Государственное регулирование предпринимательской деятельности. Формы, виды, методы государственного регулирования предпринимательской деятельности

25.09.2019

Государственное регулирование характеризовалось выше в широком плане как государственное управление, а в более узком смысле как управление рыночной экономикой, осуществляемое со стороны государства посредством использования предусмотренных законодательными и другими нормативными актами экономических рычагов, оказывающих воздействие на поведение хозяйствующих субъектов. Вместе с тем еще раз подчеркнем, что между понятиями "государственное управление экономикой" и "государственное регулирование экономики" нельзя провести четкую разграничительную черту, так же как и между прямым и косвенным управлением.

В любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов.

В странах с централизованной экономикой вмешательство государства, его участие в управлении экономикой проявляются гораздо значительнее, к тому же в прямой, непосредственной форме в виде директивных планов, жестких законов, государственного распорядительства материальными, финансовыми, природными и даже трудовыми ресурсами, централизации и централизованного распределения основной массы денежных средств через государственный бюджет и финансовые органы.

В странах с рыночной экономикой степень вмешательства государства и его органов в экономическую деятельность предприятий и предпринимателей намного меньше и носит преимущественно косвенный характер. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики во многом обусловлена присущим ей разнообразием форм собственности на средства производства – частной, акционерной, коллективной. Право собственности обеспечивает относительную независимость собственников от государства и его органов управления.

Отметим, что государственное регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких, как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства (фермерских хозяйств, малых форм экономической деятельности, видов благотворительной деятельности).

Государственное регулирование направлено на соблюдение интересов государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.



Рассмотрим виды и формы государственного регулирования экономики.

Непосредственное государственное управление рядом отраслей , объектов полностью или частично применяется по от ношению к предприятиям, организациям, имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции. Подобные объекты, предприятия, организации чаще всего находятся в государственной или муниципальной собственности.

Налоговое регулирование осуществляется путем установления тех или иных объектов налогообложения, назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождения от налогов. В том же направлении воздействует и введение пошлин, таможенных сборов. Понятно, что, "изменяя в ту или иную сторону налоговое бремя, государство может ускорять или замедлять экономические процессы. В то же время взимание налогов есть главный источник доходов государственного бюджета, финансовая база социальной политики.

Денежно-кредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы. Государство через центральный банк способно регулировать эмиссию и общую денежную массу, устанавливать предельные ставки банковского ссудного процента и влиять на них через учетную ставку, норму резервирования и другие нормативы, устанавливаемые центральным банком, предоставлять льготные займы, выпускать облигации и другие ценные бумаги. Такое регулирование способно изменять денежные потоки и накопления и тем самым оказывать воздействие на экономические процессы, бороться с высоким уровнем инфляции.

Валютное регулирование предусматривает установление государством методов, видов, форм осуществления операций с иностранной валютой, порядок их проведения. Посредством
валютного регулирования государство воздействует на обращение валюты в стране, на курс национальной валюты по отношению к иностранным, а также проводит контроль за валютными операциями. К функциям государственного валютного регулирования относится установление валютных ограничений, связанных с приобретением, использованием, перевозкой и переводом валютных ценностей.

Бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета по различным направлениям их расходования. При этом одним отраслям, сферам, социальным группам населения могут быть выделены большие бюджетные ассигнования, а другим – меньшие. Кроме того, государство вправе устанавливать дополнительные, кроме налоговых, платежи в бюджет, регулируя таким образом денежное обращение и денежные накопления. Государственное регулирование затрагивает и установление предельно допустимого дефицита государственного бюджета. Бюджетное регулирование распространяется и на перераспределение средств между федеральным и региональными бюджетами.

Ценовое регулирование в условиях рыночной экономики заключается в том, что государство может устанавливать предельный уровень цен, запрещая их повышение сверх этого уровня. Ущерб, наносимый продавцам, может быть компенсирован государственными дотациями. В условиях централизованной экономики государство вправе само определять величину цен на товары. Иногда ценовое регулирование проявляется в форме установления предельных уровней рентабельности для предприятий-монополистов.

Социальное регулирование со стороны государства направлено на обеспечение социальной справедливости, поддержку социально незащищенных или слабо защищенных слоев населения, создание социальных гарантий, поддержание уровня условий жизни, достойных человека. Социальное регулирование, включая государственное социальное страхование, предусматривает меры пенсионного обеспечения, помощи инвалидам, другим нуждающимся в содействии группам населения, страхования здоровья и жизни людей. Государство устанавливает минимальный уровень пенсий, пособий, стипендий. Это одна из самых тяжелых и сложных функций регулирования экономики государством. Государство не имеет возможности да и не призвано создать социально желаемые условия жизни для всех людей. Оно способно лишь посредством социальной поддержки, системы трансфертов, ограниченного перераспределения национального дохода стремиться не допускать острого социального неравенства, предотвращать социальные конфликты, помогать тем слоям населения, которые лишены возможности обеспечить себя самостоятельно. Регулирование условий труда, трудовых отношений, оплаты труда обычно осуществляется посредством государственного законодательства о труде и занятости. Такое законодательство призвано обеспечить охрану труда, соблюдение трудовых контрактов, минимальную заработную плату, выплату пособий по безработице. Государство также вправе устанавливать тарифы оплаты труда. Оно принимает на себя обучение безработных.

Государственное регулирование охраны и восстановления окружающей среды предусматривает меры по защите природы в виде штрафов и санкций за загрязнение, а также предписаний о осуществлению обязательных природозащитных и природоохранных мероприятий. Государственные органы устанавливают нормы выделения предприятиями средств на восстановление окружающей среды.

Государственное антимонопольное регулирование направлено па ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии. Государственное антимонопольное законодательство предусматривает санкции против монополистов, предотвращает создание условий, способствующих развитию монополизма. В России введен специальный государственный реестр предприятий-монополистов.

Государственное внешнеэкономическое регулирование – это обширный спектр мер и инструментов государственного воздействия на структуру экспорта и импорта, процессы внешней торговли, контроль за товарными потоками, пересекающими государственную границу, движение капитала в страну и из страны, валютный обмен. Такое регулирование преследует цели отстаивания экономических интересов страны, повышения эффективности внешнеэкономических связей, обеспечения экономической безопасности. Составной частью внешнеэкономического регулирования является таможенное регулирование в виде прямых и косвенных методов воздействия на экспортирование и импортирование товаров. Таможенные пошлины и сборы, как отмечено выше, являются частью налогового регулирования.

Рассмотренный перечень видов и форм государственного регулирования экономики распространяет свое влияние на самые разные сферы экономики, экономической жизни. Однако не следует считать, что столь обширное государственное регулирование лишает предприятия, предпринимателей, граждан экономической свободы. В условиях рыночной экономики даже при наличии многочисленных видов и способов государственного регулирования оно носит довольно ограниченный характер. У компаний, предпринимателей, граждан сохраняются значительные возможности самоуправления, сохраняются зоны управленческих воздействий, не затрагиваемые государственным регулированием.

Правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности

Режимом осуществления предпринимательской деятельности являются методы и способы правового регулирования поведения предпринимателей, реализующих свое конституционное право.

Режим осуществления предпринимательской деятельности - совокупность норм, определяющих компетенцию, правовые процедуры деятельности, имущественные и неимущественные права и виды ответственности.

Правовой режим предпринимательской деятельности – совокупность предусмотренных законом и учредительными документами прав и обязанностей предпринимателя, осуществления которых способствует достижению конкретной специфической цели правового регулирования.

Виды правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности:

1) В зависимости от этапов реализации права на осуществление предпринимательской деятельности выделяют:

a. Правовой режим легитимации предпринимательства (регистрационный и лицензионный режимы);

b. Правовой режим осуществления предпринимательской деятельности.

2) В зависимости от содержания регулируемых отношений:

a. Налоговый режим;

b. Таможенный режим;

c. Режим внешнеэкономической и иной деятельности предпринимателя.

3) В зависимости от политики государства по отношению к субъектам рынка, в целях поддержки конкуренции и пресечения монополистической деятельности выделяют:

a. Режим поддержки малого и среднего предпринимательства;

b. Режим особого контроля за субъектами действующими в условиях естественной монополии;

c. Режим особого контроля за обычными временными монополистами.

Необходимость государственного воздействия на экономику определяется следующими задачами:

1. Обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и в социальном развитии;

2. Формирование государственного бюджета;

3. Защита окружающей среды и пользование природными ресурсами;

4. Обеспечение занятости населения;

5. Обеспечение обороноспособности и безопасности страны;

6. Реализация свободы предпринимательства и конкуренции, защита о монополизма;

7. Соблюдение правопорядка во внешне экономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования.

Основания государственного воздействия на предпринимательство:

1. Экологические;

2. Социальные;

3. Экономические;

4. Политические;

5. Юридические.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на предпринимательскую деятельность путем принятия нормативно-правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. В целом государственное регулирование представляет собой реализацию всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной.


Правовыми формами государственного воздействия на экономику являются:

1. Нормативно-правовые акты, которые регулируют поведение неопределенного круга лиц;

2. Акты ненормативного характера – акты индивидуального регулирования, качающиеся конкретного объекта. Виды актов ненормативного характера:

a. Акты позитивного регулирования. Применяются при отсутствии правонарушения и определяют конкретные права и обязанности конкретного лица (акты регистрации юридических и физических лиц, прав на недвижимость и сделок с ней; акты разрешения; акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий; государственном и муниципальном секторах экономики применяют акты директивного характера в отношении унитарных предприятий);

b. Акты реагирования на правонарушения. Применяются через применение санкций и мер ответственности.

Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности:

1. В зависимости от уровня регулирования:

a. Регулирование в масштабах все территории РФ;

b. Регулирование в пределах территории соответствующего региона.

2. В зависимости от отношений между государством (его организациями) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации и ординации) и формы собственности на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различаются:

a. Регулирование в государственном секторе экономики;

b. Общеправовое регулирование;

3. В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов:

a. Прямое;

b. Косвенное.

4. В зависимости от вида деятельности.

5. В зависимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателем выделяют:

a. Воздействие через правосубъектность;

b. Воздействие в рамках конкретного правоотношения.

Правовые средства государственного регулирования:

1) Общие средства регулирования. Нормы права, правоотношения, применение юридических конструкций;

2) Специальные средства. Требования, устанавливающие количественные измерители (ограничители деятельности предпринимателя:

a. Нормы, нормативы;

b. Лимиты;

c. Размеры ставок;

Знать: понятие, правовые формы и виды государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Уметь: определять критерии и классифицировать требования, предъявляемые к предпринимательской деятельности.

Владеть: навыками квалификации требований в виде запретов, ограничений, обязываний.

Понятие и правовые формы государственного регулирования предпринимательской деятельности

В любой современной правовой системе существует необходимость государственного воздействия на экономику. Необходимость государственного воздействия на экономику в условиях рынка определяется, как минимум, следующими задачами, связанными с охраной публичных интересов:

  • а) обеспечения государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии;
  • б) формирования государственного бюджета;
  • в) защиты окружающей среды и пользования природными ресурсами;
  • г) обеспечения занятости населения;
  • д) обеспечения обороноспособности и безопасности страны;
  • е) реализации свободы предпринимательства и конкуренции, защиты от монополизма;
  • ж) соблюдения правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранного инвестирования 1 .

Как видно из этого перечня причин (оснований) государственного воздействия на предпринимательскую деятельность, они лежат в сфере публичных интересов государства и общества. Среди них экологические, экономические, социальные, политические, юридические причины (основания).

Пределы государственного вмешательства в экономику должны быть таковы, чтобы сохранялся интерес к легитимному предпринимательству, экономика не уходила в тень, капиталы оставались в стране, а не вывозились из нее. Для этого стране нужна грамотная, научно обоснованная экономическая политика, которая и должна реализовываться путем государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Государственное воздействие на экономику можно определить как целенаправленную деятельность государства (его органов), осуществляемую в правовой форме, в которой реализуется экономическая политика государства.

Экономическая политика государства, прежде всего, находит отражение в актах стратегического планирования.

Документы стратегического планирования разрабатываются в рамках целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования на федеральном уровне, на уровне субъектов РФ и на уровне муниципальных образований на основе Закона о стратегическом планировании. К документам стратегического планирования федерального уровня, в частности, относятся:

  • - документы стратегического планирования, разрабатываемые в рамках целеполагания :
    • а) ежегодное послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации;
    • б) стратегия социально-экономического развития Российской Федерации;
    • в) стратегия национальной безопасности Российской Федерации, а также основы государственной политики, доктрины и другие документы в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
  • - документы стратегического тонирования, разрабатываемые в рамках тонирования и программирования :
    • а) основные направления деятельности Правительства РФ;
    • б) государственные программы РФ;
    • в) государственная программа вооружения;
    • г) схемы территориального планирования РФ;
    • д) планы деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Указанные акты планирования не являются нормативными правовыми актами, регулирующими предпринимательскую деятельность. Документы стратегического планирования определяют права и обязанности участников стратегического планирования - органов власти (на федеральном уровне это, например, Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (ст. 9 Закона о стратегическом планировании).

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой воздействие государства на нее путем принятия нормативных правовых актов, правовых актов индивидуального регулирования, организации контроля за соблюдением требований законодательства к предпринимателям и применения мер стимулирования и ответственности к нарушителям этих требований. Государственное регулирование - более узкое понятие, чем государственное воздействие на экономику.

По вопросу соотношения государственного управления и государственного регулирования существуют два подхода:

  • 1) государственное управление как более широкая категория включает и государственное регулирование (государственное регулирование - одна из функций государственного управления) 1 ;
  • 2) в современных условиях управлять можно лишь государственным сектором, поведение же участников рынка в целом можно лишь регулировать (устанавливать правила, ограничения, стимулы, «направляя деятельность предприятий в нужное русло, заданное экономической политикой» ).

Полагаем, что государственное регулирование более широкое понятие, чем управленческая деятельность органов исполнительной власти. Ведь требования, предъявляемые к предпринимателям, содержатся, прежде всего, в законах, а не подзаконных актах. Подзаконные акты могут содержать такие требования, если законом органу исполнительной власти делегировано право принимать соответствующие нормативные правовые акты.

Государственное регулирование в целом представляет собой практическую реализацию всех ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной 1 .

В свою очередь, правовое регулирование - не исчерпывается нормативными правовыми актами органов государственной власти. Правовое регулирование включает также положения международных договоров, правовые акты органов ЕАЭС, нормативные акты органов муниципальной власти, правила саморегулируемых организаций, локальные акты хозяйствующих субъектов.

При возникновении коллизия между законодательством РФ и международным договором РФ, применяются правила международного договора (п. 4 ст. 15 Конституции РФ).

  • А) государство - член ВТО обязано предоставлять иностранным продавцам, поставщикам услуг режим наибольшего благоприятствования. «каждый Член немедленно и, безусловно, предоставляет услугам и поставщикам услуг любого другого члена режим, не менее благоприятный, чем тот, который он предоставляет для аналогичных услуг или поставщиков услуг любой другой страны» (ст. 2 ГАТС). Ограничения в доступе на российский рынок, которые в РФ установлены для иностранных лиц, в равной мере распространяются на всех членов ВТО.
  • Б) по видам услуг, предусмотренных в Приложении № 1 к Протоколу от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.» 1 и услугам, указанным в Приложении 3 к Соглашению о торговле услугами и инвестициях в государствах - участниках Единого экономического пространства в отношении иностранных лиц действует национальный режим с некоторыми изъятиями (ограничениями).
  • В) государства - члены ВТО (в том числе РФ) могут вводить, применять меры государственного регулирования :
    • - необходимые для защиты общественной морали или поддержания общественного порядка;
    • - необходимые для защиты жизни или здоровья людей, животных или растений;
    • - необходимые для соблюдения законов или правил, включая имеющих отношение к: предотвращению вводящей в заблуждение и недобросовестной практики или последствий несоблюдения контрактов в области услуг; защите от вмешательства в частную жизнь отдельных лиц при обработке и распространении сведений личного характера и защите конфиденциальности сведений о личной жизни и счетов; безопасности.

Как видим, указанные ограничения в целом совпадают с возможными конституционными ограничениями прав и свобод (п. 2 ст. 34, п. 3 ст. 55 Конституции РФ);

Г) в целях полного или частичного выполнения своих стандартов или критериев в отношении разрешений, лицензирования или сертификации поставщиков услуг РФ как член ВТО может признавать полученное образование или приобретенный опыт, выполненные требования, а также лицензии или сертификаты, выданные в определенной стране. Такое признание, может основываться на соглашении или договоренности с соответствующей страной или может быть предоставлено в одностороннем порядке.

Обратим внимание, что рассмотренные правила ВТО не затрагивают компетенцию органов власти РФ. Как справедливо отмечается в литературе «в аспекте влияния права ВТО на национальное право государств возможно вести речь только о гармонизации национального права с правом ВТО» и что «правовые нормы, возникающие в результате данного процесса, будут толковаться и применяться так, как это предусмотрено в национальном праве, без оглядки на международный договор ».

В условиях членства РФ в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) обеспечивается проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики, определенных Договором о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) и международными договорами в рамках Союза.

Отметим важное значение правовых актов органов ЕАЭС. Например, Евразийская экономическая комиссия принимает в пределах своих полномочий технические регламенты, которые являются актами прямого действия и обязательны для применения всеми странами - членами ЕАЭС.

Правовыми формами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность являются нормативные правовые акты (регулируют поведение неопределенного круга лиц) и акты ненормативного характера. В последнем случае речь идет об актах индивидуального регулирования, касающихся конкретного субъекта. Например, законодательство о лицензировании касается любого субъекта, желающего заняться лицензируемым видом деятельности, а решение органа государственной власти о выдаче лицензии - адресовано конкретному хозяйствующему субъекту, имея для него значение юридического факта. Среди актов ненормативного характера можно выделить:

  • 1) акты позитивного регулирования. Они принимаются при отсутствии правонарушения и определяют права и обязанности конкретного лица. К ним, в частности, относятся
  • а) акты регистрации:
    • - юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
    • - прав на недвижимость и сделок с ней.
  • б) акты - разрешения:
    • - лицензия, на основе которой возникает право заниматься лицензируемым видом деятельности (ст. 49 ГК РФ),
    • - лицензия, на основании которой возникает в установленных случаях право осуществить экспорт и (или) импорт товаров. Например, при введении количественных ограничений на ввоз или вывоз определенных товаров их экспорт или импорт в рамках этих ограничений осуществляются на основании лицензии. Отсутствие лицензии является основанием для отказа в выпуске товаров таможенными органами РФ (ст. 24 Закона о внешнеторговой деятельности),
    • - лицензия на право разработки недр и прочие разрешения;
  • в) акты согласия на совершение хозяйствующим субъектом определенных действий. Например, совершение сделок, указанных в ст. 28 Закона о защите конкуренции, требует предварительного согласия антимонопольного органа.

В государственном и муниципальном секторах экономики достаточно широко применяются акты директивного характера в отношении унитарных предприятий, например, акты-распоряжения: о проведении аудиторской проверки предприятия с правом хозяйственного ведения, об утверждении сметы доходов и расходов казенного предприятия и др.

2) акты реагирования на правонарушения путем применения санкций и мер ответственности (например, предписания в адрес нарушителя, взыскание с него штрафа в пользу государства).

Ненормативные акты государственного органа или органа местного самоуправления, нарушающие права и охраняемые интересы предпринимателей, могут быть оспорены и признаны арбитражным судом недействительными (ст. 13 ГК РФ, ст. 29 АПК РФ).

  • Мартемьянов В. С. Хозяйственное право: учебник. Т. 1. М., 1994. С. 190.
  • Целеполагание - определение направлений, целей и приоритетов социально-экономического развития и обеспечения национальной безопасности РФ (п. 4ст. 3 Закона о стратегическом планировании).
  • Алехин А. П., Кармолицкий А. А., Комов Ю. М. Административное право Российской Федерации: учебник. М., 1998. С. 20-21. Этой точки зрения придерживается также Е. П. Губин. См.: Губин Е. П. Указ. соч. С. 36-37.
  • Управление государственной собственностью: учебник / под ред. В. И. Кошкина, В. М. Шупыро. М., 1997. С. 31.
  • Мы согласны с критикой точки зрения о том, что и государственное управлениеи государственное регулирование - лишь обобщенные варианты практической реализации исполнительной власти. Именно так считают авторы учебника, см.: Алехин А. П.,Кармолицкии А. А., Комов Ю. М. Административное право Российской Федерации. М.,1996. С. 21. Критическая оценка этой точки зрения дана: Предпринимательское право:учебник / под ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. М., 2003. С. 399.
  • ГАТС и иные соглашения в рамках ВТО составляют правовую основу ВТО.Соглашение о создании ВТО известно как Марракешское соглашение об учреждении ВТО от 15 апреля 1994 г. ВТО стала правопреемницей Генерального соглашенияпо тарифам и торговле (ГАТТ), подписанного 23 странами в 1947 г. ГАТС являетсяПриложением 1В к Марракешскому соглашению (см. http://www.wtb.nj). С 22 августа 2012 г. Россия стала членом ВТО на основе Протокола от 16 декабря 2011 г. «О присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учрежденииВсемирной торговой организации от 15апреля 1994 г.» -совершено в Женеве ^декабря 2011 г. Протокол ратифицирован Федеральным законом от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2012. № 30. Ст. 4177.
  • Услуги сгруппированы в виде Перечня специфических обязательств, прилагаемых к ГАТС, в отношении РФ.
  • Статья 14 ГАТС.
  • Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию / под ред.Г. К. Дмитриевой. М., 2013. С. 37-38 (автор главы - Г. К. Дмитриева).

под формами государственного регулирования пред­принимательской деятельности следует понимать закрепленные в правовых нормах и осуществляемые в рамках законодательства конкретные меры экономического, правового и организационного воздействия на предпринимательскую деятельность

Экономические формы в условиях рыночного хозяйства должны за­нимать одно из ведущих мест. Экономические формы государственно­го регулирования экономики можно охарактеризовать как меры, заклю­чающиеся в определении направлений и стратегии развития экономи­ки в целом или ее отдельных сфер и видов хозяйственной деятельности, а также меры стимулирования (а в необходимых случаях и дестимулиро-вания) определенных сфер экономики, видов и субъектов хозяйствен­ной деятельности.

Экономической формой государственного регулирования предприни­мательской деятельности является, в первую очередь, налоговое регулиро­вание, поскольку без налогов невозможна реализация публичных интере­сов. К экономическим формам относятся также таможенное и валютное регулирование. Кроме того, одной из важнейших форм государственного регулирования предпринимательской деятельности является прогнозиро­вание и программирование социально-экономического развития. Разумеет­ся, что налоговое, валютное и таможенное регулирование невозможно осуществлять без использования некоторых элементов организационных форм регулирования, таких как мероприятия по контролю. Кроме того, НК РФ например, устанавливает определенные меры государственной поддержки предпринимательства. Вмес­те с тем главное предназначение названных форм регулирования пред­принимательской деятельности видится в применении экономических мер воздействия.

Без организационных форм государственного регулирования не может обойтись ни одно развитое рыночное хозяйство. Организационные фор­мы государственного регулирования экономики представляют собой меры управленческого (а в необходимых случаях и директивного) порядка, при­меняемые в пределах, установленных законами, компетентными государс­твенными органами в отношении экономики в целом, ее отдельных сфер, а также видов и субъектов хозяйственной деятельности. К организацион­ным формам государственного регулирования предпринимательской де­ятельности относятся, например, государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности, лицензирование, обязательные пред­писания, применение нормативов и лимитов, установление квот.Государственный контроль за соблюдением законодательства субъек­тами предпринимательской деятельности - это, по своей сути, одна из организационных форм государственного регулирования предпринима­тельской деятельности.

Государственная поддержка также является одной из форм государ­ственного регулирования предпринимательской деятельности. Речь идет о расширении возможности субъектов хозяйственной деятельности в оп­ределенных сферах экономики. «Сюда от­носятся государственная поддержка субъектов малого предприниматель­ства... меры по поддержке агропромышленного комплекса, по обес­печению деятельности военно-промышленного комплекса, по защите отечественных товаропроизводителей».

Защита субъектов предпринимательской деятельности, как форма го­сударственного регулирования предпринимательской деятельности, ха­рактеризуется конкретными мерами по восстановлению или признанию нарушенных или оспариваемых прав этих субъектов. Формы защиты де­лятся на судебные и внесудебные.

Поскольку, как уже отмечалось выше, формы государственного регу­лирования предпринимательской деятельности должны иметь норматив­ное закрепление и обеспечение, все они выступают в качестве правовых мер. Законы и подзаконные акты являются основными правовыми фор­мами государственного регулирования предпринимательской деятельно­сти.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы.

1. Прямые (административные) методы - средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

Государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

Государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

Налогообложение;

Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

Выдача предписаний антимонопольным органом и т.д.

2. Косвенные методы - экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

Прогнозирование и планирование;

Предоставление налоговых льгот;

Льготное кредитование;

Государственный (муниципальный) заказ и др.

В зависимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов в литературе различают следующие способы регулирования

Прямое регулирование осуществляется путем установления к предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в нормативных правовых актах и в виде предписаний, адресованных конкретным субъектам.

Косвенное регулирование заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы хозяйствующих субъектов. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций, а экономическими методами, стимулами. К ним, например, относятся финансовые формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (налоговые льготы, кредиты, субсидии, субвенции и т.д.).

Квазирегулирование предполагает оказание государством влияния на предпринимательский сектор с тем, чтобы он самостоятельно разрешал проблемы. Государственное регулирование здесь имеет опосредованный и не столь регламентированный характер, в силу чего государственное вмешательство приобретает небольшие размеры.

Саморегулирование представляет собой способ решения проблем рыночными механизмами при минимальном государственном вмешательстве.

Совместное регулирование предполагает совместное участие в регулировании самого государства в лице его органов и различных участников рынка. Контроль за действиями хозяйствующих субъектов осуществляется и государством и участниками рынка.

11 Субъект предпринимательского права – лицо, которое в силу присущих ему признаков участвует или может участвовать в предпринимательских правоотношениях, граждане-предприниматели, коммерческие и некоммерческие юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, органы местного самоуправления, учреждения и организации и т.д.

признаки :1) регистрация в установленном законом порядке;2) наличие имущества как базы для осуществления предпринимательской деятельности;3) самостоятельная имущественная ответственность.

Виды субъектов предпринимательского права различают:

1) в зависимости от наличия или отсутствия юридического лица: а) индивидуальный предприниматель без образования юридического лица (ч I ст. 23 ГК РФ) ; б) коммерческая и некоммерческая организации (ст. 50 ГК РФ).

2) по признаку происхождения собственности:а) публичные, учрежденные государством, субъектами РФ,б) частные, учрежденные гражданами и юридическими лицами частного права (ст. 212 ГК РФ);

3) по экономическим показателям:а) малые;б) средние;в) крупные,


Можно выделить определенные критерии для разграничения видов государственного регулирования предпринимательской деятельности.
1. В завᴎϲимости от уровня регулирования.
В соответствии с разграничением компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ государственное воздействие на экономику осуществляется в масштабах всей территории РФ и регулирование в пределах территории соответствующего региона. Например, федеральные налоги, установленные НК РФ, обязательны к уплате на всей территории РФ. Региональные налоги, установленные НК РФ и законами субъектов РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ (ст. 12 НК РФ).
2. В завᴎϲимости от отношений между государством (его органами) и хозяйствующими субъектами (отношения субординации или координации) и формы собственности, на базе которой действуют хозяйствующие субъекты, различается регулирование в государственном секторе экономики и общее правовое регулирование.
А. В государственном секторе экономики государство действует в качестве собственника, управляя государственным имуществом.
Важной правовой формой, которая используется для эффективного использования государственных средств, имущества, является планирование- *(источник № 169):
1) разработка и утверждение Правительством РФ федеральных целевых программ (ФЦП). Целевые программы подлежат финансированию за счет средств федерального бюджета, если в Законе о федеральном бюджете на очередной год предусмотрены средства на эти цели. ФЦП оформляются в качестве приложений к Закону о федеральном бюджете на очередной год. Во исполнение мероприятий ФЦП Правительством РФ утверждается государственный заказчик.
Государственный заказчик обязан организовать исполнение ФЦП. Для этого он, как правило, путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона отбирает исполнителей ФЦП - поставщиков, подрядчиков. Если государственные средства вкладываются в качестве инвестиций (строительство объектов для государственных нужд), государство становится собственником объектов инвестирования;
2) разработка и утверждение прогнозного плана (программы) приватизации. В отношении государственного имущества проводится политика приватизации. Правовой формой организации планомерного процесса приватизации является ежегодно утверждаемый Правительством РФ прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества. Прогнозный план (программа приватизации) является не нормативно-правовым актом, а актом планирования, содержащим задание Агентству по управлению федеральным имуществом подготовить соответствующие предприятия к приватизации, принять решение об условиях приватизации каждого включенного в программу приватизации предприятия, если согласно программе приватизации это решение принимается им, а не Правительством РФ.
Указанный правовой акт как юридический факт создает правовые последствия и для унитарных предприятий, имущественные комплексы которых предстоит приватизировать в очередном году.
Со дня утверждения прогнозного плана и до момента перехода права собственности на предприятие как имущественный комплекс к покупателю предприятие как юридическое лицо ограничивается в правах. Унитарное предприятие не вправе без согласия собственника сокращать численность работников предприятия, получать кредиты и совершать иные действия, указанные в п. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"- *(источник № 170).
На основе прогнозного плана (программы) приватизации принимается, как уже отмечалось, решение об условиях приватизации конкретного объекта приватизации. Если программа приватизации является актом общего планирования, охватывающим круг объектов, которые предполагается приватизировать в соответствующем году, то решение об условиях приватизации можно квалифицировать в качестве плана приватизации конкретного предприятия.
Решение об условиях приватизации как юридический факт создает правовые последствия как для Агентства по управлению федеральным имуществом, так и для предприятий, имущественные комплексы которых подлежат приватизации (подробнее см. главу учебника о приватизации);
3) утверждение показателей экономической эффективности государственного предприятия. Собственник имущества унитарного предприятия в отношении этого предприятия как хозяйствующего субъекта утверждает показатели экономической эффективности его деятельности и контролирует их выполнение, а в отношении казенного предприятия к тому же доводит обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (или муниципальных) нужд (ст. 20 ФЗ от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях")- *(источник № 171).
Правительство РФ вправе принимать решения о реорганизации, ликвидации федеральных унитарных предприятий. В целом можно утверждать, что в отношении действующих унитарных предприятий применяются и директивные методы управления ими.
Б. Суть общего государственного регулирования заключается в том, что для всех хозяйствующих субъектов, включая унитарные предприятия, устанавливаются единые правила поведения на рынке ("правила игры"), соблюдение которых проверяется компетентными государственными органами (лицензирование, обязательная сертификация товаров, ведение бухгалтерского и налогового учета, уплата налогов и проч.).
3. В завᴎϲимости от способа воздействия на поведение хозяйствующих субъектов различается прямое и косвенное регулирование.
Прямое регулирование осуществляется путем предъявления предпринимателям обязательных требований. Такие требования содержатся в законах (например, требование ведения бухгалтерского и налогового учета) и могут предъявляться в виде предписаний, иных решений, адресованных конкретным предпринимателям (например, предписание ФСФР России профессиональному участнику рынка ценных бумаг об устранении выявленных при проверке его деятельности недостатков). Суть косвенного регулирования заключается в том, что государственное воздействие осуществляется через интересы. Соответствующего поведения от предпринимателей государство добивается не прямым властным воздействием под страхом применения санкций к нарушителям предписаний, а экономическими методами, стимулами. Косвенными методами являются различные формы поддержки предпринимателей, включая субъектов малого предпринимательства (налоговые льготы, налоговые кредиты, государственная помощь в виде субсидий, субвенций, предоставление кредитов на льготных условиях за счет бюджетов различных уровней, государственных гарантий лицам, получающим кредиты в банках для реализации инвестиционных проектов, предоставление скидок по арендной плате лицам, в предпринимательской деятельности которых государство, регион, муниципальное образование заинтересованы, и проч.).
4. В завᴎϲимости от вида деятельности. Специфика вида деятельности учитывается в процессе государственного регулирования, например, особенности сельскохозяйственного производства, подверженного влиянию стихийных явлений природы, научно-технической деятельности, которая в силу особо рискового характера (риск получения отрицательного научного результата, сложности во внедрении научно-технических результатов) нуждается в государственной поддержке.
5. В завᴎϲимости от способа установления правовой связи между государством и предпринимателями различается воздействие через правосубъектность и в рамках конкретного правоотношения. Содержание публичной правоспособности хозяйствующего субъекта составляют не только права, но и обязанности соблюдать предъявляемые государством к предпринимателям требования (не нарушать запреты, при наступлении соответствующих условий - совершать действия во исполнение обязанности). Пока нет нарушения запретов и ограничений, конкретное правоотношение не возникает. Правонарушение является основанием возникновения относительного правоотношения, в котором реализуется охранительная норма предпринимательского права. Нормы - требования регулятивного (позитивного) характера могут реализовываться непосредственно в правоотношении (при отсутствии правонарушения). В таких случаях закон предусматривает содержание правоотношения и условия его возникновения. При наличии, например, у организации имущества в виде основных средств она обязана платить налог на имущество. Организация - юридическое лицо, незавᴎϲимо от финансовых результатов своей деятельности, обязана представлять в установленном порядке бухгалтерскую и налоговую отчетность. Указанные обязанности реализуются в рамках конкретного правоотношения, которое возникает для предпринимателя "автоматически", поскольку есть соответствующие обстоятельства - юридические факты (ведение предпринимательской деятельности, наступление события - отчетного периода - для возникновения обязанности представить бухгалтерскую, налоговую отчетность).

Лекция, реферат. 4.2. Виды государственного регулирования предпринимательской деятельности - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.