Почему люди верят в Бога? Что есть Бог? Религия в жизни человека. Стоит ли современному человеку верить в Бога

24.09.2019

Казалось бы, в страданиях люди должны обращаться к Богу, но многие, страдая, обращаются к алкоголю, а про Бога совершенно не вспоминают.

Уже в Священном Писании мы видим две противоположных реакции на призвание Господа. Так, апостолы Иоанн и Иаков, простые рыбаки, услышав слово Христа, тотчас оставили лодку, оставили отца и последовали за Господом (см.: Мф. 4: 21–22), а богатый юноша, которому Спаситель сказал: «Следуй за Мной», – как сказано в Евангелии, смутившись, отошел от Него с печалью (см.: Мф. 19: 16–22; Мк. 10: 17–22).

Действительно, обращение человека к Богу всегда загадка. Люди вроде бы живут в одних и тех же социальных и культурных условиях, но подчас совершенно по-разному относятся к вере.

Чтобы понять суть этой проблемы, попытаемся сначала выяснить, что такое неверие, атеизм.

Я молод, жизнь во мне крепка,
Чего мне ждать? Тоска, тоска…
"Евгений Онегин". А.С.Пушкин

Вообще, на мой лично взгляд, существует два вида атеизма. Первый – это вынужденное неверие, так сказать атеизм по недоразумению, когда ребенок просто был так воспитан и потому он не имеет представления о мире духовном. Такие люди способны поступать по-христиански, хотя вроде бы их этому никто не учил. В определенный момент такой человек может легко (в каком-то смысле, легко) обрести веру: она в нем обнаружится как сокровище, которое находилось в забвении, но не было утрачено полностью. В этом случае вера в человеке не умерла, но спит, и она может пробудиться – при размышлениях о смысле жизни, при созерцании природы, при обращении внимания на пример жизни искренне верующих людей и во многих других случаях.

Второй вид неверия есть атеизм идейный: это какая-то внутренняя агрессия, неприязнь к духовному, так что человек отворачивается от Бога, как тот, у кого больные глаза, отворачивается от солнца. Причем сам атеист порой не понимает существа своего атеизма.


1) Вы не верите в Бога, но говорите в знак благодарности «спасибо» (спаси Бог) .
2) Вы не верите, что Христос жил на Земле, но ведете летоисчисление от Рождества Христова.
3) Вы не верите, что Христос воскрес, но называете седьмой день недели воскресеньем.
4) Вы не верите, что человек был создан по образу и подобию Божию, но называете безобразным человека, который потерял этот образ.
5) Вы не верите, что бесы существуют, но говорите, что собака бешена или что машина мчится на бешеной скорости.
6) Вы не верите, что Хам (сын Ноя, Бытие 9:18-29) существовал, но не любите, когда вам хамят.
7) Вы не верите, что Онан (Бытие 38:8-9) существовал, но Вы знаете, что такое онанизм.
8) Вы не верите, что у человека есть душа, но верите, что бывают душевнобольные (или психически больные – от греч. психо – душа) .
9) Вы не верите, что козел отпущения существовал (Левит 16: 20-22), но не любите когда из Вас его делают.
10) Вы не верите, что у человека есть душа, но не любите, когда Вас называют бездушным человеком.
11) Вы не верите в духовные законы, но в то же время Вас часто мучит совесть, если только Вы не бессовестный человек.
12) Вы считаете, что человек – это только бездушное живое тело, но это тело (а не душа) может надеяться, верить, любить, мечтать, сочувствовать, ненавидеть, завидовать, печалится…
13) Вы верите только в материальный мир, но не считаете материальной совесть, сочувствие, зависть, печаль, ненависть, веру, надежду, любовь.
14) Вы не верите в Бога, так как Бога никто не видел, но в то же время верите, что можно разговаривать по мобильному телефону – хотя радиоволн никто не видел.
15) Вы не верите в Бога, но предпочитаете натуральные (созданные Богом) продукты, лекарства, ткани, мебель , материалы синтетическим (созданным грешным человеком без Божьего благословения) .
16) Вы верите, что аксиомы не нужно доказывать, но требуете доказательств существования Бога.
17) Вы не верите в Божьи заповеди, но не любите работать в воскресенье.
18) Вы не верите в Бога, но используете Слово Божие (Библию) в своей жизни:
Кто не работает, тот не ест (Второе послание к Фессалоникийцам 3:10).
Что посеешь, то пожнешь (Послание к Галатам 6:7)
Кто копает яму, тот упадет в нее (Екклесиаста 10:8)
Закопать талант в землю (Евангелие от Матфея 25:31-33)
Спит сном праведника (Книга Притчей Соломоновых 3:23-24)
Кто к нам с мечом придет, тот от меча и погибнет (Евангелие от Матфея 26:52)
Сильные мира сего (Псалом 117:8-9)
Время собирать камни и время разбрасывать камни (Екклесиаста 3:5)
В огонь и в воду (Псалом 65:12)
Глас вопиющего в пустыне (Евангелие от Матфея 3:3)
Не хлебом единым (Евангелие от Матфея 4:4)
Не от мира сего (Евангелие от Иоанна 18:36)
Нет пророка в своем отечестве (Евангелие от Луки 4:24)
Кесарю - кесарево (Евангелие от Луки 20:25)
Живой труп (Первое послание к Тимофею 5:6)
Устами младенцев (Евангелие от Матфея 21:15-16)
Манна небесная (Вторая книга Моисеева - Исход 16)
Нести свой крест (Евангелие от Матфея 10:38, Евангелие от Марка 8:34)
19) Вы не верите в Иисуса Христа, но используете христианские мудрости: "бежит, как черт от ладана", "мечется, как оглашенный", "если кажется, креститься надо", "еле еле душа в теле", "новопреставленный", "отпетый", "испустить дух", "как с креста снятый" и т. д.
20) Вам нравится гармония и красота этого мира: горы, моря, леса, поля, реки, звезды, звери, птицы, люди - но Вы считаете, что все это появилось само собой.
21) Вы не верите в Бога, но верите в науку, несмотря на то, что наука (теория вероятности) показывает, что вероятность того, что этот мир был создан разумным существом в триллионы раз выше вероятности того, что этот мир и все в нем появилось само собой. 22) Вы считаете себя умнее верующих, но в то же время верите, что Ваш мозг появился сам собой.

И наконец, атеист считает что это глупо верить в Бога! Что надо смотреть реально на жизнь и на происходящие вещи. Зачем забивать себе голову тем чего никто не видел и о чем никто ничего не знает! ? Как можно обещать "загробные реалии" хая при этом реальную жизнь, где ты действительно можешь чегото добиться, или просто получать удовольствие! ?

Именно атеисты считают, что живут только здесь и сейчас и ничего не имеют против вечной жизни. Считают, что вечную жизнь нельзя достичь символическими действиями или реальными земными, ориентированными на символическое, сказочное восприятие реальности.
Глаголят; "Исследуйте кровь причастившегося верующего. Там должен уменьшиться (исчезнуть?) алкоголь и добавиться элементы крови (эритроциты) от другого человека. Вы готовы к такой проверке? "
Это и есть символическое действие. На психику символы действуют, а на окружающий мир очень слабо.
Именнго атеисты считают, что надо соблюдать общечеловеческие принципы поведения. Нравственность человека не зависит от того, нравится какой-то поступок Богу или нет. А если бы вам достался плохой Бог и велел вам совершать мерзкие поступки? ! Неужели бы вы и тогда его слушались и совершали такие поступки?

И пусть кто то скажет что атеист не прав!

Блаженный Августин как-то сказал: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» (Исповедь. 1: 1). И в общем-то поиск человеком счастья, радости и полноты жизни на самом деле является жаждой Бога. Чего бы человек ни достиг, если он без Бога, всего ему будет мало и он не будет спокоен. А если он с Богом, то и малым довольствуется. Именно вера в Бога дает душе тот долгожданный покой, которого ищет человеческое сердце.

Святые отцы говорят, что душа человека подобна подсолнуху, который всегда своим цветком обращается к солнцу, – и сердце так же стремится к Богу, тоскует и увядает без света духовного. На самом деле нет таких людей, которые никогда не испытывали внутренней тяги к духовному, у которых никогда не болела душа, так что они не нуждались бы в Боге. Просто мы видим многих людей лишь на определенном этапе их жизненного пути и по своей ограниченности полагаем, что они никогда не почувствуют жажды духовного и не изменятся к лучшему.

И все равно Вера теснейшим образом связана с нашей свободой, с тем, чего мы по-настоящему хотим, и если наша свободная воля устремлена к добру, то мы обязательно придем к осознанию реальности добра, придем к вере в Бога.

Наверное вопрос повис в воздухе...

использован материал сайта

Неужели верить в Бога необходимо лишь в конкретных рамках, строгих рамках религии?Почему в бога просто нельзя верить? Просто потому что Он существует…А если человек верит в Бога, следует заповедям, а так же стремится к избавлению от грехов, но делает это отдельно от понятия "религия"… Что в этом случае? Может ли такой человек спастись? Или будет наказан за непокорность загоняя себя в границы религии???

Так вот, Бог - это тот, кто вызывает восхищение, уважение и благодарность, потому что Он в высшей степени достоин этого. Оглянитесь вокруг, посмотрите на природу, на мир вокруг вас, здесь на Lifeglobe множество статей раскрывающие красоту, соврешенство, просто немыслеммое великолепие этого мира. А человек, его строение? разве не поразительно то, что несколько маленьких клеточек четко выполняя свои функции в совокупности представляют сосбой такую поразительную "машину"?


Кто-то сказал: "неверующих людей нет. Есть люди которые верят в то, что Бог есть. есть люди, которые верят в то, что Бога нет." Но всем нам необходимо во что-то верить. И совершенно недавно подлинную сенсацию в мировых научных и интеллектуальных кругах вызвало открытие ученых из британского Бристольского университета, когда они установили, что современный человек рождается с верой в Бога, сообщил лондонский еженедельник Sunday Times.


«Мы установили, что ход мышления ребенка включает интуитивную веру в сверхъестественное», - заявил руководитель исследований профессор Брюс Худ. Новейшие исследования научного коллектива из Бристоля показали, что без веры в Бога ни Homo Sapience, ни современное общество не моги бы появиться на свет.


Далее вопрос: Почему в Него нельзя просто верить? Можно, и это право каждого человека. Но тогда в этом случае мне не совсем понятна логика этого человека. Он верит в Бога, верит в его Пророков, писания и при это отказывается следовать им? Тогда для чего Бог вообще ниспосылал нам какие-то указания? С какой целью Он обязывает нас к обрядовым вещам?


У всего есть инструкция по применению. Вы не станете забивать фарфоровой чашкой гвозди, не станете выливать кофе на клавиатуру, никто не станет пытаться покормить с руки дикого медведя и т.д. Так и Бог, как наш "разработчик", который знает о нас всё, все тонкости нашего устроиства, от физических до психологичских посылает людям "инструкцию по применению " нам самим же - писания, в которых разъесняет нам как прожить жизнь наиболее без лишних проблем.


И если вы внимательно вдумаетесь, поразмышляете над "рамками" религии, то увидите в них великую мудрость. Конечно тут надо быть немного стратегом, уметь смотреть в корень и видить будущее. Концепция ислама построена на предотвращении беды в "зародыше". Не создавая причин, нам не придется иметь дело с последствиями. Так одевая хиджаб и ведя себя скромно, девушка максимально защищает себя от посягательства на ее честь.


Вы ответите, что цивилизованному человеку и так понятно, что хорошо, а что плохо и вовсе не обязательно вгонять себя в рамки какой-то одной реигии.

Тут я с вами не соглашусь. Ибо во-первых, со временем понятия хорошо/плохо очень сильно искажаются. Например, все знают, что убить это очень плохо. А вот слова "почитай отца своего и мать", на сколько плохо сегодня это для нас. А ведь это одна из 10 заповдей!!! И для Бога это такой же грех как и убийство.

Бог неоднократно говорит об этом во всех писания от Торы до Корана:

«Вот мы заключили завет с сынами Израиля, что вы не будете поклоняться никому, кроме Аллаха и будете делать добро родителям» (сура «Корова», аят 83).

«Поклоняйтесь Аллаху и не приобщайте к Нему сотоварищей и делайте добро родителям» (сура «Женщины», аят 36).

«Никого не приобщайте к Нему в сотоварищи и делайте добро родителям » (сура «Скот», аят 151)

«Господь твой предписал, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, и делали добро родителям» (сура «Перенес ночью», аят 23).

Если раньше девушка выходила замуж и оказывалось, что она уже не "девушка". Это был позор на весь ее род. А сегодня чем "популярней девушка, тем лучше". Другой пример однополые браки. В свое время именно за это были погублены народы Содома и Гоморы. А совсем недавно весь мир мог наблюдать за венчанием счастливых молодоженов. В общем, продолжать не буду, мысль ясна.

Во-вторых, это знания, пока нам не ведомые, скрытая мудрость Творца.В наши дни есть ученые, которые что-то научно объясняют. А в 7 веке люди не имели такой роскоши и просто следовали указаниям Пророка (с.а.с.). Самым удивительным примером для меня стали мухи. Передают, что Абу Хурейра(р.а.) рассказывал, что Посланник Аллаха(с.а.с.) сказал: «Если муха попала в ваше питье, то окуните ее в него полностью, а затем выбросите ее, ибо в одном из ее крыльев – недуг, а в другом – исцеление». Раньше бы я посмеялась.


в 1932 г. в Индии вспыхнула эпидемия холеры. Она была настолько сильной, что возникла угроза вымирания всего населения Индии. Но вдруг, к великому удивлению врачей, население одной деревушки начало выздоравливать. Когда туда направили специальную комиссию, то выяснилось, что вся деревня пользуется водой из одного открытого резервуара, куда попадали мухи. При исследовании этой воды было обнаружено, что в ней почему-то гибнут холерные вибрионы.

В ходе дальнейших исследований было установлено, что муха при погружении в жидкость выделяет бактериофаги, то есть те же бактерии, но только пожирающие другие. Вторая часть слова происходит от греческого «фагос», что означает «пожиратель». Эти бактериофаги имеют микроскопические размеры в 20–25 микрон, их можно увидеть только через мощные микроскопы. Профессор Энди Битти из Австралийского университета Маккуори, предположив, что мухи, скапливающиеся в местах, где много грязи, должны выделять мощное противоядие от кишащих вокруг микробов, начал исследовать их.


Оказалось, что в организме мух вырабатываются мощные антибиотики широкого спектра действия, эффективно борющиеся против любых видов микробов, начиная от кишечной палочки и заканчивая золотистым стафилококком.

Возникает вопрос, разве были при Пророке (мир ему и благословение Аллаха) микроскопы и лаборатории или же в его эпоху существовали научно-исследовательские институты?! Естественно, ничего этого не было, но он обладал знаниями, переданными ему Всезнающим Творцом. Люди оберегали свою жизнь и свое здоровье простым выполнением уроков Пророка (с.а.с.) (в сегодняшнем понимании -"рамок"религии).


В мозг того, кто склоняет голову к земле 80 раз в день, ритмично и обильно притекает кровь. Поэтому благодаря хорошему питанию клеток мозга у совершающих намаз реже встречаются нарушение памяти и склероз. Эти люди ведут более здоровый образ жизни, не подвергаются так называемому в медицине - недугу слабоумия.

В глазах, совершающего намаз, благодаря постоянным наклонам и подъемам, кровообращение происходит более активно. Поэтому внутри глаз давление не повышается и обеспечивается постоянный обмен влаги в передней части глаз. Это предостерегает от заболевания катарактой.


А так же способстуют хорошему пищеварениюв желудке и нормальному выделению желчи, нормальному функционированию поджелудочной железы и удалению запоров. Благодаря встряске почек и путей испражнений удаляются образование камней в почках и способстует мочеиспусканию.Регулярное выполнение намаза предупреждает артроз и известковые отложения в суставах, закупорку сосудов у людей незанимающихся повседневным физическим трудом, приводя в действие сосуды и суставы. Намаз - первейший элемент регулирования сна.

Очень неожиданную статью, я нашла, при подготовке этого материала: "Здесь следует заметить, что без сомнения призыв на молитву мусульман азан, и объявление начала молитвы-намаза – икамат, и сам намаз - есть на самом деле доступный для каждого «величайший секрет востока», а именно «большой секрет» хатха-йоги и раджа-йоги."


Польза поста:

Еще 1400 лет тому назад, когда пост стал обязательным для мусульман, люди и представить не могли себе тот целебный эффект, который он оказывает на организм, более того его считали издевательством, пытками для организма, но научные исследования в данной области дают поразительные сведения о лечебном влиянии поста на организм в целом. Сегодня наука однозначно установила, что голодание полезно для здоровья в связи с этим в 1952 году Минздрав СССР официально утвердил голодание как метод лечения. Даже атеисты, еще недавно считавшие пост варварством над здоровьем, под давлением экспериментальных данных, были вынуждены признать пользу поста для здоровья.

Так, к примеру, советские профессора Николаев и Нилов в журнале «Пищевые продукты» в статье «Голод для здоровья» еще 1967 году писали: «Из-за ухудшения экологии в городах, чтобы быть здоровым, очиститься от шлаков и лишних жиров, человек должен голодать не менее трех и не больше четырех недель в году». Наука заговорила о пользе голодания для организма лишь в XIX-XX веках, в то время, как хадис, переданный от Пророка (с.а.с) еще 1400 лет назад, гласил: «Поститесь – выздоровеете». Исследователь, доктор медицины Роберт Бартлоу экспериментально доказал, что пост имеет удивительную силу очищать организм и даже способен ликвидировать опухоли в начальной стадии. В частности, он пишет: «Несомненно, пост имеет действенное влияние в очищении организма от микробов». Наблюдая за голодающими, ученые обнаружили необъяснимое улучшение здоровья и излечение от различных заболеваний. Экспериментально доказано, что пост значительно уменьшает содержание холестерина в крови, что уменьшает риск ишемической болезни сердца, прозванной «убийцей XX-го века». В США экспериментально доказано, что пост благотворно влияет на содержание сахара в крови и кислотность желудочного сока, удерживая его в пределах нормы без каких-либо препаратов. Доктор Билл Шернбер отмечает, что пост в течение одного месяца в году – это основа жизни и молодости. Это все говорится о лечении болезней голоданием и о его пользе для тела. Если же говорить о нервно-психическом здоровье, то и для него польза немалая. Самое главное в этом отношении – воспитание воли и богобоязненности у человека. Подавляя самый сильный инстинкт в течение одного месяца, человек вырабатывает мощную волю, и его разум берет верх над страстями, он делает шаг на пути превращения из раба страстей в их хозяина.

Более того, как отмечает доцент, доктор медицинских наук ДГМА М. Магомедов, оказывается, именно на месяц Рамазан попадает смена годичных биоритмов человека. То есть в это время идет биоритмическая перенастройка организма на будущий год. В это время в организме подавлены все секреции пищеварительного тракта и, следовательно, прием пищи в светлое время, когда у пищеварительных секретов наименьшая активность организм очень тяжело воспринимает его. Именно поэтому у тех, кто не соблюдает пост в месяце Рамазан, наблюдается обострение заболеваний желудочно-кишечного тракта. Исследования ученых Одесского мединститута показали, что голодание выводит из организма яды лучше, чем любой препарат. Например, во время поста выведение аммиака увеличивается в 100 раз. Наука откроет еще много мудростей в предписании поста, иншааллах. (Абдула ГАДЖИЕВ)


Запрет на спиртное. Тут особо расписывать не стану. Думаю, многие уже смотрели лекцию Жданова "Алкогольный и наркотический террор против России". Кто не смотрел, настоятельно светую это сделать:

" frameborder="0" allowfullscreen>

Если говорить о духовной стороне религии. Мы привыкли ценить ощущаемые блага, материальные, и практически не замечаем блага духовные. А если представить что за каждую молитву, пост нам кто-то прото так дает по 1000 евро, в этом случае как часто стали бы мы молиться, поститься? А ведь милость Создателя в разы больше!


Вспомнились слова Маши Алалыкиной, певицы "Фабрики звезд", принявшей ислам:

"Я заплакала. Я прежде никогда не просила Бога. Мне казалось унизительным просить кого-то о помощи, так как я была воспитана, что нужно всегда рассчитывать только на саму себя. Сама… сама… Добиться всего самой… А чего добиться-то? Возвыситься над другими козявками, такими же, как и я?

Человек подсознательно чувствует принадлежность чему-то, поэтому мы посвящаем себя искусству, женщине или мужчине, «поклоняемся» любимому поэту, китайскому фарфору, шахматам, игре на гитаре. Потом презрительно смотрим и усмехаемся… «Молиться» - это же так смешно, это какой-то фанатизм. А ритуал поклонения газете «Спорт экспресс» – ее ежедневное приобретение, чтение в метро взапой, знание наизусть всех фамилий футболистов, обсуждение ее содержания с друзьями? Или ритуал поклонения шмоткам, парфюмерии, деньгам, славе..? Не кажется ли все это глупым?!


Однако человек не принадлежит человеку, газете, рок-группе. Он принадлежит своему Творцу. Вот есть стул и стол, и они были сделаны. А человек? Произошел сам по себе? От обезьяны? Путем деления клеток? Здесь уже кому какая точка зрения ближе.

Могу с уверенностью сказать, что те, кого Всевышний наделил способностью размышлять и анализировать, в конечном итоге приходят к чему-то большему, чем просто раздобыть средства, чтобы на них купить еду, одежду, оплатить телефонные счета и пр. И так изо дня в день… Зачем? Чтобы однажды просто умереть?

Ходим, питаемся… Более абсурдного времяпрепровождения в этой быстротечной жизни сложно представить…"

Каждый сам должен для себя решить является ли целью человека просто жениться, завести детей, купить собственный дом - это высшая мечта, например австралийца? Разве жизнь - это только работа для оплаты счетов и долгов? Работаем мы ради жизни или живем ради работы?

Скажите, бог есть?
-Нет.
-А когда будет?"
Из анекдотов

Когда-то на методологических семинарах в нашем академическом институте в 1980-х доктор биологических наук, назову его инициалами Е.Л., свои выступления начинал с эпатажа: "Как известно, Бог есть!"

Так и я начну с эпатажа. Как известно, в природе никакого Бога нет. Ни Православного, ни Униатского, ни Католического, ни Протестанского, ни Кальвинистского, ни Англиканского, Ни Шиитского, ни Суннитского, ни Иудейского, ни, я извиняюсь, китайского.

Дорогой читатель! Если ты веруюший, не торопись с негодованием закрывать страницу! Потерпи немного. Я как раз собираюсь объяснить, что Бог есть, но как генетическое знание, и что вера в существование Бога коренится глубоко в подсознании людей с первого их вздоха при рождении. Но в природе его, к сожалению, нет, как нет никаких вурдалаков, бабы Яги, деда Мороза, не говоря уже о боге Ра, богине Астарте, Зевсе, Юпитере, Перуне и т.д. И уж точно нет Бога в церквах, соборах, монастырях, мечетях, синагогах и прочих "богоугодных" заведениях, которые претендуют на особую близость к Богу.

Человеческий детёныш рождается совершенно беспомощным. Он не выживет и нескольких часов без посторонней помощи. В отличие от детенышей животных, которые буквально сразу или очень скоро после рождения способны самостоятельно передвигаться, видеть и искать источник пищи, человеческий новорожденный умеет, и сравнительно долго, до года и более, только дышать, сосать молоко, и избавляться от продуктов пишеварения. Ещё новорожденный умеет плакать. И это всё. Первое, что делает новорождённый - он начинает самостоятельно дышать и тут же начинает плакать. Зачем он начинает дышать - ясно. Он лишился питания кислородом от материнского организма. А зачем он плачет? А затем, что он - ещё фактически совершенно бессознательный живой комочек с блуждающим взглядом и непроизвольными движениями конечностей - "знает" изначально на генетическим уровне, что вне его существует кто-то, кто на этот крик откликнется, согреет, накормит, умоет, защитит. Никакой нормальный человек не может спокойно и равнодушно проигнорировать плач ребёнка. Многочисленные истории "Маугли" показывают, что и животные этого не могут. И этим средством ребёнок пользуется первые несколько лет своей жизни, пока не станет сознательным существом. Инстинкт плача - один из самых базовых инстинктов человека. Добавим, что инстинктивное желание плакать при стрессовых ситуациях остаётся надолго и у взрослых людей. Именно в этом свойстве и изначальном знании - корни и питательная среда религиозной веры в бога. Можно, может быть с некоторой долей преувеличения, сказать, что плач ребёнка - это инстинктивная молитва. Это значит, что люди фактически не просто верят в бога, а изначально, подсознательно знают, что бог - кто-то вне их, кто их лично защитит, накормит и спасёт от всех опасностей - есть. Вполне возможно поэтому, что, как отмечают некоторые исследователи, в человеческом мозге есть участок, отвечающий за религиозное чувство.

Этот инстинкт у детей продолжается в инстинктивной "вере во взрослого". Без этого инстинкта дети не выживут и ничему не научатся. Детям необязательно экспериментировать с огнём, чтобы узнать, что можно обжечься. Им скажет мама или папа или бабушка-дедушка или другой взрослый, на чьём попечении они находятся. Когда дети вырастают, они узнают от родителей, от других взрослых, что есть православный, католический, протестантский, мусульманский шиитский, мусульманский суннитский, иудейский или какой-там ещё бог (откуда они взялись, это отдельный разговор, не будем отвлекаться). Но точно так же они могут в одночасье и разувериться в этом, если другой авторитетный взрослый им скажет, никакого бога нет. И никакой травмы они не испытают от этого, как никакой травмы они не испытывают, когда им говорят, что дед Мороз - это сказка и что новогодний подарок им купил папа. Моя жена вспоминает, что в детстве у неё была очень набожная няня, и до 7 лет она верила в бога. Как-то однажды её подружка Валя сказала во дворе, что бога нет. Она в ужасе побежала к маме спрашивать, что Вале за это будет. Но в первом классе на одном из первых уроков учительница в школе Лидия Фёдоровна сказала, что бога нет, и всё. С тех пор моя жена атеистка.

Но инстинктивная вера в существования Бога это ещё не религия. Религия - это форма социальной организации. Несомненно, что современные мировые религии как социальные институты берут начало в рабовладельческом обществе. Они даже сохраняют многие его атрибуты. Достаточно вспомнить атрибутику и фразеологию православного христианства: верующие - рабы божьи, церковные иерархи - владыки и т.п. В те далёкие времена эта естественная изначальная инстинктивная предрасположенность людей к вере в потустороннее всемогущее существо, наряду с врождённым свойством слепо доверять старшему и более сильному, естественно же превратилась в орудие их подчинения и социальной организации. И основой приверженности людей к той или иной религии является, повидимому, ещё один "основной" инстинкт, стадный инстинкт. Предки современного Homo Sapience жили стаями. Homo Sapience жили, а многие и сейчас живут, племенами, и стадный инстинкт был важным для выживания потомства генетически наследуемым свойством. То, что этот стадный инстинкт не исчез и сохраняется в человеческой психике, я думаю, не нуждается в особых доказательствах. Мы совсем не настолько далеко ушли в наших основных инстинктах от наших предков-приматов, как нам может казаться.
Словосочетание "стадный инстинкт" имеет в русском языке негативную коннотацию. Поэтому современные "культурологи" придумали для него роскошный эвфемизм: "национальная самоидентификация". Вспомните, господа, сколько резни вызвал и продолжает вызывать, сколько человеческих судеб поломал и продолжает ломать на просторах бывшего Советского Союза ментальный вирус "национальной самоидентификации", эпидемически рапространившийся в конце 1980-х одновременно с эпидемией ментального вируса религиозности!

В эти годы массовый характер получили и случаи, когда взрослые люди, прежде бывшие неверующими, вдруг становятся истово верующими (я, конечно, не имею в виду случаи, характерные для в русскоязычной эмигрантской среды США, Германии, Израиля, да нередкие и в самой России, когда это вызвано чисто меркантильными соображениями). Какой же должна быть позиция атеистов, осознаюших, что самые убедительные разумные доводы о том, что Бог, о котором проповедуют религии, это иллюзия, могут и не быть услышаны, просто потому, что люди могут запирать своё сознание для подсознательно нежелательной информации?

Конечно, нельзя оспорить право людей верить в то, во что они хотят, пока это не затрагивает интересы других людей. Нельзя запретить им и объединяться в группы и общественные объединения в соответствии с этой верой. Корень атеистического мировоззрения не в запрете религиозных верований, а в категорическом неприятии религий как социальных институтов, неприятии, основанном на осознании того, что идея бога, которую они представляют - ложь, используемая для овладения душами людей, и что фундаментальной целью церковников является не служение людям, не хранение и распространение морально-этических норм и духовного наследия цивилизации, на что они без всякого на то основания цинично претендуют, а самосохранение и воспроизводство религиозных институтов и инфраструктуры путём приватизации, нравственного порабощения и эксплуатации паствы.

Гуманистический долг атеистов - стараться использовать все ещё имеющиеся возможности раскрывать людям глаза и освобождать их от ментальной вирусной инфекции, распространяемой церковниками, и от ментального рабства, а часто и вполне реального рабского подчинения религиозным проповедникам и церковным иерархам. Нельзя оставлять без ответа постоянное массированное промывание мозгов, которому они подвергают всех нас с экранов телевидения, по радио и со страниц газет и книг в последние годы с раболепно-восторженным позорным участием литературного и артистического бомонда, то настойчивое и навязчивое зомбирование, самым свежим примером которого служит недавняя кампания похорон патриарха РПЦ.

Возможно, люди и предрасположены - генетически и с младенчества - верить в могущественных потусторонних существ - богов и ангелов. Но не в меньшей степени люди генетически предпочитают правду лжи, предпочитают знать, что есть на самом деле, а чего нет. Иначе род человеческий бы не продолжился, это уж точно.

Почему некоторые люди не верят в Бога? Правда, почему? Каждый православный христианин рано или поздно встречается с неверующими людьми. И если эти люди для него что-то значат, он пытается понять корни их неверия. Корни бывают разные. Давайте попробуем проследить их вместе.

Атеизм остаточный

Довольно распространен у нас в форме остаточного явления. Так сказать, наследие советских времен. Эта разновидность безбожия характерна для старшего поколения, которому со школьной скамьи внушали: «Наука доказала, что Бога нет». В университетах преподавали «научный атеизм». По атеизму защищались докторские диссертации, присваивались профессорские звания.

На государственный атеизм работала вся огромная образовательная система. И результаты были соответственные. Чтобы вырваться из поля притяжения «научного атеизма» от советского человека требовались не просто ум и эрудиция, а намного большее - несгибаемая самостоятельность мышления. Ведь людям постоянно повторяли: «Религия - удел отсталых людей. Образованному человеку стыдно верить в Бога». Некоторые по инерции так и полагают.

Почтенный ученый о вере в Бога говорил на уровне пионерских речёвок и антирелигиозных плакатов

Мне помнится публичное атеистическое выступление одного академика. Было оно специфическим, почтенный ученый-физик о церковной вере в Бога говорил на уровне примитивных пионерских речёвок и антирелигиозных агитационных плакатов. От слов седовласого ученого веяло детской беспомощностью перед лицом грандиозной машины государственного атеизма. Он так и не смог сдвинуться в понимании религиозных проблем с уровня младших классов средней школы.

Атеизм переименованный

Не все готовы исповедовать советский атеизм в чистом виде. Некоторые люди среднего возраста понимают, что такое мировоззрение потеряло актуальность и нуждается в пересмотре. Под пересмотр попадает и название. Вместо старомодного: «Я - атеист» теперь говорят на новый лад: «Я - скептик». Или в другой версии: «Я - агностик». В чем же разница между атеистом, скептиком и агностиком? Атеист убежден, что Бога нет. Скептик, как ему и положено, относится скептически к любой вере в Бога. Агностик считает, что рационально обосновать веру в Бога нельзя. Насколько принципиальна разница, судите сами.

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать

Скептику и агностику легко жить: сомневаться в чем-то всегда проще, чем что-то отстаивать, доказывать. Главное, чтобы скептиков не попросили обосновать их скептическое отношение ко всему на свете кроме их любимого всепроникающего скепсиса. Постсоветские скептики уже списали за ненадобностью марксистко-ленинскую философию. У них новые авторитеты (хотя для скептиков авторитетов не должно быть). Они обсуждают идеи Ричарда Докинза, высказываются о генах, мемах, иллюзорности христианских верований.

Атеизм оппозиционный

Стремление «быть не как все» обычно пробуждается в подростковом возрасте. У многих оно сохраняет свою недюжинную силу надолго, постоянно видоизменяется, находит новые точки приложения. Не так уж редко встречается атеизм из желания чувствовать себя в оппозиции, в избранном меньшинстве, сознавать себя элитой.

Напоследок отметим, что человек, вынужденный считать себя неверующим, порой стоит всего в одном шаге от живой веры. Вспомните голос из Евангелия: «Верую, Господи! помоги моему неверию» (Мк 9: 24). И ведь помог Господь неверующему.

И вот, одни до последнего “стоят на своем” и умирают без покаяния и причастия. Не помогают ни уговоры воцерковившихся детей или внуков, ни ощутимое присутствие Церкви в информационном пространстве. Другие же, пусть и на закате дней своих, открывают сердце Богу, начинают ходить в храм, готовятся к жизни вечной.

И когда стоишь на похоронах, отнюдь не отвлеченно-философским представляется вопрос “почему человек верит или не верит в Бога?”А еще совсем не праздной кажется мысль “насколько от самого человека зависит – верить или не верить?”.

Говорит протоиерей Алексий Иродов, настоятель храма священномученика Владимира в Виннице:

– Моё глубокое убеждение, что человек верит в Бога только лишь по одной причине: Бог такому человеку нужен, и человек хочет, чтобы Бог был. И человеку глубоко наплевать, видел Гагарин в космосе Бога или нет. Такому человеку не нужны доказательства. Доказательством для него является его горячее желание, и уже потом весь мир, который красноречиво свидетельствует о том, что без Бога он не мог бы существовать.

Верующий человек всю жизнь ищет Бога, хотя не видит глазами. Он прекрасно понимает, что не видит, но его сердце знает, что Бог есть. Инициатива веры всегда исходит только от человека. Первый и самый важный шаг человек совершает сам. И уже в ответ на это Бог даёт человеку помощь, которую человек ощущает лично. Неверующие люди напрасно думают, что Бог их чем-то обделил, не дал им веры. Я глубоко уверен, что просто эту веру «некуда было положить». Наше сердце открыто перед Богом.

– Есть у человека особый дар веры, способность к этому?

– Есть. Исключительно у каждого есть этот дар. Весь хороший пафос в нашей жизни мы создаём сами по нашему желанию. Но не синтезируем. Строительный материал в равной мере доступен каждому, но каждый поступает по слову Спасителя: «Добрый человек из доброго клада сердца своего выносит доброе, а злой из злого злое».

– Почему многие люди хотят поверить и не могут?

Потому что в жизни человека есть вещи непредставимые и немыслимые. Есть много явлений, о которых мы слышали, и мы хотим их получить, но как они выглядят – мы не знаем. Это факт. Способ, чтобы обрести что-либо Евангелие называет. Оно говорит: «Царствие Божие нудится и нужницы восхищают е». Этот принцип не случайный. Мы видим его в Священном Писании много раз. Бог как бы задаёт задачу, и оставляет человека решать её трудясь. Например, выводит перед Адамом животных, чтобы тот в свою очередь дал им имена. Или говорит Адаму и Еве «плодитесь и размножайтесь», и не рассказывает как, чтобы они сами наполнили это смыслом, чтобы это была именно их жизнь, а не чужая. Так и Евангелие создаёт довольно странное на первый взгляд пространство, чтобы человек мог лично своей любовью наполнить его. Чтобы не было у человека повода испытывать горечь по поводу того, что сокровище его сердца не было украдено тем, что его рассказали ему заранее, и не дали места его для его личной любви.

– Есть ли критерий подлинности веры? Вот этот верит искренне, а этот делает вид? Причем, обманывает сам себя.

– Критерии есть обязательно, но на этот вопрос лучше отвечать из предыдущего моего комментария. Человек узнаёт только те вещи, которые пережиты им самим, знакомы ему. Чужой опыт веры поэтому, хоть и полезен, но понять его можно тоже только через личный труд. Именно труд, а не работу. О том, что это была работа узнаёшь потом, а пока ищешь – как будто горы передвигаешь.

Верующего от неверующего отличить бывает трудно. По одной очень важной причине. Многие люди воцерковляются как бы снизу вверх – от церковной традиции ко Христу, вместо того, чтобы правильно воцерковляться – от Христа к традиции. Традиция сама по себе никуда не ведёт, и при этом очень «калорийна», так, что можно заработать всяческие расстройства «пищеварения». И именно поэтому люди, воцерковляющиеся через традицию, поступают, как они думают, благоразумно. Сначала они обожрутся до отвращения традицией, потом становятся «философами», а до Христа так и не доходят. «Не могут больше». Как подружка «Вовочки», которая не пьёт и не курит, потому что больше не может.

– На что рассчитывают люди, которые не верят в Бога? И те, которые говорят, что Бог у них в душе, что все религии равны, и Бог один для всех?

Моё убеждение, что такие люди, равно как и атеисты, и даже самоубийцы, что, в общем, одно и то же, просто оригинальничают перед Богом. Думают, что Бог обязательно «прельстится» «красотой их души». Таким образом они противопоставляют себя всем окружающим, позируют, и думают, что Бог обязательно обратит таким образом на них внимание. Это лукавый расчёт, и конец его – смерть. К сожалению, эти «остроумные» узнают результат своего лукавства слишком поздно, за порогом смерти. Страшно даже представить, как бы они хотели вернуться. Испытать такую тоску – и тебе уже никакого ада не надо.

– Какова будет посмертная участь неверующих и тех, кто не ходил в храм, не причащался Тайн Христовых?

– Я считаю, что никакого спасения они не наследуют, но я далёк от того, чтобы запрещать Богу что-нибудь придумать и для них на Своё Праведное Усмотрение. Если я увижу их в Царствии Небесном – я не буду обижаться.

Подготовила Марина Богданова