Интегрированное занятие «Солнечная система. Конспект НОД «Большая звезда и ее планеты

30.09.2019

Алла Желнова
Конспект ООД с использованием ИКТ «Планеты солнечной системы» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности

с использованием ИКТ

«Планеты солнечной системы »

для детей подготовительной группы .

Желнова Алла Владимировна

Образовательная область : познавательное развитие

Интеграция с другими образовательными областями : речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Цели : Расширение знаний и представлений детей о строении солнечной системы

Программное содержание :

1. Обучающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Расширить и обобщить представления детей о строении Солнечной системы и планетах .

2) Познакомить с последовательностью расположения планет солнечной системы на своих орбитах .

3) Обобщать и расширять знания детей об особенностях планет .

4) Закрепить представления детей о родной планете Земля .

5) Формировать понятие о Солнце как о большой звезде - источнике света и тепла на Земле.

6) Учить детей синтезировать свои знания и пользоваться ими при решении познавательных задач.

2. Развивающие задачи : (ОО «Познавательное развитие» )

1) Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.

2) Развивать познавательную активность детей старшего дошкольного возраста.

3) Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания.

4) Вызвать интерес к космическому пространству.

5) Формировать у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. (ОО «Физическое развитие» )

3. Воспитательные задачи :

(ОО «Социально – коммуникативное развитие» )

1) Воспитывать сдержанность, усидчивость, чувство взаимовыручки.

2) Воспитывать у детей любознательность , чувство эмоционального удовлетворения.

3) Воспитывать личность способную понимать и ценить окружающий мир.

4) Воспитывать чуткость к художественному слову (ОО «Художественно – эстетическое развитие)

4. Речевые задачи : (ОО «Речевое развитие» )

1) Продолжать учить отвечать полными распространенными предложениями, развивать связную речь.

2) Ввести в словарь и активизировать в речи слова : звезда, солнечная система , планета , орбита.

3) Развивать слуховое внимание, формировать навык звукового анализа

4) Активизировать речь детей прилагательными словами.

5) Закрепить названия планет солнечной системы .

6) Развивать все компоненты речи детей в различных формах и видах детской деятельности.

Структура (части и предполагаемое их время)

Организационный момент

Выход детей

Этюд приветствия

1 Вводная часть –минута

Ребус «Слово в картинках»

2 Основная часть –минут

- конструирование ракеты

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт»

Подвижная игра «Звездочет»

Мотивация

Путешествие по орбитам

«Солнечная система »

3 Заключительная часть –минуты

Рефлексия

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Угощение детей

Итог : 30 минут 00 секунд

Общее время : 30 минут

Резервное время (1-3 минуты)

Организация детей (в каждой части)

Организационный момент –

Выход детей

Этюд приветствия - стоят в полукруге

1 Вводная часть –

Ребус «Слово в картинках» - сидят на стульчиках в полукруге

2 Основная часть –

- конструирование ракеты - дети стоят в центре зала

Пальчиковая гимнастика

Презентация «Путешествие по планетам Солнечной системы »

опыт №1 «Солнце греет планеты »

опыт №2 «День – ночь»

опыт №3 «Движение планет »

Динамическая пауза «Космонавт» - дети стоят возле стульчиках

Подвижная игра «Звездочет» - дети встают в круг

Мотивация

Путешествие по орбитам – дети стоят в центре зала

Практическая деятельность макет «Солнечная система »

3 Заключительная часть –

Рефлексия – дети стоят в круге

Дидактическая игра «Планеты бывают разные » - дети сидят на стульчиках в полукруге

Угощение детей

Методы и приемы :

- наглядные : презентация, показ действий, наблюдение, демонстрация материала, раздаточный материал для детей

Словесные – беседа, рассказ воспитателя, объяснение, инструкция, вопросы, художественное слово

Метод стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности : дидактические игры, проблемные вопросы, проблемно – поисковый.

Методы контроля эффективности обучения – устный контроль (фронтальный и индивидуальный опрос)

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, двигательная, практическая.

Формы организации : подгрупповая (10 детей , индивидуальная.

Оборудование :

Ноутбук, мультимедийный проектор, экран

Стулья по количеству детей в полукруге

Магнитофон, аудиозапись «космическая музыка»

Демонстрационный материал :

Плакат «Солнечная система »

Макет «Солнечная система » ,

Девять эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом;

Маски - шапочки, обозначающие планеты Солнечной системы и Солнце ;

УФ - лампа;

Пластмассовый шарик;

Пластмассовое ведро с привязанной к ручке веревкой;

Письмо в форме звезды

Раздаточный материал :

Шаблоны планет

Предварительная работа :

Рассматривание глобуса,

Подбор и размещение на полочке «умных книг» литературы о космосе; Чтение легенд и сказок о Солнце : словацкая сказка «У Солнышка в гостях » , мифы Древней Греции;

Познавательные беседы с детьми на темы : «Роль Солнца в жизни человека » , «Солнце и наше здоровье » ;

Проведение цикла познавательных вечеров «Сейчас узнаем» по темам : «Космическое путешествие к околоземным планетам » , «Строение Земли» .

Периодические наблюдения на прогулке за Солнцем в сравнении в разные времена года.

Эксперимент «Темный космос» - узнать, почему в космосе темно. Составление коллективного панно на тему «Космическое пространство» . Изготовление основы для макета Солнечной системы : лист бумаги А2, в середине отметить Солнце , вокруг него нанести концентрические круги разного цвета – орбиты планет .

Ход образовательной деятельности Методические комментарии

Организационный момент :

Дети заходят в зал. Встают в полукруг.

Воспитатель : Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети : Здравствуйте.

II. Эмоциональная настройка.

Воспитатель : Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети : Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель : Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я - твой друг и ты - мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

(дети садятся на стульчики в полукруге) .

1. Вводная часть :

Воспитатель – Ребята, я сегодня получила очень странное письмо, а прочитать не смогла, вы мне поможете? (Да)

Ребус «Слово в картинках»

(дети должны отгадать слово, соединяя первые звуки названия предметов на картинке)

Поезд – п

Облако – о

Обруч – о

Труба – т

Ответ : ПОМОГИТЕ!

Воспитатель : Вот теперь я разобралась, что здесь написано. О помощи нас просят планеты солнечной системы . Они забыли свои правила движения и перепутались. Ребята, надо планеты выручать , а то случится большая авария – все планеты столкнуться и разобьются. Поможем? (Да)

2. Основная часть :

Воспитатель : Чтобы помочь, нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы !

Как вы думаете, что нужно для того, чтобы полететь в космос?

(ответы детей – ракета )

Воспитатель – Конечно! Нам сейчас необходимо стать инженерами - конструкторами и сконструировать (построить) ракету для полета.

(Воспитатель приглашает детей подойти к мягким модулям и соорудить ракету. Дети складывают «ракету» по схеме. В конце работы встают полукругом рядом с ракетой)

Воспитатель : Молодцы, дружно работали.

Ждет нас быстрая ракета

Для прогулок по планетам

На какую захотим

На такую полетим

Давайте узнаем сколько - ступенчатая наша ракета? Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов (дети выполняют речевое задание, ответ - 3 слога) .

Воспитатель : Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.

Пальчиковая гимнастика :

Завести моторы (вращение рук перед грудью)

Соединить контакты (кончики пальцев)

Приготовиться к запуску ракеты (присесть)

Пуск (подпрыгнуть и поднять руки в верх) .

(звучит космическая музыка, дети двигаются по кругу, держась за руки)

Ракета уносит нас в звездное небо (дети подняли руки вверх)

Корабль вышел на орбиту.

Теперь можно сесть в космические кресла и пристегнуться.

(Дети садятся на стулья полукругом. Воспитатель обращает внимание детей на экран )

Слайд 1 : - Отгадайте загадку :

Высоко - превысоко,

Где-то, очень далеко

Ярко звёздочки мерцают,

Метеоров рой летает.

Темнота там, вечный холод,

Притяженья нет Земного,

Даже воздуха там нет.

И много разных там планет ?

(ответы детей – космос ) .

Слайд 2 : - Посмотрите, планеты вращаются вокруг Солнца . У каждой планеты свой путь – орбита .

Слайд 3 : - Солнце - это большая горячая звезда, она согревает и освещает планеты .

Слайд 4 : - Меркурий – самая близкая к солнцу планета и самая быстрая из них.

Слайд 5 : - На Меркурии нет воздуха, а поверхность усеяна кратерами. (кратер)

Слайд 6 : - Венера – эту планету называют сестрой Земли, но жить на ней нельзя.

Слайд 7 : - Воздух Венеры непригоден для дыхания, а поверхность покрыта вулканами.

Венера - самая горячая планета . А вы знаете почему? Хотите проверить?

Сейчас мы с вами проведем эксперимент. Представим, что это солнце (зажечь УФ - лампу, вы будите планетами . Если планеты находятся близко от солнца , то на планете тепло , если планеты находятся далеко , то на этой планете холодно .

Опыт №1 : Вытяните руку вперед и скажите, когда рука близко возле лампы, что происходит, а когда далеко? (ответы детей )

Слайд 8 : - Земля – планета на которой мы живем . Чем она отличается от остальных планет ? (ответы детей - есть жизнь , кислород, вода, растения, животные).

Посмотрите, что я с собой взяла в полет. Что это такое? (глобус)

Глобус – это макет нашей планеты Земля . Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете , например, какой формы Земля? (круглая, похожая на шар)

Есть ли на нашей планете суша ? (да)

(коричневым, светло – коричневым, жёлтым, зелёным)

Много ли на нашей планете воды ? (больше, чем суши)

Каким цветом она обозначена на глобусе? (синим, голубым, белым)

Наша планета самая красивая из всех планет . Глобус крутится и это неспроста. Дело в том, что Земля постоянно крутится вокруг своей оси. Из-за этого вращения и происходит смена дня и ночи. На той стороне Земли, которая освещена Солнцем , - день. На противоположной, находящейся в тени,- ночь

Опыт № 2 : Доказать детям как день сменяет ночь.

Берем настольную лампу и глобус. Включаю светильник и медленно кручу глобус. Где светло – день, где темно – ночь.

Слайд 9 : - Марс – красная планета , также похожа на Землю. На Марсе очень холодно, дуют холодные и сильные ветра. Эта планета состоит из красных камней. Поэтому ее и называют красной планетой .

Слайд 10 : - Воздух на Марсе состоит из газа, поэтому им нельзя дышать.

Слайд 11 : - Юпитер – самая большая планета в солнечной системе .

Слайд 12 : - В два с половиной раза массивнее всех планет , вместе взятых. Вот Юпитер по сравнению с Землей. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.

Слайд 13 : - Сатурн – планета с кольцами .

Слайд 14 : - Кольца Сатурна – это частички льда, камней и пыль. А как вы думаете, почему кольцо у Сатурна до сих пор не упало? (ответы детей ) . Я вам сейчас покажу небольшой фокус.

Опыт №3 : Воспитатель кладет в ведро пластмассовый шарик. Переворачивает ведро - шарик падает. Вращает ведро на веревке, постепенно, поднимая его выше головы - шарик из ведра не выпадает. Подводит детей к выводу : когда предметы очень быстро двигаются по кругу, они не падают. То же происходит и с планетами : пока они быстро вращаются вокруг Солнца , они не падают.

Слайд 15 : - Уран – ледяной гигант. Это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет . Она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.

Слайд 16 : - Нептун – самая ветреная планета . Из всей солнечной системы на этой планете дуют самые сильные ветра.

Слайд 17 : - Плутон – Самая дальняя и самая маленькая планета Солнечной системы . Планета находится очень далеко от солнца и поэтому там очень холодно.

Слайд 18 : - Все эти планеты вместе называются – Солнечная система .

Воспитатель : Мы с вами прилетели на космическую станцию для того, чтобы спасти планеты от столкновения . Но перед тем как навести порядок в Солнечной системе надо сделать космическую гимнастику.

(Дети встают возле стульчиков)

Динамическая пауза «Космонавт»

В тёмном небе звёзды светят,

(Пальцы сжимают и разжимают)

Космонавт летит в ракете.

(Ладони сомкнуты над головой)

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

(Соединяют пальцы)

Горы, реки и моря.

(Руки разводят в стороны)

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

(Ладони над головой «крышей» ).

Воспитатель приглашает детей выйти в центр зала . Дети встают в круг.

Воспитатель : - Что бы планеты нас послушались и встали на свои места, давайте с ними поиграем.

Подвижная игра «Звездочет»

Считалка : На луне жил звездочет

Он планетам вел учет :

Меркурий – раз

Венера – два

Три – Земля

Четыре – Марс

Пять – Юпитер

Шесть – Сатурн

Семь – Уран

Кто не видит – выйди вон

(дети передают по кругу мяч. У кого оказался

Мяч на слова «вон» - тот «Звездочет» .

Звездочет под музыку прыгает подскоками по кругу. По окончании музыки встает, между двумя детьми. Раз, два, три – беги! Оба ребенка бегут по кругу в разные стороны. Кто первый добегает, тот берет мяч – он звездочет).

После игры дети остаются в центре зала.

На полу выложены шерстяными нитками девять дорожек – орбит.

Воспитатель : - Ребята, перед вами дорожки планет , которые как называются? (орбита) . Сколько всего орбит? (9) Правильно, девять планет и столько же орбит .

Посмотрите внимательно : дорожки-орбиты все одинаковые или вы заметили какие-то различия? (Они различаются по длине) .

Интересно, какая планета быстрее проходит свой путь вокруг Солнца ? Чтобы узнать это, проведите соревнование :

Дорожки-орбиты у нас уже есть (указывает на 9 эллипсов, выложенных на полу шерстяными нитками или нарисованных мелом). Выберем 2-х спортсменов, обозначим звездочками места старта и финиша на двух дорожках. (Выбирают средние дорожки. По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» дети идут по своим дорожкам. Выясняют, кто пришел первым.)

Выберем ещё 2-х детей и поставим их на первую и девятую дорожки. (По сигналу : «На старт! Внимание! Марш!» спортсмены идут по своим дорожкам.) Скажите, кто из этих детей пришел первым , а кто последним и почему?

(Ответы детей ) (Быстрее к месту финиша пришел ребенок, который двигался по самой короткой дорожке, последним пришел ребенок, двигающийся по самой длинной, девятой, дорожке).

Так же и с нашими планетами : быстрее других вокруг Солнца движется планета , у которой самая короткая орбита, - Меркурий, а дольше всех движется планета с самой длинной орбитой – Плутон. Давайте сделаем Солнечную систему : установим на дорожки - орбиты планеты .

(Воспитатель вместе с детьми называет планеты , указывает, на какой по счету дорожке каждая из них должна стоять. Дети одевают маски – шапочки, обозначающие планеты , встают на свои дорожки. В центр встает ребенок с маской - шапочкой, обозначающим Солнце ).

Напоминаю, что планеты движутся строго по своим орбитам и в одном направлении. Готовы? Планеты , в путь!

У каждой планеты свой собственный путь.

Нельзя ей, поверьте, с орбиты свернуть. Вокруг Солнца вращаются наши планеты .

По-разному все они Солнцем согреты .

(Под аудиозапись «космической» музыки дети двигаются по кругу в заданном воспитателем направлении).

Воспитатель : - А теперь я предлагаю выставить планеты по порядку на нашем макете «Солнечная система » .

(Дети подходят к макету «Солнечная система » и встают в полукруг. Воспитатель читает стихотворение, дети поочередно приклеивают планету на свою орбиту )

Мы тему беседы давайте наметим :

Планеты вокруг Солнца танцуют как дети .

Меркурий заводит весь хоровод.

Встречаем мы Землю рядом с Луной

И огненный Марс, что кружит за Землей.

За ними – Юпитер, из всех – Великан.

Последние три едва различимы,

Малы и холодны, но их различим мы :

Уран, Нептун и крошка Плутон.

Воспитатель : Сколько же планет в семье Солнца ? (Девять планет ) . Как называют семью Солнца ? (Солнечной системой ) .

В семье Солнца царит идеальный порядок : никто не толкается, не мешает друг - другу и не обижает друг - друга. Каждая планета имеет свою дорожку , по которой она бежит вокруг Солнца . Дорожка, по которой движется планета , как она называется? Правильно, каждая планета вращается вокруг солнца своим путем . Этот путь, по которому они проходят, называется орбитой.

3. Заключительная часть.

Воспитатель : Порядок мы навели, спасли планеты от аварии . Нам уже пора возвращаться на нашу планету…

(дети – Земля) правильно Земля, пора домой.

(воспитатель приглашает детей встать в круг , взяться за руки)

Экипаж! Внимание, полет нормальный все системы готовы к приземлению через 10 секунд наше путешествие завершится (дети считают до 10) .

- Воспитатель : - С возвращением на планету Земля . Вот, ребята, мы и вернулись в наш детский сад.

(приглашает детей сесть на свои места )

Вам понравилось путешествие?

(ответы детей )

А на чем мы летали?

(на ракете)

Воспитатель : - А скажите, что нового и интересного вы сегодня узнали?

(ответы детей : о планетах солнечной системы ).

Дидактическая игра «Планеты бывают разные »

Далекие и близкие

Холодные и теплые

Большие и маленькие

Твердые и мягкие

Тяжелые - легкие

(Воспитатель проводит игру- антонимы)

- Воспитатель : - Вы хорошо постарались, молодцы! Вы показали себя дружными, смелыми. Потрудились на славу. Жители одной из планет прислали вам угощение.

(воспитатель раздает детям конфеты. Дети уходят в группу ) Организационный момент

Психо – эмоциональный настрой на работу

Привлечение внимания

Развитие слухового восприятия

Выработка навыка определения первого звука в слове.

Введение в тему

Проблемная ситуация

Познавательная мотивация

Оживление опыта детей

Конструктивная деятельность детей

Оценка деятельности детей

Закрепление умений детей делить слова на слоги

Развитие координации движений, мелкой моторики

Привлечение внимания

Активизация мыслительной деятельности

Активизация

детей по теме

Активизация словаря

Объяснительная речь

Оживление опыта детей

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация мыслительной деятельности

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Развитие познавательного интереса

Объяснение нового учебного материала

Опытно – экспериментальная деятельность

Объяснительная речь

Уточнение и расширение знаний детей по теме

Активизация словаря

Привлечение внимания

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Игровой прием

Активизация словаря

Развитие двигательной активности

Развитие координации движений

Снятие напряжения

Привлечение внимания

Активизация словаря

Активизация мыслительной деятельности

Развитие глазомера

Развитие познавательного интереса

Игровой прием

Развитие ОВД

Формирование умения аргументировать свои высказывания.

детей

Привлечение внимания

Активизация словаря

Пояснение

Развитие познавательного интереса

Развитие координации движений

Мотивация к практической деятельности

Активизация чувства восприятия художественного слова

Активизация мыслительной деятельности

Обогащение словаря детей названиями планет

Уточнение и закрепление приобретенных знаний о планетах солнечной системы

Оценка деятельности детей

Игровой прием

Рефлексия

Логическое завершение образовательной деятельности

Оценка деятельности детьми

Уточнение и закрепление знаний

Активизация словаря

Оценка деятельности детей

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы

Юлия Стафеева
Конспект НОД на тему «Планеты Солнечной системы» в старшей группе

Цель : Закреплять представления детей о Солнечной системе .

Задачи :

Обучающие : Формировать элементарные знания о планетах солнечной системы : названия, из чего состоят планеты . Закреплять знания детей о порядке расположения планет относительно Солнца , их величине. Закрепить знание детей о том, кто первым побывал в космосе, первом космонавте Земли, первой женщине – космонавте, обучить детей новому способу рисования с помощью метода отпечатывания.

Развивающие : Развивать творческое воображение и мышление. Развивать у детей интерес к научному познанию космического пространства.

Воспитательные : Воспитывать понимание того, что космонавтом может быть только здоровый, образованный, настойчивый и бесстрашный человек. Воспитывать в детях гордость за свою страну.

Методы и приёмы : Словесный (беседа, рассказ) ; игровой (игра «Планеты стройся ); продуктивный (рисование планет при помощи не традиционной техники) ; поощрение.

Предварительная работа с детьми : Проведение специально организованного обучения, беседы, игры, познавательно – практическая деятельность, изобразительная деятельность.

Предварительная работа воспитателя : Подготовка оборудования, раздаточного материала, музыкального сопровождения, иллюстраций.

Продолжительность : 25 – 30минут

Ожидаемые результаты : Вызвать интерес к планете , на которой мы живём, формирование у детей способности видеть многообразие мира, развитие познавательного интереса, пополнение знания детей о событиях и фактах развития астрономии и космонавтики, воспитание уважения к людям – первооткрывателям.

Оборудование и материалы : Плакат с изображением Солнечной системы , фотографии с изображением космонавтов, аудиозапись «Музыка космоса» , листы бумаги формата А- 4, гуашь, листы для формирования «комка» для «печатанья» планет .

Словарная работа : Солнечная система , космос, звезда, планета , орбита, комета, метеор, астероид, спутник, астрономия, астронавт.

Раздаточный материал : Фотографии с изображением планет солнечной системы .

Структура НОД :

1. Организационный момент : Приветствие. Психологический настрой детей к НОД.

2. Основная часть : Знакомство детей с Солнечной системой . Рассказ детей о тех, кто первым побывал в космосе. Рассказ детей о планетах солнечной системы . Подвижная игра «Планеты , стройся!» . Знакомство детей с понятиями : астероид, комета, астроном, астрономия. Рисование планет , с помощью метода отпечатывания.

3. Заключительная часть : Рефлексия, поощрение.

Ход НОД:

Воспитатель : Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с нашими гостями! Ребята, сегодня наше занятие посвящено Дню космонавтики. Ровно 55 лет тому назад 12 апреля 1961г., человек совершил свой первый полёт в космос. А кто- нибудь из вас знает, кто это был?

Дети : Юрий Гагарин.

Воспитатель : Правильно. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Русский космонавт – первый космонавт планеты ! И сегодня я приготовила для вас сюрприз. Это звук голоса Юрия Гагарина и его знаменитая на весь мир фраза «Поехали!» произнесённая им за секунду до старта ракеты , записанный на диск (включается аудиозапись) .

Воспитатель : Ребята, а кто из вас знает, как же звали первую женщину – космонавта?

Дети : Валентина Терешкова.

Воспитатель : Действительно, ребята, первая женщина космонавт это Валентина Владимировна Терешкова.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, что до появления первого человека в космосе, там побывали две замечательные и наверное очень смелые собачки? Кто скажет, как их звали?

Дети : Белка и Стрелка.

Воспитатель : Вы просто молодцы! Вокруг нашей звезды - Солнца – вращаются девять планет , входящих в Солнечную систему . Она включает в себя Солнце , все планеты и их спутники , кометы и куски горной породы, космическую пыль и лёд. Как вы думаете, чем планеты отличаются от звёзд ?

Дети : Ответы детей.

Воспитатель : В Солнечной системе девять планет . Большинство из них учёные назвали в честь греческих и римских богов. Ребята, я знаю, что вы хотели рассказать нашим гостям о каждой планете Солнечной системы . Готовы? Тогда начнём!

1-й ребёнок : Меркурий- самая близкая к Солнцу планета . Её поверхность каменистая и пустынная, на планете нет ни воды ни воздуха.

2-й ребёнок : Венера- вторая от Солнца планета . Покрыта Венера толстыми слоями облаков. Здесь царит испепеляющая жара. Венера – самая яркая планета на небе .

3-й ребёнок : Земля – третья от Солнца планета . Планета находится на таком расстоянии от Солнца , что температура на ней не бывает ни слишком высокой, ни слишком низкой, и есть достаточное количество воды, поэтому на Земле есть жизнь. Земля имеет свой спутник Луну.

4-й ребёнок : Марс – четвёртая планета Солнечной системы . Марс – единственная похожая на Землю планета тем , что имеет четыре времени года. До того как учёные узнали, что на Марсе нет жизни, люди верили, что там живут загадочные существа – марсиане.

5-й ребёнок : Юпитер – пятая планета от Солнца . Это самая большая планета Солнечной системы . Она на столько велика, что все остальные планеты могли бы поместиться в неё. Юпитер – гигантский шар, состоящий из жидкости и газа.

6-й ребёнок : Сатурн – шестая планета Солнечной системы . Сатурн – это большой шар, состоящий из жидкости и газа. Планета известная своими великолепными кольцами. Каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней и песка.

7-й ребёнок : Уран – седьмая планета от Солнца . Это единственная планета Солнечной системы , которая вращается вокруг солнца , как бы лёжа на боку. Её называют «лежачая» планета .

8-й ребёнок : Нептун – восьмая планета от Солнца . Это громадный шар, состоящий из газа и жидкости. Нептун можно увидеть только в телескоп. На поверхности планеты дуют самые сильные ветры в Солнечной системе .

9-й ребёнок : Плутон – девятая планета от Солнца . Нам очень мало известно о Плутоне, поскольку к нему не посылали автоматических станций.

Воспитатель : Учёные предполагают, что за Плутоном есть десятая планета . Но она ещё не найдена. В ваших силах ребята, стать в будущем астронавтами и найти эту планету . Но что бы стать астронавтом вы, ребята, вы должны вести здоровый образ жизни, быть трудолюбивыми, смелыми и целеустремлёнными. А вы знаете кто такие астронавты?

Дети : Это человек, который летит к звезде. Путешественник в космосе.

Воспитатель : Правильно. Молодцы. А на земле, через специальные телескопы, космос изучают астрономы. Наука, занимающаяся изучением космоса называется – астрономия. А что же ещё кроме Солнца , планет и их спутников есть в космосе?

1-й ребёнок : Астероиды. А стероид – небольшое небесное тело, движущееся по орбите вокруг Солнца .

2-й ребёнок : Комета – небольшое небесное тело состоящее из каменных пород, льда и пыли. Когда комета приближается к Солнцу , у неё образуется светящийся хвост.

Воспитатель : Молодцы. Как много оказывается вы знаете о космосе! А теперь что бы немного отдохнуть я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Планеты , стройся!» (Дети с изображением Солнца и планет выстраиваются по порядку их расположения)

Подвижная игра «Планеты , стройся!» (дети на счёт поднимают руки в верх с изображением планет )

На Луне жил звездочёт,

Он планетам вёл подсчёт .

Меркурий – раз, Венера – два-с,

Три – Земля, четыре – Марс.

Пять – Юпитер, шесть – Сатурн,

Семь – Уран, восьмой – Нептун,

Кто не видит – выйди вон (все вместе) .

(А. Усачёв)

Воспитатель : Вам понравилась игра? А теперь я предлагаю вам нарисовать свои планеты . Готовы? Тогда начнём! Присаживайтесь за столы. Перед вами лежат листы бумаги голубого цвета. Совсем, как маленькие кусочки неба. А на тарелочках я приготовила листы бумаги, из которой мы с вами сделаем «комочки» для рисования планет методом отпечатывания. Возьмите их и хорошенько сожмите их руками. Вот какие замечательные шарики у вас получились!. Теперь обмакните свой бумажный шарик в тарелочку с гуашью, которая стоит у вас на столах и прижмите его к листу. Смотрите, какие красивые и необычные рисунки у вас получились. Покажите их пожалуйста нашим гостям.

Воспитатель : Ребята, вы молодцы! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками космоса! А эти рисунки я предлагаю вам оставить на память о сегодняшнем занятии.

Рефлексия : Ребята, вам понравилось наше занятие? Чему оно было посвящено? Что нового вы сегодня узнали? Какое настроение у вас было во время занятия?

Ответы детей.

Воспитатель : Давайте скажем до свидания нашим гостям!

Дети : До свидания! Ждём вас снова в гости!

Публикации по теме:

"Планеты солнечной системы" для оформления группы к тематической неделе "Космос". Мастер-класс. Как и во многих других садах у нас прошла.

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста «Планеты солнечной системы - парочки» Задачи: Дидактические. Уточнить названия.

Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты Солнечной системы» Конспект организованной образовательной деятельности «Планеты солнечной системы». Возрастная группа: старшая группа ОО «Познавательное.

Маленьких жителей планеты Земля и воспитанников старшей группы детского сада "Радость" из города Саратова очень интересует тема космоса.

Программное содержание:

  • формировать у детей элементарные знания о том, что Солнце - самая большая и близкая к Земле звезда;
  • что Земля вертится вокруг своей оси и вокруг Солнца;
  • учить детей ориентироваться в мире физических явлений;
  • дать первоначальные знания о космосе и Солнечной системе;
  • создавать условия для развития воображения;
  • воспитывать бережное отношение к своему здоровью; формировать осознание себя частью природы.

Материал: иллюстрации планет Солнечной системы; набор для моделирования Солнечной системы, лампа настольная, глобус, трубочки-«телескопы» из бумаги (картона); шапочки-шлемы.

Ход занятия

В. Ребята, вы знаете свой адрес? Где находится наш город (село)? Какие другие страны вы знаете и где они расположены? (На планете Земля.)

Знаете, где «живет» Земля? Давайте спросим об этом у нее!

Воспитатель надевает шапочку с изображением планеты Земля, берет на себя роль Земли и включает аудиозапись «Я - Земля!».

В. Земля! Земля! Мы дети из детского сада! Расскажи нам о себе!

Земля. Дети! Дети! Я - Земля! Моя родина - Солнечная система. Вы знаете, почему она так названа? (В честь Солнца.)

В. Что такое Солнце? Это большая звезда, очень горячая. Это огненный шар, который находится далеко от Земли. Например, если бы мы полетели к Солнцу на ракете, то полет занял бы 20-30 лет нашей жизни. Зато солнечный луч добирается до нас за 8 минут.

Расскажите, что вы знаете о Солнце? Какое оно? Чем оно вам нравится? Почему все живое на Земле любит Солнце?

Вы хотите узнать побольше о Солнце, звездах и планетах? Тогда отправляемся в космическое путешествие!

Что для этого надо? Какая одежда нам понадобится? (Скафандры.) Для чего нужны скафандры? Они защищают человека от холода, жары, в них подается воздух, которым человек может дышать. Надевайте шлемы!

На чем мы полетим? Как назовем свой космический корабль?

Дети рассаживаются на стульчиках в два ряда.

В. Внимание! Начинаем обратный отсчет готовности! (Все считают хором: 5, 4, 3, 2, 1 - пуск!) Что вы видите над облаками? Как меняется небо? (Воспитатель демонстрирует иллюстрации звездного неба.)

Воспитатель показывает иллюстрацию всей Солнечной системы.

В. Рассмотрите Солнечную систему. Здесь много шариков - планет разной величины.

Ближе всего к Солнцу планета Меркурий (показывает изображение планеты). Возьмите свои телескопы и рассмотрите эту планету. Как вы думаете, можно ли выйти погулять на Меркурий? (Нет.) Потому, что эта планета расположена близко к Солнцу, там температура больше +400 °С. Это много или мало? Может ли человек вытерпеть такую жару? (Нет.)

Тогда полетим дальше! Вторая планета от Солнца - Венера (показ иллюстрации Венеры). На ней дуют сильные ветры, сверкают молнии, воздух очень ядовитый для человека. Люди давно хотят изучить получше эту планету, посылают к ней различные аппараты, но сам человек еще пока не бывал на Венере. Мы пока не готовы ступить на эту красивую планету.

Воспитатель показывает иллюстрацию планеты Земля.

В. Как вы думаете, над какой планетой мы сейчас пролетаем? (Это наша Земля.) Какого она цвета? (Голубая.) Что вы видите вокруг Земли? Ее как бы окутывает слой воздуха - это воздушный океан - атмосфера. Она, как рубашка, окутала Землю.

Вы летали на самолете? Где летают самолеты? (В небе, в воздухе, по воздушному океану.) Этот слой воздуха защищает нашу Землю от опасных солнечных лучей, метеоритов и других вредных воздействий космоса.

Как вы думаете, почему на Земле нам хорошо жить? Потому что Земля получает от Солнца столько тепла и энергии, сколько необходимо для жизни человека, растений, животных. Всегда большее или меньшее количество солнечной энергии опасно для жизни всего живого на нашей планете.

А что случилось бы, если бы не стало солнца? (Все замерзли бы.)

А что бывает, когда солнца слишком много? (Человек получает ожоги.) Какие вы знаете правила поведения в яркий солнечный день? (Нельзя смотреть на солнце незащищенными глазами; нельзя долго загорать и т. д.)

Какие загадки, стихи вы знаете о солнце?

Рассмотрите нашу родную планету: что вы там видите? Точно так космонавты наблюдают из космоса за нашей Землей. Для чего нужны их наблюдения? (Рассказывают о погоде, предупреждают о штормах, вулканах и др.)

Наш космический корабль приближается к следующей планете Солнечной системы - это Марс (показывает иллюстрацию). Какого цвета эта планета? (Красная.) Что вы увидели в свои телескопы? (Пустыни, песок, камни.) На Марсе дуют сильные ветры, но в атмосфере Марса очень мало кислорода. Может ли человек жить на Марсе? Человек пока изучает эту планету с помощью приборов.

Хотел бы кто-нибудь из вас полететь на Марс в настоящее космическое путешествие? Что бы вы хотели там найти?

Направьте свои телескопы на следующую, пятую планету Солнечной системы. Это Юпитер. Какая она по величине? (Очень большая планета.) Эта планета состоит из газов, на ней нет твердого грунта. Человек ее тоже не смог еще изучить. У Юпитера есть красивые кольца, которые, как пояс, украшают эту планету.

На наш космический корабль поступил сигнал опасности - приближается космическое тело. Что еще есть в космосе, кроме звезд и планет? (Метеориты, астероиды и другие космические тела.) Человек не может долго находиться в космическом пространстве. Почему? (Нам нужен воздух, кислород, тепло, солнечный свет и т. д.) Нам пора возвращаться на Землю.

Продолжим наше космическое исследование на Земле!

Дети «выходят из космолета» и переходят в космическую лабораторию.

В. Вспомним наше путешествие и сделаем модель Солнечной системы. (На полу или на столах.) Что находится в центре Солнечной системы? (Солнце.) Что такое Солнце? Какого оно цвета? Величины?

Дети выбирают большой оранжевый круг.

В. Все планеты безостановочно вращаются вокруг Солнца: каждая по своей дороге-орбите.

Давайте сравним Солнечную систему с районом города или села. В ней есть много улиц - это дорожки планет. Они называются орбитами. Каждая планета движется только по своей «улице»-орбите. Вспомните, какая планета «живет» на первой от Солнца «улице»? (Меркурий.) Найдите его модель среди других планет.

Воспитатель с детьми рисует орбиту Меркурия.

В. У Меркурия самая короткая «улица», поэтому на Меркурии год очень короткий.

Дети вместе с воспитателем рисуют мелом круг-орбиту Меркурия вокруг Солнца и «поселяют» модель планеты на ее «улицу».

В. Какая планета «живет» на второй улице? (Венера.) «Улица» Венеры будет больше или меньше, чем у Меркурия? (Больше.) Потому, что Венера немного дальше от Солнца, чем Меркурий, и орбита Венеры будет больше. Венера по размеру чуть больше Меркурия.

Дети рисуют «улицу» Венеры и «поселяют» на орбиту модель планеты.

В. Выберите модель третьей планеты Солнечной системы. Как она называется? (Земля.) Какая она по цвету? А по величине по сравнению с Меркурием и Венерой

Какой путь, «улица» будет у Земли? (Дети рисуют мелом орбиту Земли.)

Затем воспитатель помогает детям смоделировать всю Солнечную систему.

В. Все эти 9 планет (дети называют их по порядку) с их «улицами» и составляют всю Солнечную систему - целый район «города». А как называется этот «город»? Это Галактика!

В Галактике очень много районов: вы ночью можете увидеть множество звезд на небе. Каждая звезда имеет свой «район». Эти звезды кажутся маленькими. А на самом деле они очень большие: бывают горячие и холодные.

Таких «городов», как Галактика, много. Все они находятся в «стране» - Вселенной.

Нашу страну мы можем объехать на машине. А «страну» Вселенную можно? (Нет.) Какая Вселенная? (Огромная, необъятная, громадная и т. д.)

Давайте запишем «адрес» нашей планеты Земля на конверте:

Страна Вселенная,

Город Галактика,

Район Солнечная система,

Третья улица - Земля.

Сейчас мы поиграем в «Солнечную систему»! Наденьте шапочки-планеты и по сигналу займите место своей планеты от Солнца.

Дети делают один круг (хоровод) вокруг Солнца. Затем меняются шапочками и повторяют игру.

В. Не скучно ли Земле двигаться по такому большому пути вокруг Солнца? А Земля вовсе и не одна - у нее, как и у других планет, есть спутник. Как он называется? (Луна.) Луна тоже движется по своей «улице» вокруг Земли.

Какая Луна по величине по сравнению с Землей? (Маленькая.) Да, Луна меньше Земли в четыре раза. «Поселим» Луну на ее маленькую «дорожку» у Земли.

За какое время пробегает Земля свою «улицу» вокруг Солнца? (За один год.) А если бы мы жили на Меркурии, то встречали бы Новый год каждый день!

Сколько месяцев длится год на Земле? (12 месяцев.) Сколько на Земле времен года? (Четыре: зима, весна, лето и осень.)

Сколько вам сейчас лет? (Шесть лет.) Значит, сколько раз вы вместе с Землей повернулись вокруг Солнца? (Шесть раз.)

Все планеты вращаются не только вокруг Солнца, а еще и вокруг себя (воспитатель показывает глобус), поэтому чередуются день и ночь.

Вы чувствуете, как вращается Земля? (Нет, нам кажется, что Земля стоит на месте, а Солнце гуляет вокруг Земли. Но это не так.) Чтобы лучше понять, как это происходит, проведем опыт с настольной лампой и глобусом.

Цель: формирование интереса к изучению космоса

Задачи:

Образовательные:

Продолжать обогащать знания и расширять представления детей о космосе, о планетах;

Развивающие:

Развивать творческое мышление, воображение, познавательную активность

Воспитательные:

Вызвать желание у детей исследовать и изучать космос;

Воспитывать интерес, желание больше узнать о космосе;

Формировать навыки правильного поведения на занятиях; умение работать в коллективе;

Воспитывать любознательность, творческую активность, внимание, чувство эмоционального удовлетворения, самостоятельность.

Материал: Схема Солнечной системы, экран с проектором или ноутбук, большой лист ватмана, белые листы бумаги, фломастеры, восковые мелки, ножницы

Дети занимаются своими делами (играют в настольные игры, рисуют…). Воспитатель вносит плакат с изображением планет солнечной системы.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какой плакат я для вас принесла. Что же вы видите на этом плакате?

Дети: Планеты.

Воспитатель: А на какой планете мы живем?

Дети: Планета Земля.

Воспитатель: А какие еще вы знаете планеты?

Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, назвали все планеты солнечной системы (если назвали не все, то воспитатель дополняет).

Ребята, а как вы думаете, на других планетах есть жизнь? Хотите узнать? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно отправится в космос. Вы готовы отправиться в путешествие? Тогда нам необходимо приготовиться.

Что нужно для полета?

Ответы детей (ракета, скафандры, карта солнечной системы, еда)

Дети расставляют стульчики, занимают свои места.

Перед детьми карта Солнечной системы(слайд 2).

Воспитатель: Прежде чем отправиться в путешествие, давайте вспомним, какие условия необходимы для жизни на земле.

Дети: Свет, тепло, вода, кислород.

Воспитатель: Наш космический корабль называется «Восток». Командование кораблем беру на себя. Вы просто космонавты. Внимание! Объявляется пятиминутная готовность!. Надели скафандры, проверили гермошлемы! Пристегнули ремни. Начинаем отсчет. Пять, четыре, три, два, один. Старт! (Звучит звуковой фон работы двигателей)

Первый этап нашего полета выполнен. Мы оторвались от Земли и летим в космос! Можно расслабиться и отстегнуть ремни, снять шлемы. Смотрите в иллюминатор! Какое космическое пространство перед нами! (На слайде 3 звездное небо)

Мы летим к планете Меркурий, которая ближе всех к Солнцу.

Внимание! Наш корабль приближается к планете Меркурий. (Слайд 4)

Командир корабля: Как вы думаете, ребята, можно ли высаживаться на планете, не зная о ней ничего. Давайте запросим наш компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Меркурий - самая близкая к Солнцу планета. Она больше Луны. Днем здесь очень жарко, ночь - очень холодно. На этой планете нет атмосферы, а значит нечем дышать. Поверхность этой планеты покрыта кратерами (слайд 4). Ни один человек не ступал на планету Меркурий.

Командир: как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?

Мы держим курс на следующую планету - на Венеру. Древние астрономы, наблюдая за утренней и вечерней зарей, заметили самую яркую звезду. В честь богини красоты и любви они назвали эту звезду Венерой. Позже оказалось, что Венера - это не звезда, а планета.

Компьютер: Внимание! Мы приближаемся к планете Венера. (Слайд 5)

Командир корабля: На Венере, наверное, сильная гроза: видны вспышки молний. Значит, на Венеру спускаться нельзя, корабль наш может потерпеть крушение. Что же нам расскажет компьютер об этой негостеприимной планете?

Компьютер: Венера находится ближе к Солнцу, чем Земля, и поэтому на ее поверхности стоит ужасная жара, около 500 градусов. Рельеф Венеры состоит из огромных равнин, пересеченных горными цепями и возвышенностями, а на горных вершинах следы лавы. Венера окружена мощным слоем облаков и очень плотной атмосферой, в которой содержание углекислого газа в несколько раз превышает содержания его в земной атмосфере. Так же в атмосфере Венеры обнаружены опасные для человека метан, аммиак, соединения хлора и фтора, серная кислота. Тревога! Воздух ядовитый, дышать им опасно! Не спускаться! Не спускаться!

Командир: Да, лучше поскорее распрощаться с планетой бурь и гроз. Куда мы полетим дальше? Мы направляем наш корабль на Марс!

Еще в глубокой древности люди заметили на небе ярко-оранжевую звезду. И назвали ее в честь бога войны - Марса. На Марсе, как и на Земле, можно наблюдать такое явление, как смену времен года, и марсианский день мало чем отличается от земного: он длится 24 часа 37 минут. А вот и планета Марс перед нами (слайд 6)

Давайте запросим компьютер о данных этой планеты.

Компьютер: Марс - планета вдвое меньше Земли. Марсианская почва красно-бурого цвета. Небо не голубое, а тускло-розовое из-за частичек красноватой пыли, которая постоянно находится в атмосфере Марса. Кислорода и водяного пара в его атмосфере всего 1 %, а средняя температура - около -40 градусов. Над Марсом часто дуют сильнейшие ветры - их скорость до 100м/сек.

Командир: Из сведений компьютера мы узнали, что можно пройтись по планете Марс, но только надев скафандры и включив утеплитель. Проверьте гермошлемы. При выходе из корабля далеко не отходить, чтобы всем хватило воздуха. Посмотрите, какие огромные горы, на них снег и лед (слайд 7) . Но лед не похож наш земной. Это сухой лед. Когда углекислый газ замерзает, то образуется сухой лед. Такой лед мы используем, например, в холодильниках. А вон ущелье над пропастью, а затем пустыни. Мы туда не пойдем, неизвестно, что нас там ожидает. Скажите, вырасти какое - нибудь растение?

Запасов кислорода, которым дышим, не очень много, поэтому нам пора возвращаться на корабль. В корабле можно снять скафандры, гермошлемы. Занимайте места. Приготовиться к взлету. Начинаем отсчет: пять, четыре, три, два, один, пуск!

Следующая планета - Юпитер. А пока летим к нему, послушаем компьютер о планете Юпитер(слайд 8).

Компьютер: Юпитер - это планета-гигант, она в 1300 раз больше Земли. Высадиться на эту планету невозможно. На планете-гиганте нет твердой поверхности, как на Земле, Луне или на Марсе. Юпитер состоит из небольшого твердого ядра, окруженного плотными слоями жидкости и газа.

Ну что ж, у нас есть запасы пищи, воздуха, и мы можем полететь дальше, на Сатурн (слайд 9).

Если смотреть в телескоп на Сатурн с Земли, то можно заметить светящиеся кольца вокруг него. Благодаря загадочным ярким кольцам Сатурн считается самой красивой и необычной планетой. Многочисленные кольца Сатурна состоят из бесчисленных ледниковых и каменистых обломков, самые большие из них достигают размеров шестиэтажного дома. Сам Сатурн - газовая планета, самая легкая в Солнечной системе. У Сатурна есть спутники. Их двадцать два. Скоро мы приблизимся к планете. Но что это? Сигнал об опасности! Смотрите на нас летят метеориты (слайд 10). Значит мы попали на орбиту Сатурна с его спутниками. Надо немедленно менять курс. Сатурн не подпускает нас близко к своей поверхности.

Интересно, но оказывается, что эта планета считается самой холодной во всей Солнечной системе. Уран - это седьмая планета по порядку от Солнца, Он не похож на другие планеты в Солнечной системе, ведь Уран выпускает намного меньше высокой температуры, чем получает от Солнца. Для примера, другие планеты имеют раскаленные, горячие ядра внутри и излучают инфракрасную радиацию. Видимо, какие - то причины заставили остыть его “сердце”. Уран - интересная планета Уран - период лета длиться 1 очень длинный день на протяжении 42 лет! А период обращения вокруг Солнца - 84 года, а на Земле соответственно 365 дней. Вот где придется долго ждать Нового Года! Световой день длиться 17 часов, быстрее, чем у нас. Официально зафиксировано 15 спутников. Еще один интересный факт, Уран имеет свои кольца, как у Сатурна, только они меньше и не такие плотные. Любопытно, но хоть он и находится далеко от нас, но после открытия первого телескопа, его обнаружили первым!

Мы направляемся на последнюю планету Солнечной системы. Называется она Нептун. А вы знаете, что эту планету открыл французский астроном Урбен Леверье, не наблюдая за небом, а путем математический вычислений. И только потом был обнаружен в небе. Вот он Нептун! (слайд)

Даже издалека он кажется холодным.

Компьютер: На Нептуне температура минус 195 градусов!

Командир: В такой мороз нас не спасут даже специальные скафандры! Как вы думаете, ребята, сможет там расти что-нибудь?

Мы возвращаемся на Землю. Так к какому же выводу мы пришли? Почему ни на одной планете мы не остались? (Ни на одной из них нет условий для жизни) Почему мы вернулись на Землю? (На Земле есть все условия для жизни живых организмов, в том числе и для растений)

Мы облетели всю Солнечную систему и нигде не обнаружили жизни. Только на нашей планете чистый воздух, растут зеленые деревья, поют птицы. И мы с вами должны не только любить нашу планету, но и заботиться о ней. А как мы с вами можем заботиться? (не ломать деревья, не убивать насекомых, не разорять гнезда птиц и т. д.) Если мы не будем этого делать, то наша Земля станет такой же мертвой и неприветливой, как и другие планеты Солнечной системы.

А сейчас я вам предлагаю объединиться в пары и нарисовать и вырезать ту планету, которая вам наиболее запомнилась. По окончании работы мы с вами создадим карту Солнечной системы, которая будет висеть у нас в группе.

Самостоятельная деятельность детей.

По окончании работы совместно с воспитателем дети создают карту Солнечной системы.

Воспитатель: Понравилось ли вам сегодняшнее путешествие? Что запомнилось? На какой планете мы сможем жить? Почему?

Список использованной литературы:

  • Большая энциклопедия дошкольника.
  • Альманах «Хочу всё знать».

Солнечная система представляет собой группу планет, вращающихся по определенным орбитам вокруг яркой звезды - Солнца. Это светило является главным источником тепла и света в Солнечной системе.

Считается, что наша система планет образовалась в результате взрыва одной или нескольких звезд и произошло это около 4,5 миллиардов лет назад. Вначале Солнечная система представляла собой скопление газа и частиц пыли, однако, со временем и под воздействием собственной массы, возникло Солнце и другие планеты.

Планеты Солнечной системы

В центре Солнечной системы находится Солнце, вокруг которого по своим орбитам двигаются восемь планет: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун.

До 2006 г к этой группе планет относится и Плутон, он считался 9-й планетой от Солнца, однако, из-за его значительной отдаленности от Солнца и небольших размеров, он был исключен из этого списка и назван планетой-карликом. Вернее, это одна из нескольких планет-карликов в поясе Койпера.

Все указанные выше планеты принято делить на две большие группы: земная группа и газовые гиганты.

В земную группу относят такие планеты, как: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Они отличаются небольшими размерами и каменистой поверхностью, а кроме того, расположены ближе остальных к Солнцу.

К газовым гигантам относят: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Для них характерны большие размеры и наличие колец, представляющих собой ледяную пыль и скалистые куски. Состоят эти планеты в основном из газа.

Солнце

Солнце является звездой, вокруг которой вращаются все планеты и спутники в солнечной системе. Оно состоит из водорода и гелия. Возраст Солнца составляет 4,5 миллиарда лет, оно находится только на середине своего жизненного цикла, постепенно увеличивается в размерах. Сейчас диаметр Солнца - 1 391 400 км. Еще через столько же лет эта звезда расширится и достигнет орбиты Земли.

Солнце является источником тепла и света для нашей планеты. Его активность увеличивается или становится слабее раз в 11 лет.

Из-за чрезвычайно высоких температур на его поверхности подробное изучение Солнца крайне затруднено, по попытки запустить специальный аппарат как можно ближе к звезде продолжаются.

Земная группа планет

Меркурий

Эта планета является одной из самых маленьких в Солнечной системе, ее диаметр составляет 4 879 км. Кроме того, она ближе всех расположена к Солнцу. Такое соседство предопределило существенную разницу температур. Средняя температура на Меркурии в дневное время составляет +350 градусов Цельсия, а в ночное время - -170 градусов.

Если ориентироваться на земной год, то Меркурий совершает полный оборот вокруг Солнца за 88 дней, а одни сутки там длятся 59 земных дней. Было замечено, что эта планета периодически может менять скорость своего вращения вокруг Солнца, отдаленность от него и свое положение.

Атмосферы на Меркурии нет, в связи с этим, его часто атакуют астероиды и оставляют после себя на его поверхности очень много кратеров. На этой планете были обнаружены натрий, гелий, аргон, водород, кислород.

Подробное изучение Меркурия представляет большие сложности в связи с его близким соседством с Солнцем. Иногда Меркурий можно увидеть с Земли невооруженным глазом.

По одной из теорий считается, что Меркурий ранее был спутником Венеры, однако, доказать это предположение пока не удалось. Своего спутника у Меркурия нет.

Венера

Эта планета вторая от Солнца. По своим размерам она близка к диаметру Земли, диаметр составляет 12 104 км. По всем остальным показателям Венера существенно отличается от нашей планеты. Сутки здесь длятся 243 земных дня, а год - 255 дней. Атмосфера Венеры на 95% состоит из углекислого газа, который создает на ее поверхности парниковый эффект. Это приводит к тому, что средняя температура на планете составляет 475 градусов Цельсия. Атмосфера также включает в себя 5% азота и 0,1% кислорода.

В отличие от Земли, большая часть поверхности которой покрыта водой, на Венере жидкости нет, а практически вся поверхность занята застывшей базальтовой лавой. По одной из теорий, раньше на этой планете были океаны, однако, в результате внутреннего нагревания они испарились, а пары были унесены солнечным ветром в космическое пространство. Вблизи поверхности Венеры дуют слабые ветры, однако, на высоте 50 км их скорость значительно увеличивается и составляет 300 метров в сек.

На Венере много кратеров и возвышенностей, напоминающих земные материки. Образование кратеров связывают с тем, что ранее на планете была менее плотная атмосфера.

Отличительной особенностью Венеры является то, что в отличие от остальных планет ее движение происходит не с запада на восток, а с востока на запад. Ее можно увидеть с Земли даже без помощи телескопа после заката или перед восходом Солнца. Это происходит благодаря способности ее атмосферы хорошо отражать свет.

Спутник у Венеры отсутствует.

Земля

Наша планета находится на расстоянии 150 млн км от Солнца и это позволяет создавать на ее поверхности температуру, пригодную для существования воды в жидком виде, а, значит, для появления жизни.

Ее поверхность на 70% покрыта водой, и она является единственной из планет, на которой есть такое количество жидкости. Считается, что много тысяч лет назад содержащийся в атмосфере пар создал на поверхности Земли температуру, необходимую для образования воды в жидкой форме, а солнечная радиация способствовала фотосинтезу и рождению жизни на планете.

Особенностью нашей планеты является то, что под земной корой находятся огромные тектонические плиты, которые перемещаясь, сталкиваются друг с другом и приводят к изменению ландшафта.

Диаметр Земли составляет 12 742 км. Земные сутки длятся 23 ч 56 мин 4 сек, а год - 365 дней 6 ч 9 мин 10 сек. Ее атмосфера на 77% состоит из азота, 21% кислорода и небольшого процента остальных газов. Ни одна из атмосфер других планет Солнечной системы не имеет такого количества кислорода.

Согласно исследованиям ученых, возраст Земли составляет 4,5 миллиарда лет, приблизительно столько же существует ее единственный спутник Луна. Она всегда повернута к нашей планете только одной стороной. На поверхности Луны много кратеров, гор и равнин. Она очень слабо отражает солнечный свет, поэтому ее видно с Земли в бледно-лунном сиянии.

Марс

Эта планета является четвертой по счету от Солнца и удалена от него на расстояние в 1,5 раза большего, чем Земля. Диаметр Марса меньше земного и составляет 6 779 км. Средняя температура воздуха на планете колеблется от -155 градусов, до +20 градусов в области экватора. Магнитное поле на Марсе значительно слабее, чем у Земли, а атмосфера довольно разряжена, что позволяет беспрепятственно солнечной радиации воздействовать на поверхность. В связи с этим, если на Марсе и есть жизнь, то не на поверхности.

При обследовании с помощью марсоходов было установлено, что на Марсе много гор, а также высохшие русла рек и ледники. Поверхность планеты покрыта песком красного цвета. Это цвет Марсу придает оксид железа.

Одним из наиболее частых событий на планете являются пылевые бури, которые носят объемный и разрушительный характер. Геологической активности на Марсе обнаружить не удалось, однако, достоверно известно, что ранее на планете происходили значительные геологические события.

Атмосфера Марса состоит на 96% из углекислого газа, 2,7% азота и 1,6% аргона. Кислород и водяной пар находятся в минимальных количествах.

Сутки на Марсе схожи по продолжительности с земными и составляют 24 ч 37 мин 23 с. Год на планете длится вдвое дольше земного - 687 суток.

У планеты есть два спутника Фобос и Деймос. Они имеют небольшие размеры и неровную форму, напоминающую астероиды.

Иногда Марс тоже видно с Земли невооруженным взглядом.

Газовые гиганты

Юпитер

Эта планета является самой большой в Солнечной системе и имеет диаметр 139 822 км, что в 19 раз больше земного. Сутки на Юпитере длятся 10 часов, а год равен приблизительно 12 земным годам. Юпитер в основном состоит из ксенона, аргона и криптона. Если бы он был в 60 раз больше, то мог бы стать звездой благодаря спонтанной термоядерной реакции.

Средняя температура на планете составляет -150 градусов Цельсия. Атмосфера состоит из водорода и гелия. Кислорода и воды на его поверхности нет. Есть предположение, что в атмосфере Юпитера есть лед.

Юпитер имеет огромное количество спутников - 67. Наиболее крупными из них являются Ио, Ганимед, Каллисто и Европа. Ганимед является одним из наиболее крупных спутников в Солнечной системе. Его диаметр составляет 2634 км, что примерно соответствует размерам Меркурия. Кроме того, на его поверхности просматривается толстый слой льда, под которым может находиться вода. Самым древним из спутников считается Каллисто, так как именно его поверхность имеет наибольшее количество кратеров.

Сатурн

Эта планета вторая по размерам в Солнечной системе. Ее диаметр составляет 116 464 км. Она наиболее схожа по своему составу с Солнцем. Год на этой планете длится довольно долго, почти 30 земных лет, а сутки - 10,5 часов. Средняя температура на поверхности составляет -180 градусов.

Его атмосфера состоит в основном из водорода и небольшого количества гелия. В ее верхних слоях часто возникают грозы и полярные сияния.

Сатурн уникален тем, что имеет 65 спутников и несколько колец. Кольца состоят из маленьких частиц льда и каменистых образований. Ледяная пыль прекрасно отражает свет, поэтому кольца Сатурна очень хорошо видно в телескоп. Однако, он не единственная планета, имеющая диадему, просто у других планет она менее заметна.

Уран

Уран является третьей по размеру планетой в солнечной системе и седьмой по счету от Солнца. Он имеет диаметр 50 724 км. Его также называют «ледяной планетой», так как температура на его поверхности составляет -224 градусов. Сутки на Уране длятся 17 часов, а год - 84 земных года. При этом лето длится столько же, сколько и зима - 42 года. Такое природное явление связано с тем, что ось той планеты расположена под углом в 90 градусов к орбите и получается, что Уран как бы «лежит на боку».

У Урана есть 27 спутников. Наиболее известными из них являются: Оберон, Титания, Ариэль, Миранда, Умбриэль.

Нептун

Нептун - восьмая планета от Солнца. По своему составу и размерам он схож со своим соседом Ураном. Диаметр этой планеты составляет 49 244 км. Сутки на Нептуне длятся 16 часов, а год равен 164 земным годам. Нептун относится к ледяным гигантам и долгое время считалось, что на его ледяной поверхности не происходит никаких погодных явлений. Однако, недавно было установлено, что на Нептуне бушую вихри и скорость ветра самая высокая из планет солнечной системе. Она достигает 700 км/час.

Нептун имеет 14 спутников, самым известным из которых является Тритон. Известно, что он обладает собственной атмосферой.

Нептун также имеет кольца. У этой планеты их 6.

Интересные факты о планетах Солнечной системы

По сравнению с Юпитером Меркурий кажется точкой в небе. Вот такие на самом деле пропорции в Солнечной системе:

Венеру часто называют Утренней и Вечерней звездой, так как она первая из звезд видна на небосклоне с началом заката и последней исчезает из видимости с рассветом.

Интересным фактом про Марс является то обстоятельство, что на нем был найдет метан. В связи с разреженной атмосферой он постоянно испаряется, а это означает, что на планете находится постоянный источник этого газа. Таким источником могут быть живые организмы внутри планеты.

На Юпитере нет смены времен года. Самой большой загадкой является так называемое «Большое красное пятно». Его происхождение на поверхности планеты до сих пор до конца не выяснено Ученые предполагают, что оно образовано огромным ураганом, который вращается с очень большой скоростью уже несколько столетий.

Интересным является тот факт, что Уран, как и многие планеты Солнечной системы, имеет свою систему колец. Из-за того, что частицы, входящие в их состав, плохо отражают свет, кольца не удалось обнаружить сразу после открытия планеты.

Нептун отличается насыщенным синим цветом, поэтому его назвали в честь древнеримского бога - хозяина морей. Из-за дальнего расположения эта планета была открыта одной из последних. При этом, ее расположение было вычислена математически, а по прошествии времени ее смогли увидеть, и именно в рассчитанном месте.

Свет от Солнца до поверхности нашей планеты доходит за 8 минут.

Солнечная система, несмотря на ее длительное и тщательное изучение, таит в себе еще множество загадок и тайн, раскрыть которые еще только предстоит. Одной из самых завораживающих гипотез является предположение о присутствии жизни на других планетах, поиски которой активно продолжаются.