Осуществляемую в рамках их компетенции и направленную на реализацию интересов и прав, обеспечение выполнения обязанностей лиц, ее инициировавших. Ее финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Нормативными актами также предусмотрено такое понятие, как муниципальные услуги . Эту деятельность, соответственно, осуществляют уполномоченные структуры МО. Она финансируется за счет средств местного бюджета.
Для повышения качества и сокращения сроков предоставления муниципальных и госуслуг была проведена административная реформа. В результате нее в 2010 г. вступил в действие нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных органов (ФЗ № 210). Одним из ключевых моментов организации работы компетентных структур стало с 2010 г. не вправе требовать от физлиц и юрлиц документы, которые имеются в распоряжении госструктур. С момента вступления в действие нормативного акта было направлено порядка 3 млн запросов - именно такое количество раз граждане не тратили свое время в очередях за справками. Положения ФЗ № 210 распространяются и на муниципальные услуги. С 2012 г. в каждом МО действуют новые правила и запреты.
На начальном этапе перехода на требовалось создать полноценную электронную систему обмена сведениями. Для реализации этой задачи была сформирована СМЭВ. С 2011 г. все уполномоченные структуры перешли на электронное межведомственное взаимодействие. Государственные органы оказывают порядка 400 услуг. Более 1400 документов структуры должны получать друг от друга и не могут требовать их от граждан.
Процесс перехода на оказал влияние не только на техническую сторону деятельности уполномоченных структур. Применение новых правил позволило существенно оптимизировать внутренние операции, сформировать у сотрудников новые компетенции, устранить противоречия, существовавшие в требованиях. К примеру, было выявлено более 260 избыточных документов, которые госструктуры запрашивали у граждан.
Она была разработана в конце 2013 г. Основной темой концепции выступает оптимизация механизмов планирования и реализации межведомственного взаимодействия государственных органов . В ней определены ключевые направления дальнейшего развития системы. В их числе:
В рамках административной реформы были откорректированы положения более 100 ФЗ. В результате были устранены препятствия для организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти .
В качестве одного из важнейших направлений реформы административной системы стало ограничение вмешательства госструктур в экономическую деятельность, устранение излишнего регулирования и смягчение барьеров для бизнеса. Для реализации поставленных задач было решено использовать успешный опыт внедрения порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти в сфере госконтроля (надзора). В качестве правовой основы выступил ФЗ № 306 от 03.11.2015 г. В нормативном акте предусмотрено распространение механизма взаимодействия между ведомствами на реализацию контрольно-надзорных функций. Этот закон определил новый этап становления системы контроля.
Следует учитывать, что Закон о межведомственном взаимодействии государственных органов предусматривает использование механизма не для всех категорий документов. В ФЗ № 210 установлен закрытый перечень бумаг личного хранения. Их заявители обязаны предоставлять лично. В Росреестр субъекты предоставляют:
Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти предусматривает перечень бумаг, которые заявитель вправе не предъявлять для проведения госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней либо для осуществления кадастрового учета такого имущества. В список входят:
Заявитель вправе самостоятельно предъявить указанные выше бумаги по собственному желанию.
Требования указанных выше пунктов не распространяются на запросы о предоставлении информации и документов в рамках информационного межведомственного взаимодействия с использованием системы СМЭВ и подключаемых к ней региональных баз.
Подготовка и направление ответа на полученный межведомственный запрос о предоставлении информации и документации, предусмотренной в п. 2 ч. 1 7 статьи ФЗ № 210, для оказания муниципальной/госуслуги должны осуществляться в течение 5 дней (рабочих). При осуществлении кадастрового учета или госрегистрации прав на недвижимость срок сокращается до 2-х дн. Исчисление осуществляется с даты поступления запроса в организацию/орган, предоставляющие сведения или документацию, если другие периоды не закреплены федеральным законодательством, принятыми в соответствии с ними региональными законами, а также нормативными актами Правительства.
Межведомственное взаимодействие, осуществляемое в целях получения и предоставления информации и документации, предусмотренных в п. 2 ч. 1 7 статьи ФЗ № 210, в электронном виде регламентируется Положением о СМЭВ. Оно утверждается правительственным постановлением и нормативными актами, принятыми в соответствии с ним высшими исполнительными структурами региональной власти. Правила и документации могут устанавливаться актами субъекта РФ, органа территориального самоуправления с учетом положений ФЗ № 210. Несвоевременное предоставление или непредоставление организацией/органом сведений и бумаг, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7, по полученному запросу не выступает основанием для отказа заявителю в оказании ему муниципальной/госуслуги. Служащий, не представивший требуемого документа или информации, находящихся в распоряжении соответствующей организации/органа, несет дисциплинарную, административную или иную ответственность, предусмотренную нормативными актами РФ. Санкции также предусмотрены для лиц, несвоевременно направивших ответ на запрос.
Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).
Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.
Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.
Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.
Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.
В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.
В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.
"Налоговый вестник: комментарии к
нормативным документам для бухгалтеров",
2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ
ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 210-ФЗ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И
МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Устранение
юридических пробелов
Федеральным
законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определены принципы
и процедуры предоставления
государственных (муниципальных) услуг,
условия и порядок их оплаты, права
заявителей и обязанности органов власти.
В этом Законе дается понятие
государственной услуги как деятельности по
реализации функций соответствующего
федерального органа исполнительной власти,
государственного внебюджетного фонда,
исполнительного органа государственной
власти субъекта РФ, а также органа местного
самоуправления при осуществлении
отдельных государственных полномочий,
переданных федеральными законами и
законами субъектов РФ, которая
осуществляется по запросам заявителей в
пределах установленных федеральными и
региональными нормативными правовыми
актами полномочий органов, предоставляющих
государственные услуги.
В Законе N 210-ФЗ
проводится разграничение между
государственными и муниципальными
услугами. Так, под муниципальной услугой,
предоставляемой органом местного
самоуправления, понимается деятельность по
реализации функций этого органа,
осуществляемая по запросам заявителей в
пределах полномочий органа,
предоставляющего муниципальные услуги, по
решению вопросов местного значения,
установленных в соответствии с Федеральным
законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах
организации местного самоуправления в
Российской Федерации" и уставами
муниципальных образований.
В последние
годы в России стали активно образовываться
и развиваться многофункциональные центры
предоставления государственных и
муниципальных услуг, в которых
располагаются государственные органы
(регистрационная палата, кадастровая
палата, БТИ, паспортный стол и др.), а также
различные консультационные центры,
адвокатские конторы, нотариусы и т.д.
Заявителю не требуется ходить по разным
адресам, и все свои вопросы можно решить в
многофункциональном центре. Однако
законодательного определения понятия
"многофункциональный центр" не было, что
вызывало различные его толкования. Данную
законодательную брешь убрал Закон N 210-ФЗ. В
соответствии с ним многофункциональный
центр предоставления государственных и
муниципальных услуг - это российская
организация независимо от
организационно-правовой формы, отвечающая
требованиям Закона N 210-ФЗ и уполномоченная
на организацию предоставления таких услуг,
в т.ч. в электронной форме, по принципу
"одного окна".
В последние годы активно
развивается предоставление
государственных и муниципальных услуг в
электронной форме, несмотря на отсутствие
их юридического определения. Закон N 210-ФЗ
под таковым понимает предоставление
государственных и муниципальных услуг с
использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий, в т.ч. портала государственных и
муниципальных услуг, многофункциональных
центров, универсальной электронной карты и
других средств, включая электронное
взаимодействие между государственными
органами, органами местного
самоуправления, организациями и
заявителями. Под заявителями понимаются
физические или юридические лица (за
исключением государственных органов,
государственных внебюджетных фондов и их
территориальных подразделений, органов
местного самоуправления) либо их
уполномоченные представители,
обратившиеся в орган, предоставляющий
государственные или муниципальные услуги,
с запросом о предоставлении данной услуги,
выраженным в устной, письменной или
электронной форме.
Регламент
предоставления услуг
Важным аспектом
Закона N 210-ФЗ является определение основных
принципов предоставления государственных
и муниципальных услуг, в частности:
-
правомерности предоставления
государственных и муниципальных услуг
органами, предоставляющими
государственные и муниципальные услуги;
- заявительного порядка обращения за
предоставлением государственных и
муниципальных услуг;
- правомерности
взимания с заявителей государственной
пошлины и платы за предоставление
государственных и муниципальных услуг;
- открытости деятельности органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги;
- доступности
обращения за предоставлением и
предоставления государственных и
муниципальных услуг, в т.ч. для лиц с
ограниченными возможностями;
-
возможности получения государственных и
муниципальных услуг в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя.
Закон N 210-ФЗ
определяет права заявителей при получении
государственных и муниципальных услуг:
- получение государственной или
муниципальной услуги своевременно и в
соответствии со стандартом их
предоставления;
- получение полной,
актуальной и достоверной информации о
порядке предоставления государственных и
муниципальных услуг, в т.ч. в электронной
форме;
- получение государственных и
муниципальных услуг в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя;
- досудебное
(внесудебное) рассмотрение жалоб
(претензий) в процессе получения
государственных и муниципальных услуг;
- получение государственных и
муниципальных услуг в многофункциональном
центре в соответствии с соглашениями,
заключенными между этим центром и органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги, с момента вступления
в силу соответствующего соглашения о
взаимодействии.
Органы,
предоставляющие государственные и
муниципальные услуги, обязаны:
-
предоставлять их в соответствии с
административными регламентами;
-
обеспечивать возможность получения
заявителем государственной или
муниципальной услуги в электронной форме,
если это не запрещено законом, а также в
иных формах, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, по
выбору заявителя;
- представлять в иные
государственные органы, органы местного
самоуправления, организации документы и
информацию, необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг, а
также получать от иных государственных
органов, органов местного самоуправления,
организаций такие документы и информацию
(данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011
г.);
- исполнять иные обязанности в
соответствии с требованиями
административных регламентов и иных
нормативных правовых актов, регулирующих
отношения, возникающие в связи с
предоставлением государственных и
муниципальных услуг.
Органы,
предоставляющие государственные и
муниципальные услуги, не вправе требовать
от заявителя:
- предоставления
документов и информации или осуществления
действий, не предусмотренных нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие в связи с предоставлением
государственной или муниципальной
услуги;
- предоставления документов и
информации, находящихся в распоряжении
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного самоуправления,
организаций в соответствии с нормативными
правовыми актами Российской Федерации,
нормативными правовыми актами субъектов
РФ, муниципальными правовыми актами (данный
пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
-
осуществления действий, в т.ч. согласований,
необходимых для получения государственных
и муниципальных услуг и связанных с
обращением в иные государственные органы
или органы местного самоуправления (данный
пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.).
При
предоставлении государственных и
муниципальных услуг в электронной форме
должны выполняться следующие
требования:
- предоставление в
установленном порядке информации
заявителям и обеспечение доступа
заявителей к сведениям о государственных и
муниципальных услугах;
- подача
заявителем запроса и иных документов,
необходимых для предоставления
государственной или муниципальной услуги,
и их прием с использованием единого портала
государственных и муниципальных услуг;
- получение заявителем сведений о ходе
выполнения запроса о предоставлении
государственной или муниципальной
услуги;
- взаимодействие органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного
самоуправления;
- получение заявителем
результата предоставления государственной
или муниципальной услуги, если иное не
установлено федеральным законом;
- иные
действия, необходимые для предоставления
государственной или муниципальной
услуги.
В целом все государственные и
муниципальные услуги подлежат включению в
соответствующие реестры. При этом
предоставление государственных и
муниципальных услуг осуществляется в
соответствии с административными
регламентами. Сама структура
административного регламента должна
содержать разделы, устанавливающие:
-
общие положения;
- стандарт
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- состав,
последовательность и сроки выполнения
административных процедур, требования к
порядку их выполнения, в т.ч. особенности
выполнения административных процедур в
электронной форме;
- формы контроля за
исполнением административного
регламента;
- досудебный (внесудебный)
порядок обжалования решений и действий
(бездействия) органа, предоставляющего
государственную услугу, органа,
предоставляющего муниципальную услугу, а
также должностных лиц, государственных или
муниципальных служащих.
Независимая
экспертиза
Разработку проекта
административного регламента осуществляет
орган, предоставляющий государственную или
муниципальную услугу. Проект подлежит
размещению в Интернете на официальном
сайте органа, являющегося его
разработчиком. Далее проекты
административных регламентов подлежат
независимой экспертизе и экспертизе,
проводимой уполномоченным органом
государственной власти или уполномоченным
органом местного самоуправления. Предметом
независимой экспертизы является оценка
возможного положительного эффекта, а также
возможных негативных последствий
реализации положений проекта
административного регламента для граждан и
организаций.
Независимая экспертиза
может проводиться физическими и
юридическими лицами в инициативном порядке
за счет собственных средств (за исключением
физических и юридических лиц, принимавших
участие в разработке проекта
административного регламента, а также
организаций, находящихся в ведении органа,
являющегося его разработчиком). По
результатам независимой экспертизы
составляется заключение, которое
направляется в орган - разработчик
административного регламента. Этот орган
обязан рассмотреть все поступившие
заключения и принять решение по
результатам каждой такой экспертизы.
Непоступление заключения независимой
экспертизы в орган, являющийся
разработчиком административного
регламента, в срок, отведенный для ее
проведения, не является препятствием для
проведения экспертизы уполномоченными
органами государственной власти или
местного самоуправления, а также
последующего утверждения
административного регламента.
В свою
очередь, предметом экспертизы проектов
административных регламентов, проводимой
уполномоченными органами государственной
власти или органами местного
самоуправления, является оценка их
соответствия требованиям, предъявляемым к
ним, а также оценка учета результатов
независимой экспертизы в проектах
административных регламентов.
Порядок
разработки и утверждения административных
регламентов исполнительными органами
государственной власти субъекта РФ
устанавливается высшим исполнительным
органом государственной власти данного
субъекта. А порядок разработки и
утверждения административных регламентов
предоставления муниципальных услуг
устанавливается местной администрацией.
В Законе N 210-ФЗ четко прописан стандарт
предоставления государственной или
муниципальной услуги, который
предусматривает:
- наименование
государственной или муниципальной
услуги;
- наименование органа, их
предоставляющего;
- результат
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- срок
предоставления государственной или
муниципальной услуги;
- правовые
основания для предоставления
государственной или муниципальной
услуги;
- исчерпывающий перечень
документов, необходимых в соответствии с
законодательными или иными нормативными
правовыми актами для предоставления
государственной или муниципальной
услуги;
- исчерпывающий перечень
оснований для отказа в приеме указанных
выше документов;
- исчерпывающий
перечень оснований для отказа в
предоставлении государственной или
муниципальной услуги;
- размер платы,
взимаемой с заявителя при предоставлении
государственной или муниципальной услуги,
и способы ее взимания;
- максимальный
срок ожидания в очереди при подаче запроса
о предоставлении государственной или
муниципальной услуги и при получении
результата их предоставления;
- срок
регистрации запроса заявителя о
предоставлении государственной или
муниципальной услуги;
- требования к
помещениям, в которых предоставляются
государственные и муниципальные услуги, к
залу ожидания, местам для заполнения
запросов о предоставлении государственной
или муниципальной услуги, информационным
стендам с образцами их заполнения и
перечнем документов, необходимых для
предоставления каждой государственной или
муниципальной услуги;
- показатели
доступности и качества государственных и
муниципальных услуг;
- иные требования,
в т.ч. учитывающие особенности
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах и в электронной
форме.
Многофункциональные
центры
Отдельное внимание в Законе N 210-ФЗ
уделено особенности организации
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах. Так, предоставление этих услуг
осуществляется после однократного
обращения заявителя с соответствующим
запросом, а взаимодействие с органами, их
предоставляющими, осуществляется
многофункциональным центром без участия
заявителя в соответствии с нормативными
правовыми актами и соглашением о
взаимодействии.
В целом
многофункциональные центры, в соответствии
с соглашениями о взаимодействии,
осуществляют:
- прием запросов
заявителей о предоставлении
государственных или муниципальных
услуг;
- представление интересов
заявителей при взаимодействии с органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги;
- представление
интересов органов, предоставляющих
государственные и муниципальные услуги,
при взаимодействии с заявителями;
-
информирование заявителей о порядке
предоставления государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах, о ходе выполнения соответствующих
запросов, а также по иным вопросам,
связанным с предоставлением
государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными
органами и органами местного
самоуправления по вопросам предоставления
государственных и муниципальных услуг;
- выдачу заявителям документов органов,
предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, по результатам их
предоставления;
- прием, обработку
информации из информационных систем
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, и выдачу заявителям
на основании такой информации документов,
если это предусмотрено соглашением о
взаимодействии;
- иные функции,
указанные в соглашении о взаимодействии.
При реализации своих функций
многофункциональные центры вправе
запрашивать документы и информацию,
необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг, в
органах, предоставляющих данные услуги, а
также получать от этих органов такие
документы и информацию. При этом при
реализации своих функций
многофункциональные центры не вправе
требовать от заявителя:
- представления
документов и информации или осуществления
действий, не предусмотренных нормативными
правовыми актами, регулирующими отношения,
возникающие в связи с предоставлением
государственной или муниципальной
услуги;
- представления документов и
информации, находящихся в распоряжении
органов, предоставляющих государственные и
муниципальные услуги, иных государственных
органов, органов местного
самоуправления;
- осуществления
действий, в т.ч. согласований, необходимых
для получения государственных и
муниципальных услуг и связанных с
обращением в иные государственные органы
или органы местного самоуправления.
В
свою очередь, при реализации своих функций
в соответствии с соглашениями о
взаимодействии многофункциональный центр
обязан:
- предоставлять на основании
запросов и обращений федеральных
государственных органов и их
территориальных подразделений, органов
государственных внебюджетных фондов,
органов государственной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления,
физических и юридических лиц необходимые
сведения по вопросам, относящимся к
установленной сфере деятельности
многофункционального центра;
-
обеспечивать защиту информации, доступ к
которой ограничен в соответствии с
федеральным законом, а также соблюдать
режим обработки и использования
персональных данных;
- соблюдать
требования соглашений о взаимодействии;
- осуществлять взаимодействие с органами,
предоставляющими государственные и
муниципальные услуги, в соответствии с
соглашениями о взаимодействии,
нормативными правовыми актами, регламентом
деятельности многофункционального
центра.
Кроме того, в Законе N 210-ФЗ
предусмотрено, что органы, предоставляющие
государственные и муниципальные услуги в
многофункциональных центрах,
обеспечивают:
- их предоставление при
условии соответствия многофункциональных
центров требованиям, установленным Законом
N 210-ФЗ;
- доступ многофункциональных
центров к информационным системам,
содержащим необходимые для предоставления
государственных и муниципальных услуг
сведения;
- предоставление на основании
запросов многофункциональных центров
необходимых сведений по вопросам,
относящимся к предоставлению
государственных и муниципальных услуг;
- осуществление иных обязанностей,
указанных в соглашении о взаимодействии.
В Законе N 210-ФЗ подчеркивается:
предоставление государственных и
муниципальных услуг в многофункциональных
центрах осуществляется на основании
соглашений о взаимодействии. Данные
соглашения должны содержать:
-
наименования сторон;
- предмет
соглашения о взаимодействии;
- перечень
государственных и муниципальных услуг,
предоставляемых в многофункциональном
центре;
- права и обязанности органа,
предоставляющего государственные и
муниципальные услуги;
- права и
обязанности многофункционального
центра;
- порядок информационного
обмена;
- ответственность сторон за
неисполнение или ненадлежащее исполнение
возложенных на них обязанностей;
- срок
действия соглашения о взаимодействии;
-
материально-техническое и финансовое
обеспечение предоставления
государственных и муниципальных услуг в
многофункциональном центре.
Электронный
документооборот
В России в последние
годы происходит активное развитие
электронного документооборота. Однако для
полноценного развития процесса
предоставления государственных и
муниципальных услуг в электронной форме до
настоящего времени не хватало их
документального регулирования. Данную
проблему частично должно решить принятие
рассматриваемого Закона. Закон N 210-ФЗ
предусматривает создание единого портала
государственных и муниципальных услуг,
который является федеральной
государственной информационной системой,
обеспечивающей предоставление этих услуг в
электронной форме и доступ заявителей к
сведениям о государственных и
муниципальных услугах, предназначенным для
распространения с использованием
Интернета и размещенным в государственных
и муниципальных информационных системах,
обеспечивающих ведение реестров
соответственно государственных и
муниципальных услуг. Органы
государственной власти субъектов РФ вправе
создавать аналогичные региональные
порталы.
В целом единый портал
государственных и муниципальных услуг
должен обеспечивать:
- доступ
заявителей к сведениям о государственных и
муниципальных услугах, предназначенным для
распространения с использованием
Интернета и размещенным в государственных
и муниципальных информационных системах,
обеспечивающих ведение их реестров;
-
доступность для копирования и заполнения в
электронной форме запроса и иных
документов, необходимых для получения
государственной или муниципальной
услуги;
- возможность подачи заявителем
с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий запроса о предоставлении
государственной или муниципальной услуги и
иных документов, необходимых для ее
получения;
- возможность получения
заявителем сведений о ходе выполнения
запроса о предоставлении государственной
или муниципальной услуги;
- возможность
получения заявителем с использованием
информационно-телекоммуникационных
технологий результатов предоставления
государственной или муниципальной услуги
(данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011
г.);
- возможность уплаты заявителем
государственной пошлины и внесения платы
за предоставление государственных и
муниципальных услуг и услуг, необходимых и
обязательных для их предоставления,
дистанционно в электронной
форме.
Универсальные
карты
Значительное внимание в Законе N
210-ФЗ уделено понятию "универсальная
электронная карта". Эта карта представляет
собой материальный носитель, содержащий
зафиксированную на нем в визуальной
(графической) и электронной
(машиносчитываемой) формах информацию о ее
пользователе и обеспечивающий доступ к
информации о пользователе, используемой
для удостоверения его прав на получение
государственных и муниципальных услуг, а
также иных услуг, в т.ч. для совершения в
случаях, предусмотренных
законодательством Российской Федерации,
юридически значимых действий в электронной
форме. Пользователем универсальной
электронной карты может быть гражданин
Российской Федерации, а также (в случаях,
предусмотренных федеральными законами)
иностранный гражданин либо лицо без
гражданства.
Универсальная электронная
карта является документом, удостоверяющим
личность гражданина, права застрахованного
лица в системах обязательного страхования,
иные права. Она также является документом,
удостоверяющим право гражданина на
получение государственных, муниципальных
услуг и иных услуг. Универсальная
электронная карта должна содержать
следующие визуальные (незащищенные)
сведения:
- фамилию, имя и отчество
пользователя универсальной электронной
карты;
- фотографию заявителя;
-
номер универсальной электронной карты и
срок ее действия;
- контактную
информацию уполномоченной организации
субъекта РФ;
- страховой номер
индивидуального лицевого счета
застрахованного лица в системе
обязательного пенсионного страхования
Российской Федерации.
Универсальная
электронная карта хранится у ее
пользователя и не может быть использована
для получения государственных или
муниципальных услуг другими лицами. Такая
карта должна иметь федеральные электронные
приложения, обеспечивающие:
-
идентификацию пользователя универсальной
электронной карты в целях получения им при
ее использовании доступа к государственным
услугам и услугам иных организаций;
-
получение государственных услуг в системе
обязательного медицинского страхования
(полис обязательного медицинского
страхования);
- получение
государственных услуг в системе
обязательного пенсионного страхования
(страховое свидетельство обязательного
пенсионного страхования);
- получение
банковских услуг (электронное банковское
приложение).
С 1 января 2012 г. по 31 декабря
2013 г. включительно универсальные
электронные карты будут бесплатно
выдаваться гражданам на основании
соответствующих заявлений.
С 1 января 2014
г. универсальная электронная карта будет
выдаваться на бесплатной основе гражданам,
не подавшим до 1 января 2014 г. заявление о
выдаче им универсальной электронной карты
и не обратившимся с заявлениями об отказе
от ее получения.
В случае утраты
универсальной электронной карты либо ее
добровольной замены гражданин вправе
обратиться в уполномоченную организацию
субъекта РФ с заявлением о выдаче дубликата
или о замене. В течение месяца со дня подачи
гражданином такого заявления указанные
организации на основании записи в реестре
универсальных электронных карт о
пользователе выдают ему дубликат указанной
карты по предъявлении им документа,
удостоверяющего личность.
В целом Закон
N 210-ФЗ направлен на развитие электронной
формы предоставления государственных и
муниципальных услуг. С его принятием
региональные власти будут обязаны создать
такую систему по предоставлению
государственных и муниципальных услуг, в
т.ч. через государственные информационные
порталы в Интернете и многофункциональные
центры.
Для повышения доступности
государственных и муниципальных услуг с 1
января 2012 г. планируется ввести
универсальные электронные карты.
С их
помощью граждане будут обращаться за
получением данных услуг, совершать
юридически значимые действия в электронной
форме.
В будущем карта может заменить
паспорт, медицинский полис, страховое
пенсионное свидетельство и банковскую
карточку.
Закон N 210-ФЗ вступает в силу со
дня его официального опубликования, за
исключением отдельных его
норм.
М.В.Беспалов
К. э. н.,
доцент
кафедры бухгалтерского
учета и аудита
Тамбовского
государственного
университета им.
Г.Р.Державина
Подписано в печать
16.09.2010
Согласно Федеральному закону 210, каждый гражданин имеет право подать заявление в государственное, федеральное или муниципальное учреждение для решения определенных вопросов. Учреждения же имеют право рассмотреть и принять решение об отказе или принятии и согласии на выполнение услуги.
Федеральный закон об организации предоставления государственных услуг принят Государственной Думой 7 июля 2010 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года. Последние изменения были в него внесены 28 декабря 2016 года. имеет 7 глав и 30 статей. Этот закон регулирует правоотношения между гражданами и органами исполнительной власти, государственными и федеральными органами при предоставлении услуг.
Согласно федеральному закону 210, предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги могут федеральные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, административные местные органы, внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Подробности о последних коррективах в ФЗ 143
Согласно ФЗ 210 об организации предоставления государственных услуг, в случае, если органы отказываются предоставлять паспорт гражданину, они обязаны в течение одного дня сообщить ему об этом и назвать или написать причину отказа. Отказ может быть отправлен лицу по электронной почте или в другом электронном виде.
Вам будет интересно: ФЗ об экологической экспертизой с последними изменениями на 2018 год. Ссылка
Срок принятия решения органами не должен превышать:
Сроки при оформлении паспорта гражданином или сроки отказа государственными органами:
При доплате и личном обращении в органы, паспорт может быть выдан в течение одного рабочего дня.
Последние изменения были внесены в ФЗ о госуслугах 28 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 471. Самое важное изменение, произошедшее в том году, была отмена шестой главы. Также во второй статье, в пункте 6, исключили фразу «а также использование универсальной электронной карты».
В первой части первой статьи описана цель создания и принятия настоящего закона государством. Оформлена сфера, на которую этот закон распространяется, сфера предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляя исполнительно - распорядительные полномочия.
Согласно четвертой статье, основными принципами обслуживания граждан считаются:
Согласно шестому пункту седьмой статьи государственные и муниципальные учреждения вправе требовать от лиц следующие документы:
В восьмой статье написано, что государственные и муниципальные услуги предоставляются гражданам бесплатно. Однако, государственная пошлина может взиматься в виде налогов или сборов. Оплата госпошлины может быть произведена в соответствии с другими законами и правовыми актами Российской Федерации.
ФЗ о гос. услугах создан и принят государством для регулировки правоотношений граждан и государственных и федеральных учреждений. Лица могут ознакомиться со своими правами на получение услуг в описываемом законе. В нем также описываются процедуры и процессы, права и обязанности служб.
Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), начали открываться в России в 2010 году. В последние 3 года этот процесс пошел особенно активно. По информации Министерства экономического развития, сегодня в стране действуют более 2,5 тысячи центров и более 10 тысяч офисов МФЦ. Сеть охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Власти сообщают, что порядка 94% жителей страны имеют возможность обратиться в государственные органы через службу «одного окна». И россияне активно пользуются этой возможностью - только в Москве ежедневно услуги МФЦ получают порядка 70–80 тысяч человек.
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - учреждение, которое является связующим звеном между органами государственной или муниципальной власти и рядовым жителем страны. Проект создавался с целью упростить россиянам доступ к услугам властных органов, которые могут понадобиться в той или иной жизненной ситуации. Разветвленная система центров позволяет гражданину получить услугу неподалеку от места его проживания и без очередей. Кроме того, со своей проблемой он идет не к суровому чиновнику, а к дружелюбному сотруднику в многофункциональный центр. В результате экономится не только время, но и нервы, ведь никто из нас не любит ходить по инстанциям.
Мировой опыт показывает, что создание единой службы существенно повышает эффективность процесса получения гражданами услуг государственных органов. Результаты проведенных социологических исследований говорят о том, что наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются люди при обращении в «официальные инстанции», являются:
Решить все эти проблемы и призвано внедрение службы «одного окна». Теперь человеку не нужно обивать пороги нескольких учреждений, поскольку все вопросы решаются в одном месте - в МФЦ. Адреса, телефоны и режим работы центров можно найти на их официальных сайтах и на порталах государственных услуг каждого региона.
Служба «одного окна» подразумевает, что услуги государственных органов всех уровней - федерального, регионального и муниципального - оказываются в одном месте. При этом многофункциональные центры и ведомства взаимодействуют между собой на основе заключенных соглашений. Они охватывают порядок обмена документами и информацией, предельные сроки для выполнения процедур и ответственность всех участников процесса.
На практике это работает очень просто - человек обращается со своей проблемой в центр, как к посреднику. Самый банальный пример - посетителю необходимы услуги «паспортного стола» (понадобилась выписка из домовой книги или какая-то аналогичная справка). МФЦ через информационную систему обращается в соответствующий орган, вводит данные клиента и формирует необходимый документ. Другой распространенный пример - оформление регистрации (прописки). При этом, конечно, одним посещением не обойдешься. МФЦ принимает документ гражданина и передает его в соответствующее подразделение Миграционной службы, где и осуществляется регистрация. В установленный срок документ передается обратно в МФЦ, откуда гражданин может его забрать. Обратившись в многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг за «пропиской», человек примерно через неделю получает результата, при этом он освобожден от необходимости посещать органы ФМС лично.
Постановлением правительства России № 797 от 27 сентября 2011 года установлен перечень услуг, которые могут быть организованы в многофункциональных центрах. В функции МФЦ входит организация получения услуг, осуществляемых следующими органами и службами:
Кроме того, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (администрации) могут предоставлять через МФЦ госуслуги, перечень которых насчитывает более 70 наименований. Они включают широкий набор услуг в сфере семьи и детства: постановку в очередь на место в детском саду, решение вопросов усыновления детей, начисление льгот и прочие меры поддержки многодетных семей. Помимо этого, можно передать через МФЦ показания приборов учета воды и электричества, встать на учет на биржу труда, инициировать процесс выдачи разрешения на строительство или перепланировку квартиры и получит еще массу разнообразных услуг. Некоторые МФЦ оказывают содействие в получении лицензий, разрешения на установку рекламных конструкций, охотничьего билета и так далее.
Функции МФЦ могут быть полезны и для лиц, которые ведут или только собираются начать предпринимательскую деятельность. Среди прочего, они могут обратиться в следующие органы:
Служба многофункциональных центров не стоит на месте - в законодательстве заложены возможности для расширения ее полномочий. Это значит, что перечень услуг будет расширяться. Например, с конца 2016 года в МФЦ можно будет обменять водительские права или восстановить их в случае утраты (сейчас это возможно только в ГИБДД). Кроме того, в Минэкономразвития говорят о скором вводе в порядке эксперимента возможности для населения получать в МФЦ загранпаспорт без посещения ФМС.
Кроме того, Минэкономразвития рекомендует службам развивать вспомогательные услуги, которые бы сделали обращение клиентов полностью комфортным. Например, установка банкоматов, терминалов оплаты и копировальной техники, предоставление юридических и нотариальных услуг, а также выхода в интернет.
Пока служба «одного окна» в каждом регионе оказывает собственный набор услуг. В некоторых региональных МФЦ (Москва, Санкт-Петербург) предоставляется больше услуг, чем в населенных пунктах меньшего масштаба. Кроме того, внутри одного города разные подразделения службы могут оказывать отличающиеся по своему набору услуги. Самые востребованные из них, такие как прописка или получение справок, выполняются в большинстве подразделений. Более «узкие» услуги, например, консультирование по пенсионным и налоговым вопросам, учет иностранных граждан, взаимодействие с предпринимателями и прочие, реализованы лишь в некоторых офисах и центрах.
Лидер по количеству МФЦ - Москва: в городе создано 163 точки обслуживание клиентов по системе «одного окна». В центрах госуслуг Москвы для посетителей представлен наиболее полный перечень государственных услуг, к тому же они постоянно расширяются. Например, совсем недавно со слов мэра Сергея Собянина стало известно, что вскоре планируется провести эксперимент по оформлению в МФЦ пенсий.
Культурная столица России немного отстает от Москвы по количеству МФЦ - Санкт-Петербург насчитывает 58 таких учреждений. Однако стоит учесть, что и население города в 2,5 раза меньше московского. Поэтому в двух крупнейших городах России охвата жителей центрами госуслуг примерно одинаков - на 70–80 тысяч жителей приходится один центр или офис МФЦ. Санкт-Петербург, как и Москва, предоставляет своим жителям самый широкий набор государственных услуг, который можно получить в службе «одного окна».
Кроме того, лидерами по количеству центров являются Ростовская и Волгоградская области, а также Краснодарский край.
Каждая государственная услуга имеет установленный законом предельный срок исполнения, который органы не имеют права нарушать. Например, для оформления регистрации по месту жительства (пребывания) этот срок составляет 3 дня с момента, когда документы получены органом регистрационного учета (миграционной службой). В функции МФЦ входит передача документов в соответствующую государственную структуру, на что требуется дополнительное время. Чаще всего это не более двух-трех дней. Таким образом, срок предоставления услуги увеличивается незначительно, а вот уровень удобства для клиента - напротив.
По информации самих центров, очередей в них практически не наблюдается. Например, в Москве более 15 минут ожидают приема всего 1% клиентов МФЦ. Режим работы в учреждениях разных городов установлен таким образом, чтобы посетители смогли воспользоваться их услугами в нерабочее время. Есть отделения, работающие до 21:00, а также по субботам. А в столице России пошли еще дальше - здесь центры работают с 8:00 до 20:00 ежедневно без выходных. Стоит обратить внимание, что для получения некоторых услуг необходимо заранее записаться на прием через сайт МФЦ.
Деятельность МФЦ регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года. Он устанавливает принципы организации службы, права и обязанности самих центров, а также государственных органов в плане сотрудничества с МФЦ. Госуслуги оказываются на основе соглашений о взаимодействии органов друг с другом и со службой «одного окна». В соответствии с этим законом, на муниципальные и государственные органы накладывается обязанность предоставлять МФЦ необходимые сведения, а также доступы к информационным системам, в которых такие сведения содержатся.
Более конкретные правила организации и работы подразделений МФЦ установлены в постановлении правительства № 1376 от 22 декабря 2012 года. Оно определяет минимальные нормативные требования к таким параметрам, как материально-техническое и информационное обеспечение МФЦ, режим работы, расположение, площадь помещения центра (офиса), количество окон и некоторым другим. Вопрос взаимодействия центров с государственными и муниципальными органами и порядок заключения соглашений освещен в упомянутом выше постановлении правительства № 797. Этот документ также определяет перечень услуг, которые реализуются через центры и офисы службы «одного окна».
Проектом по внедрению и развитию службы многофункциональных центров руководит Министерство экономического развития России. За тем, чтобы строились и создавались новые офисы службы МФЦ, следят региональные власти и органы местного самоуправления. Развивать сеть центров регионам поручено в основном за счет собственных средств, однако они при необходимости могут получить помощь федерального бюджета.
В последние три года Минэкономразвития активно развивало проект МФЦ - адреса новых подразделений то и дело появлялись на картах российских городов. В конце 2014 года пришло понимание того, что МФЦ нужно сменить имя. С тех пор начался ребрендинг системы многофункциональных центров - сервис получил название «Мои документы». Под этим именем открываются новые офисы и функционируют старые. Обновленная служба «одного окна» работает под девизом «На все случаи жизни». Куратор проекта - Минэкономразвития - разработало единый стандарт предоставления услуг для всех центров и офисов страны, в каких бы регионах они ни находились. В ведомстве говорят, что ставят себе цель сделать по-настоящему дружелюбный и клиентоориентированный сервис, который бы мог стать надежным помощником человека в процессе общения с государственными структурами и облегчить получение самых разных документов.
Сегодня функции МФЦ постоянно расширяются. В планах Минэкономразвития постепенно внедрить полное сопровождение человека на протяжении всей его жизни. А, точнее, в следующих жизненных ситуациях:
Это те моменты в жизни, когда человеку особенно важно не отвлекаться на «бумажные» дела, а как можно быстрее заняться решением сложившейся ситуации.
Если планам ведомства суждено сбыться, то, возможно, не за горами время, когда рядовой россиянин за свою жизнь так и не повстречает ни одного чиновника. А если серьезно, то положительный эффект от деятельности центров невозможно не заметить. Многие соотечественники давно успели оценить работу МФЦ. Отзывы, которые они оставляют, в целом говорят о том, что данное нововведение очень полезное. Да, стоит признать, что пока не все идеально. И многие центры и офисы службы не имеют возможности оказывать полный набор услуг. Но нужно учесть тот факт, что российская служба «одного окна» пока находится на стадии становления. И работа по ее развитию и улучшению пока еще не закончена.