я быстрее испытываю скуку от какого-либо занятия, чем большинство людей, делающих то же самое.

    10. Я лучше пройду пешком две-три остановки, когда тороплюсь, а автобуса долго нет, хотя знаю, что автобус меня догонит, вместо того чтобы ждать.

    11. Мне интересно сделать так, чтобы подзадорить кого-нибудь.

    12. Только неожиданные обстоятельства и некоторое чувство опасности позволяют мне мобилизовать свои силы.

    13. Я не получаю удовольствия от ощущения риска.

    14. Только по-настоящему смелые действия позволяют человеку получить известность и признание.

    15. Мне неприятны те лица, которые из-за собственной прихоти превращают серьезные дела в легкомысленные игры.

    16. Когда я вырабатываю конкретный план действий, я почти всегда уверен, что мне удастся его осуществить.

    17. Когда на небе светит солнце, я никогда не беру с собой на прогулку зонт, даже если прогноз обещает дождь.

    18. Я часто стремлюсь испытать возбуждение.

    19. Мне неприятно, когда мне навязывают пари, даже если я полностью уверен в своем мнении по данному вопросу.

    20. В некоторых случаях я не остановлюсь перед тем, чтобы солгать, если мне нужно произвести хорошее впечатление.

    21. По-настоящему умный человек избегает скороспелых решений, он умеет дождаться таких моментов, когда действовать можно наверняка.

    22. Я не считаю, что трюки, выполняемые цирковыми акробатами без страховочного пояса, выглядят более впечатляющими.

    23. Я предпочитаю работу, включающую перемены и путешествия, даже если она может быть небезопасной.

    24. Я всегда плачу за провоз багажа на транспорте, даже если не опасаюсь проверки.

    25. Я думаю, что стоит верить в свой шанс, даже когда перевес не на моей стороне.

    26. В творческом деле главное – это дерзкий замысел, пусть даже в результате нас ждет неудача из-за нелепых случайностей.

    27. Я не пожалею денег ради того, чтобы в нужный момент выглядеть состоятельным и привлекательным человеком.

    28. Когда при встрече мой знакомый на меня не смотрит, я не стану навязывать ему свое общение и здороваться первым.

    29. Большинство людей не понимает, до какой степени их судьба зависит от случая.

    30. Если при покупке автомобиля мне придется выбирать между скоростью и комфортом – с одной стороны, и безопасностью – с другой, я выберу безопасность.

    31. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю острое увлечение какой-либо затеей.

    32. Я предпочитаю приобретать такую одежду, про которую я твердо знаю, что она надежна и выглядит хорошо независимо от скачков моды.

    33. Когда я играю в различные игры, я люблю взять инициативу на себя, даже зная, что противник только и ждет этого.

    34. Во время путешествий я люблю отклоняться от известных маршрутов.

    35. Я часто попадаю в такие ситуации, из которых мне хочется поскорее выбраться.

    36. Если я даю обещание, то практически всегда сдерживаю его независимо от того, удобно мне это или нет.

    37. Если мой непосредственный начальник будет «зажимать» мои новаторские идеи, у меня хватит смелости довести их до сведения руководителя более высокого ранга.

    38. Азартные игры развивают у человека способность принимать смелые решения в сложных жизненных ситуациях.

    39. Когда я читаю остросюжетную книгу, я никогда не тороплюсь быстрее узнать, чем все кончится, и с удовольствием читаю по порядку.

    40. Мне понравилось бы прыгать с парашютом.

    41. Лучший способ вызвать искреннее отношение к себе – доверять людям.

    42. Я чувствую себя лучше всего, когда испытываю счастливое ощущение покоя и комфорта.

    43. Мне бывает гораздо труднее купить одну дорогую вещь, чем ряд дешевых вещей на ту же сумму.

    44. Я предпочитаю играть или спорить на что-нибудь.

    45. Люди слишком часто безрассудно тратят собственное здоровье, переоценивая его запасы.

    46. Если мне не грозит штраф, то я перехожу улицу там, где удобно, а не там, где положено.

    47. Я не рискую покупать одежду без примерки.

    48. Только смелый человек способен на подлинно благородное отношение к людям независимо от того, как они относятся к нему.

    49. В командной игре важнее всего взаимная подстраховка.

    50. В жизни людям на самом деле очень часто приходится играть в опасную игру «пан или пропал».

    Постановка диагноза. За каждый ответ «да» начисляется один балл. Набранные баллы суммируются. Если набранная сумма меньше 11 балов – склонность к риску низкая; 11-29 – склонность к риску средняя; 30 баллов и больше – склонность к риску высокая.

    Карточная игра «Очко»

    Играют двое испытуемых. Путем взятия трех карт вслепую нужно набрать сумму, большую, чем у партнера, но не большую 21 очка. Риск состоит в том, что при взятии третьей карты можно набрать сумму, большую 21, и «прогореть».

    Опросник «Личностные факторы принятия решений» (ЛФР-25)

    Инструкция. Вам предложен ряд высказываний. Если высказывание в основном характеризует вас, то в бланке «Протокол» вы ставите «+1», если оно характеризует вас только наполовину – «0», если оно вам не соответствует – «-1».

    Текст опросника:

    1. При подготовке к контрольной работе (экзамену, зачету и т. п.) я стараюсь получить всю информацию, все необходимые знания.

    2. При решении проблемы я обдумываю и оцениваю все возможные варианты, даже если какие-то из них нереальны или неприемлемы.

    3. Именно действия, а не размышления помогают мне достичь желаемых результатов.

    4. В ситуациях, требующих решения, я всегда бываю так увлечен или разочарован делом, что выбор меня не затрудняет.

    5. Я могу утверждать или отрицать только то, о чем точно осведомлен.

    6. Я осторожен в своих планах и действиях.

    7. Я неохотно ставлю на карту что-либо, предпочитаю действовать наверняка.

    8. Я всегда забочусь о тщательности и точности в своих планах и действиях.

    9. Я робок.

    10. Я принимаю решения не на авось, а только после основательных размышлений.

    11. Я действую согласно девизу: «Не зная броду, не суйся в воду».

    12. Я предпочитаю неоднократно обдумывать решения, чтобы не сделать ошибки.

    13. Я охотно и смело иду на большой риск.

    14. Только осознав всю правильность основ своего действия, я принимаю решение.

    15. Я высказываю свое мнение, даже если большинство других людей занимают противоположную позицию.

    16. На работу, которая кажется мне неинтересной, я решаюсь даже тогда, когда мне неясно, справлюсь ли я с ней.

    17. Я легко заговариваю и с незнакомыми людьми, с которыми хотел бы вступить в разговор.

    18. Я охотно заменил бы своего начальника, чтобы показать, чего я могу добиться, даже рискуя наделать ошибок.

    19. Я не принимаю решения, пока не обдумаю всех его последствий.

    20. Меня тяготила бы ситуация самостоятельного ведения переговоров.

    21. Даже если я знаю, что мои шансы невелики, я все равно попытаю счастья.

    22. В ситуации неопределенности выбора я все же склонен заключить сделку.

    23. Мне не доставляет труда принимать самостоятельные решения.

    24. Я доверяюсь партнеру только в том случае, если имею о нем достаточно полную информацию.

    25. К успеху в делах меня приводит скорее неутомимость попыток, чем скрупулезность расчетов.

    Ключ. К шкале «Рациональность» относятся следующие пункты опросника: 1, 2, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 19, 24; за каждый положительный ответ начисляется один балл, подсчитывается набранная сумма балов (максимум очков – 12). К шкале «Готовность к риску» относятся пункты: 3, 4, 7 (с обратным значением, т. е. со знаком «минус»), 13, 15, 16, 17, 18, 20 (с обратным значением), 21, 22, 23, 25 (максимум очков – 13).

    Методика «Измерение рациональности»

    Методика состоит из двух частей (А и Б) и построена как элемент техники массового социологического опроса. Предназначена для оценки способа принятия и выдвижения целей испытуемым.

    Часть А.

    На работе и дома каждому из нас приходится решать какие-то проблемы, но мы делаем это по-разному. А как принимаете решения вы?

    Инструкция. Приводится ряд утверждений. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»).

    Текст опросника:

    Когда я принимаю решение, то:

    1) а) прежде всего думаю о том, к чему это приведет, к каким результатам; б) часто не задумываюсь о последствиях и результатах, просто следую своему желанию;

    2) а) советуюсь с друзьями или родными и обычно поступаю так, как советуют; б) иногда советуюсь, иногда нет, но не очень считаюсь с советами;

    3) а) обычно колеблюсь, не могу принять его до последнего момента; б) обычно принимаю его без колебаний;

    4) а) даже перед тем, как решить не очень важный вопрос, я должен хорошо подумать; б) предпочитаю принимать его с ходу, по вдохновению;

    5) а) считаю, что не всегда нужно принимать его, потому что многое решается само собой; б) предпочитаю не полагаться на обстоятельства, а самому решать свои проблемы;

    6) а) мне очень трудно решиться на что-то, если я не знаю точно, к чему это приведет; б) без особого труда принимаю его и тогда, когда ситуация неясная;

    7) а) часто вместо того, чтобы обдумывать его, начинаю мечтать о том, что вряд ли сбудется; б) я не мечтаю о том, что вряд ли сбудется;

    8) а) часто потом отказываюсь от него; б) редко потом отказываюсь от него.

    Положительные ответы по утверждениям 1)а), 2)а) и 4)а) свидетельствуют об осторожности при принятии решения, по 3)а) и 6)а) – о нерешительности, по 5)а) – о зависимости при принятии решения от обстоятельств, по 7)6) – о прагматичности, по 8)6) – о настойчивости в осуществлении принятого решения, по 1)6) и 4)6) – об импульсивности принимаемых решений, по 3)6) и 6) б) – о решительности, по 2)6) и 5)6) – о самостоятельности в принятии решения, по 7)а) – о мечтательности, по 8)а) – о неустойчивости намерений.

    Часть Б.

    Люди по-разному строят свою повседневную жизнь, и каждый имеет свое мнение на этот счет.

    Инструкция. Ниже приводятся некоторые мнения. Ответьте, отражают ли они вашу точку зрения. При согласии с утверждением рядом с его цифровым обозначением (пунктом) ставьте на бланке для ответа знак «+» («да»), при несогласии – знак «-» («нет»).

    Текст опросника:

    Обработка результатов и выводы. Полученные результаты свидетельствуют о следующих качествах человека: независимость от внешних обстоятельств – при ответе «да» по п. 1; целеустремленность – при ответах «да» по п. 5 и «нет» по п. 2 и 11; импульсивность в принятии решения – при ответе «да» по п. 3; стремление к прогнозированию будущего – при ответах «да» по п. 7 и 8 и «нет» по п. 4; прагматизм – при ответах «да» по п. 6, 9, 10 и 12.

    Противоположные ответы по тем же пунктам свидетельствуют об обратных характеристиках человека, проявляющихся при выборе цели и принятии решения, т. е. в построении поведенческой стратегии.

    Тест «Потребность в поиске ощущений»

    Инструкция. Вам предлагается ряд утверждений, которые объединены в пары под буквами а) и б). Из каждой пары нужно выбрать только одно утверждение, которое наиболее характерно для вас, и отметить соответствующую букву галочкой.

    Текст опросника:

    1) а) я бы предпочел работу, требующую многочисленных разъездов, путешествий; б) я бы предпочел работать на одном месте;

    2) а) меня взбадривает свежий, прохладный день; б) в прохладный день я не могу дождаться, когда попаду домой;

    3) а) мне не нравятся парфюмерные запахи; б) мне нравятся запахи некоторых духов;

    4) а) я рискнул бы попробовать какой-нибудь наркотик, чтобы испытать новые ощущения; б) я не стал бы пробовать наркотик, так как не испытываю потребности в каких-то особенных ощущениях;

    5) а) я бы предпочел жить в стабильном обществе, без революций и потрясений; б) я бы предпочел жить в смутные дни истории страны;

    6) а) я не могу понять людей, которые ездят на большой скорости; б) я люблю ездить быстро, так как меня это возбуждает;

    7) а) я люблю риск, азарт; б) я не люблю рискованных мероприятий и действую по принципу «семь раз отмерь – один раз отрежь»;

    8) а) споры по политическим или мировоззренческим вопросам меня не увлекают; б) я люблю поспорить, это меня возбуждает;

    9) а) я не люблю однообразную деятельность, она меня усыпляет; б) я спокойно отношусь к однообразной работе;

    10) а) я бы не хотел оказаться загипнотизированным; б) я хотел бы попробовать оказаться загипнотизированным;

    11) а) наиболее важная цель в жизни – жить на полную катушку и взять от жизни столько, сколько возможно; б) счастье – это спокойная жизнь;

    12) а) в холодную воду я вхожу постепенно, чтобы дать себе время привыкнуть; б) я люблю сразу нырнуть в холодную воду, чтобы ощутить обжигающее чувство;

    13) а) я могу с удовольствием снова и снова слушать передаваемые по радио популярные песни; б) мне быстро надоедают популярные песни;

    14) а) худший недостаток человека – быть всегда веселым, легкомысленным; б) худший недостаток человека – быть скучным, занудой;

    15) а) мне бы понравилось ездить на мотоцикле с ветерком; б) люди, ездящие на мотоцикле с большой скоростью, – самоубийцы;

    16) а) я предпочитаю людей спокойных, даже «отрегулированных»; б) я предпочитаю эмоционально выразительных людей, даже если они несколько неуравновешенные.

    Теперь перенесите полученные данные в приведенную ниже таблицу: запишите напротив каждого номера соответствующую букву.

    Обработка результатов. Полученные ответы соотносятся с ключом:

    Учитываются только ответы, совпавшие с ключом. Каждое совпадение оценивается в один балл, полученные баллы суммируются. Запишите результат (сумму).

    Результаты теста. Высокий уровень потребности в ощущениях (11-16 баллов) означает наличие сильного, почти бесконтрольного влечения к новым, щекочущим нервы впечатлениям. Осторожно! Вас легко спровоцировать на участие в рискованных мероприятиях и авантюрах, но вы не контролируете степень риска и опасности. Последствия такого поведения могут быть самыми печальными. На самом деле ощущение полноты жизни могут дать интересное общение, эмоционально значимые события, интересный досуг и творчество.

    Средний уровень потребности в ощущениях (6-10 баллов) свидетельствует об умении контролировать эту потребность. Такие люди, с одной стороны, открыты новому опыту, с другой – в определенные моменты жизни могут проявлять сдержанность и рассудительность.

    Низкий уровень потребности в ощущениях (0-5 баллов). Такие люди предпочитают стабильность и упорядоченность всему неизвестному и неожиданному. Результаты свидетельствуют о повышенной предусмотрительности и осторожности, даже в ущерб получению новых впечатлений и информации.

    Методика «Самооценка склонности к экстремально-рискованному поведению» (М. Цуккерман)

    Инструкция. Перед вами утверждения, которые касаются разного рода поведенческих ориентации, связанных с потребностями в риске, новизне, экстремальности. Ваша задача – выбрать подходящий для вас вариант ответа:

    а) да, верно;

    б) нет, неверно;

    в) затрудняюсь ответить.

    Отметьте свой выбор на бланке протокола крестиком в соответствующем квадрате. Избегайте промежуточных ответов, кроме тех случаев, когда по-другому ответить действительно невозможно.

    Текст опросника:

    1. В ситуации неясной обстановки я предпочитаю подождать, пока она прояснится, а не разведывать ее.

    2. Я хотел бы уйти далеко в море на небольшом, но надежном морском судне.

    3. В работе я предпочитаю игнорировать все, что прямо не относится к делу.

    4. Меня привлекает путешествие по стране на попутных машинах.

    5. Мне неинтересно смотреть один и тот же фильм повторно.

    6. Я остерегаюсь еды, которую раньше не пробовал.

    7. Мой девиз: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет».

    8. Я бы предпочел жить в такие периоды истории, которые насыщены переменами.

    9. Мне неприятно видеть экстравагантные прически.

    10. Мне бы хотелось прыгнуть с парашютом.

    11. Мне не нравятся люди, которые лезут на рожон.

    12. Я хотел бы покататься на спортивном мотоцикле.

    13. Я бы стал учиться управлять дельтапланом.

    14. Глупо стараться совершать безумные поступки только ради того, чтобы посмотреть, как на это прореагируют окружающие.

    15. Мне утомительно смотреть любительские фильмы и слайды.

    16. Люди, которые со мной не согласны, интересны мне меньше, чем единомышленники.

    17. Я люблю заплывать далеко от берега.

    18. Совершенно не представляю себя альпинистом.

    19. При прочих равных условиях я действую по линии наименьшего сопротивления.

    20. Мне нравится одеваться необычно.

    21. Человеку надо время от времени менять работу, чтобы избежать застоя.

    22. У меня хватает терпения общаться с нудными и скучными людьми.

    23. В незнакомом городе я предпочитаю самостоятельно находить дорогу, а не пользоваться путеводителем.

    24. Я избегаю друзей, поступки которых непредсказуемы.

    25. Иногда мне хочется сделать что-нибудь пугающее.

    26. Мне хотелось бы пожить жизнью бродячих цыган, странствующих артистов.

    27. Я испытываю подъем сил, если при осуществлении какого-либо дела появляются серьезные препятствия.

    28. Мне тяжело уживаться в коллективе с занудой.

    29. Мне страшно нырять с высоты скалы.

    30. Мне нравится подначивать людей к неразумному проявлению власти и деспотизма.

    31. Жаль тратить столько времени на сон.

    32. Я берусь за трудные задачи, только если меня вынуждают к этому обстоятельства.

    33. Я бы не решился попробовать препараты, вызывающие галлюцинации.

    34. Даже подумать не могу о спуске на горных лыжах с высокой горы.

    35. Я не люблю сочетания контрастных цветов и неправильных форм современной живописи.

    36. Человек, действия которого предсказуемы, – зануда.

    37. Я бы хотел понырять с аквалангом.

    38. Мне очень нравится преодолевать трудности.

    39. Правы те люди, которые выбирают непроторенные пути, чреватые возможной неудачей.

    40. Мне нравится слушать новую и необычную музыку.

    Обработка данных производится с помощью ключа к шкалам опросника. Каждый ответ, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл. В ключе отрицательные ответы обозначены знаком «-».

    Примечание. Шкала ПООР – поиск острых ощущений; шкала НО – непереносимость однообразия; шкала ПНВ – поиск новых впечатлений; шкала НСТ – неадаптивное стремление к трудностям.

    По каждой шкале диапазон баллов от 0 до 10. Уровни выраженности исследуемых шкал: 3,1 балла – низкий; 3,2-6,2 – средний; 6,3 балла и больше – высокий.

    Тест «Склонность к риску предпринимателя» (RobertD. Hisrich, CandidaG. Brush, 1986)

    Умение рисковать – и в финансовом, и в социальном, и в психологическом плане – является частью процесса предпринимательства. Определить, в какой мере это свойство присуще лично вам, можно с помощью анкеты. Возможны два варианта ответа – «да» и «нет».

    1. Способны ли вы рисковать деньгами, т. е. вложить их, не будучи уверенными, что эти затраты окупятся?

    2. Отправляясь в дорогу, берете ли вы с собой зонтик (грелку, градусник)?

    3. Если вы боитесь чего-то, стараетесь ли вы преодолеть свой страх?

    4. Любите ли вы пробовать новые блюда, бывать в новых местах, вообще делать что-то новое?

    5. Вы предпочитаете задавать вопросы, ответы на которые вам известны?

    6. Приходилось ли вам рисковать в течение последних шести месяцев?

    7. Можете ли вы подойти к совершенно незнакомому человеку и завязать с ним беседу?

    8. Возникает ли у вас желание добраться до места новым маршрутом?

    9. Пользуетесь ли вы только проверенными методами?

    10. Приходилось ли вам когда-либо ходить на свидание с незнакомым человеком?

    Ключ. Если вы ответили «да» на вопросы 2, 5 и 9, вы, по-видимому, не очень-то любите рисковать. Впрочем, риск на самом деле бывает разный, и здесь возможна неоднозначность трактовки.
    | |

    На сегодняшний день психологами в значительной мере исследуются личностные особенности подростков. Актуальным в этой связи представляется исследование взаимосвязи уровня депрессии и склонности к риску. Исследование риска в психологии, и в частности его влияние на поведение людей в различных ситуациях неопределенности, сейчас достаточно актуально и представляет собой немалый интерес для исследователей.

    В настоящее время в психологических исследованиях риска можно выделить три основных направления.

    Первое определяет риск как «ситуативную характеристику действий (деятельности) субъекта, выражающую неопределенность их результата для действующего субъекта и возможность неблагоприятных последствий в случае неуспеха» . Т.В. Корнилова выделяет критерий для ориентировки в свойствах субъективного риска: риск с точки зрения субъекта есть там, где им не только обнаружено несоответствие требуемых и наличных -- или потенциальных возможностей в управлении им ситуацией, но и где неопределенной является оценка самого потенциала этих возможностей . Здесь риск рассматривается в рамках концепции надситуативной активности.

    Гипотезу о существовании «надситуативного» риска сформулировал В.А. Петровский, который рассматривал риск как особого рода активность. В.А. Петровский готовность субъекта к «личностному риску» трактует как динамическое образование, определяемое активностью самого субъекта.

    В рамках надситуативной активности риск всегда рассчитан на «ситуативные преимущества»; риск мотивированный, целесообразный. Это риск для чего-то: ради самоутверждения, денег и т.п.

    Как отмечает Т.В. Корнилова «надситуативный риск как особая форма проявления активности субъекта связан с существованием надситуативной активности, представляющей собой способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи» .

    Второе направление рассматривает риск с точки зрения теории решений как ситуацию выбора между альтернативными или возможными вариантами действий. Этой точки зрения придерживались Ю. Козелецкий и В.В. Кочетков. Эта позиция связана с измерением вероятности ошибки или неуспеха выбора в ситуации с несколькими альтернативами.

    И, наконец, третье изучает взаимосвязь индивидуального и группового поведения в ситуациях риска и представляет собой социально-психологический аспект риска.

    Общее у вышеперечисленных концепций заключается в том, что они единогласно считают ситуацию риска ситуацией оценки.

    Риск выражает «прогностическую оценку вероятности неблагоприятного исхода развивающейся (еще не закончившейся) ситуации. Риск - это не описательная (атрибутивная) характеристика ситуации, а оценочная категория, неразрывно связанная с действием человека, его оценкой - «оценкой себя» .

    В соответствии с этим определением ситуация риска возникает только тогда, когда появляется субъект, действующий в этой ситуации. При этом важно отметить, что ситуация риска может оказаться опасной, если субъект вынужден действовать в ней, но опасная ситуация не обязательно является рискованной. Для разных субъектов, действующих в одних и тех же условиях, ситуация может оказаться разной - рискованной для одного и нерискованной для другого.

    Следовательно, понятие риск неразрывно связано с представлением о действии субъекта и может быть определено как характеристика этого действия. Но характеристика действия как рискованного не атрибутивна, а оценочна. Риск является оценкой возможности осуществления действия, возможности достижения результата, соответствующего цели.

    Таким образом, риск - это «прогностическая, предваряющая действие оценка, формирующаяся на стадии организации или планирования действия».

    Кроме прогностической оценки, необходимым условием ситуации риска является неопределенность. И, если рассматривать риск в психологическом аспекте, то главные источники неопределенности находятся в самом действующем субъекте. Именно он «взвешивает» условия, в которых действие будет осуществлено, факторы, влияющие на действие и его будущий результат.

    И в конечном счете, по мнению ряда исследователей, все источники неопределенности субъективны и определяются возможностями и ограничениями человека учитывать различные факторы, влияющие на действие и его будущий результат. Источники неопределенности могут быть как внешние, так и внутренние.

    Еще один фактор - субъективная оценка затрат на достижение желаемого результата. Чем больше затрат требует действие, тем выше критерий принятия решения о его необходимости.

    Особая группа факторов, влияющих на выбор критерия, связана с индивидуально-личностными особенностями субъекта. Прежде всего, это склонность к риску. Так, П. Вайнцвайг анализирует «готовность к риску» как позитивную характерологическую составляющую «храбрости». Г. Айзенк готовность к риску как склонность к поиску сильных ощущений отличает от импульсивности, более тесно связанной с темпераментом. Ю. Козелецкий, относит склонность к риску к личностным чертам, поскольку ее проявление обусловлено как средовыми факторами, так и другими, личностными -- уровень тревоги, агрессивности и др.

    М.А. Котик в понятие «готовность к риску» кроме устойчивых качеств индивида включает и ситуативные факторы трудовой задачи, по отношению к которым складывается такая готовность .

    Как видно, риск является достаточно многогранным явлением, которое можно рассматривать с разных, а иногда и с противоположных позиций. Неоднозначность данного понятия еще раз доказывает актуальность этой проблемы не только в психологии, но и в других науках, которые занимаются изучением деятельности субъектов, коллективов, организаций и т.д.

    Таким образом, можно определить понятие риска как ситуативной характеристики деятельности, связанной с неопределенностью её результата и возможными неблагоприятными последствиями в случае неуспеха. В психологии различают три значения термина риска: 1) риск как мера ожидаемого неблагополучия при неуспехе в деятельности; 2) риск как действие, грозящее субъекту потерей; 3) риск как ситуация выбора между двумя альтернативами - менее привлекательной, но более надежной и более привлекательной, но менее надежной.

    Под термином «склонность» имеется в виду избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Склонность к риску в данной работе обозначает направленность личности, эмоциональное предпочтение к видам действий и ситуаций, связанных с риском. Склонность к риску означает выбор вариантов альтернатив, сопряженных с большей вероятностью угрозы потери.