Гост занижения бордюрного камня для пешеходного перехода. Бордюр дорожный. Гост на бордюрный камень

25.07.2019
Начинается всё в разметки территории, чтобы уложить асфальт только там, где он нужен. Дальше всё зависит о того, какого назначения дорога, какие она будет испытывать нагрузки, чтобы определиться с составом покрытия и толщиной щебеночного основания. Само дорожное покрытие должно идти вровень с землёй, поэтому для укладки основания дороги вырывается так называемое корыто. В него укладывается основание дороги и асфальт. Соответственно, чем интенсивнее будет дорожное движение, тем глубже роется корыто.

Укладка щебня. Для «лёгкой» дороги достаточно одного слоя средней фракции (20 – 40 мм). Если строится магистраль, то рекомендуется укладывать щебень в несколько слоёв: первый слой из крупной фракции (40 – 70 мм), за ним – из средней, последний – из мелкой (5 – 20 мм). Главное укатывать каждый слой катком.

Ещё на этапе укладки основания целесообразно обеспечить по бокам скосы для стока воды. Если предусмотрены бордюры, то их так же устанавливают до укладки асфальта. Это касается и других подготовительных работ (проведение или ремонт канализации, поднятие люков). Только после этого можно взяться и за само асфальтирование. Толщина асфальта, как и основания, зависит от предполагаемой эксплуатации дороги.

Минимальная толщина составляет 4-5 см (для дворовых территорий и т.п.). При высокой интенсивности дорожного движения асфальт кладут слоями, используя разную зернистость. Первым слоем кладётся крупнозернистая , наверх мелкозернистая. Для большей надёжности кладут третий поверхностный слой асфальтной крошки. В послойной укладке асфальта важным моментом является сцепление слоёв между собой. Так просто они не соединяются, поэтому перед нанесением каждого следующего слоя предыдущий поливают битумом.

Существуют два принципиальных подхода к укладке асфальта: холодная и горячая укладка.

Холодной укладкой асфальтовой крошки чаще всего пользуются при ремонте дороги. Прочность асфальт приобретает при сжатии, главное при этом, хорошо утрамбовать покрытие. После такой укладки покрытие готово и движение можно возобновлять.

Горячей укладкой асфальтовой крошки пользуются при строительстве новой дороги или капитального ремонта старой. Асфальт при такой технологии должен укладываться непременно в горячем виде. Сама смесь заготавливается на заводе, откуда её необходимо как можно срочно доставить на строительную площадку в специальных машинах. И не просто доставить, а разгрузить, равномерно распределить и укатать пока асфальт не остыл. Иначе качественного покрытия не выйдет. При этом соответственно важнейшим фактором является погода. Как ни странно, но часто строительство новой дороги или ремонт старой затягивается именно по этой причине.

Аналогично соединению слоёв , необходимо обеспечить бесшовное соединение полос между собой. Этого возможно добиться только при непрерывной работе, когда уже уложенная полоса ещё не остыла и тут же начинается укладка новой. Доставка смеси должна проводится своевременно, чтобы не было недостатка в горячем асфальте. Не лучше, если горячей смеси привозят сразу много: излишки успевают остыть и становятся непригодными.

Уплотнение асфальта производят специальной техникой: асфальтоукладчиками, виброплитой или ручным катком. Чтобы укладываемое покрытие не прилипало к катку, его постоянно смачивают водой.

После того, как асфальт остыл, дорогу можно эксплуатировать. И всегда помнить, что за таким покрытием нужен постоянный уход.

Камень бортовой, бордюрный камень, поребрик, бордюр – это все названия одного и того же элемента дорожного благоустройства. Среди них различают дорожную вибропресованную и тротуарную вибропресованную конструкции, применяемые при строительстве дорожных покрытий. Указанные элементы служат для: отделения проезжей части от тротуаров, газонов и остановок общественного транспорта, а также отделения тротуаров и пешеходных дорожек от газонов. Это один из обязательных элементов мощения дороги. не только является разделителем проезжей части и пешеходной зоны, но и придает дороге законченный вид, служит упором при укладке тротуарной плитки.

Укладка производится при помощи специальной техники, что позволяет достичь высоких результатов. Кроме того, это позволяет обеспечить более ровную выкладку стройматериала и, соответственно, высокую прочность получившегося ограждения.

  • Во-первых, необходимо подготовить траншею для будущего бордюра. В этом поможет устройство, с помощью которого можно выкопать траншею. Либо воспользоваться обычной лопатой.
  • Во-вторых, не менее важное для укладки бордюрного камня, устройство – трамбовщик траншеи. Он сделает дно канавы ровным.
Основой для укладки являются выровненный щебень, бетон или песок. Затем основа заливается бетонным раствором, застывания которого нужно обязательно дождаться, перед укладкой. При этом сначала устанавливаются дорожные элементы, и только потом укладывается дорожное покрытие. Предварительная укладка конструкции создает для кладки четкие границы и укрепляет ее.

Правильная установка конструкции является также дисциплинирующим фактором для водителей.

Ширина шва между камнями не должна превышать 5 мм. Заполнение швов производят цементным раствором состава 1:4, после чего расшивают раствором состава 1:2. Бетонный элемент, используемый при ремонте или асфальтировании проезжей части дороги, может быть разделен на несколько видов:
  • Крупный. Он несет функциональную нагрузку – отделение полотна дороги от тротуара и обеспечение безопасности пешеходов;
  • Небольшой по размерам бордюр. Чаще всего используется для отделения одной пешеходной зоны или дороги от другой.

ГОСТ 32961-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

КАМНИ БОРТОВЫЕ

Технические требования

Automobile roads of general use. Kerb units. Technical requirements


МКС 93.080.30

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 "Межгосударственная система стандартизации. Основные положения" и ГОСТ 1.2-2009 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Смоленск-ДорНИИ-Проект"

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 "Дорожное хозяйство"

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1161-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32961-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Март 2016 г.


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на бортовые камни, изготовленные из горных пород и бетонов, применяемые в сборных конструкциях на автомобильных дорогах общего пользования, предназначенных для физического и визуального ограничения транспортных зон, отделения проезжей части от других элементов автомобильных дорог, обеспечения безопасности дорожного движения. Настоящий стандарт устанавливает технические требования к бортовым камням, а также их классификацию и требования к безопасности, маркировке, транспортированию и хранению.

Примечания

1 Допускается применение бортовых камней для целей, отличных от указанных, в соответствии с проектом строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги.

2 Допускается изготовление бортовых камней из железобетона на основании индивидуального проектирования при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Настоящий стандарт не распространяется на бортовые камни, применяемые в сборных конструкциях на улицах и дорогах населенных пунктов, а также в конструкции бортов, устраиваемых на автомобильных дорогах из монолитного бетона.

Примечание - В настоящем стандарте не рассматриваются вопросы армирования бортовых камней.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 9479-2011 Блоки из горных пород для производства облицовочных, архитектурно-строительных, мемориальных и других изделий. Технические условия

ГОСТ 13015-2012 Изделия бетонные и железобетонные для строительства. Общие технические требования. Правила приемки, маркировки, транспортирования и хранения

ГОСТ 14192-96 Маркировка грузов

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжелые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов

ГОСТ 32018-2012 Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия

ГОСТ 32962-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Камни бортовые. Методы контроля

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями.

3.1 бортовой камень: Изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах в составе сборных конструкций бортов, предназначенных для обозначения и ограничения транспортных зон и габаритов приближения, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта.

Примечание - В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.

3.2 доборный камень (добор): Бортовой камень или часть камня, применяемая в качестве переходного элемента при изменении направления или высоты борта либо в качестве концевого (завершающего) элемента конструкции.

3.3 грань: Часть поверхности бортового камня, расположенная в плоскости, образующей угол с плоскостями поверхностей смежных граней.

Примечание - Для целей настоящего стандарта различают следующие грани бортового камня: верхнюю, основание, боковые (торцы), фронтальную, в том числе скошенную, тыльную.

3.4 ребро: Линия, образованная пересечением плоскостей двух смежных граней; граница на стыке смежных граней бортового камня.

3.5 фаска: Скругленная или скошенная поверхность на стыке двух граней размерами по горизонтали или вертикали более 2 мм.

3.6 скос: Общий уклон фронтальной грани бортового камня от вертикальной плоскости в направлении к тыльной грани.

3.7 лицевая поверхность: Поверхность бортового камня, видимая после его установки в проектное положение, которая служит для обозначения и визуального ограничения транспортных зон и габаритов приближения и обеспечения зрительного ориентирования участников дорожного движения.

3.8 торец: Боковая грань бортового камня, наименьшая по площади поверхности, предназначенная для состыковки бортовых камней в сборной конструкции.

3.9 длина бортового камня (длина): Расстояние между торцами.

3.10 высота бортового камня (высота): Расстояние между основанием и верхней гранью.

3.11 ширина бортового камня (ширина): Расстояние между фронтальной и тыльной гранями.

3.12 номинальный размер: Размер, установленный изготовителем на стадии проектирования и изготовления бортового камня и согласованный с потребителем.

Примечание - Номинальный размер используют в качестве требуемого значения размера при оценке соответствия геометрических параметров бортового камня установленным требованиям.

3.13 фактический размер: Размер, установленный в результате непосредственного измерения бортового камня.

4 Классификация

4.1 Бортовые камни подразделяют на следующие типы в зависимости от материала, из которого они изготовлены:

- искусственные - из бетона на цементном вяжущем;

- натуральные - из природного камня (горных пород).

4.2 Бортовые камни подразделяют на следующие виды в зависимости от конструктивных параметров:

- рядовые;

- доборные.

4.3 Обозначение бортовых камней включает в себя буквенные обозначения типа и вида бортового камня, а также цифровое обозначение основных номинальных размеров (длины, высоты и ширины), выраженных в сантиметрах и оформленных через точку.

Для указания типа и вида бортовых камней применяют следующие условные обозначения:

- Р - рядовой бортовой камень;

- Д - доборный бортовой камень;

- Б - бортовой камень из бетона (искусственный);

- Г - бортовой камень из горных пород (натуральный).

Примеры

1 БР 100.60.18 - бортовой камень искусственный рядовой длиной 1000 мм, высотой 600 мм и шириной 180 мм.

2 ГД 50.30.15 - бортовой камень натуральный доборный длиной 500 мм, высотой 300 мм и шириной 150 мм.

В необходимых случаях допускается дополнять маркировку бортовых камней соответствующими буквенными и цифровыми обозначениями. При этом дополнительные обозначения следует включать в отдельную группу, отделенную от основных обозначений знаком тире.

Пример - БР 300.30.18-A-IV - бортовой камень искусственный рядовой длиной 3000 мм, высотой 300 мм и шириной 180 мм с напрягаемой арматурой класса A-IV.

5 Технические требования

5.1 Основные параметры и размеры

5.1.1 Форму и номинальные размеры бортовых камней устанавливает изготовитель по согласованию с потребителем.

Основные параметры формы и размеры должны обеспечивать соответствие бортовых камней их назначению, а также надежность и безопасность их использования на автомобильных дорогах.

Примечание - Бортовые камни можно изготовлять с функциональными и/или декоративными рельефами, не учитываемыми в номинальных размерах.

5.1.2 На автомобильных дорогах общего пользования целесообразно применять бортовые камни прямолинейной формы со скосом фронтальной грани лицевой поверхности и плоскими торцами.

Если потребителем не установлены другие требования, грани бортового камня должны быть плоскими и прямолинейными. При этом верхняя и тыльная грани, основание и торцы бортового камня должны быть взаимно перпендикулярными.

Примечание - Допускается изготовление бортовых камней с профилированными торцевыми поверхностями, облегчающими их соединение и укладку.

5.1.3 К основным размерам бортовых камней относят их длину, ширину и высоту.

Примечания

1 Изготовитель указывает основные номинальные размеры при маркировке бортовых камней, выполняемой согласно 4.1-4.3 и разделу 8.

2 К основным размерам криволинейных бортовых камней относят также радиус кривизны; однако, поскольку применение криволинейных бортовых камней на автомобильных дорогах общего пользования вне населенных пунктов не рекомендовано, требования к ним в настоящем стандарте не рассматриваются.


К дополнительным размерам бортовых камней относят (при наличии соответствующих элементов):

- ширину фаски или радиус закругленного сопряжения граней;

- угол скоса;

- геометрические размеры элементов торцевых соединений;

- геометрические размеры искусственных неровностей на поверхности бортового камня.

Ширина - 180 мм.

Допускается изготовление и применение на автомобильных дорогах бортовых камней номинальными размерами, отличными от рекомендуемых.

В национальных стандартах государств - участников Соглашения могут быть установлены другие требования к размерам и форме бортовых камней.

5.1.5 Соответствие бортовых камней требованиям к их форме и размерам оценивают по величине отклонений фактических значений соответствующих показателей от их номинальных значений.

5.1.5.1 Отклонения фактических значений показателей формы бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962 , от номинальных требований должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель.

Значения допусков по показателям плоскостности и прямолинейности граней устанавливают, исходя из относительного предельно допустимого значения, равного ±0,5% от измеряемой длины. При этом абсолютные значения допусков по указанным показателям не должны превышать 5 мм.

Изготовитель указывает допуски к показателям плоскостности и прямолинейности в миллиметрах с округлением до 1 мм.

5.1.5.2 Допуск к отклонению от перпендикулярности торцевых и смежных граней изготовитель указывает в миллиметрах на 1 м измеряемой длины с округлением до 1 мм. При этом значение допуска не должно превышать 8 мм/м.

5.1.5.3 Отклонения фактических размеров бортовых камней, определенных в соответствии с ГОСТ 32962 , от номинальных размеров должны находиться в пределах допусков, которые устанавливает изготовитель. Изготовитель указывает допуски к размерам в миллиметрах с округлением до 1 мм. При этом значения допусков не должны превышать предельных значений, указанных в таблице 1.


Таблица 1 - Допустимые отклонения от номинальных размеров

Показатель

Допуск (±), % от измеряемого значения показателя

Предельное значение допуска (±), мм

Основные размеры

Высота, ширина

Дополнительные размеры

Для лицевой поверхности

Для других поверхностей

5.1.5.4 Изготовитель должен декларировать соответствие формы и размеров бортовых камней номинальным требованиям с учетом допустимых отклонений. При этом изготовитель должен представить информацию об установленных им значениях:

- основных номинальных размеров (длины, высоты, ширины);

- дополнительных номинальных размеров: фасок, скосов и других геометрических элементов бортового камня (при наличии);

- допусков к показателям размеров и формы в миллиметрах.

5.2 Основные показатели и характеристики

5.2.1 К основным показателям, характеризующим качество бортовых камней, относят следующие:

- внешний вид и качество поверхности;

- прочность на сжатие;

- прочность на растяжение при изгибе;

- водопоглощение;

- морозостойкость.

Примечание - В необходимых случаях, когда проектом строительства автомобильной дороги предусматривается регулярное движение по лицевой поверхности бортовых камней пешеходов или автотранспортных средств, целесообразно дополнительно применять показатель истираемости, требования к величине которого принимают по проекту строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги и указывают в заказе на изготовление бортовых камней.

5.2.2 Поверхность бортовых камней должна отвечать их предназначению и быть устойчивой к климатическим и эксплуатационным воздействиям.

5.2.2.1 Поверхность бортовых камней может быть структурированной и/или обработанной. Допускается изготовление бортовых камней или их лицевых поверхностей в цвете. Эти качества поверхности и/или ее обработки изготовитель согласовывает с потребителем и отражает в документации поставки.

Примечание - Допускаются несущественные отклонения в интенсивности окраски бортовых камней, которые могут быть результатом технологической неоднородности при добавлении красителя (пигмента) либо естественных различий текстуры исходных природных материалов. При этом существенность или несущественность отклонений в окраске устанавливают в ходе оценки соответствия по ГОСТ 32962 .

5.2.2.2 Поверхность бортовых камней, изготовленных из природного камня, по видам и характеристикам фактуры должна соответствовать требованиям ГОСТ 32018 . При этом наличие необработанных (необновленных) поверхностей граней не допускается.

5.2.2.3 Для бортовых камней из бетона лицевая поверхность должна соответствовать категории А6, а нелицевые поверхности - категории А7 по ГОСТ 13015 .

5.2.2.4 Лицевая поверхность бортового камня не должна иметь повреждений в виде трещин или сколов.

5.2.2.5 Если иные требования не установлены потребителем, допускается наличие отдельных поверхностных технологических дефектов (раковин, неровностей и др.), в том числе на лицевой поверхности, в количестве не более пяти дефектов на одно изделие, в том числе не более двух дефектов на лицевой поверхности, размерами, не более:

- наибольший размер на поверхности - 15 мм;

- наибольшая высота/глубина относительно поверхности - 5 мм.

5.2.2.6 Допускается наличие на поверхности бортовых камней отдельных дефектов в виде повреждений, за исключением лицевой поверхности:

- сколов на ребрах бортового камня глубиной до 10 мм при суммарной длине сколов не более 100 мм на одно изделие;

- поверхностных трещин шириной не более 0,1 мм при суммарной длине трещин не более 100 мм на одно изделие.

Примечание - Допускается применение требований национальных стандартов государств - участников Соглашения в отношении качества поверхностей бортовых камней, за исключением требований к лицевой поверхности.

5.2.3 Бортовые камни должны обеспечивать требуемую прочность на сжатие и на растяжение при изгибе.

5.2.3.1 Бортовые камни изготовляют из бетона класса прочности на сжатие и на растяжение при изгибе, указанных в заказе на изготовление камней, но не ниже В30 и В4,0 соответственно.

5.2.3.2 Для изготовления бортовых камней используют горные породы, имеющие прочность на сжатие в сухом состоянии не менее 80 МПа в соответствии с ГОСТ 32018 .

Значение показателя прочности на растяжение при изгибе для бортовых камней из горных пород не нормируют.

5.2.4 Бортовые камни должны быть устойчивыми к неблагоприятным климатическим и эксплуатационным воздействиям.

5.2.4.1 Значение показателя водопоглощения, определенное по ГОСТ 32962 , для бортовых камней из бетона не должно превышать 6% масс. для мелкозернистого бетона и 5% масс. - для тяжелого бетона.

Значение показателя водопоглощения для бортовых камней из горных пород не должно превышать 0,5%.

5.2.4.2 Марку бетона по морозостойкости принимают по проекту строительства (реконструкции, капитального ремонта) автомобильной дороги и указывают в заказе на изготовление бортовых камней. При этом, если другие требования не установлены проектом, марка бетона по морозостойкости должна быть не ниже F200.

5.2.4.3 Морозостойкость горных пород, из которых изготовляют бортовые камни, должна быть не ниже F100 в соответствии с ГОСТ 32018 .

5.2.5 Изготовитель должен подтвердить соответствие бортовых камней требованиям к их основным показателям и характеристикам. При этом в документе о качестве должны быть указаны фактические значения соответствующих показателей, определенные изготовителем.

Если испытания по каким-либо показателям не проводились, это следует указать.

5.3 Требования к материалам

5.3.1 Бортовые камни следует изготовлять в соответствии с требованиями настоящего стандарта и технологической документации изготовителя, утвержденной в установленном порядке.

5.3.2 Для изготовления натуральных бортовых камней применяют прочные горные породы по ГОСТ 9479 , не затронутые выветриванием. При соответствующем обосновании допускается изготовление бортовых камней из среднепрочных пород.

5.3.3 Искусственные бортовые камни изготовляют из конструкционных бетонов по ГОСТ 26633 с применением плотных заполнителей.

Наибольшая крупность зерен заполнителя в бетонных смесях - 20 мм.

Значение нормируемой отпускной прочности бетона бортовых камней должно составлять не менее 90% от класса бетона по прочности на сжатие и на растяжение при изгибе. Нормируемую отпускную прочность бетона указывают при заказе бортовых камней.

5.3.4 Изготовитель должен подтвердить качество примененных для изготовления бортовых камней материалов при их поставке потребителю.

По требованию потребителя изготовитель должен представить результаты производственного (в том числе входного) контроля качества материалов, а также другие имеющиеся объективные свидетельства соответствия материалов, примененных для изготовления бортовых камней, установленным требованиям к ним.

5.4 Маркировка

5.4.1 При поставке бортовых камней потребителю изготовитель (поставщик) обеспечивает их маркировку согласно ГОСТ 14192 и требованиям настоящего стандарта.

5.4.2 При маркировке бортовых камней должны быть соблюдены нормы законодательства, действующего в государствах - участниках Соглашения и устанавливающего порядок маркирования продукции информацией на государственном языке.

5.4.3 Маркировку следует наносить на упаковку изделий, а в случае ее отсутствия - на торцевую поверхность не менее чем 10% поставляемых изделий в партии. Маркировку также следует отражать в документации поставки (накладных, счетах).

5.4.4 Нанесение маркировки на лицевую поверхность бортовых камней не допускается.

5.4.5 Маркировочные надписи должны содержать:

- указание типа, вида и основных размеров изделия;

- штамп технического контроля.

Рекомендуется также указывать:

- дату изготовления (год, месяц, день). Например, дату 8 февраля 2015 г. указывают: 15.02.08;

- обозначение настоящего стандарта;

- товарный знак или краткое наименование изготовителя.

5.4.6 Маркировочные надписи должны быть видимыми при хранении, легко читаемыми и устойчивыми к погодным и механическим воздействиям.

Маркировочные надписи на торцах изделий рекомендуется наносить несмываемой черной (или любой темной) краской.

5.4.7 В необходимых случаях допускается нанесение на поверхность бортовых камней (за исключением лицевой поверхности) монтажных и манипуляционных знаков.

6 Требования безопасности и охраны окружающей среды

6.1 Бортовые камни должны обеспечивать безопасность их использования на автомобильных дорогах в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения.

6.2 Бортовые камни, применяемые для разграничения зон движения пешеходов и автомобильного транспорта, не должны иметь острых углов и режущих кромок на лицевой поверхности. Поверхность верхней грани таких бортовых камней должна быть шероховатой. Рекомендуется устройство искусственных неровностей на верхней грани в виде рифов квадратной формы с шагом 15 мм и глубиной (высотой) профиля 7 мм, а также фаски на сопряжении фронтальной и верхней граней.

6.3 Радиационная безопасность бортовых камней характеризуется показателем суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов, который определяют по ГОСТ 30108 .

6.3.1 Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах в пределах территорий населенных пунктов и зон перспективной застройки, не должны превышать 740 Бк/кг, что соответствует I или II классу радиационной безопасности по ГОСТ 30108 .

Значения показателя суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов для бортовых камней, применяемых на автомобильных дорогах вне населенных пунктов, не должны превышать 1,5 кБк/кг (1500 Бк/кг), что соответствует III классу по ГОСТ 30108 .

6.3.2 При необходимости в национальных нормах, действующих на территории государств - участников Соглашения, предельно допустимое значение удельной эффективной активности естественных радионуклидов применительно к бортовым камням может быть изменено в пределах норм, указанных в 6.3.1.

7 Транспортирование и хранение

7.1 Бортовые камни допускается транспортировать всеми видами транспорта. При этом правила перевозки устанавливаются в соответствии с законодательством государств - участников Соглашения и требованиями документов, регулирующих транспортирование грузов.

Погрузку и разгрузку бортовых камней следует проводить с применением средств механизации в соответствии с указаниями производственной документации владельца соответствующего процесса.

7.2 Бортовые камни следует транспортировать в пакетах, контейнерах или на поддонах, обеспечивая при этом их жесткую фиксацию, а также фиксацию изделий (например, при помощи упаковочных металлических лент или проволоки).

7.3 При погрузке бортовых камней в транспортное средство следует соблюдать условия равномерности распределения нагрузки относительно его осей и обеспечения необходимого зазора между изделиями и бортами транспортного средства.

7.4 При транспортировании бортовых камней и погрузочно-разгрузочных работах запрещается:

- погрузка и транспортирование изделий навалом;

- разгрузка сбрасыванием;

- перемещение изделий волоком, без прокладок и катков;

- погрузка и транспортирование изделий, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, до достижения ими отпускной прочности.

7.5 При транспортировании бортовые камни должны быть обеспечены необходимой сопроводительной документацией.

7.6 Транспортирование и хранение бортовых камней, изготовленных из бетонов на цементном вяжущем, следует выполнять с учетом требований ГОСТ 13015 .

7.7 Бортовые камни следует хранить в складских условиях рассортированными по типам и маркам в пакетах или штабелях высотой не более 2 м при обеспечении их устойчивости и исключении возможности падения изделий.

Место (площадка) складирования бортовых камней должно иметь твердую ровную поверхность с водоотводом.

7.8 При хранении в штабелях бортовые камни следует укладывать на инвентарные подкладки и/или прокладки прямоугольного или трапецеидального сечения из дерева или других материалов, обеспечивающих сохранность изделий, толщиной не менее 30 мм и длиной, соответствующей размерам изделия. При этом в штабель следует укладывать изделия одного размера и формы, а прокладки располагать по высоте штабеля одну над другой. Если не установлены иные требования, расстояние от краев прокладок до торцов должно составлять 20% номинальной длины изделия.

7.9 Условия хранения должны обеспечивать видимость маркировочных надписей и свободный доступ к изделиям, а также возможность складского контроля и применения средств механизации при погрузке бортовых камней на транспортные средства.

7.10 При транспортировании, хранении бортовых камней и при погрузочно-разгрузочных работах должны соблюдаться требования производственной безопасности и охраны труда, а также должны быть предусмотрены меры для исключения возможности повреждения изделий.

УДК 625.888:006.354

МКС 93.080.30

Ключевые слова: автомобильные дороги общего пользования, бортовые камни, технические требования, маркировка



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

При передвижениях по городу основным препятствием для инвалидов на колясках являются бордюрные камни. Они не позволяют без посторонней помощи въехать с дорожного покрытия на тротуар и свободно пересекать перекрёстки.
Для преодоления этих препятствий строятся съезды или понижение бордюрного камня. Съезд это «мини-пандус». Съезды с тротуаров должны иметь уклон не более 1:10, как у пандуса.
Ширина - не менее 90 см.

Во всех местах пересечения пешеходных путей с проезжей частью улиц и дорог высота бортовых камней тротуара должна быть не менее 2,5 см и не превышать 4 см, как на фотографии слева. Минимальная ширина пониженного бордюра, исходя из габаритов кресла-коляски, должна быть не менее 900 мм. Пониженный бордюрный камень должен окрашиваться ярко-желтой (или белой) краской.

Контрастная окраска помогает ориентироваться инвалидам с дефектами зрения и одновременно указывает инвалидам опорно-двигательного аппарата (передвигающимся на костылях, в инвалидных колясках) места возможного схода-захода на тротуар.

Надо заметить, что в мировой практике, как правило, бордюр понижается не до 2,54 см, а до нуля, чтобы исключить все препятствия на путях движения людей. Но, было определено, что в российских условиях это создаёт трудности службам благоустройства - когда идет уборочная машина, весь мусор оказывается на тротуаре. Грейдер, убирающий снег вдоль бордюра, в этих местах не может определить границу между тротуаром и бордюром, что чревато повреждением либо грейдера, либо обычного бордюра вдоль дороги. Также, возникает опасность наезда автомобилей на пешеходов. Все эти доводы и привели к тому, что были установлены указанные нормативы пониженного бордюра.

Но при этом надо учитывать, что часть инвалидов, особенно инвалиды на электрических колясках, не могут преодолеть бордюр даже в 2-3 см. Бордюр в 5 см не преодолеет большинство. Поэтому настоятельно рекомендуем устанавливать пониженные бордюры хотя бы по нижнему краю нормативов высотою в 2,5 см.

Все документы, представленные в каталоге, не являются их официальным изданием и предназначены исключительно для ознакомительных целей. Электронные копии этих документов могут распространяться без всяких ограничений. Вы можете размещать информацию с этого сайта на любом другом сайте.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО
ПО
ТЕХНИЧЕСКОМУ РЕГУЛИРОВАНИЮ И МЕТРОЛОГИИ

НАЦИОНАЛЬНЫЙ
стандарт
российской
федерации

ГОСТ Р
52767 -
2007

Дороги автомобильные общего пользования

ЭЛЕМЕНТЫ ОБУСТРОЙСТВА.
МЕТОДЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПАРАМЕТРОВ

Москва
Стандартинформ
2007

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г . № 184-ФЗ «О техническом регулировании» , а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТР 1.0 -2004 «Стандартизация в Российской Федерации . Основные положения»

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно - исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ» ) Росавтодора совместно с Департаментом ОБДД МВД России и ЗАО «ДОРИСКОНСАЛТ»

2. ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 г . № 271- ст

4. ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Дата введения - 2008 - 07 - 01

1. Область применения

Настоящий стандарт распространяется на элементы обустройства автомобильных дорог общего пользования, предназначенные для улучшения удобства и повышения безопасности дорожного движения по ГОСТ Р 52766.

Стандарт устанавливает методы определения параметров элементов обустройства автомобильных дорог.

2. Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

4. Методы определения параметров технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения

4.1. Дорожные знаки и сигналы

4.1.1. Дорожные знаки

4.1.1.1. Испытания физических и электротехнических параметров дорожных знаков проводят по ГОСТ Р 52290 (раздел 7); фото- и колориметрических параметров по ГОСТ Р 52290 (раздел 8).

4.1.1.2. Определение соответствия установки дорожных знаков на дорогах проектам организации движения и ГОСТ Р 52289 осуществляют натурным обследованием.

4.1.2. Табло с изменяющейся информацией

4.1.2.1. Соответствие размеров табло, изображаемых на них надписей и символов размерам аналогичных элементов для знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52290 определяют измерением этих элементов с использованием измерительных линеек по ГОСТ 427 или рулеток по ГОСТ 7502 .

4.1.2.3. Для измерения расстояния используют автомобиль, имеющий обзорность с места водителя по ГОСТ Р 51266 и оборудованный устройством для измерения пройденного пути с погрешностью измерения не более ± 2 %, или используют секундомер.

4.1.2.4. Испытания следует проводить при следующих условиях:

Участок дороги, на котором установлено табло, должен иметь естественную освещенность, соответствующую светлому или темному времени суток; при наличии искусственного освещения оно должно быть включено, а светильники должны находиться в исправном состоянии;

Табло должно быть включено и находиться в рабочем состоянии;

Метеорологическая дальность видимости на участке испытаний должна быть не менее 1000 м;

Автомобиль с наблюдателем должен двигаться в направлении табло с постоянной скоростью, разрешенной на участке установки табло;

При проведении испытаний в темное время суток у автомобиля должен быть включен ближний свет фар;

На участке испытаний не должно осуществляться движение во встречном направлении транспортных средств с включенным дальним светом фар.

Не допускается проводить испытания при атмосферных осадках.

4.1.2.5. Измерение расстояний различимости надписей и символов на табло осуществляют путем измерения пути отточки, в которой наблюдатель начинает различать все имеющиеся на табло надписи и символы до створа установки табло.

Возможно определение расстояний измерением с помощью секундомера отрезка времени от момента начала различения наблюдателем, находящимся в движущемся с постоянной скоростью автомобиле, надписей и символов на табло до момента проезда автомобилем створа установки табло. Расстояние в этом случае определяют по продолжительности отмеченного отрезка времени и скорости движения автомобиля.

4.1.2.7. Правильность размещения табло на дороге определяют по соответствию его размещения проекту (схеме) организации дорожного движения и соответствию его положения на дороге правилам установки информационных дорожных знаков индивидуального проектирования по ГОСТ Р 52289 .

4.1.3. Дорожная разметка

Измерение параметров дорожной разметки и соответствие ее нанесения на дорожное покрытие (ГОСТ Р 52289 и ГОСТ Р 51256) проводят измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.1.4. Дорожные светофоры

Измерение параметров дорожных светофоров проводят по ГОСТ Р 52282 .

4.2.1. Сигнальные дорожные столбики

4.2.1.1. Определение линейных размеров столбиков (габариты, размеры элементов вертикальной разметки), а также параметров их установки на дорогах (расстояние от бровки земляного полотна, проезжей части, между столбиками) на соответствие требованиям ГОСТ Р 50970 производят с помощью измерительной линейки по ГОСТ 427 и рулетки по ГОСТ 7502 .

4.2.1.2. Положение скоса верхней части столбика, положение столбиков, находящихся на противоположных сторонах дороги, наличие световозвращателей и дефектов определяют визуально при осмотре столбиков.

4.2.1.3. Определение фотометрических параметров световозвращателей, располагаемых на сигнальных столбиках, - по ГОСТ Р 50971.

4.2.2. Сигнальные дорожные тумбы

4.2.2.1. Высоту тумб и геометрические параметры их вертикальной разметки определяют измерительной линейкой по ГОСТ 427 .

4.2.2.2. Расстояние видимости тумб в темное время суток определяют в соответствии с - .

4.2.3. Дорожные световозвращатели

Технические параметры световозвращателей на автомобильных дорогах определяют по ГОСТ Р 50971.

Высоту бордюра направляющих островков измеряют с использованием уровня по ГОСТ 9392 и измерительной линейки по ГОСТ 427 .

Высоту бордюра определяют измерением зазора между дорожным покрытием и нижней гранью уровня, установленного в горизонтальном положении на верхнюю грань бордюра. Высота бордюра в любой его точке не должна превышать 10 см.

4.2.5. Островки безопасности

Высоту бордюра островков безопасности измеряют в соответствии с 4.2.4. Высота бордюра в любой его точке должна составлять (10 ± 1) см.

4.3. Устройства воздействия на транспортные средства

4.3.1. Искусственные неровности

Параметры искусственных неровностей определяют по ГОСТ Р 52605 .

4.3.2. Шумовые полосы

4.3.2.1. Размещение шумовых полос на участке дороги сверяют с проектом (схемой) организации дорожного движения.

4.3.2.2. Ширину полос и расстояние между полосами измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.3.2.3. Высоту полос определяют рейкой с клиновым промерником по ГОСТ 30412 .

Рейку укладывают поперек полосы с таким расчетом, чтобы один из ее концов на длине 15- 20 см размещался над дорожным покрытием. Затем клиновым промерником измеряют зазор между нижней гранью рейки и дорожным покрытием. Измерения проводят по всей ширине шумовой полосы в точках, отстоящих друг от друга на 0,5 м.

За результат измерения принимают среднее значение измерений, проведенных на шумовой полосе.

4.3.3. Аварийные съезды

4.3.3.1. Линейные параметры съезда (длину, ширину съезда, размеры разворотной площадки) определяют по ГОСТ Р 52577 .

Уклоны измеряют нивелиром по ГОСТ 10528 .

4.3.3.2. Толщину слоя покрытия из рыхлого материала, а также высоту песчаного вала измеряют погружением в него металлического стержня диаметром 8- 10 мм длиной 150 см.

Стержень заглубляют в рыхлое покрытие или песчаный вал в вертикальном положении с усилием 10 кг. По глубине погружения стержня судят о толщине покрытия и высоте песчаного вала.

4.3.3.3. Наличие на съезде указательных дорожных знаков и отсутствие пешеходного движения определяют визуально.

4.4. Защитные устройства

4.4.1. Дорожные ограждения

4.4.1.1. Потребительские характеристики конструкции дорожных ограждений (уровень удерживающей способности, динамический прогиб и рабочую ширину) определяют по ГОСТ Р 52607 .

4.4.1.2. Соответствие потребительских характеристик конструкции дорожных ограждений месту их установки производят осмотром участка дороги в месте установки ограждения, оценкой степени сложности дорожных условий по ГОСТ Р 52289 и изучением технической документации на ограждение.

4.4.1.3. Соответствие параметров установки ограждений (длины ограждения, высоты установки, расстояния от кромки проезжей части, расстояния от ограждаемого препятствия, расстояния от бровки земляного полотна) требованиям проектов их установки и ГОСТ Р 52289 определяют мерной лентой и измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.4.1.4. Наличие всех предусмотренных ГОСТ 26804 элементов ограждения, в том числе световозвращателей, наличие отвода или заглубления начальных участков ограждения, правильность монтажа элементов, а также сопряжения ограждений на искусственных сооружениях и подходах к ним определяют визуальным осмотром.

4.4.1.5. Определение параметров удерживающих ограждений для пешеходов и ограничивающих ограждений для пешеходов и животных осуществляют по технической документации на эти ограждения.

4.4.1.6. Цвет окраски дорожных ограждений в виде буферов, наличие вертикальной разметки и наличие в них балласта определяют непосредственным осмотром.

4.4.2. Акустические экраны

4.4.2.1. Геометрические параметры экрана и его размещение на участке дороги измеряют мерной лентой и измерительной рулеткой.

4.4.2.2. Эффективность работы акустических экранов в местах их установки определяют методом экспериментальной оценки по ГОСТ Р 51943 .

4.4.3. Противоослепляющие экраны

4.4.3.1. Расположение начальных и конечных участков экрана относительно границ пересечений и примыканий в одном уровне, пешеходных переходов и мест разворота транспортных средств определяют оборудованием передвижной дорожной лаборатории, лазерным дальномером, тахеометром или другим геодезическим прибором, аттестованным в установленном порядке.

4.4.3.2. Положение экрана по отношению к проезжей части, расстояние от верхнего и нижнего края защитного элемента экрана до поверхности разделительной полосы измеряют рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.4.3.3. Коэффициент направленного пропускания сетчатого экрана определяют по ГОСТ 26302 (метод А). Сущность метода состоит в определении отношения силы тока фотоприемника при попадании на него светового потока, прошедшего сквозь исследуемый образец экрана, к силе тока при попадании светового потока непосредственно на фотоприемник. При проведении измерения используют источник света по (тип А) с цветовой температурой Т ц = (2850 ± 20) К и фотоприемник с корригированной под функцию V(T) по ГОСТ 8.332 фотометрической головкой.

Испытания следует проводить в помещении, исключающем наличие посторонних засветок (в полностью затемненном помещении). Образец должен быть чистым, сухим и находиться в течение 24 ч в помещении, где будут проводить испытания.

Измерения проводят на опытном образце, представляющем собой одну из секций экрана.

Образец размещают вертикально между источником света и фотоприемником. Ось образца экрана располагают под углом α к оси падающего луча света (рисунок 1).


1 - образец экрана ; 2 - источник света ; 3 - фотометрическая головка фотоприемника ; N - нормаль к поверхности образца ; ρ - угол освещения , равный 72 ° ; а - дополнительный угол освещения , равный 18 ° ; OS = OF

Рисунок 1 - Фотометрическая схема измерения коэффициента направленного пропускания для сетчатых экранов (вид сверху )

Измерения проводят не менее чем в трех точках по длине образца на уровнях, соответствующих 85 % - 100 %, 45 % - 60 %, 0 % - 15 % высоты экрана.

В процессе измерений определяют силу тока фотоприемника при освещении образца экрана при заданном значении угла α .

Коэффициент направленного пропускания света t вычисляют по формуле

Считают, что образец сетчатого экрана прошел испытания, если коэффициент пропускания при значении угла α от 0° до 18° составляет не более 0,10.

4.4.3.4. Коэффициент пропускания стоечных экранов при указанных выше условиях испытаний должен быть равен 0.

4.4.4. Снегозащитные устройства

4.4.4.1. В снегозащитных насаждениях с помощью мерной ленты или измерительной рулетки по ГОСТ 7502 измеряют расстояния между рядами деревьев и кустарников, а также расстояния в ряду между деревьями и кустарниками.

Измеренные расстояния должны соответствовать нормативным значениям.

4.4.4.2. Геометрические параметры снегозадерживающих и снегопередувающих заборов, расстояние между рядами и дорогой измеряют с помощью мерной ленты.

4.5. Средства организации движения пешеходов и велосипедистов

4.5.1. Тротуары и пешеходные дорожки

4.5.1.1. При определении параметров тротуаров и пешеходных дорожек визуально устанавливают их наличие на протяженности застройки населенного пункта и на подходах от автобусных остановок и мест массового отдыха, а также наличие ограждения при расстоянии от края проезжей части менее 2,5м.

4.5.1.2. Ширину тротуаров и пешеходных дорожек, расстояние до проезжей части, высоту кустарника измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.1.3. Подсчет интенсивности пешеходного движения для определения соответствия ширины (числа полос) тротуаров и пешеходных дорожек интенсивности движения пешеходов проводят в час пик визуальным методом.

4.5.1.4. Уклоны тротуаров измеряют нивелиром по ГОСТ 10528 .

4.5.2. Пешеходные переходы

4.5.2.1. Наличие пешеходных переходов и их обустройства дорожными знаками, разметкой, ограждениями и освещением определяют по проекту организации дорожного движения.

4.5.2.2. Ширину пешеходных переходов измеряют рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.2.3. Расстояние видимости автомобилей в обе стороны от перехода определяют по ГОСТ Р 52577 .

4.5.3. Велосипедные дорожки

4.5.3.1. Необходимость устройства велосипедных дорожек определяют измерением интенсивности движения транспорта и велосипедистов в час пик и проверкой соответствия полученных значений нормативным требованиям.

4.5.3.2. Геометрические параметры велосипедных дорожек (ширину дорожки, обочин, разделительной полосы, расстояния до препятствий) определяют по ГОСТ Р 52577 .

Высоту бордюра определяют линейкой по ГОСТ 427 , габарит по высоте - рулеткой по ГОСТ 7502 .

4.5.3.4. Ориентировочную величину радиуса горизонтальных круговых кривых допускается определять по следующей методике.

Для проведения измерений используют мерную ленту или измерительную рулетку по ГОСТ 7502 .

На внутренней кромке покрытия велосипедной дорожки выбирают две точки, расположенные на расстоянии S . Затем по середине измеренного отрезка по перпендикуляру к нему измеряют отрезок h (рисунок 2). Радиус R , м, вычисляют по формуле

Рисунок 2 - Схема определения радиуса горизонтальной кривой

Для повышения точности определения радиуса горизонтальной кривой промеры рекомендуется делать в двух-трех местах на кривой. Радиус R горизонтальной кривой определяют как среднее значение, полученное по результатам отдельных измерений.

4.5.3.5. Наличие твердого покрытия на дорожке, ограждений и технических средств организации движения в местах пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью автомобильной дороги определяют визуально.

4.6. Средства улучшения условий видимости

4.6.1. Стационарное электрическое освещение

4.6.1.1. Наличие стационарного освещения на участках дорог, на которых устройство освещения предусмотрено действующими нормами, и расстояние между отдельными освещенными объектами определяют при проведении диагностики дорог.

4.6.1.2. Определение горизонтальной освещенности и равномерности горизонтальной освещенности покрытий - по ГОСТ 24940 .

4.6.1.3 Параметры установки опор светильников определяют мерной лентой или измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 измерением расстояния от опоры до бровки земляного полотна или бортового камня.

При установке опор на обочине или разделительной полосе определяют наличие ограждений и расстояние от ограждений до кромки проезжей части.

При наличии опор высотой более 15м измеряют расстояние от опоры до кромки проезжей части и наличие ограждения, если это расстояние составляет менее 9 м.

4.6.2. Дорожные зеркала

4.6.2.1. Испытания дорожных зеркал проводят при температуре воздуха плюс (25 ±10)°С, относительной влажности 45 %-80 %, атмосферном давлении 84-107 кПа (630- 800 мм рт. ст.).

4.6.2.2. Наличие дефектов на отражателе (царапин, вмятин, пропусков отражающего слоя) проверяют по ГОСТ 17716 (пункт 4.3) в помещении при рассеянном естественном или искусственном освещении в отраженном свете.

Для определения наличия дефектов наблюдатель должен находиться между источником света и лицевой поверхностью отражателя. Оптический элемент должен быть расположен на расстоянии 800- 1000 мм от глаз наблюдателя.

Наличие дефектов проверяют наклоном оптического элемента в различных направлениях.

4.6.2.3. Правильность выбора варианта исполнения зеркала и места его установки определяют визуально при естественном освещении на пересечении главной и второстепенной дорог.

На противоположной по отношению к наблюдателю обочине главной дороги на расстоянии 1 м от кромки проезжей части устанавливают зеркало, типоразмер которого соответствует категории дороги. Центр отражателя зеркала должен находиться на высоте 2,7 м от поверхности обочины.

Отражатель зеркала должен быть повернут в сторону наблюдаемого участка дороги таким образом, чтобы этот участок был виден наблюдателю.

Уровень глаз наблюдателя, находящегося в автомобиле на второстепенной дороге в месте, где он должен уступить дорогу автомобилю, движущемуся по главной дороге, должен находиться на высоте 1,2 м от поверхности покрытия.

Испытание считают успешным, если при бинокулярном обзоре наблюдатель с места, где он должен уступить дорогу, видит в зеркале полностью ширину пересекаемой проезжей части на расстоянии от зеркала, указанном в таблице 1, и может определить направление движения легкового автомобиля, попавшего в сектор обзора на главной дороге.

Таблица 1 - Минимальное расстояние видимости полной ширины проезжей части

Типоразмер отражателя , м

Вариант исполнения отражателя

Расстояние видимости полной ширины проезжей части , м

12,5

19,5

14,0

22,0

После испытания на отражателе не допускается появление очагов коррозии, суммарная площадь которых превышает 2 % площади отражателя.

4.6.2.6. Обеспечение защиты отражателя от попадания воды корпусом зеркала - по ГОСТ Р 52290 .

4.6.2.7. Прочность защитного лакокрасочного покрытия элементов зеркала - по ГОСТ 15140 (метод 2).

4.6.2.8. Стойкость к воздействию климатических факторов - по ГОСТ 9.401 .

5 Методы определения параметров зданий и сооружений обслуживания движения

5.1. Сооружения обслуживания участников дорожного движения

5.1.1. Здания и сооружения для отдыха и питания участников дорожного движения

5.1.1.1. Расстояния между сооружениями для отдыха и питания участников дорожного движения определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.1.2. Соответствие вместимости зданий и сооружений для отдыха и питания участников дорожного движения требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам учета движения и сопоставления требуемой и фактической вместимости.

5.1.2. Площадки отдыха

5.1.2.1. Расстояния между площадками отдыха и их вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.2.2. Наличие зонирования и оборудования площадок отдыха определяют при непосредственном их осмотре в процессе диагностики автомобильных дорог.

5.1.3. Площадки для остановки и кратковременной стоянки автомобилей

5.1.3.1. Наличие площадок для остановки и кратковременной стоянки автомобилей у сооружений обслуживания движения и их фактическую вместимость определяют по результатам диагностики автомобильных дорог.

5.1.3.2. Соответствие фактической вместимости площадок требованиям ГОСТ Р 52766 определяют по результатам осмотра сооружений и их технической документации.

5.1.4. Пункты медицинской помощи

В процессе диагностики автомобильных дорог фиксируют наличие на дороге информации о размещении пунктов медицинской помощи и ее соответствии перечню медицинских учреждений, оказывающих помощь пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествиях, согласованному с региональными органами управления медицинскими учреждениями.

5.1.5. Сооружения связи

5.1.5.1.В процессе диагностики автомобильных дорог фиксируют наличие на дорогах информации о размещении пунктов связи (почты, телефона, телеграфа) и соответствии информации фактическому размещению сооружений связи, а также наличие знаков на участке дороги, на котором действует система радиосвязи с аварийными службами.

5.1.5.2. Расстояния между вызывными колонками при наличии на дороге сигнально-вызывной связи определяют с помощью передвижной дорожной лаборатории.

5.1.5.3. Размещение вызывных колонок в поперечном профиле дороги измеряют измерительной рулеткой по ГОСТ 7502 .

5.1.5.4. Работоспособность системы аварийно-вызывной связи определяют по сигнализации на пульте управления в диспетчерском центре (пункте) управления системой или осуществлением контрольной связи с оператором с помощью вызывной колонки на дороге.

5.2. Сооружения для технического обслуживания транспортных средств

5.2.1. Станции заправки топливом

5.2.1.1. Расстояния между станциями заправки топливом и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог.

5.2.1.2. Измерение расстояний от станций заправки топливом до кромки проезжей части, границ земельных участков детских дошкольных учреждений общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых или общественных зданий и сооружений, а также от посадочных площадок, разворотных и отстойно-разворотных площадок наземного пассажирского транспорта, пешеходных переходов определяют мерной лентой.

5.2.2. Станции технического обслуживания автомобилей

5.2.1.1. Расстояния между станциями технического обслуживания автомобилей и их мощность определяют при диагностике автомобильных дорог.

5.2.1.2 Измерение расстояний от станций технического обслуживания автомобилей до окон жилых домов и общественных зданий, а также до границ земельных участков школ, детских дошкольных учреждений и лечебных учреждений стационарного типа определяют мерной лентой.

5.2.3. Моечные пункты

Расстояние отдельно стоящих моечных пунктов от жилых домов, общественных зданий и сооружений, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром определяют мерной лентой.

5.3. Остановочные пункты общественного пассажирского транспорта

5.3.1. Размещение и расстояния между остановочными пунктами общественного пассажирского транспорта определяют с использованием передвижной дорожной лаборатории при проведении диагностики автомобильных дорог.

5.3.2. Наличие необходимых средств оборудования остановочных пунктов определяют визуальным осмотром.

5.3.3. Геометрические параметры переходно-скоростных и разделительных полос, карманов, остановочных и посадочных площадок - по ГОСТ Р 52577 .

5.3.4. Наличие и расположение необходимых средств организации дорожного движения (знаков, разметки, светофоров) и пешеходных ограждений определяют сравнением имеющихся в зоне остановки средств с предусмотренными проектом организации дорожного движения и ГОСТ Р 52289 .

5.4. Сооружения для контроля за движением

5.4.1. Стационарные посты дорожно-патрульной службы

5.4.1.1. Наличие площадок для остановки и стоянки автомобилей, параметры переходно-скоростных полос определяют при проведении диагностики автомобильных дорог.

5.4.1.2. Освещенность площадки для остановки автомобилей и переходно-скоростных полос измеряют в соответствии с ГОСТ 24940 .

5.4.2. Стационарные пункты весового и габаритного контроля

5.4.2.1. Наличие оборудования пунктов весового и габаритного контроля (помещения для размещения персонала и специальных технических средств, площадки для стоянки и производства измерений, технические средства производства измерений, хранения и анализа данных) проверяют при проведении диагностики автомобильных дорог

5.4.2.2. Соответствие параметров переходно-скоростных полос категории дороги определяют по ГОСТ Р 52577 .

5.4.2.3. Измерение освещенности покрытия переходно-скоростных полос и территории пункта весового и габаритного контроля осуществляют по ГОСТ 24940 .

5.5. Контроль соблюдения требований по обеспечению безопасности движения в местах размещения зданий и сооружений обслуживания движения

5.5.1. Параметры геометрических элементов участка дороги в месте размещения сооружения обслуживания движения определяют по ГОСТ Р 52577 .

5.5.2. Значение радиусов закруглений на съездах определяют в соответствии с .

5.5.3. Крутизну откосов на насыпях в пределах переходно-скоростных полос определяют геодезическими инструментами.

5.5.4. Боковую видимость на съездах к объектам сервиса определяют по методике, принятой для пересечений и примыканий автомобильных дорог в одном уровне по ГОСТ Р 52577 .

Боковая видимость должна обеспечивать видимость с главной дороги автомобиля, ожидающего на второстепенной дороге момента безопасного въезда на главную дорогу. При этом ожидающий автомобиль расположен в 1,5 м от кромки проезжей части; по главной дороге автомобиль движется в 1,5 м от кромки проезжей части; уровень глаза водителя расположен на высоте 1,2м (рисунок 3).


Рисунок 3 - Схема определения боковой видимости

Измерение расстояниявидимости проводят с использованием дорожной лаборатории, движущейся в направлении съезда к объекту с разрешенной скоростью движения, и легкового автомобиля, стоящего на съезде в соответствии с рисунком 3.

Видимость автомобиля считается обеспеченной, если при проезде дорожной лаборатории по главной дороге его водитель видит ожидающий автомобиль на второстепенной дороге с расстояния L гл значение которого не менее нормативного.

Обеспеченность расстояния видимости поверхности дороги проверяют двумя наблюдателями, стоящими на расстояниях l гл и l вт (нормативные значения расстояния видимости поверхности главной и второстепенной дороги) от пересечения (примыкания) в соответствии с рисунком 3. Если наблюдатель с высоты 1,2 м видит поверхность дороги в месте нахождения второго наблюдателя, считают, что условие обеспечения видимости дороги выполняется.

5.5.5. Проверку зонирования территории объекта, организации движения транспорта и пешеходов, наличие схемы размещения объектов и проездов к ним в комплексах обслуживания, наличие освещения переходно-скоростных полос и территории объектов, информации о нахождении телефона, средств оказания первой медицинской помощи осуществляют осмотром объекта и его территории.

Ключевые слова : обустройство автомобильных дорог , элементы обустройства , основные параметры , методы определения параметров