Государственные (муниципальные) услуги (работы)

15.10.2019

Осуществляемую в рамках их компетенции и направленную на реализацию интересов и прав, обеспечение выполнения обязанностей лиц, ее инициировавших. Ее финансирование осуществляется за счет средств бюджета соответствующего уровня (федерального или регионального). Нормативными актами также предусмотрено такое понятие, как муниципальные услуги . Эту деятельность, соответственно, осуществляют уполномоченные структуры МО. Она финансируется за счет средств местного бюджета.

Межведомственное взаимодействие Федеральный закон № 210-ФЗ

Для повышения качества и сокращения сроков предоставления муниципальных и госуслуг была проведена административная реформа. В результате нее в 2010 г. вступил в действие нормативный акт, регламентирующий деятельность уполномоченных органов (ФЗ № 210). Одним из ключевых моментов организации работы компетентных структур стало с 2010 г. не вправе требовать от физлиц и юрлиц документы, которые имеются в распоряжении госструктур. С момента вступления в действие нормативного акта было направлено порядка 3 млн запросов - именно такое количество раз граждане не тратили свое время в очередях за справками. Положения ФЗ № 210 распространяются и на муниципальные услуги. С 2012 г. в каждом МО действуют новые правила и запреты.

СМЭВ

На начальном этапе перехода на требовалось создать полноценную электронную систему обмена сведениями. Для реализации этой задачи была сформирована СМЭВ. С 2011 г. все уполномоченные структуры перешли на электронное межведомственное взаимодействие. Государственные органы оказывают порядка 400 услуг. Более 1400 документов структуры должны получать друг от друга и не могут требовать их от граждан.

Положительные моменты

Процесс перехода на оказал влияние не только на техническую сторону деятельности уполномоченных структур. Применение новых правил позволило существенно оптимизировать внутренние операции, сформировать у сотрудников новые компетенции, устранить противоречия, существовавшие в требованиях. К примеру, было выявлено более 260 избыточных документов, которые госструктуры запрашивали у граждан.

Концепция Минэкономразвития

Она была разработана в конце 2013 г. Основной темой концепции выступает оптимизация механизмов планирования и реализации межведомственного взаимодействия государственных органов . В ней определены ключевые направления дальнейшего развития системы. В их числе:

  1. Увеличение количества участников межведомственного взаимодействия (включение в систему подведомственных структур, кредитных и прочих организаций).
  2. Повышение качества сведений, размещенных в Едином реестре.
  3. Распространение межведомственного взаимодействия на контрольно-надзорную сферу деятельности.
  4. Оптимизация правил разработки регламентов.
  5. Создание юридических оснований для взаимодействия госструктур разных регионов.

В рамках административной реформы были откорректированы положения более 100 ФЗ. В результате были устранены препятствия для организации межведомственного взаимодействия органов государственной власти .

Защита прав юрлиц и ИП

В качестве одного из важнейших направлений реформы административной системы стало ограничение вмешательства госструктур в экономическую деятельность, устранение излишнего регулирования и смягчение барьеров для бизнеса. Для реализации поставленных задач было решено использовать успешный опыт внедрения порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти в сфере госконтроля (надзора). В качестве правовой основы выступил ФЗ № 306 от 03.11.2015 г. В нормативном акте предусмотрено распространение механизма взаимодействия между ведомствами на реализацию контрольно-надзорных функций. Этот закон определил новый этап становления системы контроля.

Нюансы применения норм

Следует учитывать, что Закон о межведомственном взаимодействии государственных органов предусматривает использование механизма не для всех категорий документов. В ФЗ № 210 установлен закрытый перечень бумаг личного хранения. Их заявители обязаны предоставлять лично. В Росреестр субъекты предоставляют:


Какие документы можно не предоставлять в Росреестр?

Регламент межведомственного взаимодействия органов государственной власти предусматривает перечень бумаг, которые заявитель вправе не предъявлять для проведения госрегистрации прав на недвижимость и сделок с ней либо для осуществления кадастрового учета такого имущества. В список входят:


Заявитель вправе самостоятельно предъявить указанные выше бумаги по собственному желанию.

Запрос


Требования указанных выше пунктов не распространяются на запросы о предоставлении информации и документов в рамках информационного межведомственного взаимодействия с использованием системы СМЭВ и подключаемых к ней региональных баз.

Сроки

Подготовка и направление ответа на полученный межведомственный запрос о предоставлении информации и документации, предусмотренной в п. 2 ч. 1 7 статьи ФЗ № 210, для оказания муниципальной/госуслуги должны осуществляться в течение 5 дней (рабочих). При осуществлении кадастрового учета или госрегистрации прав на недвижимость срок сокращается до 2-х дн. Исчисление осуществляется с даты поступления запроса в организацию/орган, предоставляющие сведения или документацию, если другие периоды не закреплены федеральным законодательством, принятыми в соответствии с ними региональными законами, а также нормативными актами Правительства.

Заключение

Межведомственное взаимодействие, осуществляемое в целях получения и предоставления информации и документации, предусмотренных в п. 2 ч. 1 7 статьи ФЗ № 210, в электронном виде регламентируется Положением о СМЭВ. Оно утверждается правительственным постановлением и нормативными актами, принятыми в соответствии с ним высшими исполнительными структурами региональной власти. Правила и документации могут устанавливаться актами субъекта РФ, органа территориального самоуправления с учетом положений ФЗ № 210. Несвоевременное предоставление или непредоставление организацией/органом сведений и бумаг, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 7, по полученному запросу не выступает основанием для отказа заявителю в оказании ему муниципальной/госуслуги. Служащий, не представивший требуемого документа или информации, находящихся в распоряжении соответствующей организации/органа, несет дисциплинарную, административную или иную ответственность, предусмотренную нормативными актами РФ. Санкции также предусмотрены для лиц, несвоевременно направивших ответ на запрос.

Государственная (муниципальная) услуга (работа) - услуга (работа), оказываемая (выполняемая) органами государственной власти (органами местного самоуправления), государственными (муниципальными) учреждениями и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, иными юридическими лицами. В связи с использованием в законодательстве Российской Федерации близких терминов и понятий, необходимо различать понятия услуг, оказываемых в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее – Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ), и услуг, оказываемых в контексте Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ.
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регламентирует предоставление государственных (муниципальных) услуг органами власти в ходе реализации ими своих функций при осуществлении возложенных на них или переданных с другого уровня полномочий (например, выдача разрешения на строительство, предоставление выписки из реестра недвижимого имущества).

Потребителями этих услуг являются только физические или юридические лица (за исключением государственных органов и их территориальных органов, органов государственных внебюджетных фондов и их территориальных органов, органов местного самоуправления).
Данные услуги предоставляются по запросам указанных лиц (заявителей) в соответствии с административными регламентами.
Кроме того, Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ регулирует правоотношения при оказании услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных (муниципальных) услуг в контексте данного закона (например, выдача справки о состоянии здоровья, которая необходима для получения государственной услуги «выдача водительского удостоверения»). Такие услуги могут оказываться заявителю, в том числе, на платной основе в соответствии с требованиями статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ.
Положения Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ, которому посвящен настоящий раздел официального сайта Минфина России применяются к услугам, которые оказывают не органы власти, а подведомственные им учреждения в рамках определенных для этих учреждений заданий (например, реализация образовательных программ, оказание первичной медицинской помощи, хранение архивных документов). Потребителями таких услуг являются физические или юридические лица, а также органы власти.

Принято следующее условное разделение государственных услуг и государственных работ:
Услуга – это результат деятельности учреждения в интересах определенного физического (юридического) лица – получателя услуги (например, реализация образовательных программ среднего профессионального образования, первичная медико-санитарная помощь, библиотечное обслуживание пользователей библиотеки).
Работа – это результат деятельности учреждения в интересах неопределенного количества лиц или общества в целом (например, создание театральной постановки, организация выставок и соревнований, благоустройство территории).
Для «услуги» характерно определенное число потребителей и однородность оказываемой им услуги, как следствие, объем оказания услуги может быть измерен, и норматив затрат может быть рассчитан на единицу оказания услуги. Для «работы» оценить точное количество потребителей затруднительно, а сами работы значительно отличаются по своей сути, в результате нормирование затрат на единицу работы, как правило, не возможно.

Ведомственные перечни услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральным органам исполнительной власти государственными учреждениями, в основной сфере деятельности.

Государственное задание федеральному государственному учреждению формируется на основании ведомственного перечня услуг (работ) оказываемых (выполняемых) подведомственными федеральному органу исполнительной власти государственными учреждениями (далее – ведомственный перечень).
То есть, государственное задание (и как следствие, субсидия на финансовое обеспечение его выполнения), распространяется только на те услуги (работы), которые включены в ведомственный перечень.
Пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671 предусмотрено, что ФОИВ, осуществляющие функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, вправе утвердить базовые (отраслевые) перечни государственных услуг (работ), оказываемых (выполняемых) федеральными учреждениями в установленной сфере деятельности (далее – базовые перечни). При этом определено, что показатели ведомственных перечней могут быть дополнены и детализированы, но не должны противоречить показателям базовых перечней.

Следовательно, функции базового и ведомственного перечней разные:
Базовые перечни должны обеспечить единообразие представления аналогичных услуг во всех ведомственных перечнях.
Ведомственные перечни формируются федеральным органом исполнительной власти, выполняющим функции и полномочия учредителя на основании базовых (если таковые утверждены в соответствующей сфере деятельности) и определяют услуги (работы) выполняемые государственными учреждениями, подведомственными им.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 02.09.2010 № 671, федеральные органы исполнительной власти сформировали и утвердили Ведомственные перечни, разместили их в сети Интернет.
Вы можете ознакомиться с и с , размещенными в сети Интернет на официальных сайтах федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений.
Решение о формировании перечней государственных (муниципальных) услуг (работ) оказываемых (выполняемых) государственными (муниципальными) учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования) принимаются самим субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием).
В целях реализации положений Федерального закона от 08.05.2010 № 83- ФЗ Минфин России рекомендует высшим органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации выбрать один из двух рекомендуемых ниже подходов:
1) формирование двухуровневой структуры перечня услуг, состоящей из отраслевого перечня услуг и ведомственного перечня услуг. Такой подход может применяться в случае, если в субъекте Российской Федерации разработана региональная программа социально-экономического развития и есть определенная позиция отраслевых органов исполнительной власти по осуществлению региональной политики в сферах деятельности;
2) формирование единого перечня услуг, в данном случае перечень услуг формируется учредителем в целях последующего формирования заданий для подведомственных учреждений. Перечень услуг утверждается правовым актом учредителя.

Возможность осуществления платных государственных (муниципальных) услуг.

В соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации учреждение имеет право оказывать услуги на платной основе только сверх задания. Учреждение не имеет права отказаться от выполнения данного государственного (муниципального) задания в пользу оказания услуг на платной основе (статья 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона). Сверх установленного задания учреждение вправе оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, за плату физическим и юридическим лицам на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. При этом для бюджетных учреждений учредителем устанавливается порядок определения указанной платы, если иное не предусмотрено федеральным законом, а для автономных учреждений не предусмотрено установления федеральными законами порядка оказания таких услуг.

"Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров", 2010, N 10
КОММЕНТАРИЙ
К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ ОТ 27.07.2010 N 210-ФЗ
"ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ"
Устранение юридических пробелов
Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ определены принципы и процедуры предоставления государственных (муниципальных) услуг, условия и порядок их оплаты, права заявителей и обязанности органов власти.
В этом Законе дается понятие государственной услуги как деятельности по реализации функций соответствующего федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов РФ, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных федеральными и региональными нормативными правовыми актами полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В Законе N 210-ФЗ проводится разграничение между государственными и муниципальными услугами. Так, под муниципальной услугой, предоставляемой органом местного самоуправления, понимается деятельность по реализации функций этого органа, осуществляемая по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и уставами муниципальных образований.
В последние годы в России стали активно образовываться и развиваться многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых располагаются государственные органы (регистрационная палата, кадастровая палата, БТИ, паспортный стол и др.), а также различные консультационные центры, адвокатские конторы, нотариусы и т.д. Заявителю не требуется ходить по разным адресам, и все свои вопросы можно решить в многофункциональном центре. Однако законодательного определения понятия "многофункциональный центр" не было, что вызывало различные его толкования. Данную законодательную брешь убрал Закон N 210-ФЗ. В соответствии с ним многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - это российская организация независимо от организационно-правовой формы, отвечающая требованиям Закона N 210-ФЗ и уполномоченная на организацию предоставления таких услуг, в т.ч. в электронной форме, по принципу "одного окна".
В последние годы активно развивается предоставление государственных и муниципальных услуг в электронной форме, несмотря на отсутствие их юридического определения. Закон N 210-ФЗ под таковым понимает предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, в т.ч. портала государственных и муниципальных услуг, многофункциональных центров, универсальной электронной карты и других средств, включая электронное взаимодействие между государственными органами, органами местного самоуправления, организациями и заявителями. Под заявителями понимаются физические или юридические лица (за исключением государственных органов, государственных внебюджетных фондов и их территориальных подразделений, органов местного самоуправления) либо их уполномоченные представители, обратившиеся в орган, предоставляющий государственные или муниципальные услуги, с запросом о предоставлении данной услуги, выраженным в устной, письменной или электронной форме.
Регламент предоставления услуг
Важным аспектом Закона N 210-ФЗ является определение основных принципов предоставления государственных и муниципальных услуг, в частности:
- правомерности предоставления государственных и муниципальных услуг органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- заявительного порядка обращения за предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- правомерности взимания с заявителей государственной пошлины и платы за предоставление государственных и муниципальных услуг;
- открытости деятельности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги;
- доступности обращения за предоставлением и предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. для лиц с ограниченными возможностями;
- возможности получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя.
Закон N 210-ФЗ определяет права заявителей при получении государственных и муниципальных услуг:
- получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом их предоставления;
- получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в т.ч. в электронной форме;
- получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- досудебное (внесудебное) рассмотрение жалоб (претензий) в процессе получения государственных и муниципальных услуг;
- получение государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре в соответствии с соглашениями, заключенными между этим центром и органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, с момента вступления в силу соответствующего соглашения о взаимодействии.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, обязаны:
- предоставлять их в соответствии с административными регламентами;
- обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя;
- представлять в иные государственные органы, органы местного самоуправления, организации документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, а также получать от иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций такие документы и информацию (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- исполнять иные обязанности в соответствии с требованиями административных регламентов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя:
- предоставления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- предоставления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.).
При предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме должны выполняться следующие требования:
- предоставление в установленном порядке информации заявителям и обеспечение доступа заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах;
- подача заявителем запроса и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, и их прием с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг;
- получение заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- взаимодействие органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- получение заявителем результата предоставления государственной или муниципальной услуги, если иное не установлено федеральным законом;
- иные действия, необходимые для предоставления государственной или муниципальной услуги.
В целом все государственные и муниципальные услуги подлежат включению в соответствующие реестры. При этом предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами. Сама структура административного регламента должна содержать разделы, устанавливающие:
- общие положения;
- стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги;
- состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в т.ч. особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
- формы контроля за исполнением административного регламента;
- досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, органа, предоставляющего муниципальную услугу, а также должностных лиц, государственных или муниципальных служащих.
Независимая экспертиза
Разработку проекта административного регламента осуществляет орган, предоставляющий государственную или муниципальную услугу. Проект подлежит размещению в Интернете на официальном сайте органа, являющегося его разработчиком. Далее проекты административных регламентов подлежат независимой экспертизе и экспертизе, проводимой уполномоченным органом государственной власти или уполномоченным органом местного самоуправления. Предметом независимой экспертизы является оценка возможного положительного эффекта, а также возможных негативных последствий реализации положений проекта административного регламента для граждан и организаций.
Независимая экспертиза может проводиться физическими и юридическими лицами в инициативном порядке за счет собственных средств (за исключением физических и юридических лиц, принимавших участие в разработке проекта административного регламента, а также организаций, находящихся в ведении органа, являющегося его разработчиком). По результатам независимой экспертизы составляется заключение, которое направляется в орган - разработчик административного регламента. Этот орган обязан рассмотреть все поступившие заключения и принять решение по результатам каждой такой экспертизы.
Непоступление заключения независимой экспертизы в орган, являющийся разработчиком административного регламента, в срок, отведенный для ее проведения, не является препятствием для проведения экспертизы уполномоченными органами государственной власти или местного самоуправления, а также последующего утверждения административного регламента.
В свою очередь, предметом экспертизы проектов административных регламентов, проводимой уполномоченными органами государственной власти или органами местного самоуправления, является оценка их соответствия требованиям, предъявляемым к ним, а также оценка учета результатов независимой экспертизы в проектах административных регламентов.
Порядок разработки и утверждения административных регламентов исполнительными органами государственной власти субъекта РФ устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти данного субъекта. А порядок разработки и утверждения административных регламентов предоставления муниципальных услуг устанавливается местной администрацией.
В Законе N 210-ФЗ четко прописан стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги, который предусматривает:
- наименование государственной или муниципальной услуги;
- наименование органа, их предоставляющего;
- результат предоставления государственной или муниципальной услуги;
- срок предоставления государственной или муниципальной услуги;
- правовые основания для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с законодательными или иными нормативными правовыми актами для предоставления государственной или муниципальной услуги;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме указанных выше документов;
- исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной или муниципальной услуги, и способы ее взимания;
- максимальный срок ожидания в очереди при подаче запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и при получении результата их предоставления;
- срок регистрации запроса заявителя о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- требования к помещениям, в которых предоставляются государственные и муниципальные услуги, к залу ожидания, местам для заполнения запросов о предоставлении государственной или муниципальной услуги, информационным стендам с образцами их заполнения и перечнем документов, необходимых для предоставления каждой государственной или муниципальной услуги;
- показатели доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
- иные требования, в т.ч. учитывающие особенности предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах и в электронной форме.
Многофункциональные центры
Отдельное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено особенности организации предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах. Так, предоставление этих услуг осуществляется после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами, их предоставляющими, осуществляется многофункциональным центром без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии.
В целом многофункциональные центры, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, осуществляют:
- прием запросов заявителей о предоставлении государственных или муниципальных услуг;
- представление интересов заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги;
- представление интересов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями;
- информирование заявителей о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах, о ходе выполнения соответствующих запросов, а также по иным вопросам, связанным с предоставлением государственных и муниципальных услуг;
- взаимодействие с государственными органами и органами местного самоуправления по вопросам предоставления государственных и муниципальных услуг;
- выдачу заявителям документов органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, по результатам их предоставления;
- прием, обработку информации из информационных систем органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и выдачу заявителям на основании такой информации документов, если это предусмотрено соглашением о взаимодействии;
- иные функции, указанные в соглашении о взаимодействии.
При реализации своих функций многофункциональные центры вправе запрашивать документы и информацию, необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг, в органах, предоставляющих данные услуги, а также получать от этих органов такие документы и информацию. При этом при реализации своих функций многофункциональные центры не вправе требовать от заявителя:
- представления документов и информации или осуществления действий, не предусмотренных нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственной или муниципальной услуги;
- представления документов и информации, находящихся в распоряжении органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления;
- осуществления действий, в т.ч. согласований, необходимых для получения государственных и муниципальных услуг и связанных с обращением в иные государственные органы или органы местного самоуправления.
В свою очередь, при реализации своих функций в соответствии с соглашениями о взаимодействии многофункциональный центр обязан:
- предоставлять на основании запросов и обращений федеральных государственных органов и их территориальных подразделений, органов государственных внебюджетных фондов, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц необходимые сведения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности многофункционального центра;
- обеспечивать защиту информации, доступ к которой ограничен в соответствии с федеральным законом, а также соблюдать режим обработки и использования персональных данных;
- соблюдать требования соглашений о взаимодействии;
- осуществлять взаимодействие с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, в соответствии с соглашениями о взаимодействии, нормативными правовыми актами, регламентом деятельности многофункционального центра.
Кроме того, в Законе N 210-ФЗ предусмотрено, что органы, предоставляющие государственные и муниципальные услуги в многофункциональных центрах, обеспечивают:
- их предоставление при условии соответствия многофункциональных центров требованиям, установленным Законом N 210-ФЗ;
- доступ многофункциональных центров к информационным системам, содержащим необходимые для предоставления государственных и муниципальных услуг сведения;
- предоставление на основании запросов многофункциональных центров необходимых сведений по вопросам, относящимся к предоставлению государственных и муниципальных услуг;
- осуществление иных обязанностей, указанных в соглашении о взаимодействии.
В Законе N 210-ФЗ подчеркивается: предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах осуществляется на основании соглашений о взаимодействии. Данные соглашения должны содержать:
- наименования сторон;
- предмет соглашения о взаимодействии;
- перечень государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в многофункциональном центре;
- права и обязанности органа, предоставляющего государственные и муниципальные услуги;
- права и обязанности многофункционального центра;
- порядок информационного обмена;
- ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей;
- срок действия соглашения о взаимодействии;
- материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в многофункциональном центре.
Электронный документооборот
В России в последние годы происходит активное развитие электронного документооборота. Однако для полноценного развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме до настоящего времени не хватало их документального регулирования. Данную проблему частично должно решить принятие рассматриваемого Закона. Закон N 210-ФЗ предусматривает создание единого портала государственных и муниципальных услуг, который является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей предоставление этих услуг в электронной форме и доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение реестров соответственно государственных и муниципальных услуг. Органы государственной власти субъектов РФ вправе создавать аналогичные региональные порталы.
В целом единый портал государственных и муниципальных услуг должен обеспечивать:
- доступ заявителей к сведениям о государственных и муниципальных услугах, предназначенным для распространения с использованием Интернета и размещенным в государственных и муниципальных информационных системах, обеспечивающих ведение их реестров;
- доступность для копирования и заполнения в электронной форме запроса и иных документов, необходимых для получения государственной или муниципальной услуги;
- возможность подачи заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для ее получения;
- возможность получения заявителем сведений о ходе выполнения запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги;
- возможность получения заявителем с использованием информационно-телекоммуникационных технологий результатов предоставления государственной или муниципальной услуги (данный пункт вступает в силу с 1 июля 2011 г.);
- возможность уплаты заявителем государственной пошлины и внесения платы за предоставление государственных и муниципальных услуг и услуг, необходимых и обязательных для их предоставления, дистанционно в электронной форме.
Универсальные карты
Значительное внимание в Законе N 210-ФЗ уделено понятию "универсальная электронная карта". Эта карта представляет собой материальный носитель, содержащий зафиксированную на нем в визуальной (графической) и электронной (машиносчитываемой) формах информацию о ее пользователе и обеспечивающий доступ к информации о пользователе, используемой для удостоверения его прав на получение государственных и муниципальных услуг, а также иных услуг, в т.ч. для совершения в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, юридически значимых действий в электронной форме. Пользователем универсальной электронной карты может быть гражданин Российской Федерации, а также (в случаях, предусмотренных федеральными законами) иностранный гражданин либо лицо без гражданства.
Универсальная электронная карта является документом, удостоверяющим личность гражданина, права застрахованного лица в системах обязательного страхования, иные права. Она также является документом, удостоверяющим право гражданина на получение государственных, муниципальных услуг и иных услуг. Универсальная электронная карта должна содержать следующие визуальные (незащищенные) сведения:
- фамилию, имя и отчество пользователя универсальной электронной карты;
- фотографию заявителя;
- номер универсальной электронной карты и срок ее действия;
- контактную информацию уполномоченной организации субъекта РФ;
- страховой номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.
Универсальная электронная карта хранится у ее пользователя и не может быть использована для получения государственных или муниципальных услуг другими лицами. Такая карта должна иметь федеральные электронные приложения, обеспечивающие:
- идентификацию пользователя универсальной электронной карты в целях получения им при ее использовании доступа к государственным услугам и услугам иных организаций;
- получение государственных услуг в системе обязательного медицинского страхования (полис обязательного медицинского страхования);
- получение государственных услуг в системе обязательного пенсионного страхования (страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования);
- получение банковских услуг (электронное банковское приложение).
С 1 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. включительно универсальные электронные карты будут бесплатно выдаваться гражданам на основании соответствующих заявлений.
С 1 января 2014 г. универсальная электронная карта будет выдаваться на бесплатной основе гражданам, не подавшим до 1 января 2014 г. заявление о выдаче им универсальной электронной карты и не обратившимся с заявлениями об отказе от ее получения.
В случае утраты универсальной электронной карты либо ее добровольной замены гражданин вправе обратиться в уполномоченную организацию субъекта РФ с заявлением о выдаче дубликата или о замене. В течение месяца со дня подачи гражданином такого заявления указанные организации на основании записи в реестре универсальных электронных карт о пользователе выдают ему дубликат указанной карты по предъявлении им документа, удостоверяющего личность.
В целом Закон N 210-ФЗ направлен на развитие электронной формы предоставления государственных и муниципальных услуг. С его принятием региональные власти будут обязаны создать такую систему по предоставлению государственных и муниципальных услуг, в т.ч. через государственные информационные порталы в Интернете и многофункциональные центры.
Для повышения доступности государственных и муниципальных услуг с 1 января 2012 г. планируется ввести универсальные электронные карты.
С их помощью граждане будут обращаться за получением данных услуг, совершать юридически значимые действия в электронной форме.
В будущем карта может заменить паспорт, медицинский полис, страховое пенсионное свидетельство и банковскую карточку.
Закон N 210-ФЗ вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением отдельных его норм.
М.В.Беспалов
К. э. н.,
доцент
кафедры бухгалтерского
учета и аудита
Тамбовского государственного
университета им. Г.Р.Державина
Подписано в печать
16.09.2010

Согласно Федеральному закону 210, каждый гражданин имеет право подать заявление в государственное, федеральное или муниципальное учреждение для решения определенных вопросов. Учреждения же имеют право рассмотреть и принять решение об отказе или принятии и согласии на выполнение услуги.

Описание ФЗ 210

Федеральный закон об организации предоставления государственных услуг принят Государственной Думой 7 июля 2010 года, а одобрен Советом Федерации 14 июля 2010 года. Последние изменения были в него внесены 28 декабря 2016 года. имеет 7 глав и 30 статей. Этот закон регулирует правоотношения между гражданами и органами исполнительной власти, государственными и федеральными органами при предоставлении услуг.

  • Первая глава описывает общие положения закона. Описаны цели, задачи и сфера действия, на которую этот закон распространяется. Дан список понятий и терминов, использующихся в законе и их определения. Написано по каким принципам работают государственные органы, какие у них обязанности и права граждан при получении услуг;
  • Во второй главе оформлены основные требования и условия, при которых граждане могут получить услугу. Дан список требований к правоотношениям и взаимодействиям между сотрудниками органов и гражданами, обращающимися к ним. Описаны условия оплаты государственных пошлин и отдельных дополнительных услуг, предоставляемых государственными и муниципальными органами. Описаны и требования предоставления и оплаты услуг, являющихся обязательными для граждан. Описан учет и записи в реестр, а также требования к организациям, предоставляющим услуги. У второй главы есть подпункт, в котором написано, что гражданин имеет право подать письменную досудебную жалобу на решение или действие сотрудников органов;
  • В гл. три описан регламент для государственных и муниципальных органов, условия разработок проектов, требования к структуре административных регламентов и т. д.;
  • В четвертой гл. описаны особенности предоставления услуг гражданам от муниципальных и государственных органов в многофункциональных центрах. Дан список прав, обязанностей и полномочий сотрудников таких центров. Описана ответственность работников центров при нарушении прав граждан или при нарушении условий и требований предоставления услуг;
  • В пятой описана система информационных технологий и технологий телекоммуникационной связи, которые используют сотрудники органов и центров. Предоставлен список требований, форма учета и описан вид реестра, порядок внесения граждан в списки и т. д.;
  • Шестая глава утратила силу, была отменена 28 декабря 2016 года. В ней описывалась выдача гражданам электронных карт;
  • В седьмой гл. оформлены дополнительные положения, даты вступления в силу настоящего закона, заключительные условия закона.

Согласно федеральному закону 210, предоставлять гражданам государственные и муниципальные услуги могут федеральные исполнительные органы власти, органы местного самоуправления, административные местные органы, внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Подробности о последних коррективах в ФЗ 143

Срок предоставления услуг согласно закону

Согласно ФЗ 210 об организации предоставления государственных услуг, в случае, если органы отказываются предоставлять паспорт гражданину, они обязаны в течение одного дня сообщить ему об этом и назвать или написать причину отказа. Отказ может быть отправлен лицу по электронной почте или в другом электронном виде.

Вам будет интересно: ФЗ об экологической экспертизой с последними изменениями на 2018 год. Ссылка

Срок принятия решения органами не должен превышать:

  • В течение одного месяца с момента подачи документов по месту жительства;
  • В течение четырех месяцев с момента подачи документов не по месту жительства;
  • В течение трех месяцев с момента подачи документов, если лицо обладает сведениями государственной важности или информацией о государственной тайне;
  • В течение трех рабочих дней с момента подачи документов при условии наличия медицинской справки с информацией о необходимости экстренного лечения гражданина за пределами Российской Федерации.

Сроки при оформлении паспорта гражданином или сроки отказа государственными органами:

  • Три дня с момента подачи документов, при условии наличия медицинской справки об экстренном лечении лица за пределами РФ;
  • 100 дней с момента подачи документов не по месту жительства;
  • 70 дней с момента подачи документов при обладании гражданином сведений государственной важности;
  • 20 дней с момента подачи документов по месту жительства.

При доплате и личном обращении в органы, паспорт может быть выдан в течение одного рабочего дня.

Последние поправки

Последние изменения были внесены в ФЗ о госуслугах 28 декабря 2016 года, при принятии Федерального закона номер 471. Самое важное изменение, произошедшее в том году, была отмена шестой главы. Также во второй статье, в пункте 6, исключили фразу «а также использование универсальной электронной карты».

В первой части первой статьи описана цель создания и принятия настоящего закона государством. Оформлена сфера, на которую этот закон распространяется, сфера предоставления государственных и муниципальных услуг, осуществляя исполнительно - распорядительные полномочия.

Согласно четвертой статье, основными принципами обслуживания граждан считаются:

  • Все услуги, предоставляемые государственными службами и организациями, должны быть правомерными;
  • Гражданин вправе получить услуги по электронной почте или в другом желаемом виде, если это соответствуют законодательству Российской Федерации;
  • Обращение в службу должно быть в форме заявления;
  • Каждый гражданин, включая лица с ограниченными возможностями здоровья, имеет право обратиться в органы по интересующим вопросам;
  • Взимаемая за обращение и выполненные задачи плата обязательно правомерна;
  • Вся деятельность, совершаемая и предоставляемая гражданам государственными, федеральными и муниципальными органами открыта, со свободным доступом.

Согласно шестому пункту седьмой статьи государственные и муниципальные учреждения вправе требовать от лиц следующие документы:

  • Паспорта, другие удостоверения личности, включая документы, удостоверяющие личность военнослужащего, иностранного лица или лица без гражданства. Это могут быть бумаги с видом на жительство или удостоверения беженца;
  • Данные статистики от юридических лиц или индивидуальных предпринимателей;
  • Бумаги о постановке на воинский учет;
  • Ведомственные награды, полученные от государства, письменные благодарности, документы о премиях или знаки отличия;
  • Свидетельства о гос. регистрации актов гражданского состояния;
  • Бумаги или удостоверения о разрешении гражданину получить социальную помощь и поддержку;
  • Документы на разрешение использования и вождения особых, специальных транспортных средств;
  • Свидетельства медицинских или социальных экспертиз, выдаваемые государственными и федеральными учреждениями;
  • Технический осмотр и обслуживание транспортного средства;
  • Документы, определяющие права гражданина на владение недвижимостью, не зарегистрированные в Едином государственном реестре;
  • Регистрационные бумаги на транспортное средство;
  • Любые документы, выданные органами опеки и попечительства;
  • Бумаги, определяющие трудовой стаж, зарплату и трудовую деятельность лица, включая документы о случаях болезни или производственной травмы;
  • Учредительные бумаги юридического лица;
  • Свидетельства или удостоверения о прохождении военного обучения, получения образования, ученой степени и т. д.;
  • Любые документы, предоставленные в ходе судебных разбирательств, уголовных дел, судопроизводства и т. д.;
  • Бумаги из Архивного фонда Российской Федерации;
  • Справки из органов или организаций здравоохранения.

В восьмой статье написано, что государственные и муниципальные услуги предоставляются гражданам бесплатно. Однако, государственная пошлина может взиматься в виде налогов или сборов. Оплата госпошлины может быть произведена в соответствии с другими законами и правовыми актами Российской Федерации.

Скачать федеральный закон новой редакции

ФЗ о гос. услугах создан и принят государством для регулировки правоотношений граждан и государственных и федеральных учреждений. Лица могут ознакомиться со своими правами на получение услуг в описываемом законе. В нем также описываются процедуры и процессы, права и обязанности служб.

Многофункциональные центры, оказывающие государственные и муниципальные услуги (МФЦ), начали открываться в России в 2010 году. В последние 3 года этот процесс пошел особенно активно. По информации Министерства экономического развития, сегодня в стране действуют более 2,5 тысячи центров и более 10 тысяч офисов МФЦ. Сеть охватила не только крупные города, но и небольшие населенные пункты. Власти сообщают, что порядка 94% жителей страны имеют возможность обратиться в государственные органы через службу «одного окна». И россияне активно пользуются этой возможностью - только в Москве ежедневно услуги МФЦ получают порядка 70–80 тысяч человек.

Что представляют собой многофункциональные центры

Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг - учреждение, которое является связующим звеном между органами государственной или муниципальной власти и рядовым жителем страны. Проект создавался с целью упростить россиянам доступ к услугам властных органов, которые могут понадобиться в той или иной жизненной ситуации. Разветвленная система центров позволяет гражданину получить услугу неподалеку от места его проживания и без очередей. Кроме того, со своей проблемой он идет не к суровому чиновнику, а к дружелюбному сотруднику в многофункциональный центр. В результате экономится не только время, но и нервы, ведь никто из нас не любит ходить по инстанциям.

Мировой опыт показывает, что создание единой службы существенно повышает эффективность процесса получения гражданами услуг государственных органов. Результаты проведенных социологических исследований говорят о том, что наиболее частыми проблемами, с которыми сталкиваются люди при обращении в «официальные инстанции», являются:

  • очереди;
  • необходимость обращаться повторно;
  • необходимость представлять объемный пакет документов, который надо собрать, посетив другие инстанции;
  • плохо организованный процесс информирования посетителей об услугах органа.

Решить все эти проблемы и призвано внедрение службы «одного окна». Теперь человеку не нужно обивать пороги нескольких учреждений, поскольку все вопросы решаются в одном месте - в МФЦ. Адреса, телефоны и режим работы центров можно найти на их официальных сайтах и на порталах государственных услуг каждого региона.

Как организована работа МФЦ

Служба «одного окна» подразумевает, что услуги государственных органов всех уровней - федерального, регионального и муниципального - оказываются в одном месте. При этом многофункциональные центры и ведомства взаимодействуют между собой на основе заключенных соглашений. Они охватывают порядок обмена документами и информацией, предельные сроки для выполнения процедур и ответственность всех участников процесса.

На практике это работает очень просто - человек обращается со своей проблемой в центр, как к посреднику. Самый банальный пример - посетителю необходимы услуги «паспортного стола» (понадобилась выписка из домовой книги или какая-то аналогичная справка). МФЦ через информационную систему обращается в соответствующий орган, вводит данные клиента и формирует необходимый документ. Другой распространенный пример - оформление регистрации (прописки). При этом, конечно, одним посещением не обойдешься. МФЦ принимает документ гражданина и передает его в соответствующее подразделение Миграционной службы, где и осуществляется регистрация. В установленный срок документ передается обратно в МФЦ, откуда гражданин может его забрать. Обратившись в многофункциональный центр предоставления муниципальных услуг за «пропиской», человек примерно через неделю получает результата, при этом он освобожден от необходимости посещать органы ФМС лично.

В какие органы можно обратиться через службу «одного окна»

Постановлением правительства России № 797 от 27 сентября 2011 года установлен перечень услуг, которые могут быть организованы в многофункциональных центрах. В функции МФЦ входит организация получения услуг, осуществляемых следующими органами и службами:

  • Министерство внутренних дел (МВД) - предоставление сведений о наличии (отсутствии) судимости, о факте уголовного преследования или его прекращении, об административных правонарушениях в сфере правил дорожного движения.
  • Федеральная миграционная служба (с 2016 года действует как подразделение МВД) - прием и выдача документов о постановке на учет по месту жительства или пребывания (в том числе регистрация иностранцев и лиц без гражданства), оформление общегражданского паспорта, прием документов на международный паспорт (пока в МФЦ загранпаспорт полностью не оформляют, а только принимают документы, то есть человеку придется лично явиться за получением паспорта в ФМС).
  • Пенсионный фонд - постановка граждан на учет, выдача сертификата на материнский капитал и рассмотрение заявлений на распоряжение им, прием заявлений на получение льгот или отказ от них, прием заявлений о переходе в негосударственный пенсионный фонд, прием заявлений об установлении пенсии и доплаты к ней, информирование о состоянии пенсионного счета, о социальной помощи, о пенсионном законодательстве и многое другое.
  • Федеральная служба судебных приставов (ФССП) - информирование о наличии исполнительных производств относительно граждан и юридических лиц.
  • Органы ЗАГС - регистрация и расторжения брака, регистрация рождения и смерти человека, выдача справок и выписок.
  • Росреестр - регистрация прав на недвижимость и сделок с ней, постановка на кадастровый учет, предоставление сведений из Реестра недвижимости и Кадастра.
  • Росимущество - предварительное согласование и предоставление земельных участков (с торгами и без таковых), выдача выписок из Реестра федерального имущества.

Кроме того, региональные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (администрации) могут предоставлять через МФЦ госуслуги, перечень которых насчитывает более 70 наименований. Они включают широкий набор услуг в сфере семьи и детства: постановку в очередь на место в детском саду, решение вопросов усыновления детей, начисление льгот и прочие меры поддержки многодетных семей. Помимо этого, можно передать через МФЦ показания приборов учета воды и электричества, встать на учет на биржу труда, инициировать процесс выдачи разрешения на строительство или перепланировку квартиры и получит еще массу разнообразных услуг. Некоторые МФЦ оказывают содействие в получении лицензий, разрешения на установку рекламных конструкций, охотничьего билета и так далее.

Чем МФЦ могут помочь предпринимателям

Функции МФЦ могут быть полезны и для лиц, которые ведут или только собираются начать предпринимательскую деятельность. Среди прочего, они могут обратиться в следующие органы:

  • Федеральная налоговая служба (ФНС) - регистрация физических лиц в качестве ИП и крестьянских хозяйств, предоставление сведений из различных открытых государственных реестров (налогоплательщиков, юридических лиц, предпринимателей, дисквалифицированных лиц), прием заявлений на оформление справки об уплате налогов, информирование граждан по вопросам налогового законодательства.
  • Роспотребнадзор - подача уведомлений предпринимателями, занимающимися отдельными видами деятельности;
  • Фонд социального страхования - прием отчетности, регистрация и снятие с учета предпринимателей, выступающих в качестве страхователей.

Государственные услуги и немного больше

Служба многофункциональных центров не стоит на месте - в законодательстве заложены возможности для расширения ее полномочий. Это значит, что перечень услуг будет расширяться. Например, с конца 2016 года в МФЦ можно будет обменять водительские права или восстановить их в случае утраты (сейчас это возможно только в ГИБДД). Кроме того, в Минэкономразвития говорят о скором вводе в порядке эксперимента возможности для населения получать в МФЦ загранпаспорт без посещения ФМС.

Кроме того, Минэкономразвития рекомендует службам развивать вспомогательные услуги, которые бы сделали обращение клиентов полностью комфортным. Например, установка банкоматов, терминалов оплаты и копировальной техники, предоставление юридических и нотариальных услуг, а также выхода в интернет.

Различие в деятельности МФЦ по регионам

Пока служба «одного окна» в каждом регионе оказывает собственный набор услуг. В некоторых региональных МФЦ (Москва, Санкт-Петербург) предоставляется больше услуг, чем в населенных пунктах меньшего масштаба. Кроме того, внутри одного города разные подразделения службы могут оказывать отличающиеся по своему набору услуги. Самые востребованные из них, такие как прописка или получение справок, выполняются в большинстве подразделений. Более «узкие» услуги, например, консультирование по пенсионным и налоговым вопросам, учет иностранных граждан, взаимодействие с предпринимателями и прочие, реализованы лишь в некоторых офисах и центрах.

Лидер по количеству МФЦ - Москва: в городе создано 163 точки обслуживание клиентов по системе «одного окна». В центрах госуслуг Москвы для посетителей представлен наиболее полный перечень государственных услуг, к тому же они постоянно расширяются. Например, совсем недавно со слов мэра Сергея Собянина стало известно, что вскоре планируется провести эксперимент по оформлению в МФЦ пенсий.

Культурная столица России немного отстает от Москвы по количеству МФЦ - Санкт-Петербург насчитывает 58 таких учреждений. Однако стоит учесть, что и население города в 2,5 раза меньше московского. Поэтому в двух крупнейших городах России охвата жителей центрами госуслуг примерно одинаков - на 70–80 тысяч жителей приходится один центр или офис МФЦ. Санкт-Петербург, как и Москва, предоставляет своим жителям самый широкий набор государственных услуг, который можно получить в службе «одного окна».

Кроме того, лидерами по количеству центров являются Ростовская и Волгоградская области, а также Краснодарский край.

Как быстро можно получит услуги в МФЦ

Каждая государственная услуга имеет установленный законом предельный срок исполнения, который органы не имеют права нарушать. Например, для оформления регистрации по месту жительства (пребывания) этот срок составляет 3 дня с момента, когда документы получены органом регистрационного учета (миграционной службой). В функции МФЦ входит передача документов в соответствующую государственную структуру, на что требуется дополнительное время. Чаще всего это не более двух-трех дней. Таким образом, срок предоставления услуги увеличивается незначительно, а вот уровень удобства для клиента - напротив.

По информации самих центров, очередей в них практически не наблюдается. Например, в Москве более 15 минут ожидают приема всего 1% клиентов МФЦ. Режим работы в учреждениях разных городов установлен таким образом, чтобы посетители смогли воспользоваться их услугами в нерабочее время. Есть отделения, работающие до 21:00, а также по субботам. А в столице России пошли еще дальше - здесь центры работают с 8:00 до 20:00 ежедневно без выходных. Стоит обратить внимание, что для получения некоторых услуг необходимо заранее записаться на прием через сайт МФЦ.

Правовое регулирование

Деятельность МФЦ регулируется Федеральным законом № 210-ФЗ от 27 июля 2010 года. Он устанавливает принципы организации службы, права и обязанности самих центров, а также государственных органов в плане сотрудничества с МФЦ. Госуслуги оказываются на основе соглашений о взаимодействии органов друг с другом и со службой «одного окна». В соответствии с этим законом, на муниципальные и государственные органы накладывается обязанность предоставлять МФЦ необходимые сведения, а также доступы к информационным системам, в которых такие сведения содержатся.

Более конкретные правила организации и работы подразделений МФЦ установлены в постановлении правительства № 1376 от 22 декабря 2012 года. Оно определяет минимальные нормативные требования к таким параметрам, как материально-техническое и информационное обеспечение МФЦ, режим работы, расположение, площадь помещения центра (офиса), количество окон и некоторым другим. Вопрос взаимодействия центров с государственными и муниципальными органами и порядок заключения соглашений освещен в упомянутом выше постановлении правительства № 797. Этот документ также определяет перечень услуг, которые реализуются через центры и офисы службы «одного окна».

Проектом по внедрению и развитию службы многофункциональных центров руководит Министерство экономического развития России. За тем, чтобы строились и создавались новые офисы службы МФЦ, следят региональные власти и органы местного самоуправления. Развивать сеть центров регионам поручено в основном за счет собственных средств, однако они при необходимости могут получить помощь федерального бюджета.

Новое имя МФЦ: "Мои документы"

В последние три года Минэкономразвития активно развивало проект МФЦ - адреса новых подразделений то и дело появлялись на картах российских городов. В конце 2014 года пришло понимание того, что МФЦ нужно сменить имя. С тех пор начался ребрендинг системы многофункциональных центров - сервис получил название «Мои документы». Под этим именем открываются новые офисы и функционируют старые. Обновленная служба «одного окна» работает под девизом «На все случаи жизни». Куратор проекта - Минэкономразвития - разработало единый стандарт предоставления услуг для всех центров и офисов страны, в каких бы регионах они ни находились. В ведомстве говорят, что ставят себе цель сделать по-настоящему дружелюбный и клиентоориентированный сервис, который бы мог стать надежным помощником человека в процессе общения с государственными структурами и облегчить получение самых разных документов.

Планы на будущее

Сегодня функции МФЦ постоянно расширяются. В планах Минэкономразвития постепенно внедрить полное сопровождение человека на протяжении всей его жизни. А, точнее, в следующих жизненных ситуациях:

  • при рождении ребенка;
  • при изменении семейного положения - свадьбе или разводе;
  • при изменении имении или фамилии;
  • при смене места жительства или пребывания;
  • при открытии своего дела (регистрации ИП);
  • при оформлении земельного участка, строительстве дома или покупке квартиры;
  • при необходимости восстановить документы из-за их утраты;
  • при выходе на пенсию;
  • при смерти близкого человека;
  • во многих других случаях.

Это те моменты в жизни, когда человеку особенно важно не отвлекаться на «бумажные» дела, а как можно быстрее заняться решением сложившейся ситуации.

Если планам ведомства суждено сбыться, то, возможно, не за горами время, когда рядовой россиянин за свою жизнь так и не повстречает ни одного чиновника. А если серьезно, то положительный эффект от деятельности центров невозможно не заметить. Многие соотечественники давно успели оценить работу МФЦ. Отзывы, которые они оставляют, в целом говорят о том, что данное нововведение очень полезное. Да, стоит признать, что пока не все идеально. И многие центры и офисы службы не имеют возможности оказывать полный набор услуг. Но нужно учесть тот факт, что российская служба «одного окна» пока находится на стадии становления. И работа по ее развитию и улучшению пока еще не закончена.