Стратегия и тактика финансовой политики на современном этапе. Финансовая стратегия предприятия. Финансовая стратегия и финансовая тактика

25.09.2019

Важнейший элемент финансовой политики - это разработка правильных стратегий и тактики. Финансовая стратегия - это документ, составленный в письменной форме, в котором есть сформулированные указания непосредственно сотрудникам банка, относящимся к структуре инвестиционного портфеля, разновидностям ценных бумаг и стратегии банка в их купле-продаже. По мере того, как изменяется экономическая конъюнктура, меняется и политическая направленность банка по отношению к инвестициям. Стратегическая финансовая деятельность имеет тесную связь с рядом таких функций менеджмента, как маркетинг и инновации. Это означает наивысшую степень компетенции финансового менеджера, который в ответе за формулировку концепции инвестиционной стратегии и ее реализацию .

Эффективная реализация финансовой деятельности способствует развитию финансовых инструментов фондового и кредитного рынков, которые влияют на механизм и складывается из следующих этапов:

Накопление финансового капитала у инвесторов;

Поиск инвесторами эффективных направлений вложения средств;

Формирование финансовых инструментов, выгодных для направлений вложения средств;

Обеспечение правовой среды со стороны государства, способствующей эффективному привлечению и размещению финансового капитала.

Реализация данных этапов требует системного подхода в вопросах регулирования финансовой деятельности, ориентированного на получение ожидаемых результатов, начиная с обозначений стимулов финансовой деятельности и до окончательного получения намеченного эффекта .

Среди факторов риска, присущих инвестициям, выделяются следующие: кредитный, рыночный и процентный факторы. Кредитный риск вплотную связан с возможностью минимизации финансовых возможностей клиента, а так же невозможностью исполнения им своих финансовых обязанностей. Непредвиденные изменения в экономике, колебания котировок на рынке ценных бумаг - вот по каким причинам вероятен рыночный риск. Подверженность к риску имеют также активы, ввиду изменения процентных ставок, с которым связан риск снижения их цены на рынке. Уровень доходов от инвестиций обязан превышать стоимость издержек, связанных с мобилизацией средств. Бывает, принимается во внимание, и невысокий уровень прибыли, либо её отсутствие. Но это в том случае, программа способствует приросту прибыли от других инвестиций .

Финансовая стратегия предполагает минимизацию снижения стоимости портфеля инвестиций. Для корпораций он служит основным источником ликвидности в периоды, когда ставки по кредитам наиболее высокие. Самым важным условием актуальности инвестиционной стратегии является интенсивность изменения внешних инвестиционных факторов. Также существенным условием является будущий этап ее жизненного цикла. Ещё одним из условий является полярная смена целей деятельности организации, которая связана с новыми коммерческими возможностями.

Цели, которые преследует корпорация, осуществляя инвестиционную деятельность, реализуются через выработку финансовой политики. При ее выработке банки руководствуются традиционными критериями: ликвидность, доходность, риск и величина процентных ставок .

Таким образом, принято различать два основных вида финансовой политики:

1. Агрессивную: отдается с большой степенью риска, однако со значительной потенциальной доходности (акции);

2. Консервативную: значительную часть инвестиций занимают вклады в облигации и другие краткосрочные долговые обязательства, что приводит к уменьшению риска, повышения ликвидности, но к уменьшению доходности.

Мировая практика также различает два типа финансовой стратегии - пассивную и агрессивную.

Пассивная стратегия состоит в реализации четко продуманной инвестиционной политики.

Коммерческий банк зачастую использует конкретную структуру сроков погашения ценных бумаг, которая называется поддержание ступенчатой структуры ценных бумаг.

Агрессивная финансовая стратегия - стратегия, которая позволяет получить высокую доходность вложений в акции компаний и инструменты срочного рынка. Характеризуется наиболее высоким уровнем риска.

Равномерное распределение - это один из популярнейших способов решения проблемы инвестиционного горизонта. Такая политика популярна в небольших финансовых институтах и в основном состоит из выбора приемлемого срока, а также последующее инвестирование в ценные бумаги в равных пропорциях на каждом этапе в рамках такого срока.

Данная стратегия рассчитана не на максимизацию дохода от инвестиций, а на уменьшение отклонений доходов в ту или иную сторону, кроме того, осуществление этой стратегии не нуждается в значительных управленческих талантах. Она приносит, зачастую, некую инвестиционную гибкость, потому что определенные ценные бумаги всегда погашаются наличными денежными средствами, в свою очередь банк имеет возможность воспользоваться некими многообещающими нюансами, которые неожиданно могут возникнуть.

Денежные средства вкладывают в некие ценные бумаги, таким образом, чтоб во время последующих нескольких лет каждый год истекал срок погашения конкретной части портфеля инвестиций.

Поэтому в результате такой некой ступенчатости в сроках погашения ценных бумаг инвестиционного портфеля средства, которые высвобождаются в результате истечения срока погашения, будут реинвестироваться в абсолютно новые виды ценных бумаг с определенно продолжительными сроками погашения и с большей нормой доходности.

Данный подход проведения инвестиционной политики обеспечивает простоту контроля и регулирования, а также отчасти и определенную стабильность получения инвестиционных доходов банком в случае обеспечения необходимой степени ликвидности.

Для осуществления намеченных целей необходимо сформировать детальную финансовую стратегию, включающую в себя основные взаимосвязанные части: экономическую, институциональную и нормативно-правовую (рисунок 4).

Рисунок 4. Финансовая стратегия

Эффективная реализация финансовой стратегии, способствует достижению стратегических целей: развитие инвестиционной деятельности, формирование и развитие инвестиционных продуктов, мобилизация ресурсов инвесторов и привлечение новой клиентской базы.

Институциональный блок состоит из следующих составляющих: инвестиционный портфель, инвестиционные кредиты и риски.

Нормативно-правовой блок представляет собой: внутренние нормативные документы, регулирующие и способствующие осуществлению инвестиционной деятельности, законодательные акты государства, касающиеся осуществления инвестиционной деятельности банка .

Экономический блок состоит из системы экономических показателей, системы управления и финансирования инвестиционного процесса. В данном блоке рассматриваются некоторые критерии финансовой стратегии.

Из этого следует, что основной целью финансовой стратегии является: развить способность "видения" и выявление долгосрочных перспектив развития банка. Это требует проведения диагностики отечественных банков на ранней стадии на определение факторов, имеющих непосредственное влияние на его функционирование и выявление скрытых возможностей долгосрочного развития банка. Это возможно при применении STEP и SWOT-анализов. На их основе проводится анализ внутренней и внешней инвестиционной среды банка и дается стратегическая оценка. За счет этого становится возможным составить целостную картину финансовой среды. Анализ ближнего внешнего окружения основывается на изучении занимаемой доли на рынке банков, анализа спроса клиентской базы, степень освоения предлагаемых инвестиционных продуктов. Анализ дальней внешней среды основывается на выявлении потенциала других участников рынка, экономических и политических факторов, оказывающих прямое влияние на состояние банка. Своевременно выявленные факторы, влияющие на банковский сектор, дают возможность определить ту инвестиционную стратегию банка, которая необходима для долгосрочного развития.

Таким образом, данный анализ способствует выявлению сильных сторон банка, которые необходимо усилить и слабых, которые следует отработать или удалить. С помощью данного процесса возможно выявление скрытых дополнительных резервов банка, и определить их эффективное направление для дальнейшего развития экономики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в финансовой политике необходимы для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактических задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.

Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:

1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствования политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.

2. Повышение эффективности финансового регулирования не только будет иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т.д.), но и внутреннюю дисциплину, упорядоченность финансовых инструментов, их тесное взаимодействие с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.

3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.


Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевую, долларовую и стоящую особняком, никак не регулируемую финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневую компоненту денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.

4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи:

умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат;

создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов;

существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала;

развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.

5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.

6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.

Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т.д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.

7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубли. Учитывая, что курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать спрос на рубли. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т.д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другие твердые валюты.

8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.

9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.

10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.

11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.

12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.

13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджетных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики – 50: 50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.

14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и соблюдать в то же время императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.

15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести М2 до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу увеличения денежной массы (М2), увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег.

16. Одной из самых сложных задач в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынокне преодолел полностью синдром дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.

Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки Дивиденда Сбербанка (на 0,5 -1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства.

Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т.д.). Важно проявить уверенность в объеме их выпуска.

В-третьих, необходимо ввести на период 3-5 Лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды.

В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и инвестировать средства в инвестиционные проекты.

17. Для усиления инвестиционной и инновационно-направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы. Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т.д.), в ряде универсальных банков - отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.

В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании, которые могли бы страховать политические риски, пенсионные фонды и другие финансовые институты.

18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств.

Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо:

Обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

Реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы;

Установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

Стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

Сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом;

Реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

Ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на базе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства.

Финансовая стратегия – это генеральный план действия по обеспечению государств (предприятий) необходимыми денежными средствами. Она охватывает вопросы теории и практики формирования финансов, их планирования и обеспечения, решает задачи, обеспечивающие финансовую устойчивость предприятия в рыночных условиях хозяйствования, разрабатывает способы и формы выживания в новых условиях подготовки и ведения стратегических финансовых операций.

Финансовая стратегия предприятия охватывает все стороны деятельности предприятия, в том числе оптимизацию основных и оборотных средств, распределение прибыли, безналичные расчеты, налоговую и ценовую политики, политику в области ценных бумаг.

Всесторонне учитывая финансовые возможности предприятия, объективно рассматривая характер внутренних и внешних факторов, финансовая стратегия обеспечивает соответствие финансово-экономических возможностей предприятия условиям, сложившимся на рынке продукции. В противном случае предприятие может обанкротиться.

Различают генеральную финансовую стратегию, отраслевую финансовую стратегию и стратегию выполнения отдельных стратегических задач.

Генеральной финансовой стратегией называют финансовую стратегию, определяющую деятельность предприятия (взаимоотношения с бюджетами всех уровней, образование и использование дохода предприятия, потребности в финансовых ресурсах и источниках их формирования) на год.

Оперативная финансовая стратегия – это стратегия текущего маневрирования финансовыми ресурсами (стратегия контроля за расходованием средств и мобилизацией внутренних резервов, что особенно актуально в современных условиях экономической нестабильности), разрабатывается на квартал, месяц. Оперативная финансовая стратегия охватывает валовой доход и поступления средств (расчеты с покупателями за проданную продукцию, поступления по кредитным операциям, доходы по ценным бумагам) и валовые расходы (платежи поставщикам, зарплата, погашение обязательств перед бюджетами всех уровней и банками), что создает возможность все предстоящие в планируемый период обороты по денежным поступлениям и расходам. Нормальным положением считается равенство расходов и доходов, или небольшое превышение доходов над расходами. Оперативная финансовая стратегия разрабатывается в рамках генеральной финансовой стратегии, детализирует ее на конкретном промежутке времени.

Стратегия достижения частных целей заключается в умелом исполнении финансовых операций, направленных на обеспечение реализации главной стратегической цели.

Главной стратегической целью финансов является обеспечение государства (предприятия) необходимыми финансовыми ресурсами.

Задачи финансовой стратегии:

    Исследование характера и закономерностей формирования финансов в рыночных условиях хозяйствования;

    Разработка условий подготовки возможных вариантов формирования финансовых ресурсов государства (предприятий) и действий финансового руководства в случае неустойчивого или кризисного финансового состояния;

    Определение финансовых взаимоотношений со звеньями финансовой системы;

    Выявление резервов и мобилизация ресурсов для наиболее рационального использования производственных мощностей, основных и оборотных фондов;

    Обеспечение эффективного вложения временно свободных денежных средств с целью получения максимальной прибыли;

    Определение способов проведения успешной финансовой стратегии и стратегического использования финансовых возможностей;

    Разработка способов подготовки выхода из кризисной ситуации, методов управления кадрами в условиях неустойчивого или кризисного финансового состояния и координация усилий на его преодоление.

Финансовая стратегия разрабатывается с учетом риска неплатежей, скачков инфляции и других форс-мажорных (непредвиденных) обстоятельств. Она должна соответствовать производственным задачам и при необходимости корректировать и изменяться. Контроль за реализацией финансовой стратегии обеспечивает проверку поступления доходов, экономное и рациональное их использование, так как хорошо налаженный финансовый контроль помогает выявлять внутренние резервы, увеличивать денежные накопления.

Финансовая тактика подчинена стратегии и в то же время корректирует отдельные направления и способы использования и накопления финансовых ресурсов в рамках коротких отрезков времени. Фактически финансовую тактику следует рассматривать в качестве определенного этапа (стадии) реализации финансовой стратегии.

Финансовая стратегия и финансовая тактика диалектически взаимосвязаны. Задачи финансовой тактики не только вытекают из задач стратегии финансовой деятельности, но и самым существенным образом могут повлиять на решение финансовой стратегии.

Например, в качестве финансовой стратегии следует рассматривать финансовое оздоровление экономики и динамичный рост ВВП, повышение конкурентоспособности продукции. Такое оздоровление можно достигнуть через сокращение дефицита ГБ, уменьшение инфляции,фицита ГБ, уменьшение инфляции фляции кции.едует рассматриавть вой деятельности, но и самым существенным образом могут повля 0 0 0 укрепление курса белорусского рубля, чем и занимается финансовая тактика.

Cтраница 1


Финансовая тактика - определение задач и мероприятий финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде.  

Финансовая тактика направлена на решение задач конкретного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.  

Внутренняя финансовая тактика и стратегия обеспечивают конкурентоспособность предприятия.  

Целью выбора финансовой тактики является определение оптимальной величины оборотных активов и источников их финансирования как собственных, так и привлеченных. За счет данных источников финансируют текущую деятельность предприятия. Финансовую политику в корпоративных структурах (холдинговых компаниях, финансово-промышленных группах и др.) должны осуществлять профессионалы - главные финансовые менеджеры (директора), владеющие всей информацией о стратегии и тактике акционерной компании.  

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.  

Финансовая политика предприятия - есть целенаправленное использование финансовых ресурсов для осуществления своих функций и задач, а также достижения спланированных целей. Финансовая тактика будет направлена на решение конкретного этапа развития предприятия, используя оптимальное перераспределение финансовых ресурсов по видам расходов и проводя своевременное изменение способов организации финансовых связей. Финансовая политика реализуется на основе методологии финансового планирования.  

Финансовая политика предприятия - есть целенаправленное использование финансовых ресурсов для осуществления своих функций и задач, а также достижения спланированных целей. Финансовая тактика должна быть направлена на решение задач конкретного этапа в развитии предприятия, связанных с оптимальным перераспределением финансовых ресурсов по видам расходов и своевременным изменением способов организации финансовых связей.  

Задача финансовой тактики заключается в выборе наиболее оптимального решения в данной хозяйственной ситуации.  

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникают проблемы гармонизации различных интересов предприятия (его собственников и управленческого персонала), наличия достаточного объема денежных ресурсов для расширения производства и сохранения высокой платежеспособности. Исходя из длительности периода и характера решаемых задач, финансовую политику подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику.  

России, в том числе и о голоде, и, подводя итоги им, сделал тот общий вывод, что обездолившее народ самодержавие, хотя и против воли, будет вынуждено запретить вывоз хлеба из России - до такой степени было отчаянно положение десятков миллионов населения. Но царское правительство чрезвычайно усиленно опровергало всякие слухи о возможности такой меры, так как боялось, что это повредит его финансовой тактике усиленных займов, которые оно заключало за границей, особенно же во Франции.  

Однако выбор той или иной стратегии не гарантирует еще получение прогнозируемого эффекта (дохода) из-за влияния внешних факторов и, в частности, состояния финансового рынка, налоговой и денежно-кредитной политики государства. Финансовая стратегия реализуется через перспективное финансовое планирование, ориентированное на достижение заданного уровня основных параметров деятельности предприятия: объема продаж и себестоимости, прибыли и рентабельности, фи-нансоцой устойчивости и платежеспособности, ценовой конкурентоспособности. Финансовая тактика определяет способы и путы решения локальных задач конкретного ЮШ1Н1 развития предприятия путем своевременного изменения финан-совых ceased, перераспределения денежных ресурсов между отдельными видами расходов.  

Содержание финансовой политики многогранно и включает: выработку научно обоснованных концепций развития финансов, определение основных направлений их использования и разработку мер, направленных на достижение поставленных целей. В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику. Первая определяет долговременный курс государства в области финансов и предусматривает решение крупномасштабных задач, вторая - решение задач конкретного этапа развития путем своевременной перегруппировки финансовых ресурсов и изменения способов организации финансовых связей.  

Финансовая стратегия включает крупномасштабные цели и задачи финансовой политики, оказывающие влияние на развитие общества в целом, реализация которых всегда имеет долговременный характер. В настоящее время к финансовой стратегии относится проведение налоговой реформы, бюджетной реформы, политики в области управления государственным долгом РФ, пенсионной реформы, реформы образования и других отраслей социальной сферы. Финансовая тактика объединяет задачи и мероприятия финансовой политики, которые относятся к определенному этапу экономического развития и должны быть реализованы в конкретном финансовом периоде. Примером финансовой тактики являются снижение ставки налога на добавленную стоимость и ставки единого социального налога, упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти в бюджетном процессе, введение адресных социальных льгот и гарантий социально незащищенным, малообеспеченным слоям населения.  

Если я чему-то и научился на Уолл-стрит, так это тому, что, когда инвестиционный банкир заводит разговор о принципах, он обычно защищает собственные интересы и он редко задумывается о высокой морали, если не уверен, что прямо под ним в земле золотая жила. Вполне возможно, и даже очень вероятно, что Джон Гутфренд испытывал отвращение к финансовой тактике Рональда Перельмана - он способен к сильным переживаниям, и нет сомнения, что, делая свое заявление совету, он был убедителен, как заправский проповедник.  

Страницы:      1

Финансовая тактика и ее значение в решении задач конкретного этапа развития общества. Взаимосвязь стратегии и тактики.

В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая стратегия - долговременный курс финансо­вой политики, рассчитанный на перспективу и предусматри­вающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией.

В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции развития фи­нансов, формируются концепции их использования, намеча­ются принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных целей и составление целевых программ в фи­нансовой политике необходимы для концентрации финансо­вых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития.

Финансовая тактика – это политика, направленная на решение задач конкретного этапа развития общества, на использование финансов для достижения краткосрочных, текущих целей.

При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна отличаться гибкостью, что предопределяется подвижностью экономических условий, социальных факторов и др.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Тактика, выявляя проблемы развития экономики и социальной сферы, путем своевременного изменения способов, форм организации финансовых связей, позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затратами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

По способам и приемам регулирования финансовых отношений и связей внутри финансовой системы финансовая политика подразделяется на дефляционную и рефляционную .

Дефляционная финансовая политика представляет собой комплекс мер, направленных на регулирование финансов и денежной политики с целью сдерживания инфляции путем замедления экономического роста.

Рефляционная финансовая политика – это комплекс мер по регулированию финансовых отношений и денежной политики с целью повышения деловой активности и ускорения экономического роста. Она характеризуется повышением уровня государственных расходов, снижением налогов и процентных ставок.

Типы финансовой политики.

Выделяют три основных типа финансовой политики:

1) классическая;

2) регулирующая;

3) плавно-директивная.

1. До конца 20-х годов ХХ столетия основным типом финансовой политики большинства стран был классический ее вариант. Такая финансовая политика была основана на трудах классиков политэкономии А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823) и их последователей.

Основное ее направление – невмешательство государства в экономику, сохранение свободой конкуренции и использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов. Следствием этого было ограничение государственных расходов и налогов, обеспечение условий для формирования и исполнения равновесного (сбалансированного) бюджета.

2. В конце 20-х годов ХХ в. осуществляется переход к регулирующей финансовой политике. В ее основу вначале была положена экономическая теория английского экономиста Дж. Кейнса (1883-1946) и его последователей. Они исходили из необходимости вмешательства и регулирования государством циклического развития экономики.

Основными инструментами вмешательства в экономику становятся государственные расходы, за счет которых формируется дополнительный спрос. Поэтому государственные расходы обеспечивают рост предпринимательской деятельности, увеличение национального дохода и способствуют ликвидации безработицы путем финансирования создания новых рабочих мест. Вмешательство государства вело к росту расходов государственного бюджета и поэтому оно одновременно сопровождалось финансовыми мерами, направленными на обеспечение необходимого роста государственных доходов. Основным источником увеличения доходов стал подоходный налог. Такая система налогов повышала роль государства в перераспределении национального дохода.