Технологическая последовательность устройства поверхностных обработок. Поверхностная обработка дорожных покрытий. Технология поверхностной обработки с синхронным распределением вяжущего и щебня

25.07.2019

Поверхностная обработка


Асфальтобетонное покрытие под воздействием транспорта и атмосферных факторов претерпевает существенные изменения, которые сводятся к износу покрытия и повышению хрупкости асфальтобетона, появляются трещины, наблюдается повышенный износ и шелушения. Это характерно и для участков покрытия, на которых уложена асфальтобетонная смесь с недостаточным содержанием битума. Одним из мероприятий по обеспечению стабильности свойств асфальтобетона является поверхностная обработка для защиты от непосредственного воздействия транспортных средств и атмосферных факторов.

Для поверхностной обработки применяют шлаковый щебень размером до 25 мм, полученный при дроблении металлургических шлаков. Щебень подбирают по крупности с учетом назначения и вида поверхностной обработки. Используют щебень как обработанный, так необработанный. Лучшие результаты достигаются при применении щебня, обработанного органическими вяжущими. Черный щебень возможно приготавливать в асфальтосмесителях в стационарных условиях и непосредственно на месте работ.

В зависимости от принятого способа производства работ выбирают вязкость битума. Так, черный щебень, обработанный битумом БНД 130/200, БНД 90/130 или дегтем Д-6, применяют только в горячем состоянии при температуре выше 120 °С; при обработке битумом БНД 200/300 его укладывают при 60-100 °С; при обработке битумом МГ 70/130 или (Т 130/200 и дегтем Д-5 черный щебень укладывают в холодном состоянии. Применение горячего и теплого черного щебня обеспечивает наилучшее качество покрытия, однако это связано с организационными трудностями. Ориентировочное количество битума для приготовления черного щебня составляет 1,5-2% от массы щебня.

Устройство поверхностной обработки заключается в розливе по предварительно очищенному основанию органического вяжущего, россыпи тонким слоем минерального мелкозернистого материала и последующего уплотнения слоя катками самоходными двухвальце-выми с гладкими вальцами массой до 6 т. Окончательное формирование слоя поверхностной обработки происходит под влиянием солнечной радиации и воздействием транспортных средств. Вяжущий материал и его вязкость назначают в зависимости от климатических и погодных условий, химико-минералогического состава и структурно-текстурных признаков минерального материала.

Процесс формирования поверхностной обработки канд. техн. наук В. Т. Кузьмичев 1 условно разделяет на три этапа.

Первый этап характеризуется сравнительно слабым прилипанием вяжущего к минеральным зернам из-за незначительной площадки контакта между ними, а также малой вязкостью вяжущего.

В этот период наблюдается отрыв щебенок под воздействием касательных усилий колес автомобилей.

Второй этап характеризуется устойчивым положением щебенок, перераспределением вяжущего в верхнюю часть слоя за счет сил межмолекулярного притяжения, увеличением вязкости вяжущего и уплотнения автомобильным транспортом. Второй этап даже в сухую теплую погоду продолжается около двух недель.

Третий этап - слой поверхностной обработки полностью сформировался. В этот период слой работает на истирание. Шероховатость слоя износа постепенно уменьшается вследствие вдавливания крупных зерен в покрытие и их полируемости, изменения гранулометрического состава щебня, который частично истирается и раздавливается сначала при укатке жесткобарабанными катками, а затем колесами автомобилей.

Следовательно, для обеспечения высокого качества поверхностной обработки необходимо, чтобы вяжущее хорошо смачивало минеральный материал и образовывало прочные устойчивые связи на границе раздела битум -поверхность щебня. Это достигается подбором минеральных материалов, способных активно взаимодействовать с вяжущим, введением поверхностно-активных веществ (ПАВ) в вяжущее или активаторов на поверхность зерен щебня.

Нефтяные битумы сравнительно плохо прилипают к поверхности щебенок из кислых пород и лучше из основных пород. Основные металлургические шлаки активно взаимодействуют с битумом. Между ними возможно возникновение химических связей. Анионак-тивные компоненты битума способны образовывать новые химические соединения с положительными ионами, входящими в состав шлака. Большая развитость поверхности шлаковых щебенок способствует проявлению механической адгезии.

Добавка активаторов (извести или цемента) к щебню из кислых шлаков для улучшения сцепления его с вяжущим составляет 2-3% массовой доли. ПАВ добавляют в битум при его подогреве перед розливом; массовая доля их 1 -10%. Значительно улучшают сцепление, применяя шлаковый щебень, предварительно обработанный вяжущим в асфальтосмесителе.

При использовании щебня из металлургических шлаков для устройства поверхностной обработки наиболее широко применяют следующий способ производства работ. Перед началом работ покрытие или основание тщательно очищают от грязи и пыли, а движение переводят на объезд, который во избежание попадания пыли на место работ систематически поливают водой.

Битум БНД 130/200 в количестве 1,1-1,2 л/м2 разливают автогудронаторами, после чего сразу рассыпают щебень в количестве 1,3-1,5 м3 на 100 м2 поверхности и начинают прикатку дорожными катками самоходными с гладкими вальцами массой до 6 т по три-четыре прохода по одному следу. Вязкость вяжущего при температуре воздуха выше 25 °С должна быть в пределах 120-150 ° глубины проникания иглы. В более прохладную погоду глубина проникания должна быть в пределах 150-200 град. Распределение щебня по разлитому битуму должно быть закончено в течение 30 мин.

Пвижение транспорта открывают по готовому участку не ранее, цем через 6-10 ч после того, как битум остынет.

В случае дождя в период окончания работ или ночью, а также на второй день следует немедленно закрыть движение по готовому участку до установления сухой и теплой погоды. После установления соответствующей погоды необходимо повторить уплотнение слоя износа двумя-тремя проходами катка и только после этого открыть движение.

При применении шлакового щебня для устройства поверхностной обработки необходимо учитывать его специфические свойства. Все зерна шлакового щебня имеют различную пористость. Согласно приведенным ранее данным, пористость плотных и плотно-пористых разностей достигает 10%, ноздревато-пористых 15-25%, а пемзоподобных до 50%. Водопоглощение этих шлаков изменяется в пределах 1,5-20%. Характер пор у шлакового щебня самый различный. Поры могут быть закрытыми (замкнутыми) и открытыми. Закрытые поры изолированы от открытых и не сообщаются между собой и окружающей средой. Открытые поры сообщаются с окружающей средой, что и необходимо учитывать.

Наличие в щебне различных по диаметру пор обусловливает капиллярные явления, приводящие к отсосу в глубь зерен низкомолекулярных компонентов битума. Если диаметр капилляров меньше 200 А°, происходит фракционирование битума. На наибольшую глубину внутрь зерен проникают масла, на меньшую смолы и у поверхности концентрируются асфальтены. Вязкость пленочного битума на зернах значительно больше, чем на плотных шебенках из плотных горных пород. Поэтому при использовании шлакового щебня для устройства поверхностей обработки вязкость битума должна быть меньше, чем для щебня из плотных горных пород.

Пористость шлакового щебня существенным образом влияет и на процессы формирования слоя поверхностной обработки. В случае плотного щебня смачивание зерен битумом происходит по наружной поверхности щебня, в то время как при пористой текстуре вначале происходят капиллярные явления, а затем после заполнения пор происходит смачивание битумом периметра зерен. Следовательно, формирование поверхностной обработки на шлаковом щебне протекает медленнее. Кроме того, зерна шлакового щебня всегда покрыты пленкой из пылеватых частиц, которая также замедляет процессы смачивания.

В связи с этим для устройства поверхностной обработки шлаковым щебнем наиболее целесообразно применять щебень, предварительно обработанный органическими вяжущими. В этом случае имеются все условия для быстрого формирования слоя. Для обработки шлакового щебня применяют каменноугольные дегти Д-2, Д-3 или битумы МГ 25/40 и МГ 40/70 в количестве 1,1-=-1,3% от массы щебня. Норму розлива вяжущего составляет 1,0 л/м2 покрытия, ориентировочно на 10-15% больше, чем для щебня из магматических горных пород.

Опытные участки поверхностной обработки, выполненные при ремонте дорог с асфальтобетонным покрытием в Донбассе, показали, что поверхностная обработка щебнем из доменных шлаков значительно лучше, чем обработка щебнем из местных известняков и песчаников.

Необходимость применения шлакового щебня была вызвана от-сутствием щебня из магматических горных пород.

На основании данных, полученных при эксплуатации опытных участков, в дальнейшем шлаковый щебень применяли в более ши-роких масштабах, исчисляемых сотнями километров.

Применение шлакового щебня для устройства поверхностной обработки экономически выгоднее по сравнению с аналогичными участками поверхностной обработки с использованием гранитного щебня, а также щебня из известняков. Если стоимость 1 м2 поверх-1 ностной обработки с гранитным щебнем составляет 0,421 руб., то со щебнем из известняков это будет 0,87, а на шлаковом щебне 0,72 от стоимости эталона.

Применение щебня из известняков и песчаников для устройства поверхностной обработки приводит к формированию защитных слоев, не обладающих достаточной шероховатостью за счет дробления разнопрочных зерен щебня при укатке, в то время как со шлаковым щебнем возможно получить покрытие с шероховатой поверхностью. В процессе переработки доменного шлака на щебень менее прочные зерна разрушаются и отгрохачиваются, т. е. происходит обогащение щебня по прочности.

На основании данных по эксплуатации участков асфальтобетонных покрытий с поверхностной обработкой шлаковым щебнем шероховатость покрытия сохраняется на отдельных участках в течение 2-3 лет.

Необходимо отметить, что почти на всех обследованных участках поверхностной обработки наблюдается лишнее количество битума, который заполняет-межзерновое пространство и уменьшает шероховатость покрытия, а в некоторых случаях полностью выравнивает поверхность покрытия и размягчает верхний слой. Шлаковый щебень хорошо приклеивается к битумной пленке и только лишний щебень сбрасывается транспортными средствами на обочину. Однако формирование поверхностной обработки за счет пористости зерен несколько затормаживается и, если температура воздуха падает, это может привести к разрушению поверхностной обработки. Подобные явления наблюдаются только при норме розлива вяжущего, необходимой для формирования шероховатой поверхностной обработки, т. е. 1,1 -1,3 л/м2. При большем расходе битума шлаковый щебень хорошо удерживается на поверхности покрытия, но это приводит к ликвидации шероховатости. Если поверхностная обработка устраивается щебнем, предварительно обработанным вяжущим, формирование слоя заканчивается значительно быстрее, разрушений не наблюдается, а шероховатость хорошо сохраняется в течение 2-3 лет.

С применением различных материалов и машин

Рабочие операции, номера Наименование материала
белый щебень с применением: черный щебень с применением: песчано-резино-битумная смесь
щебнерасп. битумощеб-нерасп. Втапли-вания в смесь
щебне-расп. биту-мощеб-нерасп.
+ + + + - +
2. Подгрунтовка покрытия автогудронатором жидким битумом при температуре 50-60 ° С - - - - - +
3. Розлив вязкого битума автогудронатором при температуре 140...150 о С по норме (1,0-1,3), (0,8-0,9) л/м 2 + - + - - -
4. Подвоз щебня автосамосвалами 8 т: Белый щебень, Черный щебень – 120…140 ° С Песчано-резинобитумная смесь (150...160 ° С) и укладка асфальтоукладчиком + - - + - - - + - - + - - + - - - +
5. Подкатка свежеуложенной асфальтобетонной смеси верхнего слоя покрытия катком 6…8 т за 2…4 прохода - - - - + -
6. Укладка материала на верхний слой покрытия + - + - + -
7. Втапливание черного щебня в верхний слой покрытия при температуре 120-140 о С катком 6…8 т за 2…4 прохода - - - - + -
8. Подвоз и заправка цистерны битумо-щебнераспределителя горячим (160…180 ° С) вязким битумом - + - + - -
9. Розлив битума по норме (1,0…1,3), (0,8...0,9) л/м 2 и россыпь щебня - + - + - -
10. Подкатка верхнего слоя покрытия катком 6…8 т за 2…4 прохода - - - - + -
11. Уплотнение щебня катком 10 т за 4…6 проходов + + + + - +
12. То же за 12...18 проходов - - - - + -
13. Исправление мелких дефектов при формировании покрытия дорожными рабочими + + + + + +

Примечание. Розлив битума по норме 1…1,3 л/м 2 производится по фракциям белого щебня, а по норме 0,8...0,9 л/м 2 - по фракциям черного щебня.

Таблица 62

Технология устройства двойной поверхностной обработки покрытия с применением различных материалов и машин

Рабочие операции, номера Наименование материала
белый щебень с применением черный щебень с применением
щебнерасп. битумо-щебнерасп. щебнерасп. битумо-щебне-расп.
1. Очистка от пыли и грязи верхнего слоя покрытия поливомоечной машиной из расчета 5...10 л/м 2 + + + +
2. Первый розлив вязкого битума автогудронатором при температуре 140...160 ° С из расчета (1,4...1,6), (0,8...0,9) л/м 2 + - + -
3. Подвоз щебня автосамосвалами 8 т: белый щебень, черный щебень - 120...140 °С + - + - - + - +
4. Укладка материала + - + -
5. Подвоз и заправка цистерны биту-мощебнераспределителя горячим (160...180 ° С) вязким битумом. Розлив битума из расчета (1,4...1,6), (0,8...0,9) л/м и россыпь щебня - + - +
6. Укатка первого слоя щебня катком 10 т за 4...6 проходов + + + +
7. Второй розлив вязкого битума автогудронатором при температуре 140...160 о С из расчета (0,8...0,9), (0,6…0,7) л/м 2 + - + -
8. Подвоз щебня автосамосвалами 8 т. Вторая россыпь белого щебня + - + -
9.Подвоз и заправка цистерны биту-мощебнераспределителя горячим (160...180 ° С) вязким битумом. Второй розлив битума из расчета (0,8...0,9), (0,6…0,7) л/м 2 и россыпь щебня - + - +
10. Укатка второго слоя щебня катком - 10 т за 3...5 проходов + + + +
11. Исправление мелких дефектов при формировании поверхности покрытия 4 дорожными рабочими + + + +


Примечание. Расход битума (1,0...1,6), (0,8...0,9) л/м 2 предусмотрен для белого щебня, а (0,8...0,9), (0,6...0,7) л/м 2 для черного щебня.

Таблица 62

Недостатки и способы их устранения при устройстве поверхностной

Обработки покрытия

Вероятные недостатки Причины их возникновения Способы их устранения или предотвращения
Щебень отстает от покрытия и даже уносится колесами Загрязненная или влажная поверхность покрытия, низкая температура битума при розливе Восстановить поверхностную обработку помощью ручного гудронатора
Щебень сбрасывается на обочины при движении транспорта Плохое сцепление битума с частицами щебня. Движение открыто рано, вяжущий материал не затвердел. Щебень с пыльной «рубашкой». Битум затвердел, с россыпью щебня опоздали Исправить трудно. Следует применить черный щебень, укатать, а движение транспорта открыть на следующий день.
Поверхность покрытия затягивается битумом и теряет шероховатость Избыточное количество битума Дополнительная россыпь черного щебня при температуре воздуха более 15 ° С
На поверхности в отдельных местах образуются жирные пятна Подтек вяжущего из распределителя автогудронатора На небольших площадях битум счищают вручную горячими лопатами и засыпают одномерным щебнем. Под распределителем автогудронатора на стоянках следует устанавливать металлический поддон
Щебень при укатке раздавливается Применен щебень слабых пород. Избыток щебня Лишний щебень убрать до укатки. Участок дороги переделать щебнем требуемой прочности
Щебень сбрасывается с проезжей части продольными полосами При розливе отдельные сопла распределителя автогудронатора не работают Перед каждым розливом прочищать сопла распределителя. Пропуски заделать ручным гудронатором


Контроль качества работ

1. Проверяют температуру битума в каждом автогудронаторе.

2. Постоянно проверяют однородность и чистоту щебня, равномерность распределения битума и щебня на покрытии.

3. Не реже одного раза в смену проверяют сцепление вяжущего материала с поверхностью зерен щебня по ГОСТ 12801-84.

Глава 4. АВТОДОРОЖНЫЕ ВОДОПРОПУСКНЫЕ ТРУБЫ

Общие положения

Водопропускные трубы различают:

по материалу тела трубы - бетонные, железобетонные, металлические, полимерные;

по форме поперечного сечения - круглые, прямоугольные, овоидальные;

по числу очков в сечении - одно-, двух-, многоочковые;

по работе поперечного сечения - безнапорные (работающие неполным сечением на всем протяжении), напорные (работающие полным сечением на всем протяжении), полунапорные (работающие у входного оголовка полным сечением, а на остальной длине - неполным).

Отверстия труб на автомобильных дорогах следует принимать не менее:

1,0 м - при длине трубы не более 30 м;

0,75 м - при длине трубы не более 15 м;

0,50 м - на съездах при устройстве в пределах трубы быстротока.

На внутрихозяйственных дорогах можно применять трубы с отверстиями размером 0,5 м при их длине не более 10 м.

Толщина засыпки над звеньями или плитами труб до низа дорожной одежды принимается не менее 0,50 м.

Малые, средние автодорожные мосты и водопропускные трубы разрешается располагать на участках дорог с любым профилем и планом, принятым для данной категории дороги.

Трубы, как правило, устраиваются в безнапорном режиме и, как исключение, в напорном и полунапорном режимах для пропуска расчетного расхода воды (табл. 64).

Нельзя строить трубы при наличии наледей, ледохода, корчехода. На реках и ручьях, имеющих нерестилища рыб, трубы устраивают с разрешения инспекции рыбнадзора.

Возвышения бровки земляного полотна на подходах к трубам над расчетным уровнем воды следует принимать не менее 0,50 м, а для труб, работающих в напорном или полунапорном режиме, - не менее 1,0 м.


Для предохранения низкопрочного слоя каменных материалов от непосредственного воздействия колес автомобилей и создания шероховатой поверхности покрытия необходимо устройство верхних защитных тонкослойных покрытий, которые выполняются с использованием органических вяжущих материалов.
Такие покрытия препятствуют также прониканию атмосферной воды в несущие слои. Это имеет особо важное значение для материалов, изменяющих свои физико-механические свойства при увлажнении. Тонкослойные покрытия устраиваются чаще всего в виде поверхностной обработки или же в виде слоя из предварительна обработанных органическими вяжущими минеральных материалов.
Поверхностная обработка заключается в распределении по проезжей части дороги органических вяжущих материалов с последующей засыпкой мелким каменным материалом в количестве, необходимом для создания тонкого (2-4 см), но вместе с тем плотного и эластичного слоя, хорошо связанного с нижележащим слоем одежды и защищающего ее от непосредственного воздействия автомобилей и атмосферных осадков. Поверхностная обработка улучшает эксплуатационные качества покрытий, повышая их шероховатость.
Для поверхностной обработки применяют вязкие дегти или битумы, которые в горячем состоянии разливают на хорошо уплотненную, ровную поверхность покрытия. В зависимости от вида дорожного покрытия, характера и интенсивности движения эту операцию повторяют 1, 2 или 3 раза, в соответствии с чем поверхностную обработку называют одиночной, двойной или тройной.
Если поверхностную обработку делают на старом покрытии, его необходимо предварительно тщательно отремонтировать. Новые щебеночные, гравийные, грунтощебеночные и другие покрытия до выполнения поверхностной обработки должны быть доуплотнены движением Выявившиеся деформации покрытия необходимо ликвидировать. Устройство поверхностной обработки характеризуется высокими темпами работ, использованием несложного оборудования, минимальным расходом вяжущих и минеральных материалов и как результат всего этого невысокой стоимостью (2,5 - 4,5 тыс. руб. за 1 км).
Порядок производства работ при устройстве одиночной поверхностной обработки следующий: подготовка обрабатываемой поверхности; розлив вяжущего в горячем состоянии; немедленное распределение (россыпь) и разравнивание минерального материала; уплотнение. При двойной и тройной поверхностных обработках розлив вяжущих, россыпь минеральных материалов и уплотнение-производятся соответственно 2 или 3 раза.
Подготовка обрабатываемой поверхности заключается в ее очистке, частичном мелком ремонте для ликвидации неровностей и вспомогательном розливе вяжущего материала. Покрытие очищают механическими щетками за один-два прохода.
При обработке покрытия из низкопрочных каменных материалов после очистки его от грязи и пыли следует разлить жидкий битум марок СГ-15/25, МГ-25/40 или деготь Д-1, Д-2 в количестве 1,0-1,5 л/м2 для улучшения сцепления вновь образуемого черного коврика с поверхностью покрытия (подгрунтовка). Основное вяжущее разливают только после того, как в покрытие полностью впитается материал предварительного розлива.
Для поверхностной обработки применяют органические вяжущие материалы с повышенной вязкостью жидкие битумы СГ-40/70-МГ-40/70, а также вязкие битумы БНД-130/200 БНД-200/300 И каменноугольные дегти Д-4 и. Д-5. При более прохладной погоде и малопрочных материалах применяются менее вязкие (из перечисленных) вяжущие материалы.
Дорожные каменноугольные дегти, применяемые для поверхностной обработки дорог, понижают срок службы покрытия вследствие быстрого старения, Некоторое повышение погодо- и теплоустойчивости дегтей достигается путем введения в них тонкодисперсных частиц каменных материалов, известняка, доломита, шлака или каменной пыли. Дегти с такими добавками называются наполненными. Количество добавки обычно не превышает 30% по массе. Количество добавки может быть установлено по формуле

где Н/Д - весовое отношение наполнителя к дегтю; k - коэффициент, зависящий от свойств наполнителя, равный 0,4-0,5, γн и γд - плотности наполнителя и дегтя; Сн - вязкость по стандартному вискозиметру наполненного дегтя; С - то же, чистого.
При устройстве поверхностной обработки можно применять и быстро распадающиеся эмульсии, что позволяет использовать увлажненные минеральные материалы.
Опыт показал, что при недостаточной чистоте минерального материала и в районах с теплым климатом можно применять средне- и медленнораспадающиеся эмульсии, содержащие 50-55% битума.
Подготовительные и окончательные операции проводят так же, как и для поверхностной обработки с битумом. В технологии устройства есть небольшое различие, которое заключается в том, что эмульсию разливают на рассыпанный минеральный материал (60-70% от нормы), а затем рассыпают остальные 30-40% минерального материала. Такая технология препятствует растеканию эмульсии.
Положительных результатов достигли дорожники Украины, применяя несколько иную технологию; вначале рассыпают 30% минерального материала от нормы и затем разливают 50% эмульсии, затем рассыпают еще 40% минерального материала и разливают оставшиеся 50% эмульсии, после чего засыпают до нормы оставшийся минеральный материал и уплотняют средним или тяжелым катком за два-четыре прохода по одному следу.
Для улучшения прилипания битума к поверхности минерального материала применяют поверхностно-активные добавки, которые вводят путем их распыления по поверхности сразу же после розлива битума или при его приготовлении.
Битум разливают при температуре 80-120° С на сухое очищенное покрытие. Температура воздуха должна быть не ниже 15° С. Вяжущее разливают при помощи автогудронаторов, прицепных гудронаторов или битумовозов, чаще на всю ширину проезжей части, а иногда (в зависимости от условий проезда, нормы розлива и ширины проезжей части) на половину ее ширины.
При розливе вяжущего автогудронаторами следует иметь в виду, что интенсивность распределения вяжущего зависит от скорости движения автогудронатора, которая в связи с этим назначается в соответствии со специальными таблицами.
При емкости автогудронатора Qt длине распределительной трубы b, норме розлива вяжущего q длина захватки за один проход составляет

Слой битума или дегтя должен быть возможно более тонким и равномерным, без пропусков. Норму розлива необходимо тщательно соблюдать и изменять в зависимости от вязкости материалов, характеристики каменного материала. При шероховатом и неплотном покрытии, крупном минеральном материале и вязком битуме (дегте) требуется больший объем органических вяжущих материалов.
Пропущенные места при розливе (ввиду засорения сопел, неравномерного движения автогудронатора и т. д.) должны быть заделаны разливом из лейки или другим путем.
При розливе вяжущего по одной половине дороги необходимо обеспечить ровный продольный стык, для этого предыдущий розлив перекрывают не более чем на 5-10 см.
На участках со значительными продольными уклонами для предотвращения быстрого стекания вяжущего розлив следует вести снизу вверх.
Минеральный материал (гравий, щебень размером до 25 мм) рассыпают немедленно после розлива вяжущего, что необходимо для хорошего сцепления каменных частиц и битума. Чем быстрее будет сделана россыпь минерального материала, тем большая гарантия получения равномерной толщины обрабатываемого слоя по всей ширине проезжей части. Материал рассыпают так, чтобы на покрытии не оставалось черных пятен, так как в противном случае вяжущее будет прилипать к колесам движущихся машин и срывать слой обработки. Минеральные материалы распределяют самоходными и прицепными щебнераспределителями или автомобилями-самосвалами с навесным распределительным оборудованием. Для того чтобы не наезжать на вяжущее, автомобили-самосвалы движутся задним ходом. Щебень и гравий, применяемые для россыпи, должны, быть однородными по прочности и размерам, чистыми и сухими. Для первой россыпи может быть применен минеральный материал меньшей прочности. Для последней россыпи следует применять прочный, морозостойкий, плохо шлифующийся одномерный материал с соотношением размеров частиц не более 1-2, что обеспечивает быстрое формирование покрытия. Для обеспечения большой шероховатости покрытия, что особенно важно при значительных продольных уклонах, рекомендуется применять для последней россыпи щебень размером 15-25 или 10-15 мм. Расход вяжущего и минерального материала приведен в табл. 55.

Для равномерного распределения минерального материала его разметают механическими щетками. Затем полученный слой уплотняют катком на пневматических шинах или с металлическими вальцами. Количество проходов в зависимости от прочности минерального материала, температуры воздуха, типа и массы катка может быть в пределах трех - шести по одному следу Прочные материалы (1-2-го классов) следует уплотнять средними (7-9 т) или тяжелыми (10-12 т) катками, менее прочные материалы (3-4-го классов) уплотняют легкими катками (5-6 т) или лучше катками на пневматических шинах.
В процессе укатки необходимо следить за образованием просадок, наличием отдельных жирных мест В том и другом случае дополнительно рассыпают минеральный материал, тщательно разметая его по исправляемой поверхности. Движение может быть открыто через 6-8 ч после уплотнения. Окончательное формирование покрытия происходит под воздействием движения.
Поверхностную обработку покрытий из грунта и грунтощебня следует выполнять после уплотнения и формирования покрытия под действием автомобильного движения.
Работы по устройству поверхностной обработки должны заканчиваться с таким расчетом, чтобы формирование покрытия в процессе эксплуатации было завершено за 10-20 дней до начала периода с пониженными температурами воздуха и дождями, в противном случае возможно разрушение покрытия.
За слоем поверхностной обработки в первые две-три недели необходим уход: отдельные повреждения следует немедленно исправлять; минеральный материал, сбрасываемый движением к краям дороги, следует наметать обратно, а выступающие пятна вяжущего материала присыпать каменной мелочью.
По мере износа поверхностную обработку следует периодически повторять. Повторная обработка требует меньшего расхода вяжущего (1,0-1,5 кг/м2) и каменной мелочи.
Для обеспечения нормальной службы дорожных одежд из низкопрочных материалов поверхностная обработка имеет особенно важное значение. При ее отсутствии или повреждении разрушается покрытие и повышается его износ. Если своевременно возобновлять поверхностную обработку, практически не возникает потребности в ремонте покрытия, за исключением мелкого текущего ремонта местных повреждений.
Для слоев укрепленного грунта, обработанного и необработанного грунтощебня, жерствы, шлаков, гравия, низкопрочных каменных материалов необходимо применять тройную, в крайнем случае двойную поверхностную обработку.
На покрытиях, ранее обработанных органическими вяжущими материалами, устраивается, как правило, одиночная поверхностная обработка.
Основными отличиями поверхностной обработки на покрытиях, ранее обработанных вяжущими, являются возможность в ряде случаев исключения предварительного розлива и меньший расход вяжущего и минерального материала.
На Украине для устройства поверхностной обработки применяют высокопрочный клинец крупностью 15-25 мм с тщательным уплотнением тяжелыми катками. Такая, поверхностная обработка дает шероховатое покрытие и значительно удлиняет срок его службы. Так, поверхностная обработка с применением низкопрочных минеральных материалов служит около 2-3 лет, а с применением гранитного материала - 3-6 лет, в зависимости от интенсивности и состава движения.
Для устройства шероховатых поверхностных обработок в Kaзахстане применяли высокопрочный гранитный щебень, дробленый гравий, частично прочный известняк и вязкий битум марок БНД-90/130, БНД-130/200, а также быстро- и среднераспадающиеся эмульсии. Нормы расхода материалов приведены в табл. 56.

Эффективность устройства шероховатых поверхностных обработок по сравнению с обычными (гладкими, эластичными) характеризуется следующими данными: расход щебня сократился на 60-80%, битума - на 30-50% с экономическим эффектом в среднем 400 руб. на 1 км поверхностной обработки. Коэффициент сцепления шин с покрытием повысился в 1,6-2,2 раза, повысилась скорость движения автомобилей; ровность покрытия по показателю толчкомера ТХК-2 улучшилась на 22%; себестоимость перевозок снизилась на 7% за счет улучшения эксплуатационного состояния покрытий, количество дорожно-транспортных происшествий сократилось на 32%.
Толщина слоя поверхностной обработки зависит главным образом от количества вяжущего и каменного материала и частично от прочности и ровности обрабатываемой поверхности.
При отсутствии достаточно прочных каменных материалов для устройства поверхностной обработки на дорогах низких категорий иногда используют малопрочные каменные материалы, которые предварительно обрабатывают органическими вяжущими материалами.