Каковы характерные свойства географической оболочки. Общая характеристика географической оболочки

23.09.2019
Урок в 7 классе по теме:

«Строение и свойства географической оболочки».

Цели урока:

учебные : расширить знания учащихся о компонентах природного комплекса,

взаимосвязями между ними, о взаимном влиянии компонентов, а также

показать, что географическая оболочка – единое целое;

воспитательные : продолжить формирование научного мировоззрения,

нравственности (в отношении человека к природе), прививать умение

высказывать свою точку зрения;

здоровьесберегающие : выделение главной цели урока и неоднократное ее

повторение различными способами, перевод учащихся из пассивных

слушателей в активно действующих, доброжелательное отношение между

учащимися и учителем, создание условий, обеспечивающих высокую

работоспособность и позволяющих отодвинуть утомление и избежать

переутомление.

развивающие : развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего

мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства,

переживания, воля) и потребностно - мотивационной областей.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: карточки различного цвета (красные – характеристика Оболочек Земли),

карточки желтого цвета (с описанием структуры синквейна), карточки

зеленого цвета (настроение на уроке),

Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Ход урока.

I Организационный момент.

Всем, всем, добрый день! Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли на мой урок. У меня отличное настроение, я улыбаюсь вам. Улыбнитесь и вы мне, и я надеюсь, что мое «солнечное» настроение передастся и вам. Спасибо. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте и их «заразим» своим солнечным настроением, повернитесь к ним и улыбнитесь. Я уверена, что они улыбнутся вам в ответ. Итак, солнечное настроение создано у всех и я уверена, что оно поможет нам плодотворно поработать на уроке.

Внимание!

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке?

Книги, ручки и тетрадки.

II . Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами целый год изучаем новый для вас предмет географию. На ее уроках мы совершали путешествия в разные уголки земного шара, опускались на морское дно, поднимались ввысь на воздушном шаре, изучали закономерности природы, делали географические и личные открытия. Давайте сейчас вспомним, какие важные темы мы изучали в этом году?

Ответы учащихся.

Действительно, важных тем было немало, но сегодня я предлагаю вам вспомнить оболочки Земли. Каждая группа будет вспоминать особенности одной из оболочек Земли по такому плану:

    название оболочки;

    строение;

    вещественный состав;

    характерные явления.

(На столах у учащихся карточки красного цвета с планом ответа; форма работы - групповая).

1 группа - характеристика литосферы;

2 группа - характеристика гидросферы;

3 группа - характеристика атмосферы;

4 группа - характеристика биосферы

III . Изучение нового материала.

Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.

Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.

Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам вглубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.

Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.

Давайте определим и запишем в тетрадь свойства географической оболочки:

1.вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;

2.появление жизни -> человека -> человеческого общества;

3.имеются все условия для жизни живых организмов;

4.процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии.

И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты.

Учитель: Какие круговороты вы знаете?

На доске схемы:



Ответ детей: круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот на суше и в океане, круговорот энергии.

Учитель: Какому круговороту принадлежит ведущая роль и почему?

Ответ: Круговороту воздуха в тропосфере

Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.

Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.

Учитель: Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?

Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?

Ответ: Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.

Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.

Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.

А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?

(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)

Почему необходимо сохранять зеленые растения?

Ответ: Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания, придают разнообразие окружающей среде

Учитель: Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.

Вы, наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть.

Физкультминутка:

На болоте две подружки,

Две зеленые лягушки.

Рано утром умывались,

Полотенцем растирались,

Ножками топали,

Ручками хлопали,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет

Вам, друзья, - физкультпривет!

IV Закрепление нового материала.

Составление синквейна (структура синквейна на карточках розового цвета), форма работы – групповая, время – 3 минуты.

    Название синквейна.

    Два прилагательных.

    Два глагола.

    Фраза на тему синквейна.

    Существительное.

Читают синквены.

Затем учащиеся определяют эмоциональное состояние на каждом этапе урока, вставляя определенный тип улыбки.

В конце этого этапа проводится «Тихий опрос»:

    Какая тема была на уроке?

    Что нового узнали?

    Какие ранее изученные термины, знания вы использовали из ранее изученного материала?

    Для чего можно применить знания, полученные на уроке?

V Домашнее задание. Оценивание.

§ 13, для всех, выборочно - подготовить

Называются геосферами. Они взаимно проникают друг в друга, образуя особую оболочку - географическую.

Что такое географическая оболочка?

Нижние , верхние части , вся гидросфера и взаимодействуют друг с другом, обмениваясь веществом и энергией. Результатом является особое по свойствам образование - географическая оболочка. Она состоит из газов , жидких веществ , твёрдых веществ литосферы, живого вещества биосферы и охватывает всю земную поверхность.

Верхней границей географической оболочки служит «озоновый экран». Нижнюю границу на суше проводят на глубине нескольких километров, где ещё встречаются живые бактерии. В океанах нижняя граница проходит по океаническому дну. Таким образом, общая мощность географической оболочки составляет 30-40 километров.

Формирование географической оболочки

Географическая оболочка формировалась на Земле постепенно. Ученые выделяют три этапа в её развитии: добиогенный (геологический), биогенный (появление скелетных организмов), антропогенный (появление человека на Земле).

На первом этапе развития географической оболочки сформировались материки и впадины океанов, а около 2 миллиардов лет назад появились многоклеточные организмы. На втором этапе происходило формирование современной водной и воздушной оболочек, «озонового экрана» и почвенного покрова, быстрыми темпами шло развитие жизни. Третий этап определяется появлением человека на Земле и характеризуется постоянно растущим воздействием его на окружающую среду.

Свойства географической оболочки

Географическая оболочка обладает несколькими присущими только ей свойствами: целостностью, зональностью и ритмичностью.

Целостность - единство всех составляющих географической оболочки - достигается
за счёт круговорота веществ и энергии. Определяющее правило целостности звучит так: «Изменение одной из сфер географической оболочки приводит к изменению других сфер».

Зональность - изменение географической оболочки по направлению от экватора к полюсам, обусловленное неодинаковым количеством тепла, поступающего на разные широты. С этим связана и изменчивость других природных показателей. Широтной зональности подчинены все компоненты природы (воздух, и океана, почвы, растения и животные).

В горах из-за понижения температуры природные условия изменяются от подножья к вершине. Смена природных компонентов, происходящая от подножья к вершине, называется высотной поясностью.

Ритмичность - повторяемость во времени природных процессов и явлений. Ритмичность свойственна как живым (биогенным), так и неживым (абиогенным) компонентам географической оболочки. В природе существуют ритмы различной продолжительности: суточные, годовые, вековые и др. В суточный ритм Земли входят такие процессы, как смена дня и ночи, суточные изменения и направления бризов, сон и бодрствование у животных, фотосинтез и дыхание у растений. В годовой ритм - смена сезонов года, сезонные изменения температуры воздуха и направления муссонов, сезонные изменения в жизни растений и животных.

Прежде чем говорить о строении и свойствах географической оболочки, необходимо понять, что такое географическая оболочка. «Отцом» данного термина является известный учёный-географ А. А. Григорьев, который ввёл его в 1932 году. В ней мы живём, она является нашим домом, а чтобы дом оставался прочным, нужно заботиться о нём, хорошо знать состав и разбираться в свойствах географической оболочки.

Строение географической оболочки

История развития планеты Земля неразрывно связана с формированием географической оболочки. Как известно, жизнь на Земле появилась не сразу. Тогда единая географическая оболочка состояла из трёх компонентов: литосферы, атмосферы и гидросферы. Но всё изменилось с появлением живых организмов. Их «рождение» определило появление нового слоя – биосферы. Таким образом, сегодня земной шар состоит из следующих оболочек:

  • нижние слои атмосферы;
  • верхние части литосферы;
  • вся гидросфера;
  • вся биосфера.

Все вышеперечисленные оболочки существуют не изолированно. Они тесно соприкасаются друг с другом и взаимодействуют. Результатом такого близкого «соседства» оказалось невозможность определить их чёткие границы.

В среднем мощность географической оболочки составляет около 55 км. В сравнении с размерами Земли она представляется лишь тонкой плёнкой.

Рис. 1 Компоненты географической оболочки

Атмосфера

До сих пор между учёными ведутся споры о границах географической оболочки. Рассмотрим часто приводимую в зарубежных и отечественных исследованиях теорию.

Первое – нижняя часть атмосферы. Её высота достигает 25-30 км. Она состоит из тропосферы (8-16 км)и нижних слоёв стратосферы (11-30 км). В них отмечается постепенное падение температуры, существование пыли вулканического происхождения, паров воды и живых организмов.

ТОП-1 статья которые читают вместе с этой

Именно в стратосфере расположен так называемый озоновый слой, который защищает все живые организмы и целые биологические системы от губительных солнечных ультрафиолетовых лучей.

Рис. 2 Составляющие атмосферы

Литосфера

К географической оболочке относится верхний слой литосферы – верхняя часть земной коры. Почему только верхняя?

Нельзя забывать, что все оболочки находятся в постоянном взаимодействии, а воздействие атмосферы и гидросферы распространяется на литосферу, начиная с поверхности нашей планеты и до глубины 4-5 км.

Гидросфера и биосфера

Гидросфера – это совокупность всех водных запасов нашей планеты. К географической оболочке относится практически вся гидросфера. Исключение – незначительная часть, которая расположена на больших глубинах.

Биосфера по праву считается самой большой частью географической оболочки. Почему? Ответ на этот вопрос лежит в буквальном переводе данного термина с древнегреческого языка, где bios – жизнь, а schaira – шар. Иными словами, там, где есть жизнь, где возможна деятельность живых организмов, там и находится биосфера. То есть её границы совпадают с границами литосферы, гидросферы и атмосферы: жизнь есть до 4-5 км под землёй, на поверхности земного шара, в воде, на больших глубинах, и в воздухе, начиная с нижних слоёв и заканчивая на высоте 30 км.

Рис. 3 Границы биосферы

Основные свойства географической оболочки

Тесное взаимодействие всех составляющих географической оболочки (ГО) привело к возможности появления особых, присущих только ей свойств:

  • Только в ГО вещества могут пребывать в твёрдом, жидком и газообразном состоянии. Данное свойство очень важно для протекания всех процессов, и особенно – для возникновения жизни;
  • Только для ГО характерно зарождение жизни, а затем и появление человека и человеческого общества. Воздух, вода, солнечная энергия, растения, животные, полезные ископаемые – все условия для развития человека.
  • Только в ГО все существующие процессы происходят, в первую очередь, благодаря солнечной энергии, и уж потом внутренним земным источникам энергии.

Что мы узнали?

Итак, географическая оболочка является важным объектом изучения географической науки. Под ней понимают тесное соприкосновение и взаимодействие атмосферы, литосферы, гидросферы и биосферы. Еще раз назовём основные свойства географической оболочки.

Благодаря такому ГО стало возможным разнообразие видов энергии, зарождение жизни на нашей планете, появление человека, развитие человеческого общества. Кроме того только в географической оболочке одно и то же вещество может пребывать в трёх состояниях: твёрдом, жидком и газообразном.

Данная статья поможет закрепить изученный материал по географии в 7 классе.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 142.

Выявление важнейших качественных свойств и особенностей природы географической оболочки — непременное условие познания основных закономерностей ее дифференциации.

I Как уже отмечалось, географическая оболочка — сложная, исторически сложившаяся и непрерывно развивающаяся, целостная и качественно своеобразная материальная система. Ей присущи следующие важнейшие особенности:

1) — ее качественное своеобразие, которое заключается в том, что только в ее пределах вещество находится одновременно в трех физических состояниях: твердом, жидком и газообразном. В связи с чем географическая оболочка состоит из пяти качественно разных, взаимопроникающих и взаимодействующих геосфер: литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и палеосферы. В пределах каждой из них выделяется несколько компонентов. Например, в пределах литосферы выделяются в качестве самостоятельных компонентов разнообразные горные породы, в биосфере — растения и животные и т. д.

2) — тесное взаимодействие и взаимообусловленность всех ее геосфер и частей, определяющие ее развитие. Опыт человечества показал, что географическая оболочка не конгломерат различных, не зависящих друг от друга предметов и явлений, а сложный комплекс, природная система, представляющая собой единое целое. Достаточно изменить лишь одно звено этой целостной системы, чтобы вызвать изменения во всех других ее частях и в комплексе в целом. Человеческое общество, преобразуя природу с целью более рационального использования природных ресурсов, должно учитывать все возможные последствия воздействия на отдельные звенья этой системы и не допускать нежелательных изменений в нем. Так, выжигая леса на склонах гор Кубы и получая в золе от пожара удобрение всего на одно поколение очень доходных кофейных деревьев, испанским плантаторам не было дела до того, что тропические ливни впоследствии смывали уже беззащитный верхний слой почвы, оставляя после себя лишь обнаженные скалы (Юренков, 1982). Во всех случаях, когда речь идет о воздействии на какие-то звенья природных систем в больших масштабах, должен побеждать разумный подход. Например, выдвигавшийся в 80-х гг. 20 в. и не утвержденный Госпланом бывшего СССР, проект создания Нижнеобского гидрокомплекса, предусматривал получение очень дешевой и в большом количестве столь необходимой Сибири энергии. Но в результате сооружения в низовьях Оби плотины образовалось бы обширное море в виде зоны подтопления, которое около девяти месяцев в году было бы сковано льдом. Это в свою очередь, существенно изменило бы климат сопредельных территорий, нежелательно отразилось бы на сельском хозяйстве, промышленности, здоровье людей. Затопленными оказались бы полезные ископаемые (нефть, газ и др.), миллионы гектаров сельскохозяйственных угодий, леса, который (кроме всего прочего) является важнейшим продуцентом кислорода. Готовые дипломные роботы быстро и недорого, всё это можно найти на сайте zaochnik.ru. Также здесь вы сможете заказать отчет по практике, реферат, семестровую работу, диссертация.

Одним из самых главных проявлений взаимодействия всех геосфер и компонентов географической оболочки является постоянный обмен веществом и энергией, поэтому все стороны и компоненты географической оболочки, слагаясь в основном из определенного, только им свойственного сочетания химических веществ, как правило, включают в себя и некоторое количество веществ, составляющих основную массу остальных компонентов или являющихся производными этой основной массы (А.А. Григорьев, 1952, 1966). Взаимодействие всех сторон, компонентов и частей географической оболочки, их внутренние противоречия — основная причина ее постоянного развития, усложнения, перехода из одной стадии в другую.

3) — эта целостная материальная система не изолирована от внешнего мира, она находится в постоянном взаимодействии с ним. Внешним миром для географической оболочки является, с одной стороны, Космос, с другой — внутренние сферы земного шара (мантия и земное ядро).

Взаимодействие с Космосом проявляется прежде всего в проникновении и трансформации солнечной энергии в пределы географической оболочки, а также в теплоизлучении со стороны последней. Основным источником тепла для географической оболочки является солнечная радиация — 351 10 22 Дж/год. Количество тепла, поступающее за счет процессов, происходящих в земных глубинах, невелико — около 79х10 19 Дж/год (Рябчиков, 1972), т. е. в 4400 раз меньше.

Наряду с солнечной и иной космической энергией на Землю непрерывно поступает межзвездное вещество в виде метеоритов, метеорной пыли (до 10 млн. т/год; Юренков, 1982). В то же время наша планета постоянно теряет легкие газы (водород, гелий), которые, поднимаясь в высокие слои атмосферы, улетучиваются в межпланетное пространство. Этот взаимообмен химическими элементами между Землей и Космосом обосновал В. И. Вернадский. Из земной коры в более глубокие сферы Земли мигрируют железо, магний, сера и другие элементы, а из глубоких сфер поступают кремний, кальций, калий, натрий, алюминий, радиоактивные и другие элементы.

Взаимодействие географической оболочки с внутренними сферами Земли проявляется также в сложном энергетическом взаимообмене, обусловливающем так называемые азональные процессы, и в первую очередь — движения земной коры. Противоречивые, единые и неразрывные зональные и азональные процессы обусловливают главнейшую закономерность географической оболочки — ее зонально-провинциальную дифференциацию.

4) — в географической оболочке происходит как возникновение новых форм, так и распад более сложных образовании, т. е. осуществляется один из основных законов природы — закон синтеза и распада и их единства (Гожев, 1963), что способствует постоянному развивитию и усложнению географической оболочки, ее переходу из одной стадии в другую.

Развитие географической оболочки характеризуется ритмичностью и поступательностью, т. е. переходом от "более простого к более сложному; постоянным усложнением ее зональности и провинциальности, структуры ее природных систем.

Развитие географической оболочки и ее частей подчинено «закону гетерохронности развития» (Калесник, 1970), который проявляется в неодновременности изменения природы географической оболочки от места к месту. Например, отмечавшееся в 20-30-е годы ХХ в. в северном полушарии «потепление Арктики» на Земле не было повсеместным, а одновременно с ним в некоторых районах Южного полушария отмечалось похолодание.

Характерной особенностью развития географической оболочки является усиление относительной консервативности природных условий по мере движения от более высоких широт к более низким. В этом же направлении увеличивается и возраст природных зон. Так, наиболее молодой, послеледниковый возраст имеет тундровая зона; в плиоцен-четвертичное время в основном оформилась лесная зона; в плиоцене — лесостепная, в олигоцен—плиоцене — степная и пустынная.

5) — характеризуется наличием органической жизни, с возникновением которой все остальные геосферы (атмосфера, гидросфера, литосфера) подверглись глубоким изменениям.

6) — она является ареной жизни и деятельности человеческого общества. На нынешнем этапе разумный человек — это показатель высшей стадии развития географической оболочки.

7) — ей свойственна региональная дифференциация. Согласно материалистической диалектике, единство мира не исключает его качественного многообразия. Целостная географическая оболочка неоднородна от места к месту, имеет сложное строение. С одной стороны, географическая оболочка обладает континуальностью (все ее стороны, компоненты и структурные части связаны и пронизаны потоком вещества и энергии; ей свойственна непрерывность распространения), с другой стороны, ей присуща дискретность (наличие внутри этой непрерывной оболочки природно-территориальных комплексов — ПТК, обладающих относительной целостностью.) Причем, непрерывность проявляется в целом сильнее, чем прерывность, т. е. географическая оболочка представляет собой единое целое, сплошное тело, а ее прерывность условна, так как ПТК являются ее составными частями, между которыми нет никаких пустот или чуждых географической оболочке образований (Арманд Д. и др., 1969).

Качественные различия взаимодействий между сторонами и компонентами географической оболочки в разных ее местах, а вместе с этим и ее региональная дифференциация в первую очередь определяются неодинаковыми соотношениями количественных показателей этих сторон и компонентов природы. Так, даже одинаковое количество выпадающих осадков для разных территорий при различных соотношениях количественных показателей других компонентов природы предопределяет различие в степени увлажненности этих территорий со всеми вытекающими отсюда последствиями. Так, при примерно равном количестве осадков в северных районах территории России и на севере Среднеазиатских равнин (200-300 мм/год), но значительно различных величинах солнечной радиации, разном состоянии атмосферы, неодинаковых температурных условиях в первом случае отмечается недостаток тепла и избыток влаги и формируются тундровые ландшафты, во втором— при обилии тепла и недостатке влаги — формируются полупустынные ландшафты.

Диалектическое единство свойств континуальности и дискретности географической оболочки позволяет выделять среди объектов, изучаемых физической географией, относительно самостоятельные разного ранга природно-территориальные комплексы (ПТК) — сложные географические системы (геосистемы).

Под природно-территориальными комплексами понимаются участки географической оболочки, имеющие естественные границы, качественно отличные от других участков и представляющие целостную и закономерную совокупность предметов и явлений. Порядок величин и степень сложности ПТК весьма разнообразны. Наиболее простую внутреннюю организацию имеют небольшие по площади ПТК (ПТК прируслового вала, склона моренного холма, борта лога и др.). С увеличением ранга степень сложности и площадь ПТК увеличиваются, так как они уже включают в себя системы множества ПТК более низкого ранга. В качестве примера таких ПТК можно отметить Восточноевропейскую провинцию таежной зоны, таежную зону в целом и т. п.

ПТК включают в себя все или большинство основных компонентов природы — литогенную основу, воздух, воду, почву, растительность, животный мир. Они являются структурными элементами географической оболочки.

Некоторые физико-географы (К.В. Пашканг, И.В. Васильева и др., 1973) все природные комплексы подразделяют на полные (именуются природно-территориальными и состоят из всех компонентов природы) и неполные и состоят из одного (одночленные природные комплексы) или нескольких (из двух — двучленные, из трех — трехчленные природные комплексы) компонентов природы. Согласно взглядам этих авторов, «природно-территориальные комплексы являются основным объектом изучения физической географии», а одночленные (фитоценоз, воздушная масса и др.), двучленные (например, биоценоз, состоящий из взаимосвязанных фито- и зооценоза) природные комплексы — предметом исследования соответствующих отраслей естествознания: фитоценозы изучаются геоботаникой, воздушные массы — динамической метеорологией, биоценозы — биоценологией. Такая трактовка вопроса вызывает существенные возражения. Во-первых, необходимо уточнить, что ПТК в целом являются основным объектом изучения не физической географии вообще, а региональной физической географии и ландшафтоведения. Во-вторых, весьма сомнительна правомерность выделения так называемых неполных природных комплексов. Очевидно, что природные образования, состоящие из одного компонента природы, не логично называть природным комплексом, даже одночленным. Скорее всего это часть природного комплекса. Так, скопление грубообломочного материала не представляет собой природного комплекса, даже одночленного. Приводимые же в качестве примеров фитоценоз и биоценоз как «неполные» природные комплексы в природе не существуют. В природе нет растительных сообществ, не находящихся в теснейшей взаимосвязи с остальными компонентами природы — литогенной основой, воздухом, водой, животным миром. В этом одно из проявлений важнейшего закона материалистической диалектики— закона единства организма и условий его жизни. И если геоботаник или биоценолог в силу задач, стоящих перед ним, не стремится вскрыть эти взаимосвязи, это совершенно не значит, что эти взаимосвязи не существуют, и не дает никаких оснований фитоценозы и биоценозы именовать неполными природными комплексами.

Неправомерность отнесения фитоценоза к одночленному природному комплексу очевидна уже потому, что эту же территорию биоценолог может рассматривать как двучленный, а ландшафтовед — как полный природный комплекс, состоящий из всех компонентов природы. Сказанное в равной мере относится и к другим «неполным» комплексам.

Все природные комплексы на данной стадии своего развития являются полными. Это уже вытекает из важнейшей закономерности географической оболочки — взаимодействия и взаимообусловленности всех ее геосфер, компонентов и структурных частей. Нет ни одного компонента географической оболочки, который бы не испытывал воздействия других и не воздействовал бы на них. Это взаимодействие осуществляется посредством обмена веществом и энергией.

Важнейшими признаками, по которым один ПТК отличается от другого, являются: их относительная генетическая разнородность; качественные отличия, которые в первую очередь предопределяются различными количественными характеристиками составляющих их компонентов; отличающаяся закономерная совокупность компонентов и сопряженность структурных частей сравниваемых ПТК.