Дефекты асфальтобетонных покрытий. Колейность. Выкрашивание и шелушение. Основные причины и факторы оказывающие влияние на разрушение асфальтобетонных дорожных покрытий Дефекты асфальтобетонного покрытия раковины

25.07.2019

При определении транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги первоочередное значение имеет состояние такого ее элемента как дорожное покрытие. Износ покрытия и появление различных дефектов в процессе его эксплуатации является неизбежным процессом, который нельзя полностью остановить, но можно существенно замедлить путем своевременного проведения профилактических и дорожно-ремонтных работ, к которым относится: устройство слоя износа, тонкослойная поверхностная обработка асфальтированного покрытия, регулярная заделка мелких трещин и сетки трещин, создание гидроизоляционной мембраны и др.

К основным дефектам дорожного покрытия возникающим в процессе его эксплуатации относятся:

  • трещины (одиночные и сетка связанных между собой крупных и мелких трещин);
  • ямы и выбоины;
  • колея.

Трещины на дорожном покрытии и причины трещинообразования

Трещины - дефект дорожного покрытия, возникающий в результате хрупкого разрушения асфальтобетонного или цементобетонного слоя, проявляющийся в виде нарушения сплошности покрытия. В случае с асфальтобетонным дорожным покрытием именно трещины являются наиболее распространенным дефектом.

В зависимости от расположения трещин относительно оси дороги они могут быть поперечными, продольными или криволинейными (косыми). Также, трещины классифицируются исходя из характера их взаимного расположения:

  • одиночные трещины, расположенные на значительном расстоянии друг от друга;
  • отдельные, расположенные примерно на одинаковом расстоянии друг от друга, но не менее 10…20 метров;
  • редкие, никак не связанные между собой трещины;
  • частые, связанные между собой и находящийся на расстоянии от 1 до 4 метров друг от друга.

Сетка трещин - взаимопересекающиеся поперечные, продольные и/или криволинейные трещины.

Воздействие транспортных средств и негативные погодно-климатические условия являются основными факторами способствующими появлению трещин на поверхности дорожного покрытия. Под действием нагрузки от автомобилей и температурных колебаний (тем более при совместном действии этих факторов), в различных слоях дорожной одежды с неизбежностью возникают растягивающие и изгибающие напряжения, и когда такие напряжения начинают превышать предел прочности на растяжение материала соответствующего слоя, то образуются трещины (сначала мелкие, незаметные невооруженным глазом, а со временем и более крупные).

В зависимости от характера образования (причин) трещины бывают:

  • температурными , возникающими на поверхности покрытия вследствие температурных колебаний;
  • усталостными , возникающими в нижнем слое покрытия по полосам наката, в результате усталостного разрушения слоя дорожной одежды от многократного действия нагрузки;
  • отраженными , возникающими в результате копирования новым слоем уже существующих трещин в старом покрытии (на который уложен новый слой асфальтобетона).

Основными причинами образования трещин являются:

  • недостаточная прочность земляного полотна и дорожной одежды;
  • неравномерное уплотнение земляного полотна и слоев дорожной одежды;
  • большие перепады температур от положительных к отрицательным;
  • недостаточная трещиностойкость асфальтобетонного покрытия;
  • различие теплофизических свойств материалов слоев смежных покрытий;
  • пучинообразование, выражающееся в перераспределении влаги в земляном полотне, вызывающее увеличение влажности грунта земляного полотна в зимний период, образование в нем ледяных прослоек и увеличение, таким образом, объема грунта земляного полотна. В результате такого процесса сначала происходит вспучивание (поднятие бугра) дорожной одежды, а потом, при оттаивании, ее размягчение (ослабление дорожной одежды).

Наличие трещин в дорожном покрытии оказывает большое влияние на прочность и срок службы автомобильной дороги по следующим причинам:

  • трещины нарушают целостность и монолитность дорожного покрытия, разделяя его на отдельные не связанные между собой блоки, в результате чего нагрузка от колеса транспортного средства передается на ослабленную конструкцию, распределяется на меньшую площадь, создавая в них повышенные напряжения и деформации;
  • вода, проникающая через трещины в основание дорожной одежды и земляное полотно, ослабляет их прочность и несущую способность дорожной конструкция в целом;
  • при наезде колес транспортного средства на кромку трещины, отдельные части покрытия начинают крошиться и обламываться, стенки трещины перемещаются друг относительно друга в вертикальной плоскости из-за чего со временем образуется выбоина.

Таким образом, каждая своевременно не устраненная трещина, со временем неизбежно превращается в выбоину.

Выбоины на дорожном покрытии и причины их образования

Выбоина - местное разрушение покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями. К выбоинам можно также отнести просадки, проломы, места с сильным выкрашиванием материала, а также крупные трещины.

Как уже было отмечено выше, одной из причин образования выбоин является развитие одиночных трещин или сетки трещин. Другой возможной причиной возникновения выбоин бывает неровность дорожного покрытия в виде сдвигов, наплывов и других дефектов, которые возникают не только при эксплуатации автомобильной дороги, но и на этапе ее строительства, например, при несоблюдении технологических требований в процессе асфальтирования дороги. Сразу после проезда колеса автомобиля через выступ такой неровности возникает динамический удар на покрытие, многократное же повторение таких ударов приводит к ослаблению структуры материала, появлению и/или развитию трещин и мелких выбоин, которые затем превращаются в одну большую выбоину.

Дополнительным источником образования ям и выбоин могут служить участки дорожного покрытия, на которых происходит шелушение и выкрашивание каменного материала из слоя асфальтобетона.

Независимо от причин образования, выбоины необходимо заделывать на ранней стадии их появления. Практика показывает, что каждая не заделанная выбоина быстро увеличивается в размерах и способствует появлению новых выбоин. И хотя на начальном этапе этот процесс идет относительно медленно, если не предпринимать никаких мер, то со временем он приобретает лавинообразный характер. Так, если поврежденных участков дороги произведенных своевременно (как правило, ранней весной) принять за единицу, то с задержкой таких работ на 2–3 месяца эта стоимость вырастает в 2 раза и более.

Колея на дорожном покрытии и причины колееобразования

Колея - деформирование поперечного профиля проезжей части дороги с образованием углублений по полосам наката, с гребнями или без гребней выпора.

Появление колеи на дорожном покрытии может быть обусловлено несколькими причинами:

  • недостаточным уплотнением одного или нескольких слоев дорожной одежды;
  • истиранием (износом) покрытия под действием колес автомобилей (особенно при использовании шин с шипами);
  • накоплением остаточных пластических деформаций;
  • структурным разрушением материала слоя дорожной одежды;
  • неравномерной остаточной деформацией в грунте земляного полотна.

Если при устройстве дорожного основания или асфальтировании дороги, какие-то слои дорожной одежды были недостаточно уплотнены, колея может возникнуть вследствие доуплотнения этих слоев под воздействием проезжающего транспорта. От общего числа причин колееобразования на долю недостаточного уплотнения слоев дорожной одежды приходится 5…10 %.

Другой важной причиной образования колеи может быть износ (истирание) асфальтированного покрытия колесами автомобилей. Использование в зимнее время года шипованной резины существенно ускоряет процесс образования колеи. При высокой интенсивности движения, истирание покрытия может быть главной причиной колееобразования.

В 15…20 % случаев образование колеи на асфальтированных покрытия происходит вследствие их пластической деформации. Суть пластической деформации заключается в том, что из-за снижения вязкости битума (снижения вязкого сопротивления битума сдвигу) снижается структурная вязкость асфальтобетона, то есть повышается его пластичность. При проезде одного автомобиля возникающая в таком покрытии деформация несущественна, но при многократном проезде вертикальные остаточные деформации накапливаются, что и становится причиной появления колеи. Одновременно с вертикальными остаточными деформациями накапливаются и горизонтальные деформации, когда под действием сдвиговых напряжений происходит выдавливание частиц асфальтобетона в разные стороны, в результате чего по бокам колеи появляются гребни. Снижение вязкости битумного вяжущего и соответственно повышение пластичности асфальтобетонного дорожного покрытия происходит летом при температуре воздуха выше +30 °С, когда температура поверхности дороги повышается до +40 °С и выше.

Еще одной причиной колееобразования может быть структурное разрушение материала в слое дорожной одежды. Под действием многократно прилагаемых нагрузок в слоях дорожной одежды могут сложиться такие условия, когда вертикальные или горизонтальные напряжения превысят предельно допустимые значения и начнется разрушение сплошности или структуры материала слоя с потерей прочности и сдвигоустойчивости. Из общего числа случаев образования колеи структурные разрушения имеют место в 25…35 %.

В 20…30 % случаев причиной колееобразования является неравномерная остаточная деформация в грунте земляного полотна. Накопление остаточных деформаций в грунте земляного полотна наиболее активно происходит в весенний период. Наибольшее влияние на местное выдавливание и выпучивание грунта оказывает повышенная влажность грунта в местах с необеспеченным отводом поверхностных или грунтовых вод.

Ямочный ремонт асфальта и асфальтирование дорог в Киеве

Устранение мелких и крупных дефектов дорожного покрытия, заделка трещин, ремонт ям и выбоин в асфальтобетонном покрытии, исправление колейности на асфальтированном покрытии, а также устройство слоев износа из литой асфальтобетонной смеси или щебеночно-мастичного асфальта.

Заказать «Обратный звонок»

Экспертам, по мнению суда, поставлены следующие вопросы:
1. Соответствуют ли асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, условиям муниципального контракта №32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013 и СНиП III-10-75 (2000) по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения?
2. Если имеются отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению, то от чего это зависит (от каких факторов)?
3. Если такие отклонения имеются, возможно, ли использовать асфальтобетонное покрытие в качестве покрытия дворовой территории?

При проведении экспертизы использовались следующая справочная литература и нормативные документы:

  • "СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги" (утв. Постановлением Госстроя СССР от 17.12.1985 N 233) (ред. от 30.06.2003)
  • ПНСТ 106-2016 Дороги автомобильные общего пользования, Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Метод определения объемной плотности.
  • СП 78.133330.2012 Автомобильные дороги. Актуализированная редакция СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
  • ВСН 175-82 Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий в г. Москва.
  • ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения.
  • СП 82.13330.2011 Актуализированная редакция СНиП III-10-75 Правила производства и приемки работ. Благоустройство территорий.
  • ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию.
  • Котлярский Э.В., Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации». - М.,2007г.
  • Пособие по строительству асфальтобетонных покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов (к СНиП 3.06.03-85) от 01.01.1991 №3.06.03-85.
  • Федеральный закон от 31.05.2001 г. №73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями на 25 ноября 2013 года).
  • Бутырин А.Ю. Судебная строительно-техническая экспертиза (теоретические, методические и правовые основы). - М., 2006;

Процесс экспертных исследований
Этапы исследований:

  • Изучение представленных судом на экспертизу документов дела
  • Осмотр объекта на месте с фото-фиксацией.
  • Измерение параметров покрытия, согласно требованиям СНиП 3.06.03-85
  • Измерение колейности асфальтобетонного покрытия
  • Составление выводов на поставленные судом вопросы.

Строительной экспертизой проведено сопоставление данных из материалов дела Арбитражного суда Калужской области.
Предметом спора является, взыскание задолженности по муниципальному контракту между ООО «КОНСТАНТА» (Подрядчик) и Администрацией городского поселения «Город Сухиничи» (Заказчик). Предмет Муниципального контракта №32 от 12 августа 2015 года - капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области.
При изучении материалов дела, экспертами было выявлено, что капитальный ремонт асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, выполнены в полном объеме, что подтверждается справкой о стоимости выполненных работ и затрат от 12.09.2015г. (в материалах дела стр. 18) и АКТом приемки выполненных работ по указанному объекту от 12.09.2015г. (в материалах дела стр. 19,20).
Так же в материалах дела присутствует исполнительная документация, содержащая Акты освидетельствования скрытых работ:

  • на розлив вяжущих материалов -2 акта,
  • устройство подстилающих и выравнивающих слоев основания из щебня - 1акт,
  • устройство выравнивающего слоя из А/Б смеси марки II тип В с применением асфальтоукладчика - 2 акта,
  • паспортами и сертификатами применяемых материалов,
  • журналом производства работ (страницы дела не пронумерованы).

Свидетельством выполнения работ ООО «Константа» по муниципальному контракту №32 от 12 августа 2015 года служит присутствующие в материалах дела:

  • АКТ приемочной комиссии о приемке отремонтированных отдельных элементов автомобильных дорог общего пользования и сооружений на них «Капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи, подписанный приемочной комиссией. Комиссия назначена Администрацией ГП «Город Сухиничи», распоряжением № 237 от 11 августа 2015 г. с приложениями;
  • Приложение №1 Ведомость выполненных работ по капитальному ремонту;
  • Приложение №2 Ведомость главнейших дорожно-строительных материалов, уложенных в дело;
  • Приложение №3 Ведомость недоделок и дефектов, установленных при приемке работ, выполненных на объекте, (замечания в ведомости отсутствуют);
  • Приложение №4 Ведомость контрольных измерений и испытаний, произведенных при ремонте объекта, (данные о проведенных испытаниях и измерениях отсутствуют);
  • Гарантийный паспорт на законченный капитальный ремонт: придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, от 12 сентября 2015 г., сроком на три года.

В соответствии с Муниципальным контрактом №32 на Капитальный ремонт придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области от 12.08.2015г., п. 7.9: «Днем сдачи-приемки результата выполненных работ считается день подписания представителями Сторон акта приемки выполненных работ».
Министерством дорожного хозяйства Калужской области (ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик»), был представлен протокол №400 «Результаты испытания асфальтобетона мелкозернистого тип В марка II верхний слой покрытия - дворовая территория» (в материалах дела 77 страница).
Дата отбора: 08.10.2015г.
Дата испытания: 12-13.10.2015г.
Подрядная организация: ООО «КОНСТАНТА»
Объект: г. Сухиничи проезд к домам № 6, 7, 8 по улице Тяговой и двор дома №8 на улице Тяговой.
На основании Заключения данного протокола:
Данные вырубки тип В марка II не соответствуют требованиям СНиП III-10-75.
Асфальтобетонная смесь в образцах из переформованных вырубок соответствует требованиям ГОСТ 9128-13.
Министром дорожного хозяйства Калужской области О.В.Ивановой было дано определение направленное Главе администрации ГП «Город Сухиничи» А. И. Голикову, о ненадлежащем исполнении подрядчиком обязательств по контракту и о том, что предоставление субсидий на оплату выполненных работ будет противоречить требованиям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-Ф3….(в материалах дела 79,80 страницы).

Экспертами ООО «Стройэкспертиза» был проведен анализ протокола № 400 «Результаты испытания асфальтобетона мелкозернистого тип В марка II верхний слой покрытия - дворовая территория» представленного ГКУ Калужской области «Калугадорзаказчик» (в материалах дела 77 страница), в результате которого были выявлены следующие отклонения от нормативных требований:

  • Отбор кернов асфальтобетонного покрытия на улице Тяговой, города Сухиничи для проведения испытаний физико-механических свойств асфальтобетона производился 8 октября 2015 года, при выполнении работ по асфальтировке 12 августа 2015 года. Согласно требованиям СП 82.13330.2011 актуализированная редакция СНиП III-10-75, забор кернов (проб) покрытия должен осуществляться в течении 10 дней с момента укладки горячей асфальтобетонной смеси, но не ранее трех суток.
  • Представленная форма протокола не соответствует рекомендациям СНиП 3.06.03-85 и СНиП 3.06.06-88 образцу журнала испытания образцов.

Журнал испытания образцов, взятых из асфальтобетонного покрытия

Дата ис- пыта- ния

Но- мер образ- ца (керна)

Место от- бора обра- зца

Тол- щи- на слоя (верх-
не- го, ниж- него), см

Сцеп- ле- ние с ниж- ним
слоем или ос- нова- нием

Но- мер сос- тава ас-
фаль- тобе- тон- ной сме- си, тип

Характеристика образца из покрытия

ук- лад- ки ас- фаль- тобе- тон- ной сме- си

взя- тия вы- руб- ки (кер- на)

Объем, см

Сред- няя плот- ность, г/см

Водо- насы- ще- ние, % объе- ма

На- буха- ние, % объе- ма

су- хого на воз- духе

на воз- духе пос- ле 30 мин вы- дер- жива- ния в воде

в воде пос- ле 30 мин вы- дер- жи- ва- ния в воде

На воз- духе

водо- насы- щен- ного под ваку- умом в воде

водо- насы- щенного под ваку- умом

Характеристика переформованного образца

Объема, см

Сред- няя плот- ность ас- фаль-

Водо- насы- ще- ние, % объе-

На- буха- ние, % объе- ма

Предел прочности при сжатии, МПа, при температуре, °С

Коэф- фици- ент водо- стойкос- ти

Коэф- фици- ент уплот- нения покры-

Под- пись ответ- ствен- ного лица

су- хо- го на воз- духе

на воз- духе пос- ле 30 мин

в воде пос- ле 30 мин выдер- жива- ния в

водо- насы- щен- ного под ваку- умом

водо- насы- щен- ного в воде

водо- насы- щен- ного под ваку- умом

то- бето- на, г/см

вы- дер- жи- ва- ния в воде

на воз- духе

су- хого об- раз- ца

водо- насы- щен- ного об- раз- ца


В представленном протоколе № 399 отсутствуют параметры измерения характеристик образца из покрытия (массы в различном состоянии, объёма), позволяющие определить водонасыщение %.

  • По результатам испытаний ГКУ Калужской области характеристик переформованных образцов определенная водостойкость асфальтобетона 1,02 !?

Вода, проникая в микродефекты структуры асфальтобетона, приводит к адсорбционному понижению прочности материала за счет снижения поверхностной энергии стенок трещин и ослабления структурных связей у вершины трещины по мере ее развития. Закономерное снижение прочности асфальтобетона с увеличением срока выдерживания его в воде объясняется постепенной диффузией воды внутрь материала и все увеличивающимся расклинивающим действием воды. Значительно разрушает структуру асфальтобетона его частое попеременное увлажнение и высыхание. Большое влияние на водостойкость асфальтобетона оказывает его пористость, которая составляет 3-7%. С уменьшением размера зерен в асфальтобетоне увеличивается количество замкнутых недоступных воде пор. Так, в крупнозернистом бетоне практически все поры открыты, а в мелкозернистом открытые поры составляют 30-40%. Водостойкость определяется величиной водонасыщения, набухания и коэффициентом водостойкости (отношение прочности водонасыщенных образцов к прочности сухих ). Коэффициент водостойкости должен быть не меньше 0,9, а при длительном водонасыщении (14 сут.) не менее 0,8.
Исходя из этого прочность водонасыщенного образца не может быть больше прочности сухого образца и их отношение при определении коэффициента водостойкости не может превышать 1,0.
Эксперты, на основании вышеизложенного, приходят к заключению о недостоверности результатов определения физико-механических свойств асфальтобетона, уложенного на объекте: г. Сухиничи, улица Тяговой и проезд к домам, №6, 7, 8, представленных в протоколе № 400.
При ответе на второй вопрос поставленный судом по настоящему делу касающегося водонасыщения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, и от каких факторов это зависит, эксперты приводят данные форумов и научных работ КотлярскогоЭ.В. и Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации».
Покрытия автомобильных дорог в процессе эксплуатации находится под воздействием, главным образом, двух групп факторов - погодно-климатических и механических, обусловленных нагрузками от транспортных средств. Под воздействием именно этих двух групп факторов происходят необратимые изменения свойств и структуры асфальтобетона в слое покрытия, снижающее его долговечность.
Асфальтовый бетон в процессе работы в дорожных покрытиях подвер-гается воздействию комплекса атмосферных факторов и во времени изме-няет свои свойства. Одной из причин разрушения асфальтобетонных по-крытий является старение битума, входящего в состав материала, что свя-зано с потерей им вязкопластических свойств. Это обуславливается испарением масел, входящих в состав битумов
Вторым важным фактором старения органических вяжущих в асфальто-бетоне является химическое изменение компонентов битума с образовани-ем новых высокомолекулярных органических соединений. Эти изменения связаны с процессом окисления. Интенсивность этого процесса зависит от величины и совокупности действия многих факторов - теплового воздей-ствия, солнечного света, механических воздействий, действия солей ме-таллов переменной валентности (железа, меди, марганца...) и др.
При старении асфальтобетона в слое дорожного покрытия подвоздей-ствием кислорода воздуха, температурных условий и воды ярко прояв-ляется четыре основных стадии этого процесса: упрочнение структу-ры, ее стабилизация, начало развития деструкционных процессов и разрушение. Длительность каждой стадии, определяется многими факто- рами: технологией приготовления смесей и ее параметрами, проис-хождением, свойствами и зерновым составом минеральных материалов, характером взаимодействия вяжущего с поверхностью минеральных мате-риалов, режимом технологии уплотнения смесей, интенсивностью дви-жения транспортных средств и степенью их удельного давления на покрытие, климатическими условиями региона и др.
Третья и четвертая стадий старения характеризуются резким снижением прочности асфальтобетона, ростом его водонасыщения, уменьшением водо- и морозостойкости, которые могут привести к быстрому, разрушению дорожного покрытия. При этом четкой границы между третьей и четвертой стадиям и не существует.
В связи с отсутствием стандартизованных методов прогнозирова-ния срока службы асфальтобетонных покрытий и их чрезвычайной важ-ностью появилось большое число различных нестандартизованных пока-зателей и методик, позволяющих при проведении оценивать долговечность дорожных асфальтобетонов.
Одна их них:
Оценка и прогнозирование долговечности дорожных покрытий по данным их визуального осмотра. Визуальный осмотр позволяет наиболее быстро дать оценку состояния дорожных покрытий, интенсивности образования на них деформаций и разрушений. Однако этот метод при всей его простоте и удобстве наименее точный и используется, главным образом на стадии выборочной предварительной оценки состояния дорожных покрытий. При этом под деформацией покрытия понимается изменение размеров или формы его поверхности без потери сплошности асфальтобетона и уменьшения его массы. Оценка и прогнозирование долговечности производится путем сопоставления и анализа данных с требованиями предъявляемых к покрытиям автомобильных дорог.
В виду того, что физико-механические свойства асфальтобетона уложенного на улице Долгова с течением времени значительно изменились, к настоящему моменту не в лучшую сторону, производить лабораторные испытания с извлечением образцов из покрытия нет необходимости, поскольку будут получены результаты физико-механических свойств эксплуатируемого асфальтобетона, а это не нормируется.
По мнению экспертов не качественно уложенный асфальтобетон марки II типа В с водонысыщением превышающим 5% имеет так же недостаточную степень уплотнения, поскольку плотность и водонасыщение имеют линейную зависимость.
В этом случае асфальтобетонное покрытие имеющее подобные дефекты, за прошедший период времени с момента эксплуатации, неминуемо приобретет необратимые деформации выраженные в образовании колеи, сдвигах и выбоинах.

Для объективности заключения, на вопросы поставленные Арбитражным судом Калужской области по определению дело № А23-6075/2016, экспертам необходимо было произвести осмотр асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области.
В задачу эксперта входило, произвести визуальный осмотр покрытия, сделать замеры возникшей колейности и прочих дефектов асфальтобетонного покрытия с фотофиксацией.
Экспертный осмотр проводился 3 марта 2017г по адресу г. Сухиничи, улица Тяговая, комиссией в составе:
Эксперт ООО «Стройэкспертиза» - Хасанов В.С.
От истца - Зам. Генерального директора ООО «КОНСТАНТА» Чахалян Г.П.
От ответчика - представители администрации г.п. «город Сухиничи» начальник отдела строительства Марченко Т.И. и главный специалист Харитонов В.П.
Измерение колейности эксплуатируемого асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой проводились в условном, ориентировочном положении с начала места работ от Ж.Д. переезда.
Результаты измерений занесены в «Ведомость измерения глубины колеи».
Представители ответчика от Администрации г.п. «Город Сухиничи» от подписи отказались.
Согласно ГОСТ 33220-2015 Межгосударственный стандарт. Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию, п.5.2.4 допустимая глубина колеи 30 мм.

Проведенные измерения на эксплуатируемом асфальтобетонном покрытии улицы Долгова за срок эксплуатации с 12 августа 2015г. по 3 марта 2017г. (дата проведения измерений) указывают на то, что геометрические параметры покрытия практически не имеют отклонений от требований при приемке выполненных работ, т.е. нового покрытия. Обследуемое покрытие эксплуатировалось в неблагоприятных погодно-климатических условиях две осени, две зимы и одна весна. Результаты измерения глубины колеи подтверждают надлежащее качество выполненных работ по капитальному ремонту покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, и от каких факторов это зависит, эксперты приводят данные форумов и научных работ КотлярскогоЭ.В. и Воейко О.А. «Долговечность дорожных асфальтобетонных покрытий и факторы, способствующие разрушению структуры асфальтобетона в процессе эксплуатации».
В осенний и весенний периоды асфальтобетонные покрытия подвергаются частому перемену температур, что влечет за собой потерю морозостойкости. В зимний период, из-за выпавшего снега, автомобильное движение осуществляется след в след, что приводит к образованию колеи.
Кроме измерений глубины колеи экспертом проводились измерения ровности покрытия, максимальный зазор между рейкой и поверхностью асфальтобетонного покрытия не превышал 4мм, что так же является нормой при приемке выполненных работ.


Фото №1 Внешний вид асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой
(вид в сторону Ж.Д. переезда).


Фото №2 Внешний вид асфальтобетонного покрытия улицы тяговой
(в сторону проезда к домам №6, 7, 8).


Фото №3
Образовавшаяся лужа на вираже свидетельствует о качестве асфальтобетонного покрытия и нарушении норм содержания автомобильных дорог эксплуатирующей организацией. Уровень прилегающей обочины должен быть не выше уровня покрытия дороги и иметь уклон, не препятствующий водоотведению с проезжей части. Наличие наледи и снега на обочине препятствует стеканию талых вод в придорожную водоотводную канаву.


Фото №4
Измерение колеи асфальтобетонного покрытия улицы Тяговой при помощи рейки и клиномера (зазор между рейкой и покрытием 4,5 мм).


Фото №5
Способ забора проб. Не регламентируется нормами, но при контрольном заборе керна из покрытия опытные лаборанты отступают от предыдущего керна на расстояние не менее 50см. Это вызвано тем, что при бурении первого образца в слое щебеночного основания происходит перемещение гранул щебня, что приводит к разуплотнению близлежащих слоев покрытия и физико-механические свойства второго образца по своим показаниям будут значительно отличаться от первого, с повышением водонасыщения % , уменьшением плотности и несущей способности.


Фото №6
Произвести дальнейшие измерения по ровности покрытия ул. Тяговой не позволила грязь и снег на асфальтобетонном покрытии, что свидетельствует об отсутствии ухода и содержания данной проезжей части и отсутствии обустроенной обочины..


Фото №7
Дворовая территория домов № 6, 7, 8, в зимнее время не очищается от снега, что так же помешало провести измерения ровности покрытия.
По имеющимся данным обследования и ровности и колеи эксперты сделали вывод, что отремонтированное асфальтобетонное покрытие ул. Тяговой за период эксплуатации не приобрело дефектов выраженных в образовании колеи, сдвигах и выбоинах, что свидетельствует о соответствии выполненных работ требованиям ГОСТ 9128-2013.

ВЫВОДЫ
По первому вопросу: Соответствуют ли асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области условиям муниципального контракта №32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013 и СНиП III-10-75 (2000) по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения?
Асфальтобетонное покрытие придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области соответствует условиям муниципального контракта 32 от 12.08.2015 требованиям ГОСТ 9128-2013.
В настоящее время проведение испытания асфальтобетона по водонасыщению, пределу прочности на сжатие, водостойкости, коэффициенту уплотнения не целесообразно, из-за отсутствия нормативных данных по этим показателям на эксплуатируемое покрытие.
По второму вопросу: Если имеются отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению, то от чего это зависит (от каких факторов)?
Водонасыщение асфальтобетонных покрытий зависит главным образом, двух групп факторов - погодно-климатических и механических, обусловленных эксплуатационными нагрузками от транспортных средств.
Установление соответствия отклонения асфальтобетонного покрытия придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области по водонасыщению на данном этапе не целесообразно, по причине отсутствия нормативной базы на эксплуатируемые асфальтобетонные покрытия.
По третьему вопросу: Если такие отклонения имеются, возможно, ли использовать асфальтобетонное покрытие в качестве покрытия дворовой территории?
Использование асфальтобетонного покрытия возможно. Дефектов асфальтобетонного покрытия, придомовых территорий многоквартирного дома №8 по ул. Тяговая г. Сухиничи и проездов к многоквартирным домам №6, 7, 8 по ул. Тяговая, г. Сухиничи Калужской области, влияющих на безопасность движения не выявлено.

Все виды повреждений на асфальтобетонных покрытиях можно ориентировочно систематизировать следующим образом:

1-й вид повреждений. На асфальтобетонном покрытии появились макротрещины с шагом через 10-15 м (как правило, на 3-5-й год эксплуатации). Поверхность покрытия приобрела серый цвет. Детальное рассмотрение поверхности с помощью лупы позволяет увидеть мелкие волосяные трещины, что свидетельствует о начале старения асфальтобетона. Задача заключается в затормаживании старения асфальтобетона путем обработки омолаживающими составами;

2-й вид повреждений. На асфальтобетонном покрытии имеется колейность, возникшая в результате износа покрытия. Нижний слой асфальтобетона и несущий слой повреждений не имеют. На основании этого старый слой дорожного покрытия может рассматриваться как материал для повторного применения при ремонте покрытия. Потери материала вследствие истирания могут быть восполнены нанесением дополнительного тонкого слоя с расходом асфальтобетонной смеси 20-40 кг/м 2 . Новый слой необходимо довести до начальной толщины;

3-й вид повреждений. На асфальтобетонном покрытии имеются колеи, которые повторяются в нижнем слое вследствие их недоуплотнения. Необходимо установить, закончен ли процесс уплотнения, выявить причины. Это может быть недостаточное уплотнение слоя при строительстве, повышенная транспортная нагрузка на слои, неуспевшие сформироваться, или применение асфальтобетонных смесей повышенной пластичности. Для получения первоначальной толщины покрытия нужно восполнить потери, возникшие при износе. Однако, если устойчивость нижнего слоя недостаточна, необходимо снять двухслойное покрытие и заменить его новым, более прочным;

4-й вид повреждений. Неровности на асфальтобетонном покрытии в виде колей, просадок повторяются в несущем слое и основании. Искажение профиля является следствием уплотнения конструктивных слоев и грунтового основания. В этом случае возникшие потери от износа невелики и начальная толщина покрытия может быть восстановлена путем рыхления покрытия и его уплотнения без дополнительной новой смеси;

5-й вид повреждений. Неровности на асфальтобетонном покрытии в виде волн и наплывов за счет повышенной пластичности асфальтобетонной смеси. Несущие слои стабильны, работают в стадии упругих деформаций. Взрыхленная смесь из покрытия нуждается в улучшении путем добавления в нее нового материала, способствующего повышению сопротивления при сдвиге;

6-й вид повреждений. Повреждения в виде выкрашивания на больших площадях, выбоин и значительного количества трещин. Это происходит при комплексном воздействии транспортных нагрузок, погодно-климатических факторов за длительный срок службы. Также дефекты на покрытии образуются под влиянием мороза, проникновения воды в покрытие и несущие слои, из-за недостаточного сцепления между слоями, вырывания минеральных зерен из покрытия и применения тощих асфальтобетонных смесей.

В случаях когда отваливаются большие куски покрытия или образуются поперечные и продольные трещины, целесообразен капитальный ремонт всей дорожной конструкции.

Описание шести типичных дефектов, возникающих на автомобильных дорогах, показывает важность точного определения причин их возникновения для решения вопроса о выборе метода ремонта в каждом конкретном случае.

7.2.2 Короткие волны : шагом 30-90 см, чаще 45-60 см, связаны, как правило, с неравномерной подачей смеси к шнековым питателям укладчика, в результате чего выглаживающая плита то поднимается, то опускается вследствие изменения давления смеси на плиту. Другими причинами могут быть износ шарниров плиты, неправильная установка угла атаки плиты, нестабильность смеси по составу (при укатке). Для устранения дефекта следует проверить работу питающих устройств укладчика и выглаживающей плиты, а также стабильность состава смеси и ее температуры. Короткие волны шагом 7-10 см могут быть вызваны неправильным режимом работы виброкатка.

7.2.3 Длинные волны появляются, как правило, из-за колебаний состава и температуры смесей в прибывающих автосамосвалах или резких изменений направления движения катков, а также по названным выше причинам (неправильной работы укладчика и катков). Кроме того, длинные волны могут отражать неровности нижнегослоя основания. Расслоение смеси при доставке также может быть причиной появления длинных волн. Для устранения дефекта необходимо проконтролировать работу механизмов на укладке и качество (однородность и температуру) подвозимой смеси.

7.2.4 Разрывы по центру полосы укладки, по внешним кромкам или по всей ширине вызываются, как правило, неудовлетворительным состоянием или неправильной работой укладчика (в первую очередь, его выглаживающей плиты), пониженной температурой укладываемой смеси, появлением в составе смеси негабаритного щебня или посторонних включений. Для устранения разрывов необходимо проверить и отрегулировать работу плиты, контролировать температуру смеси и плиты (особенно при остановках укладчика), при одиночных разрывах дефект устраняется вручную добавлением горячей смеси лопатой перед началом уплотнения дорожным катком.

7.2.5 Неоднородная текстура поверхности покрытия (особенно при работе с щебенистыми смесями) вызывается, главным образом расслоением смеси при приготовлении и доставке, низкой температурой смеси, колебаниями состава смеси и неправильной регулировкой подачи смеси под выглаживающую плиту. Устранение дефекта определяется причиной его возникновения и заключается в контроле и регулировке работы органов асфальтоукладчика, устранении причин расслаивания смеси на АБЗ.

7.2.6 Следы от выглаживающей плиты могут быть вызваны при остановках укладчика перед разгрузкой очередного самосвала, неправильном взаимодействии укладчика и самосвала (резких торможениях) или при работе

укладчика с уширителями. Для устранения дефекта следует отрегулировать или отремонтировать плиту укладчика, добиться взаимодействия при разгрузке автосамосвалов, сократить остановки укладчика.

7.2.7 Растрескивание (появление коротких поперечных трещин), обычно проявляетсяпосле 2-3 проходов катка (особенно гладковальцового) в начале укатки. Трещины могут появляться и в промежуточный период укатки при повышенной температуре смеси и пластичных (малощебенистых) смесях. Редко трещины возникают при значительной разности температур укладываемой смеси и нижнего слоя. Причинами растрескивания могут быть состав смеси, неправильно выбранные режимы уплотнения катком (повышенная скорость катка, резкие развороты или остановки катка на покрытии). С учетом основной причины следует, в первую очередь, проверить и откорректировать или изменить состав смеси (некоторые смеси растрескиваются даже при температуре 65°С), откорректировать режим уплотнения (в первую очередь температурный) или изменить состав звена дорожных катков, например, использовать в начале укатки только пневмокаток.

7.2.8 Выступание битума (жирные пятна) на поверхности покрытия обычно появляются в начальный период эксплуатации покрытия в виде двух жирных полос по колее движения. Они могут вызывать резкое повышение скользкости покрытия особенно в мокрую погоду. Причины связны главным образом с повышенным содержанием битума в составе асфальтобетонной смеси, расслоением смеси, присутствием воды в смеси, повышенным содержанием битума при обработке (подгрунтовке) нижнего слоя. Для устранения дефекта следует добиться, в первую очередь, минимального содержания влаги в укладываемой смеси, снижения содержания битума или изменения состава смеси. Как крайняя мера может быть рекомендована присыпка жирных пятен сухим мелким песком или минеральным порошком.

7.2.9 Следы от катков на покрытии обычно остаются в процессе начального или основного уплотнения и удаляются на этапе окончательного уплотнения. Однако, при неправильном режиме уплотнения они могут остаться на готовом покрытии. Причинами дефекта могут быть высокая температура или повышенная пластичность состава смеси, недостаточное число проходов или остывание смеси до окончания укатки. Для устранения дефекта следует соответственно проверить и при необходимости откорректировать состав и температуру смеси, увеличить число проходов катков, применить более тяжелый каток или пневмокаток при окончательной укатке.

7.2.10 Некачественные швы сопряжения полос (разность уровней или расслоение смеси в шве) имеют причиной несоблюдение выше приведенных правил их выполнения. Поэтому для устранения дефекта следует четко соблюдать правила работ, целесообразно рекомендовать разогрев холодных спаек газовыми горелками или линейками дефектных мест с подкаткой катком.

7.2.11 Неравномерная толщина слоя вызывается, как правило, неправильной регулировкой выглаживающей плиты или повышенной скоростью движения укладчика (более 24 м/мин для тонких слоев и 15 м/мин для слоев толще 6 см). Дефект может быть устранен за счет корректировки работы выглаживающей плиты укладчика.

7.2.12 Продольные трещины вдоль полотна могут быть вызваны либо недостаточным уплотнением нижнего слоя или сцеплением с ним, либо сдвигом от тяжелого катка при разворотах, либо уплотнением слишком горячей смеси. Дефект, в случае двух последних причин, может быть устранен только частично, пока смеси находятся в горячем состоянии.

7.2.13 Возможные дефекты готового покрытия из литого асфальтобетона – наплывы в местах с продольным уклоном, могут возникать из-за расслоения смеси при перевозке; скользкость покрытия – из-за недостаточной вязкости вяжущего (глубина вдавливания штампа меньше нормы) или несоблюдении температурного режима укладки; выкрашивание в процессе эксплуатации покрытия, вызываемое плохой обработкой швов сопряжений полос или укладкой литой асфальтобетонной смеси в мокрую погоду.

7.2.14 Для предотвращения дефектов при работах с литым асфальтобетоном рекомендуется строгое соблюдение правил и норм. укладка холодного асфальта

Вероятные недостатки Причины их возникновения Способы их устранения или предотвращения
1. Состояние смеси
Смесь дымится (синий дымок над смесью) Смесь перегрета выше 180 ° С Сообщить на АБЗ о необходимости отрегулировать температурный режим. Смесь для верхнего слоя применять нельзя
Смесь дымится (серый цвет) Избыточная смазка кузова Кузов смазать тонким слоем мазута
Глянцевая пленка на поверхности смеси в кузове автомобиля Недостаточное перемешивание смеси Расслоение смеси при перевозке Сообщить на АБЗ о том, чтобы перемешивание смеси довели до нормы в зависимости от влажности материала
Комья трудно разбиваются, смесь горячая Недостаточное перемешивание или применен влажный минеральный порошок Усилить контроль за подачей минерального порошка. Произвести раздельное перемешивание сухого замеса, а затем с битумом

Окончание табл. 60

2. Укладка смеси
Задирание поверхности слоя Попадание в смесь крупного щебня или посторонних предметов, которые волокутся за плитой укладчика Остановить укладчик, поднять рабочие органы, удалить крупные частицы и другие посторонние предметы
Негладкая рваная поверхность, местами углубленная вдоль полосы Смесь прилипает к выглаживающей плите укладчика Очистить, смазать мазутом (соляровым маслом) и подогреть выглаживающую плиту
Неровная поверхность слоя в продольном направлении Основание неровное, неправильно отрегулирована толщина слоя Проверить отметки основания, выглаживающую плиту установить на толщину проектного слоя
Сдвижка слоя, наплывы в покрытии при укатке Высокая температура смеси или она «жирная» Сообщить на АБЗ о температуре смеси и проверке дозировки битума
Появление трещин при уплотнении слоя покрытия Сухая смесь или недостаточно прочное основание Сообщить на АБЗ о неполной дозировке битума
Разрывы по всей ширине полосы покрытия Трамбующий брус установлен выше выглаживающей плиты Трамбующий брус установить на 3...4 мм ниже поверхности выглаживающей плиты
Разрывы в покрытии, в середине и по краям Неправильно установлена выглаживающая плита. Увеличена подача смеси Отрегулировать шиберные заслонки. Установить плиту в горизонтальное положение

Дополнительные требований к укладке асфальтобетонной смеси

При отрицательной температуре воздуха

1. Очистка основания механической щеткой без применения воды.



2. Непрерывный подвоз смеси в утепленных кузовах автосамосвалов, чтобы не допустить остановку асфальтоукладчика.

3. Температура смеси при укладке должна быть не ниже 160° С, а при уплотнении - 130 °С.

4. Приготовление смеси с добавками ПАВ или активированным минеральным порошком.

5. Уплотнение смеси тяжелыми катками на пневмоходу или виброкатками со скоростью не более 2 км/ч и увеличением числа приходов на 20...30 %.

6. Подогрев основания (нижнего слоя покрытия) разогревателями типа КР-53А, РА-10, ДЭ-2 или другими средствами.

7. Толщина слоя укладки смеси должна быть не менее 4 см.

8. Тщательная заделка продольных и поперечных швов путем дополнительного прогрева горячими утюгами или выносными линейками с горелками разогревателей асфальтобетона.

9. Укладка теплых и горячих смесей при температуре воздуха не ниже 0 ° С и скорости ветра не более 7 м/с.

10. Асфальтобетонная смесь должна иметь минимальный показатель по водонасыщению.

11. Асфальтоукладчик должен иметь выглаживающую плиту с исправным агрегатом нагрева.

12. Техника должна быть подготовлена для работы в зимних условиях.

Коэффициент уплотнения для асфальтобетона должен быть не ниже:

0,99 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типа А, Б;

0,98 - для плотного асфальтобетона из горячих смесей типа В, Г, Д, пористого и высокопористого асфальтобетона;

0,97 - для асфальтобетона из холодных смесей.

Линейный контроль за коэффициентом уплотнения в период укатки смеси следует производить приборами:

динаметрическим плотномером конструкции МГП «Кондор» (прил. 4, рис. 28);

пористомером асфальтобетона КП-209М (прил. 4, рис. 29).

Контроль качества работ

1. При приготовлении асфальтобетонной смеси проверяют:

постоянно - температуру битума и минеральных материалов, температуру готовой смеси в кузове каждого автомобиля;



не реже одного раза в смену - качество смеси по ГОСТ 9128-97 и битума по ГОСТ 11501-78 и ГОСТ 11503-74;

качество щебня, песка, минерального порошка - не реже одного раза в 10 смен.

2. В процессе строительства покрытия проверяют:

поперечные уклоны покрытия;

ровность покрытия в 5 контрольных точках;

температуру асфальтобетонной смеси в кузове каждого прибывающего самосвала;

постоянно - качество продольных и поперечных швов укладываемых полос;

качество асфальтобетона по показателям кернов (вырубок), взятых в 3 местах на площади покрытия 7000 м 2 .

Вырубки следует отбирать в каждом слое из горячего асфальтобетона через 1…3 суток, из холодного асфальтобетона - через 15...30 суток на расстоянии не менее 1,0 м от края покрытия.